29 октября 2010 года. Акка, Израиль.
После более чем трех лет работ по сохранению и реставрации, святыня бахаи представила дополнительную возможность взглянуть на промышленное и духовное наследие этой части Святой Земли.
Со времен римской эпохи до начала 20-го века мельницы в этом районе – около 2-х километров к юго-востоку от старого города Акка, мололи муку, обеспечивая питанием населения региона.
«Это был очень важный для города сельскохозяйственный район», – отмечает Альберт Линкольн (Albert Lincoln), генеральный секретарь Международного Сообщества Бахаи.
"Мельницы были частью того, что, вероятно, было одним из крупнейших промышленных комплексов региона. Они были впервые описаны в 1799 году французской делегацией, проводившей обследование местности в связи с намерениями Наполеона об ее завоевании".
Но для бахаи это место имеет духовное значение, рассказывает г-н Линкольн. "Это одно из самых красивых святых мест, связанных с пребыванием здесь Бахауллы в конце 19 века".
В 1875 году - через восемь лет после заключения Бахауллы в стенах тюрьмы города Акка - его сын Абдул-Баха арендовал остров, образованный двумя водными каналами, отведенными от реки Намайн для работы мельниц. На этом острове, Абдул-Баха создал изысканный сад для Своего отца, Который, к тому времени, провел более двух десятков лет в ужасных условиях тюремного заключения и ссылке. Бахаулла назвал сад "Ризван", что означает "рай".
Болотная дренажная схема по борьбе с малярией и увеличению пахотных угодий в 1930-х и 1940-х годах лишила сад его уникального островного расположения. Но теперь, с восстановлением водоканалов, сад Ризван снова является островом. На этой неделе 280 бахаи из таких далеких мест, как Монголия, Руанда и Сальвадор стали первыми с 2007 года паломниками, посетившими это святое место.
"Зеленый Остров"
После того как Абдул-Баха приобрел остров, паломники из Ирана и соседних стран привезли кустарники, деревья и цветущие растения для разведения цветников. Во время своих длительных путешествий некоторым путешественникам приходилось поливать растения, при этом самим испытывая сильную жажду.
Когда ограничения на Его передвижения были постепенно ослаблены, Бахаулла впервые посетил сад. Он приходил туда часто, иногда оставаясь ночевать в скромном доме на острове.
Место также стало известно за пределами общины бахаи. Лоуренс Олифант, британский писатель, посетивший сад в 1883 году, отмечал: "Приближаясь к этому месту внезапно как будто попадаешь в сказочную страну ... Окаймленный плакучими ивами поток, и местность, с ее богатыми водами, ее глубокими тенями, и воздух с ароматом жасмина и апельсиновых деревьев, создают идеальное убежище от летнего зноя".
Используя исторические фотографии и описания международная команда архитекторов и инженеров восстановила сад Ризван в его первоначальном виде, при содействии Израильского управления по охране древностей (Israel Antiquity Authority), обследовавшего всю местность и взявшего на себя часть работ.
"Наша миссия была воссоздать остров, каким он был во времена Бахауллы", – говорит Хосров Резаи (Khosrow Rezai), представитель команды разработчиков, руководитель проекта. «Таким образом, наша задача была провести исследование и найти как можно больше исторических свидетельств о том, как остров выглядел, чтобы мы могли вернуть его к жизни".
Два водоканала, восстановленные по обе стороны сада на прежних местах, ведут к мельницам, некоторые из которых также были восстановлены. "Мы обнаружили водоносный слой в сорока метрах под землей и использовали его для заполнения каналов", – говорит г-н Резаи. "Но форма каналов создает впечатление, что вода вновь спускается с гор и течет по направлению к океану".
С воссозданием изначальной обстановки сада, паломники могут теперь испытать чувство духовного обновления. "Мы пытались передать, насколько это возможно, спокойствие сада подготовленного Абдул-Баха в качестве места, где Бахаулла мог найти покой", – рассказывает г-н Резаи. "Возможность увидеть воду дарит вам удивительное чувство. Вы переходите ее, вы чувствуете ее, вы слышите ее. Надеюсь, это передает ощущение того счастья и той радости, что испытывал Бахаулла".
Альберт Линкольн считает, что восстановление привело к радикальным изменениям в атмосфере местности. "Эта часть территории, связанная с появлением религии в историческое время – в отличие от археологического – поэтому у нас есть возможность сделать подлинную реставрацию и воссоздать ощущение, близкое к тому, которое преобладало, когда здесь был Бахаулла. Он называл его "Наш Зеленый Остров" и написал несколько прекрасных вещей, в которых он описывает себя сидящем в саду, который окружает вода.
«В одном отрывке Бахаулла говорит, что "быстрые потоки, и пышные деревья, и солнечный свет, играющий меж ними" радовали Его, когда Он был здесь в саду. "Весь этот рассказ повествует о месте на открытом воздухе – это солнце, ветер, вода – все эти факторы", – с энтузиазмом говорит мистер Линкольн.
Уникальное святое место
Едва видимая на южной стороне горизонта, возвышается гора Кармель – место расположения Святилища Баба и монументальных садовых террас. Они - вместе со Святилищем Бахауллы и ее окрестностями к северу от сада Ризван – были названы ЮНЕСКО в 2008 году объектом Всемирного наследия.
Но сад Ризван является уникальным среди святых мест бахаи, говорит г-н Линкольн. "В других местах сады окружают здания и сооружения. Но здесь сад сам по себе является святым местом, и в более сокровенном смысле, чем другие места".
"С сохранением и восстановлением сада и мельниц вся местность теперь рассказывает об исторических корнях Веры Бахаи на этой земле и то, как они переплетаются с историей страны", – завершает он свой рассказ.