Роль женщины в религиозной и общественной жизни
Роль женщины в религиозной и общественной жизни One Country, январь–март 2002, № 1 (14), стр. 15-16 |
Известная китайская поговорка гласит, что женщинам принадлежит половина неба. Однако эта идея не всегда приветствовалась руководством большинства религий, где главенствующую роль всегда играли мужчины.
Новая книга, опубликованная Всемирной Конференцией по религии и мирному сотрудничеству, обращается к этому несоответствию, показывая участие верующих женщин в общественной деятельности.
«Роль женщины в религиозной и общественной жизни» представляет собой сборник из 11 очерков, авторы которых — женщины, представляющие широкую палитру вероисповеданий: африканские и китайские традиционные культы, буддизм, христианство, индуизм, ислам, иудаизм и веру бахаи.
Каждый очерк пытается отразить достижения обычных женщин, членов своих религиозных общин, и показать, что женщины «талантливы, красноречивы, активны, отзывчивы и преданны».
Книга, выпущенная под редакцией Аззы Карам, директора женской программы Всемирной Конференции по религии и мирному сотрудничеству, с успехом добивается не только этих целей. Очерки значительно различаются по своему стилю и подходу: в некоторых на первый план выступает широкий исторический обзор роли женщин в своих религиозных общинах, тогда как другие опираются на священные книги, предлагая их новое толкование в свете того, что женщинам должно отводиться более важное место. Если же рассматривать сборник в целом, то он весьма убедительно доказывает, что основополагающая идея всех основных мировых религий может быть воспринята без каких-либо ссылок на половую принадлежность.
Рита Гросс в своем очерке «Буддистское отношение к женщинам» отмечает, что «по своей сути это учение, история которого насчитывает 2,5 тыс. лет, свободно от упоминаний о половой принадлежности и нейтрально в этом отношении», однако «это не означает, что женщинам и мужчинам был дан одинаковый статус, или что от них ожидались одинаковые действия на протяжении большей части истории буддизма».
Г-жа Гросс говорит, что возникновение патриархальной, если не женоненавистнической, религиозной практики было обусловлено доминированием мужчин в рамках той культуры, в которой возник буддизм. Несмотря на это, пишет она, сегодня открывается возможность дать другое толкование буддизма, чтобы его практика не руководствовалась более «скрытым или явным предпочтением мужчин и их интересов».
Это стало возможным, поясняет она, в том числе и благодаря возникновению больших групп буддистов, которые считают себя серьезными верующими, но вместе с тем принимают участие в обычной домашней и экономической деятельности. Эти мирские виды деятельности, указывает г-жа Гросс, традиционно были «женской вотчиной», что и привело к возникновению «большого и сильного ядра женщин — духовных учителей, хорошо образованных, глубоких в своей практике, умеющих хорошо выражать свои мысли, но ни в чем не похожих на мужчин».
Анализируя протестантское христианство, Нелиа Бет Сковилл утверждает, что фундаменталистские христианские доктрины, отчуждающие женщин, также основаны на патриархальном толковании священных книг и не всегда находят подтверждение в Библии.
«Теологический взгляд на подчиненное положение женщины доминировал на протяжении всей истории христианства, однако он был не единственным, — пишет преподобная Сковилл, священник церкви Апостолов Христа. — В христианстве всегда были как мужчины, так и женщины, настаивавшие на том, что замысел Божьего творения — равенство, а не иерархия».
Она цитирует апостола Павла (Гал.3:28): «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».
В очерке об исламе Суад Ибрахим Салех подобным же образом утверждает, что хотя обращение с женщинами в исламе было далеко не на равных, тем не менее Коран и предания о Мухаммеде можно истолковать иначе – по крайней мере они предписывают считать женщину мусульманку равной мужчине-мусульманину по моральным качествам.
«Ислам возлагает долг реформирования общества на всех верующих, как мужчин, так и женщин, — пишет г-жа Салех, профессор Женского Колледжа при университете Аль-Азхар в Каире. — Ответственность лежит на всех, и никто не может избежать ее, потому что она основывается не на половой принадлежности, а на том, что мужчины и женщины — две части человечества… Иными словами, мусульманские женщины и мужчины должны играть в обществе равную роль».
Заключительный очерк книги «Женщины, общественная деятельность и общее благо» Джанет Хан, сотрудника Исследовательского отдела во Всемирном Центре Бахаи, представляет точку зрения бахаи на роль женщин в общественной жизни. Очерк составляет разительный контраст по отношению к другим рассказам, поскольку в нем нет извинений или оправданий. Это объясняется тем, что в Писаниях веры бахаи не только открыто говорится о духовном равенстве женщин и мужчин, но и однозначно утверждается, что это равенство сегодня должно быть «выражено как на личном уровне, так и в общественной деятельности», как формулирует это д-р Хан.
«В действительности, — пишет она, — провозглашение и реализация принципа равенства полов в мире — одна из главных целей веры бахаи».
Она отмечает, что мировая община бахаи живет согласно этому принципу, и женщины составляют значительный процент среди членов выборных органов управления бахаи как на местном, так и на национальном уровнях – выше, чем в обществе в целом. «В 1997 г., — пишет она, — женщины составляли 32% членов 172 Национальных Духовных Собраний бахаи, тогда как в национальных парламентах мира женщины составляют 13%».
Д-р Хан отмечает, что Писания бахаи отводят женщинам решающую роль в установлении мира во всем мире: «С точки зрения бахаи, равенство мужчин и женщин является важным и неотъемлемым компонентом духовного и социального прогресса человечества».
В целом книга «Роль женщины...» дает мощный отпор сторонникам идеи о том, что процессу многовекового угнетения женщин религиозными лидерами мужчинами невозможно дать новое направление. Бахаи верят, что человечество вступило в новую эру, когда равенство женщин и мужчин стало очевидным духовным принципом, который в конечном итоге будет полностью реализован в общественной практике. Очерки, собранные в данной книге, показывают, что и прежние религии, явленные до того, как человечество вступило в эту новую эпоху, можно истолковать в полном согласии с новыми реалиями.
Рассмотрим национальный суверенитет с точки зрения логики?
«Единый мир: этика глобализации» (One World: The Ethics of Globalization) Питер Cингер Издательство Йельского университета Нью-Хейвен и Лондон By Peter Singer |
Единый мир: этика глобализации
Питер Cингер
В научных кругах Питер Cингер широко известен как один из выдающихся мировых специалистов по биоэтике. Его книги, посвященные этическому отношению к животным, очень популярны среди ученых.
Проф. Cингер также прославился своими неординарными взглядами. Его рассуждения о применении эвтаназии к новорожденным с серьезной инвалидностью заслужили неприязнь борцов за права инвалидов и противников абортов. Другие, впрочем, хвалят его за убедительные выступления в защиту гуманного обращения с животными.
В 1999 г. его репутация крупного ученого побудила Принстонский университет присвоить ему, австралийцу по происхождению, престижную должность Декамп профессора биоэтики в университетском Центре общечеловеческих ценностей.
В своей недавней книге «Единый мир: этика глобализации» (One World: The Ethics of Globalization), проф. Cингер поднимает этические вопросы, связанные с государственным суверенитетом в условиях все более взаимозависимого мира.
Его выводы не новы. Подобно другим мыслителям за последние сто лет, профессор Cингер полагает, что долговременные перспективы человечества, и даже само его выживание, зависят от того, насколько люди осознáют себя гражданами мира и поймут необходимость построения таких новых учреждений глобальной системы управления, которые смогли бы решить проблемы нашей общей маленькой планеты.
«Успех глобализации (если мы вообще преодолеем эту стадию своего развития) зависит от нашего отношения, с этической точки зрения, к тому, что мы живем в едином мире», — пишет проф. Cингер, вторя идеям Герберта Уэллса, Альберта Эйнштейна, нескольких Генеральных секретарей ООН, и др.
Авторитет проф. Cингера в этике, а также его практический подход к анализу вопросов глобализации и ее последствий делают книгу «Единый мир» достойной внимания.
Автор рассматривает четыре области, в которых этические проблемы глобальной взаимозависимости стоят, вероятно, особенно остро: загрязнение атмосферы; вопросы международной торговли; проблема геноцида и гуманитарного вмешательства; распределение богатства между странами. Они объединены под краткими заглавиями: «единая атмосфера», «единая экономика», «единое законодательство» и «единое общество». Что кратко сообщает его выводы.
Оригинальность книге, в частности, придают аналогии, которые проф. Cингер использует, чтобы продемонстрировать читателю суть этических проблем, стоящих перед человечеством.
Так, рассуждая о равноценном снижении странами выбросов газов, вызывающих парниковый эффект (что было главной темой Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН по изменению климата), он просит читателя представить, «что мы живем в деревне, где все выбрасывают свои отходы в одну гигантскую сточную трубу». В этой ситуации никто не знает, что происходит с отходами, но, поскольку они исчезают бесследно, об этом никто не волнуется, даже если некоторые люди выбрасывают значительно больше мусора, чем другие.
Но затем, пишет он, «изменяются условия, труба переполняется». Начинаются протечки, и появляется неприятный запах. «Следовательно, наше право бесконтрольно выбрасывать мусор ставится под сомнение. Поскольку труба принадлежит всем, ее неограниченное использование одними людьми лишает других этого права…»
В глобальной деревне, в которую превратился сейчас наш мир, эквивалентом такой трубы, по мнению проф. Cингера, является атмосфера. Автор анализирует различные способы справедливого «разделения прав на использование атмосферы» и делает вывод, что определенная «продажа прав на выбросы» не только нравственна, но и практична.
Рассматривая неравенство между богатыми и бедными, он задается вопросом, существует ли какое-либо нравственное основание для того, чтобы отдавать предпочтение своим ближайшим соседям, а не тем, кто живет дальше. Последовательность аргументов заставляет его поставить под сомнение нынешнюю приверженность человечества национализму.
Например, он спрашивает, почему жители развитых стран не считают необходимым тратить больше средств на поддержку развивающихся стран. И вновь подкрепляет свою идею
аналогией. Он рассказывает о человеке по имени Боб, который потратил все свои сбережения на роскошный старинный автомобиль марки «Бугатти», припарковал его на запасных железнодорожных путях, и должен теперь решить, следует ли ему повернуть стрелку, чтобы отвести быстро приближающийся поезд от пути, на котором играет ребенок, на запасной путь, где стоит его машина. «Боб решает не переводить стрелку, — пишет он. — Ребенок погибает…»
«Большинство из нас сразу скажет, что Боб поступил отвратительно», — убежден писатель. И затем сообщает, что всего 200 долларов в год могут спасти жизнь одному из миллионов детей бедняков в развивающихся странах благодаря иммунизации, улучшенному питанию и т.д. Он спрашивает: не достойны ли такого же порицания все граждане развитых стран, которые, несомненно, могли бы пожертвовать 200 долларов в год, чтобы спасти жизнь хотя бы одному ребенку, или настоять, чтобы это сделали их правительства?
Наконец, проф. Cингер пишет, что как эти, так и другие доводы подтверждают: наши «проблемы слишком тесно переплетаются, чтобы их можно было решить в рамках системы суверенных государств, граждане которых уделяют главное и практически исключительное внимание интересам своей страны, а не мирового сообщества».
Он пишет, что отказ богатых наций признать реалии расширившегося сообщества не только «глубоко ошибочен с нравственной точки зрения», но и «угрожает их собственной безопасности».
Проф. Cингер призывает к созданию более сильных «руководящих институтов глобального уровня», возможно, всемирной законодательной власти, повторяющей, в общих чертах, модель Европейского Союза. Он также рассматривает вопросы возможного запрета на право вето в Совете Безопасности ООН и создания международных вооруженных сил, которые можно было бы привлекать в случае необходимости для гуманитарного вмешательства.
Автор также проводит подробный анализ этических аспектов национального суверенитета. «Национальный суверенитет не имеет никакой изначально присущей ему нравственной ценности», — пишет он.
По его мнению, необходима новая глобальная этика, которая должна прийти на смену устаревшей концепции суверенитета. Несмотря на свои атеистические взгляды, проф. Cингер указывает на религию, как на один из возможных источников такой этики.
«Некоторые аспекты этики вполне можно назвать всеобщими, или приближенными к ним», — пишет он, особенно выделяя «золотое правило», существующее в большинстве мировых религий.
Он отмечает, впрочем, что по многим пунктам мировые религии так и не смогли прийти к согласию, и предполагает, что в конечном итоге «не что иное, как наша способность мыслить, окажется универсальным решением».
С точки зрения бахаи, анализ проф. Cингера во многих отношениях верен. На протяжении почти 160 лет всемирная община бахаи выступала за создание сильных международных институтов, в частности, единого мирового содружества, располагающего силами поддержания коллективной безопасности и мира.
Бахаи, однако, придерживаются мнения, что «универсальным решением» является религия, и что она может и должна стать базисом глобальной этики. Бахаи считают, что именно благодаря религии люди постепенно расширяли границы своей привязанности, устанавливая единство сначала в племени, затем в городах-государствах и, наконец, внутри наций.
Бахаулла указал, что принцип единства человечества должен стать основой глобальной этики, цель которой — укрепление постоянно развивающейся глобальной цивилизации.
«Не тот должен гордиться, кто любит свою страну, а тот, кто любит весь мир, — написал Бахаулла более ста лет назад. — Земля — единая страна, и человечество — ее граждане».
Хотя многое из сказанного проф. Cингером уже звучало ранее, «Единый мир» можно считать значительным вкладом в постоянно расширяющуюся библиотеку работ, признающих сущностную взаимозависимость человечества. Точка зрения этого авторитетного секулярного философа предлагает еще одно свидетельство неизбежности возникновения глобальной цивилизации.
Статья взята из бюллетеня Международного Сообщества Бахаи One Country (Том 14, выпуск 3, Октябрь-декабрь, 2002)
English version of this article can be seen at: https://www.onecountry.org/story/appeal-logic-national-sovereignty
Статья о Питере Сингере в Википедии.
Основы позитивной психотерапии
Хамид Пезешкиан
Издание подготовлено к печати Международным центром позитивной психотерапии (руководитель — доц. Н. Пезешкиан, г. Висбаден, Германия) и Русско-Германским Центром позитивной психотерапии (руководитель — проф. П. И. Сидоров, г. Архангельск).
Перевод Е. Э. Сысоевой и канд. мед. наук А. Г. Калинина.
ISBN 5-880-80-001-9 Также указан ISBN 588086-001-9
Содержание
Предисловие
Введение
Глава 1. Позитивная психотерапия
1.1. Транскультуральный и междисциплинарный подход в психотерапии
1.2. Позитивный подход
1.3. Позитивное представление на человека
1.4. Межкультуральный подход
1.5. Позитивная интерпретация заболеваний
1.6. функции историй
Глава 2. Четыре сферы разрешения конфликта честна жизни в свете интегрированной медицины
Глава 3. Схема конфликта в позитивной психотерапии
3.1. Актуальный конфликт
3.2. Личность пациента
3.2.1. Ситуация в данный момент
3.2.2. Основной конфликт (4 компонента, формирующие модели поведения)
3.2.3. Первичные вторичные актуальные способности
3.3. Ключевой конфликт
Глава 4. Пять уровней Б позитивной психотерапии
- Уровень наблюдения и дистанцирования
- Уровень инвентаризации
- Уровень ситуативного одобрения
- Уровень вербализации
- Уровень расширения целей
Глава 5. Первое интервью в позитивной психотерапии
Глава 6. Психосоматика
— общая психосоматика
— специальная психосоматика (психосоматика при люмбаго межпозвоночных хрящей)
Глава 7. В поисках смысла
— новая перспектива
— алкогольная п наркотическая зависимость
Глава 8. Религия и психология
Заключительная история
ПРЕДИСЛОВИЕ
Книга «Основы позитивной психотерапии» написана доктором медицины Хамидом Пезешкианом, сыном основателя этого метода известного психотерапевта Носсрата Пезешкиана. По существу, это учебное пособие, написанное понятным для непрофессионалов языком и ориентированное на самый широкий круг читателей. Важно подчеркнуть, что книга уже адаптирована к российской аудитории, так как составлена на базе курса лекций, прочитанных отцом и сыном Пезешкианами в ходе трехэтапного семинара в Архангельском медицинском институте. Семинар успешно завершился в конце декабря 1992 года. Все слушатели были искренне восхищены профессионализмом и обаянием своих наставников и единодушны в положительной оценке этого нового для российской психотерапии конфликт-центрированного метода. Этот метод оказался в равной мере привлекательным для психологов и психиатров, педагогов и социальных работников, бизнесменов и менеджеров, Его универсальность во многом заключается в транскультуральном и междисциплинарном подходе, стройной системе психологической помощи и самопомощи. Безусловными достоинствами этого метода является доступность для всех социальных и возрастных групп, профилактическая направленность и сочетаемость с любыми психотерапевтическими методиками, семейный подход и непродолжительность (20 сеансов). Предлагаемые методические подходы в равной мере применимы и на этапе функциональных донозологических-расстройств, и при коррекции психосоматических и соматических нарушений, поэтому книга будет интересна широкому кругу врачей-интернистов. Кстати, докторская диссертация Хамида Пезешкиана была посвящена оценке эффективности позитивной психотерапии в лечении люмбаго.
Позитивная психотерапия с равной актуальностью воспринимает и комплексно воздействует на все основные составляющие человека: тело, душу и дух, соответственно выделяя в лечении биологическое, психосоциальное и духовное направление. На последнем представляется важным остановиться чуть подробней, учитывая современный российский повышенный интерес к возрождающимся институтам веры и религии.
Позитивная психотерапия опирается на бахаистскую веру, являющуюся новейшей самостоятельной религией мира, зародившейся в Персии в 1844 г. Пророком-основателем являлся Баха-Улла, имя которого означает «Слава Божия». Им были сформулированы основные духовные принципы: единство Бога, единство религии и единство человеческого рода. Он объявил, что религиозная истина относительна, а не абсолютна, и она направляет духовную эволюцию человечества. Его учение направлено на объединение всех рас, народов религий мира в одном человеческом семействе, достижение прочного мира и всеобщего обязательного обучения, реализацию принципов социальной справедливости.
Интересно отметить, что первый в мире бахаистский молитвенный дом был сооружен в России в Ашхабаде в 1908 году, но, к сожалению, был полностью разрушен при землетрясении 1948 года. В настоящее время в мире насчитваетсяболее четырех миллионов бахаистов, объединенных в 148 национальных духовных собраний. Побывав недавно в «Храме Лотоса» в Дели я могу засвидетельствовать силу эмоционально-эстетического впечатления у посетителей этого бахаистского молитвенного дома индийского субконтинента.
Используемые в позитивной психотерапии восточные истории и сказки очень тонко и эффективно расширяют смысловой горизонт пациента и облегчают коррекцию ценностных приоритетов, вооружают пациента инструментом само- и взаимопомощи. Помощи, столь необходимой в современной российской социально-экономической и политической кризисной ситуации.
В самом деле, в России за последние годы создана уникальная экспериментальная модель социально-стрессовых расстройств. К сожалению, достоверной статистической картины психического здоровья нации сегодня нет, но выборочные исследования свидетельствуют о росте распространенности психосоматических заболеваний (каждый второй посетитель поликлиники нуждается в консультации психотерапевта) и посттравматических стрессовых расстройств (беженцы и мигранты, участники гражданских войн и афганские комбатанты, нищие и безработные). Меняется клиническая картина н динамика невротических расстройств. Так, крах коммунистической идеологии привел к появлению ноогенных неврозов, описанных Виктором Франклом, которые проистекают от крушения мировоззренческих и нравственных ценностей.
Если во времена так называемого застоя, общественная апатия была следствием в том числе социальной сенсорной депривации, то сегодняшние социально-стрессовые реакции — прямое следствие сенсорной гиперстимуляции по всем возможным каналам восприятия: от телевизионных новостей до тощих кошельков. На максимальном уровне обобщения с точки зрения экологии человека можно сказать, что вся страна находится в чрезвычайной экологической ситуации, если не в зоне социального экологического бедствия.
Дефицит средств и форм психологической защиты общественного здоровья, который продемонстрировали официальные здравоохраненческие структуры, подтолкнул интерес населения к различным альтернативным парапсихологическим и псевдонаучным учениям, колдунам и мессиям. Нынешний российский истеродемонический ренессанс прямое следствие краха прежних идеалов и ценностей, свидетельство масштабности взрощенной субпопуляции с невысокой культурой и отсутствием способностей к самостоятельным решениям, с рентными установками и потребительской психологией. Мифологическое мышление и в целом архаическая психика обнаружили высокую инертность и ригидность за концептуальными рамками отечественной социальной утопии, интолерантность к негативным социально-стрессовым воздействиям и шаблонность защитно-компенсаторных форм реагирования (агрессия, отрицание и т. д.). В этом отношении позитивная психотерапия реализует актуальную потребность коррекции мировоззренческой и нравственно-ценностной шкалы, расширения диапазона приемлемости разнообразных форм адаптивного поведения и санации общественного здоровья.
Позитивная психотерапия мобилизует пациента и дает видение перспективы. Я убежден, что и сам метод имеет большое будущее в нашей стране. По-видимому, в ближайшее время будет создана Российская ассоциация позитивной психотерапии, проведен цикл методических п научно-практических конференций, завершено формирование региональных центров (Архангельск, Екатеринбург, Казань и др.). Самостоятельное значение имеет технология интеграции западных психотерапевтических методик па отечественном медицинском рынке. На модели внедрения позитивной психотерапии русские психиатры, как мне кажется, обнаружили достойный уровень профессионализма и организованности.
Член-корреспондент
Академии Естественных Наук
Российской Федерации,
профессор П. И. Сидоров.
Также смотрите книги по позитивной психотерапии:
- Пезешкиан Н. Если ты хочешь иметь то, что никогда не имел, тогда сделай то, чего никогда не делал. Институт позитивной психотерапии, – 2010. –128 c.
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем. – М.: Смысл, 1993. – 332 с.: ил.
- Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. Тренинг в воспитании партнерства и самопомощи: Пер. с нем. – М.: Медицина, 1995. – 336 с.: ил.
- Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории в позитивной психотерапии: Пер. с нем./Общ. ред. А. В. Брушлинского и А. З. Шапиро, предисл. А. В. Брушлинского, коммент. А. З. Шапиро. — СПб.: Единение, — 1995. — 237 с.
- Пезешкиан Н. 33 - и одна форма партнерства: Пер. с нем. – М.: Медицина, 1998. – 288 с.: ил.
Психотерапия повседневной жизни
Н. Пезешкиан
Издание рекомендовано к переводу главной редакцией книжной литературы издательства "Медицина".
ISBN 5-225-00545-4
ISBN 3-596-21855-1
Об этой книге
Доктор медицины Н. Пезешкиан, специалист в области неврологии, психиатрии и психотерапии, написав эту книгу, освободил психотерапию из ее заточения в «замке из слоновой кости». Для него назначение психотерапии не только в том, чтобы лечить и исцелять психические заболевания. Первостепенную задачу психотерапии он видит прежде всего в том, чтобы она стала практическим помощником в жизни; это означает устранять болезнь в самом начале ее возникновения, а также исцелять серьезные нарушения.
«Психотерапией повседневной жизни» назвал поэтому д-р Пезешкиан свою книгу, в которой он описывает и раскрывает суть повседневных конфликтов в воспитании и партнерстве, пытаясь найти индивидуальный подход к читателю и сделать изложение для него доступным и понятным. В четырех главах он излагает свою теорию дифференциального анализа, конкретно описывает отдельные актуальные способности, типичные конфликтные ситуации и предлагает возможности их решения; на примере 22 недоразумений наглядно показывает потенциалы конфликтов, т.е. возможные источники их возникновения, и, наконец, подводит читателя-пациента к самопомощи. Чтобы облегчить читателю понимание этой теории, автор приводит для наглядности 250 случаев из своей практики и 11 восточных историй.
Конфликты возникают на протяжении всей жизни человека в результате его соприкосновения внешним миром, они не являются чем-то неизбежным, предопределенным судьбой, а представляют собой проблемы и задачи, которые можно и нужно решать. «Здоровым является не тот, у кого нет никаких проблем, а тот, кто умеет с ними справляться», — говорит д-р Пезешкиан.
ПРОФЕССОР Д-Р МЕД. Р. БАТТЕГАЙ
ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА, Г. БАЗЕЛЬ
Содержание
Предисловие
Вступительное слово. Д-р Баттегай
Руководство для читателя
Три принципа дифференциального анализа
Путеводитель по этой книге
Психотерапия сегодня
Глава I. Дифференциально-аналитическая теория
Мысли о воспитании
Социальные конфликты — норма
Дифференциально-аналитическая теория
Глава II. Актуальные способности (первичные и вторичные способности)
Актуальные способности
Первичные способности
Вторичные способности
Глава III. Недоразумения, возникающие в процессе воспитания. Партнерство и психотерапия.
Перевод В.А. Клименок, Г. О.Хощановой
Недоразумения
Глава IV. Воспитание — самопомощь — психотерапия
Введение в самопомощь
Самопомощь
Семейная группа — родительская группа — партнерская группа
Дифференциально-аналитическая психотерапия
Список литературы
Словарь терминов
Предисловие
У каждой книги есть дата ее начала и дата ее завершения. Создание книги можно сравнить с ростом дерева. Плоды ее созревают не сразу: они скорее всего напоминают результат роста и созревания зерна, которое развивается благодаря благоприятным условиям окружающей среды и превращается в то, что порой приносят домой как урожай.
Точно так же позитивная психотерапия (дифференциальный анализ) имеет краткую историю и долгий путь развития. С 1958 г. я работаю над новым методом психогигиены и психотерапии, в основу которого положен большой материал накопленного мной опыта в психотерапевтической практике с психосоматической ориентацией.
Несмотря на то что плоды созревали на европейском Западе, корни дерева, на котором они, созрели, уходят в глубь персидского Востока, страны, где я родился и где прошла моя юность. Таким образом, эта книга и, я надеюсь, моя психотерапевтическая практика, представляют собой попытку объединить накопленные Востоком знания с научными достижениями Запада. Я хорошо понимаю, что подобный подход таит в себе много проблем. Тем не менее я считаю его полезным и даже необходимым как раз в то время, когда географическая отдаленность теряет свое значение. В нашу эпоху наряду с ее многими противоречиями и недоразумениями все более проявляется обнадеживающее стремление к единству в многообразии. Гете выразил эту мысль в ”Западно-восточном диване” следующими словами, смысл которых будет освещать эту книгу:
Кто познал самого себя и других,
тот должен будет признать:
Восток и Запад отныне неотделимы.
Психотерапия в процессе своего развития все более очевидным делает тот факт, что нецелесообразно водить психодинамику личности лишь к изучению нарушений. Нам представляется совершенно необходимым заниматься изучением способностей и положительных качеств, свойственных каждому человеку.
Если цель психоанализа, по Зигмунду Фрейду, осознание, цель индивидуальной психологий, по Альфреду Адлеру, — интенсификация ответственности, цель экзистенциального анализа, по Виктору Франклу, — осознание и ответственность, то дифференциальный анализ ставит перед собой задачу предельного и тонкого развития способности к различению в области актуальных способностей.
Пользуюсь случаем выразить свою благодарность и особенную признательность моим сотрудникам, дипл. психологам Д.Шену и Д.Е.Линдену, г-ну проф., д-ру мед. наук Р.Баттегаю, который постоянно ободрял меня и вселял в меня уверенность в необходимости завершения и опубликования этой книги.
Моими учителями, которым я особенно обязан и благодарен, были проф., д-р мед. наук Ж.Г.Шульц, Берлин; проф., д-р мед. наук Р.Дегквиц, Франкфурт-на-Майне; проф., д-р мед. наук Куленкамф, Дюссельдорф; проф., д-р мед. наук Ферверс, Бонн; проф., д-р мед. наук М.Брогли, Висбаден; д-р мед. наук Кох, Бад Швальбах; проф., д-р мед. наук Руф, Франкфурт-на-Майне; проф., д-р мед. наук Г.Томальске, проф., д-р мед. наук Бохник, проф., д-р мед. наук Максион, Франкфурт-на-Майне; проф., д-р мед. наук Д.Ланген, Майнц; проф., д-р мед. наук К.Леонхард, д-р Шмишек, клиника ”Шарите”, Берлин; проф., д-р мед. наук Г.Менг, Базель; проф., д-р мед. наук В.Франкл, Вена; д-р мед. наук Я.Л.Морено, США; проф., д-р мед. наук Лопец-Ибор, Мадрид; д-р мед. наук У.Дерболовский, Гамбург, а также г-н А.Фаци и г-н А.Фурушан, Хайфа и Иран.
Без сотрудничества пациентов, согласившихся на опубликование их случаев, и их искреннего желания помочь эта книга не могла бы быть написана.
В заключение хочу выразить свою благодарность моей жене г-же Маниже и моим сыновьям Хамиду и Навиду за дельные советы и терпение, которое они проявили ко мне.
Носсрат Пезешкиан
Висбаден, 1974, 1975
Также смотрите книгу Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем. – М.: Смысл, 1993. – 332 с.: ил.
Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт
От издательства
Хотя данная книга не относится к числу так называемых «научно-популярных», она заинтересует отнюдь не только специалистов врачей и психологов. Суть подхода Н.Пезешкиана можно выразить формулой: ПОЗНАЙ СЕБЯ И ПОМОГИ СЕБЕ. Поэтому каждый, кому не в тягость размышления о природе человека и о перипетиях человеческих взаимоотношений, извлечет из нее немалую практическую пользу. Прежде всего это относится к учителям, родителям, воспитателям, работникам здравоохранения и социальных служб.
В последние годы Носсрат Пезешкиан — частый гость в России и странах Содружества. Его подход становится у нас все более и более популярным, в разных городах возникают все новые центры позитивной психотерапии. Причины успеха позитивной психотерапии в достаточно очевидных достоинствах самого подхода. Во-первых, он универсален, применим к самому широкому кругу проблем — от психических и психосоматических заболеваний до семейных конфликтов, трудностей воспитания и конфликтов на работе. Во-вторых, он не противопоставляет себя другим психотерапевтическим подходам, а напротив, стремится их объединить. В-третьих, он ориентирован на то, чтобы сделать самих людей психотерапевтами для самих себя и своих близких. И, в-четвертых, в нем, как ни в одном другом подходе, большое место занимает сопоставление различных культур и стилей воспитания и анализ конфликтов, возникающих на почве взаимного непонимания носителей разных традиций, установок и норм поведения, В нашей сверхмногонациональной стране это более чем актуально. Хотя, насколько нам известно, Н.Пезешкиан еще не пробовал применить свой подход непосредственно к разрешению межнациональных конфликтов и трений, в нем заключены богатейшие возможности для этого.
Данная книга делалась в тесном сотрудничестве с самим доктором Пезешкианом, что позволило осуществить подготовку текста на максимально высоком уровне. Для перевода использовались как оригинальное немецкое, так и более позднее английское издание книги. В нее также вошла, согласно пожеланию автора, одна глава из книги «Позитивная психотерапия», рассматривающая взаимоотношения между позитивной психотерапией и другими психотерапевтическими подходами. Осталось назвать еще ряд людей, которые, помимо тех, кто перечислен на обороте титульного листа, внесли свой вклад в работу над этой книгой. Это С.В.Гошко, Д.Е.Карасев, В.И.Трубицын, А.В.Турбаевский.
Москва, 6 августа 1992 г,
Д.А.Леонтьев, кандидат психологических наук, директор издательства «Смысл»
ISBN 5-85494-001-9
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Можно стоять на своей точке зрения, но нельзя на нее садиться.
народная мудрость
В древние времена человек жил в социальных сообществах: семье, клане, большой семье, позднее — в племени. В некоторых культурах таким сообществом был город-государство. В процессе развития социальные объединения становились все крупнее: государство, нация, мировое сообщество.
Технический и культурный прогресс, сокращение расстояний привели к тому, что все люди сегодня в известной степени взаимосвязаны. То, что происходит сегодня в самом отдаленном уголке мира, сказывается на благополучии всего человечества.
Подтверждением единства человечества является тот факт, что, например, военные конфликты уже не являются только делом вовлеченных в них сторон, но и становятся радостями и горестями всего человечества.
С помощью большого числа различных методов, описаний случаев и примеров позитивная психотерапия и позитивная семейная терапия представлены в этой книге как новая форма психотерапии. В ней прежде всего раскрывается взаимосвязь системы болезнь-культура-семья-воспитание и психотерапии.
Со времени выхода этой книги на немецком и английском языках моя терапевтическая концепция претерпела дальнейшее развитие, мой подход был принят как психотерапевтический метод и неоднократно представлялся на национальных и международных конгрессах и в научных журналах. Психологические исследования в русле позитивной психотерапии (опросники, семантический дифференциал и др.), насколько из их результатов уже можно делать какие-то выводы, подтверждают мои теоретические и проверенные практикой предположения. Большой поддержкой для меня была реакция специалистов, специальных журналов и читателей на мои книги.
Понятие позитивного в позитивной психотерапии означает прежде всего, что терапевт ориентирован не на устранение возникших нарушений и расстройств, а старается в первую очередь мобилизовать имеющиеся у пациента способности и потенциал самопомощи, позитивное, в соответствии с исходным «positum», означает «действительное», «ранее данное». Действительными и ранее данными являются не конфликты и расстройства, а способности, которыми обладает каждый человек,
Такой подход осуществим, если мы готовы принять другие типы мышления, в которых болезням придается иное значение и предлагаются альтернативные стратегии лечения.
В этой книге представлены преимущественно психические и психосоматические расстройства и даны основные модели психотерапевтической помощи при этих состояниях. В русле позитивной психотерапии лечение не ограничивается только непосредственными отношениями терапевт-пациент, а включает также стратегии самопомощи и превентивные воспитательные мероприятия. Цель этой книги — посвятить в предлагаемую стратегию лечения психотерапевтов и врачей других специальностей. В каждой главе для большей наглядности приведена восточная притча с критической интерпретацией.
Позитивная психотерапия является не только особой формой терапии, но и находится в тесной взаимосвязи с воспитанием, центрированном на значимых других, самопомощи, центрированной на пациенте и психотерапии, центрированной на терапевте. Вскрываются новые возможности психотерапии, которые не только экономически целесообразны, но и чрезвычайно эффективны, непосредственно сочетая в себе различные психотерапевтические методы. В книге обсуждаются и сопоставляются с позитивной психотерапией такие известные терапевтические подходы, как психоанализ, индивидуальная психология, поведенческая терапия, логотерапия, трансактный анализ, аналитическая психология и групповая психотерапия,
Исходя из модели этиологии психических и психосоматических заболеваний, обосновывается практическая модель психотерапевтического процесса: пятиступенчатая стратегия лечения в позитивной психотерапии. При этом показаны модификации этой стратегии применительно к помощи самому себе.
Речь идет о многосторонних терапевтических отношениях, в которые вовлечены терапевт, пациент и окружающий его мир в качестве равноправных партнеров в психотерапии — по сути это психо-социо-терапия;
- Собственно психотерапевтическая ситуация основывается на непосредственных отношениях терапевт-пациент.
- Пациент начинает заниматься управляемой самопомощью, выступая в качестве психотерапевта для своего окружения, в частности, партнера по конфликту.
- Партнеры по конфликту могут, в свою очередь, также быть вовлечены в терапию, например, в семейную или терапию социальных навыков.
Пятиступенчатая психотерапия может быть применена в этих трех терапевтических сферах (психотерапевтическая ситуация, пациент в роли психотерапевта и терапия социального окружения).
Этот процесс открывает новые возможности в освобождении потенциала самопомощи людей и позволяет терапевту во многих отношениях более человечно подойти к пациенту и его семье. Быть может, я так надеюсь, это сможет открыть новые перспективы отношения человека со своими ближними.
Я благодарен многим своим коллегам за те знания, которыми они поделились со мной и моими сыновьями в процессе наших встреч и семинаров в 17 городах СНГ. На сегодняшний день в СНГ образовано 12 центров, которые работают в русле модели позитивной психотерапии, психосоматики и транскультурной психиатрии.
Господину Д.Леонтьеву (факультет психологии Московского университета) я приношу свою благодарность за его усилия по изданию этой книги.
Это книга была переведена на русский язык госпожой Л.Трубицыной и госпожой Т.Куличенко. Я выражаю им свою глубочайшую признательность.
Читателям, которые заинтересованы в систематизированной информации о позитивной психотерапии в рамках семейной терапии и психосоматики, я могу рекомендовать познакомиться с моими книгами «Позитивная психотерапия», «Психотерапия обыденной жизни», «Торговец и попугай», «В поисках смысла; психотерапия малыми шагами» и «Психосоматика и позитивная психотерапия».
Висбаден, август 1992. Носсрат Пезешкиан
Содержание
От редакции
Предисловие автора к русскому изданию
История позитивного процесса: сон
Предисловие е к английскому изданию
Шесть тезисов позитивной семейной терапии
Позитивная семейная психотерапия
Пер. с англ. Л.Трубицыной
Глава I. Введение в теорию позитивной семейной терапии
- Ситуация в науке, религии, образовании и психотерапии
- Что такое «семейная терапия»?
- Что такое «позитивная семейная терапия»?
- Руководство для читателя
Глава II. Транскультурная психотерапия
(Концепция ВОСТОК - ЗАПАД)
- Социальные изменениям образ человека
- Практические аспекты концепции Восток-Запад в семейной терапии
Глава III. От семейной терапии к позитивной семейной терапии
- Семья как ад
- Семья как рай
- Семья как судьба
- Формы семьи
- Семейное равновесие
- Семейная терапия? кого надо лечить
- Семья или клиника
- Развитие семейной терапии
- С чем имеет дело позитивная семейная терапия
Глава IV. Методы позитивной семейной терапии
- Три столпа позитивной семейной терапии
- Позитивный исходный пункт
- Что такое «позитивная семейная терапия»?
- Позитивный образ человека; единство в многообразии
- Литература о базовых способностях
- Возможности для реинтерпретации
- Практическое применение «позитивной реицтерпретации»
- Помощь в изменении точки зрения
- Что такое «концепции»
- Позитивная семейная терапия ничего не устраняет
- Пациент как терапевт
- Позитивная процедура в терапевтическом процессе
Глава V. Содержание и динамика конфликта
- Четыре формы переработки конфликта и как они работают
- Использование схемы четырех форм переработки конфликта в позитивной семейной терапии
- Четыре измерения модели для подражания
- Четыре модели для подражания в позитивной семейной терапии
- Актуальные способности
- Микротравмы. Так называемые мелочи
- Конкретизация содержания
- Значимость актуальных способностей
- Актуальные способности как знаки транскультурных различий
- Использование дифференциально-аналитическрго опросника
- Актуальный конфликт и базовый конфликт
- Три стадии взаимодействия
Глава VI. Пять ступеней позитивной семейной терапии. Как они действуют.
- Стадия наблюдения/дистанцирования
- Стадия инвентаризации
- Стадия ситуативного поощрения
- Стадия вербализации
- Стадия расширения целей
- Стратегия позитивной семейной терапии
- Взаимодействие между терапевтическими моделями
- Позитивная семейная терапия: язык и социальные слои
Глава VII. Практика позитивной семейной терапии
- Концепции и их применение в позитивной семейной терапии
- Концепции в терапевтической работе: изменение точки зрения
- Истории и поговорки как средства изменения точки зрения
Глава VIII. Концепции и их влияние в позитивной семейной терапии
- Фригидность: возможность сказать «нет» своим телом
- Что общего у болезней желудка с бережливостью
- Мои родители неправильно меня воспитали
- Ожирение
- Кардионевроз
- «Что скажут люди?»
- Литературные концепции: Кто Ваш любимый автор
Глава IХ. Семейная традиция и идентичность
- Традиционный невроз
- Верность концепциям или изменение их
- Нерешенный конфликт поколений
- Пока смерть не разлучит Вас
- Ложный путь
- Делегированные концепции
- Старый запрет
- Опасный чай
- Можно ли причинять людям боль?
- Избавитель
- Концептуальное семейное древо
- Традиция симптомов
Эпилог
Приложение
Позитивная психотерапия и другие психотерапевтические подходы.
Пер. с нем. Т.В.Куличенко
Список литературы
В.Каган. Психотерапия и реальность (вместо послесловия)
Страницу о Носсрате Пезешкиане смотрите на нашем сайте в разделе жизнеописаний.
Торговец и Попугай
Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории в позитивной психотерапии: Пер. с нем./Общ. ред. А. В. Брушлинского и А. З. Шапиро, предисл. А. В. Брушлинского, коммент. А. З. Шапиро. — СПб.: Единение, — 1995. — 237 с. |
|
Тираж: 5000 экз. |
|
ISBN 5-87219-029-8 |
Носсрат Пезешкиан
Пезешкян Носсрат. Торговец и Попугай. Восточные истории и психотерапия. Пер. с нем. М.: Издательская группа «Прогресс» «Культура» – 1992. – 240 с.
В книге немецкого врача-психотерапевта Н.Пезешкяна собрано около ста восточных историй, которые иллюстрируются примерами из психотерапевтической практики. Наряду с необычайной занимательностью, поэтичностью и яркостью изложения восточные истории содержат нечто неожиданное и непредвиденное. Читатель увидит, что иной образ мыслей, казавшийся до этого непривычным, становится вдруг близким и понятным. Это изменение позиции автор считает самой важной функцией восточных историй и надеется, что читатели смогут понять, как увлекательно бывает по-иному взглянуть на привычные и знакомые вещи.
Содержание книги "Торговец и попугай"
К читателю............................................................................................ 5
Предисловие автора............................................................................... 9
Часть первая. Введение в теорию историй ..................... 17
Наберись смелости – сделай попытку................................................... 17
Народная психотерапия Востока.......................................................... 19
Тысяча и одна ночь.............................................................................. 20
Позитивная психотерапия.................................................................... 22
Психотерапия с учетом межкультурных отношений ............................ 35
Истории как средство психотерапии..................................................... 38
Функции историй................................................................................. 40
Руководство для читателя.................................................................... 52
Источники историй.............................................................................. 54
Излюбленный персонаж восточных историй........................................ 54
Собственный опыт............................................................................... 56
Часть вторая. ПРИМЕНЕНИЕ ИСТОРИЙ НА ПРАКТИКЕ.... 58
Притчи................................................................................................ 58
Трудности, сомнения и надежды врачей............................................... 79
Сексуальность и супружеские отношения.......................................... 106
Применение историй в психотерапии................................................. 139
Истории для раздумий........................................................................ 198
Литература........................................................................................ 222
Комментарии..................................................................................... 225
Указатель историй............................................................................. 235
Указатель имен.................................................................................. 237
Биография Н.Пезешкиана (Nossrat Peseschkian) размещена на отдельной странице сайта >>
При беглом изучении текст этого издания практически полностью совпадает с текстом книги, изданной в 1992 году: Пезешкян Н. Торговец и Попугай. Восточные истории и психотерапия. Пер. с нем. — М.: Прогресс, – 1992. – 240 с. В новом издании сделаны незначительные изменения по сравнению с предыдущим. Например, такие изменения как имя «Баха-Улла» исправлено на написание «Бахаулла», а «бахаизм» заменен словом «бахаи».
При этом возникает вопрос, а можно ли утверждать, что это перевод Издательского Фонда Бахаи «Единение», а не исправленный перевод 1992 года? Кстати, в первом издании указано имя переводчика с немецкого Л. П. Галанза.
С другой стороны, вполне могло оказаться, так, что в 1992 году перевод был выполнен по заказу бахаи и копирайт на него принадлежит «Единению» или был передан или продан ему. Было бы интересно выяснить историю появления книги «Торговец и Попугай» на русском языке.
В издании 1992 года копирайт прописан следующим образом:
Фирма "Прогресс-Культура"
© Fischer Taschenbuch Verlag
GmbH, Frankfurt am Main, 1979
© Перевод на русский язык, преди-
словие, комментарии и оформление
издательская группа "Прогресс", 1992
А в издании 1995 года значатся такие владельцы копирайта:
Фирма "Прогресс-Культура"
© Fischer Taschenbuch Verlag
GmbH, Frankfurt am Main, 1979
© Перевод на русский язык,
предисловие, комментарии и
оформление Издательский Фонд Бахаи "Единение", 1995
Среди книг Носсрата Пезешкиана:
- Пезешкиан Н. Если ты хочешь иметь то, что никогда не имел, тогда сделай то, чего никогда не делал. Институт позитивной психотерапии, – 2010. –128 c.
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем. – М.: Смысл, 1993. – 332 с.: ил.
- Пезешкиан Н. 33 - и одна форма партнерства: Пер. с нем. – М.: Медицина, 1998. – 288 с.: ил.
Подкатегории
История Олии
Olya’s Story («История Олии») переносит нас в иранские тюрьмы времен исламской революции. Перед нами предстает трагическая и духовно возвышенная история, которая случилась, когда сотни бахаи были арестованы, их дома сожжены и разграблены, и более 200 бахаи приняли мученическую смерть за веру. Автор сама провела много месяцев в тюрьме вместе с десятью женщинами, которые мученически погибли в начале 1980-х.