18 августа 2021 г.
МСБ, БРЮССЕЛЬ — Во время пандемии люди во всем мире воочию наблюдали, что если быть добрым и щедрым со своими соседями, можно мгновенно превратить незнакомцев в друзей.
Протягивая руку помощи и работая вместе, люди переживали ощущение связи с чем-то большим, чем они сами. Читая в СМИ об аналогичных случаях, они понимали, что их опыт не уникален, и многие чувствовали глубокую сопричастность не только к делам своего района, но и всей страны и даже всего человечества.
Эти наблюдения брюссельского отдела Международного Сообщества Бахаи (МСБ) и идеи, сформулированные ими в результате опыта строительства общины бахаи, легли в основу дискуссий, проводимых МСБ под названием «Коллективное обустройство своего района для встреч и общения».
Рейчел Байани из брюссельского отдела говорит:
«По всему миру растёт число районов, где жители, участвующие в образовательных процессах бахаи, направленных на создание потенциала для служения обществу, могут находить точки сплочения, вокруг которых они могут объединяться и инициировать проекты, имеющие общую цель».
Затем она уточняет:
«Этот опыт показывает, что чувство единства и сопричастности растёт, когда создаются общественные пространства для людей, позволяющие им обсуждать потребности социума и предпринимать реальные шаги для улучшения ситуации. Всё это позволяет им сосредоточиться на важных аспектах благополучия их общества, — образование молодёжи, качество городской среды, улучшение питания или забота о здоровье».
Мероприятие, посвящённое запуску этой серии, было организовано совместно с «Интергруппой по разнообразию и борьбе с расизмом» Европарламента, а также с организацией Alliance4Europe. В нём приняли участие более 100 человек. Во встречах участвовали также представители Евросоюза и муниципалитетов, градостроители, учёные и общественные деятели.
На мероприятии, посвящённом запуску проекта, тогдашний лорд-мэр Дублина Хейзел Чу подчеркнула сложность вопросов, связанных с городским развитием. Среди них — экономическое неравенство между районами и различное восприятие людьми из разных слоёв общества. Пандемия только усугубила эту проблему.
«Это [актуально] не только для Дублина, — сказала она. — Я посмотрела статистику других городов и обнаружила, что богатые районы становятся богаче, тогда как бедные всё больше отстают. Инфраструктура не развивается там, где люди [опускают руки и] думают: "Нет, они ни за что об этом не позаботятся" или "Да им это и не нужно"».
Роль городского дизайна в создании инклюзивных общественных пространств в городских районах также вызвала большой интерес во время этих встреч.
Жюльет Жестен из Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) заявила: «Принцип инклюзивности должен быть вплетён в саму структуру [района] с самых ранних этапов его развития… Вместо того, чтобы проектировать по наименьшему общему знаменателю, наиболее эффективные пространства, напротив, становятся лучше благодрая вкладу тех, кто их фактически использует».
Другая участница, Талия Мелик, бахаи из Франции и исследовательница городской географии, предположила, что отсутствие социальных пространств, открытых для всех жителей района и позволяющих им обсуждать вопросы, с которыми сталкивается их общество, может мешать людям реализовывать на практике присущее им ощущение справедливости и коллективной ответственности.
«Одна из величайших несправедливостей в районе, — объясняет г-жа Мелик, — состоит в том, что многие люди даже не осознают неравенства, существующего в их собственном квартале, и не в курсе условий жизни семьи в соседней квартире. Потому что общественных пространств, где могут собраться разные люди, мало, или их совсем нет.
В конечном счёте, единство в разнообразии — это не самоцель, а средство работы над улучшением общества, способ сделать так, чтобы оно отражало все возможности и всё богатство, которое привносят разные люди».