13 марта 2015 г. ЖЕНЕВА — Члены религиозных меньшинств, включая бахаи, продолжают подвергаться гонениям и дискриминации в Иране, несмотря на обещания правительства страны, заявляют двое высокопоставленных представителей ООН. В докладах Совету по правам человека Специальный докладчик ООН по правам человека в Иране Ахмед Шахид и Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун также выразили обеспокоенность растущим числом казней в Иране, арестами журналистов и правозащитников-активистов, недостатком свободы слова и дискриминацией в отношении женщин.
Отчеты были предоставлены накануне сессии спустя неделю после ответа Ирана на Универсальный периодический обзор (УПО) Совета за 2014 год. В октябре 2014 года на рассмотрении Советом ситуации с нарушением прав человека в Иране правительства всего мира сделали 291 рекомендацию Иранскому правительству о шагах, которые оно может принять, чтобы улучшить эту ситуацию. На сессии, запланированной на четверг 19 марта, правительство Ирана отметит, какие из этих рекомендаций оно планирует принять.
В опубликованном вчера докладе д-р Шахид выразил особую обеспокоенность тем, что столь широко распространённые случаи нарушения прав человека в Иране неуклонно продолжаются, несмотря на многочисленные обещания Ирана в 2010 году на сессии УПО прекратить их. «Специальный докладчик отмечает некоторые усилия правительства по выполнению обязательств, данных по УПО-2010, но сожалеет, что большинство из них остались невыполненными к 2014 году, и что причины, лежащие в основе нарушений, которые освещались в УПО и в его докладе 2011, а также полугодовых докладах в 2012 году, в 2013 и 2014, так и не были услышаны», — заявляет д-р Шахид.
Он добавляет, что в целом, тот факт, что другие правительства дали 291 рекомендацию Ирану в октябре 2014 г, «отражает ту действительность», что ситуация с правами человека так и не улучшилась. Д-р Шахид сказал, что, к примеру, нарушения прав бахаи Ирана до сих пор не ослабевают. «Несмотря на заявления высокопоставленных чиновников, что бахаи наделены гражданскими правами, они по-прежнему сталкиваются с дискриминацией, арестами и незаконным содержанием под стражей из-за своих религиозных убеждений» — заявил д-р Шахид. «В период с сентября по декабрь 2014 года службами безопасности в городах Исфахан, Тегеран, Шираз, Хамадан, Кередж и Семнан арестованы по крайней мере 24 бахаи, в результате чего общее число заключенных бахаи выросло до ста».
Г-н Пан Ги Мун в своем докладе от 3 марта также выразил обеспокоенность в связи с продолжающимися преследованиями бахаи Ирана. «Члены этнических и религиозных меньшинств по-прежнему сталкиваются с преследованиями, в том числе арестами и тюремными заключениями, отказом в экономических возможностях, исключением из учебных заведений, лишением права на труд, закрытием предприятий и разрушением религиозных объектов, таких как кладбища и молитвенные центры», — заявил г-н Пан Ги Мун.
Двое высших официальных лиц также выразили озабоченность продолжающимся содержанием под стражей и преследованием журналистов, правозащитников и борцов за права женщин.
«Серьезную обеспокоенность вызывают продолжающиеся нападения на сотрудников средств массовой информации, ограничения на свободу мнений и их выражение, в том числе закрытие газет и журналов, а также постоянный мониторинг, фильтрация и блокировка сайтов, содержащих политические новости», — сказал г-н Пан Ги Мун.
Дайан Алаи, представитель Международного Сообщества Бахаи в Организации Объединенных Наций в Женеве, поддержала оба доклада и призвала правительства голосовать в пользу продолжения международного наблюдения за ситуацией с правами человека в Иране, когда резолюция продлить мандат Специального докладчика поступит на рассмотрение Совета в конце этого месяца.
«И Ахмед Шахид, и Генеральный секретарь четко указали на то, что Иран продолжает нарушать права своих граждан на всех уровнях общества, являетесь ли вы женщиной, журналистом, юристом, членом религиозных или этнических меньшинств, или же просто среднестатистическим гражданином» — отметила г-жа Алаи. «Иран уже давно давал обещания уважать права своих граждан, но очевидно, что эти обещания пусты, и что единственная защита для иранцев исходит от непрерывного международного наблюдения и выражения обеспокоенности со стороны международного сообщества».