Home

Коллекции

База знаний

МСБ

СНМБ

BahaiArc

Вера Бахаи

Блог

Коллекции

Вера Бахаи и Россия

Благодаря соседству и исторически сложившимся между Россией и Персией тесным связям, русские одними из первых узнали о зарождении новой религии.

Россия сыграла в истории Веры Бахаи особую роль:

  • В 1852 г. Россия в лице своего посла в Тегеране князя Д.И. Долгорукого осудила массовые убийства первых верующих, ходатайствовала об освобождении Бахауллы, когда Он, будучи невиновным, находился в заключении, и предложила Ему убежище в России.
  • Первая в мире организованная община бахаи за пределами Ирана появилась на территории Российской империи в Ашхабаде в начале 1880-х гг.
  • В 1889 г. российский суд впервые в истории признал независимый характер Веры Бахаи и выступил в защиту ее последователей.
  • Русский язык был первым европейским языком, на который были переведены священные писания бахаи, в том числе Китаб-и-Агдас («Наисвятая Книга», перевод осуществлен востоковедом А. Туманским и издан в 1899 году в Петербурге).
  • Первый в мире храм бахаи был построен в Ашхабаде в 1918 году.

О царь российский! … Когда томился Я в узилище, закованный в цепи и кандалы, один из твоих министров протянул Мне руку помощи. За то уготована тебе Богом судьба, постичь которую можно только Его разумением. Остерегись же и не мешай свершиться судьбе...

Бахаулла

 

Дореволюционный период

Востоковеды, дипломаты и писатели России XIX — начала XX веков были в числе первых, кто посвятил новой религии научные исследования и печатные труды. Например, Л.Н. Толстой впервые услышал о Вере Бахаи в 1884 г. Высказывания об учениях новой религии в переписке и дневниках писателя на протяжении последних шестнадцати лет его жизни привлекли внимание историков, писателей и философов Европы. К 1904 г. на сценах петербургских театров и позже в Лондоне и Париже с большим успехом шла пьеса поэтессы Изабеллы Гриневской под названием «Баб» (Предтеча Бахауллы). Художественную ценность пьесы отмечал не только Толстой, но и множество критиков, писателей и журналистов того времени.

Для сравнения можно привести такой факт, что российские востоковеды публиковали научные работы о движении бабидов и Вере Бахаи тогда, когда на американском континенте даже не слышали об этих явлениях. В 1912 году академик В. В. Бартольд писал: «русские труды о бабизме остаются до сих пор одной из лучших страниц в истории русского востоковедения».

Дом Поклонения Бахаи в Ашхабаде, Россия \ Baha'i House of Worship Ashkhabad

 

Советский период

Первые годы после октябрьской революции общины бахаи продолжали свое развитие. В то время общины имелись не только в Средней Азии и Закавказье, но и в Москве, Ленинграде и Казани. При общине Ашхабада, насчитывавшей около двух тысяч человек, был построен первый храм бахаи — самое крупное и впечатляющее здание города, а также имелись — библиотека, кладбище, лечебница, гостиница и школы (в том числе редкость для тех времен — школа для девочек), открытые для всех людей независимо от вероисповедания.

С 1928 г. Вера Бахаи оказалась под прицелом антирелигиозной политики государства. Все имущество было национализировано, и лишь после долгих переговоров ашхабадской общине удалось взять свой храм в аренду у государства сроком на пять лет. Строго соблюдая принцип бахаи о законопослушании, бахаи Советского Союза отказались от административной деятельности. К 1938 г., после многочисленных арестов и ссылок, большинство бахаи были отправлены в тюрьмы и лагеря, либо высланы за границу. Общины бахаи в 38 городах, где они к тому времени были созданы, прекратили свое существование. Храм в Ашхабаде был сильно поврежден землетрясением в 1948 г. и окончательно уничтожен Советским правительством в 1963 г.

 

Современное состояние общины бахаи в России

Вера Бахаи начала свое возрождение в СССР в конце 80-х годов.

Первое Национальное Духовное Собрание бахаи СССР было избрано 16 мая 1991 г. и стало по счету 160-м Собранием в мире. Теперь в России ежегодно избирается Национальное Духовное Собрание бахаи.

За последние три десятилетия был переведен на русский язык существенный объем литературы бахаи.

По состоянию на начало 2000 г. численность общин бахаи в странах СНГ превышала 10 тысяч человек.

 

Сколько бахаи в России?

В России 2008 бахаи (по состоянию на апрель 2012 г.)

В России 24 Местных Духовных Собрания (2020 г.)

 

Литература на тему бахаи в России

 

Дополнительные материалы

«Архивы — память общины» собирает материалы об истории Веры Бахаи на территории русскоязычных стран. Пожалуйста, поделитесь имеющимися у вас сведениями и материалами по электронной почте: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Баб (Сеид Али-Мухаммад) словами Бахауллы и Абдул-Баха

Воистину, мы веруем в Того, Кто в лице Баба был ниспослан Волею Единого Бога истинного, Царя Царей, Достохвального.

Бахаулла, Крупицы из Писаний, XXX

 

Сей великий Человек есть Владыка праведных, и все обязаны уверовать в Него.

Бахаулла цитируется по Абдул-Баха, Ответы на некоторые вопросы

Свидетельствуй же, что, воистину, Он есть Бог и нет Бога, кроме Него, Царя, Покровителя, Несравненного, Всесильного. А также, что Тот, Кого послал Он под именем Али, истинным был от Бога, Чьим велениям все мы следуем.

Скажи: О люди, повинуйтесь заповедям Бога, что предписаны в Книге Байан Славным, Мудрым. Воистину, Он есть Царь Посланников, и Книга Его есть Матерь-Книга, да будет вам ведомо сие.

Бахаулла, Послание к Ахмаду

Только после того как человечество вступило в пору зрелости, явило Слово пред людскими очами сокрытые силы, коими оно наделено, — силы, проявившиеся в полноте своей славы тогда, когда открылась Предвечная Красота, в год шестидесятый, в лице 'Али Мухаммада, Баба.

Бахаулла, Крупицы из Писаний, XXXIII

Если бы сердце Баба не было исполнено чувства любви к людям, то очевидно, что Он не пошел бы на верную смерть, не подставил бы свою грудь под пули.

Абдул-Баха, Провозглашение всеобщего мира

Баб, Возвышенный — это Утро Истины, Чей свет озарил своим великолепием все земли. Он также есть предвестие Ярчайшего Светоча, Сияния Абха.

Абдул-Баха

Что же касается Баба … то в молодом возрасте, то есть когда Он достиг двадцать пятого года Своей славной жизни, Он явился, чтобы возгласить Свое Дело. Все шииты признавали, что Он никогда не посещал школы и не учился ни у одного учителя; все жители Шираза свидетельствовали об этом. Тем не менее Он вдруг предстал перед людьми, наделенный всей полнотой знания. Хотя Он был лишь купцом, Он посрамил всех улемов Персии. В одиночку, в условиях, которые трудно вообразить, Он утвердил Дело среди персиян, которые известны своим религиозным фанатизмом. Сия великая Душа обладала такой мощью, что под ее влиянием были потрясены основы религии и морали, подверглись изменению традиции, устои и обычаи Персии, были установлены новые правила, новые законы, новая религия. Хотя важнейшие государственные лица, почти все духовенство и общественные деятели ополчились против Баба, чтобы погубить и уничтожить Его, Он в одиночку сумел противостоять им и привел в движение всю Персию.

Сколь много людей, среди которых были и улемы, и государственные деятели, с радостью пожертвовали жизнью ради Его Дела и не колеблясь приняли венец мучеников.

Правительство, власти, богословы, великие деятели хотели загасить Его огонь, но не смогли этого сделать. И в конце концов взошла Его луна, воссияла Его звезда, Его принципы прочно утвердились, и ослепительно разгорелась Его зарница. Он просветил божественным наставлением темные массы, и поистине чудесным было Его влияние на мысли, нравы, устои и обычаи персиян. Он объявил Своим последователям благую весть о явлении Солнца Баха и подготовил их к тому, чтобы они уверовали.

Столь дивные знамения и великие последствия; мощное воздействие на умы людей и господствующие в обществе идеи; закладка основания для прогресса; формулировка принципов, гарантирующих успех и процветание — все это, совершенное молодым человеком из купеческого сословия, представляет собой величайшее доказательство того, что Он был совершенным Просветителем, Наставником. Справедливый человек, не колеблясь, поверит в это.

Абдул-Баха, Ответы на некоторые вопросы

Небольшая часть персиян стала последователями Его учения. За это их жестоко мучили и подвергали жесточайшим пыткам. С удивительной стойкостью и высоким героизмом противостояли они всем испытаниям. Тысячи людей бросали в тюрьмы, наказывали, преследовали, казнили. Их дома были разграблены и разрушены, их имения конфискованы. Они с радостью жертвовали своими жизнями, и до самого конца оставались преданными своей вере. Эти удивительные души стали светильниками Господа, святыми звездами, воссиявшими на вечном небосводе Божией Воли.

В Ширазе, где Баб впервые провозгласил Его миссию и предсказание, он подвергся жесточайшим гонениям. Пора тяжких испытаний и лишений пришла в те края, и Баба отправился в Исфахан. Тамошние ученые мужи встретили Его с острой враждебностью. Он был арестован и выслан в Тебриз. Оттуда Его перевели в тюрьму города Ма-Ку, и в конце концов отправили в неприступную крепость города Чихрага. Позже Он был переведен в Тебриз, где состоялась его казнь.

Это лишь краткий очерк жизни Баба. С непоколебимой силой противостоял Он всем гонениям и переносил тяжелейшие испытания. Чем упорнее его враги старались погасить свет Его учений, тем ярче он разгорался. День за днем росло и крепло Его Дело. Встречаясь с людьми, Он постоянно возвещал будущий приход Бахауллы. Во всех Его Книгах и Скрижалях Он упоминал Бахауллу и объявлял радостную весть о грядущем Посланнике, предрекая, что Ему назначено явиться через девять лет. Баб говорил, что через девять лет «вы приобщитесь к вечным радостям»; через девять лет «вам будет ниспослано счастье встретить Обетованного Посланника, о котором возвещаю я». Он называл Бахауллу, Благословенное Совершенство, титулом — «Тот, Кого откроет Бог». Воистину, сия Благословенная Душа посвятила всю жизнь распространению Божественного учения, Он подготовил мир к приходу Бахауллы, все Его слова записаны в исторических документах и посланиях. В Его первой Книге, Лучшие Истории, говорится, «О, Ниспосланный Господом! Я посвящаю свою жизнь Тебе; Я приму любые испытания во имя Твое; Мое самое горячее желание принять смерть во имя любви к Тебе; лишь Господь, Всевышний, может дать нам вечную защиту».

Обратите внимание с какой стойкостью переносил Баб все трудности и бедствия; как Он отдал жизнь за Дело Божие, как велика была сила Его любви к Совершенной Красоте, к Бахаулле; и как Он возглашал радостную весть о грядущем явлении Божественного Посланника. Мы должны следовать священному примеру Его жизни; мы должны научиться жертвовать собой и стать яркими светильниками, озаренными огнем Божественной любви. Мы должны приобщиться к щедротам и добродетелям Царствия Всевышнего, ибо Баб призывал нас встать на высокий путь служения Делу Божию, призывал отрешиться от всех мирских соблазнов и, обратив взоры к Господу, внимать учению Благословенного Совершенства, Бахауллы; исполниться искренней любовью, познав величие заветов Бахауллы, возлюбить все человечество во имя Его, быть терпимыми и милосердными ко всем людям во имя Его, и стремиться к установлению единства мира человеческого.

Абдул-Баха, Провозглашение всеобщего мира

Shrine of the Báb and Lower Terraces / Святилище Баба.

Готовая распечатка слов Бахауллы и Абдул-Баха о Бабе (файл MS Word)

29 октября 2019 года отмечается 200 лет со дня рождения Баба. Смотрите на отдельной странице полезные материалы для организации празднования юбилея.

Также обратите внимание на распечатку молитв и писаний Баба.

International Teaching Centre

Институт Советников учрежден Всемирным Домом Справедливости в 1968 году. Его члены не обладают законодательной или исполнительной властью. Советники поощряют бахаи на действия, взращивают индивидуальную инициативу и способствуют научению. Они заботятся о росте общин и дают советы Духовным Собраниям, помогая им стать путеводными маяками для общества в целом.

Советники — это разнообразная группа из 81 мужчин и женщин со всего мира, которые вдохновляют и просвещают бахаи в применении учения Бахауллы в повседневной жизни. Советники назначаются Всемирным Домом Справедливости каждые пять лет. Они организуют свою работу через пять Континентальных Коллегий, которые, в свою очередь, назначают членов Вспомогательных Коллегий (1134 по состоянию на 2016 г.) для обслуживания конкретных географических районов и территорий. Члены Института Советников ратуют за повышение способности общины бахаи разрабатывать систематические планы действий, энергично их выполнять и учиться на своем опыте. Кроме того, они пестуют узы дружбы и единства, продвигают принципы и этические нормы, закрепленные в Учении Бахаи, и помогают сформировать лучшее виденье членов общины того, как те могут направить свою энергию на служение ради улучшения благополучия человечества.

Работой Континентальных Коллегий Советников руководят девять Советников Международного Центра бучения, которые также назначаются Всемирным Домом Справедливости на пятилетний срок. Эта группа уделяет особое внимание развитию человеческих ресурсов, помогая всемирному сообществу бахаи расширять свои возможности по наделению растущего числа людей духовными способностями, знаниями, навыками и способностями, необходимыми для эффективного служения человечеству.

Members of the Continental Board of Counsellors

Для дополнительного чтения рекомендуем:

На основе текста журнала «Бахаи» — публикации Международного Сообщества Бахаи. Фотографии © Bahá’í International Community

Life of Generous Giving

Тогда каждый из вас уподобится свече, излучающей яркий свет, станет магнитом, притягивающим к себе людей; пусть от вас, как от цветника, исходит Божественное благоухание.

— Абдул-Баха

 

Цель нашей жизни познавать и любить Бога, становиться ближе к Нему. Мы стараемся достичь этого, проявляя такие свойства Бога, как любовь, сострадание, щедрость, справедливость и милосердие. Мы достигаем нашей высшей цели, проживая жизнь в духе служения, в котором мы щедро отдаем другим любовь и сострадание, то есть бескорыстно делимся нашим временем, энергией, знаниями и финансовыми ресурсами.

Мне присуще одарять и быть щедрым; благо тому, кто украшает себя Моими добродетелями.

— Бахаулла

Стремление отдавать естественным образом проистекает из нашей благодарности и любви к Богу. Когда эти благодарность и любовь наполняют наши сердца, наше поведение характеризуется щедростью. Когда мы служим другим ради любви к Богу, мы не руководствуемся ни надеждой на признание и вознаграждение, ни страхом наказания. Жизнь, исполненная служения человечеству, подразумевает смирение и отрешенность, а не личную заинтересованность и демонстрацию.

 

Служить человечеству

Бахаи стремятся в полной мере участвовать в жизни общества, работая плечом к плечу с различными группами в самых разных условиях, чтобы способствовать социальному, материальному и духовному развитию цивилизации. Независимо от того, какую форму принимают их усилия, участие бахаи мотивировано заботой об общем благе и духом смиренного служения человечеству.

 

Делиться убеждениями бахаи

Когда бахаи делится своими убеждениями с другими, он или она не пытается доказать правильность какой-то мысли. Обращать других людей в Веру запрещено. Зато такое обсуждение является проявлением искреннего желания начать содержательную беседу о важнейших вопросах жизни. «Если вы приобщились к некоей истине, — говорил Бахаулла, — если вы владеете драгоценностью, коей нет у других, поделитесь ею, прибегнув к языку величайшей доброты и благожелательности». И далее: «Кроткая речь притягивает сердца человеков. Она — хлеб духовный, придающий словам смысл, она — источник света мудрости и понимания».

 

Пожертвования в фонды бахаи

Согласно видению Бахауллы человечество должно упорядочить свои дела так, чтобы огромные ресурсы планеты использовались для достижения духовного и материального процветания всего человеческого рода. В своих общинах бахаи учатся тому, как добровольные пожертвования и управления ресурсами на основе нравственности могут способствовать развитию. Когда бахаи делают пожертвования в фонды Веры, они видят в этом практический способ внести свой вклад в созидательные процессы в мире.

Внутри общины бахаи создаются фонды на местном, национальном, континентальном и международном уровнях, в которые пожертвования могут вносить только зарегистрированные члены Веры. Это позволяет общине бахаи как поддерживать свою деятельность, так и направлять финансовые ресурсы таким образом, чтобы способствовать общему благу. Управление этими фондами возложено на институты Веры Бахаи, ответственные за принятие решений о распределении ресурсов от имени общины.

Бахаи стремятся самоотверженно и радостно вносить пожертвования в различные фонды Веры, каждый в зависимости от собственных обстоятельств и средств. Взносы являются тайными и добровольными. Требовать деньги у кого-либо не разрешается. Добровольное пожертвование способствует осознанию того, что управление финансовыми делами в соответствии с духовными принципами является необходимым аспектом целостной жизни.

Fountain at the Riḍván Garden

Мы должны быть подобны фонтану или источнику, постоянно опустошающему себя ото всего, что он имеет, и постоянно наполняющемуся из невидимого источника.

— Шоги Эффенди

Для подготовки текста использованы материалы Международного Сообщества Бахаи. Фотографии © Bahá’í International Community

Дополнительная информация

 

Все люди сотворены для того, дабы двигать вперед вечно развивающуюся цивилизацию.

ever advancing civilization

Один из принципов религии Бахаи

Одним из основополагающих принципов Веры Бахаи является гармония науки и религии. Учение бахаи утверждает, что, подобно тому, как наука представляет собой одну обширную, целостную систему знаний, которая развивалась на протяжении веков и тысячелетий, на самом глубоком уровне существует одна общая религия, которая обновляется из века в век, соразмерная с социальной эволюцией человечества. Наука и религия вместе образуют двойную систему знаний, способствующую развитию цивилизации.

Абдул-Баха назвал науку «наиболее благородной» из всех добродетелей и «первооткрывателем всех вещей». Как развивающаяся система знаний, наука постепенно позволяет человечеству отделять факты от догадок и получать все более глубокое понимание физической и социальной реальности. Глубокое развитие научного потенциала — наблюдение, измерение, тщательная проверка идей — произвело революцию в человеческих делах, позволив нам построить согласованное понимание законов и процессов, управляющих миром природы. За последние два столетия научные достижения значительно ускорились, что привело к открытиям и технологиям, о которых еще несколько веков назад нельзя было даже мечтать. Тем не менее, лишенная моральных и этических стандартов, введенных религией, наука стала уязвимой для материалистических сил и интересов, которые могут направить ее развитие в сторону низких и разрушительных целей. harmony of science and religion

На протяжении всей истории человечества религия развивала в бесчисленных людях способность любить, щедро дарить, служить другим, прощать, верить в Бога и жертвовать ради общего блага. Целые цивилизации были основаны на моральных и духовных прозрениях, которые великие духовные светила — Богоявления — принесли в мир. В конечном счете, импульсы, которые придали эти Основатели мировых религий, оказали главное влияние на совершенствование человеческого характера.

Однако, согласно учению бахаи, не всё, что называется религией, соответствует ее названию: истинная религия является источником единства и находится в гармонии с наукой. Лишенная научного понимания и рационального мышления религия становится жертвой суеверий и слепого подражания прошлому, теряя свою жизненную силу. Когда это происходит, религия приходит в упадок. Хотя по своей природе она отличается от науки, истинная религия, как и наука, прогрессирует и развивается с течением времени. С точки зрения учения бахаи, эта эволюция происходит посредством обновления религии из века в век, с приходом каждого нового Богоявления. Абдул-Баха говорит:

Всмотрись в сей мир бытия, и ты увидишь, что все сущее нуждается в обновлении. Взгляни на окружающий тебя материальный мир, и ты увидишь происходящее в нем ныне великое обновление. Мышление изменилось, образ жизни стал иным, искусства расцвели, науки явили невиданные открытия и изобретения, восприятие обострилось. И возможно ли тогда, чтобы та жизненно важная сила, каковой является религия — залог великих успехов человечества, вернейший путь к жизни вечной, источник бесконечных совершенств, свет обоих миров — не обновлялась?

— Избранное из Писаний Абдул-Баха, п.23

Бахаи верят, что религия и наука, как две системы знаний, дополняют друг друга в усилиях по достижению значимых социальных преобразований и решению многих мучительных проблем, от которых сегодня страдает человечество. Во всем мире общины бахаи учатся тому, как знание о духовной реальности может найти практическое выражение. Вместе с научными постижениями такие знания повышают способность отдельных лиц, институтов и сообществ становиться эффективными действующими лицами в развитии цивилизации.

В писаниях бахаи утверждается, что, если учитывать материальные и духовные аспекты жизни сообщества и уделять должное внимание как научным, так и духовным знаниям, человечество освобождается от ловушек невежества и пассивности. Действительно, таким образом возможно взрастить и реализовать полный спектр потенциала человечества ради прогресса личности и общества.

Доступ к знаниям — право каждого человека, а участие в накоплении знаний, их применении и распространении — это ответственность, которую все должны принять на себя в великом предприятии, направленном на построение процветающей мировой цивилизации — каждый человек в соответствии со своими талантами и способностям. Справедливость требует всеобщего участия.

— Всемирный Дом Справедливости, Ризван 2010

 

Дополнительные материалы

На основе текста журнала «Бахаи» — публикации Международного Сообщества Бахаи. Фотография © Bahá’í International Community

Подкатегории