8 сентября 2014
Когда в апреле 2014 года член духовенства Ирана преподнес бахаи мира подарок в виде каллиграфически написанных слов Бахауллы, это событие стало беспрецедентным и контрастным на фоне непрерывных религиозных преследований на протяжении 170 лет.
Дар, который аятолла Хамид Масоми Техрани сделал для общины бахаи особенно примечателен, поскольку мотивация, что лежит в его основе, заслуживает общественной похвалы и внимания, особенно в связи с тем фактом, что он в прошлом уже делал аналогичные шаги навстречу христианам. Это указывает на его страстное желание содействовать мирному сосуществованию на родной земле. И в этом он не одинок. Бесчисленное количество людей в Иране и по всей земле стремятся к миру и согласию. При этом многие не представляют как этого можно достичь.
Понимание исторических обстоятельств, предшествующих эпизоду с преподнесением дара высоким священнослужителем, позволяет лучше оценить недавний всплеск ответов и комментариев о мирном сосуществовании, полученных со стороны религиозных лидеров во всем мире.
Исторический контекст
Со дня основания Веры Бахаи ее приверженцы страдали от бесконечной волны гонений. Более 20 тысяч верующих были убиты за свои религиозные убеждения, и тысячи подверглись несправедливому тюремному заключению. Казни, убийства, пытки, и жестокие нападения были одними из более явных форм преследования. Но преследование бахаи в Иране принимало также и другие формы: конфискация имущества, административных центров и святых мест; осквернение некоторых общинных священных мест, а также кладбищ; разрушение домов, в том числе акты поджога; травля детей бахаи в школах; распространение неправдивой информации и грубое искажение учения и истории Веры Бахаи в учебных материалах, изучаемых в школах; исключение молодежи из высших учебных заведений; закрытие магазинов и т.п.
По сей день в религиозных проповедях и через государственные средства массовой информации бахаи регулярно изображают как религиозных еретиков, как имеющие отношение к безнравственности и оккультизму. Одновременно их также постоянно обвиняют в шпионаже в пользу различных правительств. И религиозные лидеры неоднократно подстрекали население к насилию в отношении общины.
С 1979 года более 200 иранских бахаи были убиты и сотни других были замучены и заключены в тюрьмы.
И за годы после революции скольких виновных в этих отвратительных преступлениях было привлечено к ответственности? Ответа — ни одного.
Преследование бахаи в Иране является политикой правительства этой страны. Но религиозное руководство Ирана в значительной степени виновато в разжигании предрассудков и ненависти, направленных на общину бахаи. Информация о секретном меморандуме иранского правительства в 1993 году просочилась в СМИ. В нем говорится, что прогресс бахаи в иранском обществе должен быть полностью заблокирован. Это распоряжение было подписано самым высокопоставленным религиозным деятелем страны Али Хаменеи, который совсем недавно издал фетву, призывающую народ Ирана избегать любых деловых отношений с бахаи.
Время показало, что такие действия противоречат глубоко укоренившимся стремлениям людей к доброй воле во всем мире, в том числе лидеров различных религий и конфессий, а также ученых, журналистов и защитников прав человека как в Иране, так и по всему миру. Через месяц после передачи каллиграфического шедевра ряд видных лидеров в области прав человека в Иране выразили общественную поддержку бахаи и их семи заключенным лидерам, отбывающих уже шестой год заключения.
За пределами Ирана инициатива аятоллы Техрани также получила положительные отзывы некоторых высоких официальных лиц в мусульманском мире, давая дополнительный импульс разговору о религиозном сосуществовании.