(1913 – 1990)
Х. Коллиз Физерстоун
Фотография взята с сайта:
Bahá'í International CommunityBahá'í
Когда в октябре 1957 года Шоги Эффенди телеграфировал «ОБЪЯВЛЯЮ ТЕБЕ ВОЗВЕДЕНИИ ЗВАНИЕ ДЕСНИЦЫ ДЕЛА УВЕРЕН НОВОЕ ОТЛИЧИЕ ПОЗВОЛИТ ТЕБЕ ПОДНЯТЬСЯ ВЫШЕ СЛУЖЕНИИ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ ВЕРЕ», Коллиз Физерстоун уже тесно сотрудничал с Кларой Данн, которая была возведена в ранг Десницы Дела в 1952 году. Как и она, он обладал энергией и преданностью Вере, а также целеустремленностью в служении, что затмевало достижения многих получивших изначально привилегированное положение. Еще не так много времени прошло с тех пор, чтобы мы могли обладать достаточной перспективой для изучения его свершений. В таком кратком рассказе как этот возможно лишь в общих чертах рассмотреть его достижения.
Физерстоун родился 5 мая 1913 года в Корне на севере австралийского штата Южная Австралия. Хотя его звали Гарольд Коллиз, он был более известен под именами Кол или Коллиз. Из-за работы отца их семья вынуждена была постоянно переезжать из города в город, но самые запоминающиеся годы, начиная с 1921 года, он провел в Смисфилде, около 25 км от Аделаиды. Каждый день он ездил из Смисфилда в город на учебу и на свою первую работу в офис. Он изучил бухгалтерию в вечерней школе. С 1932 года он 4 года проработал в большой инженерной фирме, где приобрёл технические навыки. Ко времени своей женитьбы в 1938 году он уже был партнером в инженерном бизнесе, производящим прессованные металлические детали. Он стал первоклассным изготовителем штампов, а его честность, справедливость и квалификация принесли ему уважение в бизнес-сообществе. В 50-х он выкупил долю своего партнера в бизнесе.
Физерстоун задумывался о том, чтобы стать англиканским священником, но не мог примириться с различными церковными доктринами и большим количеством разных церквей. Одно время он в своем поиске каждое воскресенье посещал три разные церковные службы, отдавая предпочтение унитарному проповеднику его преподобию Д.Е.Хайлу, который использовал священные книги «других» великих религий. Он также стал посещать библиотеку и читать о сравнительном религиоведении.
Десница Дела Божьего, Х. Коллиз Физерстоун, об архивах бахаи: Для меня совершенно очевидно, что всё, что дает подробную информацию о развитии Веры, об особых конференциях: фотографии, отчеты, первые встречи и т.п., что рассказывает о построении Мирового Порядка Бахауллы, должно быть сохранено в хронологическом порядке. Все фотографии должны быть помещены в специальные альбомы или папки, установлены имена и даты и т.д., учреждение Местных Собраний, летних школ, приобретение Хазратуль-Кудс, участков земли, сохранение всех юридических документов – всё это представляет собой архивы в том смысле, что является источником информации для будущих историков в таком продолжительном законоцарствии длиною в пятьсот тысяч лет. |
Берта и Джо Доббинс рассказали Коллизу и его жене Мадж о Вере Бахаи в 1944 году, и когда позже в этом же году они стали бахаи, то оказались среди первых «молодых людей» (тогда у них было всего трое маленьких детей), которые вступили в общину Аделаиды. Г-н Физерстоун быстро начал постигать знания обо всех аспектах Веры. Когда он был неудовлетворен ответами, полученными от верующих и институтов Веры Австралии, он направлял свой вопрос Хранителю, который прислал ответы на разные темы в 20 письмах и телеграммах.
С 1944 по 1949 год Физерстоуны в основном помогали в распространении обучающей деятельности в Аделаиде. Встречи для друзей (со вкуснейшими ужинами), которые начались задолго до того, как они стали бахаи, продолжились у них дома в Альберт Парке. Там же проходили углубления и другие встречи, а их энтузиазм и духовная энергия постепенно оказывали влияние на всю общину бахаи Аделаиды. Когда в Ризван 1948 года Собрание было сформировано в Вудвиле (куда входил Альберт Парк), около 130 гостей – включая большинство членов НДС и практически всех бахаи Аделаиды – собрались на званный ужин в честь создания первого Собрания за пределами Аделаиды. Об этом также было напечатано в местной газете. Этот успех был заслугой не только Физерстоуна, но здесь, как и во многих последующих свершениях, его побуждение к действию было, возможно, тем фактором, который трансформировал потенциал к успеху в реальное достижение.
В дополнение к участию в деятельности бахаи на местном уровне Физерстоун служил в комитете по обучению Южной Австралии. Он регулярно посещал Кингстон с Гарольдом Фитцнером, а позже посещал другие города страны, которые располагались на целевой территории. В это время он начал чаще совершать поездки в поддержку таких событий, как Всемирный День Религии в Мельбурне или областных центрах. В течение нескольких лет он с семьей приезжал на национальную Летнюю школу в Ерринбуле, 900 миль от Сиднея, добираясь на машине и в фургоне. Супруги Физерстоуны читали лекции на школе, а их дети полноценно участвовали в жизни летней школы.
Когда Физерстоун первый раз поехал делегатом на Национальный съезд в 1949 году, Австралийские и новозеландские бахаи участвовали в первом совместном плане по обучению (1947 – 1953). Он был избран в Национальное Духовное Собрание и, впоследствии, переизбирался каждый год до 1962 года. Он с 1953 года был председателем в течение нескольких последующих лет. Сразу, как его избрали в НДС, ему пришлось помогать Собранию решать сложный комплекс юридических вопросов, связанных с уставом Собрания, созданием зарубежных и Местных Собраний, регистрацией собственности и арендой – вопросами, которые в то время стояли наряду с обычными вопросами по обучению и администрированию в Вере. Он был волевым, несколько эмоциональным, при проведении встреч, и благодаря этим его качествам дела быстро продвигались. Он был умелым и деликатным по отношению к мнениям других людей, однако твердым, когда требовалось принимать решение. Его чувство юмора и позитивный взгляд на вещи помогали ему в преодолении мелких неприятностей и трудностей.
Шестилетний план был закончен успешно благодаря множеству усилий, сделанным в последнюю минуту. Роль Физерстоунов заключалась в переезде в Порт Аделаиду с целью организации там Собрания. Теперь период, когда деятельность была ограничена пределами близлежащих территорий, закончился, и Шоги Эффенди объявил цели десятилетнего «всемирного Крестового похода». Коллиз и Магда в октябре посетили конференцию в Нью-Дели. В Азиатско-Тихоокеанском регионе австралийским и новозеландским бахаи поручались семь территорий «девственных» и шесть – для консолидации, и некоторые пионеры отправились на свои посты сразу же после конференции. Физерстоуны продолжили свое путешествие, чтобы совершить паломничество к Святым гробницам Акки и Хайфы и встретиться с Хранителем, Шоги Эффенди. Это было уникальной привилегий посетить Хайфу в то время, когда Хранитель получал новости о продвижении пионеров, которых он назвал «Рыцари Бахауллы». Физерстоуны задали огромное количество вопросов, чтобы понять направления своего служения в следующей декаде, и вернулись в Австралию, полные энергией.
Физерстоун с головой ушел администрирование регионального расширения. Несмотря на обязательства, связанные с его работой и семьей (после 4 дочерей в сентябре 1954 года у него родился сын), он становится секретарем в Азиатском комитете по обучению, самом крупном комитете Национального Собрания, ответственном за распределение и благополучие пионеров. Бюллетень комитета «Коала ньюз», существовавший с 1954 года до образования Южного Тихоокеанского Регионального Собрания в 1959 году, высоко ценился пионерами как источник вдохновения и новостей, а также последних инструкций от Шоги Эффенди. Важные сообщения, которые приходили в Аделаиду в течение дня, печатались Магдой и быстро доставлялись Коллизом на почту, чтобы их могли отправить до полуночи. Там, где заканчивались полномочия комитета, Физерстоуны работали самостоятельно.
В 1954 году Клара Данн назначила своих первых членов Вспомогательной Коллегии для Австралии – Коллиз Физерстоуна и Тельму Перкс, которые стали ответственными за защиту и распространение Веры Бахаи в Австралии, Новой Зеландии и Тихоокеанском регионе. Клара Данн получала письма от Десниц Дела Божьего со Святой Земли, описывающие, какую именно деятельность Шоги Эффенди считает наиболее важной для нее и ее ЧВК в предстоящий период. Например, в июне 1954 года они проинформировали ее, что во второй фазе Крестового похода, которая длилась с 1954 по 1956 год, главными задачами для Десниц Дела, Вспомогательных Коллегий и Национальных Духовных Собраний были: приобретение мест для строительства храмов (место в Сиднее уже было куплено) и национальных центров (включая один в Окланде и другой в Суве); поддержание уже завоеванного; умножение бахаи-центров; распространение литературы; покупка земельных участков; регистрация собраний; и создание издательств.
Как член Азиатского комитета по обучению, Национального Собрания и Вспомогательной Коллегии, Физерстоун находился в самом центре усилий по донесению требований времени общине бахаи. Хранитель просил, чтобы члены Вспомогательной Коллегии вдохновляли людей и Собрания письмами и личными визитами и помогали стимулировать среди них чувство единства, рассматриваемое как базовое для привлечения духовной поддержки. Более того, они должны были вдохновлять бахаи на пожертвования в фонды, чтобы можно было осуществлять разнообразную важную деятельность общины. Хранитель давал подобные общие инструкции, оставляя детали работы ЧВК на усмотрение Десницам Дела. Не существовало никаких правил процедуры, и Десницы Дела на каждом континенте вольны были сами определять, как именно действовать. Их попросили отравлять в Хайфу новости о достижениях, но самим решать вопросы о правилах, инструкциях и процедурах.
До 1957 года Физерстоун и Тельма Перкс всеми силами помогали Кларе Данн. Они по ее поручению писали Хранителю отчеты, часто отправлялись в поездки и посещали тихоокеанских пионеров и первых бахаи Океании. Физерстоун так реорганизовал свой бизнес, чтобы у него было больше свободы в передвижениях. В конце декабря 1954 года он отправился в Суву и Окленд – одно из множества своих тихоокеанских путешествий. В то время его задача состояла в том, чтобы вдохновить изолированных пионеров – многим из которых приходилось жить и работать в очень сложных условиях – и углубить знания островитян, которые были вовлечены в Веру. Позже, в качестве Десницы Дела, ему приходилось объяснять основы Веры чиновникам и религиозным лидерам и решать проблемы в зарождающихся общинах бахаи.
В октябре 1957 года Шоги Эффенди назначил «третий состав» Десниц Дела, в который вошли: Инок Олинга, Вильям Сирз и Джон Робартс на Западе и Юго-Западе Африки; Хасан Бальюзи и Джон Ферраби на Британских островах; Абуль Касим Фейзи на Аравийском полуострове; и Коллиз Физерстоун и Рахматулла Мухаджир в Тихоокеанском регионе. После назначения Десницей Дела и безвременной кончины Хранителя месяцем позже, предыдущее служение Физерстоуна, неважно насколько рьяно оно выполнялось, померкло в свете предстоящих задач: он стал одним из «Верховных Распорядителей» зарождающегося Мирового порядка Бахауллы, которые несли великую ответственность за защиту и возвышение Дела Бога. Физерстоун и Клара Данн отправились вместе в Хайфу на первый съезд Десниц Дела, и разделили вместе со всеми мучения, вызванные пониманием того, что Шоги Эффенди не оставил завещания. Как Верховные Распорядители Десницы Дела направляли мир бахаи к завершению целей десятилетнего Крестового похода. После своего закрытого совещания в 1959 году они объявили, что Всемирный Дом Справедливости будет избран и открыт на горе Кармель в Ризван 1963 года. Десницы Дела объявили себя не имеющими права быть избранными в верховный институт, и Коллиз вышел из состава Австралийского Национального Духовного Собрания в сентябре 1962 года.
Десницы Дела теперь взяли на себя ответственность по завершению Десятилетнего Крестового похода. В начале полномочия Физерстоуна распространялись в основном на Австралийский регион. Общины бахаи нескольких тихоокеанских островов совместными усилиями пытались организовать Региональное Собрание для Юга Океании, которое было сформировано в Суве в 1959 году. Казалось, что роль Десниц Дела не имеет никаких границ: отправлять воодушевляющие телеграммы на конференции, летние школы и съезды; указывать на относительный успех новых общин (в июле 1960 года Австралия старалась изо всех сил сохранить 28 Местных Духовных Собраний, в то время как на Юге Океании уже было образовано 37); вдохновлять выдающихся ораторов бахаи посетить острова Тихого океана, когда они проезжают через этот регион на пути из Азии в Северную Америку; отправлять денежную помощь пионерам и общинам, которые пострадали от природных катастроф (например, Берте Доббинс, школа которой была задета циклоном в 1960 году) или помогать пионерам находиться в отдаленных районах, в которых нет возможности устроиться на работу (например, это позволило Джин Севин продлить свое пребывание на Лоялти в 1961 году.); информировать Собрания о судьбах церквей и духовенства, которые выступали против Веры (так, неблагоприятная статья, напечатанная в Южноавстралийской англиканской газете, вылилась и финансовые трудности и неприятности с законом); наблюдать за работой членов Вспомогательных Коллегий; совещаться с Национальными Собраниями; слать отчеты о развитии общины Десницам Дела на Святую Землю.
Когда в 1961 году Джон Робартс заболел, Физерстоун занял его место на учредительных съездах бахаи Никарагуа и Гондураса. Первый раз он выехал за пределы Азиатско-тихоокеанского региона, чтобы представлять Десниц Дела. Как обычно посетил общины бахаи по приезду и перед отъездом из Центральной Америки: в Суве он подарил членам Южного тихоокеанского регионального Собрания занавеску из Усыпальницы Баба. В течение следующего года много целей десятилетнего плана должны были быть выполнены, и Физерстоуну пришлось совершить очень много поездок. Примером интенсивности его расписания может служить маршрут поездки с 3 октября по 12 ноября: Сидней, Нумеа, Вила, Сува, Тонга, опять Сува, Апиа, Паго Паго, Нади, Окленд, Крайстчерч и Мельбурн, когда он общался с премьер-министрами, устраивал «встречи у камина» и консультировал институты – и в таком режиме он прожил последующие три десятилетия.
Физерстоун впитывал писания бахаи и ссылался на них в речи. Отправляясь в поездку, он выбирал определенные темы из посланий Шоги Эффенди и, впоследствии, Всемирного Дома Справедливости. Он делал упор на необходимости обучения и послушании институтам. Он был человекам практического ума и из личного опыта знал условия жизни общества. Он установил чувствительный радиоприемник, на котором мог слушать новости со всего мира. Он был практичным и методичным человеком, который всегда излучал радость. Он не только обладал видением и предусмотрительностью, но и способностью планировать проекты от начала и до конца (Когда он разрабатывал и делал штампы, ему необходимо было представить в самом начале то, что он хотел получить в итоге.). Он не был торопливым человеком – он был практичным планировщиком – но, несмотря на это, он мог быстро и решительно действовать, когда это было необходимо. Он говорил авторитетно и внушал уверенность. В течение почти трех декад он представлял Всемирный Дом Справедливости в таких значимых для бахаи мероприятиях, как посвящение Машрикул-Азкаров, образование новых Национальных Духовных Собраний и созыв международных конференций; он вел переговоры с главами государств и правительств, чтобы защищать общины бахаи или их права; не меньшее число раз он посещал глав государств и религиозных лидеров как специальный представитель Всемирного Дома Справедливости. Он посетил многие значительные конференции, проводимые в последние четыре декады: Конференции в Нью-Дели (1953) и Сиднее (1958) – посвященные Всемирному Крестовому походу; в Сиднее (1967), Сингапуре, Суве и Саппоро (1971) – связанные с девятилетним планом (1964 – 1973); в Анкоридже (июль 1976) и Окленде (1977) – связанные с пятилетним планом (1974 – 1979); и в Канберре и Дублине (1982) в середине семилетнего плана (1979 – 1986). Кроме того, Физерстоун присутствовал на первом Национальном съезде в Уганде (1963) и представлял Всемирный Дом Справедливости на учредительном национальном съезде Юго-запада Океании (1964), на островах Гилберта и Эллис (1967), в Папуа Новой Гвинеи (1969), в Самоа (1970), на Северо-западе Океании (1972), на Маршалловых островах (1977) и на Тувалу (1981).
В течение девятилетнего плана у Десниц Дела значительно прибавилось работы, и у Физерстоуна уже было 18 членов Вспомогательной Коллегии (9 по распространению и 9 по защите), работающих в Австралии, Новой Зеландии и Океании. С назначением, состоящей из трех членов, Континентальной Коллегии Советников в 1968 году, которая взяла ответственность за Вспомогательные Коллегии – у него освободилось больше времени, чтобы бывать за пределами Азиатско-тихоокеанского региона. В 70-е годы Физерстоуны несколько раз объехали весь мир, чтобы посетить общины бахаи на Востоке и Юге Африки, в Индийском океане, Восточной Азии и на островах Тихого океана.
В 1976 году Всемирный Дом Справедливости выразил г-ну Физерстоуну свою надежду в том, чтобы он смог посвятить всю свою энергию делам бахаи. Он продал свой бизнес и переехал в Рокхамптон в Северном Квинсленде, в то время как интенсивные поездки продолжилась в неослабевающем темпе. Например, в 1979 году Физерстоуны совершили 76-ти дневное путешествие по 10 странам Азиатско-тихоокеанского региона. Они знакомились с множеством бахаи из различных культур, посещали отдаленные деревни в самых трудных климатических условиях, в отсутствии еды, транспорта и жилья. 29 сентября 1990 года Физерстоун умер от сердечного приступа в Катманду, Непал. Несколькими днями позже его дети Маргарет, Джоан, Кай, Мариетт, Джефф, другие члены семьи и представители Национальных Собраний присоединились к Магде, провожая его в последний путь на «крыше мира» под гималайским небом. Он вошел в ряды выдающихся Десниц Дела: Джона Эсслемонта, Кейта Рансом-Кехлера, Марты Рут, Клары и Гайда Данн, Дороти Бейкер, А.К.Фейзи, Рахматуллы Мухаджира, Адельберта Мюльшлегеля, Лероя Иоаса, Пола Хейни и Уго Джиакери, которые также умерли вдалеке от своих родных земель на пути служения Бахаулле.
Г-н Физерстоун «потратил много энергии для поддержания многострадальных друзей в разрушенном войной Вьетнаме» (ВДС, Ризван 1990). Всемирный Дом Справедливости написал в телеграмме: «Глубокой скорбью сообщаем уходе доблестного Десницы Дела Божьего Коллиза Физерстоуна во время визита Катманду Непал время продолжительного путешествия Азии. Его выдающиеся достижения в качестве бесстрашного защитника завета его неустанная приверженность распространению Дела всех частях мира особенно в тихоокеанском регионе его безграничная целеустремленность развитии местных национальных институтов административного порядка его достойная подражания приверженность писаниям Веры его замечательные личные качества отзывчивость верность энтузиазм усердие и преданность отмечали его разностороннее служение на протяжении многих декад возносим молитвы святых усыпальницах щедром вознаграждении его сияющей души Царстве Абха советуем всем друзьям провести подобающие поминальные встречи особенно в Машрикул-Азкар признанию изумительных достижений».
Грэм Гассал
Опубликовано в Интернете (на английском): январь 2000
Опубликовано: Australian Bahá'í Bulletin, Октябрь 1990. Перепечатка: Bahá'í News, Октябрь 1990.
Библиография
Australian Bahá'í Bulletin (различные номера 1944-1990)
Shoghi Effendi, Messages to the Bahá'í World 1950-1957, Bahá'í Publishing Trust, Wilmette, 1971.
Использованы материалы Библиотеки исследователей Веры Бахаи www.bahai-library.com