Кармель — гора Божия и Скрижаль горы Кармель
Автор текста: Десница Дела Божьего Зикруллах Хадем
Оглавление
Гора Божия
Скрижаль горы Кармель
Век Становления
Мемориальные сады
Всемирный Дом Справедливости
Освящение двух памятников
Ковчег вокруг Дуги
Гора Божия
Возлюбленный Шоги Эффенди, говоря о Скрижали горы Кармель, назвал её «Хартией всемирного духовного и административного центра Веры», который должен быть установлен на этой горе.[1]
О горе Кармель существует множество пророчеств. Гора названа Именем Божиим: «Карм» (виноградник) и «Эль» (Бог).[2] Сам Бахаулла, в «Послании к Сыну Волка», свидетельствует, что «Кармель в Книге Божией была названа Холмом Бога и Его Виноградником».[3] Абдул-Баха в молитве, явленной во время войны, писал:
Ты зришь меня, О Боже, на сей возвышенной горе,… в обители Пророков, доме Его Святости Илии, на горе, где укрывался Исаия, чрез кою проходил Дух Божий, Иисус Христос,— на Нём да пребудут приветствие и хвала,— и где оставил Свой след Господь Сил (Бахаулла).
…Господи, се гора, кою в Торе Ты назвал «Кармель», и связал её с Собою подлинными словами Твоих святых Книг и Скрижалей. Господи, я молюсь Тебе в сей возвышенной Гробнице (Святилище Баба) во мраке тёмных ночей.[4]
Учитель также говорил паломникам в конце 1907 г.:
Эта гора (Кармель) — место, где Пророки Израиля проводили ночи напролёт в молитвах. Каждый шаг здесь благословлён следами Пророков…
Этой земле будет завидовать весь мир, она станет средоточием искусств и наук. Акка и Хайфа будут связаны друг с другом, и все пустынные земли будут возделаны. Все эти пещеры[5], кои вы наблюдаете, были жилищами Пророков, они помнят каждый их шаг. Каждый атом сей почвы — святой. Все Пророки, в молитвах своих, мечтали достичь сего дня и возгласить радостные вести о пришествии Господа. Они предсказывали, что придёт Господь Сил, и шатёр Господа будет раскинут на горе Кармель… на всех этих горах и во всех этих пещерах Пророки Божии молились по ночам, проливая слёзы и мечтая присоединиться к нам во дни сии — дни Благословенной Красоты.
Поскольку Я заключённый и не могу никуда выйти отсюда, совершите паломничество от Моего имени. Моё величайшее желание — свободно выйти отсюда и посетить сие место, однако Я не могу этого сделать. Ступайте, от имени Абдул-Баха, и совершите паломничество по всем Святым Местам,… и умоляйте Бога о милости. Я не могу выйти. Я — заключённый. Я заключён в тюрьму, Мне не дозволяется выходить отсюда. Правительство запрещает Мне это.[6]
Он также сказал в 1914 г.:
Множество израильских Пророков либо жило здесь, либо провело здесь часть жизни, гостило здесь или приходило на эту гору в последние дни своей жизни… Авраам, Исаак, Иосиф, Давид, Соломон, Моисей, Исаия и, наконец, Христос. Илия жил на горе Кармель… Его Святость Христос приходил на эту гору множество раз. Даже Зороастр бывал на сей земле (Святой Земле). Сия возвышенная Личность также приезжала сюда и встречалась с некоторыми из израильских Пророков.
На протяжении тысяч лет люди читали пророчества и горячо молились за их свершение:
И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдём на гору Господню, в дом Бога Иакова, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его... И будет Он судить народы, и обличит многие племена;
и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.
О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем.[7]
Пребывая в великой скорби, Кармель сгорала в пламени разлуки со своим Господом, с нетерпением ожидая исполнения этих пророчеств. Темплеры уже переселились из немецкого Штутгарта, ожидая пришествия Отца и Сына, и построили свои дома у подножья горы Кармель.
До сих пор можно видеть надпись над оконным проёмом одного из домов темплеров на улице Хагафен, известной также как Немецкая улица: Der Herr ist nahe («Господь близко»).
Когда, в 1890 г., обещанный час настал, Бахаулла, в сопровождении Абдул-Баха, пришёл на гору и провёл некоторое время под сенью круга высаженных там кипарисов. Его благословенный взор был направлен на Немецкую улицу и на морские просторы. Он указал Своим небесным перстом на место, где ныне расположено Святилище Баба, и изрёк что, воистину, это место лучше всего подходит для воздвижения престола Его Возвышенного Предтечи. Он велел Абдул-Баха приобрести эту землю.
Через два или три дня была явлена Скрижаль горы Кармель. Один из очевидцев рассказал возлюбленному Хранителю подробности этого исторического дня, и тот велел ему записать этот рассказ для потомков. В этом рассказе говорится, что Бахаулла сидел на стуле посредине круга деревьев, которые давали совсем немного тени (по 15 деревьев с каждой стороны, каждое толщиной с палец), лицом к востоку, а Абдул-Баха сидел на другом стуле, примерно в метре от первого, лицом к западу. Эти кипарисы до сих пор возвышаются над Святилищем Баба.
Возлюбленный Хранитель также рассказал автору этих строк 7 апреля 1937 г., что, по словам Самого Абдул-Баха, Благословенная Красота собственноручно указал место для Святилища Баба и предписал Ему похоронить там святые останки Баба, в здании с девятью комнатами, дополнительными этажами и куполом. Останки Баба были захоронены в полном согласии с волей Бахауллы.
Возлюбленный Хранитель говорил паломникам, что Благословенная Красота назвал Палестину (ныне именуемую Израилем) Киблой всех народов и сердцем мира. Географически эта страна находится в Азии, примыкая к Европе и Африке. Враги Веры, персидское и турецкое правительства, объединили силы ради изгнания Бахауллы, и отправили Его в ссылку. Ранее это место называлось Святой Землёй, а сегодня стало Наисвятой Землёй. В сердце этой Наисвятой Земли расположена Гора Господа, а в сердце горы — Святилище Баба.
Он также отмечал великую значимость этого святого места, сегодня называемого Царицей горы Кармель:
Лицом она (Царица горы Кармель) обращена к Величайшей Тюрьме Абха, названной Верховным Пером (Бахауллой) Небесами Небес, а также к Кибле народа Баха, средоточию, вкруг коего шествуют Горние Сонмы в Святой Долине, на равнине Акки. Справа от неё — холмы Галилеи, Колыбели прекрасного Мессии (Иисуса), место, где Его Святость Дух Божий (Христос) объявил о Себе на берегах реки Иордан. Слева от неё, на вершине горы Кармель,— пещера Илии и возвышенное место, освящённое и благословлённое следами Красоты Абха, где из Сокровищницы Верховного Пера была явлена Скрижаль горы Кармель. За ними — два холма, Сион и Зийта, а также Старый Иерусалим. Позади неё — Бейт аль-Муккаддас (Святой Дом), место мученической смерти и могила Его Святости Иисуса Христа, и престол Давида, а также великий Храм Соломона и мечеть Акса, третье по значимости, после Мекки и Медины, Святилище мусульманского мира. Далее в том же направлении — гора Синай, колыбель иудейской (Моисей) Веры, Тур,… Святая Земля, где Моисей услышал голос из Неопалимой Купины. Ещё далее за ними — Аравийский полуостров, земля Хиджаза, Колыбель Мусульманской Веры, и города Йасриб и Батха,— славная Мекка и лучезарная Медина, кибла Ислама и место, где покоится прах сиййида (учителя) всего мира (Мухаммада), на Нём да пребудут тысячи похвал и знаков почтения.
Блаженна, блаженна сия возвышенная, преславная,
Превознесённая Гробница,
Блаженно, блаженно сие великое святилище,
Благоуханное, чистое, лучезарное и возвышенное.[8]
Возлюбленный Хранитель рассказывал паломникам, что, услышав распоряжение Бахауллы о том, чтобы Абдул-Баха купил участок на горе Кармель для места упокоения Баба, нарушители Завета попытались сами добиться для себя этой славы. Мирза Бади’у’ллах начал переговоры и приложил немалые усилия для того, чтобы купить эту землю. Он собирался приобрести этот участок и сообщить эту радостную новость Бахаулле. Однако у него ничего не вышло. Бахаулла сказал ему: «Это не твоя забота, сие должен свершить Ака (Учитель)».
После вознесения Бахауллы первое, что сделал Абдул-Баха, невзирая на чудовищные трудности, постоянно создаваемые нарушителями Завета, была покупка места для Усыпальницы Баба. За этим последовало строительство резервуара с водой, подготовка к строительству дороги и, наконец, начало возведения самой Усыпальницы. Тем временем Он отдал распоряжения касательно переноса останков Баба из Персии, которые и прибыли на Святую Землю 31 января 1899 г. Вскоре после этого Он был вновь заключён в тюрьму. Пока на горе Кармель шло возведение Святилища согласно Его распоряжениям, Он находился в Акке.
Нарушители Завета начали свои дикие интриги и махинации, что привело к прибытию султанской комиссии по расследованию. Они обратились к комиссии и предложили свои услуги. Комиссия также начала собственное расследование и с этой целью постоянно перемещалась между Аккой и Хайфой. Один из членов комиссии прикоснулся к стене Усыпальницы и сказал по-турецки: «Чухматин дур» («весьма прочное»). Они подумали, что здание будет использоваться для борьбы с османским правительством. Султан ‘Абду’л-Хамид был взволнован и напуган. Комиссия была занята своим расследованием, когда внезапно в Стамбуле взорвалась бомба. Султану сразу стало не до этого. Абдул-Баха сказал: «Божия бомба взорвалась». ‘Абду’л-Хамид был помещён в тюрьму, тогда как Абдул-Баха обрёл свободу.
На следующий год было провозглашено конституционное правительство. Через год ‘Абду’л-Хамид был свергнут. В тот же год Абдул-Баха переехал из Акки в Хайфу, торжественно захоронив в выстроенной Им Усыпальнице на горе Кармель, в Наувруз 1909 г., святые и лучезарные останки Баба, до того перевозившиеся с места на место в течение 60 лет, поместив их в саркофаг, привезённый из Бирмы.
Останки Баба сначала, на протяжении десяти лет, были спрятаны в Акке, в комнате Абдул-Баха, затем, перед возведением Гробницы, их перевезли на гору Кармель в Хайфе, и, наконец, в уже указанный Навруз, их поместили в саркофаг.
Абдул-Баха сообщил эту радостную весть друзьям в Америке. В тот же день съезд бахаи в Америке решил инициировать проект строительства Машрикул-Азкара. Возлюбленный Хранитель сказал, что Навруз 1909 г. стал крупной вехой в истории.
Хотя Абдул-Баха начал возведение Святилища и завершил шесть комнат, Он отнюдь не считал его завершённым. Хранитель рассказывал, что как-то раз, когда Абдул-Баха «сидел, обратившись лицом к Святой Гробнице и созерцая это святое строение, с Его пречистых уст слетели такие фразы:
Завершить Святилище Баба не получилось. Если сие будет угодно Богу, это будет сделано позже. Мы довели это дело до такой стадии.[9]
Очевидно, что эта задача была оставлена на попечение Знака Божиего, возлюбленного Хранителя. С несгибаемой энергией и решительностью возлюбленный Шоги Эффенди принялся исполнять желания Бахауллы и Абдул-Баха, завершив это важное поручение. Он приобрёл обширные участки под сады, добавил три дополнительные комнаты в том же архитектурном стиле, что и первоначальные шесть, построенные Абдул-Баха, и начал возведение надстройки в Навруз 1949 г. Сводчатая галерея и парапет (первый венец этого чудесного Сооружения) были завершены к дате столетия мученической смерти Баба 9 июля 1950 г.
Возлюбленный Хранитель поместил фрагмент штукатурки из тюремной камеры Баба в Макху в золотой купол Усыпальницы 29 апреля 1953 г., стремясь подчеркнуть тем самым страдания Баба, у Которого не было даже свечи, чтобы рассеять ночной мрак, в сейчас слава Его победоносной Веры достигла 128 стран, возвеличив Имя Пророка-Мученика по всему земному шару.
Наконец, в октябре 1953 г. возлюбленный Шоги Эффенди завершил строительство этой славной Усыпальницы, всемирного духовного центра Веры, как это было назначено Бахауллой в Скрижали горы Кармель. Он не только порадовал сердце Пророка-Мученика Веры и осуществил желание Основателя Дела Божиего и Средоточия Завета, но и исполнил обетования Божии, записанные в Священных Писаниях древности и в Коране.
Хранитель создал новый стиль, новый как в небесах, так и на земле. Исполнились такие пророчества, как, например, фраза из Корана: «Террасы света, свет поверх света», ссылающаяся на террасы сверху и снизу Гробницы. «Престол Господа Твоего воздвигнется на числе восемь» (Коран) — этот факт очевиден при взгляде на сводчатую галерею, в октагоне, на клумбы в виде восьмиугольных звёзд в садах, и т. д. Небольшие минареты по восьми углам октагона не только венчают храм Господа, о котором говорится в Коране, но и как бы охраняют его. На самом деле, возлюбленный Хранитель, подготавливая план строительства, посоветовал г-ну Сазерленду Максвеллу, Деснице Дела Божьего и архитектору этого славного Святилища, подумать о значимости числа восемь в Коране, в результате чего тот и расположил на каждой стороне здания по восемь колонн. Он также посоветовал ему сделать 18 стрельчатых окон в верхнем ряду, чтобы они символизировали 18 Букв Живого.
Возлюбленный Хранитель, очевидно, так радовался и удивлялся столь чудесному и грандиозному труду, что решил обратиться к самому Зданию с приветствиями и записать их для потомков:
О Царица горы Кармель, тебе посылаю я чистейшие и самые нежные приветствия, прекраснейшие и самые возвышенные благословения! Да будет восхвалён Тот, Чьи стопы прославили место, где будет Престол твой, Кто указал, где воздвигнешься ты, и Кто возвеличил тебя в Священном Писании Своём. Сколь велико могущество твоё — могущество, кое повергло в изумление души возлюбленных Бога и Посланников Его! Предстаёшь ты пред внутренним взором моим, утвердившаяся на славном престоле своём, облачённая в белый наряд, увенчанная золотым венцом, сверкающая огнями, что сияют внутри и вокруг тебя, и возвышающая свой торжественный призыв между небом и землёй. Вижу я души святых и обитателей горних чертогов, что спешат к тебе с величайшим самозабвением, любовью и устремлённостью, указывают на тебя, парят вкруг тебя, вдыхают благоухание цветов твоих, жаждут удостоиться благословений от твоего святого двора и склоняются пред тобой в земном поклоне, признавая величие и славу, что окружают Святой Прах, покоящийся в тебе, Жемчужину, хранящуюся в лоне твоём. Блажен, безмерно блажен тот, кто приходит к тебе и шествует вкруг тебя, служит у порога твоего, поливает твои цветы, вдыхает благоухание святости твоих роз, возносит хвалу тебе и славит тебя во имя любви к Богу, твоему Творцу, в сей святой и лучезарный, великий, несравненный и дивный век.[10]
Хвала, тысячу раз хвала Бахаулле за то, что Он постоянно поддерживал свыше Своего возлюбленного Хранителя в достижении всех этих побед. Мы совершенно бессильны выразить нашу смиренную признательность возлюбленному Шоги Эффенди за все его чудесные достижения. Нас переполняет безграничное счастье оттого, что в этом низменном мире он смог собственными глазами узреть благолепие и славу своих трудов, а в Царствии Абха он, несомненно, наслаждается знаками нежной любви бахаи, возносящих молитвы из каждой «местности, и дома, и места, и города, и сердца, и горы, и убежища, и пещеры, и долины, и земли, и моря, и острова, и луга», повторяя приветствия, обращённые им к Царице горы Кармель.
Скрижаль горы Кармель
Ранее на этих страницах мы уже упоминали, что Скрижаль горы Кармель названа «Хартией всемирного духовного и административного центра Веры». С завершением Святилища Баба, с восхождением Царицы горы Кармель на свой славный престол, радостные вести Бахауллы касательно всемирного духовного центра Веры разнеслись по всему миру.
Абдул-Баха вспоминал некоторые из событий, имевших место в то время, когда шатёр Бахауллы был раскинут на горе Кармель:
Он (Бахаулла) провозгласил Своё Дело в тюрьме и поднял Своё знамя, невзирая на висящий над Ним меч. Против Него поднялись два царствующих монарха, пылая враждебностью и исполненные решимости искоренить Его Дело. Эти два монарха предписали, чтобы Благословенная Красота был помещён в тюрьму, в камеру-одиночку, и все внешние сношения с Ним были исключены. Они не давали Мне видеться с Ним. Несмотря на этот строгий запрет, Его шатёр был воздвигнут здесь, на этом возвышенном месте, на горе Кармель.[11]
Он говорит нам в книге Memorials of the Faithful:
Хотя политика султана Абдул-Хамида была строгой, как никогда; хотя он постоянно настаивал на том, чтобы его Пленник содержался в строгой изоляции, всё же Благословенная Красота ныне жил, как всем известно, окружённый могуществом и славой. Иногда Бахаулла жил в Особняке, иногда посещал деревню Мазраи; время от времени наведывался в Хайфу, раскидывая Свой шатёр на вершинах горы Кармель. Приехавшие отовсюду друзья приходили к Нему и удостаивались аудиенции. И простые люди, и чиновники правительства всё это видели, но никто даже слова не сказал против. И в этом одно из величайших чудес Бахауллы — что Он, пленник, окружил Себя великолепием и знаками власти. Тюрьма стала дворцом, темница превратилась в Эдемский Сад. Такого история ещё не знала; в прежних эпохах подобного не случалось: чтобы человек, заключённый в тюрьму, свободно перемещался повсюду, выказывая авторитет и являя владычество; чтобы закованный в цепи возвысил славу Дела Божиего до самых небес, одержал величественные победы на Востоке и на Западе, и Своим всемогущим Пером покорил весь мир. Такова отличительная черта сего верховного Богоявления.[12]
Возлюбленный Хранитель пишет в книге «Бог проходит рядом»:
...Шатёр Бахауллы, «Скиния Славы», был поставлен на горе Кармель, «Холме Божием и Винограднике Его», которая была домом Илии и которую Исаия восславил как «гору Господа», к которой «потекут все народы». Четыре раза Он посещал Хайфу... Во время одного из этих посещений, когда Его шатёр был раскинут недалеко от монастыря кармелитов, Он, Господь Виноградника, явил Скрижаль горы Кармель, наполненную поразительными иносказаниями и пророчествами.[13]
В тот День, «когда пробил час явить Твою неодолимую Веру»[14], уже на закате Его жизни, «благоуханием милости повеяло на всё сотворенное». Бахаулла так обратился к горе Кармель:
Возблагодари Господа своего, о Кармель. Огонь отдаления от Меня сжигал тебя, но волны океана Моей близости взметнулись пред твоим ликом... Ликуй же, ибо в сей День Бог воздвиг на тебе Свой престол и сделал тебя восходом Своих знамений... Воистину, Он возлюбил место, что стало подножием Его престола...
Уста Величия возжелали поведать то, что было сокрыто в Его знании и таится в сокровищнице Его мощи.[15]
Воззови к Сиону, о Кармель, и поведай радостную весть: пришёл Тот, Кто был сокрыт от взоров смертных! Явлено Его всепобеждающее господство; воссиял Его всеохватный свет. Бойся промедлить или остановиться. Поспеши и обойди кругом Божиего Града, что спустился с небес,— Божественной Каабы, вокруг коей шествовали в восхищении Божии избранники, чистые души и сонм вышних ангелов… Вскоре Он снарядит на тебе в плавание Ковчег Свой и явит людей Баха, что упомянуты в Книге Имён.
Хвала Богу, Господу всего человечества, при упоминании имени Коего затрепетали все атомы земли и Уста Величия возжелали поведать то, что было сокрыто в Его знании и таилось в сокровищнице Его мощи. Воистину, могуществом имени Своего,— Сильный, Всемогущий, Всевышний,— Он есть правитель всего сущего на небесах и на земле.[16]
Нет ничего странного в том, что Он не раскрыл эту благую весть ранее, дожидаясь вечерней поры Своей жизни. Люди были ещё не готовы к этому и не заслужили этой чести.
Также читайте о Скрижали Бахауллы к горе Кармель по этой ссылке
Благие вести, возвещённые Пророками
Когда «по милости Господа Откровения была воздвигнута Скиния Славы»[17] на горе Кармель, были явлены все обетования, которые Бахаулла посчитал желательным раскрыть. Царствие Отца на земле, давно предсказанное Иисусом Христом, начало воплощаться в жизнь, и истина Откровения Иоанна Богослова стала очевидной:
Благословенно будь царствие Отца![18]
И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет... И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое.[19]
Парсы давно ожидали исполнения своих пророчеств о том, что «после победы арабов и упадка зороастрийцев Я (Бог) призову великого мужа в Иране, из царской династии, который соберёт жителей мира от Востока и Запада к молитве Божией».[20] «Он (Обетованный) тогда (в то время) сотворит всю Вселенную заново».[21]
Эти отрывки цитировались возлюбленным Хранителем в его послании к Востоку в августе 1927 г.
Исаия, величайший пророк Израиля, не раз упоминал Бахауллу и Его Царствие:
Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века.[22]
«И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бёдр Его — истина».[23]
Размышляя об Откровении Бахауллы и Всемирном Доме Справедливости, возлюбленный Хранитель сказал:
Мусульмане читают по пять раз в день первую главу Корана как ежедневную обязательную молитву, моля о приходе «Повелителя Судного Дня».[24] Говоря об упомянутом здесь «Повелителе», возвышенный Баб сказал, что «Повелитель Судного Дня явится в году восьмидесятом[25]» (1280 г. хиджры, когда Бахаулла возвестил о Своей Миссии в Саду Ризван).
Баб, Пророк-Вестник и Мученик, в Своей Матери-Книге явил недвусмысленный призыв:
Блажен тот, кто устремляет свои взоры к Миропорядку Бахауллы.[26]
Все эти предсказания исполнились с появлением Бахауллы, когда Он провозгласил Свою Миссию королям и лидерам мира, когда обратился с Посланиями и Скрижалями ко всему человечеству, и когда Книгу Своих Законов, Китаб-и-Акдас. Воистину, «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море».[27] Тем не менее, в силу неготовности человека к этому знанию, Бахаулла не раскрыл тайны, что скрываются в Скрижали горы Кармель.
Век Становления
Со смертью Абдул-Баха начался Век Становления. Возлюбленный Хранитель всеми силами укреплял Административный Порядок, фундамент которого заложил Абдул-Баха. Он внимательно следил за работой Местных Духовных Собраний — основой Миропорядка Бахауллы. Он обучал бахаи, постоянно призывал их продвигать Дело, направлял их при выборах Национальных Духовных Собраний и поощрял их сотрудничать с ними до тех пор, пока, наконец, их усилия не увенчались финальной победой — выборами Всемирного Дома Справедливости.
Его глубоко воодушевляющие сообщения, словно обильный дождь божественных благословений, непрерывно изливались на все общины, и они поднимались и отвечали на его небесный призыв.
В своём воодушевляющем августовском послании 1927 г., адресованном многострадальным бахаи на Востоке, он объявил радостную весть: «Весенняя пора Веры миновала и наступает лето,— сезон созревания плодов и уборки урожая».
Позже, в ноябре 1927 г., он поделился с ними вестью о великой победе членов Американского Собрания бахаи, и с величайшей похвалой отозвался об их инициативе — принятии конституции и устава и представлении этих документов в государственные органы, что привело к официальному признанию Дела на этом континенте. В том же сообщении возлюбленный Шоги Эффенди вознёс хвалу Бахаулле и процитировал некоторые отрывки из Скрижали горы Кармель. Он закончил своё 32-страничное послание весьма воодушевляющей и трогательной молитвой. Он продолжал цитировать Скрижаль горы Кармель и в последующих сообщениях, например, в 24-страничном послании от ноября 1927 г.:
О Кармель!.. Благо тому, кто шествует вкруг тебя, возглашает откровение твоей славы и возвещает о том, что было ниспослано тебе по щедрости Господа Бога твоего.
Мне выпала великая привилегия и честь внимать словам возлюбленного Шоги Эффенди 3 апреля 1937 г., когда он раскрывал перед нами славу горы Кармель недалеко от Дома Учителя. О, если бы только я мог постичь и вспомнить все самоцветы разъяснений, излитые им на нас в тот чудесный день! Сколь сладок, воистину сладок был его мелодичный голос!
— Вы читали Скрижаль горы Кармель? — спросил он.— Эта Скрижаль есть в Доме Паломника.[28] Благословенная Красота явил эту Скрижаль, когда Его шатёр был впервые воздвигнут на горе Кармель около Дейр (монастырь кармелитов).[29] Скрижаль не была завершена. Она содержит ниспосланные свыше тайны Божии. Бахаулла сказал: «Воззови к Сиону, о Кармель», что означает: «О Кармель, обратись к Иерусалиму и поведай радостную весть: пришёл Тот, Кто был сокрыт от взоров смертных!.. Поспеши и обойди кругом Божиего Града... «Град Божий» означает воздвижение Святилища Баба на горе Кармель. В этой Скрижали «Град Божий» означает обещание Бахауллы предать земле священные останки Баба.
— Небесная Кааба — это тайна,— сказал он (он не стал раскрывать, в чём состоит эта тайна, а я не осмелился спросить).— Здесь много тайн. Бахаулла говорит далее в этой Скрижали: «Вскоре Бог пустит Свой Ковчег в плавание по тебе»,— ещё одна тайна, означающая, что на горе Кармель, под сенью Гробницы Баба, утвердится Всемирный Дом Справедливости. «Ковчег» здесь — это Ковчег Божественной цивилизации. «Люди Баха»,— обитатели этого Ковчега, члены Дома Справедливости.
Таковы были некоторые из объяснений,— позже подтверждённые в его посланиях,— которые я услышал в тот исторический день из благословенных уст возлюбленного Хранителя. После того, как я покинул его, я обнаружил, что не могу вспомнить ни одного слова из того, что он говорил дальше, столь могущественными были его слова,— слова Знака Божиего на земле.
Впоследствии возлюбленный Хранитель рассказывал, что Скрижаль горы Кармель была явлена из святых уст Бахауллы, Который читал её громким голосом, а секретарь, которого Бахаулла позвал для этой цели, записывал её. Могущество и мелодичность Его голоса глубоко впечатлили монахов монастыря, которые внимали Ему стоя и с почтением.
Год спустя возлюбленный Хранитель велел мне выучить наизусть Скрижаль горы Кармель, посетить Шираз и Йезд и прочесть её Афнанам (родне Баба).
Мемориальные сады
Бахаулла отдал Своего горячо любимого сына, Чистейшую Ветвь, «сотворённого из света Баха, Сокровище Божие и Его Драгоценность на Святой Земле, ... как выкуп за возрождение мира и объединение его народов».[30]
В исключительно значимой молитве в память о Чистейшей Ветви Бахаулла явил такие слова:
Я пожертвовал, о мой Господи, тем, что Ты даровал Мне, дабы слуги Твои могли воскреснуть и все обитатели земли — объединиться. ...Его смерть возвышается до положения тех великих актов искупления, что связаны с Авраамом, когда Он собирался пожертвовать Своим сыном, с распятием Иисуса Христа и мученичеством имама Хусейна.[31]
Возлюбленный Шоги Эффенди перенёс останки брата и матери Абдул-Баха на гору Кармель в канун Рождества 1939 г., и объявил всем радостную весть:
Священные останки Чистейшей Ветви и Матери Учителя благополучно перенесены в благословенные пределы святилищ на горе Кармель... Драгоценный труд Величайшего Святого Листа завершён. Сестра, брат, мать и жена Абдул-Баха воссоединились в месте, которое было задумано как средоточие административных институтов бахаи во Всемирном Центре Веры. Шоги Раббани.[32]
Он уже воздвиг к тому моменту памятник Величайшему Святому Листу и провозгласил его символом Миропорядка Бахауллы.
Всемирный Дом Справедливости
Он объяснял, как в своих посланиях, так и в беседах с паломниками, что три ступени памятника Величайшему Святому Листу — это символ трёхступенчатых выборов Всемирного Дома Справедливости: сначала верующие выбирают делегатов на Национальный Съезд; затем эти делегаты выбирают членов Национального Духовного Собрания, и третья ступень — выборы Всемирного Дома Справедливости членами Национальных Собраний. Девять колонн памятника символизируют Национальные Собрания, а купол — Всемирный Дом Справедливости.
Он также объяснял, что когда на памятнике устанавливались девять колонн, он дал указание инженеру сориентировать главную колонну так, чтобы она смотрела точно на Святилище Бахауллы, и не на Акку.
Возлюбленный Хранитель подчеркивал в своих писаниях и в беседах с паломниками, что в Скрижали горы Кармель Бахаулла учредил и возвестил два института: всемирный духовный и всемирный административный центры Его Веры на горе Кармель. Всемирный духовный центр — Святилище Баба; Всемирный административный центр — Всемирный Дом Справедливости. Эти два центра, как он сообщает в своём послании по случаю переноса святых останков, неотделимы друг от друга,— и этот уникальный факт имеет исключительно большое значение.
Духовные и административные центры мусульманской веры, которые поначалу располагались вместе на Аравийском полуострове, позже разделились. Мекка и Медина остались духовными центрами, тогда как административный центр (халифат) сначала передвинулся в Дамаск, затем — в Ирак, а в конечном итоге — в Турцию, где и прекратил своё существование. То же самое произошло в Христианстве. После распятия Иисуса Христа духовным центром Христианства считался Иерусалим, где Иисус Христос был распят и похоронен. Первая христианская церковь, под главенством одного из братьев Христа, также располагалась в Иерусалиме. Однако из-за проповеднической деятельности и рассеивания Его учеников, административный центр передвинулся в Рим, где находится Папа.
Освящение двух памятников
Автор этих строк имел честь присутствовать на освящении памятников брату и матери Абдул-Баха 9 февраля 1940 г. (1 мухаррама 1359 г., в день рождения Баба по лунному календарю).
После большого собрания в Доме Паломника, по дороге к Гробницам Баба и Абдул-Баха, Хранитель велел мне прочесть две молитвы, по одной в каждой Гробнице. На тот момент я не знал, какова цель этих молитв, но, выйдя из Гробниц, услышал от возлюбленного Хранителя, что одна из них была за смягчение гонений на бахаи Ирана, а другая — за то, чтобы открылись двери паломничества. Он также сказал, что благодаря этим молитвам двери паломничества действительно откроются, и все бахаи, которым дозволено совершить паломничество, но которые не могут это сделать из-за строгих паспортных ограничений, смогут приехать, открыто провозгласив свою цель. Интересно, что семьюдесятью годами ранее Чистейшая Ветвь на своём смертном одре молил Бахауллу принять его жизнь как выкуп за то, чтобы двери паломничества открылись для Его возлюбленных, жаждущих приехать, но не имеющих такой возможности; сейчас же, в день освящения двух этих памятников, возлюбленный Шоги Эффенди вновь провозгласил радостную весть о том, что двери паломничества открываются. И действительно, предсказание Хранителя вскоре исполнилось. Более 120 паломников достигли желания своих сердец, открыто провозгласив, что направляются на паломничество к Святым Гробницам бахаи в Акке и Хайфе. Столь велик был их наплыв, что Хранитель даже вынужден был ввести временные ограничения.
В исторический день освящения памятников возлюбленный Хранитель собрал все лепестки из Гробниц Баба и Абдул-Баха и насыпал их на две большие белые простыни. Эти простыни затем отнесли к памятникам и, вместе со всеми лепестками расстелили поверх них, после чего возлюбленный Хранитель возложил на каждый розу, причём сделал это с такой заботой, что, казалось, он ищет самое точное и правильное место, чтобы украсить их святые и благословенные сердца. Эта сцена глубоко тронула всех присутствующих. Затем он пропел соответствующие Скрижали Посещения:
На тебе, о Ветвь Божия, да пребудет поминание Бога и Его хвала, и хвала всех сущих в Чертогах Бессмертия и всех обитателей Царства Имён. Счастлив ты, ибо оставался верен Завету Божиему и Его Свидетельству, пока не принёс себя в жертву пред лицом своего Господа, Всемогущего, Нестеснённого. С тобой, воистину, обошлись несправедливо, и о сём свидетельствует Красота Того, Кто есть Самосущный. В первые дни своей жизни ты вынес то, от чего восплакало всё сущее и содрогнулись все устои. Счастлив тот, кто поминает тебя и чрез тебя достигает Бога, Творца Зари.
Блажен ты… и блажен тот, кто обращается к тебе и посещает могилу твою, и достигает чрез тебя Бога, Господа всего, что было, и всего, что будет… Свидетельствую, что ты кротко вернулся в обитель свою. Велико благословение твоё и благословение тех, что крепко держатся за подол твоих распростёртых одежд…[33]
О Навваб! О Лист, произросший на Моём Древе и ставший Моей спутницей! Да пребудет с тобою Моя слава, Моя нежная забота и Моя милость, объявшая всё живое. Мы возвещаем тебе то, что возрадует твои очи, укрепит твою душу и возвеселит твоё сердце. Воистину, твой Господь,— Сострадательный, Всещедрый. Бог всегда был и всегда будет доволен тобой, и Он выбрал тебя среди всех прочих для Самого Себя, дабы ты служила Ему, и сделал тебя Своим спутником в дневное время и в ночную пору.
Внемли же Мне снова: Бог доволен тобой, в знак благодати Своей и милости. Он сделал тебя Своим спутником в каждом из Своих миров, и будет поддерживать тебя близостью Своей и Своим присутствием до тех пор, пока пребудут Его Имя, Его Поминание, Его Царствие и Его владычество. Счастлива служанка, что упомянула тебя и взыскует твоего благоволения, смиряя себя пред тобой и крепко держась за нить любви к тебе. Горе тому, кто отвергает твоё возвышенное положение и то, что уготовано тебе Богом, Господом всех имён, и тому, кто отвращается от тебя и отрицает твоё положение пред Богом, Господом Могучего престола.
Затем возлюбленный Хранитель перешёл к памятнику Величайшему Святому Листу, где своим мелодичным и выразительным голосом пропел молитву, затем подошёл к двум лицевым колоннам её памятника и прочёл Скрижаль, явленную в её честь и выбитую чистым золотом на её памятнике. Он сказал, что высочайшая хвала, явленная в её честь Бахауллой, такова:
Он есть Предвечный! Вот свидетельство Моё о той, что вняла Моему голосу и привлеклась ко Мне. Она, воистину, есть лист, произросший от сего Предвечного Корня. Она явила себя под Моим именем и вдохнула сладкие ароматы Моего святого, Моего дивного благоволения. Однажды Мы дали ей испить из Наших медовых Уст, в другой раз — вкусить из Моего могучего, Моего сияющего Каусара. На ней да пребудут слава Моего имени и благоухание Моих сияющих одежд.[34]
Прочтя эту Скрижаль, возлюбленный Хранитель обратился направо и процитировал некоторые стихи из 54 главы Исаии. Он сказал, что, по словам Учителя, вся эта глава адресована матери Абдул-Баха.
Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои; ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твоё завладеет народами и населит опустошённые города. Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании... Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф [Господь Сил] — имя Его; и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовётся Он. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя.
Затем возлюбленный Хранитель сказал, что Бог пообещал выстроить её памятник из самых драгоценных камней:
...Вот, Я положу камни твои на рубине [вариант перевода: «светлые камни» или «камни чистой воды»] и сделаю основание твоё из сапфиров; и сделаю окна твои из рубинов [в англ.: агатов] и ворота твои — из жемчужин [в англ.: карбункулов], и всю ограду твою — из драгоценных камней.
Возлюбленный Шоги Эффенди сказал, что на протяжении нескольких тысяч лет люди читали эту главу, не понимая её значения. Даже учителя-бахаи не знали её истинного смысла. Сколь ясно здесь сказано:
Твой Творец есть супруг твой; Господь Сил — имя Его.
Трудно сказать более прямо: «Твой Творец (Бахаулла) есть супруг твой».
Затем возлюбленный Шоги Эффенди очень трогательно выразил свою благодарность:
Хвала Богу, сегодня её святые, благословенные останки помещены в чистый, блистательный мрамор, и обетования Божии исполнились. Результат этих пророчеств станет очевиден во втором веке бахаи.
Ковчег вокруг Дуги
В ходе моего последнего паломничества в последние две недели марта 1952 г. возлюбленный Шоги Эффенди был занят подготовкой купола над восьмиугольником Святилища Баба для установки позолоченных плиток, венчающих Святилище Баба, планируя завершить эту работу к Ризвану столетней годовщины святого «Девятого Года» (1953 г.). Стоя рядом с ним, я наблюдал, как он, указывая правой рукой на Святилище Баба, благодарил Бахауллу за то, что духовный центр Веры на горе Кармель почти завершён. Затем он повёл левой рукой в сторону участка, где находятся Мемориальные Сады, и сказал: «Теперь нам надо сосредоточиться на построении Всемирного Административного Центра вот здесь».
Он нередко замечал, что верующие наверняка с нетерпением ожидают реализации пророчеств, изречённых Богом в Скрижали горы Кармель:
Вскоре Бог пустит Свой Ковчег в плавание по тебе.
Идя по склону горы, он показывал на неё рукой и говорил, что это означает: «Законы Божии устремятся потоком от тебя, о гора Кармель, ко всему миру и его жителям».
Это напоминает о фразе, которая часто встречается во всех религиях: «Законы потекут с гор». Для примера упомянем пророчества Ветхого Завета, содержащиеся во Второзаконии, гл. 33, когда Моисей, в последний раз в жизни, благословил детей Израиля. Он сослался на гору Синай (подразумевая Себя, Моисея), Сион (Иисуса) и на то, что Он (Бог) воссияет с горы Паран (ссылка на Мухаммада).
После этого возлюбленный Хранитель начал строить Дугу вокруг памятников Мемориальных Садов, вдоль которой должны были быть воздвигнуты международные институты Веры. Первым из них, по его распоряжению, стал архив, здание величественной архитектуры, подготовленное для священных реликвий и Писаний Веры. Мебель он подбирал в Англии. Он умер там, в этой стране, завершив свой проект. Возлюбленный Шоги Эффенди предсказал, что Ковчег Божий (Всемирный Дом Справедливости) будет построен на Дуге.
Возлюбленный Хранитель употреблял два в равной степени красивых термина, ссылаясь на эти институты. Во-первых, для всех институтов он использовал слово арабского происхождения, «Дар аль-» («дом», «центр»): Дар аль-Асар (Архив); Дар аль-Таблиг или Дар аль-Тарвидж (Учебный Центр или Центр Распространения [Веры] для Десниц Дела Божьего), Дар аль-Таши (Законодательная Палата, Всемирный Дом Справедливости). Он также ссылался на них, используя приставку «M», которая по-арабски означает «место», и с большой радостью говорил о том, что члены Всемирного Дома Справедливости сначала будут отправляться в Матла’-и-Анвар («Рассветное Место», Святилище Баба), чтобы попросить там о благословениях, затем в Машрикул-Азкар (Дом Поклонения, который будет построен поблизости от обелиска, ныне стоящего наверху горы Кармель), затем они пойдут в Марказ-и-Асар («Центр реликвий», архив), чтобы обратиться к Святым Текстам, и, наконец, соберутся в Маджма’-и-Абрар («место, где собираются праведные», Дом Справедливости) для совещаний.
Хвала Бахаулле, что возлюбленный Шоги Эффенди смог, не щадя себя на протяжении 36 лет, трудясь день и ночь и практически не отдыхая, вырастить зародыш этого органа, Всемирного Дома Справедливости, «которому Бог назначил быть источником всего благого и который Он избавил от любых ошибок»[35], и тем самым выполнил обещание, данное им в самом первом из своих посланий к бахаи Востока. Он оставил нас только тогда, когда задача была уже практически выполнена.
И снова мы возносим хвалу Благословенной Красоте за то, что Верховный Орган, Всемирный Дом Справедливости, «последнее прибежище разваливающейся цивилизации», уже создан, и видения всех Пророков исполнились. Глаза всех созданий наполнились светом, Ковчег Божий отправился в плавание, и Его Законы потоком устремляются от горы Кармель.
Возлюбленный Хранитель сказал, что Святилище Баба, невзирая на всё своё благолепие и чудесную притягательность, пребывает под сенью Святилища Бахауллы, как число восемь, символизируемое восьмиугольниками и колоннами сводчатой галереи, находится под сень числа девять (численное значение Баха). Возлюбленный Хранитель назвал Гробницы Бахауллы и Баба Дарйай-и-Нур («Океан Света») и Кух-и-Нур («Гора Света» — эти названия также носят два крупнейших алмаза в мире), причём вторая пребывает под сенью первой.
Хвала, тысячекратная хвала Богу за то, что в результате излияния обильных чудес Баба и Бахауллы и энергичных усилий возлюбленного Хранителя мы можем взойти на гору Господа, к Дому Божиему, и воскликнуть: «Придите, и будем ходить во свете Господнем».[36]
Хвала Ему за то, что сегодня мы можем собственными глазами узреть неподалёку от Иерусалима, в благословенных Акке и Хайфе, знаки Божии, показанные Мухаммаду, Апостолу Божиему, почти 1400 лет тому назад в его «Ночном путешествии»:
Хвала Тому, Кто перенёс ночью Своего раба (Мухаммада) из мечети неприкосновенной (Мекки) в мечеть отдалённейшую (Иерусалим), которой окрестности Мы благословили, для того, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений.[37]
Давайте внимательно изучим эти отрывки из недавнего воодушевляющего и трогательного послания от Дома Божиего, Всемирного Дома Справедливости:
По мере того, как Пятилетний План набирает темп во всех регионах мира, а приверженцы Благословенного Совершенства держат курс, уверенно ведущий их к победе, пришло время задуматься, в предвкушении его скорого начала, о проекте, который можно будет считать величайшим мероприятием этого Плана,— о возведении подобающей резиденции Всемирного Дома Справедливости в сердце Святой Горы Божией.
Почти тридцать шесть лет тому назад, преодолев множество трудностей, возлюбленный Хранитель смог доставить на гору Кармель священные останки Чистейшей Ветви и Навваб, похоронить их в непосредственной близости от могилы Величайшего Святого Листа, и после чего сослался на «важнейшее институциональное значение» этих событий в развёртывании Всемирного Центра Веры:
Ибо надлежит отчётливо осознавать, — и важность этого факта невозможно переоценить, — что соединение гробниц Величайшего Святого Листа, её брата и матери неисчислимо усиливает духовную мощь этого особенного Места, осенённого крылами Усыпальницы Баба и находящегося рядом с будущим Машрикул-Азкаром, что будет воздвигнут сбоку от них. Этому Месту суждено развиться в главное средоточие тех миросотрясающих, мироохватывающих, миронаправляющих, административных институтов, предписанных Бахауллой и предвосхищённых Абдул-Баха, что должны будут функционировать в согласии с принципами, руководящими работой двуединого учреждения Хранительства и Всемирного Дома Справедливости. Тогда и только тогда исполнится это величественное пророчество, озаряющее финальные строки Скрижали горы Кармель: «Вскоре Он на тебе (Кармель) снарядит в плавание Ковчег Свой и явит людей Баха, что упомянуты в Книге Имён».
Первым из величественных сооружений, составляющих этот могущественный Центр, стало здание Международного архива Веры, завершённое летом 1957 г. и ставшее одним из последних крупных достижений Хранительства Шоги Эффенди…
… Сегодня и необходимо и возможно начать возведение здания, которое не только будет служить практическим нуждам неуклонного укрепления административного центра, но и станет, на ближайшие века, зримым олицетворением величия ниспосланных свыше учреждений Административного Порядка Бахауллы.[38]
Какой славы удостоились мы все в этом мире, где, как сказано в Коране, «всё преходяще, только Лик Божий вечен», что можем достойно откликнуться на призыв Верховного Органа Веры, принеся на алтарь Благословенной Красоты наши скромные средства, нашу энергию и ресурсы, и подняться в едином порыве, как никогда раньше, чтобы построить на земле Царствие Отца Небесного, Содружество Бахауллы.
При поддержке Божией мы сможем достичь этого!
[1] Shoghi Effendi, Messages to the Bahá’í World, 1950-57, Bahá’í Publishing Trust, Wilmette. Ill. p 63.
[2] В действительности, все слова, заканчивающиеся на «-эль» («-иль»), имеют особое значение: Израиль («поспешите к Богу»), Измаил («внимайте Богу») и т. д.
[3] Bahá’u’lláh, Epistle to the Son of the Wolf. Bahá’í Publishing Trust. Wilmette. Ill. p 145.
[4] Опубликовано на тот момент в Персии по-арабски.
[5] Включая ссылки на пещеру Илии, известную также как Макам-и-Хидр, кою Бахаулла благословлял Своим присутствием на протяжении трёх дней (согласно мемуарам д-ра Му’аййада, т. II, стр. 258) и Абдул-Баха — на протяжении примерно двух месяцев (согласно неопубликованной рукописи).
[6] Мемуары д-ра Хабиба Му’айвада. Стр 19, 21, 22, 53.
[7] Исаия, 2:2-5
[8] Шоги Эффенди, Послание на Восток. Навруз 1955 г.
[9] Шоги Эффенди. Послание к Востоку. Навруз 1952 г.
[10] Шоги Эффенди. Послание к Востоку. Навруз 1955 г. (Известно также как «Панегирик Царице горы Кармель»)
[11] Шоги Эффенди, ежедневные записки: пересказ выступления Абдул-Баха, 3 августа 1919 г., неопубл.
[12] Абдул-Баха. Memorials of the Faithful (Дань памяти верным). Bahá’í Publishing Trust. Wilmette, Ill. p 27.
[13] Шоги Эффенди. Бог проходит рядом. Bahá’í Publishing Trust, Wilmette, Ill. p 194.
[14] Бахаулла. Крупицы из Писаний Бахауллы, XI.
[15] Там же.
[16] Там же.
[17] Бахаулла. Послание к Сыну Волка. Bahá’í Publishing Trust. Wilmette, Ill. p 145.
[18] На’им, известный поэт-бахаи.
[19] Откровение, 21:1, 3, 5.
[20] Дабистан аль-Мазахиб, Муназират-и Диниййе. Стр. 37.
[21] Зороастр. Гульдаш-и Чаман-а’ин, стр. 71; Муназират-и Динийве, стр. 38.
[22] Исаия, 9:6-7.
[23] Там же, 11:5.
[24] Коран, сура I «Открывающая».
[25] Один вахид (19 лет) после Откровения Баба, начало 1280 года хиджры.
[26] Шоги Эффенди, «Законоцарствие Бахауллы».
[27] Исаия, 11:9.
[28] Она написана великолепной каллиграфией, заключена в большую раму и вывешена в середине стены в верхнем зале Дома Паломника. Возлюбленный Хранитель имел обыкновение сидеть лицом к Скрижали горы Кармель в плетёном кресле, третьем по счёту от окна (естественно, это кресло никто больше не занимал).
[29] Совсем рядом с местом, где ныне воздвигнут обелиск, которым возлюбленный Хранитель отметил будущее место воздвижения Машрикул-Азкара.
[30] Шоги Эффенди, Бог проходит рядом. Bahá’í Publishing Trust, Wilmette. Ill. p 348.
[31] Там же, стр. 188.
[32] Bahá’í World. Vol. VIII. p 245.
[33] Там же, стр. 249, 251.
[34] Там же, стр. 251.
[35] Bahá’í World. т. V, стр. 171.
[36] Исаия, 2:5.
[37] Коран, переводы Крачковского и Саблукова. Сура 17, ст. 1.
[38] Всемирный Дом Справедливости, послание от 5 июня 1975 г.
Напечатано в Baha’i News, август 1975 г. т. 52, № 8, США, The Mountain of God and the Tablet of Carmel. Фотографии © Bahá’í International Community
Дополнительные материалы
- Полный текст Скрижали к Кармель
- Страница о Скрижали к Кармель
- Краткая биография Десницы Дела Божьего Зикруллаха Хадема
- О Всемирном Центре Бахаи
- Об административном порядке Веры Бахаи
- Фотообзор строительства Святилища Баба — коллекция фотографий
- Биографии архитекторов: Хоссейн Аманат, Уильям Сазерленд Максвелл, Фариборз Сахба.
- Рекомендуем страницу, где рассказываются интересные подробности о садах бахаи на горе Кармель
Присылайте интересные факты и материалы для публикации о постройках во Всемирном Центре Бахаи!