(1880 – 1968)
Евфимия Элеонор Бейкер
Фотография взята из «Хронологии Веры Бахаи», Глен Камерон и Венди Момен, Оксфорд, 1996 год
Эффи Бейкер – австралийская женщина, которая пожертвовала семьей и браком ради любви к искусству и жизни. Она родилась 25 марта 1880 года в городе Гоулдзбро рядом с Баларатом в семье британских эмигрантов, которых привлекла туда надежда заработать на викторианских золотых приисках. Ее дед, Генри Эванс Бейкер, который в молодости переехал в Северную Америку из родного города Кента и встретил в Нью-Йорке свою будущую жену – шотландскую девушку Евфимию МакЛиаш, в 1852 году привел в Мельбурн судно, транспортирующее уголь, и не смог собрать команду, с которой поедет обратно. Предчувствуя приключения, Бейкер продал судно и окунулся в золотую лихорадку. Впоследствии к Бейкеру присоединился Уильям, брат Эуфемии МакЛиаш, и они уже вчетвером, с партнерами Робертом Доддом и Самуэлом Крозье, нашли рудную жилу Биалиба, которая также известна как рудная жила Дня Рождения Королевы, и в 1863 году зарегистрировали свое месторождение.
Предки Эффи по материнской линии также были британцами. Отец ее матери, Джеймс Кулли Смит, переехал в Австралию в возрасте 18 лет, а в 1845 году в Аделаиде он женился на Элизе Болл. Какое-то время Джеймс работал в Южной Австралии, управляя упряжкой волов, а затем перевез свою семью в Гоулдзбро, где в декабре 1879 года его дочь Маргарет вышла замуж за Джона Бейкера, сына Генри и Евфимии.
Эффи, первая из их 11 детей, родилась на следующий год. Когда семья стала разрастаться, ее отправили жить к бабушке и дедушке в Балларат. Именно здесь в годы ее становления (1886 – 1890) дедушка привил внучке любовь к науке, склонность к творчеству и стремление к самосовершенствованию. Она училась в Государственной школе Монт Плизант, Колледже Гренвиля, Восточной школе искусств Баларата, Школе искусств Карью Смита и, наконец, Колледже Бейли. Получив полное представление о цвете и композиции, Эффи все больше стала увлекаться новым искусством фотографии. Получив в подарок от тети фотоаппарат, Эффи делала снимки на каникулах в Персе в 1898 году и в районе Балларата в 1899 году, сама их проявляла, печатала и помещала в альбомы, которые дарила своим родителям.
В 1900 году Эффи переехала на Блэк Рок в Мельбурне к Евфимии, сестре Генри Бейкера, которая была директором школы и одной из первых женщин, добившихся возможности прослушать курс гражданской службы в Виктории. Несомненно независимость тети «Фимы» и ее успешная карьера произвели неизгладимые впечатления на Эффи. В 1914 году мельбурнский печатник Т. Х.Хантер напечатал буклет из семи ее фотографий «Полевые цветы Австралии», который немедленно произвел фурор и переиздавался трижды (в 1917, 1921 и 1922 годах). Буклет, один из первых буклетов такого типа в Австралии, был переплетен зеленой лентой, а вставленные в рамку фотоснимки были проложены папиросной бумагой. Мельбурнская газета подметила, что палитра была «верно передана при помощи изысканной мягкости лака, используемого при ретушировании фотографий» и рекомендовала этот буклет в качестве идеального рождественского подарка. В дополнение к своим цветным фотографиям Эффи продала в целях благотворительности искусно сделанные деревянные «австралийские игрушки» и домики для кукол, а также акварели австралийских полевых цветов.
В 1922 году, живя в Беомарисе, Эффи и ее хороший друг Руби Бивер начали посещать встречи в New Civilisation Centre, который пропагандировал идеи "Новой мысли" – философского и интеллектуального целительского движения, появившегося в Северной Америке и привезенного в Австралию доктором из Калифорнии Джулией Сетон Сирс. Хотя «Новая мысль» и было вдохновлено христианством, это движение было скорее философским, чем религиозным. Это был призыв, который делал акценты на конструктивном мышлении и неизбежности наступления «новой эры», а также на свободных обсуждениях религиозных тем. Эффи и Руби первый раз услышали о Вере Бахаи в центре доктора Сирс, и Эффи стала вторым человеком в Австралии, после оптика из Сиднея, Освальда Уитакера, принявшим Веру Бахаи.
Они оба встретились с Гайдом и Кларой Данн, англо-ирландской парой, которые стали бахаи в Калифорнии и приехали в Австралию в 1920 году, чтобы распространять свою религию, берущую начало в Персии XIX века. Эффи понравилось выступление Гайда в Мельбурнском центре "Новой мысли". Он рассказывал о необходимости единства всего человечества, основанном на единстве всех рас и межрелигиозном взаимопонимании, и о самостоятельном поиске истины, в противовес слепому подчинении традициям, и обращался к таким заповедям Бахауллы, основателя Веры Бахаи, как равенство полов и преемственность великих религий. На Эффи произвела впечатление «смиренная искренность и вера» с которой выступал Гайд, и принятие Веры Бахаи вскоре изменило течение ее жизни.
В 1923 году вместе с Даннами она посетила Тасманию и Западную Австралию, а в 1924 году совместно с всемирно известным учителем Веры и эсперантисткой Мартой Рут она съездила в Новую Зеландию. В Окленде она узнала, что четверо новозеландских бахаи собираются на паломничество в Хайфу, в Палестину, к святым усыпальницам бахаи и приняла их приглашение присоединиться к ним. Она страдала от отравления свинцом из-за того, что смачивала свои кисти слюной, а не водой, поэтому это предполагаемое как трехмесячное путешествие было для нее возможностью совершить лечебный морской круиз, который ей давно рекомендовали. Паломники отбыли из Аделаиды в январе 1925 года, а вернулась Эффи только 11 лет спустя.
Когда она снова посетила Хайфу после паломничества и нескольких недель отдыха в Англии, Эффи приняла предложение Хранителя Веры Бахаи, Шоги Эффенди, остаться там смотрителем нового дома для паломников-бахаи из западных стран. Она очень сдружилась с женщинами в семье Шоги Эффенди, и у нее не было никаких особенных обязательств в Австралии, а жизнь в Хайфе давала ей возможность служить Вере (она никогда не видела себя в качестве спикера, как, например, Гайд Данн или Марта Рут) и познакомиться с известными людьми Запада и Востока.
Вскоре Шоги Эффенди оценил талант Эффи как фотографа и дизайнера. Ей повезло, что она переселилась в Хайфу, когда он работал над первым Ежегодником Бахаи, публикацией, освещавшей деятельность бахаи по всему миру, в настоящее выходящим под названием The Bahá'í World. Ранние тома были полны ее фотографий монументальных садов бахаи на горе Кармель, которые считались самыми красивыми во всем Израиле. Эффи также изготовляла модели ландшафтов, чтобы помочь Шоги Эффенди в планировке новых секций садов.
Самое сложное задание было у нее в 1930 году, когда Шоги Эффенди срочно понадобились фотоснимки большого количества мест, связанных с истоками религий Баби и Бахаи. В спешке необходимо было заснять множество городов и зданий, которые разрушались в связи с персидской государственной программой по полной модернизации. К тому же, Шоги Эффенди завершал перевод «Повествования Набиля», эпического рассказа о корнях религии, и ему требовались фотографии для первого издания.
Во времена, когда европейским женщинам было небезопасно появляться в регионе, Эффи путешествовала поездом и на машине по Ираку и Персии, где условия жизни колебались от краткой роскоши в тегеранских отелях до холодных ночных странствий на перегруженном муле по крутым каменистым склонам. Трехмесячная командировка растянулась на восемь месяцев. Она переезжала с места на место, скрывая свой Кодак и вторую камеру на фотопластинках с тройным увеличением. Да и сама она была зачастую скрыта под черной абайей.
Полное отсутствие фотопринадлежностей в стране и необходимость проверки сделанного, прежде чем переезжать на другую территорию, стали настоящей проверкой фото-мастерства Эффи. Из-за отсутствия темной комнаты и водопровода ей приходилось проявлять пленку ночью и убеждаться, что у нее есть, по крайней мере, один хороший снимок данной местности. Она вернулась в Хайфу с более тысячей хороших фотографий, около 400 из которых были напечатаны.
Эффи вернулась в Гоулдзбро в феврале 1936, где она оставалась до переезда в Сидней в том же году. Она постоянно делилась своими фотографиями и художественными работами с друзьями, хотя и не любила публичности и признания уникальности ее жизненного опыта и достижений. Остаток своей жизни она посвятила растущей австралийской общине бахаи и, особенно, детям, которые получали от нее подарки и слушали ее рассказы о приключениях. Она умерла в январе 1968 года, когда ее фотоработы были известны только узкому кругу ее знакомых. В 1981 – 1982 годах они были включены в национальную выставку австралийских женщин-фотографов 1890 – 1950 годов. Именно с того времени она получила большую известность.
Грэм Гассал
Ссылки:
Annear, Judy, Merryn Gates, Australian Woman Photographers 1890-1950, George Paton Gallery, Melbourne University Union, 1981.
Hassall, Graham, "Effie Baker: A Remarkable Woman", Herald of the South 7, April 1986.
Перевод Анны Цуркан
Некоторые фотографии авторства Эффи Бейкер вы можете увидеть в фотоальбоме о жизни Бахауллы.
Можно добавить, что во время своего проживания в Хайфе Эффи Бейкер также служила смотрителем Международного архива бахаи.