27 января 2010 года, НЬЮ-ЙОРК.
Все большую озабоченность вызывает отсутствие информации о 10 бахаи, арестованных в начале этого месяца в Иране.
Помимо опасений за их безопасность, есть повод бояться, что обвинения против этих десяти будут использованы для создания фальшивых доказательств в суде против семи лидеров бахаи, находящихся в заключении с 2008 года, суд над которыми должен возобновиться 7 февраля.
«Мы обеспокоены тем, что при отсутствии каких-либо доказательств против семи лидеров, власти могут попытаться подстроить дело путем возможного давления на вновь арестованных бахаи, чтобы они «признались» в участии в организации декабрьских Ашурских демонстраций по приказу своих «лидеров», – говорит Бани Дугал, главный представитель Международного Сообщества Бахаи при ООН.
По ее словам, — «Любые подобные заявления были бы абсурдны, если учесть что семеро лидеров находились в тюрьме в течение последних двух лет».
С момента их ареста 3 января иранские СМИ, санкционированные государством, не перестают утверждать, что все десять человек хранили в своих домах оружие и боеприпасы, и что это будто бы часть антиправительственного заговора, связанного с декабрьскими демонстрациями.
Эти десятеро буквально растворились в тюремной системе Ирана, как говорит госпожа Дугал. По ее словам, пока даже неизвестно, присутствовал ли кто-нибудь из них на самом деле во время ашурских демонстраций, какие-либо предположения об их центральной роли в организации этих событий или о том, что они владели оружием, якобы собираясь применить его против правительства, совершенно лишены основания.
«Уже три недели как задержаны эти бахаи, а их семьи до сих пор не имеют с ними контакта, не считая короткого телефонного сообщения одному из членов семьи 11 января». Несмотря на невозможность контакта с ними, стало известно об их недавнем переводе в тюрьму Гохардашт в Карадж.
«Один сокамерник нескольких заключенных бахаи был недавно отпущен на свободу, и он информировал семьи об их переводе», – сообщает госпожа Дугал, – «Мы не знаем наверняка, что это значит, но мы знаем, что их семьи пытались передать одежду и деньги для заключенных. Деньги были приняты властями в Карадже, а одежда – нет».
Среди десяти бахаи, арестованных 3 января – госпожа Лева Ханджгани (Leva Khanjani), внучка Джамалоддина Ханджгани – одного из семи лидеров бахаи, и ее муж господин Бабак Мобашер (Babak Mobasher); господин Артин Газанфари и его жена Джинус Собхани (Artin Ghazanfari and Jinous Sobhani), бывший секретарь лауреата Нобелевской премии и адвоката по правам человека Ширин Эбади; братья Мехран Роухани и Фарид Роухани; господин Пайям Фанайян (Payam Fanaian); господин Никав Ховейдайе (Nikav Hoveydaie) и господин Ибрахим Шадмер (Ebrahim Shadmehr) с сыном Завош Шадмером.
12 января формальное предъявление обвинений этим семи лидерам произошло в 28-м отделении Революционного суда в Тегеране.
Согласно сообщениям официальных иранских новостных агентств, эти семеро бахаи обвинены в шпионаже, пропагандисткой деятельности против исламского порядка, создании незаконного правительства, пособничеству Израилю, пересылке секретных документов заграницу, подрыве безопасности страны и оскорблении религиозных святынь. На суде обвиняемые отвергли все эти обвинения.
По словам госпожи Дугал, есть неподтвержденные сведения, что судья указал, что следующее заседание суда 7 февраля будет открытым и семьи получат разрешение участвовать в нем. Первое судебного заседание было закрытым для публики.
Имена семи арестованных «лидеров» бахаи: Фариба Камалабади (Mrs. Fariba Kamalabadi), Джамалоддин Ханджани (Mr. Jamaloddin Khanjani), Афиф Неими (Mr. Afif Naeimi), Саид Резайе (Mr. Saeid Rezaie), Махваш Сабет (Mrs. Mahvash Sabet), Бехруз Тавакколи (Mr. Behrouz Tavakkoli), и Вахид Тизфам (Mr. Vahid Tizfahm).
Эта группа из семи человек, а также 10 бахаи, арестованные 3 января, входят в число сотен бахаи, подвергнутых заключению вследствие непрекращающихся преследований бахаи – систематической кампании, жестокость которой возросла за последние несколько лет.