Зачем нужны архивы бахаи?
Впервые в человеческой истории появилась возможность документировать рост независимой мировой религии с самых первых дней ее Основателей. Архивы бахаи, будь то международные, национальные или местные, имеют такую уникальную возможность.
Цель архивов бахаи заключается в том, что все документы, представляющие административную, историческую, идеологическую или священную ценность, были бы сохранены и доступны для изучения современными или будущими историками, а также административными институтами Веры. Шоги Эффенди отмечал, что в будущем составной частью каждого Хазратуль-Кудс будут архивы[1]. Для обеспечения сохранности ценных документов и священных материалов Веры Хранитель призывает «учреждать национальные архивы с целью установления подлинности, собирания, перевода, каталогизации и сохранения Скрижалей Бахауллы и Абдул-Баха, и сохранения священных реликвий и исторических документов»[2].
В письме, написанном в 1936 году от его имени Национальному Духовному Собранию Соединенных Штатов и Канады, Шоги Эффенди поясняет значение архивов бахаи:
«Важность института архивов бахаи состоит не только в массе возможностей для обучения, которые он предоставляет, но, в особенности, в огромном количестве исторических сведений и информации, которые он может предложить сегодняшним администраторам Дела и историкам бахаи в будущем. Институт архивов бахаи, в действительности, служит ценнейшим хранилищем информации относительно всех аспектов Веры, как административных и исторических, так и относящихся к доктрине. Будущие поколения верующих будут, несомненно, в лучшем положении, нежели мы сейчас, чтобы верно и адекватно оценить множество возможностей и средств которые институт архивов предоставляет верующим и обществу в целом.
Сейчас, когда Дело стремительно проходит через различные фазы эволюции, самое время для друзей приложить всевозможные усилия для сохранения как можно большего числа священных реликвий и других ценных объектов, которые ассоциируются с жизнями Основателей Веры и, в особенности Скрижалей, которые Они явили.
Каждому верующему следует осознавать, что на него возложена четко выраженная ответственность в поддержании этого направления, и оказывать всяческую помощь национальным и местным архивным комитетам бахаи в достижении успеха в этой важной работе столь преданно совершаемой для Веры в Америке».[3]
[1]Shoghi Effendi, God Passes By, rev. ed. Wilmette, IL.: Bahá’í Publishing Trust, 1974, pp. 339.
[2]Там же. Стр. 342.
[3]Shoghi Effendi, Directives from the Guardian. New Delhi: Bahá’í Publishing Trust, 1973, pp. 4-5.
Где находятся архивы бахаи?
Шоги Эффенди предпринял первую попытку систематического сбора архивных материалов в конце двадцатых годов и в начале тридцатых во Всемирном Центре, когда он начал сбор и систематизацию Писаний Центральных Фигур Веры и исторических объектов, ассоциируемых с Бабом и Бахауллой, Их семьями и ранней историей бахаи. Это можно считать началом Международного архива бахаи. За время между 1955 и 1958 годами было возведено здание Международного архива бахаи на горе Кармель. Оно стало первым сооружением, воздвигнутым на дуге, где устанавливается всемирный административный центр Веры. Берущие начало с кропотливо собранных Шоги Эффенди архивных материалов, архивы во Всемирном Центре пополняются священными текстами, а также многочисленными писаниями Шоги Эффенди и документами[1], относящимися к работе Всемирного Дома Справедливости и Всемирного Центра.
В целом по миру национальные архивы бахаи являются хранилищами[2] документов Национальных Духовных Собраний и их комитетов и офисов, а также документов имеющих отношение к Абдул-Баха, Шоги Эффенди и истории Веры в стране.
Школы бахаи и институты также могут иметь свои архивы для сохранения в них материалов документирующих их историю и развитие.
На местном уровне архивы бахаи представляют собой хранилище материалов Местного Духовного Собрания и всех материалов относящихся к истории Веры Бахаи на территории юрисдикции Собрания.
[2]Там же.
Какие материалы находятся на хранении в архивах бахаи?
Слово «архив» используются для обозначения совокупности оригинальных неопубликованных документов или других материалов, которые рассказывают об истории организации или группы людей. Термин «архив» также применяется к месту, где такие материалы хранятся. Архивы бахаи – это хранилище для официальных документов учредителей архива, будь то: Всемирный Дом Справедливости, Национальное Духовное Собрание, Местное Духовное Собрание или дирекция школы. Это все официальные документы, которые более не используются, но имеют постоянную ценность. Они могут иметь отношение к работе институтов, их служащих, комитетах и офисов.
Кроме официальных документов архивы могут также сохранять другие свидетельства об истории бахаи, такие как бумаги отдельных верующих, фотографии, коллажи, аудиовизуальные материалы, электронные документы, бюллетени и другие печатные материалы, вырезки из газет, и памятные вещи. В целом, содержимое архивов бахаи документирует историю общины бахаи или института Веры как можно полнее, стараясь избежать траты ценного места на материалы, не являющимися существенными для понимания каких-либо аспектов этой истории.
Нужно отличать музейную и библиотечную деятельность от архивной работы. Старые и даже древние материалы могут храниться в любом учреждении, тогда как в архивах хранятся неопубликованные работы, которые, в основном, представляют собой результаты деятельности института или отдельных лиц. Каждое собрание или коллекция является целостным собранием документов из одного источника, структурированных в соответствии с организацией или деятельностью создавших их. Библиотеки, в свою очередь, работают с опубликованными работами, являющимися обособленными единицами хранения (книги, буклеты, видео и т.д.), которые специально были созданы для целей передачи определённой информации некой аудитории. Музеи работают с коллекциями предметов материальной культуры, являющимися трехмерными предметами. Природа предметов отлична и, следовательно, для работы с ними используются иные принципы и практики. Тем не менее, архивы, музеи и библиотеки выполняют родственные функции, и зачастую в одной организации они совмещены, особенно в небольших организациях. И архивист может стать ответственным за библиотеку и предметы материальной культуры, или библиотекарь может заниматься архивами, а куратор отвечать за архивные материалы. Настоящее руководство посвящено, в основном, архивам, но в библиографии можно найти ссылки на другие работы, которые затрагивают также вопросы обращения с напечатанными материалами и трехмерными объектами.
Какова роль архивиста?
Обязанности архивиста, будь то отдельный человек или комитет, состоят из двух основных частей:
Во-первых, обеспечивать сохранность материалов имеющих постоянную ценность.
Это означает, что надо проследить, чтобы вместо уничтожения были предприняты шаги по размещению таких документов в архивах, будь то документы головной организации, других институтов или отдельных лиц. Документы при помещении в архив должны быть защищены от повреждения и старения. Документы, которые уже имеют повреждения, могут быть отданы на профессиональную реставрацию. Сохранение, однако, не имеет никакого смысла, если документы не используются.
Во-вторых, архивист обязан сделать материалы доступными для использования. Пользователи архива имеют право знать, какие документы хранятся в архиве и должны иметь доступ к ним. Поэтому архивист расставляет материалы, подготавливает указатели[1], которые соответствующим образом описывают их, и создает условия для работы исследователей и администраторов.
Подчинение архивов
Архивы могут находиться на различных ответвлениях административной структуры, управляемой Духовным Собранием. Архивы могут напрямую отчитываться перед секретарем Духовного Собрания или могут входить в состав более крупной структуры. Архивы должны регулярно представлять отчеты Духовному Собранию, сообщая статистическую информацию и сведения о приобретении, оформлении и обработки архивных материалов, а также о работе справочной службы. В отчете помимо этого могут сообщаться нужды касающиеся персонала, помещений, расходных материалов и т.п. Архивы, по возможности, должны также составлять свой бюджет и годовой отчет для рассмотрения Духовным Собранием или отделом.
Какие основные принципы должен знать и соблюдать архивист?
Есть два очень важных принципа работы, применимых в любых архивах: «происхождение» и «исходный порядок». Происхождение означает, что архивист хранит все материалы, поступившие из одного источника, будь то административного или индивидуального. Иными словами, архивист не разделяет коллекцию и не классифицирует её согласно своей схеме. С коллекцией, поступившей от определенного института или физического лица, обращаются как с органичным целым. Архивы, в отличие от библиотеки, не организованы в соответствии с заранее определенной тематической системой классификации. Архивист не организует материалы по какой-либо теме, предмету или личности и не перемешивает материалы одной коллекции с материалами из другой, за исключением того, когда эти материалы ранее принадлежали одной коллекции. Например, можно объединить материалы Местного Духовного Собрания, если они хранились в разных местах, или можно объединить бумаги одного человека полученные от его различных родственников. Применение принципа происхождения для местного архива бахаи подразумевает хранение материалов Местного Духовного Собрания отдельно от коллекций верующих, а индивидуальные коллекции – отдельно друг от друга.
Второй принцип, исходный порядок, относится к сохранению документов в том же самом порядке или системе, которая им была придана создателем документов. Это позволяет сохранить связи между различными частями целого и их свидетельскую значимость (evidential significance). Допустим, у создателя документов было несколько различных категорий документов: фотографии, подобранные по теме; переписка с друзьями, организованная по дате; деловая переписка, организованная по имени; и дневниковые записи, организованные хронологические. Если порядок прослеживается для каждой из этих категорий, его необходимо сохранить, т.к. он является свидетельством того, как человек выполнял свою деятельность. Такой порядок становится частью контекста создания документов. Нарушение его будет означать потерю свидетельства. Это та область, где от архивиста требуется профессиональное суждение. Могут быть ситуации, особенно когда коллекция часто используется, что поддержание первоначального порядка становится слишком сложным при частном обращении к коллекции, и тогда его необходимо изменить. Также могут существовать определенные правила относительно конфиденциальности или ограничения на доступ, которые приведут к необходимости некоторых изменений в исходном порядке. В таких случаях все изменения должны быть задокументированы, чтобы информация о первоначальном порядке не была утрачена.
С другой стороны, иногда бумаги поступают в архив в перемешанном состоянии вообще без какого-либо порядка. В таких случаях, архивист воссоздает такую систему, которая наиболее бы соответствовала тому, что известно о создателе документов, его деятельности, и том, как он мог бы её осуществлять. Только в тех случаях, когда материалы соответствуют различным исследовательским целям или требуют особого ухода для сохранения, как это имеет место в случае оригинальных священных Писаний, реликвий и артефактов, фотографий, кино- и аудиолент и т.п., части коллекции должны быть отделены от целого. Однако даже в таких случаях архивист должен позаботиться о сохранности целостности коллекции, указав в описи изъятые предметы.
Часто допускаемая ошибка теми, кто знаком с принципами работы библиотеки и не знает об этих двух принципах, – это рассматривать каждый отдельный документ как одну книгу. Например, первоначальным желанием архивиста может быть расположение отдельных документов тематически, подобно тому, как книги на одну тему будут расставлены вместе. Но уж если проводить параллель, то между книгой и архивной коллекцией, т.е. собранием документов поступивших из одного источника. Обе являются основной единицей описания, помещенной на карточке каталога или в компьютере после имени автора (для книги) и фондообразователя (для архивной коллекции). И как библиотекарь не раздирает книги на главы, и не пытается расположить обрывки в соответствии с новой системой классификации, так и архивист старается не разрушать целостность коллекций.
Следование архивистом этим двум принципам можно сравнить с приверженностью реставратора принципу «не навреди» (позаимствованному из клятвы Гиппократа). Реставратор сохраняет и восстанавливает документы и предметы материальной культуры как можно тщательнее без причинения необратимого вреда, документируя свою работу, чтобы действия, выполненные в прошлом, были поняты в будущем. Архивист сохраняет и обеспечивает доступ к физическому объекту и обстоятельствам его создания. Как и в работе реставратора, шаги по отделению материалов или изменению их организации определенным образом (даже если изменение касается простого наведения порядка) должны быть задокументированы, чтобы действия совершенные в прошлом были поняты в будущем.