17 января 2019 г.
Это третья часть из серии статей, рассказывающих об участии общины бахаи в общественных дискурсах. Читайте часть 1 здесь и часть 2 здесь.
Осло, Норвегия — Недавние международные межконфессиональные встречи свидетельствуют о растущей осведомлённости в мире касательно этих вопросов. Многие общественные деятели видят в межрелигиозном диалоге новую возможность для того, чтобы направить конструктивные силы веры на благо общества.
— Если мы все проявим смирение вместо желания настаивать на исключительности наших собственных точек зрения, тогда мы начнём учиться друг у друга, — говорит Бритт Стрэндли Торесен, глава норвежской национальной межконфессиональной организации. Поскольку она бахаи, её приверженность межрелигиозному диалогу проистекает из веры в то, что дружеское общение укрепляет единство. — Мы стремимся найти общий путь вместе — путь к совместному созиданию лучшего мира.
Сегодня межконфессиональное движение может заручиться более чем столетним опытом культивирования диалога между людьми разных вероисповеданий. В конце XIX века расцвет этого движения, казалось, вот-вот должен был привести к признанию единства всех религий. Однако XX век раскрыл для нас совсем другую картину. Две мировые войны, почти неудержимый рост насилия на религиозной почве, религиозный фундаментализм и радикализация привели к тому, что многие разочаровались в религии и сомневаются в ценности этого движения.
Тем не менее, движение за межрелигиозное сотрудничество внесло немалый вклад в продвижение единства среди мировых религиозных общин. Всё чаще люди осознают, что это движение может пойти ещё дальше, помогая человечеству достичь более высоких уровней единства в решении самых важных задач.
Для бахаи столетие участия в межконфессиональной деятельности во всём мире стало поводом для глубоких размышлений в последние годы. Каков потенциал форумов, созданных во имя межконфессионального диалога? Каковы цели и надежды этого движения сегодня? Как мы можем участвовать в дискурсе, опирающемся на религиозные принципы, но идущем дальше этого и стремящемся исследовать применимость этих принципов во всех сложнейших аспектах нынешнего хаотического мира?
— Один из способов рассмотрения религии — считать её феноменом, выходящим за рамки одной веры или секты, — объясняет Винус Халесси, которая представляла общину бахаи на Межконфессиональном форуме G20 в Буэнос-Айресе, Аргентина, в сентябре прошлого года. Она объясняет, что одна из целей участия в межрелигиозном диалоге — выработать единые принципы и поделиться опытом их применения. Главная задача — стремиться к более мирному и справедливому миру.
— В этом смысле религия может рассматриваться как эволюционирующая система знаний и практик, предлагающая идеи и ценности, которые могут помочь обществу развиваться, — продолжает Винус.
Представление о том, что религия играет жизненно важную и конструктивную роль в жизни человечества, разделяли представители многих религиозных групп, собравшихся на форуме G20. Программный документ конференции описывает выдающуюся роль религии во многих социальных вопросах:
«Вне зависимости от того, признают это люди или нет, во всём мире религия решает сложнейшие проблемы, с которыми сталкиваются социумы и государства, а также занимается более широкими вопросами благополучия общества, — говорится в документе. — Без затрат времени и ресурсов со стороны религиозных организаций и отдельных верующих ЦУР («цели устойчивого развития») Организации Объединённых Наций недостижимы».
В ноябре более 8000 человек со всего мира собрались в Торонто, Канада, на «Парламент мировых религий», — ещё один существенный для глобального межконфессионального движения форум. Бахаи организовали заседания по ряду важных тем, включая расширение прав и возможностей молодёжи, отношения между религией и национальным сознанием, принцип единства, равенство женщин и мужчин, расовое единство и многое другое. Всего бахаи представили более 60 презентаций, часто в сотрудничестве с людьми других вероисповеданий.
Г-жа Торесен видит большую ценность в том, чтобы продолжать вкладывать время и ресурсы в межрелигиозную деятельность. «Мы учимся, шаг за шагом. Мы учимся слушать, размышлять и общаться друг с другом таким образом, чтобы выстроить общее понимание происходящего».
— В этих условиях важно не останавливаться на разногласиях, а пытаться опираться на то, что есть у нас у всех общего, — и этого общего действительно много, — продолжает она. Совет по религиозным и мировоззренческим сообществам в Норвегии, который возглавляет г-жа Торесен, не только регулярно проводит межконфессиональные собрания в Осло, но и способствует межрелигиозному диалогу в местных сообществах по всей стране.
Нам нужен такой диалог, который мог бы использовать силу религии, чтобы помочь человечеству справиться со своими самыми сложными проблемами,
— Джеральд Филсон
Межконфессиональная деятельность принимает самые разные формы. Некоторые группы в первую очередь стремятся к взаимной дружбе; другие ориентированы на изменения в обществе. Например, после революции в Тунисе в 2011 году страна всё больше осознаёт своё религиозное разнообразие и стремится развивать плюралистическое общество. Межрелигиозный диалог там сыграл решающую роль в формировании общего видения будущего. Говоря об арабском регионе в целом, Программа развития Организации Объединённых Наций организовала в декабре конференцию, на которой собрались многие религиозные представители, в том числе и бахаи. Целью конференции был обзор того, как религиозные общины укрепляют социальную сплочённость и толерантность.
Кроме эволюционирующего ландшафта межконфессиональной деятельности, некоторые общины бахаи рассматривают и новые горизонты: выходят за рамки традиционного межрелигиозного диалога, стремясь охватить более широкие слои общества.
— Нам нужен такой диалог, который мог бы использовать силу религии, чтобы помочь человечеству справиться со своими самыми сложными проблемами, — объясняет Джеральд Филсон, бахаи, который возглавлял «Канадскую межконфессиональную дискуссию», одну из самых влиятельных межрелигиозных организаций страны. — В Канаде мы обнаружили, что светские и религиозные деятели могут работать вместе для достижения общего блага. Создание пространств для такого рода сотрудничества помогло дискурсу продвинуться вперёд и открыть для нас новые возможности.
Община бахаи Канады организовала несколько крупных общенациональных конференций о роли религии в общественной сфере, в которых приняли участие представители гражданского общества, религиозных организаций, учёные и правительственные чиновники.
В Испании недавний семинар, посвящённый противодействию насильственной радикализации, объединил группы специалистов по вопросам безопасности, политиков и учёных высокого уровня. Во время этой встречи они пытались лучше понять суть этой неуклонно усугубляющейся проблемы в Европе и найти решения для неё.
— Мы должны продолжать двигаться вперёд, расширяя круг неравнодушных, чтобы охватить всех людей. Только преодолевая пропасти и работая бок о бок во исполнение нашей общей судьбы, мы можем начать решать реальные проблемы мира таким образом, чтобы действительно воодушевить и объединить людей в общем понимании, выходящем за рамки красивых разговоров, — утверждает доктор Филсон.
Участвуя в дискурсах, касающихся религиозного сосуществования, роли религии в обществе и межрелигиозного диалога, всё большее число людей и организаций учатся вносить конструктивный вклад в общество с позиции религии. Община бахаи стремится выполнить свою часть работы в этом жизненно важном деле. Занимаясь этой работой, она черпает вдохновение в обращении, подготовленном Всемирным Домом Справедливости и разосланном в апреле 2002 года всем мировым религиозным лидерам [на русском по этой ссылке]