Облака. Повествование о важном в стихах и прозе.
Верещагин И.Г.
Облака. Повествование о важном в стихах и прозе. — СПб.: Скифия-принт, 2024. — 127 с.
ISBN 978-5-98620-729-2
Подписано в печать 25.06.2024.
Тираж 300 экз.
Иллюстрации А.Н. Ерофеев-Захаровский
Автор находит у себя способность писать стихи — и недоумевает, зачем она ему, ведь он не любитель поэзии и не склонен к графомании. Но выясняется, что поэзия — это разновидность волшебства, магия слов. И ему есть что сказать, используя эту магию. Что-то исключительно важное.
Оглавление
Предисловие
Часть I. Под ветхим небосводом
Интермедия. Звук.
Часть II. Вопросы
Часть III. Свет
Послесловие
Сейчас — самое удивительное время во всей истории человечества как вида, возраст которого составляет от 300 тысяч до 3 миллионов лет, смотря как считать.
За ничтожный в этих масштабах срок — каких-нибудь сто пятьдесят — двести лет — человечество совершило неимоверный скачок вперёд. Многое из того, что для нас — обыденность, показалось бы волшебной сказкой людям прошлого.
Мы видим стремительный прогресс — пусть и не без множества ошибок, трудностей и бедствий — почти во всем: в науке, в технологиях, в искусстве, в экономике, в социальных отношениях, в свободах и правах людей в налаживании всевозможных связей по всему миру.
И только одна сфера, кажется, почти застыла во времени, находясь в резком контрасте с остальными...
Хоть виден превосходно
Тьму разогнавший свет
Но нового восхода
Для нас как будто нет.
Бредём в подслеповатости
Под бременем времён,
И облака предвзятости
Закрыли небосклон.
Иоаннесян Ю. А. Вера бахаи / Ю. А. Иоаннесян. — М. ; СПб. : «Т8 Издательские Технологии» / «Пальмира», 2023. — 287 с., ил. — (Серия «Пальмира — религиоведение»). ISBN 978-5-517-09603-6 |
Ю.А. Иоаннесян
Настоящее издание знакомит читателя с самой молодой из религий мира - религией бахаи. Возникнув в Иране в середине XIX столетия, она стала проповедью всеобщего единства - единства Бога, веры и человечества, сплотившей миллионы людей по всему миру. Сегодня административные центры бахаи имеются более чем в двухстах странах, уступая по географической распространенности лишь христианству, а писания ее основателя Бахауллы переведены на восемьсот живых языков. Новая вера сразу оформилась как вполне самостоятельная религия. По мнению большинства теологов и религиоведов, бахаи не является ни культовым ответвлением, ни реформистским течением в рамах какого-либо существующего вероучения, несводима она и к синкретическому философскому течению.
Бахаи отличают исключительная прогрессивность и инклюзивность этических принципов, с каждым годом привлекающие все больше последователей. Подобная популярность обусловливает необходимость ее научного изучения. Этому запросу отвечает книга ведущего научного сотрудника Института восточных рукописей РАН Ю. А. Иоаннесяна, представляющая собой комплексное описание истории, вероучения, религиозной практики и административных принципов бахаи на базе первоисточников.
Содержание
От автора
ГЛАВА 1. Экскурс в предысторию веры бахаи. Баб и бабиды
ГЛАВА 2. Бахаулла и его Откровение
ГЛАВА 3. Дальнейшее становление веры бахаи в географическом и хронологическом аспектах
ГЛАВА 4. Вера бахаи и Россия
ГЛАВА 5. Вероучение бахаи
Бог и творение, постижение Бога человеком, Божественные Явители
Единство Бога, сущностное единство религий, сущностное единство Пророков — поступательное Откровение
О человеке и его духе, о месте человека в иерархии созданий и его предназначении
Единство человечества
Религия как источник любви и дружбы
Самостоятельный поиск истины и отказ от предрассудков
Установление всеобщего мира и создание общеземного содружества народов
Гармония между религией и наукой
Равенство мужчин и женщин
Духовные основы общества
Из духовных, нравственно-этических и других заповедей и принципов бахаи
Брак и семья с точки зрения бахаи
Понимание и толкование символического языка
Священных Писаний религий
Небеса, раскалывание небес, новое небо
Земля, замена земли, новая земля
Облака, облако
Жизнь, смерть, рай, ад, воскресение, суд
Возвращение / второе пришествие
"Волк будет вместе с ягненком"
ГЛАВА 6. Религиозная практика
Календарь бахаи
ГЛАВА 7. Административная система
Избираемая ветвь
Местное духовное собрание
Национальное духовное собрание
Всемирный Дом Справедливости
Выборы бахаи
Назначаемая ветвь
Литература
Некоторые из первоисточников размещены на этом сайте:
- Бахаулла. Китаб-и-Агдас / Духовное Собрание Бахаи России. – СПб.: Единение, 1998. – 375 с.
- Бахаулла. Китаб-и-Иган / Духовное Собрание Бахаи России – СПб.: Единение, 2000. – 213 c.
- Абдул-Баха. Ответы на некоторые вопросы. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 1995. - 234 с.
Основные принципы Веры Бахаи перечислены на отдельной странице. Рекомендуйте интересующимся.
Бахаулла. Сокровенные Слова [Текст] = Hidden Words/Bahá’u’lláh/Пер. с англ. — 4-е изд., испр. — М.: Централизованная религиозная организация «Община последователей веры Бахаи в России», 2023; — 80 с. ISBN 978-5-6048572-1-2
Подписано в печать 23.05.2023 г. Тираж 2000 экз.
Аннотация
Произведение, состоящее из коротких отрывков, явленных Бахауллой на персидском и арабском языках в 1857-1858 гг. во время Его ссылки в Багдаде, которые переведены на английский Шоги Эффенди.
В Сокровенных Словах Бахаулла говорит, что взял основную суть некоторых духовных истин и изложил их в краткой форме. Эти отрывки можно читать каждый день и каждую ночь и применять скрытую в них мудрость в повседневной жизни. По словам Абдул-Баха, сына и преемника Бахауллы, — это «сокровищница божественных тайн» и что, когда кто-то размышляет над ее содержание, «отворятся двери тайн».
Читать книгу Бахауллы «Сокровенные Слова»
Скачать аудио «Сокровенные слова» Бахауллы. (Читает Олег Вадюла. Музыка Sea of Stars by Llewellyn. 180 МБ)
Дополнительные сведения и цитаты из авторитетных текстов о «Сокровенных Словах» Бахауллы
Аллен Сюзан. Два Святых Древа. Рассказы о Бабе и Бахаулле для детей / Централизованная религиозная организация «Община последователей веры Бахаи в России», Пер. с англ. — 2019. — 64 с. |
|
ISBN 978-5-9500845-7-7 | |
Подписано в печать 11.09.2019 г. Тираж 500 экз. |
|
Twin Holy Trees Susan Allen |
Рассказы о Бабе и Бахаулле для детей
Сюзан Аллен
Бог посылает Своих Явителей в разные времена и в разные страны для того, чтобы от эпохи к эпохе Они могли давать человеку новые знания. Другими словами, каждая религия Бога приносит новое Учение. А поскольку жизнь в одной стране очень отличается от жизни в другой, религии тоже разнятся. Посланники Бога, неизменно принося знания о Нём, помогают нам познавать и любить Его, а также развивать нашу душу.
Все религии мира учили: настанет особое время и человечество будет готово понять, что народы земли едины и едины религии. Именно в это время Бог пошлёт людям новую религию, которая сможет объединить народы мира. И эта новая религия — вера Бахаи, а Баб и Бахаулла — два Святых Древа, Богоявления нового дня.
Рассказы Сюзан Аллен были написаны специально для детей, с тем чтобы они приблизились к благословенным Бабу и Бахаулле. Тогда они, быть может, осознают, что в этом мире на них возложена особая задача — помочь людям понять, что Бог един и что все основные религии мира пришли от Него.
Читать книгу "Два Святых Древа" (в издании 2004 г.)
17 августа 2018 года Национальное Духовное Собрание бахаи России объявило о том, что книга Ален Сюзан «Два Святых Древа» будет переиздана. Печать обещали приурочить к 200-летней годовщине рождества Баба (29 октября 2019 года). Собрание упоминало об этой книге среди перечня литературы, "которая поможет нам узнать еще больше или освежить в памяти исторические события, связанные с Личностью Баба, чтобы мы могли рассказывать о них как можно шире".
Рекомендуем специальные страницы о том, кто были
Также смотрите:
Аллен Сюзан. Два Святых Древа. Рассказы о Бабе и Бахаулле для детей / ЦРО «Община последователей веры Бахаи в России», Пер. с англ. – М.: Единение, 2004. — 72 с.
О КНИГЕ БАХА-УЛЛЫ «СЕМЬ ДОЛИН»
Адиб Тахерзаде[1]
(Издано на русском в книге Баха-Улла. Семь долин. Пер. с англ. – Baha’i-Verlag, 1991. – 66 с.)
Одним из сочинений Баха-Уллы по Его возвращении из Сулейманийе были Семь Долин. Это выдающееся мистическое сочинение было на писано в ответ на вопросы шейха Мухитдина, судьи города Ханакин, который был суфием[2]. Не будучи бабидом, судья был о Баха-Улле восторженного мнения и написал Ему письмо, в котором выражал некоторые мысли и ставил ряд вопросов в мистических терминах.
Тема Семи Долин — странствие души из ее жилища в этом мире к сферам близости Бога. Семь стадий этого пути были уже известны суфиям, поскольку их описал Фаридуддин Аттар, выдающийся представитель раннего суфизма. Баха-Улла разъясняет глубинное значение и смысл этих семи состояний.
Вначале идет «Долина Поиска», в которой описан путь, которым должны следовать истинные искатели для того, чтобы достигнуть цели своих поисков, а именно признания Явителя Бога своей эпохи. Прежде всего искатели должны «очистить сердца свои — ибо сердце есть источник божественных сокровищ — ото всякого ярлыка» и должны «отвернуться от подражаний, то есть не идти по стопам прародителей своих и предков», а также «закрыть двери дружбы и вражды ко всем людям на земле»[3]. Путник должен принести в жертву все, «что бы он ни увидел, что бы ни услышал и что бы ни понял»[4]. Пыл, рвение и терпение — эти качества необходимы ему на этой ступени.
Затем следует «Долина Любви». Здесь странник подобен мотыльку, нашедшему пламя, и, в стремлении к нему, он кружит вокруг пламени, приближаясь все ближе и ближе, пока, наконец, не сожжет себя в жертвенном огне.
Это ступень, на которой сердца человека касается слава Явителя Бога, которого он искал и нашел. Здесь верующий не принимает ни доводов, ни доказательств. Его сердце испытывает влечение, потому что он полюбил своего Возлюбленного. Воистину, история каждой религии написана языком любви. В ранний период Веры Баха-Уллы из тысяч людей, вступавших в контакт с Явителем Бога и влекшихся к Нему, некоторые, хотя и зная немногое об истории, учениях, доказательствах законов Его Дела, обожали Баба и Баха-Уллу. Настолько были они опьянены вином Его речей, что, когда требовалось, они охотно отдавали свои жизни. Так велика была их любовь, что некоторые верующие, достигшие присутствия Баха-Уллы, просили Его позволить им умереть мученической смертью. Иные были настолько магнетизированы Его высшей силой, что не могли вынести мысли о разлуке с Ним.
Так, когда новость о предстоящей высылке Баха-Уллы в Константинополь достигла Его спутников в Багдаде, все они погрузились в тоску и оцепенение. В первую ночь никто из них не мог ни есть, ни спать, и многие решили лишить себя жизни, если им не будет позволено сопровождать Его в странствии. Без тени сомнения эти спутники, которые любили Его красоту, привели бы в исполнение свои намерения, если бы не Его советы и увещевания, слова, что утешили их и помогли им подчиниться воле Бога.
Нет более великого рассказа, чтобы проиллюстрировать эту снедающую любовь к Баха-Улле, чем история Хаджи Мухаммеда Джафара-и-Табризи. Он был преданным бахаи, который первым достиг присутствия Баха-Уллы в Багдаде, распознал Его сан и посвятил свою жизнь служению своему Господину. Когда Баха-Улла устроил Свое жилище в Адрианополе, Хаджи Джафар приехал в этот город с братом (который также был бахаи) и обосновался там. Так сильна была его тяга к Баха-Улле, что он, не обнаружив своего имени в составленном властями списке тех, кто должен был сопровождать Баха-Уллу в Акку, попытался перерезать себе горло. Друзья прибыли как раз вовремя, чтобы его спасти.
Тогда власти, которые вначале были полны решимости не допустить никого из последователей Баха-Уллы сопровождать Его, переменили свое решение и позволили большинству из них ехать с Ним. Все же положение Хаджи Джафара было серьезным. Горло сильно кровоточило, и его пришлось госпитализировать. Ему было обещано, что, когда он поправится, он и его брат смогут отправиться в Акку. Два месяца спустя они приехали туда и присоединились к Баха-Улле в Его Наивеликой Темнице.
Третья стадия странствия — «Долина Знания». Слово «знание», однако, может ввести в заблуждение, так как оно не передает полного значения арабского термина ма’арифат, использованного Баха-Уллой. Трудно отыскать подходящее слово, которое бы верно передавало его полное значение, в котором сочетаются истинное понимание, признание и знание.
Знание, о котором идет речь в этой Долине, не основано на учебе. Познание Бога нисходит на человека через его сердце. Гордость своими познаниями и достижениями часто лишает сердце света истинного понимания. В этой Долине душа признает истину и достигает состояния уверенности. «Откроются его внутренние глаза, и будет он беседовать с Возлюбленным сокровенно»[5]. Он приобретает новое видение и начинает понимать таинства Божьего Откровения и творения. Он не поддастся унынию, встретив страдания и невзгоды. Скорее, он подойдет к ним с пониманием и смирением, потому что увидит «конец в начале»[6] и обнаружит, что страдания и трудности в конце концов суть милосердие и благословение Божье. Во всем находит он мудрость. «В этом состоянии он удовлетворен велением Бога, он видит в войне мир и находит в смерти тайны вечной жизни. … В океане находит он каплю, в капле видит тайны океана»[7].
Следующая стадия — «Долина Единства», где путник поднимаем с уровня ограничения к уровню абсолютного. Здесь он не смотрит более на творение субъективно, но видит его объективно, как бы через глаза Бога. Он открывает, что каждая сотворенная вещь, сообразно своей способности, обнаруживает какую-либо присущность Бога и что степени такого проявления различны в разных мирах творения.
Подобно человеку, вышедшему в открытый космос и смотрящему на землю всеохватным взглядом, путник, высвобожденный из клетки своего «я» и страстей, освобожденный от оков ограничения, вступает на ступень всеобщности. Его видение настолько расширено, что он более не интересуется своим «я» и не привязан к этому миру. Во всем он видит знаки и знамения Бога. «Он смотрит на все оком единосущия и видит яркие лучи божественного солнц, сияющие... равно на все творения, и огни единственности, разлитые надо всем творением»[8]. В этой Долине нет места для эго; здесь душа «вступает в святилище Друга и, как наперсник, разделяет шатер Возлюбленного… Он не видит в себе самом ни имени, ни славы, ни звания, но находит хвалу себе в хвале Богу»[9].
Достигнув этого возвышенного состояния отрешения от мира, путник становится независимым от всего сотворенного и входит в «Долину Удовлетворения». Хотя внешне он может быть скудным, внутри он наделен богатством и силой от мира духа.
История Веры сохранила много эпизодов из жизней первых бахаи, которые имели высокое положение в обществе, наслаждались богатством и роскошью. Тем не менее, после, того как они приняли Веру, ее враги лишили их положения и земных владений. И все же многих из них, тех, кто не сосредоточивал своего внимания на вещах сего мира и взошел в «Долину Удовлетворения», не затронули бедность и нужда, преследования и страдания. Изменчивость мира сего была бессильна ослабить их веру или затронуть ясность и спокойствие их духа.
Счастье — один из атрибутов истинного бахаи, но этого не достичь жизнью, основанной на удовольствиях и радостях бренного мира. Ибо такое счастье лишь преходяще и может оказаться замаскированным несчастьем. Лишь те, кто вошли в Долину Удовлетворения, испытали истинную радость, несмотря даже на лишения и страдания. Баха-Улла утверждает, что в Долине удовлетворения странник «сжигает дотла завесу хотения... От скорби переходит он к блаженству, от горя к веселью. Его печаль и стенания уступают радости и восторгу»[10].
Жизнь Абдул-Баха, Образца учения Баха-Уллы, — блестящий пример того, что есть истинное счастье. С девяти лет делил Он тяготы и преследования со Своим Отцом и сорок лет провел в заключении пленником двух турецких деспотов. Тем не менее в те мрачные годы Он оставался самым радостным из всех спутников Баха-Уллы и изливал Свою любовь на всех, с кем встречался.
Через несколько лет после Своего освобождения Он сказал:
Свобода — дело не места, а условия.
Я был счастлив в той тюрьме, ибо те дни
были проведены на тропе служения.
Тюрьма была мне свободой.
Горести мне отдохновение.
Смерть есть жизнь.
Быть презираемым — почет.
Поэтому все это время в тюрьме я был полон счастья.
Когда кто-либо освобожден из темницы своего «я», это воистину свобода! Ибо «я» — величайшая из темниц.
Когда приходит это освобождение, человека уже нельзя лишить свободы. Этой свободы не достичь, не пройдя жестоких превратностей жизни, причем не с тупым смирением, но с радостным и молчаливым приятием[11].
Достигнув удовлетворения, путник пришел к «Долине Изумления» и «ошеломлен красотою Всеславного»[12]. Подобно человеку, нырнувшему в океан и внезапно осознавшему его огромность и неизмеримую глубину, путник в этой Долине созерцает всеобширность творения и его бесконечный масштаб. Незатуманенным взором и ясным внутренним видением он обнаруживает теперь скрытые тайны Божьего Откровения и становится ведом от одной тайны к тысяче новых. «Во всякий миг зрит он дивный мир, новое творение, и следует от изумления к изумлению, и пребывает в благоговейном трепете перед творениями Господа Единосущности»[13].
Последняя Долина, куда путник может стремиться, — «Долина Истинной Скудости и Абсолютного Ничтожества» — «сей град», который считают «предельным для знатоков мистического и самой дальней отчизной тех, которые любят»[14]. «Баха-Улла говорит, что это состояние есть «отмирание собственного «я» и жизнь в Боге, скудость в себе и богатство в Желанном. Скудость, как о ней говорится здесь, есть бедность в вещах сотворенного мира, богатство — в предметах мира Божьего. Ибо, когда истинный любящий и преданный друг достигает присутствия Возлюбленного, искрящаяся красота Любимого и огнь сердца любящего возожгут пламя и сожгут все завесы и покровы. Более того, все, что он имеет, от сердца до кожи, будет предано огню, и ничего не останется, кроме Друга»[15].
[1] Adib Taherzadeh. The Revelation оf Baha’u’IIah. Oxford: George Ronald, 1974. Vol. 1, р. 96-101.
[2] То есть членом мусульманского мистического культа.
[3] Баха-Улла. Семь Долин, с. 17
[4] Там же, с. 19
[5] Там же, с. 23
[6] Там же, с. 27
[7] Taм же с. 23
[8] Тaм же, с. 29-30
[9] Там же, с. 30
[10] Там же, с. 41
[11] Blomfield, The Chosen Highway, р. 166.
[12] Баха-Улла, Семь Долин, с. 43
[13] Там же, с. 43-44
[14] Там же, с. 53
[15] Taм же, с. 42
Полный текст книги Бахаулла. Семь долин и четыре долины. (1996) смотрите по этой ссылке. Другие Писания Бахауллы, изданные на русском языке, перечислены в нашей библиогиафии бахаи.
Биография Адиба Тахерзаде размещена на отдельной странице нашего сайта.