Скачать «Успех в обучении» в формате MS Word
Оглавление
Болезни человечества
А что с нами?
Завет — это центр
Завет и обучение
Первый шаг
Искренняя забота о других
Совместное усилие
Не помешать
Бдительная публика
Готовая аудитория
Незрелый верующий
Действенность примера
Увеличивая число знакомых
Наша ответственность
Успех в обучении
Рухийя Ханум
Доверительная беседа с бахаи, желающими служить Вере
Мы часто удивляемся, почему, когда у нас имеется лекарство от всех недугов мира, мир его не принимает. Это довольно удручающе. Мы ощущаем себя подобно человеку, стоящему у развилки дороги и добровольно взвалившего на себя работу дорожного указателя. Он указывает направо знаком «безопасный путь», а левый обозначает как — «опасно, обрыв». Но обнаруживает, что большинство людей устремляются по широкому шоссе в пропасть, и только очень и очень немногие выбирают узкую неприглядную дорожку, ведущую к безопасности. И мы, бахаи, всегда стараясь предложить наш бесценный дар, многие, будучи в чужих краях пионерами, еще больше из нас в качестве странствующих учителей или усердно и самоотверженно работая в международных, национальных или местных комитетах по обучению, удивляемся, что же это такое происходит? Неужели люди слепы или, может быть, что-то не так с нами?
Болезни человечества
Ответ, конечно, заключается в том, что, говоря в общем, человеческая раса сегодня, определенно сбита с толку и, сравнивая с абсолютным стандартом нормальности, в некоторой степени слабоумна, да и мы сами далеки от того, какими нам следует быть. Сочетание массового непослушания законам Бога и нашей неполной приверженности им тормозит успех нашей работы.
Несложно проанализировать общие недостатки человечества: первый — это, несомненно, безбожие. «Жизнеспособность человеческой веры в Бога угасает в каждой стране», — сказал Бахаулла. Он написал это очень давно, но маятник все еще двигается в том направлении. Сегодня веры в Бога гораздо меньше, чем когда Он сделал это заявление, а поскольку жизнь души человека проистекает от Создателя, большинство людей страдает от всяческих болезней, вызванных духовным истощением. Они не только отвернулись от Бога, но поместили идолов на Его место — расизм, коммунизм, национализм и т.п. Эти лжебоги не оказывают сдерживающего влияния; несмотря на то, что в своих приверженцах они зачастую пробуждают неуместный идеализм, тем не менее их подручные: ненависть, гордыня, фанатизм и жестокость. Они не ограничивают личные запросы людей, а их нравственное влияние не выходит за пределы их ущербных философий.
Нынешнее время — время всевозможных ложных свобод и ни единой правильной. Вы можете быть ярым антисемитом или ненавистником чернокожих, вольны быть националистом за счет остального мира, пламенным приверженцем любой тоталитарной системы, можете потакать своим животным страстям, вольны разводиться, быть алкоголиком, а во многих местностях вольны стать террористом или партизаном. Невыносимо печально осознавать, что эти мрачные свободы должны стать нашими, когда человек больше несвободен быть добродетельным без того, чтобы его не назвали старомодным и странным, не может не пить, не слывя социальным изгоем, и более того, несвободен быть счастливо и комфортно религиозным, не заслужив репутацию умственно неполноценного или эмоционально неуравновешенного человека. В некоторых странах сегодня люди не могут более пользоваться самой невинной из всех свобод — терпимостью. Быть толерантным, значит быть нелояльным. Золотой середины не существует.
Каждый день в любой газете мы можем прочитать о современном состоянии дел в мире, нам нет нужды выдумывать. И мы прекрасно знаем из писаний Бахауллы, Учителя и Хранителя, что лекарство для нынешнего состояния мира может быть применено только через страдания. Человечество по-прежнему отказывается воспользоваться безопасной узкой дорогой здравого смысла. Оно добровольно не изменится. Оно будет с диким, невероятным упрямством нестись по широкой дороге к пропасти и далее в котел страдания, тяжелого, всеобщего, всепожирающего страдания. Там, по-видимому, а не за столом переговоров, оно, в конечном счете, сплавится в единый мир. Разумные действия оно отвергает, но последствия его безрассудства, без сомнения, в конце концов, приведут к здравомыслию.
Это, похоже, объясняет основную причину, почему больше людей не становятся бахаи, почему к нашему голосу не прислушиваются, точнее сказать, едва слышат. Тем не менее, мы должны твердо стоять на своем посту на развилке дороги; мы должны провозглашать Веру массам, делать так — это наша моральная ответственность, нам нельзя отдыхать, ведь мы знаем о существовании пропасти и котла; необходимо как можно больше людей привлечь в наши ряды, столько, сколько сможем, — привлечь на сторону конструктивного действия, здравомыслия, братства, любви ко всем людям. Это один аспект проблемы обучения, возможно, лучше было бы сказать Аспект с большой буквы.
А что с нами?
В отличии от мира, мы владеем собой. Бахаулла сказал: «И, если бы верующие занимались тем, что Мы вверили им, сейчас весь мир был бы украшен мантией Веры». Он написал это примерно семьдесят или восемьдесят лет назад. Этого высказывания достаточно, чтобы нас, бахаи, лишить сна на всю оставшуюся жизнь. Ибо это ясно означает, что злоключения человечества, в конечном итоге, вызваны не только его собственным своенравием, но также нашей, последователей Бахауллы, несостоятельностью. Если бы каждый из нас был настоящим бахаи, — по мыслям, духу и поступкам, — мы бы оказали такое животворное воздействие, что сонные массы этого мира одухотворились бы. Каждый раз, когда мы смотрим на людей этого мира, мы склонны испытывать самодовольство; мы сравниваем наши стандарты с их стандартами, наше поведение с их поведением и видим себя на полтора или два дюйма выше духовно. Но, возможно, если бы мы присмотрелись внимательнее, каким человеком должен быть бахаи, а именно, похожим на Абдул-Баха, наш Образец, — наше самодовольство испарилось бы. И мы осознали бы, что мы, бахаи — те, которые должны быть расой духовных гигантов, все еще пигмеи, и лишь ненамного выше среднего духовного карлика, населяющих эту планету.
Почему? Прежде всего, потому что большинство из нас не знают Учение хорошо. Мы стойкие приверженцы этого Дела Бога, но мы, в большинстве своем, неинформированные приверженцы. По сравнению с тем, что Бахаулла вложил нам в руки, мы выглядим невеждами — мы знаем примерно десять процентов этого. Я услышала однажды, как моя мама сказала нечто, поразившее меня. Кто-то сделал ей комплимент по поводу ее знаний Веры Бахаи. Она ответила, что Учение Бахаи подобно университету, и она в нем студентка в течение тридцати пяти лет и все еще продолжает учиться.
Завет — это центр
Но несмотря на то, что наши знания так неполны, мы, включая каждого нового неприметного бахаи, все-таки знаем достаточно, чтобы это изменило наши жизни, и чтобы учить этому других.
Центр знания бахаи — Завет — это одно большое связующее звено истины, достаточно прочное, чтобы противостоять давлению всего мира, с его неверием и развращенностью. Мы знаем, что Великий Завет — это обет, данный Богом каждому Пророку и через Них всему человечеству: Он не оставит нас одних, но будет посылать нам Наставников, дабы вести нас по стезе познания Его и близости к Нему. Малый Завет уникален и пока присущ только нашему Законоцарствию, соответствует зрелому состоянию мира, это есть сама кровь в венах нашего Дела, стальной каркас, который будет поддерживать наш административный порядок, наш будущий мировой порядок. Вот это есть Завет, заключенный Бахауллой с нами и Учителем, и продолженный Учителем через Хранителя — Бахаулла не оставит нас одних после Своего Вознесения; божественное водительство и власть не исчезнут из этого физического мира после того, как тело Пророка будет погребено, но Его Власть касательно непогрешимого руководства и толкования наших Священных Писаний перейдет к Его Наместнику, сперва Абдул-Баха, а теперь Шоги Эффенди.
Если верующий помнит об этом, если его сердце открыто для веры в Бога, и оно свято хранит Бахауллу и Его Завет с бахаи, тогда у человека имеется нужная основа для всего. К этому он может присовокупить знание, мудрость, совершенствование своего характера, хорошие поступки. Вот почему совершенно неграмотный, глухонемой человек на грани слабоумия может быть истинным и лучезарным бахаи, если в нем имеется эта внутренняя основа веры: он верит в Бога, в то, что Бахаулла был Его Явлением на этот период истории и, что в этом законоцарствии, которое должно продлиться по меньшей мере тысячу лет, это Богоявление будет держать Свои Пальцы на пульсе мира, и сперва через Учителя, а затем через Хранителя напрямую оказывать руководящее воздействие Свыше на людские судьбы. Если вдуматься, это действительно самая многообещающая особенность нашей Веры. В этом мире не существует абсолютных стандартов, о чем бы не высказывалось суждение, любое мнение человека может быть уравновешено мнением другого человека и совершенно относительно. Но в Хранительстве появилась новая расстановка: мнение одного человека в рамках определенной области и определенных тем является абсолютным, а не относительным, поскольку оно исходит не от личности, но свыше.
Человек, который принимает какую-либо религию и становится ее приверженцем, признает основополагающую концепцию, что ее Основатель или Пророк был прав и совершенен, поскольку Он был отражением Бога и таким образом, безусловно, вдохновлен свыше. Христос сказал: «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела», и Мухаммад подчеркивает эту мысль, начиная каждую суру Корана словом «Скажи», давая этим понять, что людей направляет не Его собственный голос, но глас свыше. Иудеи, мусульмане, христиане — все уверовали в святость своих Священных Писаний, так как те являются голосом Бога. Мы, бахаи, верим точно так же в Бахауллу, с той лишь разницей, что мы считаем, что с Его вознесением Божественное руководство, осуществляемое с помощью человеческого инструмента, не прекратилось, а продолжилось. И будет продолжаться в более ограниченной форме, в том смысле, что Хранители, не являют новое откровение, но скорее являют через толкование до тех пор, пока не придет следующее Богоявление.
Не приходится удивляться, что в мире, который все более сомневается в существовании персонифицированного Бога, трудно убедить людей в том, что появился новый Пророк; и вполне ожидаемо, что людям, несклонным верить во что-либо духовное, будет сложно принять институт, наделенный свыше непогрешимой властью.
У нас есть замечательное учение, которое мы можем предложить людям. У нас есть социальный, экономический, этический, международный свод законов, принципов и ценностей, поистине, превосходный. Но вся их жизнеспособность и сила исчезает, если только человек не желает признать причину, почему они столь совершенны: они происходят из сверхчеловеческого источника — от Бога. И если некто может продвинуться настолько далеко в своих чувствах и понимании, чтобы признать это божественное начало, то он только уклоняется от сути вопроса, если не может всецело и осознанно принять положение и роль Хранителя, ибо это Хранитель, и, соответственно, Дом Справедливости, которые обеспечивают системе Бахауллы нормальное функционирование. Уберите этот абсолютный стандарт, и вы лишаетесь гарантии, что то, что Бахаулла принес в этот мир, исполнит Его Обетование.
Завет и обучение
Этот аспект Завета, особенно из-за того, что он затрагивает наше отношение к Хранителю, не может быть слишком преувеличен в контексте проблем обучения, поскольку это самая важная тема в обучении. Неважно, что еще человек понял или не понял, признал или еще недостаточно зрел, чтобы усвоить, он должен принять и воспринять Завет и его значение прежде, чем станет бахаи, поскольку без этого он подобен дереву без корней в Деле. Первый же порыв ветра, первое испытание могут свалить его. Получается удивительная вещь, над которой следует задуматься каждому верующему, пытающемуся обучать Вере: если проанализировать десять-двадцать лет работы по обучению и посмотреть на тех, кто не только трудятся на передовой, но и получают наилучшие результаты, вы непременно увидите, что они, образно говоря, львы, ревущие в защиту Завета, и если проследить их родословную бахаи, то вы обнаружите, что они — детеныши еще более ранних львов бахаи, как правило, первых верующих, утвердившихся в Вере во времена Учителя и имеющие глубокие корни в Завете. Испытания приходят и уходят в миру и в вере, но с такого рода бахаи ничего не случается, поскольку их глубокие корни постоянно получают соответствующую духовную подпитку из богатой почвы, на которой они произрастают — из Завета.
Вера в Центр Завета (в настоящее время Шоги Эффенди — Центр Завета Учителя) и любовь к нему — щит и меч каждого бахаи. С их помощью он может завоёвывать, без них он беззащитен.[*]
Первый шаг
Существует очень много «делай то» и «не делай это» в работе по обучению. У каждого верующего, кто когда-либо открывал рот и попытался обучать, вскоре появляется свой собственный небольшой список. Я не могу подробно останавливаться на всех пунктах, как и не утверждаю, что знаю достаточно для этого, и нет для этого ни времени, ни места. Просто поделюсь некоторыми наблюдениями и размышлениями по этой теме, а из этого вы сможете почерпнуть несколько идей.
Однажды я услышала, как одна бахаи использовала очень простую метафору в отношении работы по обучению — она сказала, что наше учение — это как огромный универмаг: каждый, кто зашел к нам, хочет, по крайней мере, одну вещь, неважно, это рояль или взбивалка для яиц, и у нас имеется все; возможно ли, чтобы мы не удовлетворили желание покупателя? Это замечательная идея, потому что, если только кто-то искренне ищет — а не просто живет в смятении или глубокой летаргии, или в самодовольстве — в нашей Вере где-то имеется ответ на потребности этого человека. Одна из наших главных проблем — это то, что мы не всегда выясняем, что ищущий хочет, и даем ему это.
Некоторые из нас забывают, что нельзя наполнить нечто, сперва его не опустошив. Ищущий, который приходит на наши встречи, или тот, кого мы часто видим, скорей всего наполнен, но не удовлетворен. Мы даже не даем ему возможности поделиться с нами своим грузом, освободить свой ум от сомнений, путаницы или теорий. Мы знаем, что у нас есть ответ, и сразу пытаемся навязать его. Это редко удается.
Почему? Потому что для него нет места, а мы пытаемся впихнуть его, прежде чем человек, поделившись с нами своими затруднениями или мыслями, сможет освободить пространство для нашего учения.
Нам следует считать себя докторами, а всех, кого встречаем, — пациентами. У нас имеются все лекарства, и нам нужно всегда стараться дать их столько, сколько можем. Но вспомните, что вы чувствуете, когда идете к врачу? Вы хотите рассказать ему о проблеме, каковы симптомы, всё-всё. И представьте, что, как только вы войдете в его кабинет и сядете, он начнет рассказывать вам о своем самочувствии, или как, по его мнению, будут развиваться международные события, или что снится его жене. Обрадует ли вас это? Понравится ли вам такой метод? Будете ли вы принимать таблетки, которые он вам пропишет?
Обучение в большей степени — это искусство слушать, вы будете слушать того, кого хотите обучить, узнаете, чего он хочет, и что ему нужно услышать, и только после этого вы сможете начать лечение, давая ему правильный ответ, правильное лекарство из нашего учения. Но, к сожалению, у всех у нас есть увлечения, любимые темы, любимые аспекты, даже в Деле. И поэтому нередко можно наблюдать как человек, живо интересующийся экономикой, энергично атакован полной энтузиазма бахаи, острейший интерес которой составляет жизнь после смерти. В то время как он возбужденно говорит о заработной плате, рабочем дне, свободной торговле и разделении прибыли, она не замолкает о качествах души и ее воссоединении с Богом. Или та, что слышит голоса, получает видения и чувствует ауру, натыкается на каменную стену бахаи, который пытается изгнать из нее всё это своими разглагольствованиями о практических совершенствах Мирового Порядка.
Человек, который хочет что-то, хочет это, даже если это только взбивалка для яиц. Она нужна ему и нужна немедленно — так дайте это ему. Если вы еще недостаточно хорошо ориентируетесь в учении, чтобы говорить об экономике с экономистом и о сверхъестественных явлениях с медиумом, то по крайней мере будьте достаточно мудрыми, чтобы признать свои ограничения, и передайте своего жаждущего истины другому, чье «хобби» в Деле совпадает с живейшим интересом этого человека.
Искренняя забота о других
Как часто можно встретить собрата бахаи, чьи глаза излучают свет, а выражение довольства наводит на мысль о коте, только что проглотившем мышь, все это сразу объясняется заявлением: «Я только что передал Послание!» Да, мы осмеливаемся сказать, что передали его, но принял ли его получатель? Ему нужно было что-то от вас, но получил ли он то, что хотел, или просто вам было приятно «передать ему Послание»?
Как часто, как очень часто Абдул-Баха расспрашивал людей, приветствуя их: «У вас все хорошо, вы счастливы?» Его исполненный любовью интерес был обращен к ним и окутывал их подобно солнечному свету. Эта искренняя заинтересованность в человеке, с которым вы сталкиваетесь — великолепный метод обучения в любой части света, и никакой другой не сможет его превзойти. Обучение прекрасно обуздывает эго, поскольку, чтобы успешно обучать, вам нужно перевести себя на задний план и соответствующим образом умерить свой нрав и своеволие, чтобы стать чувствительным принимающим прибором, способным улавливать волну ищущего. Если вы настроитесь на этого человека, вы сможете общаться с ним, и благодаря этому ответному вниманию вы позволите свету Дела начать проникать в его разум; нельзя силой проникнуть в душу другого человека или вбить в него истину только посредством абсолютной убежденности в своей правоте.
Совместное усилие
Существует некое тонкое равновесие между желанием обучить определенного человека всецело самому, вне зависимости, имеются ли у вас способности к этому или нет, и, соответственно, получить все лавры, и вторжением в общение между другими людей в неподходящий момент. Поскольку я считаю, что примеры из жизни более поучительны, нежели теоретизирование, я приведу два случая, особенно впечатлившие меня в ходе моего образования бахаи.
Али Кули Хан, прекрасный оратор, выступал однажды вечером в частном доме перед обширной и, в какой-то степени, привилегированной группой людей. Когда он закончил речь, к моему ужасу, он предоставил слово мне. Это было очень неожиданно, и я была захвачена врасплох. После встречи я спросила его, с какой стати он так сделал — после его столь всеобъемлющей лекции в этом не было необходимости. Он ответил, что независимо от того, как долго длится лекция и, что бы он ни говорил, всегда будет определенный процент людей, которые не отреагируют на его рассуждения, но другой выступающий может достучаться до тех, кого не смог затронуть он. Я никогда не забуду эти слова. Поистине, это математическая достоверность, что один человек может охватить только определенный процент людей из сотни. И это, естественно, также верно в отношении тех, с кем мы общаемся ежедневно. Может так оказаться, что ваше мнение никогда не будет способно зажечь искру интереса в определенном человеке, возможно, даже в вашем муже или жене, но это в состоянии сделать другой бахаи. Нужна мудрость, чтобы признать, что существует немало областей обучения, где для передачи послания г-же А. подходит такой тип человека, как г-н Б., а совсем не такой как вы.
Не помешать
Второй урок, который я усвоила, касается невмешательства в обучение, что проводят другие люди, был ещё более ярким, поскольку там все окончилось катастрофой. Одна молодая женщина уже давно посещала встречи бахаи и изучала Писания с моей матерью, наконец, она изъявила желание стать активной верующей. С одобрения Духовного Собрания, моя мать провела с ней продолжительную итоговую беседу, рассказывая ей по большей части о Завете и о Воле Учителя. Эта девушка была очень вдумчивым, тихим человеком и, я думаю, очень серьёзно относилась к предстоящему шагу, который собиралась сделать. Необходимо было оставить её одну для принятия решения. Как сказала ей моя мать, теперь та знает всё, о чем эта Вера, и должна сама принять решение. И именно в это время одна, исполненная благих намерений, подруга попыталась ее подтолкнуть. Она попыталась своим напором впихнуть её в Дело. Тихая, сознательная девушка ощутила это как вербовку, стала подозрительной и скованной, так и не объявила себя бахаи и прекратила всякое дружеское общение со всеми нами!
Бдительная публика
Мы всегда должны помнить, что даже те, кто, выглядят совершенно безразличными к нам, постоянно наблюдают за нами. Многие люди знают о Вере и занимают по отношению к ней своеобразную позицию: они не готовы стать бахаи — либо они не верят, либо не хотят жить по ее правилам, но они хотят узнать, на самом ли деле мы бахаи или лишь притворяемся? Другими словами, живём ли мы согласно тому, что проповедуем сами, или нет? Я думаю, мы и не представляем себе, до какой степени мы всё время находимся под постоянным наблюдением, и что являет собой очень интересный и волнующий психологический факт, так это то, что эти наблюдатели хотят видеть, что мы живём согласно нашим высоким стандартам, и очень огорчаются, проявляют пренебрежение или и даже негодование, когда мы не делаем этого.
Как-то ко мне в гости приехала дочь одного бахаи, сильно желавшего, чтобы она также стала бахаи. Её пригласили на вечеринку в дом к людям, которые иногда приходили на наши встречи, но не проявляли желания стать бахаи. Я не пошла с ней, так как у меня были дела дома. На следующий день хозяин дома позвонил и с возмущением вывалил на меня: «Послушайте, что это за такая бахаи, что гостит у вас! Она согласилась выпить!» Разумеется, я тут же спросила его, на каком основании он решил, что она бахаи? И объяснила, что она таковой не является, но я надеюсь, что когда-нибудь станет. Облегчение, которое почувствовалось в его голосе, когда он услышал это, на многое открыло мне глаза. Он предложил выпить девушке, которую считал бахаи, демонстрируя, как небахаи постоянно испытывают нас, чтобы выяснить, искренни ли мы, но когда она приняла напиток, он очень рассердился, и причина его гнева в том, что он был разочарован! С радостью могу сказать, что та девушка стала очень яркой и активной верующей.
Одна из причин, по которой человечество впало в неверие, состоит в том, что в церквях, мечетях и синагогах больше не найти людей, живущих согласно своим учениям. Там служба неискренняя, а религии лишь на словах — это мёртвая религия. Вот почему Бахаулла и Учитель непрестанно подчёркивали важность дел, поступков, примера. Если мы верно понимаем наше учение, то можем заметить, что теперь Богоявление, так сказать, поднял планку; в прошлом уверовать было приемлемо, но сейчас одной веры уже недостаточно, неприемлемо, если не подкреплено делами. «В сей день ничто не приемлемо, кроме чистых и бескорыстных деяний».
Готовая аудитория
Мы представляем Дело людям — всем, с кем общаемся, но почему же у нас так мало новых верующих? Предположим (совершенно произвольно, поскольку я не имею ни малейшего представления о реальной статистике), что сейчас только десять процентов населения Соединённых Штатов Америки действительно восприимчивы к учению, и под восприимчивостью мы будем понимать тех, кто сразу же может принять Веру, и тех, кто, соприкоснувшись с Верой, станет верующим через некоторое время. Рассуждая дальше, давайте предположим, что в городе с населением в 100 000 два процента готовы стать приверженцами Дела, если им будет предоставлена такая возможность, то есть получаем две тысячи человек. Почему же мы не достигаем этих двух тысяч? Во-первых, эти люди распределены по всем возрастным группам, начиная со школьников и заканчивая стариками, прикованными к постели, и по всем классам общества, от сестры состоятельного магната, живущей в элитном районе, до уборщицы, чистящей вагоны поездов в четыре часа утра. Допустим, этот город только что открыт для Веры, сможет ли среднестатистический пионер или пионеры, работающие в нём, выйти на контакт с перечисленными выше людьми из столь противоположных возрастных и социальных групп населения? Вероятнее всего ответ будет отрицательным. Придут ли все эти люди на публичные встречи? Конечно же, нет. По сути, если мы проанализируем, то увидим, что в среднем радиус наших контактов бахаи очень мал. Процент населения Америки, когда-либо посещающего публичные лекции, бесконечно мал, а те, кто ходит на них, как правило, постоянные посетители. Поэтому, каким бы важным ни был этот вид обучения, нам не следует ожидать от него слишком многого. В Монреале в одной из самых известных церквей еженедельно проводится «Пиплс форум». Организаторы сотрудничают с лучшими лекторами, гастролирующими по Америке, в его программах фигурируют такие имена как Джулиан Хаксли, Бертранд Рассел, Сайраджина Найду, но даже при таких лекторах зал не бывает переполнен. Мы должны постоянно стараться совершенствовать свое умение проведения публичных встреч, должны быть хорошие лекторы-бахаи, и хорошие сторонние лекторы, симпатизирующие Вере, но не стоит ожидать, что с помощью лишь одного этого метода мы достучимся до многих из тех теоретических «двух тысяч» ожидающих нас душ.
Незрелый верующий
После публичных собраний следуют личные встречи. Я считаю, что именно на данном этапе мы бахаи по-настоящему терпим неудачи по целому ряду причин. Некоторые, будем надеяться таких не много, не хотят или стесняются говорить про себя, что они бахаи. Они боятся выглядеть «странными» в глазах своих однокурсников, коллег по работе или друзей. Такое отношение прискорбно, ибо оно указывает на большую незрелость человека. Независимо от сферы деятельности, те, кто ратует за что-то новое, всегда подвергаются насмешкам, поскольку люди в массе своей, как овцы, вместе блеют, вместе кормятся и вместе бросаются бежать. Плачевно, если бахаи не осознаёт, что, отождествляя себя с самым прогрессивным и созидательным движением во всем мире, он поднимается выше стада и выделяется. Для верующего нет необходимости повсюду носиться, громко объявляя, что он бахаи, или писать листовки и навязывать брошюры каждому встречному. С другой стороны, он должен стремиться, чтобы все знали, что он бахаи, чтобы его однокурсники знали, что его идеи столь прогрессивны, потому что это идеи бахаи, или, скажем, на работе, чтобы его работодатель связывал его надёжность, вежливость, дружелюбие и готовность всегда прийти на помощь и готовность к сотрудничеству с тем фактом, что наша Вера воспитывает такие качества; в кругу друзей его хорошие манеры, искренность, целомудренное поведение, толерантность и отсутствие предрассудков должны характеризовать его как верующего, которого при этом не будут считать религиозным чудаком или человеком со странностями.
Действенность примера
Образ мысли бахаи, манера говорить и вести себя должны быть таковы, чтобы каждый мог сказать: «Знаете, мне кажется, что Георгий такой надёжный и порядочный парень, как-то связано с тем, что он в этой бахаи. Он мне нравится».
Мы должны без религиозной пропаганды завоевывать друзей для Веры и вызывать в обществе восхищение Делом. Необходимо создать атмосферу уважения к нашей религии и к нам, как её последователям. А ещё мы должны осознать, что главное — это не то, что мы говорим, но что мы делаем. В действительности людей мало волнует то, что мы говорим.
Сегодня все что-нибудь говорят; из каждого громкоговорителя по всему миру, на китайском, чешском, испанском и других языках люди кричат о своих добрых намерениях, хороших принципах и хороших идеях, многие из которых в действительности похожи или идентичны планам, принципам и идеям бахаи. Но, насколько мы можем судить по состоянию мира, они по большей части не эффективны. Почему? Потому что за ними ничего не стоит, ни верных действий, ни праведного поведения, и это общеизвестно. Следовательно, нашим основным, но не единственным, методом обучения должен стать наш собственный пример. И когда мир обнаружит, что мы бахаи — бахаи, люди последуют за нами как дети, идущие за Гамельнским дудочником, подчиняясь непреодолимому зову!
Увеличивая число знакомых
Вернёмся к теме города и к тому, как выйти на контакт с двумя тысячами людей. Мы знаем, что должны устраивать публичные лекции, чтобы поддерживать престиж Веры, сделать название бахаи знакомым людям, а существование Дела общеизвестным. Мы также должны с достоинством и бесстрашием стать известны и любимы как бахаи. Разумеется, мы должны постараться собрать группу и проводить еженедельные занятия для друзей — наверное, сегодня наиболее результативная форма обучения. Но каждый верующий, будь то пионер или местный житель, по опыту знает, что эти методы рано или поздно достигают своего предела. Эффект публичных встреч распространяется только на определенное, ограниченное количество людей; встречи для друзей вероятно приводят к созданию Собрания, возможно в год появляется несколько новых бахаи, но из тех гипотетических двух тысяч едва ли пять процентов становятся доступны для Веры. Почему?
Мне кажется, причина здесь в том, что эти две тысячи людей занимают разные, скажем, ниши, а каждый из нас, как и любой другой человек, живет в пределах определенной площади. Мы должны научиться расширять свой круг общения. Мы склонны ждать пока души будут «приведены к нам». Зачастую так и происходит, но других, и таких подавляющее большинство, надо выискивать.
Допустим, пионер устанавливает контакт с сотней из этих потенциальных бахаи через публичные встречи, еще полсотни людей благодаря встречам для друзей (завышенные оценки!). Если у него есть работа, там еще человек пять можно найти, кто станет приходить на его встречи, скажем, еще пять восприимчивых людей ему повстречается случайно в его общественной жизни, через знакомства с новыми друзьями, и т.п. Теперь, что получается у нашего верующего: дом, работа, узкий круг друзей, встречи бахаи, которые он посещает раз в неделю, и занятия по изучению — также раз в неделю. Его радиус контактов достиг, так сказать, в точки насыщения. Из двух тысяч он охватил сто шестьдесят. На этом он останавливается. Что он может сделать? Насколько я могу судить, единственное, что он может сделать, это перейти в другой сектор. Если он ожидает, что один инструмент — рекламируемые публичные встречи — охватит оставшиеся тысячу восемьсот сорок человек, которые теоретически готовы стать бахаи, ему придется ждать целое столетие. Гольф клуб, Ротари клуб, Киванис клуб, детско-юношеские организации и организации по вопросам охраны детства, общество по предотвращению жестокого обращения с животными, клуб эсперантистов и сотни других видов социальных, спортивных и филантропических клубов и групп с родственными нашим интересами — это «сектора», где могут находится наши будущие сотоварищи бахаи. Если они нам нужны, мы должны идти за ними. В некоторых случаях это потребует вложения нашего времени и энергии, в других — это может обогатить нашу собственную жизнь. Пусть молодые бахаи пообщаются в Молодёжной христианской организации и познакомятся с новыми молодыми людьми и пригласят их в свои молодежные группы или заинтересуют их в создании молодежной группы вместе с ними. Пусть они вступят в молодежную организацию волонтеров или станут членами молодежной торговой палаты, или любой другой группы, цели которой вне политики, и как бахаи со своими высокими идеалами и стандартами, привлекут к себе внимание окружающих. Они вскоре найдут тех недостающих тысяча восемьсот сорок! Пусть отец сделает то же самое — шахматный клуб, загородный клуб, дискуссионный клуб, фотоклуб, или проявит активность в каком-нибудь комитете прогрессивного или филантропического направления, на своем заводе или коммерческом предприятии, либо в общественной работе — что-угодно, всё, что позволит ему взаимодействовать с новыми людьми. Мать может сделать то же самое. У женщин в каждом городе есть десятки клубов и организаций для поддержки детского, гражданского или семейного благополучия, которые прогрессивны и созидательны, и с которыми бахаи могут идентифицировать себя, ни в коей мере не нарушая наш принцип не участия в религиозных или политических движениях.
Наша ответственность
Если мы добросовестно относимся к обучению, к тому, чтобы предоставить этому обезумившему миру, несущемуся по пути к уничтожению, хотя бы возможность услышать об этом спасительном послании, то мы не будем тратить наше время, перебирая повседневные дела и привычки, как белка в колесе: на работу, с работы, игра в бридж, наши хобби, наши эгоистичные удовольствия. Мы постараемся использовать часы нашего досуга и удовольствия не только для себя, но и как средство для нахождения тех нескольких душ, которые, как драгоценные камни скрыты в руднике, истинные верующие этого нового Дня Божьего, и которые только и ждут, чтобы их обнаружили.
Наша ответственность очень велика. Как говорится, нет такого врача, имеющего сколько-либо длительную практику, который бы не мог сказать, что если бы он сделал что-то иначе или лучше, то его пациент сейчас был бы жив. Боюсь, что и мы, бахаи, у которых был хоть какой-то опыт в обучении, вынуждены признать, что есть люди, которые, если бы мы были более заботливы, более чутки, тактичны, мудры и проявляли больше любви, сегодня они были бы верующими, вместо того, чтобы просто появиться на орбите Дела и унестись прочь. Не исполнить свой моральный долг по отношению к человечеству в эти дни — это серьезный провал. Как бы мы себя чувствовали, будь мы лишены сегодня этого Дела? На что бы мы могли надеяться и в чем видеть подлинную безопасность в будущем? Как смогли бы мы жить без этого чувства близости к Богу и понимания Его промысла — этого величайшего благословения, что дарует нам наше учение? Может ли кто-нибудь из нас, получив такой щедрый подарок, скрывать его от других, пребывать дремлющим в своем собственном внутреннем ощущении безопасности и оставить людей без помощи и без знания в эти катастрофические дни, переживаемые миром?
Сегодня, как никогда ранее, должен звучать в наших ушах боевой клич Муллы Хусейна: «На коней, герои Господа!»
[*] Примечание редактора: «Успех в обучении» — это основная часть текста, впервые опубликованного в июне 1949 года под названием Teaching Problems («Проблемы в обучении»). Шоги Эффенди, Хранитель Веры Бахаи, скончался в 1957 году. Двадцать семь человек, известные как Десницы Дела Божьего, были назначены им для продолжения слитной работы по обучению и защиты Веры. Благодаря их усилиям в апреле 1963 года был впервые избран Всемирный Дом Справедливости пятидесяти шестью Национальными Духовными Собраниями, существовавшими в то время. Избран в соответствии с явными указаниями в Писаниях Бахауллы для избрания этого верховного учреждения Веры Бахаи. Дальнейшее разъяснение функционирования Всемирного Дома Справедливости, упомянутого в вышеназванной статье, может быть почерпнуто из Unassailable Foundation of the Cause of God, опубликованного в Wellspring of Guidance.
Скачать «Успех в обучении» в формате MS Word
О Мери Максвелл можно прочитать на нашем сайте в разделе жизнеописания.
Также этого автора
Мери Максвелл. Тайна жизни. Пер. с англ. / Духовное Собрание Бахаи России. – СПб.: 1995. – 212 с.
Также смотрите на тему обучения Вере Бахаи
- Верующий и распространение Веры: Возвысим Божественный Глас. Выдержки из Писаний Бахауллы, Абдул-Баха, Шоги Эффенди – Пер. с англ. – СПб.: Единение, 1995. Вып. 5. – с.59
- Обучение выдающихся людей / Исследовательский отдел Всемирного Дома Справедливости, 1990.
- "Подняться на служение" — Письмо Десницы Дела Божьего, Вильяма Сирза
- Послание Всемирного Дома Справедливости к Ризвану 2021 года
- Содействие широкому притоку в Веру: Выдержки из писем, написанных Шоги Эффенди или от его имени, а также из посланий Всемирного Дома Справедливости. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 1995. – 63 с.
- Центры обучения бахаи. Выдержки из Писаний Шоги Эффенди и Всемирного Дома Справедливости.
Присылайте на хранение в «Архивы — память общины» имеющиеся у вас материалы, касающиеся обучения Вере Бахаи!