1 март 2007 г.
ХАЙФА, Израиль — Студент венесуэльского колледжа Оскар Понте присоединился к Вере Бахаи в августе прошлого года, и сейчас он впервые будет соблюдать пост.
Когда он рассказал об этом своей матери, она испугалась. В конце концов, он — молодой человек хрупкого телосложения, и она волновалась, что пострадает его здоровье.
«Но это большая честь соблюдать пост!» — сказал он ей решительно. «Это только один раз в год, и это заповедь Божья». Его мать, очевидно, поняла, и, по словам Понте, она с улыбкой согласилась.
2 марта бахаи всего мира возрастом от 15 до 70 лет начинают ежегодный 19-дневный пост, воздерживаясь от еды и питья с рассвета до заката. Они делают это как послушание закону, установленному Бахауллой, основателем их веры. Исключения составляют больные люди, беременные, кормящие матери и несколько других категорий лиц.
«Это эволюция основных принципов поста, которые существуют в предыдущих религиях», — рассказывает Бахарей Рухани Маани, соавтор книги Laws of the Kitab-i-Aqdas («Законы Китаб-и-Акдас»). «Следы предписания поста можно найти почти во всех существующих религиях, кроме зороастризма, который недвусмысленно запрещает пост», — утверждается в книге.
Госпожа Маани, которая проводила лекции о законах Бога, говорит, что чувствует, что Бахаулла сделал пост легче, чем в некоторых предыдущих религиях.Например, иудеи постятся только один день, в Йом-кипур, в День искупления, но они воздерживаются от еды и питья более 24 часов за один раз, пояснила она. Мусульманская традиция аналогична практике бахаи, за исключением того, что мусульмане каждый день постятся от рассвета до сумерек — более длительный период, чем от восхода до заката. Кроме того, рассказывает г-жа Маани, мусульмане следуют лунному календарю, что означает, что пост иногда приходится на лето, когда дни длинные и могут быть очень жаркими.
Пост бахаи всегда приходится на период до весеннего равноденствия в марте, таким образом, по всему миру период воздержания составляет около 12 часов. В некоторых местах, где день значительно длиннее, верующие могут ориентироваться на часы, а не на рассвет и закат. «Бахаулла не хочет, чтобы мы страдали только ради страдания» — говорит Маани.
Пост символичен — он, как «напоминание о необходимости преодоления себялюбия и плотских желаний» — утверждается в писаниях бахаи.
«Это время размышлений и молитв, время духовного возрождения, когда верующий должен стремиться к осуществлению необходимых перемен в своей внутренней жизни, к обновлению и укреплению духовных сил, дремлющих в его душе», — гласят писания.
Кроме того, Бахаулла сказал, что пост помогает людям быть лучше осведомленными о страданиях бедных.
Абдул-Баха, сын и назначенный приемник Бахауллы, описывает, как Божьи Пророки, включая Моисея, Иисуса и Бахауллу — все постились. Таким образом, говорит он, пост позволяет верующим приближаться к основателям великих религий, испытывая то же самое.
Дуэйн Л. Херрманн, составитель справочника о посте бахаи, отмечает, что воздержание от употребления пищи не является настоящим смыслом. Суть, по его словам, заключается во «внутреннем духе отрешенности, принятие пищи лишь его символ или внешнее отражение».
Г-н Понте в Венесуэле подытожил свое новое понимание: «Во время поста мы стараемся лучше узнать Бога».