|
Гайд, сын химика, родился в Лондоне 5 марта 1855 года. В молодости он работал в Англии и Франции до переезда в Северную Америку с его первой женой, Фанни. Он работал разъездным продавцом в молочной компании Borne's Milk Company. Приблизительно в 1905 году в Сиэтле Гайд нечаянно услышал Уорда Фитцджеральда, который цитировал слова Бахауллы, сказанные Э.Г.Брауну: «Эта Земля – единая страна, а человечество ее жители, не воспринимай никого как иностранца» (ранний перевод). Гайд был заворожен этими словами и скоро стал бахаи. Он начал путешествовать с Фитцджеральдом, чтобы поделиться этим посланием с другими людьми. Впоследствии, такие выдающиеся бахаи как Торнтон Чейз, Луа Гетсингер и Элла Купер помогали Гайду в его исследованиях учения бахаи. Около 1907 года он познакомился с Кларой Девис, когда пришел в ее офис в Уолла-Уолла в Вашингтоне, чтобы разместить объявление о встречи бахаи, которую они с Фитцджеральдом проводили. Клара догадалась, что двое мужчин давно не ели и пригласила их на ужин. Она выслушала их послание и через некоторое время стала бахаи. Потом она одна жила в Вашингтоне. Клара Холдер родилась 12 мая 1869 года и в 16 лет вышла замуж за мужчину с фамилией Девис, и переехала из Ирландии в Канаду, но еще до рождения сына ее муж погиб от несчастного случая. Она не могла одновременно воспитывать ребенка и зарабатывать на жизнь. Заботу о ребенке взяла на себя семья ее мужа.
Гайд с энтузиазмом обучал Вере Бахаи в Калифорнии и был среди первых учителей в Неваде. Вопрошающие и искренние письма Гайда к Торнтону Чейзу касательно глубинных сторон учения Веры побудили их получателя написать несколько страниц, посвященных таким темам как природа страха, положение персидских мучеников в сравнении с американскими бахаи, воскрешение христианского учения через откровение бахаи, ошибочное принятие святого духа за дух человека; и вдохновили Чейза написать Гайду Данну в феврале 1911 следующее: «Твои письма – такая радость для меня! В них я вижу свет искренней души, которая, попробовав божественной пищи, нашла ее такой сладкой, что теперь постоянно жаждет приобщиться к Столу Господа».
Гайд Данн и Клара Девис встретились с Абдул-Баха, когда он приехал в Калифорнию в октябре 1912 года. Гайд столько раз встречался с Учителем, сколько это было возможно. Впечатления от встреч с ним придали Гайду и Кларе силы на всю оставшуюся жизнь. Первая жена Гайда умерла в 1916 году, и годом позже он женился на Кларе. В Беркли они жили по соседству с Катрин Франклэнд, и Клара хорошо знала ее сестру Хазел Томлинсон из Санта Розы. Они были знакомы с Имоджен Хоагг и проводили встречи в домах у доктора Вудсона и Франсеса Аллена – первых бахаи в Беркли, и у Джес Ванс Мэтсона во Фрутвейле, Окленд. Агнес Александер обедала в их доме в Окленде.
Когда в 1919 году Клара и Гайд узнали о призыве Абдул-Баха к учителям, выраженном в “Скрижалях Божественного Предначертания”, и состоящем в том, чтобы те разнесли послание Бахауллы во множество земель, которые он сам уже не в состоянии посетить, они сразу же пришли к одной мысли: Гайд поднял глаза и сказал «поедем туда, куда хотел бы поехать Абдул-Баха». Они решили отправиться в путь, несмотря на ограниченные финансовые возможности. Гайд всегда был преуспевающим торговым агентом, но он с легкостью тратил свой доход на деятельность, связанную с обучением – будь то поездки, книги бахаи, хорошая одежда или еда, которую он предлагал всем, кто посещал их многочисленные встречи для друзей. Они всегда снимали хорошую квартиру или коттедж, а не что-нибудь слишком простое, чтобы иметь лучшее окружение для презентации Веры.
Когда Клара предложила Гайду одному ехать в Австралию, чтобы сократить расходы, решили отправить телеграмму Абдул-Баха, и он ответил, что оба должны ехать. Когда некоторые бахаи из Сан-Франциско выразили озабоченность, что «пожилая пара» собирается ехать так далеко распространять послание бахаи, Гайд ответил, что он скорее умрет, чем не ответит на призыв Абдул-Баха. После двух месяцев временного пребывания на Гавайях и короткой остановки в Самоа Данны прибыли в Сидней 10 апреля 1920 года. Их ограниченные финансовые возможности создавали определенные трудности в первые несколько месяцев, пока Клара не сумела найти работу. Однако в течение года Гайд получил должность разъездного торгового агента в молочной компании «Бахус Марш Милк Компани» (вскоре купленная «Нестле») в Новом Южном Уэльсе. Обычно в течение недели он ездил по небольшим городам внутри штата, в то время как Клара оставалась в снятом коттедже в столице штата и приглашала всех на встречи на выходные, когда Гайд был дома. Когда за первый год он превысил показатели всех других торговых агентов компании, он попросил, чтобы его назначили агентом «между штатами». В последующее десятилетие его работа позволила побывать ему в каждом штате и каждом крупном городе страны.
Послевоенный скептицизм, дополненный растущим разочарованием из-за сектантства и догматизма основных церквей, способствовал возрастанию интереса к альтернативным религиям и философским течениям в австралийском обществе. И Гайд продолжил обучать Вере, как он это делал в Северной Америке, обращаясь к религиозным группам нью-эйдж и "Новой мысли". Например, в 1923 году в Мельбурне он по пятницам произносил речи в доме травника перед аудиторией в количестве более ста человек, во время другой поездки в столицу Виктории Данны выступали по приглашению теософской ложи, обществ медиумов, оккультной церкви и лицейского клуба. После двух лет таких путешествий и встреч один сиднейский оптик Освальд Уитакер, который интересовался теософией, принял данное Гайдом Данном определение любви как «единого закона и силы Великой Вселенной» и стал первым австралийским бахаи. Вскоре фотограф и дизайнер Эффи Бейкер приняла послание Данна, услышав его в Мельнбурнском New Civilisation Centre. К июлю 1923 года Гайд посетил 225 городов – в среднем по одному новому городу каждые четыре с половиной рабочих дня с начала работы в Нестле.
Клара была щедрой натурой и собирала вокруг себя других, чтобы сплотить всех для благого дела. Страдания, постигшие ее в молодости, научили ее сопереживать как тем, кто был рядом, так и тем, о бедственном положении которых она узнавала. У Гайда был дружелюбный характер и заметная внешность. У него остался английский акцент, и он говорил обаятельно и вдохновлено. «С сердцем, наполненным пламенем любви к Господу, – объяснял он однажды своему другу из Новой Зеландии, – мы можем взойти на любую трибуну, обратить наши лица к Бахаулле и провозглашать с уверенностью и силой Его Благую Весть всем людям. Благодаря Его помощи сердца всех слушателей будут затронуты, а их понимание будет происходить от силы Духа. Это позволит публике видеть глазами сердца, которое все объемлет». Имея деловые знакомства, Гайд внимательно наблюдал за политической и экономической ситуацией, хотя чувствовал, что ему недостает умений, чтобы полностью выразить себя. Так он однажды отметил, что рад иметь друзей, которые помогают ему «восполнять его недостаток знаний и умений». В разговорах и переписке со своими друзьями бахаи он делился своим энтузиазмом по тщательному изучению священных писаний. Однажды он написал Гретте Ламприлл, что «Сокровенные слова» были для его «томящейся души подобно бальзаму или чистой воде в жаркой пустыне поиска и томления».
Таким образом Данны лелеяли маленькие и изолированные общины бахаи Австралии и Новой Зеландии и подталкивали их к созданию Национального Духовного Собрания. Первое Местное Собрание было образовано в Мельбурне в декабре 1923, следующее за ним было создано в Персе в июле 1924 и в декабре 1924 в Аделаиде. Собрание также было образовано в Сиднее в апреле 1925 года и в Окленде в начале 1923. У этих собраний не было прочного основания, и они приходили в упадок, когда Данны переезжали в другой город. Для их оживления были необходимы последующие визиты.
Когда во время своего паломничества в 1932 году Клара встретилась с Шоги Эффенди, Хранитель указал на необходимость сформировать Национальное Собрание, что и было сделано в 1934 с помощью делегатов, прибывших из Собраний Аделаиды, Сиднея и Окленда (Новая Зеландия). Гайд был членом этого Собрания первый год его существования. Ему было уже за 70 лет и Шоги Эффенди проинструктировал национальный институт обеспечить комфорт этим пионерам, которым общины бахаи Австралии и Новой Зеландии были стольким обязаны. Хранитель испытывал большую любовь к Гайду Данну. В книге God Passes By он говорит о нем как о «великодушном и героичном». И он упоминает Даннов среди пионеров, о которых пишет в Advent of Divine Justice как о тех, кто «заслужил непреходящее почитание, первыми возвестив «Я Баха-ул-Абха» на таких высоко значимых и распределенных по обширной территории центрах и местностях, как … острова в Тихом океане … Австралия и Новая Зеландия…» Тех, кто стал бахаи, услышав послание Даннов, насчитывается боле сотни, а они, в свою очередь, помогали образовывать стойкие общины бахаи в других районах Южнотихоокеанского региона. Такие известные бахаи, как Гретта Ламприлл, Берта Доббинс, Гарольд и Флоренс Фитцнер, которые стали Рыцарями Бахауллы во время Мирового крестового похода, были привлечены к Делу Бахауллы в 20-х годах Кларой и Гайдом Даннами. К 1933, проработав в Австралии 11 лет, Гайд ушел в отставку почти в 80 лет. Он умер в Сиднее 17 февраля 1941 года.
Клара всегда считала, что Гайд лучше ее, как оратор. Но после его смерти друзья обратились к ней, ожидая, что она займет его место. Она всегда начинала свою речь с вопроса Абдул-Баха: «знаете ли вы, в какой день вы живете?» В более поздние годы ее речь была наполнена мольбами, она часто читала наизусть молитвы «О Ты, Несравненный Боже!» и «О Боже! О Боже! Вот птица с подбитым крылом, и полет ее замедлен…» Когда при начале новой фазы обучения Национальное Собрание в 1943 году призвало пионеров, Клара посилилась в Брисбане на несколько месяцев. Затем она возобновила поездки в крупные центры, прекратившиеся было в годы болезни Гайда. Она посещала бахаи в Аделаиде, Сиднее, Мельбурне, Хобарте, а также множестве маленьких городах, всегда рассчитывая возвратиться в декабре-январе, чтобы принять участие в летней школе в Школе бахаи в Еринбуле к югу от Сиднея в качестве гостя оргкомитета, в комнате, расположенной рядом с залом, посвященном Гайду Данну. Участники многих школ в 40-х и 50-х имели счастье услышать воспоминания «матери» Данн о том, как она встречалась с Абдул-Баха, и о годах ее странствий с Гайдом. Последний раз она посетила летнюю школу в 1959 году.
29 февраля 1952 года Шоги Эффенди назначил Клару Данн Десницей Дела Божьего. В свои преклонные годы она собралась с силами, чтобы выполнять свои возросшие духовные и административные обязанности. В начале Мирового крестового похода Хранитель направил ее на посещение общин бахаи Австралии и Новой Зеландии, а в октябре 1953 года она участвовала в конференции в Нью-Дели. В апреле 1954 года Хранитель назначил ее попечителем континентального фонда Австралии, в то же время Шоги Эффенди попросил ее назначить двух членов в только что образованные Вспомогательные Коллегии. На национальном съезде Клара назначила Х. Коллиза Физерстоуна и Тельму Перкс. Физерстоун позже был возведен в ранг Десницы Дела Божьего, а Тельма Перкс впоследствии служила в Континентальной Коллегии Советников Австралазии. Они оба очень много помогали Кларе в исполнении ее обязанностей, часто писали доклады Хранителю от ее имени. Ее спутница по поездкам между штатами, Тельма, с 40-х годов была словно дочь Даннам, даже прежде чем она сама стала бахаи, впоследствии она удостоилась привилегии помогать Кларе в ее работе в качестве Десницы Дела Божьего.
Клара несколько раз отваживалась посетить друзей-бахаи в Новой Зеландии. Она побывала на их летней школе в 1954 году и представляла Хранителя на их первом учредительном Национальном съезде в 1957 году. Физически слабая она оставалась крепка духом. Позже, в том же году, она настояла на участии во встречи Десниц Дела Божьего созванной после внезапной кончины Хранителя. С ранних лет, в которых она испытывала постоянные личные страдания, Клара Данн жила, чтобы трансформировать свою боль в духовную радость в результате жизни, посвященной служению и молитвам. Она скончалась в Сиднее 18 ноября 1960 года. С ранних лет, когда она испытывала сильнейшие страдания, Клара Данн прожила жизнь, трансформируя свою боль в духовную радость благодаря служению и молитвам.
Грэм Гассал
Опубликовано в Интернете (на английском): январь 2000
Библиография
Australian Bahá'í Bullein (various, 1934-1960).
Hassall, Graham, "Outpost of a World Religion: the Bahá'í Faith in Australia 1920-1947", Journal of Religious History, 16:3, June 1991.
Shoghi Effendi, Advent of Divine Justice, Bahá'í Publishing Trust, Wilmette, 1990.
- God Passes By, Bahá'í Publishing Trust, Wilmette, 1970.
Alexander, Agnes, History of the Bahá'í Faith in Hawaii 1902-1942.
Australian Bahá'í Bulletin (various numbers 1944-1990)
Dunn Papers, Australian Bahá'í Archives.
New Zealand Bahá'í Archives. MS 22.12.02.
Thornton Chase Papers. M4 Bos 2/13. US Bahá'í Archives.
Использованы материалы Библиотеки исследователей Веры Бахаи www.bahai-library.com
У нас на сайте имеется отдельная страница о Хайде Данне, Деснице Дела Божьего.