(1847 - 1912)
Торнтон Чейз, первый бахаи из западного полушария
Ричард Франсис
Торнтон Чейз, первый американский бахаи и первый бахаи из западного полушария. Истории из жизни первых верующих. Н. Ричард Франсис, 1998 [1]
Торнтон Чейз родился в Спрингфилде, штат Массачусетс 22 февраля 1847 года. Проведя в Спрингфилде детские и юношеские годы, он во время гражданской войны в Америке записывается в армию, где в итоге получает капитанское звание. После войны он учится в Университете Брауна. Позже он переезжает в Чикаго и становится страховым агентом. Торнтон увлекался рыбалкой и интересовался музыкой, обладал приятным баритоном и даже пел в местных операх.
Торнтона всегда интересовала религия, но он никогда до конца не принимал существующие доктрины или течения, о которых узнавал. Он стал последователем учения Эммануила Сведенборга, великого шведского мистика. Однако не был полностью удовлетворен этим и, в конце концов, отошел от этого течения. Тем не менее, он всегда был убежден, что «Божественный День» грядет, и целеустремленно искал новое «Божье слово».
По свидетельству его близкого друга, Карла Шеффлера, Торнтон впервые услышал о Вере Бахаи от Вильяма Ф.Джеймса. Ему рассказали о человеке, который провозглашал, что Бог «идет по земле». Была устроена встреча с д-ром Ибрагимом Хейралла [2] – тем, кому принадлежали такие утверждения. Торнтон Чейз позже напишет об этом в своем введении в Веру следующее:
«В июне 1894 года господин из Чикаго пожелал изучать санскрит, чтобы продвинуться в своем исследовании древних религиозных систем. При поиске учителя он встретил сирийца (Ибрагима Хейралла), который недавно приехал в Чикаго из Египта, и кто рассказал ему о Движении Бахаи… Представлялось важным изучить эти заявления как можно тщательнее, т.к. свидетельства жизни и учения Бахаолла, его сына Аббаса Эфенди, «Величайшей Ветви», также известного как Абдул-Баха, соотносились с утверждениями множества священных пророчеств и с вековыми ожиданиями человечества. Другие ищущие истину также стали интересоваться изучением предмета, в результате чего в 1894 году пятеро признали учение истинным» [3].
В тот же год Торнтон Чейз стал бахаи, и, воспользовавшись своей работой в страховом деле, позволяющей ему совершать много поездок, стал распространять учение Бахауллы. Старания обучать стали занимать его все больше, и скоро он стал мало интересоваться своим бизнесом; его доход стал сокращаться. Джон Бош пишет:
«В то время Торнтон Чейз занимал важное положение в страховом деле в Чикаго, с зарплатой в 750$ в месяц, которая уменьшалась с каждым годом, потому что Вера стала значить для него больше, чем его бизнес. Перед тем как приехать в Сан-Франциско он всегда отправлял Джону телеграмму. Они останавливались в разных отелях, но ужинали вместе. Он был очень высокого роста, почти метр девяносто. Он после ужина всегда съедал два или три мороженного, он начинал, всегда откусывая с середины большой кусок. К одиннадцати он мог сказать «Теперь Джон, пора доставить тебя домой». Держась за руки, они отправлялись в отель Джона, непрестанно говоря о Деле. Они садились в холле. Около часа ночи я заявлял: «Теперь, г-н Чейз пора доставить тебя домой». Мы строили догадки, что участковый думает о нас. Однажды ночью мы провожали друг друга до четырех утра» [4].
Торнтон Чейз страстно желал получать новую информацию, раскрываемую Учителем, и признал важность административного порядка. В это самое время многие отходили от Веры из-за трудности принять учение и водительство Абдул-Баха.
В апреле 1907 Торнтон совершает паломничество в Акку и позднее записывает свои впечатления в небольшой книжке «В Галилее». Он несколько раз встречался с Учителем. Во время его последнего визита к Учителю, Абдул-Баха особое внимание уделил единству среди верующих и объяснил, что это единственное средство, благодаря которому может развиваться Вера. Он также уточнил, что постройка Храма в Америке будет способствовать достижению этого состояния единства.
После возвращения с паломничества, компания, где работал Торнтон, перевела его в Калифорнию в надежде, что он там будет больше времени уделять работе и меньше отвлекаться на Веру. Люди, с которыми он работал, часто чувствовали себя воодушевленными [5] в его присутствии, и по существу он стал еще больше времени уделять Делу.
Торнтон Чейз пишет еще одну книгу, которую издают в 1919 году через семь лет после его смерти, озаглавленную «Откровение Бахаи». В книге, среди всего прочего, содержалось краткое изложение истории Веры. В одной из глав он пишет: «Век за веком, на протяжении всей истории человечества, является Тот, кто сообщает людям Слово Бога, божественные предписания как жить и что делать чтобы достичь более высокого, небесного положения, преодолеть прежние состояния и вести такую жизнь, которая должна быть неизменно безгрешной, совершенной и приносящей пользу» [6].
9 августа 1912 года Торнтон пишет поэму об Абдул-Баха, которую публикуют в «Стар оф зе Вест»[7]. Джон Бош шлет телеграмму Абдул-Баха в Дублин, Нью-Гемпшир, умоляя Его приехать в Калифорнию. Имя Торнтона значится среди подписавших телеграмму.
После болезни, продолжавшейся несколько недель, Торнтон Чейз уходит в Царство Абха 30 сентября 1912 года в Лос-Анджелесе в Калифорнии. Он оставляет все свои бумаги и книги Джону Бошу. К сожалению, г-жа Чейз сожгла около 1500 писем до того, как Джон успел забрать их из Лос-Анджелеса.
Учитель узнал о смерти Торнтона, когда прибыл в Сан-Франциско 4 октября 1912 года. Он специально приехал в «Город ангелов» и 18 октября[8] в субботу в час дня прибыл на кладбище в Инглвуд. Там на глазах у 25 верующих он припал к земле, затем встал у изголовья, лицом на восток, протянул руки к небесам и нараспев произнес молитву[9] . Вечером того же дня Абдул-Баха в своей речи говорил о Торнтоне Чейзе[10].
Община бахаи в Инглвуд в Калифорнии ежегодно в последний выходной сентября поминает Торнтона Чейза у его могилы. На простом могильном камне, который широким основанием лежит на земле, начертаны слова Учителя.
Источник фотографий: http://www.bci.org/nnby/history/thornton_chase.htm
Этот документ в формате MS Word
Сноски
[1]Сокращенный перевод (не переведены слова Абдул-Баха)
[2] Д-р Ибрагим Хейралла стал нарушителем Завета в 1900 году после того как отвернулся от наставлений Абдул-Баха*. Торнтон Чейз сохранял преданность Величайшей Ветви и Завету Бахауллы, тогда как другие четверо последовали за д-ром Хейралла. Также см. сессию № 7, Arthur Pillsbury Dodge.
*по другим сведениям, он просто отошел от Веры. См. Stockman, Robert H., 1953 – The Baha’i faith in America. прим. пер.
[3] World Order, vol. XI, no. 5, article by Carl Scheffler, `Thornton Chase: First American Bahá'i,' p. 152.
[4] Some Early Bahá'ís of the West by O.Z. Whitehead, p. 5. excerpts from a letter by John Bosch.
[5] Some Early Bahá'ís of the West by O.Z. Whitehead, p. 8 originally from ~Abdul-Baha, p. 57.
[6] The Bahá'i Revelation, by Thornton Chase, p.61.
[7] Star of the West, vol. 4, no. 11, p. 188. Also see the 90th Commemoration of 'Abdu'l-Bahá's Travels through Nevada.
[8] По другим источникам, это произошло 19 октября http://www.bahai-encyclopedia-project.org/attachments/Chase_Thornton.pdf Прим. пер.
[9] Some Early Bahá'is of the West, by O.Z. Whitehead, p. 11
[10] Распространено убеждение, что Абдул-Баха посмертно назначил Торнтона Чейза Десницей Дела Божьего. Однако об этом нет никаких сведений в документах об институте Десниц Дела Божьего опубликованных в «Мире бахаи», 12 том, секция VIII. Также стоит отметить, что «Абдул-Баха никогда не назначал Десницей Дела Божьего человека при жизни».