БАХА-УЛЛА
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вера бахаи родилась в персидском городе Ширазе в ночь на 22 мая 1844 года, когда Али Мухаммед, потомок пророка Мухаммеда, ошеломил своего гостя, Муллу Хусейна, заявлением о том, что он, Али Мухаммед, есть Посланник Бога. Он принял титул Баб, то есть «Врата». Подобно Иоанну Крестителю, Он объявил Себя Предтечей Посланца, высшего, нежели Он Сам, но вместе с тем и независимым Пророком, пришедшим изменить религиозные обычаи, принести молитвы и законы. «Тот, Кого откроет Бог» должен был прийти и заменить проповедь Баба Своей проповедью.
Декларация Баба и Его учение привлекли десятки тысяч последователей, но правящие круги Ирана и религиозные фанатики подвергли приверженцев новой Веры яростным преследованиям.
Не в силах погасить пламя религиозного движения бабидов, власти решились физически уничтожить и Самого Баба.
Он был расстрелян на одной из площадей Табриза 9 июля 1850 года.
Баб оставил немало сочинений. Самое главное из них, называемое Байан, было написано Им в Его бытность узником горных крепостей Иранского Азербайджана.
Следующий период в истории Веры бахаи связан с проповедью Баха-Уллы, Декларация которого, как и предрекал Баб, состоялась через девятнадцать лет после Декларации Баба. Баха-Улла — титул, означающий «Слава Господа»; при рождении же (Тегеран, 12 ноября 1817 года) Он был наречен именем Хусейн Али.
Хусейн Али происходил из благородной, уважаемой и богатой семьи. Перед ним открывалась придворная карьера, но он не интересовался политикой. Его царство было не от сего мира. Узнав о проповеди Баба, Он ср азу стал Его последователем, сознавая, что это повлечет за собой лишения и репрессии как для Него Самого, так и для Его близких. В августе 1852 года Он был заключен в одну из самых ужасных тегеранских темниц. В этой подземной тюрьме, известной как «Черная Яма», Он был окружен ворами и убийцами. Тяжкие цепи и кандалы въедались в Его плоть. Среди мрака и отчаяния этого места в один из кратких промежутков сна Баха-Улле явился «Величайший Дух», произнесший: «Воистину, сделаем Тебя победоносным в Тебе самом и в пере Твоем. Не печалься тому, что выпало Тебе, и не страшись, ибо в безопасности Ты. Отныне подымет Бог сокровища земли — человеков, что помогут Тебе чрез с самого Тебя и чрез имя Твое, коим воскресил Бог сердца тех, что признали Ero».1
Баха-Улла провел в тюрьме четыре месяца; грозившая ему казнь была заменена высылкой за пределы Персии, в Багдад. Именно в этом городе 21 апреля 1863 года и состоялась Декларация Баха-Уллы, радостная весть Его спутникам и друзьям о том, что Он, Баха-Улла, и есть Тот Явитель Бога, о котором предвозвестил Баб.
В Ираке Баха-Улла провел десять лет, причем два года Он прожил отшельником в горах Курдистана близ Сулеймание. После возвращения Баха-Уллы из гор в Багдад и были написаны Семь Долин. Через несколько лет духовное влияние Баха-Уллы в Багдаде вскоре выросло настолько, что достигло нежелательного для властей уровня. Он был выслан сначала в Константинополь, затем — в Адрианополь (Эдирне) и, наконец, в крепость Акка, что в Палестине.
Здесь Баха-Улла провел последние два десятилетия Своей земной жизни и скончался в 1892 году в Бахджи, местечке неподалеку от Акки, куда в наши дни совершают паломничество представители многочисленной общины бахаи всего мира.
Семь Долин Баха-Уллы могут рассматриваться как шедевр мистического сочинения. Это глубокое эссе написано в ответ на вопросы шейха Мухитдина, судьи города Ханакин, что на границе Ирана и Ирака, к северо-востоку от Багдада. Вероятно, шейх изучал философию суфизма, разновидности мистицизма, развывшейся как движение внутри ислама, Цель суфия — достижение присутствия Бога через медитацию и молитву, созерцание и экстаз.
Для описания стадий духовного прогресса суфиями была разработана специальная терминология. Некоторые суфии разделяли точку зрения, что они могут приблизиться к Богу непосредственно, без помощи Мухаммеда или других Пророков. Это учение органично вело к заключению, что суфии были исключением из законов религии и что если не для всех, то, по крайней мере, для них верным руководителем была совесть. Величайшие из персидских мистиков, Джалалудтин Руми и Аль-Газзали, оспаривали эту теорию, утверждая, что только че рез повиновение законам Бога, открытым Его Посланникам и, можно достичь Божественного Присутствия.
Несомненно, шейх Мухитдиын был осведомлен об учении персидского суфия двенадцатого века Фаридуддина Аттара. Наиболее почитаемая работа Аттара называлась Мантикут-Тайр, то есть «Язык Птиц». В ней путешествие души прослеживается на протяжении Семи Долин: Поиска, Любви, Знания, Отрешения, Соединения, Изумления и Исчезновения. В своей персидской поэме Семь Долин Баха-Улла использовал похожее, однако не идентичное разделение дорог и души к цели ее бытия на семь стадий. Предмет поэмы — внутренние истины религии — в высшей степени независим от каких-либо временных и пространственных рамок. Основание Веры составляют духовные истины, одинаковые во всех существующих религиях: Сие есть неизменная Вера Божья, вечная в прошлом, вечная в будущем2».
РОБЕРТ Л. ГУЛИК3
В этой книге опубликовано хорошее описание "Семи долин", сделанное Адибом Тахерзаде
Полный текст книги Бахауллы "Семь долин", а также "Четыре долины" смотрите здесь »»
1. Epistle to the Son of the Wolf, с.21
2. Synopsis and Codification of the Laws and Ordinances of the Kitáb-i-Aqdas, с 27-28.
3. Из предисловия к американскому изданию Семи Долин 1975 года.
В 2019 году вышел исправленный перевод «Семь долин и четыре долины» на английский. Построчное сравнение нового и старого перевода доступны по этой ссылке.
Также смотрите книгу: Бахаулла. Сокровенные слова [Текст] : [перевод с английского] / Централизованная религиозная организация «Община последователей веры Бахаи в России» — Изд. 3-е, испр. — Москва: Новелла, 2014. — 77 с.; 14 см.