Глашатай Царствия, Львица Порога
Марта Луиза (Матти) Рут родилась 10 августа 1872 года в семье Тимоти Т. и Нанси Рут в Ричвуде, Огайо, округ Марисвиль. Ей предшествовали два брата, Клоренц и Клод, рожденные в 1869 и 1871 годах. Вскоре семья переехала в Кэмбриджборо, Пенсильвания, где управляла молочной фермой и множеством мелких предприятий. Ребенком, Матти не интересовалась шитьем, вязанием или приготовлением пищи, как это делало большинство девочек, она предпочитала изучать книги. В 14 лет она заработала достаточно денег от писательской работы, чтобы заплатить за поездку на Ниагарский водопад. В 16 лет Марта окончила среднюю школу Кэмбриджборо с наградами за успехи в изучении орфографии, чтении, арифметики, географии, грамматики, латыни, алгебры, геометрии и за высоконравственное поведение. Потом была поездка в Европу, потом 5 лет в Оберлинском колледже, где она училась по своей программе, включающей латынь, греческий, французский, немецкий и английский: литературу, ораторское мастерство и риторику, находя время для психологии, математики и изучения Библии. В 1893 году Матти стала членом «AЕlionian» и в 1895, не оканчивая Оберлинский колледж, она поступила в Университет Чикаго, опубликовала несколько литературных эссе и получила степень бакалавра. Все произошло в один и тот же год.
Первая должность Марты была в Юнион Сити, Пенсильвания в качестве школьного учителя и директора средней школы. Она также писала рассказы и в 1900 стала летним заместителем общественного редактора Pittsburgh Chronicle Telegraph. А осенью она уже работала на Pittsburgh Dispatch, начав свою журналистскую карьеру. Позднее она стала работать на Index of Pittsburgh Life, где писала статьи об автомобилях. Фактически она была влюблена в них со времени своей первой статьи, появившейся в номере от 29 июня и рассказывающей о загоне для автомобилей. Это был бездомный экипаж, уже в «загоне», но еще не в «гараже». Она отплыла во Францию на S.S.Statendam и писала репортажи об автомобилях там. В мае 1902 Марта вернулась в Питтсбург и продолжила писать статьи об автомобилях для Index и позднее для Pittsburgh Gazette, приобретя опыт, который подготовил ее для монументальной задачи, ожидавшей ее впереди.
Марта повстречалась с Роем С. Вильгельмом, который дал ей литературу бахаи, а позднее встретилась с несколькими ранними верующими, среди которых были Тортон Чейз и Артур Агнью, в ресторане в Чикаго, в месте, известном как «место святых и грешников». После нескольких месяцев сосредоточенных исследований и размышлений Марта стала бахаи в Питтсбурге в 1909 году. Для Марты это стал путь изменений, открывающий новые горизонты ее разуму.
В сентябре 1909 года Марта написала обширную статью для Pittsburgh Post, где рассказывала об истории и учении Бахаи. В 1911 она приняла участие в первом ежегодном съезде бахаи, состоявшемся в Чикаго. Но событием, которое произвело величайшее влияние на раннюю жизнь Марты в качестве бахаи было посещение Соединённых Штатов Абдул-Баха в 1911-1912 гг., когда она старалась присутствовать на большинстве встречах. Марта организовала присутствие Абдул-Баха на встрече в Питтсбурге и смогла взять два частных интервью с ним. Учитель подарил ей белую розу и вселил в ее дух Свою любовь, так как Он, вероятно, чувствовал ее огромную способность обучать Вере Бахаи.
Одной из самых запоминающихся для Марты встреч стал Праздник Единства, организованный Роем Вильгельмом в Вест Инглвуде, Нью Джерси, 29 июня 1912 года. Она часто писала семье Вильгельм с благодарностью за то, что они пригласили ее на пикник, проводимый с Абдул-Баха. Другим событием, которое произвело глубокое впечатление на Марту была встреча с Абдул-Баха в один из Его последних вечеров в Нью-Йорке. Там также присутствовал Валиулла Варга – сын Али-Мухаммада Варга, брат маленького Рухуллы Варга – отец и сын, замученные в Иране.
Визит Абдул-Баха оказал величайшее влияние на Марту, и проект мировой поездки по обучению был предоставлен на рассмотрение. 30 января 1915 года она отплыла из Нью-Йорка в свою первую кругосветную обучающую поездку. После путешествия по многим странам, она пыталась встретиться с Абдул-Баха в Палестине и посетить святые места в Хайфе и Акке. Но власти это не разрешили. Палестина была в состоянии войны и была оккупирована немецкими и турецкими войсками, и Абдул-Баха настоял, чтобы все бахаи покинули эту территорию.
Марта путешествовала по Египту в течение шести месяцев, работая журналисткой. Она писала о евреях, которые в количестве от четырех до шести тысяч были изгнаны из Палестины Оттоманской Империей Турции и впоследствии спасены американским военным кораблём «Теннесси» и перевезены в Александрию. Ее интервью с еврейскими беженцами содержали отчеты о невыносимых условиях, в которые они были помещены до бегства и об их политических преследователях. Марта также стала свидетелем военных приготовлений, вызванных первой мировой войной, таких как перемещения тысяч воинских подразделений и военной техники в Египте, которые грузились для отправки на Дарданеллы. К ее удивлению. в прессе не было сделано ни одного упоминания об этой деятельности.
В 1915 году Марта посетила Бомбей и позднее Рангун. В июне того же года она путешествовала по Японии по приглашению Агнес Александер, американского учителя-бахаи в Японии. После короткой остановки на Гаваях, 29 августа 1915 года Марта прибыла в Сан-Франциско, завершив первое из множества усилий по международному обучению под знаменами Бахауллы.
В 1920 году Марта столкнулась с проверкой своей веры вследствие непонимания между ней и Агнес Парсон во время планирования конференции «расового единства», впервые проводимой в Соединенных Штатах. Концепция удовлетворения требований другого в целях единства привела к обратным результатам, к разочарованию и смятению. Марта продолжила обучение, поехав в Сэнт Джон, Монреаль, Лондон и Сэнт Томас, Канада, для организации программ. В это время Американский Национальный Центр Бахаи, тогда известный как Союз Храма Бахаи, назначил ее в «Комитет Идей», в котором также были Хорэс Холли, Д.Дж. Ханко, Барбара Фиттинг, Эдвар Д. Кинни и еще одиннадцать других членов. Марта должна была воодушевить их на размышления о способах сбора денег для строительства Дома Поклонения Бахаи в Вилметте. На ее стороне был опыт и она не оставляла ни единого ресурса помощи не использованным, включая обращение к Абдул-Баха за Его Благословением и Поддержкой.
Работа продолжалась. В 1921 году Марта решила написать книгу о Вере Бахаи. Она страдала от физической боли. Также ей приходилось ухаживать за своим больным отцом. Девятью годами ранее у нее развился рак груди и уникальное предписание от Абдул-Баха, возможно, привело болезнь к временному ослаблению. Однако, в этот раз, рак развился в других местах. Но, несмотря на боль, она продолжала работать, сбавив скорость.
Следующая поездка по обучению была в Мехико, где жил один бахаи г-н С.П. Форест, и далее в Гватемалу – центр политической революции. Она организовала интервью с президентом этой страны, но перед установленной датой он стал известен как бывший президент Херрера.
В ночь 3 ноября 1922 года, в возрасте 85 лет умер отец Марты Т.Т. Рут. Она унаследовала немного денег, и теперь ее уже ничто земное не сдерживало. В возрасте 50 лет, Марта Рут покинула свой родной город Кэмбридж Спринг, Пенсильвания, и переехала в остальную часть света.
Начались поездки, Марта постоянно путешествовала, почти повсюду, по Соединенным Штатам, Канаде, затем в Японию. Она посетила Китай. У Марты было восемь тысяч копий заявления Абдул-Баха об обучении китайцев, посланных друзьям по всему миру. Агнес Александер поддалась страстным речам Марты о Пекине и живущих там людях, и два пионера стали работать вместе.
Следующие остановки были в Австралия, Новой Зеландии и Тасмании, а перед этим краткий визит в Гонконг. В Австралии она жила с Кларой и Хайд Дун, пионерами из Калифорнии. Семья Дун помогала ей в восстановлении здоровья, не говоря уже о помощи в работе по обучению.
Южная Африка была следующим местом в расписании Марты. Там, почти повсюду, ее встречали с почетом. Она несколько раз выступала по радио и проводила постоянные встречи. Марта также провела некоторое время, изучая эсперанто и «отдыхая умом».
28 ноября 1921 года ушел из жизни Учитель. В 1925 году внимание Марты было привлечено к Хранителю. В «Воле и Завещании Абдул Баха» положение Шоги Эффенди было определено как «благословенный и священный росток, что вырос из Святых Древ-Близнецов», чья сень «объяла все человечество». В это время делами Веры руководила Величайший Святой Лист. Шоги Эффенди готовился занять свой пост. Известная как Бахия Ханум, она была закалена сорока годами тюремного заключения, лишений и жестокостей; условий, нацеленных на уничтожение ссыльных верующих. Однако история вынесла иной приговор. В планах Марты было увидеться с Ней и Святым Семейством. Перед Хранителем Марта появилась как блистательный факел, освещающий мир тьмы.
Марта Рут прибыла на гору Кармель 13 марта 1925 года вместе с Еффи Бейкер и Коринн Тру. Она была очень близка с Учителем и часто общалась с Ним, даже после Его ухода. Теперь тоже самое произошло с Шоги Эффенди, ее возлюбленным Хранителем. Они вместе молились в усыпальницах и обсуждали ее работу по обучению. Красота и достоинство Бахии Ханум глубоко тронули Марту.
Путешествие продолжилось на север, в Швейцарию, и в 1923 году Марта посетила королеву Марию в Румынии, одну из самых благородных членов королевской семьи в Европе. Марта посетила Британские Острова и прочитала лекции на Эдинбургском конгрессе эсперанто в 1926 году. Далее были Германия и северные страны, затем Греция, Югославия и Чехословакия. Несмотря на предостерегающие слова Шоги Эффенди, Марта посетила Колыбель Веры, Иран, с безуспешной попыткой встретиться с шахом, Ризой Хан Пахлави. 25 ноября 1929 года Марта Рут второй раз посетила Хайфу и святые гробницы бахаи. B 1930 она пыталась встретиться с Его Императорским Величеством, Хирохито Японии. Однако чиновники США сначала не дали на это разрешение. В конце концов, проявив настойчивость, она смогла подарить подарки и Писания Бахаи.
В 1936 мир был ужасным местом, и вторая мировая война поглощала духовную сущность человека. Марта продолжала свои неослабевающие усилия по воодушевлению Европы с помощью учения Бахауллы. Хотя работа продвигалась вперед, ее тело слабело, и она знала, что время неумолимо истекает. Жаворонок вернулся домой в США.
В 1937 году Марта еще раз побывала на Гавайских Островах, в Китае и Индии; затем в Австралии и Азии, чтобы закончить ранее начатую работу. В 1939 году Марта вернулась на Гаваи и, после продолжительной болезни 28 сентября впала в бессознательное состояние и покинула этот мир. Она начала иное путешествие.
(Ричард Францис, 1998)
Эта биография в формате MS Word
Также смотрите выдержку из книги Шоги Эффенди "Бог проходит рядом", где он пишет о Марте Рут