Абдул-Баха не был пророком и никогда не утверждал, что получал прямое откровение от Бога. Но Он был Центром Завета Бахауллы с Его последователями и назначенным толкователем Откровения Бахаи. Поэтому Писания и изречения Абдул-Баха разъясняют Священное Писание бахаи и являются его составной частью. Труды Абдул-Баха, собранные на данный момент в опубликованных материалах, состоят из личной переписки, различных писем, изложения конкретных тем, книг, молитв, стихов, публичных выступлений и бесед.
Все, кто встречался с Ним, признавали Абдул-Баха образцом самобытного стиля и красноречия. Писания Абдул-Баха очень многочисленны и большею частью это письма к тем, кто обращался к Нему с вопросами, или к верующим. Содержание многих Его бесед и речей сохранилось, и некоторые из них опубликованы. Из тысячи паломников, посетивших Его в Акке и Хайфе, многие записали свои впечатления, которые также опубликованы.
Далее несколько цитат из Писаний и речений Абдул-Баха
Скачать распечатку цитат Абдул-Баха в формате MS Word
Слова Абдул-Баха
Определенно и неоспоримо, что творец человека не подобен человеку, ибо не наделенное мощью существо не может создать другое существо. Творец, создатель должен обладать всеми совершенствами для того, чтобы творить. … Пребывающий в состоянии зависимости мир есть источник несовершенства: Бог же есть начало совершенства. Несовершенства зависимого мира сами уже есть доказательство совершенств Бога.
Абдул-Баха. Ответы на некоторые вопросы.
Высочайшее положение, высшая сфера, благороднейшее и возвышенное место среди творения, видимого или невидимого, альфа и омега, принадлежат Пророкам Божиим, невзирая на то, что большей частью они не обладали, казалось, ничем, кроме своей нищеты.
Абдул-Баха. Секрет Божественной цивилизации.
Небесные Явители Бога являются носителями всеобщих и всеобъемлющих идей. Их труд — это труд на благо жизни каждого, их служение — это служение делу всеобщего просвещения. Их цели ничем не ограничены, напротив — они всесторонни и всеобъемлющи.
Избранное из Писаний Абдул-Баха, п. 34
Ныне настала новая эпоха, и мир сотворенный рождается заново. Человечество обрело новую жизнь. Осень миновала и пришла животворящая весна. Всякая вещь ныне обновляется. Возрождаются искусства и ремесла, совершенствуются науки, сделано множество открытий и изобретений; даже одежда и принадлежности людей — и даже оружие — все претерпело коренное изменение. Пересмотрены прежние законы и полномочия правительств. Обновление есть требование эпохи.
И все эти перемены вызваны свежим притоком дивных благодеяний и милостей Господа Царствия Небесного, они — источник обновления мира. И потому благо в том, чтобы отбросить старый образ мышления и сознательно принять новые принципы, ибо в них — свет нашего времени и самый дух сей эпохи.
Избранное из Писаний Абдул-Баха, п. 205
Сущность человека — его мысли, а не его физическое тело. Сила мысли и животная сила — сотрудники. Человек, хотя и принадлежит к животному миру, тем не менее, наделен силой мышления, и это возвышает его над всеми другими созданиями.
Если мысль человека постоянно устремляется к духовным предметам, он вступает на путь святости; тот же, чьи помыслы не воспаряют, а устремляются вниз, сосредотачиваясь на вещах этого мира, становится существом все более и более материальным, достигая в конце концов состояния, немногим отличающегося от животного. …
Некоторые мужчины и женщины довольствуются благородством своих мыслей, но без претворения в жизнь эти мысли бесплодны — сила мысли зависит от ее претворения в дела.
Любовь есть величайший закон, что правит в сем могучем небесном круговращении, дивная власть, что связывает воедино все частицы сего вещного мира, высшая притягательная сила, что определяет движения сфер в горних царствах.
Избранное из Писаний Абдул-Баха, п. 12
Бахаулла начертал круг единства. Он создал план объединения народов, чтобы собрать их всех под сенью шатра всемирного единства. Таково действие Божественной Благодати, и все мы должны сердцем и душой стремиться осуществлять это единство среди нас, и по мере прилагаемых усилий в нас будет вливаться новая сила.
Искренность — краеугольный камень веры. Это значит, что верующий человек должен презреть свои личные желания и стремиться любым способом, от всего сердца служить общественным интересам; а кроме как через истинную религиозную веру человек не в силах отказаться от корыстных выгод и пожертвовать собственным благом во имя общественного.
Абдул-Баха. Секрет Божественной цивилизации.
Образование и воспитание детей названы среди наиболее достойных деяний человеческих, и осеняет их милость и благоволение Всевышнего, ибо воспитание — незаменимая основа человеческого совершенства, ибо открывает путь к вершинам непреходящей славы.
Избранное из Писаний Абдул-Баха, п. 103
Сегодня наиважнейшая задача — совершенствование характеров, исправление нравов, изменение образа жизни. Возлюбленным Господа надлежит возвыситься среди народов, явив такие добродетели и такие деяния, благодаря которым сладостные ветры, реющие в садах святости, овеют благоуханием всю землю и пробудят мертвых к жизни. Настал День, когда Бог явил Себя, и бесчисленные огни воссияли из царства невидимого, дабы просветлился дух и улучшился нрав всех обитателей земли, дабы избранные благословенные души, освободившись от власти мира животного, восстали в облачении таких добродетелей, кои суть украшение сущности человека.
Избранное из Писаний Абдул-Баха, п. 2
Истинная цивилизация развернет свое знамя в самом сердце мира, когда несколько выдающихся и благородных монархов — блистательных примеров для подражания в набожности и решимости, обладающих твердым характером и прозорливостью, — поднимутся на то, чтобы утвердить Дело всеобщего мира ради блага и счастья человечества. Они должны вынести вопрос дела мира на общее обсуждение и стремиться всеми средствами, находящимися в их власти, учредить Союз народов мира. Они должны заключить договор и соглашение, положения которых будут обоснованными, нерушимыми и четкими. Они должны провозгласить его перед всем миром и получить на него одобрение всего рода человеческого. Все обитатели земли должны считать этот величайший и благородный договор — подлинный источник мира и благосостояния всех народов — священным.
Абдул-Баха. Секрет Божественной цивилизации.
Когда возникает мысль о войне, противопоставьте ей мысль о мире, имеющую бо́льшую силу. Мысль о ненависти должна быть разрушена более могущественной мыслью о любви.
О вы, возлюбленные Господа! В сем священном Законоцарствии распри и раздоры никоим образом не допустимы. Всякий посягатель лишает себя милости Божьей.
Воля и Завещание Абдул-Баха
Если вы от всего сердца желаете крепить дружбу между всеми народами на земле, убеждения ваши, без сомнения, будут быстро распространяться, охватывая все большее число людей, пока не достигнут самых отдаленных уголков земного шара.
Скачать распечатку цитат Абдул-Баха в формате MS Word
Также смотрите
- Некоторые опубликованные Писания Абдул-Баха на русском языке.
- Специальная страница, где кратко рассказывается о том, кто такой Абдул-Баха.
- Страница, где можно скачать в хорошем качестве фотографии Абдул-Баха .
-
Еще рекомендуем почитать: Шоги Эффенди Законоцарствие Бахауллы. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2004. – 88 с. (Стр. 49-61)
Здесь представлены фотографии Абдул-Баха, преемника основателя Веры Бахаи. Также имеется несколько изображений будущего Святилища, где будут погребены останки Абдул-Баха. Краткая справка о том, кто такой Абдул-Баха, доступна на специальной странице.
Фотографии Абдул-Баха
Нажмите на фотографию, чтобы скачать ее в хорошем качестве.
Изображения будущего Святилища Абдул-Баха
Репортажи со строительства Святилища Абдул-Баха собраны на специальной странице.
Фотографии с сайта https://media.bahai.org и использованы с разрешения. © Bahá’í International Community
Информация об изданных Писаниях Абдул-Баха на русском языке собрана в нашей библиографии.
Распространяйте ссылку на страницу, где кратко рассказывается о том, кто такой Абдул-Баха!
Вера Бахаи и Россия
Россия сыграла в истории Веры Бахаи особую роль:
- В 1852 г. Россия в лице своего посла в Тегеране князя Д.И. Долгорукого осудила массовые убийства первых верующих, ходатайствовала об освобождении Бахауллы, когда Он, будучи невиновным, находился в заключении, и предложила Ему убежище в России.
- Первая в мире организованная община бахаи за пределами Ирана появилась на территории Российской империи в Ашхабаде в начале 1880-х гг.
- В 1889 г. российский суд впервые в истории признал независимый характер Веры Бахаи и выступил в защиту ее последователей.
- Русский язык был первым европейским языком, на который были переведены священные писания бахаи, в том числе Китаб-и-Агдас («Наисвятая Книга», перевод осуществлен востоковедом А. Туманским и издан в 1899 году в Петербурге).
- Первый в мире храм бахаи был построен в Ашхабаде в 1918 году.
О царь российский! … Когда томился Я в узилище, закованный в цепи и кандалы, один из твоих министров протянул Мне руку помощи. За то уготована тебе Богом судьба, постичь которую можно только Его разумением. Остерегись же и не мешай свершиться судьбе...
Бахаулла
Дореволюционный период
Востоковеды, дипломаты и писатели России XIX — начала XX веков были в числе первых, кто посвятил новой религии научные исследования и печатные труды. Например, Л.Н. Толстой впервые услышал о Вере Бахаи в 1884 г. Высказывания об учениях новой религии в переписке и дневниках писателя на протяжении последних шестнадцати лет его жизни привлекли внимание историков, писателей и философов Европы. К 1904 г. на сценах петербургских театров и позже в Лондоне и Париже с большим успехом шла пьеса поэтессы Изабеллы Гриневской под названием «Баб» (Предтеча Бахауллы). Художественную ценность пьесы отмечал не только Толстой, но и множество критиков, писателей и журналистов того времени.
Для сравнения можно привести такой факт, что российские востоковеды публиковали научные работы о движении бабидов и Вере Бахаи тогда, когда на американском континенте даже не слышали об этих явлениях. В 1912 году академик В. В. Бартольд писал: «русские труды о бабизме остаются до сих пор одной из лучших страниц в истории русского востоковедения».
Советский период
Первые годы после октябрьской революции общины бахаи продолжали свое развитие. В то время общины имелись не только в Средней Азии и Закавказье, но и в Москве, Ленинграде и Казани. При общине Ашхабада, насчитывавшей около двух тысяч человек, был построен первый храм бахаи — самое крупное и впечатляющее здание города, а также имелись — библиотека, кладбище, лечебница, гостиница и школы (в том числе редкость для тех времен — школа для девочек), открытые для всех людей независимо от вероисповедания.
С 1928 г. Вера Бахаи оказалась под прицелом антирелигиозной политики государства. Все имущество было национализировано, и лишь после долгих переговоров ашхабадской общине удалось взять свой храм в аренду у государства сроком на пять лет. Строго соблюдая принцип бахаи о законопослушании, бахаи Советского Союза отказались от административной деятельности. К 1938 г., после многочисленных арестов и ссылок, большинство бахаи были отправлены в тюрьмы и лагеря, либо высланы за границу. Общины бахаи в 38 городах, где они к тому времени были созданы, прекратили свое существование. Храм в Ашхабаде был сильно поврежден землетрясением в 1948 г. и окончательно уничтожен Советским правительством в 1963 г.
Современное состояние общины бахаи в России
Вера Бахаи начала свое возрождение в СССР в конце 80-х годов.
Первое Национальное Духовное Собрание бахаи СССР было избрано 16 мая 1991 г. и стало по счету 160-м Собранием в мире. Теперь в России ежегодно избирается Национальное Духовное Собрание бахаи.
За последние три десятилетия был переведен на русский язык существенный объем литературы бахаи.
По состоянию на начало 2000 г. численность общин бахаи в странах СНГ превышала 10 тысяч человек.
Сколько бахаи в России?
В России 24 Местных Духовных Собрания (2020 г.)
Литература на тему бахаи в России
- Вера бахаи в России Исторический очерк — приложение к русскому изданию книги Хэтчер У.С., Мартин Дж. Д. Новая мировая религия: Вера бахаи. Пер. с англ. — СПб.: Единение, 1995. — 337 с.
- Ализада, Асаду'лла. Годы молчания. Бахаи в СССР 1938-1946 гг. [Текст] / Асаду'лла Ализада; [пер. с англ. В. Чупина]. — Красноярск: Буква Статейнова, 2013. — 112 с.
- Ашкинадзе Г.Б. Документы по истории религиозного общества бахаистов в Москве (1925-1929 гг.), выявленные в Центральном архиве города Москвы. 2014
- Ю. А. Иоаннесян. Бахаи в Российской империи. Первая организованная община за пределами Ирана / Страны и народы Востока / Ин-т восточных рукописей РАН; Вост. комиссия РГО. — М.: Наука — Вост. лит. — 1959 — Вып. XXXVI: Религии на Востоке / под ред. И.Ф. Поповой, Т.Д. Скрынниковой. — 2015. — 431 с.: ил. — ISBN 978-5-02-039952-5 (в пер.). C. 72–96.
Дополнительные материалы
- Первый в мире Дом Поклонения Бахаи (г. Ашхабад)
- Послание Бахауллы Александру II
- Библиография книг и статей на русском языке о Вере Бахаи
- Библиотека бахаи (Полные тексты Писаний, литература о Вере)
«Архивы — память общины» собирает материалы об истории Веры Бахаи на территории русскоязычных стран. Пожалуйста, поделитесь имеющимися у вас сведениями и материалами по электронной почте:
Баб (Сеид Али-Мухаммад) словами Бахауллы и Абдул-Баха
Воистину, мы веруем в Того, Кто в лице Баба был ниспослан Волею Единого Бога истинного, Царя Царей, Достохвального.
Бахаулла, Крупицы из Писаний, XXX
Сей великий Человек есть Владыка праведных, и все обязаны уверовать в Него.
Бахаулла цитируется по Абдул-Баха, Ответы на некоторые вопросы
Свидетельствуй же, что, воистину, Он есть Бог и нет Бога, кроме Него, Царя, Покровителя, Несравненного, Всесильного. А также, что Тот, Кого послал Он под именем Али, истинным был от Бога, Чьим велениям все мы следуем.
Скажи: О люди, повинуйтесь заповедям Бога, что предписаны в Книге Байан Славным, Мудрым. Воистину, Он есть Царь Посланников, и Книга Его есть Матерь-Книга, да будет вам ведомо сие.
Бахаулла, Послание к Ахмаду
Только после того как человечество вступило в пору зрелости, явило Слово пред людскими очами сокрытые силы, коими оно наделено, — силы, проявившиеся в полноте своей славы тогда, когда открылась Предвечная Красота, в год шестидесятый, в лице 'Али Мухаммада, Баба.
Бахаулла, Крупицы из Писаний, XXXIII
Если бы сердце Баба не было исполнено чувства любви к людям, то очевидно, что Он не пошел бы на верную смерть, не подставил бы свою грудь под пули.
Абдул-Баха, Провозглашение всеобщего мира
Баб, Возвышенный — это Утро Истины, Чей свет озарил своим великолепием все земли. Он также есть предвестие Ярчайшего Светоча, Сияния Абха.
Абдул-Баха
Что же касается Баба … то в молодом возрасте, то есть когда Он достиг двадцать пятого года Своей славной жизни, Он явился, чтобы возгласить Свое Дело. Все шииты признавали, что Он никогда не посещал школы и не учился ни у одного учителя; все жители Шираза свидетельствовали об этом. Тем не менее Он вдруг предстал перед людьми, наделенный всей полнотой знания. Хотя Он был лишь купцом, Он посрамил всех улемов Персии. В одиночку, в условиях, которые трудно вообразить, Он утвердил Дело среди персиян, которые известны своим религиозным фанатизмом. Сия великая Душа обладала такой мощью, что под ее влиянием были потрясены основы религии и морали, подверглись изменению традиции, устои и обычаи Персии, были установлены новые правила, новые законы, новая религия. Хотя важнейшие государственные лица, почти все духовенство и общественные деятели ополчились против Баба, чтобы погубить и уничтожить Его, Он в одиночку сумел противостоять им и привел в движение всю Персию.
Сколь много людей, среди которых были и улемы, и государственные деятели, с радостью пожертвовали жизнью ради Его Дела и не колеблясь приняли венец мучеников.
Правительство, власти, богословы, великие деятели хотели загасить Его огонь, но не смогли этого сделать. И в конце концов взошла Его луна, воссияла Его звезда, Его принципы прочно утвердились, и ослепительно разгорелась Его зарница. Он просветил божественным наставлением темные массы, и поистине чудесным было Его влияние на мысли, нравы, устои и обычаи персиян. Он объявил Своим последователям благую весть о явлении Солнца Баха и подготовил их к тому, чтобы они уверовали.
Столь дивные знамения и великие последствия; мощное воздействие на умы людей и господствующие в обществе идеи; закладка основания для прогресса; формулировка принципов, гарантирующих успех и процветание — все это, совершенное молодым человеком из купеческого сословия, представляет собой величайшее доказательство того, что Он был совершенным Просветителем, Наставником. Справедливый человек, не колеблясь, поверит в это.
Абдул-Баха, Ответы на некоторые вопросы
Небольшая часть персиян стала последователями Его учения. За это их жестоко мучили и подвергали жесточайшим пыткам. С удивительной стойкостью и высоким героизмом противостояли они всем испытаниям. Тысячи людей бросали в тюрьмы, наказывали, преследовали, казнили. Их дома были разграблены и разрушены, их имения конфискованы. Они с радостью жертвовали своими жизнями, и до самого конца оставались преданными своей вере. Эти удивительные души стали светильниками Господа, святыми звездами, воссиявшими на вечном небосводе Божией Воли.
В Ширазе, где Баб впервые провозгласил Его миссию и предсказание, он подвергся жесточайшим гонениям. Пора тяжких испытаний и лишений пришла в те края, и Баба отправился в Исфахан. Тамошние ученые мужи встретили Его с острой враждебностью. Он был арестован и выслан в Тебриз. Оттуда Его перевели в тюрьму города Ма-Ку, и в конце концов отправили в неприступную крепость города Чихрага. Позже Он был переведен в Тебриз, где состоялась его казнь.
Это лишь краткий очерк жизни Баба. С непоколебимой силой противостоял Он всем гонениям и переносил тяжелейшие испытания. Чем упорнее его враги старались погасить свет Его учений, тем ярче он разгорался. День за днем росло и крепло Его Дело. Встречаясь с людьми, Он постоянно возвещал будущий приход Бахауллы. Во всех Его Книгах и Скрижалях Он упоминал Бахауллу и объявлял радостную весть о грядущем Посланнике, предрекая, что Ему назначено явиться через девять лет. Баб говорил, что через девять лет «вы приобщитесь к вечным радостям»; через девять лет «вам будет ниспослано счастье встретить Обетованного Посланника, о котором возвещаю я». Он называл Бахауллу, Благословенное Совершенство, титулом — «Тот, Кого откроет Бог». Воистину, сия Благословенная Душа посвятила всю жизнь распространению Божественного учения, Он подготовил мир к приходу Бахауллы, все Его слова записаны в исторических документах и посланиях. В Его первой Книге, Лучшие Истории, говорится, «О, Ниспосланный Господом! Я посвящаю свою жизнь Тебе; Я приму любые испытания во имя Твое; Мое самое горячее желание принять смерть во имя любви к Тебе; лишь Господь, Всевышний, может дать нам вечную защиту».
Обратите внимание с какой стойкостью переносил Баб все трудности и бедствия; как Он отдал жизнь за Дело Божие, как велика была сила Его любви к Совершенной Красоте, к Бахаулле; и как Он возглашал радостную весть о грядущем явлении Божественного Посланника. Мы должны следовать священному примеру Его жизни; мы должны научиться жертвовать собой и стать яркими светильниками, озаренными огнем Божественной любви. Мы должны приобщиться к щедротам и добродетелям Царствия Всевышнего, ибо Баб призывал нас встать на высокий путь служения Делу Божию, призывал отрешиться от всех мирских соблазнов и, обратив взоры к Господу, внимать учению Благословенного Совершенства, Бахауллы; исполниться искренней любовью, познав величие заветов Бахауллы, возлюбить все человечество во имя Его, быть терпимыми и милосердными ко всем людям во имя Его, и стремиться к установлению единства мира человеческого.
Абдул-Баха, Провозглашение всеобщего мира
Готовая распечатка слов Бахауллы и Абдул-Баха о Бабе (файл MS Word)
Также обратите внимание на распечатку молитв и писаний Баба.
Тогда каждый из вас уподобится свече, излучающей яркий свет, станет магнитом, притягивающим к себе людей; пусть от вас, как от цветника, исходит Божественное благоухание.
— Абдул-Баха
Цель нашей жизни познавать и любить Бога, становиться ближе к Нему. Мы стараемся достичь этого, проявляя такие свойства Бога, как любовь, сострадание, щедрость, справедливость и милосердие. Мы достигаем нашей высшей цели, проживая жизнь в духе служения, в котором мы щедро отдаем другим любовь и сострадание, то есть бескорыстно делимся нашим временем, энергией, знаниями и финансовыми ресурсами.
Мне присуще одарять и быть щедрым; благо тому, кто украшает себя Моими добродетелями.
— Бахаулла
Стремление отдавать естественным образом проистекает из нашей благодарности и любви к Богу. Когда эти благодарность и любовь наполняют наши сердца, наше поведение характеризуется щедростью. Когда мы служим другим ради любви к Богу, мы не руководствуемся ни надеждой на признание и вознаграждение, ни страхом наказания. Жизнь, исполненная служения человечеству, подразумевает смирение и отрешенность, а не личную заинтересованность и демонстрацию.
Служить человечеству
Бахаи стремятся в полной мере участвовать в жизни общества, работая плечом к плечу с различными группами в самых разных условиях, чтобы способствовать социальному, материальному и духовному развитию цивилизации. Независимо от того, какую форму принимают их усилия, участие бахаи мотивировано заботой об общем благе и духом смиренного служения человечеству.
Делиться убеждениями бахаи
Когда бахаи делится своими убеждениями с другими, он или она не пытается доказать правильность какой-то мысли. Обращать других людей в Веру запрещено. Зато такое обсуждение является проявлением искреннего желания начать содержательную беседу о важнейших вопросах жизни. «Если вы приобщились к некоей истине, — говорил Бахаулла, — если вы владеете драгоценностью, коей нет у других, поделитесь ею, прибегнув к языку величайшей доброты и благожелательности». И далее: «Кроткая речь притягивает сердца человеков. Она — хлеб духовный, придающий словам смысл, она — источник света мудрости и понимания».
Пожертвования в фонды бахаи
Согласно видению Бахауллы человечество должно упорядочить свои дела так, чтобы огромные ресурсы планеты использовались для достижения духовного и материального процветания всего человеческого рода. В своих общинах бахаи учатся тому, как добровольные пожертвования и управления ресурсами на основе нравственности могут способствовать развитию. Когда бахаи делают пожертвования в фонды Веры, они видят в этом практический способ внести свой вклад в созидательные процессы в мире.
Внутри общины бахаи создаются фонды на местном, национальном, континентальном и международном уровнях, в которые пожертвования могут вносить только зарегистрированные члены Веры. Это позволяет общине бахаи как поддерживать свою деятельность, так и направлять финансовые ресурсы таким образом, чтобы способствовать общему благу. Управление этими фондами возложено на институты Веры Бахаи, ответственные за принятие решений о распределении ресурсов от имени общины.
Бахаи стремятся самоотверженно и радостно вносить пожертвования в различные фонды Веры, каждый в зависимости от собственных обстоятельств и средств. Взносы являются тайными и добровольными. Требовать деньги у кого-либо не разрешается. Добровольное пожертвование способствует осознанию того, что управление финансовыми делами в соответствии с духовными принципами является необходимым аспектом целостной жизни.
Мы должны быть подобны фонтану или источнику, постоянно опустошающему себя ото всего, что он имеет, и постоянно наполняющемуся из невидимого источника.
— Шоги Эффенди
Для подготовки текста использованы материалы Международного Сообщества Бахаи. Фотографии © Bahá’í International Community
Дополнительная информация
- Различные материалы о фондах бахаи и для работы казначеев собраны в базе знаний...
- Прожить жизнь по вере: Отрывки из посланий Хранителя и Всемирного Дома Справедливости. / Духовное Собрание Бахаи России. - Пер. с англ. – СПб.: Единение, 1996. Вып. 8. – 45 с.
- Мери Максвелл. Тайна жизни. Пер. с англ. / Духовное Собрание Бахаи России. – СПб.: 1995. – 212 с.