Home

Коллекции

База знаний

МСБ

СНМБ

BahaiArc

Вера Бахаи

Блог

СНМБ

Всемирный Дом Справедливости

6 марта 1970 года

 

Национальному Духовному Собранию бахаи Канады

 

Дорогие друзья-бахаи!

 

Мы получили ваше письмо от 14 января 1970 года, в котором задаются вопросы о процессе принятия решений Духовными Собраниями.

Важно понять, что дух совещания бахаи сильно отличается от процесса принятия решений в организациях небахаи.

Идеальный вариант завершения совещания бахаи — принятие единодушного решения. Когда такой исход не представляется возможным, проводится голосование. По словам возлюбленного Хранителя Веры, «… когда от них потребуется принять определённое решение, им следует после беспристрастного, целеустремлённого и дружеского обмена мнениями обратиться с молитвой к Господу и со всем усердием, убеждённостью и мужеством проголосовать и твёрдо подчиниться голосу большинства, который, как говорит нам Учитель, и есть глас истины, и который не следует оспаривать, но всегда искренне следовать ему».

Как только решение принято, оно становится решением всего Собрания, а не только тех его членов, которые были в большинстве.

Бывает так, что когда уже вопрос поставлен на голосование, кому-то из членов Собрания может показаться, что есть еще дополнительные факты или точки зрения, которые он считает необходимым обсудить до принятия решения, чтобы все голосовали уже с полным знанием дела. Ему следует изложить свои соображения Собранию, и уже Собрание решает, есть ли необходимость проводить дополнительную дискуссию до начала голосования.

Когда решено проводить голосование по какому-либо предложению, требуется лишь уточнить, сколько членов за него; если это большинство присутствующих, то это предложение принимается, если меньшинство — отклоняется. Таким образом, у бахаи при голосовании не возникает самого вопроса о воздержавшихся. Член, не голосующий за данное предложение, по сути дела, голосует против него, даже если считает, что в настоящий момент он не в состоянии составить мнение на этот счет.

 

С приветствиями бахаи, исполненными любви,

 

[подписано Всемирный Дом Справедливости]

Оригинал письма Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library.

Всемирный Дом Справедливости

 

8 февраля 1970 года

Национальным Духовным Собраниям Африки

 

Дорогие друзья-бахаи,

Многие столетия африканский континент, или вернее та его значительная часть, которая располагается южнее Сахары, оставалась в сравнительной изоляции от остального мира, непотревоженная и едва затрагиваемая бушующими конфликтами народов севера и востока. Сейчас быстро выходя на стремнину международных интересов, народы Африки, которые Бахаулла сравнивал с черным зрачком глаза, сквозь который «проходит сияющий свет души», охвачены неистовым энтузиазмом недавно обретенной независимости, разрываемы противоречивыми силами разнящихся политических интересов, их видение затуманено дымкой материализма и пылью националистических страстей и векового племенного соперничества.

В разгар бури и натиска битв эгоистичных интересов, ведущихся вокруг них, стоят последователи Величайшего Имени, их взор привлечен к восходящему Солнцу Божьего Священного Дела, их сердца связаны узами истинного единства со всеми детьми человеческими, а их голоса подхватывают всеобщую песнь хвалы Славе Божьей и единству человечества, призывая ближних забыть и отринуть различия и присоединиться к ним в послушании и служении Святому Велению Бога в этот День.

Воинство Веры, что по воле Божией продвигается вперед, овладевая сердцами людей, непобедимо, однако его продвижение могут замедлить необдуманные и безответственные поступки его приверженцев. Мы обращаемся к вам с этим письмом, чтобы помочь прояснить ряд проблем, которые в прошлом застилали взор некоторых верующих и становились причиной неверных суждений, тормозивших развитие Веры в их странах.

Одна из таких проблем, и явно самая серьезная, — это недооценка значения принципа бахаи о невмешательстве в политические дела. Мы считаем, что Абдул-Баха и Шоги Эффенди предоставили нам ясные и убедительные доводы, почему мы должны следовать этому принципу. Эти аргументы собраны ниже для изучения и углубления знаний друзей. Мы надеемся, что эти замечания не только помогут друзьям сознательно и с радостью следовать святому учению в этом вопросе, но и помогут им разъяснить позицию бахаи тем, кто сомневается в ее правильности и полезности:

Вера Бога сегодня единственный источник спасения для человечества. Истинная причина болезней человечества — это его разобщенность. Не важно насколько совершенным может быть механизм управления, разработанный лидерами людей для политического единства мира, он все равно не обеспечит противоядие от яда, подтачивающего жизненную силу современного общества. Эти болезни можно вылечить только благодаря действию Божьей Веры. Есть много доброжелателей человечества, которые посвящают свои усилия делу помощи и благотворительности и материальному благополучию людей, но только бахаи могут выполнять работу, которую Бог желает видеть сделанной прежде всего. Когда мы посвящаем себя работе Веры, мы выполняем работу, которая является наибольшей помощью и единственным убежищем для нуждающегося и разделенного мира.

Община бахаи — это всемирная организация, стремящаяся установить подлинный и всеобщий мир на земле. Если какой-нибудь бахаи работает на одну политическую партию, чтобы победить другую, это отрицает сам дух Веры. Членство в любой политической партии неизбежно чревато отказом от отдельных или всех принципов миролюбия и единения, провозглашенных Бахауллой. Как сказал Абдул-Баха: «Наша партия — партия Бога; мы не принадлежим ни к какой другой партии.

Если бы тот или иной бахаи настаивал на своем праве поддерживать какую-либо политическую партию, он не мог бы отказать в той же степени свободы и другим верующим. Это означало бы, что в рядах Веры, важнейшая цель которой — объединить всех живущих на земле в одну великую семью, осененную именем Божиим, — оказались бы люди, противостоящие друг другу. Где бы тогда был пример единства и согласия, столь необходимый человечеству?

Если бы институты нашей Веры, не дай Бог, оказались втянуты в политику, бахаи обнаружили бы, что сеют вражду — вместо того, чтобы пробуждать любовь. Если бы они встали на чью-то сторону в какой-либо одной стране, это неизбежно повлияло бы на представление людей, живущих в других странах, относительно целей и задач Веры. Если бы бахаи позволили вовлечь себя в политические споры, то вместо того, чтобы возрождать человечество и помогать ему, они сами пришли бы к полному краху.

Ситуация в мире столь запутанна, а моральные вопросы, которые раньше были ясны, теперь перемешались с эгоистичными и противоборствующими интригами, что для бахаи наилучший способ служить высшим интересам своей страны и делу истинного спасения мира — не заниматься политикой и не вступать в политические партии, а всецело посвятить себя построению Божественного Миропорядка Бахауллы.

Вера не противоречит подлинным интересам ни одной нации, и она не противостоит какой бы то ни было партии или фракции. Она вне всяких разногласий, она выше их, и в то же время она предписывает своим приверженцам лояльность по отношению к правительству и ратует за разумный патриотизм.

Любовь к своей стране бахаи проявляют не через политические партии и не на дипломатическом или политическом поприще, а способствуя ее процветанию своей повседневной деятельностью или на государственно-административной службе. Бахаи могут и должны общаться с людьми всех слоев общества — как с представителями высшей власти и государственными лидерами, так и с простым народом, неся знание о нашей Вере всем и каждому, но при этом мы не должны допускать, чтобы ее отождествляли с политическими целями и партийными программами.

Принцип невмешательства в политические дела настолько важен и должен определять поступки и слова бахаи в каждой стране, что Шоги Эффенди написал: «Ни обвинения, которые выдвигаются против них, будь то по недомыслию или со злым умыслом, ни искушение почестями и наградами» никогда не заставят истинных верующих отклониться от этого пути, а их слова и поступки должны свидетельствовать, что последователи Бахауллы «не преследуют никаких корыстных интересов, что они не стремятся к власти и не страшатся непопулярности, подозрений и хулы, которые может на них навлечь их приверженность к своим принципам».

«Будучи трудна и деликатна задача, — продолжает он, — поддерживающая сила Бахауллы и Его Божественного руководства, несомненно, поможет нам, если мы будем неуклонно следовать Его пути и будем стремиться сохранять неприкосновенность Его законов. Свет Его искупительной благодати, который никакая земная сила не может скрыть, станет, если мы будем стойко продолжать, освещать наш путь, когда мы прокладываем наш курс среди силков и ловушек смутного века, и даст нам возможность выполнять свои обязанности таким образом, который подобает славе и чести Его благословенного Имени».

Вторая проблема, которая вызывает затруднения для африканских друзей в эти дни, это вопрос о трайбализме. Как бахаи, они убеждены в том, что человечество единое и должно рассматриваться как одна сущность, но, как от членов соответствующих племен, от них ожидается их братьями, не являющимися бахаи, что они будут превыше ставить верность своему племени и даже агрессивно продвигать его интересы. Более того, они живут в атмосфере, которая слишком часто вызывает недоверие, страх и даже ненависть к членам других племен.

Отношение бахаи в такой ситуации четко определено в Писаниях. У нас, как бахаи, имеется привязанность к своим племенам и кланам, точно так же, как мы привязаны к своим семьям и, если брать более общий масштаб, к нашим странам. Но мы не позволяем этой привязанности вступать в конфликт с нашей более обширной преданностью к человечеству. Приверженцы Веры Бахаи, как ясно указал Хранитель, «не колеблясь, подчиняют любые интересы личного, местного или национального характера верховным интересам большинства человечества, хорошо понимая, что в мире, где страны и народы взаимозависимы, благо каждой части определяется благом целого и что невозможно достичь надежного результата для любой составляющей, пренебрегая интересами всего сообщества».

Далее разъясняя этот предмет, он пишет: «Пусть не будет никаких сомнений касательно воодушевляющей задачи всемирного Закона Бахауллы… Этот Закон не игнорирует и не пытается подавить многообразие, обусловленное этническими особенностями, климатом, историей, языком и традицией, мышлением и обычаями, которые отличают народы и нации мира. Закон этот призывает к более широкой лояльности и к более возвышенным стремлениям, чем те, которые когда-либо воодушевляли род человеческий. Он требует подчинения национальных побуждений и интересов первостепенным нуждам объединенного мира. С одной стороны, он осуждает чрезмерную централизацию, с другой — отвергает все поползновения насадить единообразие. Его лозунг — единство в разнообразии…»

В эти дни, когда в Африке усиливается межплеменная напряженность, друзья должны проявлять бдительность, чтобы малейшие признаки предрассудков или ненависти, не дай Бог, не смогли проникнуть в их среду. Напротив, они должны стремиться привести в Веру всё больше представителей различных племен в каждой стране и благодаря полному отсутствию предрассудков, а также благодаря любви, которую бахаи проявляют друг к другу и к своим соседям небахаи, продемонстрировать своим соотечественникам, на что способно Слово Божье. Таким образом они предоставят лидерам и правителям своих стран яркий пример единой общины, работающей сообща в полном согласии и гармонии, демонстрируя надежду, которая достижима, и образец достойный подражания.

Дискриминировать какие-либо племена, поскольку они находятся в меньшинстве, является нарушением духа Веры Бахауллы. Будучи последователями Святой Веры Бога, мы обязаны защищать справедливые интересы любого меньшинства в общине бахаи. Более того, в управлении нашими делами бахаи представители групп меньшинств не только имеют возможность пользоваться равными правами и привилегиями, но они даже получают преимущество и приоритет. Бахаи должны быть внимательны, чтобы не отклоняться от этого возвышенного стандарта, даже если ход событий или общественное мнение оказывают на них давление.

Принципы, изложенные в Писаниях, понятны каждому, но что касается их применения, то здесь обычно возникают вопросы. Во всех неясных случаях верующим следует обращаться в свое Национальное Духовное Собрание, которое выносит решение по данному вопросу и советует друзьям, как поступать.

Всемирный Дом Справедливости надеется и молится, что Национальные Духовные Собрания в Африке в полном сотрудничестве с Континентальными Коллегиями Советников и Вспомогательными Коллегиями в их областях будут поступать как любящие пастухи божественной паствы на этом обширном континенте, защищать друзей от дурных влияний, окружающих их, направлять их по истинному и правильному пути и помогать им достичь последовательно более глубокого понимания, более твердой убежденности и более поглощающей любви к Делу, которое они так преданно стремятся продвигать и служить ему.

 

С приветствиями, исполненными любви,

[подписано: Всемирный Дом Справедливости]

Этот документ в формате MS Word

Оригинал письма Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library

Всемирный Дом Справедливости

 

8 декабря 1967 года

[Отдельному верующему]

 

Дорогой друг-бахаи,

 

… мы рады попытаться прояснить некоторые вопросы, которые озадачивают вас в отношении бахаи к политике. Это чрезвычайно важная тема, особенно в наши дни, когда ситуация в мире столь запутанная; необдуманные действия или заявления того или иного бахаи в какой-либо стране могут нанести серьезный урон Делу — у него на родине или в другом месте — и даже привести к гибели братьев по вере.

В целом отношение бахаи к проблемам, страданиям и растерянности окружающих их людей следует рассматривать в свете цели Бога для человечества нашей эпохи и процессов, которые Он запустил для ее достижения.

Когда в девятнадцатом столетии Бахаулла обратился к миру со Своим Посланием, Он со всей ясностью показал, что первый шаг к достижению спокойствия и прогресса человечества — это объединение. Бахаулла говорит: «Благосостояние человечества, его мир и безопасность недостижимы до тех пор, пока не будет обеспечено его прочное единство». (The World Order of Bahá’u’lláh, стр. 203 [Русский текст цитируется по Бахаулла, Крупицы из Писаний, CXXXI.]) Однако, нетрудно убедиться, что и по сей день большинство людей придерживается иных взглядов: в преодолении разобщенности они видят самую отдаленную, почти недостижимую цель, и в первую очередь сосредоточивают свои усилия на лечении прочих недугов человечества. А между тем, все прочие недуги суть лишь симптомы и следствия основной болезни — разобщенности.

Как учит Бахаулла, возвращение человечества к жизни и исцеление всех его недугов возможно лишь через посредство Его Веры. «Жизнеспособность человеческой веры в Бога угасает в каждой стране; ничто, кроме целительного лекарства Его, не сможет ее возродить. Ржа безбожия разъедает жизненно важные устои человеческого общества; что же, кроме Эликсира могучего Откровения Его, может очистить и возродить его?» (Бахаулла, Крупицы из Писаний, XCIX.)

«Лучшим лекарством и могущественнейшим средством для исцеления всего мира Господь назначил союз всех народов в одном общем Деле, в единой Вере. Достичь сего можно лишь с помощью искусного, всесильного и вдохновленного Врачевателя. Сие есть несомненная истина, а все прочее не более чем заблуждение». (Бахаулла, Крупицы из Писаний, CXX.)

В подобном ключе пишет и возлюбленный Хранитель:

И с точки зрения поведения личности, и с точки зрения существующих отношений между странами и сообществами человечество, увы, слишком отклонилось от пути истинного, слишком низко пало, чтобы спастись самому, пусть даже усилиями своих лучших правителей и государственных мужей, как бы ни были бескорыстны их побуждения, а действия — слаженны, как бы ни было велико их рвение и преданность делу.

Какой бы план ни разработали самые дальновидные государственные мужи, какую бы теорию ни выдвинули виднейшие представители экономической науки, какой бы принцип ни проповедовали самые ревностные моралисты — это не обеспечит надежного фундамента, на котором мог бы строить свое будущее этот безумный мир.

Никакие призывы разумных людей к взаимной терпимости, даже самые убедительные и настойчивые, не умиротворят человечество и не вдохнут в него жизненные силы. И никакие формы организованного международного сотрудничества в любой сфере человеческой деятельности, даже самые прогрессивные и широкомасштабные, не искоренят зла, нарушившего равновесие современного общества. И даже, смею утверждать, что само по себе изобретение механизма политического и экономического объединения мира — а этот принцип ныне обретает все больше сторонников — не станет противоядием той отраве, что постоянно подтачивает жизнеспособность цивилизованных народов и наций.

Можно с уверенностью утверждать, что, помимо безусловного принятия Божественного Плана, с такой простотой и силой возвещенного шестьдесят лет назад Бахауллой и воплощающего в себе предначертанное самим Господом движение человечества к объединению, и непоколебимой веры в неизменную действенность каждого из положений этого Плана — ничто иное в конечном итоге не способно противостоять силам духовного распада, которые, если их не обуздать, будут и дальше разъедать жизненную ткань утратившего всякую надежду общества. (The World Order of Bahá’u’lláh, стр. 33–34.)

По словам Шоги Эффенди, в мире одновременно происходят два грандиозных процесса. С одной стороны, развертывается величайшее Предначертание Божие, чье поступательное движение сопровождается бурными переменами, затрагивающими все человечество; в ходе его осуществления сметаются все препоны, препятствующие мировому единению, и род человеческий, проходя через горнило страданий и горького опыта, переплавляется в единое целое. В назначенный Господом час этот процесс завершится установлением Малого Мира — политическим объединением народов.

Человечество тогда уподобится единому, но все еще безжизненному телу. Суть второго процесса состоит в том, чтобы вдохнуть в это тело жизнь, достичь истинного единения и духовности, вершиной которого станет Величайший Мир, — и задача эта ложится на плечи бахаи. Имея продуманное и подробное руководство к действию, направляемые свыше божественной силой, они сознательно и неустанно трудятся ради того, чтобы заложить основы Царствия Божия на земле; в него зовут они ближних своих, открывая тем самым перед ними жизнь вечную.

Претворение в жизнь Всеобъемлющего Предначертания Господня осуществляется путями неисповедимыми, каковые лишь Он один указует, однако же Малое Предначертание, ниспосланное нам, дабы и мы могли внести свой вклад в Его величественный замысел по спасению рода людского, очерчено достаточно ясно. Это и есть та работа, которой мы должны отдать всю нашу энергию, ибо за нас этого никто не сделает. Столь важна эта роль бахаи, что Бахаулла написал: «О друзья! Не забывайте о достоинствах, коими вы наделены, и помните о высоком предназначении вашем. Не дайте трудам вашим расточиться втуне ради праздных мечтаний, кои измыслили некоторые люди в сердцах своих. Вы суть звезды на небесах понимания, ветерок, что веет на рассвете дня, плавно текущие воды, от коих зависит само существование всех людей, письмена, начертанные на Его священном свитке. В теснейшем союзе, в духе совершенного дружества напрягите силы свои, дабы обрести то, что приличествует сему Дню Божиему». (Бахаулла, Крупицы из Писаний, XCVI.)

Поскольку любовь к своим ближним и сострадание к ним есть неотъемлемая часть жизни истинного бахаи, мы постоянно делаем все, что в наших силах, чтобы помогать нуждающимся. Нам ни в коем случае не следует этим пренебрегать, ибо слово у нас не должно расходиться с делом. Однако страдания окружающих не должны полностью поглощать наше внимание и направлять наши усилия в русло, где они в конечном счете окажутся тщетными, они не должны заставлять нас забывать о самой важной и существенной задаче. Немало добрых людей посвящают себя благотворительной деятельности, но, увы, так мало тех, кто выполнял бы работу, которая более всего угодна Самому Богу, а это — духовное пробуждение человечества.

Ошибочное представление о том, что нашим ближним можно помочь иным путем, помимо деятельности, связанной с Верой, нередко толкает бахаи к участию в политике. Это опасное заблуждение. Как писал секретарь Шоги Эффенди от его имени: «Нам, бахаи, нужно признать тот факт, что общество стремительно разрушается — столь быстро, что те моральные вопросы, которые были ясны еще полстолетия назад, сейчас безнадежно запутанны, более того, сильно переплетены с противоречивыми политическими интересами. Поэтому бахаи должны направлять все свои силы на поддержку Дела и построение административной системы бахаи. В настоящее время у нас нет иного способа изменить мир и помочь ему. Если мы будем участвовать в спорах правительств, наше дело обречено на провал. Но если мы создадим свою модель будущего общества, то сможем предложить ее миру, когда все остальные средства будут уже исчерпаны». (Bahá’í News, No. 241, стр. 14.) «Мы должны создавать нашу собственную систему устройства общества, не затрагивая существующие несовершенные системы. Наше вмешательство не только не изменит их, но наоборот, погубит нас». (Bahá’í News, No. 215, стр. 1.)

Другие указания Хранителя, раскрывающие эту же тему более детально, можно найти на страницах 24 и 29-32 Principles of Bahá’í Administration (издание 1963 года); как вам несомненно это уже известно.

Ключ к истинному пониманию этих принципов, по-видимому, содержится в следующих словах Бахауллы: «О люди Бога! Не погружайтесь в свои собственные заботы, сосредоточьте помыслы ваши на том, что возродит благосостояние человечества и освятит сердца и души людей. Наилучшим образом сего можно достичь чистыми и святыми деяниями, добродетельной жизнью и благонравным поведением. Доблестные поступки обеспечат триумф сему Делу, а святой характер укрепит его силу. Храните верность праведности, о люди Баха! Сие, воистину, есть заповедь, первая по выбору Его неограниченной Воли, кою сей Гонимый дает для каждого из вас». (Бахаулла, Крупицы из Писаний, XLIII.)

 

С приветствиями, исполненными любви,

[Подписано: Всемирный Дом Справедливости]

 

Этот документ в формате MS Word

Оригинал письма Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library

Всемирный Дом Справедливости

Отдел секретариата

 

7 июля 1976 г.

[отдельному верующему]

Дорогой друг-бахаи!

Всемирный Дом Справедливости получил ваше письмо от 15 мая, в котором вы выражаете свои мысли о том, что бахаи по мере возможности нужно принимать участие в политических делах и участвовать в деятельности, направленной на искоренение несправедливости. Искренность, побудившая вас написать такое письмо и откровенно выразить свои чувства, глубоко тронула Всемирный Дом Справедливости. Нас попросили передать вам его комментарии.

Вы спрашиваете, не позволит ли молчание бахаи стать хаосу и человеческому унижению постоянным явлением на земле, и говорите о том, что избегание политики со стороны бахаи может лишь ослабить по всему миру борцов за свободу. Глядя на условия нашего общества, мы видим мир, охваченный болезнями и стонущий под бременем страдания. Это страдание, как свидетельствовал Сам Бахаулла, вызвано тем, что «тело» мира, «хотя и сотворенное цельным и совершенным, по разным причинам осаждается серьезными болезнями и недугами», и «его нездоровье усилилось еще больше, поскольку врачуют его несведущие лекари, кои пришпорили скакунов своих мирских желаний и тяжко заблуждаются». Заявление Бахауллы в этом отрывке завершается утверждением, что «высшее снадобье» заключается в том, чтобы обратиться к и подчиниться «искусному», «всемогущему» и «вдохновленному Врачевателю. Сие, в действительности, истина, а все прочее не более чем заблуждение».

Этот Божественный Врачеватель заверил нас в Своих писаниях, что Бог Всевидящий и Всеведущий желает установить среди людей Свое вечное Царство в сей День. «Вся земля, — сказал Бахаулла, — ныне пребывает в состоянии ожидания. Грядет день, когда она принесет свои самые благородные плоды, когда на ней взрастут наивозвышенные древа, самые очаровательные цветы, самые небесные блага». Для достижения этого замысла Бог послал нам дух и весть Нового Дня посредством двух следовавших друг за другом Богоявлений, Которые оба были отвергнуты большинством человечества, которое, увы, предпочло пребывать в собственной слепоте и порочности. Комментируя такое мировое зрелище, Бахаулла писал: «Вскоре нынешний порядок будет свернут, и на смену ему предстанет новый». «Через некоторое время, — продолжал Он, — все правительства на земле изменятся. Угнетение охватит мир. И вслед за всеобщим потрясением солнце справедливости взойдет на небосклоне незримого царствия».

Когда мы обращаемся к другим Его писаниям, чтобы узнать больше о Его предупреждении о том, что этот «нынешний порядок» должен быть «свернут», мы читаем заявления и предсказания, подобные этим: «Настало время разрушения мира и его людей». «Приближается час, когда явится величайшее потрясение». «Настал обетованный день, день, когда над главами вашими и под стопами вашими хлынут мучительные испытания, возглашающие: “Вкусите, что сотворено руками вашими!”» «Вскоре вспышки Его кары и тлен ада обрушатся на вас». «Когда же придет назначенный час, внезапно явится то, от чего содрогнется все тело человечества». «Приближается день, когда ее [цивилизации] пламя пожрет города, когда Уста Величия возгласят: “Царство есть Бога, Всевышнего, Всехвального!”» «Грядет день, когда яростный гнев Вседержителя настигнет их. Воистину, Он Всесильный, Всепокоряющий, Наимогущественный. Он очистит землю от скверны их пороков и передаст ее в наследство тем из слуг Своих, что близки к Нему».

Из вышесказанного становится ясно, что Длань Провидения действует и исполняет замысел для человечества в этом Веке. «Замысел Бога, — заверяет нас Шоги Эффенди, — состоит в том, чтобы возвестить способами, которые лишь Он один может осуществить, и полное значение которых Он один может постигнуть, Великий, Золотой Век давно разделенного, давно страдающего человечества. Его нынешнее состояние, да и ближайшее будущее, мрачны, тревожно мрачны. Однако его отдаленное будущее лучезарно, достопамятно лучезарно — столь лучезарно, что ни одно око не может его узреть».

Давайте рассмотрим Первую мировую войну, которую Шоги Эффенди описал в своих трудах как «первую стадию колоссального потрясения, давно предсказанного Бахауллой». Хотя внешне это закончилось Мирным договором, Абдул Баха отметил: «Мир, мир, непрестанно возвещают уста властителей и народов, тогда как огонь неугасимой ненависти все еще тлеет в их сердцах». А затем в 1920 году Он писал: «Болезни, от которых сейчас страдает мир, умножатся; мрак, который его окутывает, будет усиливаться». И еще: «Непременно вспыхнет другая война, еще более ожесточенная, чем предыдущая». После того как в 1939 году разразилась Вторая мировая война, Шоги Эффенди назвал ее «бурей, беспрецедентной по своей жестокости» и «великим и могучим ветром Бога, рвущися в самые отдаленные и самые прекрасные уголки земли». После окончания этой войны и создания Организации Объединенных Наций Хранитель предвидел в 1948 году «еще более сильные потрясения» и ссылался на «крылья еще одного конфликта», которому суждено «затмить международный горизонт».

И, наконец, в своем последнем Послании к Ризвану в апреле 1957 года он оставил для потомков следующий анализ мировых условий в свете пророчеств и предсказаний, отмеченных в писаниях Веры:

Действительно, когда мы обозреваем ретроспективу, выходящую за пределы непосредственного прошлого, и рассматриваем, пусть даже бегло, превратности, поражающие все сильнее изнуряемое общество, и вспоминаем напряжение и стрессы, которым все больше подвергалась ткань отмирающего Порядка, то не можем не поразиться резкому контрасту, который обозначен, с одной стороны, накопленными свидетельствами упорядоченного развертывания и непрерывного умножения служб Административного Порядка, призванного стать предвестником мировой цивилизации, и, с другой, зловещими проявлениями острого политического конфликта, социальных волнений, расовой вражды, классового антагонизма, безнравственности и безбожия, недвусмысленно раскрывающих разложение и устаревание институтов несостоятельного Порядка.

На фоне этих прискорбных беспорядков — смятения и невзгод мучительного века — мы вполне можем задуматься о знаменательных пророчествах, изреченных почти восемьдесят лет назад Автором нашей Веры, а также о страшных предсказаниях, сделанных Тем, Кто служит безошибочным Толкователем Его учения, предвещающих всеобщие волнения, размах и интенсивность которых не имеют себе равных в анналах человеческой истории.

Яростное нарушение мирового равновесия; дрожь, которая охватит члены тела человечества; коренное преобразование человеческого общества; свертывание нынешнего Порядка; основополагающие изменения, затрагивающие структуру управления; ослабление столпов религии; расцвет диктатур; распространение тирании; падение монархий; закат религиозных институтов; рост анархии и хаоса; расширение и укрепление Движения левых; раздувание тлеющего огня расовой вражды в пламя; разработка адских машин войны; сожжение городов; заражение земной атмосферы — все это выделяется как знамения и предвестия, которые должны либо возвещать, либо сопровождать карательное бедствие, что, по предписанию Того, Кто есть Судья и Искупитель человечества, должно рано или поздно поразить общество, которое по большей части и на протяжении более века не внемлет Гласу Божьего Посланника в сей день — бедствие, которое должно очистить человеческий род от окалины его вековых пороков и спаять его составные части в крепко сплоченное, охватывающее весь мир Братство…

Таким образом, мы видим, что Божественный Врачеватель — одновременно и «Судия» человечества, и его «Искупитель».

Тот же Врачеватель, обращаясь к Своим последователям, «возлюбленным единого истинного Бога», писал: «Остерегайтесь дел мира сего и того, что к нему относится, и не вовлекайтесь в деяния тех, что внешне правят им. Единый Бог истинный, да возвысится слава Его, даровал земное правление монархам. Никому не дано право поступать наперекор взвешенным суждениям властей предержащих».

В другой Скрижали Он возложил на Своих последователей обязанность «вести себя по отношению к правительству страны, в коей они проживают, лояльно, честно и правдиво». Абдул Баха подтвердил те же принципы. Находясь в Америке, Он объяснил: «Сущность духа бахаи заключается в том, что для установления лучшего общественного порядка и экономических условий необходима верность законам и принципам правительства». И в одной Скрижали Он упомянул «неопровержимое повеление, данное Благословенным Совершенством» в Своих Скрижалях, а именно: «верующие должны повиноваться царям с предельной искренностью и верностью, и Он запретил им [верующим] вообще вмешиваться в политические проблемы. Он даже запретил верующим обсуждать политические дела». И, наконец, в Своей последней Воле и Завещании Он написал: «Мы обязаны подчиняться правительству страны и быть доброжелательными к нему...»

Нас также попросили поделиться с вами следующими двумя выдержками из писем, написанных Всемирным Домом Справедливости, и мы надеемся, что они помогут вам оценить значительную и жизненно важную роль, которую бахаи могут и должны играть в мир сегодня:

Шоги Эффенди говорит нам, что в мире действуют два великих процесса: великий План Бога, бурный в своем развитии, действующий через человечество в целом, разрушающий барьеры на пути к мировому единству и выковывающий человечество в единое тело в горниле страданий и опыта. Этот процесс приведет в назначенное Богом время к Малому миру, политическому объединению мира. Человечество того времени можно уподобить телу единому, но лишенному жизни. Второй процесс, задача вдохнуть жизнь в это единое тело — создать истинное единство и духовность, достигающие кульминации в Величайшем Мире, — это задача бахаи, которые сознательно, с подробными наставлениями и постоянным божественным руководством трудятся над возведением ткани Царства Божьего на земле, в которое они призывают своих ближних, тем самым даруя им вечную жизнь.

Выполнение Большого Плана Бога происходит таинственным образом, направляемым Им одним, но Малый План, который Он дал нам исполнять как нашу часть в Его великом замысле искупления человечества, четко очерчен. Именно этой работе мы должны отдать все наши силы, ибо больше ее делать некому.

…Бахаи нередко обвиняют в том, что они держатся в стороне от «настоящих проблем» своих собратьев. Но когда мы слышим это обвинение, давайте не будем забывать, что те, кто его выдвигает, обычно являются идеалистами-материалистами, для которых материальное благо есть единственное «настоящее» благо, тогда как мы знаем, что действие материального мира есть лишь отражение духовных условий, и до тех пор, пока духовные условия не изменятся, не может быть устойчивых изменений к лучшему в материальных делах.

Мы также должны помнить, что у большинства людей нет четкого представления о том, какой мир они хотят построить, и о том, каким образом его построить. Поэтому даже те, кто заботится об улучшении условий жизни, вынуждены бороться с каждым явным злом, привлекающим их внимание. Готовность бороться со злом, будь то в виде условий или воплощенным в злых людях, стала, таким образом, для большинства людей пробным камнем, с помощью которого они судят о моральной ценности человека. Бахаи, с другой стороны, знают цель, к которой они стремятся, и знают, что они должны делать шаг за шагом, чтобы достичь ее. Вся их энергия направлена на созидание добра, такого добра, которое имеет такую положительную силу, что перед ним исчезнет и испарится множество зол, в сущности негативных. Вступать в донкихотский турнир по уничтожению зла в мире, одного проявления за другим, — для бахаи напрасная трата времени и усилий. Вся его жизнь направлена на провозглашение Послания Бахауллы, возрождение духовной жизни своих ближних, объединение их в Боготворный Мировой Порядок, и тогда, по мере роста силы и влияния этого Порядка, он увидит мощь этого Послания, преобразующего все человеческое общество, постепенно решающего проблемы и устраняющего несправедливость, которая столь долго терзала мир.

Вы спросили, возможна ли Всемирная Федерация, когда не все страны обрели независимость. Ответ отрицательный. И Абдул-Баха, и Шоги Эффенди сравнивали возникновение Американской Республики и объединение «разнообразных и слабо связанных между собой элементов» ее «разделенной» общины в одно национальное целое, с единством мира и включением его федеративных единиц в «единую целостную систему». Точно так же как американская Конституция не позволяет одному штату быть более автономным, чем другим, так и нации мира должны пользоваться равным статусом в любой форме Всемирной Федерации. Действительно, одна из «свечей» единства, предвосхищенного Абдул-Баха, — это «единство в свободе».

Еще один вопрос заключается в том, правильно ли с моральной точки зрения хранить молчание, когда нарушается равенство. Возлюбленный Хранитель дал нам следующие указания в письмах, написанных от его имени. «Насколько друзья должны остерегаться когда-либо хоть чем-то отождествить себя или Дело с какой-либо политической партией, они также должны остерегаться другой крайности, никогда не принимая участие в других прогрессивных группах, в конференциях или комитетах, созданных для продвижения какой-либо деятельности, полностью согласующейся с нашим учением — как, например, улучшение межрасовых отношений».

Всемирный Дом Справедливости надеется, что вы и ваши соратники-бахаи в этой стране погрузитесь в учение Бахауллы, постараетесь следовать в личной жизни благородным нормам, установленным Им, и привлечете массы людей к сиянию Его славной Веры и дадите им возможность согреть свои сердца и зажечь свои души пламенем того неугасающего Огня, который «пылает и бушует в мире творения».

Всемирный Дом Справедливости попросил нас заверить вас в своих молитвах от вашего имени в Святых Усыпальницах.

 

С теплыми приветствиями бахаи,

Департамент Секретариата

 

Этот документ в формате MS Word

Оригинал письма от имени Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library

 

Всемирный Дом Справедливости

6 октября 1963 года

 

 

Всем Национальным Духовным Собраниям

 

Возлюбленные друзья!

 

Мы хотели бы поделиться с вами текстом следующей резолюции:

После молитвенного и внимательного изучения Священных Текстов, касающихся вопроса назначения преемника Шоги Эффенди как Хранителя Дела Божьего, и после длительного рассмотрения мнений Десниц Дела Божьего, пребывающих на Святой Земле, Всемирный Дом Справедливости определил, что нет никакого способа назначить, — или издать закон, который позволил бы назначить, — второго Хранителя после Шоги Эффенди.

 

Пожалуйста, поделитесь этим посланием с друзьями, находящимися под вашей юрисдикцией.

 

С исполненными любовью приветствиями,

Всемирный Дом Справедливости

 

Оригинал послания Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library

Всемирный Дом Справедливости

 

2 февраля 1983 г.

 

Всем Национальным Духовным Собраниям.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМ БАХАУЛЛЫ ВО ВСЕХ СТРАНАХ.

МЫ СКЛОНЯЕМ НАШИ ГОЛОВЫ В БЕСКОНЕЧНОЙ БЛАГОДАРНОСТИ БЛАГОСЛОВЕННОЙ КРАСОТЕ ЗА ЕГО ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ, ПОЗВОЛИВШИЕ ДОМУ СПРАВЕДЛИВОСТИ ЗАНЯТЬ ЕГО ТОЛЬКО ЧТО ПОСТРОЕННУЮ ПОСТОЯННУЮ РЕЗИДЕНЦИЮ. ЭТО БЛАГОПРИЯТНОЕ СОБЫТИЕ ЗНАМЕНУЕТ НОВЫЙ ЭТАП В ХОДЕ ИСПОЛНЕНИЯ СНАРЯЖЕНИЯ В ПЛАВАНИЕ БОЖЬЕГО КОВЧЕГА НА ГОРЕ ГОСПОДА, КАК БЫЛО ПРЕДВОСХИЩЕНО В СКРИЖАЛИ КАРМЕЛЬ, ИЗУМИТЕЛЬНОЙ ХАРТИИ ВСЕМИРНОГО ДУХОВНОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ЦЕНТРА ВЕРЫ БАХАУЛЛЫ.

ЭТОТ ИСТОРИЧЕСКИЙ МОМЕНТ БОРЮЩЕЙСЯ ВЕРЫ, СЕЙЧАС ВЫХОДЯЩЕЙ ИЗ БЕЗВЕСТНОСТИ, ЭТОТ РЕШАЮЩИЙ ЧАС, ПРОНИКНУТЫЙ НЕИСЧИСЛИМЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ, ПОРОЖДЕННЫМИ БЕРУЩИМИ ЗА ДУШУ ЖЕРТВАМИ ВОЗЛЮБЛЕННЫХ БРАТЬЕВ ИРАНЕ, ОТМЕЧЕННЫЙ ПОСЕЩЕНИЕМ ЧЛЕНАМИ ДОМА СПРАВЕДЛИВОСТИ ДВУХ СВЯТЫХ ГРОБНИЦ И ПЕРВЫМ СОБРАНИЕМ ЗАЛЕ ДЛЯ ЗАСЕДАНИЙ СОВМЕСТНО С ДЕСНИЦАМИ ДЕЛА АМАТУЛЬ-БАХА РУХИЙЕ РАББАНИ АЛИ АКБАРОМ ФУРУТАНОМ И СОВЕТНИКАМИ — ЧЛЕНАМИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА ОБУЧЕНИЯ, ЧТОБЫ ВОЗНЕСТИ МОЛИТВЫ СМИРЕННОЙ БЛАГОДАРНОСТИ. ДАВАЙТЕ ЖЕ ВСЕ ВОЗРАДУЕМСЯ. ЕЩЕ РАЗ ВОЗНЕСЕМ ХВАЛУ ПРЕДВЕЧНОЙ КРАСОТЕ. ПУСТЬ НЕПРЕСТАННЫЕ УСИЛИЯ ДРУЗЕЙ ПОВСЮДУ ПРИБЛИЗЯТ НАСТУПЛЕНИЕ ТОГО ДНЯ, КОГДА ДИВНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ХРАНИМЫЕ В СКРИЖАЛИ КАРМЕЛЬ, БУДУТ ПОЛНОСТЬЮ ЯВЛЕНЫ И, КОГДА С БОЖЬЕЙ СВЯТОЙ ГОРЫ, КАК ПРЕДВИДЕЛ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ХРАНИТЕЛЬ, ПОТЕКУТ РЕКИ ЗАКОНОВ И ПРЕДПИСАНИЙ СО ВСЕПОБЕЖДАЮЩЕЙ СИЛОЙ И ВЕЛИЧИЕМ.

 

ВСЕМИРНЫЙ ДОМ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Оригинал текста телеграммы Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library.

Всемирный Дом Справедливости

21 июня 1968 года

Всем Национальным Духовным Собраниям

 

РАДЫ ОБЪЯВИТЬ ВАЖНОМ РЕШЕНИИ УЧРЕЖДЕНИИ ОДИННАДЦАТИ КОНТИНЕНТАЛЬНЫХ КОЛЛЕГИЙ СОВЕТНИКОВ ЗАЩИТЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВЕРЫ ПО ТРИ ДЛЯ АФРИКИ АМЕРИКИ АЗИИ ПО ОДНОЙ ДЛЯ АВСТРАЛАЗИИ ЕВРОПЫ. СОВЕРШЕНИЕ ЭТОГО ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ШАГА ПОСЛЕ КОНСУЛЬТАЦИИ С ДЕСНИЦАМИ ДЕЛА БОЖЬЕГО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРОДОЛЖЕНИЕ БУДУЩИХ ПРЕДПИСАННЫХ ФУНКЦИЙ ЭТОМУ ИНСТИТУТУ. КОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ КОЛЛЕГИИ ВОЗЛОЖЕНА ОБЯЗАННОСТЬ В ТЕСНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ДЕСНИЦАМИ ДЕЛА НАПРАВЛЯТЬ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КОЛЛЕГИИ И КОНСУЛЬТИРОВАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДУХОВНЫЕ СОБРАНИЯ. ДЕСНИЦЫ ДЕЛА БОЖЬЕГО ОТНЫНЕ УСИЛЯТ МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ ВЗЯВ НА СЕБЯ ВСЕМУ МИРУ РОЛЬ ЗАЩИТЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВЕРЫ. ЧЛЕНЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ КОЛЛЕГИЙ БУДУТ ОБЯЗАНЫ ОТЧИТЫВАТЬСЯ ПЕРЕД КОНТИНЕНТАЛЬНЫМИ КОЛЛЕГИЯМИ СОВЕТНИКОВ. ДЕСНИЦЫ ДЕЛА ПРОЖИВАЮЩИЕ СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ В ДОПОЛНЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЮ СВЯЗИ МЕЖДУ ВСЕМИРНЫМ ДОМОМ СПРАВЕДЛИВОСТИ И КОНТИНЕНТАЛЬНЫМИ КОЛЛЕГИЯМИ СОВЕТНИКОВ БУДУТ СПОСОБСТВОВАТЬ БУДУЩЕМУ УЧРЕЖДЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА ОБУЧЕНИЯ СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ ПРЕДЗНАМЕНОВАННОГО ПИСАНИЯМИ ВОЗЛЮБЛЕННОГО ХРАНИТЕЛЯ. ПОДРОБНЕЕ НОВОВВЕДЕНИИ БУДЕТ СООБЩЕНО В ПИСЬМЕ. ВОЗНОСИМ ПЫЛКИЕ МОЛИТВЫ СВЯЩЕННОГО ПОРОГА БОЖЕСТВЕННЫХ ПОДТВЕРЖДЕНИЯХ ДАЛЬНЕЙШЕГО ШАГА НЕОДОЛИМОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ МОГУЩЕСТВЕННОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПОРЯДКА БАХАУЛЛЫ.

ВСЕМИРНЫЙ ДОМ СПРАВЕДЛИВОСТИ

 

Оригинал телеграммы Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library.

Всемирный Дом Справедливости

Отдел секретариата

29 ноября 2017 г.

Передано по электронной почте

[Адресовано трём бахаи]

 

Горячо любимые друзья-бахаи!

Всемирный Дом Справедливости получил ваше письмо от 21 июня 2017 года, в котором поднимались вопросы об участие общины бахаи в решении проблемы антропогенного изменения климата. Вы излагаете свои взгляды на современный дискурс, связанный с изменением климата, отмечая, что чувствуете оказываемое на вас давление с целью убедить вас принять крайнюю точку зрения касательно причин и предсказанных катастрофических последствий изменения климата, и поддержать соответствующую экономическую и социальную политику. Вы также делитесь своим мнением о том, что некоторые бахаи заняли жёсткую позицию в рамках такой экстремальной точки зрения, навязывая свои аргументы и подавляя мнения других верующих,— и, как следствие, вы опасаетесь, что они могут возвести требование предпринять в связи с этой проблемой какие-то действия до уровня религиозного принципа, тем самым вовлекая общину в партийные политические дебаты. Нас попросили передать вам следующее.

Дом Справедливости ценит то, что вы обратились к нему с целью разъяснить беспокоящие вас вопросы. Он приветствует возможность не только обсудить собственно проблему изменения климата, но и, в более широком плане, уточнить некоторые идеи о том, как бахаи должны понимать улучшение мира и способствовать ему.

Ваше письмо отражает глубокую озабоченность практическими границами научных знаний, их следствиями для государственной политики и их возможными искажениями в аргументах, выдвигаемых в пользу катастрофического антропогенного изменения климата,— которые вы считаете экстремальными, политизированными и не опирающимися на факты. Хотя вы не упомянули об этом, вы, несомненно, осознаёте, что ваш умеренный скептицизм в значительной степени омрачается в публичных дебатах другой экстремальной точкой зрения, которую пропагандируют правящие и привилегированные группы общества, полностью отрицающие изменения климата и пытающиеся принизить или оспорить соответствующие научные результаты. Поэтому конкретные опасения относительно возможного впадения в крайность одной из сторон дискуссии необходимо решать, не выступая в защиту другой крайности. Что касается изменения климата и других жизненно важных для общества вопросов, то бахаи должны остерегаться широко распространённой в современном дискурсе тенденции проводить грубые дихотомии, ни в коем случае не попадать в ловушку борьбы за власть и не участвовать в непримиримых дебатах, мешающих искать подлинные решения мировых проблем. Самым полезным и наиболее эффективным для человечества было бы оставить фанатичные споры и нацелиться на единые действия, опирающиеся на лучшие из имеющихся научных доказательств и основывающиеся на духовных принципах, тщательно обдумывать и периодически пересматривать свои действия в свете полученного опыта. Постоянный акцент на отыскании и усугублении разногласий, вместо поиска общих конструктивных моментов, приводит к впадению в крайности, что раздувает чувство гнева и питает неразбериху, тем самым подрывая нашу волю и способность что-то предпринимать в отношении жизненно важных вопросов.

Одна из самых насущных проблем человечества в нынешнем веке — это как может растущее, быстро развивающееся и ещё не объединённое население земного шара жить в гармонии с планетой и её ограниченными ресурсами при справедливом учёте интересов каждой группы. Когда организм начинает отрицательно влиять на свою экосистему или истощает её ресурсы, мы сталкиваемся с определёнными биологическими реалиями. Ограниченная доступность ресурсов и их несправедливое распределение провоцируют глубинные потрясения как в национальных социумах, так и на международном уровне, вплоть до массовых волнений и войн. Кроме того, конкретные схемы организации человеческих дел могут иметь разрушительные последствия для окружающей среды. Вопрос о влиянии на нас изменений климата, в какой степени они спровоцированы человеком и насколько их последствия могут быть смягчены, выступает сейчас основным аспектом этой более общей проблемы. Откровение Бахауллы прямо и косвенно затрагивает целый ряд таких проблем, указывая на необходимость гармонии между обществом и миром природы. Поэтому весьма важно, чтобы бахаи вносили свой вклад как в обдумывание этого вопроса, так и в соответствующие действия.

В Учении бахаи немало говорится о важности науки. «Учёные... действительно заслуживают поддержки со стороны людей всего мира»,— отмечает Бахаулла. Абдул-Баха писал, что «науки сего дня суть мосты к реальности» и неоднократно подчёркивал, что «религия должна находиться в согласии с наукой и разумом». Следует обратить внимание на тот факт, что когда Шоги Эффенди был задан некий научный вопрос, он ответил в письме, написанном от его имени, что «мы — религия, мы не имеем права выносить суждения по научным вопросам». В ответ на другие научные вопросы, поднимавшиеся в ряде случаев, он постоянно говорил бахаи, что такие вопросы должны исследоваться учёными.

Научные исследования вопроса о вкладе человека в глобальное потепление постепенно активизировались на протяжении последнего столетия и, в последнее время, достигли пика интенсивности. Хотя, естественно, среди отдельных учёных всегда существуют различия во мнениях, однако что касается вопроса о причинах и следствиях изменений климата, между экспертами в соответствующих областях в настоящее время наблюдается поразительная степень согласия. Обоснованные научные результаты, полученные с использованием надёжных научных методов, дают нам знания, которые уже могут стать базисом для практических действий; в конечном счёте, результаты этих действий должны стать объектом дальнейших научных исследований и выдержать столкновение с объективными фактами физического мира. В спектре обсуждаемых вопросов,— среди которых мера вины человека, прогнозы возможных будущих последствий и варианты ответных действий,— некоторые аспекты, конечно, подтверждаются научными данными в меньшей степени и, следовательно, подвергаются дополнительному критическому анализу.

Столь сложное явление, как изменение климата, не может быть выражено в простых лозунгах или прямолинейных политических рецептах. Даже когда имеется консенсус в отношении некоторых основополагающих фактов, может существовать множество разных представлений о том, что делать в ответ на эти факты, и проблема усугубляется, когда существует неопределённость или когда основные факты оспариваются по политическим мотивам. Но, несмотря на то, что публичные обсуждения нередко действительно могут иметь местечковый или высокоэмоциональный политический компонент, более примечательным следует считать тот факт, что, несмотря на трудности, испытываемые государствами при поиске согласия по многим важным вопросам, правительства почти всех стран на Земле, собравшись не так давно в Париже, достигли политического консенсуса в отношении общей программы действий в ответ на изменения климата, причём было запланировано, что эта программа будет эволюционировать по мере накопления практического опыта. Более века назад Абдул-Баха упомянул «единство цели во всемирных предприятиях, кульминацию чего мы вскоре увидим». Недавно принятое международное соглашение по изменению климата, невзирая на все свои недостатки и ограничения, стало ещё одной яркой демонстрацией этого свершения, предвосхищённого Абдул-Баха. Это соглашение — отправная точка для конструктивных мыслей и действий, которые с течением времени могут быть уточнены или пересмотрены на основе опыта и новых открытий.

Хотя фундаментальные принципы бахаи запрещают им участвовать в узкопартийных политических делах, не следует истолковывать этот запрет в том смысле, что он не допускает полного и активного участия друзей в поиске решений неотложных проблем, стоящих перед человечеством. Учитывая, что вопрос об изменении климата порождает социальные, экономические и экологические проблемы во всём мире, заинтересованные верующие, учреждения и агентства бахаи, естественно, так или иначе решают его на местном, региональном, национальном и международном уровнях. Однако это не означает, что связанные с такими инициативами умозаключения о научных воззрениях на изменения климата следует толковать или представлять как вопросы религиозных убеждений или обязательств. Разные бахаи, учитывая разницу в их уровне образования, будут по-разному понимать научные идеи в целом, равно как и открытия касательно изменений климата в частности, и будут склоняться к разным действиям, и они вовсе не обязаны придерживаться единомыслия в таких вопросах. Всякий раз, когда бахаи участвуют в мероприятиях, связанных с этой темой в более широких кругах общества, они могут помочь внести свой вклад в конструктивный процесс, подняв дискурс выше мелочных политических соображений и корыстных интересов, стараясь достичь единства мысли и действий. Эти усилия могут вдохновляться уже известными концепциями бахаи; например, письмо Дома Справедливости от 1 марта 2017 года рассматривает моральные аспекты потребления и чрезмерного материализма, напрямую связанные с эксплуатацией и разрушением окружающей среды. Для затравки дискуссии, без сомнения, можно использовать множество не вызывающих желания спорить и общих для всех участников аспектов, в которых усилия по решению вопроса об антропогенном изменении климата соответствуют широко принятым подходам к улучшению экологии. Области сотрудничества с другими людьми могут расширяться по мере того, как приобретается соответствующий опыт и накапливаются знания.

В тех частях мира, где дискуссии вокруг проблемы антропогенного изменения климата действительно зашли в тупик по причине взаимной ожесточённости спорщиков, бахаи должны остерегаться того, чтобы этот фанатичный раскол не пустил корни в общине. Это вполне может означать, что некоторые лица или учреждения должны учитывать, в какой степени их взгляды на действия, требуемые для изменения климата, отражают чрезмерно радикальную позицию, будь то в плане как преувеличения проблемы, так и её преуменьшения. Концепции и принципы, связанные с совещанием бахаи, подскажут друзьям, как они должны взаимодействовать между собой и как им следует участвовать в общественных дискуссиях и социальных действиях. Совещание предоставляет средства, с помощью которых может быть достигнуто общее понимание и выработано коллективное направление действий. Всё это предполагает свободу, уважение, достойное и справедливое стремление группы людей к обмену мнениями, поиску истины и попыткам достичь консенсуса. Первоначальное различие во мнениях становится отправной точкой для изучения вопроса с целью достижения более глубокого понимания и согласия; оно не должно становиться причиной злобы, отвращения или отчуждения. Действуя в единстве, можно проверить конкретный выбранный курс действий, в затем пересматривать его, по мере необходимости, в процессе самообучения. В противном случае, как объясняет Абдул-Баха, «упрямство и настаивание на своих взглядах приведут, в конечном счёте, к раздорам и спорам, а истина останется сокрытой».

Не менее важным для такого участия следует также считать более внимательное отношение к словам Бахауллы касательно принципа умеренности и применения этого принципа на практике. «Во всех делах желательно соблюдать умеренность,— говорит Он.— Если что-либо будет доведено до крайности, то станет источником зла». Этот призыв к умеренности включает, в частности, манеру речи, которой нужно придерживаться, чтобы в итоге прийти к взвешенным выводам. «Человеческая речь есть сущность, стремящаяся оказать влияние, и она нуждается в умеренности»,— пишет Бахаулла. «Одно слово подобно весенней поре — от него нежные ростки в розовом саду знания начинают зеленеть и цвести, другое же действует, словно смертельный яд»,— объясняет Он. «Предусмотрительный и мудрый будет говорить кротко и терпеливо, дабы сладость слов его помогла всякому человеку достичь того, что подобает его положению». Под умеренностью Бахаулла никоим образом не подразумевает всего лишь компромисс, размывание правды, лицемерие или утопический всеобщий консенсус. Умеренность, к которой Он призывает, требует положить конец разрушительным крайностям, от которых страдает всё человечество и которые разжигают непрекращающиеся споры и беспорядки. Умеренность в обсуждении и действиях — прямая противоположность волюнтаристскому навязыванию своих взглядов с опорой на силу, равно как и настойчивой пропаганде идеологических целей, что препятствует поиску истины и сеет семена непрекращающейся несправедливости. Умеренность — это практическая и принципиальная точка зрения, стоя на которой, можно без предрассудков признавать и принимать достоверные и полезные идеи независимо от их источника. «Тот, кто держится справедливости, не должен ни при каких условиях преступать границ умеренности,— заявляет Бахаулла.— Направляемый Всевидящим, во всём различит он истину».

Дом Справедливости полагает, что, исполняя все аспекты своей работы по построению общины, социальным действиям и участию в общественных дискуссиях, отдельные верующие, общины и учреждения Веры будут постоянно расти в своём потенциале, стараясь внести уникальный и эффективный вклад в решение многочисленных проблем, затрагивающих общество и планету,— включая те, которые относятся к изменениям климата.

 

С любовью и приветствиями бахаи,

Отдел секретариата

 

 

Перевод В. Чупина

Это письмо в формате MS Word

Это письмо в формате PDF

Оригинал письма от имени Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library.

31 октября 2017 года Всемирный Дом Справедливости отправил всем бахаи письмо. В послании Дом Справедливости делится с верующими "своей безмерной радостью" о том, как проводились празднования двухсотлетия со дня рождения Бахауллы. 

Национальное Духовное Собрание бахаи России не разрешило опубликовать на русском текст письма Всемирного Дома Справедливости от 31 октября 2017 года.

Вы можете ознакомиться с англоязычным оригиналом этого письма на официальном сайте Международного Сообщества Бахаи.

(Международное Сообщество Бахаи разрешает свободно копировать и распространять, опубликованные на его сайте письма.)

Октябрь 2017

Всем, кто чествует Славу Божью

 

Горячо любимые друзья!

Мы убеждены в этой спасительной истине: Бог всегда помнит о народах земли. В каждую историческую эпоху эта непознаваемая Реальность отворяет врата милости в мир, отправляя Посланника, наделенного обязанностью придавать нравственный и духовный импульс, необходимый человеческим существам, чтобы сотрудничать и двигаться вперед. Имена многих из этих великих Светочей для человечества утеряны. Но некоторые из Них блистают в анналах прошлого как те, кто внес коренные изменения в мышление, раскрыл кладези знания и вдохновил взлет цивилизаций, и Их имена до сих пор чтут и восхваляют. Каждый из этих духовных и социальных провидцев, незапятнанных зерцал добродетели, выдвигал принципы и истины, которые отвечали неотложным нуждам времени. Поскольку мир сейчас сталкивается с самыми настоятельными вызовами, мы провозглашаем, что Бахаулла, родившийся двести лет назад, был такой Личностью — а в действительности Тем, Чье учение положит начало той издревле предвещаемой эпохе, когда все представители человечества будут жить бок о бок в мире и единстве.

Те, кто знал Его с ранней юности, считали, что Он отмечен судьбой. Благословленный праведным характером и необычайной мудростью, Он, казалось, был осиян нежным светом небес. И все же Его заставили вынести сорок лет страданий, включая сменяющие друг друга изгнания и заточения по приказу двух деспотичных монархов; кампании, направленные на очернение Его имени и обвинение Его последователей; насилие против Его Личности; постыдные попытки лишить Его жизни — все это из бесконечной любви к человечеству Он претерпевал добровольно, с сияющим духом и выдержкой, и с состраданием к Своим мучителям. Даже когда у Него отняли все Его земные владения, это не обеспокоило Его. Наблюдатель может задаться вопросом: почему Тот, Чья любовь к другим была столь совершенной, должен был стать мишенью для такой враждебности, учитывая, что в иных отношениях Он был объектом всеобщей хвалы и восхищения, прославленный благодаря Своему добросердечию и высоким помыслам и отказавшийся от любого притязания на политическую власть. Несомненно, любой, кто знаком с историческими закономерностями, безошибочно определит причину Его суровых испытаний. Появление пророческой личности в мире неизменно вело к ожесточенному противостоянию со стороны власть предержащих. Но свет истины невозможно загасить. И посему в жизни этих божественных Существ мы видим жертвенность, героизм и, при любых обстоятельствах, дела, подтверждающие Их слова. Это очевидно на каждом этапе жизни Бахауллы. Невзирая на всякое бедствие, Он никогда не молчал, и Его слова сохраняли свою неудержимую мощь — слова, произносимые голосом проницательности, определяющие недуги мира и предписывающие целительное средство; слова, несущие в себе могущество справедливости, предупреждающие королей и правителей мира о силах, которые в конечном итоге сметут их с престолов; слова, возвышающие душу, очаровывающие и преображающие ее, дающие ей решимость освободиться от терниев и шипов корыстных интересов; и слова, что чисты, пленяющи и выразительны: «Сие не от Меня, но от Бога». Разве при исследовании такой жизни не возникает вопрос: если это не от Бога, то что же от Него?

Совершенные Воспитатели, приносившие свет в мир на протяжении всей истории, оставляли в наследие священные слова. Среди слов, изливавшихся подобно реке с пера Бахауллы, есть дары неимоверного диапазона и возвышенного характера. Нередко тот, кто знакомится с Его Откровением, прежде всего откликается на молитвы непревзойденной красоты, что утоляют стремление души подобающим образом поклоняться своему Создателю. В глубинах океана Его слов обнаруживаются законы и непреложные нравственные требования для высвобождения человеческого духа от гнета мирских инстинктов, недостойных его истинного призвания. Здесь также раскрываются непреходящие идеалы, в свете которых родители могут растить детей не просто по своему подобию, но с более возвышенными устремлениями. Есть и объяснения, которые показывают длань Бога в действии на извилистом пути истории человечества через стадии племени и нации к высшим формам единства. Различные религии мира предстают как выразители одной основополагающей истины, связанные между собой общим истоком и также общим предназначением — преобразовывать внутреннюю жизнь и внешние условия человечества. Учение Бахауллы свидетельствует о благородстве человеческого духа. То общество, которое Он предвидит, достойно этого благородства и устроено на принципах, которые охраняют и укрепляют его. Единство человеческой семьи Он ставит в центр коллективной жизни; Он недвусмысленно утверждает равенство женщин и мужчин. Он примиряет на первый взгляд враждующие силы нашего нынешнего века: науку и религию, единство и разнообразие, свободу и порядок, личные права и социальные обязательства. И среди Его величайших даров — справедливость, воплощающаяся в институтах, которые озабочены прогрессом и развитием всех народов. По Его словам, Он «стер со страниц святой Книги Бога все, что было источником споров, злобы и раздоров среди чад человеческих», одновременно с этим «заложил существенные предпосылки согласия, понимания, полного и прочного единства». Разве не возникает вопрос, каким должен быть достойный отклик на такие дары?

«Долг всякого ищущего — воспрянуть и устремиться к берегам сего океана», — заявляет Бахаулла. Духовные учения, что приносили сменявшие друг друга Посланники в течение веков, нашли свое выражение в религиозных системах, которые со временем смешались с аспектами культуры и отяготились придуманными человеком догмами. Но взгляните поверх всего этого, и вы увидите, что исконные учения — источник всеобщих ценностей, с помощью которых различные народы обрели общее дело и которые сформировали нравственное сознание человечества. В современном обществе репутация религии значительно пострадала, и понятно почему. Если во имя религии продвигаются ненависть и противостояние, то лучше обойтись без нее. Тем не менее, истинная религия познается по своим плодам — по ее способности вдохновлять, преобразовывать, объединять, продвигать мир и благосостояние. Она находится в гармонии с наукой и здравым смыслом. И она жизненно важна для социального прогресса. Вера Бахауллы взращивает в человеке и в общине дисциплинированное действие в свете размышления, благодаря чему постепенно накапливаются озарения об эффективных способах работы для улучшения общества. Бахаулла осуждает попытки социальных перемен через политические интриги, мятеж, очернение конкретных групп или открытый конфликт, ибо все это лишь увековечивает циклы борьбы, причем устойчивые решения постоянно ускользают. Он отстаивает инструменты совершенно иного рода. Он призывает к благим делам, добрым словам и праведному поведению; Он предписывает служение другим и совместные действия. И Он приглашает каждого члена человеческого рода к выполнению задачи построения всемирной цивилизации, основанной на божественном учении. Разве не возникает вопрос при рассмотрении широты Его видения: на каком основании человечество сможет реалистично строить надежды на будущее, если не на этом?

В каждой стране те, кто привлечен к посланию Бахауллы и привержен Его видению, систематически учатся тому, как воплощать в жизнь принципы Его учения. Большие группы молодежи все сильнее осознают свою духовную сущность и направляют свою энергию на продвижение общества. Люди разных взглядов раскрывают для себя, как заменять споры и навязывание авторитетов на совещание и коллективный поиск решений. Души, принадлежащие всевозможным расам, религиям, национальностям и классам, объединяются вокруг такого видения человечества, где оно — один народ, и земля — одна страна. Многие из тех, кто долго страдал, обретают свой собственный голос и становятся поборниками своего собственного развития, находчивыми и закаленными. В деревнях, соседствах, больших и малых городах появляются институты, общины и люди, преданно работающие вместе на благо возникновения объединенного и процветающего мира, который будет поистине достоин называться царствием Бога на земле. В эту двухсотлетнюю годовщину появления Бахауллы многие, будучи частью этого предприятия, предлагают окружающим их людям простое приглашение: используйте эту возможность узнать, Кем Он был и что Он олицетворяет Собой. Испытайте то целительное средство, что Он предписал. Его приход предлагает верное доказательство, что человеческий род, которому грозят несметные опасности, не забыт. Когда столь много людей доброй воли по всему миру так долго взывали к Богу, чтобы получить ответ на проблемы, которые осаждают их на их общей родине, разве удивительно, что Он все же ответил на их молитву?

[Подписано: Всемирный Дом Справедливости]

 

Этот документ в формате MS Word

Файл для распечатки текста в виде буклета размером А5. В формате MS Word, в формате PDF.

Оригинал письма ВДС на английском смотрите на сайте Всемирного Дома Справедливости.

Всемирный Дом Справедливости

22 декабря 2001 года

Друзьям, собравшимся на восьмой молодежной конференции АСЕАН в Таиланде.

 

Дорогие друзья бахаи!

 

Мы шлем наши теплые поздравления всем, кто собрался на восьмой молодежной конференции АСЕАН.

Пятилетний план, — который, несомненно, будет находиться в центре ваших обсуждений в течение этих дней, — требует обратить пристальное и постоянное внимание на два основополагающих процесса. Первое — это устойчивое продвижение верующих через последовательность курсов, предлагаемых институтами по подготовке, с целью развития человеческих ресурсов Дела. Второе направление, стимулируемое первым, — переход географических кластеров от одной стадии роста к другой. Не стоит и говорить, что молодёжь бахаи должна быть интенсивно вовлечена в оба эти процесса, — более того, быть их движущей силой. Поэтому мы призываем вас соразмерять все ваши обсуждения с этими двумя насущными требованиями. Спросите себя, каким образом вы можете, — как индивидуумы, как члены ваших местных и национальных общин, а также как авангард всего вашего поколения в вашем регионе — обеспечить в своей стране продвижение процесса вступления отрядами, к которому призывает пятилетний план

 

Мы будем молиться за вас в Святых Гробницах.

 

Всемирный Дом Справедливости

Этот документ в формате MS Word

Оригинал послания Всемирного Дома Справедливости на английском 22 December 2001, to the Friends Gathered at the Eighth ASEAN Youth Conference in Thailand смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library

Подкатегории

Послания Всемирного Дома Справедливости к Ризвану

Новости бахаи (СНМБ)  2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 >

В этом разделе сайта BahaiArc находится архив статей на русском языке Службы новостей мира бахаи. СНМБ — официальный источник новостей всемирной общины бахаи. news.bahai.org