Встреча с Абдул-Баха и Бахауллой
Описание встречи с Бахауллой
Эдвард Гренвилл Браун, известный востоковед из Кембриджского университета, свое пребывание в Акке в 1890 году описывал следующим образом:
«После освежительного сна я проснулся на следующее утро (вторник 14-го апреля) и старый слуга в очках подал мне чай. Немного спустя внезапный шум снаружи возвестил прибытие новых посетителей, затем вошел в комнату мой собеседник прошлого вечера в сопровождении двух других лиц. Один из них оказался бабидским агентом из Бейрута, другой же, как я сразу догадался по необыкновенному почтению, оказываемому всеми присутствующими, был никто иной, как старший сын Беха-Уллы — Аббас-эффенди. Редко приходилось видеть человека, наружность которого произвела бы на меня более сильное впечатление. Высокого роста, крепкого сложения мужчина, державшийся прямо, как стрела, в белом тюрбане и одеянии, длинные, черные локоны доходящие до плеч, широкий, мощный лоб указывающий на сильный ум, соединенный с непреклонной волею, острый соколиный взгляд и крупно выразительные, но приятные черты лица — вот первые впечатления от Аббаса-эфенди, «господина» (Ага), как его преимущественно называют бабиды. Последовавшая беседа с ним только возвысила то уважение, которое он возбудил во мне при своем появлении. Более красноречивой, убедительной и образной речи, и более близкого знакомства с священными книгами евреев, христиан и мусульман редко можно встретить, полагаю, среди красноречивого, умного и способного племени, к которому он принадлежит. При этих достоинствах, соединенных с величественной осанкой и приветливостью, я перестал удивляться тому влиянию и обаянию, которыми он пользовался и вне круга последователей его отца. Кто видел этого человека, уже не может сомневаться в его величии и власти.
В таком замечательном обществе пришлось обедать. По окончании обеда, вскоре Аббас-эфенди и другие поднялись с предварительным «бисм-иллах» и объявили мне, чтобы я следовал за ними, что я сделал, не имея понятия, куда нам следовало идти. Но я заметил, что один из присутствовавших несет за нами седельные сумы, содержащие мои вещи; из этого я заключил, что решено, что я не останусь в моей настоящей квартире. Мы вышли из дома, прошли базары и вышли из города через единственные его ворота.
По ту сторону ворот близь моря находится обширный сарай, служащий кофейней, где мы присели. Мои спутники, очевидно, были в ожидании чего-то или кого-то из большого дома, на половину скрытого в чаще деревьев, расположенных в одной или полутора милях по направлению от берега, так как они постоянно направили туда свои взоры. Пока мы оставались в ожидании, к нам подошел и подсел пожилой человек с загадочным взглядом, который оказался знаменитым Мушкин Каламом. Он сказал мне, что относительно меня он слышал от одного своего родственника в Исфагане (того самого деляля, через посредство которого я впервые проник в общину бабидов) и что он уже с тех пор ожидал видеть меня в Акре.
В это время мы заметили приближавшихся по дороге от упомянутого большого дома трех животных, на одном из которых сидел человек. Тогда мы поднялись и пошли им на встречу, и я вскоре очутился верхом на одном из этих прекрасных белых ослов, которые, по моему мнению, самые удобные четвероногие для верховой езды. Спустя четверть часа мы слезли перед упомянутым большим домом, который называется Бехдже (радость), что, как говорят, есть искажение (при этом бабиды не замедлили указать, что это искажение очень удачно) слова Багче (что означает сад). Меня тотчас же ввели в большую комнату в нижнем этаже, я был сердечно принят несколькими лицами, которых я еще не видал. Между ними оказались двое младших сыновей Беха; одному из них, по-видимому, было около двадцати пяти лет, а другому около двадцати одного. Оба имели прекрасную и выразительную наружность, а выражение лица младшего было особенно мягко и привлекательно. Кроме них подошел меня приветствовать очень пожилой человек с светло-голубыми глазами и белой бородой, зеленая чалма которого обнаруживала в нем потомка Пророка. Он сказал: «Мы не знаем, как мы тебя должны приветствовать, должны ли мы говорить «ас-селяму алейком» или «Алла-у-Абха»». Когда стало известно, что этот почтенный старец был не только одним из первых последователей Баба, но и родственником и товарищем раннего детства его, можно себе представить, с какой жадностью я взирал на него и внимал каждому его слову.
Итак, я очутился гостем в Бехдже, в самом центре всего, что считается бабидами возвышенным и священным. Здесь я провел пять памятных дней, во время которых я пользовался бесподобными и превысившими все мои надежды удобствами для сношения с теми, кто является действительным источником того могущественного и удивительного духа, который работает с невидимой, но постоянно возрастающей, силой для преобразования и оживления народа, пребывающего во сне, подобном смерти. Это было в действительности необычное и волновавшее душу ощущение, о котором я отчаиваюсь дать даже слабое представление. В самом деле, я мог бы попытаться описать с большими подробностями лица и образы, окружавшие меня, разговоры, которые я имел преимущество слышать, торжественные напевы при чтении священных книг, общее чувство гармонии и довольства, которое здесь царило, и душистые, тенистые сады, куда мы в полдень иногда удалялись, — но все это было ничто в сравнении с той духовной атмосферой, которой я был окружен. Персидские мусульмане часто вам скажут, что бабиды околдовывают и очаровывают своих гостей так, что они, возбужденные чарами, перед которыми нельзя устоять, приходят в состояние, которое упомянутые мусульмане считают странным и необъяснимым сумасшествием. Как ни безосновательно и нелепо это убеждение, оно однако покоится на более прочной фактической основе, чем бо́льшая часть тех россказней, которые мусульмане распространять про этих людей. Дух, которым проникнуты бабиды, таков, что вряд ли может не отражаться самым могущественным образом на всех подвергающихся его влиянию. Он может оттолкнуть или увлечь: но он не может быть игнорируем или пренебрегаем. Пусть те, которые не видели, не верят мне, если хотят, но, если этот дух проявит себя пред ними, они сами испытают душевное волнение, которое вероятно не забудут.
Но надо сказать несколько слов о самом главном эпизоде этого моего путешествия. На другой день утром после моего водворения в Бехдже, один из младших сыновей Беха вошел в комнату, где я сидел, и пригласил меня следовать за ним. Я повиновался и меня повели через коридоры и комнаты, которых я не успевал рассмотреть, в обширную залу, устланную, насколько я помню (так как мой ум был занят другим) мраморной мозаикой. Перед занавесью, висевшей на стене этой большей прихожей, мой провожатый остановился, пока я снимал обувь. Затем быстрым движением руки он приподнял занавесь и, как только я прошел, он опустил ее. Я очутился в огромном помещении, вдоль стены которого до противоположного конца тянулся низкий диван, тогда как у противоположной входу стороны стояли два или три стула. Хотя я смутно подозревал, куда я иду и кого буду видеть (мне не было сделано определенного указания на этот счет), секунда или две прошло прежде чем я с волнением и смущением заметил, что комната не была пуста. В углу, где диван соприкасался со стеной, сидел необыкновенный и внушавший почтение человек, в войлочном головном уборе, вроде называемых дервишами Тадж (но непривычной высоты и формы), кругом основания которого был повязан небольшой белый тюрбан. Лицо, на которое я взирал, я не могу изгладить из своей памяти, но и не могу описать. Эти проницательные глаза, казалось, читали в самой глубине вашей души; власть и могущество отражались на широком челе; глубокие борозды на лбу и лице показывали возраст, противоречивший черным, как смоль, волосам и бороде, которая с невыразимой роскошью спускалась почти до пояса. Не было нужды спрашивать, в чьем присутствии я находился, когда я преклонился пред тем, кто есть предмет обожания и такой любви, которым могут позавидовать цари и о которых тщетно вздыхают императоры!
Мягкий, с достоинством голос просил меня присесть, и затем сказал:
«Хвала Богу, что ты добрался сюда!.. Ты пришел повидать узника и изгнанника... Мы желаем лишь блага для мира и счастья для народов; однако они почитают Нас зачинщиком раздора и мятежа, заслуживающим цепей и изгнания... Какое зло в том, чтобы все народы пришли к единой вере и все люди стали бы братьями; чтобы укрепились узы любви и единства между сынами человеческими; чтобы исчезли религиозные различия и был положен конец межрасовой розни?.. И все же так и будет — сии бесплодные раздоры и разрушительные войны канут в прошлое, и наступит “Величайший Мир”.
Разве в этом не нуждаются в Европе? Не то ли это, что Христос проповедовал? … А между тем мы видим ваших царей и правителей расточающих свои сокровища более щедро на средства истреблять человеческий род, чем на то, что повело бы к счастью человечества. … Эти распри, кровопролития и раздоры должны кончиться, и люди составят как бы одну семью, одну родню … Да не возгордится человек тем, что любит свою родину, а пусть гордится тем, что любит род человеческий» …
Таковы были между прочим, на сколько я припомню, слова, которые я слышал от Беха. Пусть читающие сами рассудят, заслуживает ли такое учение смерти или ссылки, и выиграет ли мир или потеряет от его распространения.
Мое свидание продолжалось всего около двадцати минут, в течении большей части которых Беха читал часть послания (Лаух), перевод которого помещается в конце 70-ой и большей части 71 страницы этой книги[1].
В продолжение пяти дней проведенных в Бехдже (вторник 15-го апреля — воскресенье 20-го апреля), я был допущен в присутствие Беха четыре раза. Эти свидания бывали всегда за час или за два до полудня и продолжались от двадцати минут до получаса. Один из сыновей Беха всегда мне сопутствовал и однажды также присутствовал Ага Мирза Ага Джан (Дженабе Хадим-Уллах), секретарь (катибе аят). Общий характер этих свиданий походил на первое, которое я сделал попытку описать. Кроме того однажды в полдень я увидал Беха в одном из садов ему принадлежащих. Он был окружен небольшой группой своих главных последователей. Как он совершил путь в сад и обратно, я не знаю: вероятно под покровом темноты ночи».
[1] Т.е. А. Traveller's Narrative II, 70 и 71. [Современный перевод текста Скрижали на русский см. Бахаулла, Крупицы из Писаний, СХХХII]
Использованы тексты:
- Китабе Акдес. «Священнейшая книга» современных бабидов / Текст, пер., введ. и прил. А. Г. Туманскаго // Записки АН по ист.-филол. отд-нию.— Т. III.— СПб., 1899.— 124 с. Введение XXII-XXVI.
- Бахаулла. Заявление Международного Сообщества Бахаи = Baha’u’llah. Statement of the International Baha’i Community / Пер. с англ. — 2-е изд., испр. — М.: Централизованная религиозная организация «Община последователей веры Бахаи в России», 2017 — 68 с. Стр. 57-58.
Фотографии на этой странице © Bahá'í International Community
Шоги Эффенди — Хранитель Веры Бахаи
Шоги Эффенди
(1897-1957)
Имя: Шоги Эффенди Раббани
Титул: Хранитель
Годы жизни: 1897–1957.
Родился: 1 марта 1897 г., Акка, Османская империя.
Умер: 4 ноября 1957 г., Лондон, Великобритания
Супруга: Аматуль-Баха Рухийя Раббани
После смерти Абдул-Баха в 1921 году в соответствии с Его завещанием Шоги Эффенди стал Хранителем Веры Бахаи. Это означало, что только он может толковать Писания Баба, Бахауллы и Абдул-Баха. Таким образом соблюдалась преемственность в религиозном руководстве от Основателя — Бахауллы, через Его Сына — Абдул-Баха, к Шоги Эффенди — внуку Абдул-Баха. Поскольку в то время еще не было Всемирного Дома Справедливости, то управление всеми делами Веры Бахаи также легло на плечи Шоги Эффенди.
Администрация
С деятельностью Шоги Эффенди в качестве Хранителя связывают появление и развитие формальной структуры управления в религии Бахаи, называемой Административный порядок.
Во времена Хранителя руководство делами всемирной общины бахаи осуществлялось в основном посредством множества писем как к отдельным верующим, так и общинам бахаи, периодических публикаций, а также через книги.
Шоги Эффенди начал формировать Всемирный Центр Бахаи в Хайфе. Под его руководством была возведена надстройка Святилища Баба, построено здание Международного архива бахаи. Благоустраивалась территория, в частности, сады вокруг Святилища Бахауллы в Бахджи. Разработаны планы по строительству Домов Поклонения Бахаи на разных континентах.
Хранитель руководил общиной бахаи в течение 36 лет. Благодаря его деятельности был создан Административный порядок Веры Бахаи.
Переводческая деятельность
Переводы Писаний Бахаи на английский, выполненные Шоги Эффенди, считаются образцом для последующей переводческой работы с текстами бахаи.
Хранитель перевел такие центральные Писания Бахауллы как: Китаб-и-Иган, Сокровенные слова и Крупицы из Писаний Бахауллы. Также он перевел обширный исторический труд Набиля «Вестники Рассвета. Повествование о ранних днях Откровения Бахаи».
Шоги Эффенди был Хранителем Веры Бахаи и единственным толкователем учения Бахауллы.
Некоторые работы Шоги Эффенди:
- Призыв к народам. Пер. с англ. СПб.: ИМПАКС, 1993, 106 с. обл.
- Мировая религия. Пер. с англ. – 1990. – 9 с.
- Настал день обетованный. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 1997. – 170 с.
- Цель Нового Мирового Порядка. Пер. с англ. Hofheim-Langenhain – 1979. – 37 с.
- Законоцарствие Бахауллы. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2004. – 88 с.
- Администрация бахаи. [Текст]: пер. с англ. — «Архивы — память общины», 2021.
- The Advent of Divine Justice
- Citadel of Faith
- God Passes By
- This Decisive Hour
- The World Order of Bahá’u’lláh
Возраст младенчества и детства человечества безвозвратно ушел в прошлое, и теперь грядет Великий Век — венец всех предыдущих веков, который ознаменует собой начало эры единства человеческого рода. Смуты нашего переходного, «самого неспокойного» в истории человечества времени — это предвестники и необходимые предпосылки наступления Века Веков, «времени конца», когда безумие и хаос противостояния, омрачающего жизнь людей с момента их появления на земле, обернется наконец мудростью и покоем всеобщего, нерушимого, длительного мира, когда распри и раздоры уступят место полному согласию и единению.
Шоги Эффенди, "Настал день обетованный", Издательство "Единение" С-Петербург, 1997 С. 150-151.
Фотографии на этой странице © Bahá’í International Community
Можно рекомендовать описание Веры Бахаи, сделанное Хранителем.
Дополнительно:
- Рухийя Раббани Бесценная жемчужина (Priceless Pearl. Книга о Шоги Эффенди, написанная его вдовой.) Ссылки вне сайта: читать онлайн / скачать книгу
Символы Веры Бахаи
Символика в Вере Бахаи
Формально религиозным символом у бахаи считается изображение пятиконечной звезды, обычно вытянутое по вертикали.
Однако наиболее часто в качестве символов бахаи используют девятиконечную звезду и каллиграфическое написание Величайшего Имени.
Величайшее Имя Бога
Согласно исламскому преданию среди множества имен Бога есть одно величайшее имя; однако это Величайшее Имя оставалось до времени сокрытым. Бахаулла возвестил, что Бахa и есть то самое Величайшее Имя.
Все производные от слова «Баха» также рассматриваются в качестве Величайшего Имени Божьего.
Секретарь Шоги Эффенди писал от его имени:
«Величайшее Имя — это Имя Бахауллы. Йа Баха-ул-Абха — это призыв, означающий "О Ты, Слава всех Слав!". Алла-у-Абха — это приветствие, означающее Бог Преславен. Оба эти выражения относятся к Бахаулле». (см.: Бахаулла. Китаб-и-Агдас, прим. 33).
Объяснение символики Величайшего Имени бахаи — перстневого символа
Мир Бога, Творца
Мир Богоявлений
Мир людей
Вертикальная линия соединяет все три плана, поскольку божественные учителя — Богоявления — образуют связь между миром Бога и миром людей. Можно считать эту линию символом божественной воли или проявлением Святого Духа.
Две звезды по обе стороны каллиграфии символизируют Баба и Бахауллу — двойное Богоявление для нашей эпохи.
Почему перстневой? Просто обычно его изображение наносят на кольца или перстни, которые принято носить на мизинце правой руки. Хотя ношение и не является обязательным. Авторство перстневого символа принадлежит Абдул-Баха.
Девятиконечная звезда
Девятиконечная звезда наиболее распространённый символ бахаи. Значение девятиконечной звезда заключается в том, что такая звезда символизирует собой цифру девять. А 9 — наделено особым смыслом в Вере Бахаи.
Символизм цифры девять можно объяснить следующим образом:
Во-первых, она символизирует девять великих мировых религий о которых у нас имеется четкое историческое знание, включая откровения Баби и Бахаи; во-вторых, она представляет собой число совершенства, поскольку является наибольшим однозначным числом; в-третьих, оно является нумерологическим значением для слова «Баха».
Написано от имени Шоги Эффенди 9 июля 1939 года. «Светочи руководства», п. 1374.
Скорее всего, использование девятиконечной звезды в качестве символа бахаи началось с подачи Луи Буржуа, архитектора Дома Поклонения Бахаи в США.
Интересно, что изображение Величайшего Имени на надгробиях запрещено, тогда как использование девятиконечной звезды для этих целей было одобрено Шоги Эффенди.
О Вере Бахаи краткую справку смотрите на нашем сайте на отдельной странице.
Изображения взяты с сайта media.bahai.org © Bahá’í International Community
Пожалуйста, присылайте дополнения к тексту этой страницы!
14 принципов Веры Бахаи
Основные принципы Веры Бахаи
Религия Бахаи обращена ко всем жителям Земли и предлагает человечеству путь к единству, любви и миру.
Бахаи убеждены, что человечество достигло стадии, когда стало возможным и необходимым объединение людей и построение мирного, единого общества. Неудивительно, что Вера Бахаи содержит принципы, которые позволят человечеству жить в мире и единстве. Так, кроме духовных истин общих для вех религий, в Вере Бахаи существуют законы и предписания, предназначенные для решения проблем, с которыми сталкивается человечество именно в нашу историческую эпоху.
Принципы Веры Бахаи
- Бог един для всех людей.
- Человечество едино.
- Все боговдохновенные религии едины в своей основе.
- Религия должна быть источником любви и дружбы.
- Религия призвана находится в гармонии с разумом и наукой.
- Мужчины и женщины равны.
- Любые разделяющие людей предрассудки — расовые, национальные, классовые или религиозные — должны быть изжиты.
- Человек должен самостоятельно искать истину.
- Социальные и экономические проблемы могут быть решены только с учетом духовных принципов.
- Крайние проявления бедности и богатства должны быть устранены.
- Миру необходим международный вспомогательный язык.
- Каждому ребенку должно быть доступно получение общего образования.
- Работа в духе служения приравнивается к молитве.
- Настало время объединения всех людей планеты во всемирное сообщество.
Ниже даны краткие пояснения к некоторым принципам и цитаты из Писаний Бахаи. Приглашаем вас копировать их и делиться ими в своих социальных сетях.
Основные положения Веры Бахаи
Бог один для последователей всех религий и для всего человечества. Все богооткровенные религии имеют в своей основе один источник.
Не может быть никакого сомнения в том, что народы земли, к какой бы расе или религии они ни принадлежали, черпают вдохновение из одного небесного Источника и подвластны одному Богу. Различие между заповедями, коим они следуют, объясняется меняющимися требованиями и нуждами той эпохи, когда они были явлены. Все сии законы, кроме немногих, что порождены человеческой порочностью, заповеданы были Богом и отражают Его Волю и Замысел.
(Бахаулла, Крупицы из Писаний, CXI)
Человечество едино в своем многообразии. Любые разделяющие людей предрассудки, будь то расовые, национальные, классовые, политические или религиозные, должны кануть в прошлое.
Вы — плоды одного дерева и листья одной ветви. Относитесь друг к другу в духе величайшей любви и согласия, дружелюбия и товарищества. Тот, Кто есть Дневное Светило Истины, Мне свидетель! Свет единства столь могуществен, что способен озарить всю землю.
(Бахаулла, Крупицы из Писаний, CXXXII)
Истинная религия являет собой источник любви и дружбы. Она призвана объединять людей, а не сеять вражду между ними.
В сей День сущность Веры в Бога и Его Религии заключается в том, дабы различные общины земли и многочисленные вероучения никоим образом не порождали среди людей даже малейшего чувства вражды. Сии правила и законы, сии прочные и могущественные учения исходят из одного Источника и суть лучи одного Света. Отличия же их друг от друга объясняются разными потребностями эпох, в коих они были провозглашены… Религиозный фанатизм и ненависть суть всепожирающий огонь… Главный замысел, заложенный в основу Веры Божией и Религий Его, заключается в защите интересов рода человеческого и в укреплении его единства, в распространении духа любви и братства между людьми. Не позволяйте, дабы превратилась она в источник раздоров и разногласий, ненависти и вражды.
(Бахаулла, Крупицы из Писаний, CXXXII и CX)
Религия призвана находиться в гармонии с разумом и наукой.
Между истинной религией и наукой нет противоречий. Если религия противопоставляется науке, то она становится всего лишь предрассудком, ибо противоположность знания есть невежество... Если человек попытается полететь, опираясь лишь на крыло религии, он быстро угодит в трясину суеверий; если же он полетит лишь на крыле науки, то также не продвинется, но упадет в беспросветное болото материализма.
(Абдул-Баха, Парижские беседы.)
Подробнее о принципе гармонии науки и религии...
Мужчины и женщины должны иметь равные права и возможности. Они подобны двум крылам птицы. Пока у одного из крыльев нет возможности проявить все свои возможности, птица человечества не взлетит в полную силу.
Божественная Справедливость требует, чтобы в равной степени соблюдались права обоих полов, поскольку в глазах Бога ни один из них не превосходит другой. Достоинство человека в глазах Бога зависит не от пола, а от чистоты и озаренности сердца.
(Абдул-Баха, Парижские беседы.)
Еще цитаты из Писаний бахаи на тему равенства мужчин и женщин…
Материалы бахаи о гендерном равенстве
Каждый человек способен и обязан самостоятельно искать истину; он не должен слепо принимать традиционные или новые учения.
Поскольку истина едина, она не может быть разделена, и различия, существующие между нациями, порождены лишь их приверженностью к предрассудкам. Стоит только людям начать искать истину, как они обнаружат свое единство.
(Абдул-Баха, Парижские беседы.)
Миру нужен международный вспомогательный язык.
Существование универсального языка облегчило бы взаимоотношения всех наций; тогда человеку было бы достаточно знать всего два языка — родной и международный. Последний предоставил бы человеку возможность прямого общения со всеми людьми мира!
(Абдул-Баха, Парижские беседы.)
У всех людей должна быть возможность получить полноценное образование и воспитание.
Смотри на человека как на залежь бесценных самоцветов. Только образование может извлечь сии сокровища и позволит человечеству обратить их себе на пользу.
(Бахаулла, Крупицы из Писаний, СХХII)
Еще цитаты из Писаний бахаи о всеобщем образовании…
Необходимо создание всемирной федерации народов для достижения всеобщего мира и согласия на планете.
Благосостояние человечества, его мир и безопасность недостижимы до тех пор, пока не будет обеспечено его прочное единство.
(Бахаулла, Крупицы из Писаний, CXXXI)
Еще цитаты из Писаний бахаи о принципах установления всеобщего мира…
Вы можете прочитать разъяснения некоторых принципов, сделанное Абдул-Баха, сыном Бахауллы. Они опубликованы в книге «Парижские беседы», представляющей собой запись бесед и выступлений Абдул-Баха. Эту книгу вы можете бесплатно скачать с нашего сайта. Также смотрите страницу "Коротко о Вере Бахаи".
Административная система бахаи
Администрация бахаи
Непреложная Воля Божия, открытая ныне человечеству, — прочное основание, на котором зиждется этот Порядок. Источник его вдохновения — Сам Бахаулла.
— Шоги Эффенди
В Вере Бахаи отсутствует профессиональное духовенство. Властные полномочия в административной системе бахаи сосредоточены в руках избираемых советов местного, национального и всемирного уровня. Местные и национальные административные институты, называемые Духовными Собраниями, отвечают за развитие Веры в своей местности, стране.
Основные положения Административного порядка бахаи были сформулированы Бахауллой, пророком-основателем религии Бахаи. Бахаулла также назначил Абдул-Баха единственным толкователем Своего Слова и наделил полномочиями Всемирный Дом Справедливости. Абдул-Баха назначил Своего внука Шоги Эффенди Хранителем Веры Бахаи. Шоги Эффенди развил Административный порядок и создал условия для выборов Всемирного Дома Справедливости.
Всемирный Дом Справедливости
Центральный административный орган общины бахаи, Всемирный Дом Справедливости, руководит делами Веры и определяет ее развитие. Он выносит решения по вопросам, прямо не упомянутым в Священных Писаниях. Впервые Всемирный Дом Справедливости был избран в 1963 году. Девять членов Дома Справедливости избираются каждые пять лет членами Национальных Духовных Собраний.
Очередные выборы состоялись в апреле 2023 года. Членами нового состава Всемирного Дома Справедливости стали: Чуунгу Малитонга, Пол Лампл, Хуан Франсиско Мора, Эйман Рухани, Пейман Мохаджер, Шахриар Разави, Правин Маллик, Андрей Доновал и Альберт Ншису Нсунга.
По причинам исторического характера Всемирный Дом Справедливости находится в городе Хайфа, на территории сегодняшнего Израиля. Бахаулла в 1868 году был сослан на Святую Землю (Палестину), где и умер в 1892 году, оставаясь узником Оттоманской империи. Он завещал, чтобы духовный и административный центр Веры был расположен на горе Кармель в Хайфе. Палестина в те времена была провинцией Сирии.
Письма и послания Всемирного Дома Справедливости собраны на специальном разделе сайта.
Национальное Духовное Собрание
Национальное Духовное Собрание управляет делами общины бахаи в своей стране. Избирается из числа всех взрослых бахаи страны. Выборы проходят на национальном съезде делегатами. Делегаты, в свою очередь, избираются на местных уровнях всеми взрослыми бахаи из числа всех взрослых бахаи данной местности.
Смотрите типовой устав Национального Духовного Собрания по этой ссылке.
Местное Духовное Собрание
Местные Духовные Собрания координируют и направляют жизнедеятельность общины в своей местности.
Для более подробного изучения этой темы можно порекомендовать компиляцию «Местное Духовное Собрание», подготовленную исследовательским отделом Всемирного Дома Справедливости.
Количество членов в Национальных и Местных Духовных Собраниях составляет девять человек. Духовные Собрания избираются на срок в один год, весной, из числа всех взрослых верующих соответствующей общины.
Отличительные черты администрации бахаи: беспартийные выборы без выдвижения кандидатур или кампаний, проводимые тайным голосованием, а также коллективное принятие решений.
Также смотрите сборник Духовные Собрания. Выборы бахаи. Подборка выдержек из Писаний бахаи. С.-Петербург, 1992. – 48 с.
Кроме Духовных Собраний различного уровня, которые представляют собой выборные административные институты, у бахаи имеются и назначаемые структуры. В отличии от Собраний, они не обладают властью принимать решения, а имеют консультативные возможности. Среди назначаемых институтов в Вере Бахаи самыми значимыми являются Континентальные Коллегии Советников с Вспомогательными Коллегиями.
Более подробно об институте Советников вы можете прочитать по этой ссылке или в сборнике Институт советников / Духовное Собрание Бахаи России. - СПб.: Единение, 2003. – 56 с.
Тема Административного порядка в Вере Бахаи теснейшим образом связана с таким понятием, как Завет. На нашем сайте в разделе библиография вы можете найти компиляцию цитат из Писаний Бахаи о Завете. В общинах бахаи вам могут предложить более детальное изучение этой темы на курсах Института Рухи (второй, восьмой и девятый курсы).
Официальные международные веб-сайты бахаи:
- Всемирный Дом Справедливости (на английском)
- Международное Сообщество Бахаи
- Вебсайт всемирной общины бахаи
Представленное здесь описание административной системы не претендует на полноту. Для дальнейшего чтения об администрации бахаи и ее основах рекомендуем книги, написанные Хранителем Веры: Шоги Эффенди. Законоцарствие Бахауллы. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2004. – 88 с. и Шоги Эффенди. Администрация бахаи. [Текст]: пер. с англ. — «Архивы — память общины», 2021.
Отдельное обращение адресуем бахаи. Если у вас есть, что дополнить, и вы можете предложить текст или иллюстрации для этой и других страниц сайта «Архивы — память общины», пожалуйста, напишите нам по адресу:
Обобщенное представление структуры администрации бахаи
Также смотрите Всемирный Центр Бахаи
Абдул-Баха: Центр Завета
Абдул-Баха
1844-1921
Имя: Аббас
Титул: Абдул-Баха переводится как «Слуга Баха»
Годы жизни: 1844–1921.
Родился: 23 мая 1844 г., Тегеран, Иран.
Умер: 28 ноября 1921 г., Хайфа, Палестина
Место захоронения: Святилище Баба, г. Хайфа, Израиль
С самого раннего детства, Аббас Еффенди, старший сын Бахауллы разделял тяжелые условия и ссылку Своего отца. Он взял титул «Абдул-Баха», что означает «слуга Баха». Бахаулла назначил Его толкователем учения и главой Веры. Бахаи считают Абдул-Баха образцом поведения бахаи.
За время Его жизни Вера Бахаи значительно упрочила свое основание и распространилась по планете. Абдул-Баха покинул этот мир в 1921 году. Его тело погребено в северной части Святилища Баба. Это место посещается паломниками, прибывающими на Святую Землю во Всемирном Центре Веры Бахаи.
29 ноября 1921 года десять тысяч людей — иудеи, христиане и мусульмане всех верований и убеждений — собрались на горе Кармель на Святой Земле оплакать того, Кого восторженно называли сутью «Благодетели и Мудрости, Знания и Великодушия.»[i] На этой церемонии Абдул-Баха — Сын Бахауллы и Его преемник — характеризовался лидером иудейской общины как «живой пример самопожертвования», христианским оратором как Тот, кто вел человечество «по Пути Истины», а известным мусульманским лидером как «столп мира» и воплощение «славы и величия».[ii] Его похороны, по описанию западного наблюдателя, собрали огромную толпу людей, которые «печалились о Его смерти, но также и радовались за Его жизнь.»[iii]
И на Западе, и на Востоке, Абдул-Баха был известен как посол мира, поборник справедливости и ведущий представитель новой Веры. В своих эпохальных поездках по Северной Америке и Европе Абдул-Баха, словом и делом, с силой и убедительностью провозглашал основные принципы религии Своего Отца. Утверждая, что «любовь есть величайший закон», лежащий в основании «истинной цивилизации», и что «Взаимодействие и согласие суть величайшая потребность человечества». [iv],[v] Абдул-Баха одинаково затрагивал сердца простых и великих, находил нужные слова для каждой души, что встречалась на Его пути.
Один американский обозреватель писал:
«большая, доброжелательно настроенная аудитория с нетерпением ожидала личной встречи с Ним, чтобы из Его собственных уст услышать весть любви и духовности... Помимо того, что Он говорил, было во всей Его внешности нечто такое, что трудно описать и что производило глубокое впечатление на всех, кто лично общался с Ним. Высокий лоб, борода патриарха, взгляд, казавшийся отрешенным от мира преходящих чувств, тихий, но ясный и проникновенный голос, сквозящая во всех Его чертах кротость, неугасимая любовь, но главное, одновременно ощущение силы и мягкости — вот что придавало всему Его облику исключительную возвышенность и духовность, которые и бесконечно отдаляли Его, и в то же время делали близким любому простому смертному, любой падшей душе, и это, и еще очень-очень многое, что не поддается определению, оставило в сердцах Его друзей неизгладимую, драгоценную память»[vi].
Однако, какой бы притягательной ни была Его личность или проникновенным Его понимание человеческой природы, эти качества не могут адекватно описать уникальное положение Абдул-Баха в истории религии. По словам Самого Бахауллы, Абдул-Баха был «Доверием Бога», «убежищем для всего рода человеческого», «величайшей Милостью» и «древняя и непреложная Тайна» Божия[vii]. В Писаниях бахаи сказано, что «в личности Абдул-Баха абсолютно гармонично соединились несовместимые качества человеческой природы и сверхчеловеческое знание и совершенство.»[viii]
Гарантия от раскола
Вопрос преемственности руководства всегда был важнейшим для всех религий. Неудача в решении этого вопроса неизбежно вела к раздорам и разделению. Неоднозначность, окружавшая подлинных преемников Иисуса и Мухаммеда, например, привела к разночтениям священных текстов и глубоким разногласиям внутри христианства и ислама. Однако, Бахаулла предотвратил раскол и заложил неприступное основание Своей Веры в условиях Своего завещания, названного «Книга Моего Завета». Он писал: «”Когда отхлынет океан Моего присутствия и закончится Книга Моего Откровения, обратитесь к Тому, Кого назначил Бог, Кто есть Ветвь от сего Древнего Корня”. Предмет же сего святого стиха есть не кто иной, как Наимогущественная Ветвь [Абдул-Баха].»[ix]
Бахаулла писал об Абдул-Баха: «Слава Божия осеняет Тебя, и всякого, кто служит Тебе и пребывает близ Тебя. Горе, великое горе тому, кто восстанет против Тебя и причинит Тебе вред. Благо тому, кто присягнул на верность Тебе…»[x] Абдул-Баха, был Центром Завета Бахауллы — средства обеспечения единства общины бахаи и сохранения целостности учений Бахауллы.
Как полномочный толкователь учения Бахауллы Абдул-Баха стал «живым языком Книги, разъяснителем Слова Божиего»[xi]. Без Абдул-Баха колоссальная созидательная сила откровения Бахауллы не была бы донесена до человечества, а ее важность не постигнута в полной мере. Он разъяснил учение Веры Своего Отца, укрепил ее доктрины, и описал ключевые черты ее административной системы. Он был безошибочным наставником и строителем быстро растущей общины бахаи. Кроме того, Бахаулла наделил Абдул-Баха «совершенными добродетелями в личном и общественном поведении, дав человечеству образец для подражания.»[xii] Как совершенный образец учения Бахауллы и оплот Его Завета Абдул-Баха стал «совершенным примером воплощения Слова Божия в практические дела, ведущие к подъему новой цивилизации».[xiii]
Лидерство Абдул-Баха
Абдул-Баха родился 23 мая 1844 года, в ту самую ночь, когда Баб провозгласил начало нового религиозного цикла в истории. Ребенком Он страдал вместе с Отцом во времена преследования бабидов. Абдул-Баха было восемь лет, когда Бахаулла впервые был заключен в тюрьму как руководитель и защитник Веры бабидов. Он сопровождал Бахауллу во время Его долгой ссылки из Персии в столицу Оттоманской империи, и затем в Палестину. Повзрослев, Абдул-Баха стал ближайшим компаньоном Своего Отца и сформировался как Его заместитель, защитник и главный представитель в контактах с политическими и религиозными лидерами того времени. Проявленные Абдул-Баха выдающееся лидерство, знания и служение завоевали огромный престиж ссыльной общине бахаи. После кончины Бахауллы в мае 1892 года Абдул-Баха принял на Себя роль Главы Веры Бахаи.
Абдул-Баха стал главой общины бахаи после вознесения Бахауллы в 1892 году
В 1911 году, после более чем сорока лет тюремного заключения и страданий, Абдул-Баха предпринял поездку на Запад, где с блистательной простотой представлял, и высокопоставленным, и самым обычным людям, предписания Бахауллы для морального и духовного обновления общества. Этот «Глас Божий», — по утверждению Абдул-Баха, — «прозвучав, вдохнул новую жизнь в тело рода человеческого и вселил новый дух во все мироздание. Вот почему мир всколыхнуло до основания, и сердца и совесть людей проснулись. Скоро станут явными признаки этого возрождения, и восстанут даже те, чей сон непробуден...»[xiv]
Абдул-Баха неустанно провозглашал как среди выдающихся людей, так и среди бесчисленных групп широких масс, такие жизненно важные истины:
Независимый поиск истины, свободный от предрассудков и традиций; единство всего рода человеческого — центральный принцип и основополагающая доктрина Веры; единство всех религий по сути; осуждение всех форм предрассудков: религиозных, расовых, классовых или национальных; гармония, которая должна существовать между религией и наукой; равенство мужчин и женщин — двух крыльев, на которых сможет взлететь птица человечества; введение обязательного образования; принятие международного вспомогательного языка; искоренение крайностей богатства и бедности; учреждение всемирного суда для разрешения споров между государствами; превознесение работы, выполняемой в духе служения, до уровня поклонения Богу; прославление справедливости как руководящего принципа человеческого общества, а религии — как оплота безопасности для всех народов и стран; установление прочного и всеобщего мира как высшей цели всего человечества.[xv]
Он утверждал снова и снова, что Он — «глашатай мира и примирения», «защитник единства человечества», и посредник, призывающий человечество в «Царство Божие».[xvi] Несмотря на шумный успех и прекрасный прием, который Ему оказывался, Абдул-Баха всегда разъяснял, каков Источник Его мыслей и Его истинного положения. В письме своим последователям в Америке Он писал:
«Мое имя — Абдул-Баха [дословно, Слуга Баха]. Мое предназначение — Абдул-Баха. Моя суть — Абдул-Баха. Похвала мне — Абдул-Баха. Быть рабом Благословенного Совершенства [Бахаулла] — мой славный и сияющий венец, а служение всему роду человеческому — моя вечная религия… У меня нет и никогда не будет ни имени, ни титула, ни поминания, ни похвалы, кроме как Абдул-Баха. Это — мое страстное желание. Это — мое величайшее устремление. В этом — моя вечная жизнь. В этом — моя непреходящая слава.»[xvii]
О положении, занимаемом Абдул-Баха в религии Бахаи, можно рекомендовать соответствующую главу в книге Шоги Эффенди Законоцарствие Бахауллы.
Писания и речения Абдул-Баха
Большинство работ Абдул-Баха на персидском и арабском. Основной объем написанного составляют письма. Эти письма адресованы отдельным лицам и организациям. Например, Послание Абдул-Баха профессору Форелю. Имеются и письма, адресованные целым общинам. В частности, особо выделяется серия писем «Скрижали божественного плана», обращенная к бахаи Северной Америки.
Абдул-Баха написал четыре книги: Секрет Божественной цивилизации (1875), Записки путешественника (1886), Рисали-и-Сиясиих (Трактат о политике / лидерстве, 1892-3), Memorials of the Faithful (Вспоминая верных, 1914–15)
На русском языке опубликованы записи бесед и речей Абудл-Баха: Ответы на некоторые вопросы и Парижские беседы.
Также Абдул-Баха явил много молитв, часть из которых вошли в сборники (См. Молитвенник бахаи). Опубликовано и Воля и Завещание Абдул-Баха, о котором Шоги Эффенди говорил, что оно может рассматриваться в качестве «Хартии Нового Мирового Порядка».
Дополнительные сведения об Абдул-Баха
Аббас был назван в честь своего деда. Получил домашнее образование. Например, проводил время, заучивая Писания Баба. По существу, Он обучался у Своего отца, Бахауллы. Он часто выполнял обязанности Его секретаря, присутствовал при беседах Бахауллы, и прочитал практически всё Им написанное. Уже в силу этих причин Абдул-Баха лучше, чем кто-либо другой знал Учение Бахауллы.
В течение долгих лет тюремного заключения и изгнания Бахауллы на Абдул-Баха возлагалось управление делами Веры, а также обязанности представителя Своего Отца. В 1908 году Абдул-Баха обрел свободу в рамках общей амнистии после установления турецкой конституции.
27 апреля 1920 года Абдул-Баха получил рыцарский титул от британского правительства.
Абдул-Баха встречался с такими известными людьми как: шейх Мухаммад Абду — впоследствии муфтий Египта и ведущая фигура в университете Аль-Азхар; Анни Безант — президент теософского общества; изобретатель Александр Грэхем Белл; архидьякон Вильберфорс Вестминстера; писатель Халиль Джебран; Лии МкЛанг — казначей США; Эммелин Панкхёрст — лидер суфражисток; адмирал Роберт Пири — полярный исследователь; Теодор Рузвельт — бывший президент США; д-р Давид Старр — президент Стэндфордского университета.
В 2021 году исполняется столетие с момента Вознесения Абдул-Баха. К этой дате по заказу Всемирного Дома Справедливости снят фильм про Абдул-Баха «Совершенный пример». Фильм можно скачать по этой ссылке. Фильм рассказывает о преобразующем влиянии, которое Абдул-Баха оказывал на людей как в прошлом, так и в настоящем.
Дополнительная информация:
- Страница о Бахаулле.
- Цитаты Абдул-Баха (Имеется готовая распечатка)
- Некоторые Писания Абдул-Баха доступны на русском языке через страницу библиографии бахаи на сайте "Архивы — память общины".
- Репортажи о возведении Святилища Абдул-Баха (Статьи Службы новостей мира бахаи).
- После смерти Абдул-Баха заботу о делах Веры Бахаи принял на себя Его внук, Шоги Эффенди — Хранитель. О нем есть отдельная страница.
- Страница, где можно скачать в хорошем качестве фотографии Абдул-Баха.
Примечания
[i] Цит. по: H.M. Balyuzi, 'Abdu'l-Bahá, The Centre of the Covenant of Bahá'u'lláh (London: George Ronald, 1971), p. 466.
[ii] Там же, pp. 471, 467, 466
[iii] Shoghi Effendi, God Passes By, rev.ed. (Wilmette: Bahá'í Publishing Trust, 1987), p. 312.
[iv] Избранное из Писаний Абдул-Баха – Пер. с англ./ сост. Отдел исследований Всемирного Дома Справедливости. – СПб.: Единение, 1995. – 300 с. п. 12.
[v] Абдул-Баха, Провозглашение всеобщего мира
[vi] God Passes By, p. 290.
[vii] Шоги Эффенди. Законоцарствие Бахауллы. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2004. – 88 с. Стр. 56.
[viii] Там же, стр. 53-54
[ix] Бахаулла. Скрижали, явленные после Китаб-и-Агдас / Духовное Собрание Бахаи России; Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2004. – 240 с. Стр. 193.
[x] Цит. по: Шоги Эффенди. Законоцарствие Бахауллы. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2004. – 88 с. Стр. 55.
[xi] Всемирный Дом Справедливости, Послание всем бахаи мира от 26 ноября 1992 г.
[xii] Там же.
[xiii] Там же.
[xiv] Шоги Эффенди. Призыв к народам. Пер. с англ. СПб.: ИМПАКС, 1993, 106 с. обл. Стр. 83.
[xv] Цит. по: Столетие света / Национальное Духовное Собрание Бахаи России; Пер. с англ. – М.: Единение, 2004. – 208 с.
[xvi] Balyuzi, p. 380.
[xvii] Шоги Эффенди. Законоцарствие Бахауллы. Стр. 61.
Фотографии на этой странице © Bahá’í International Community