(1831-1892)
Рассказ об Откровении Бахауллы был бы неполон, если не упомянуть о Мулле Мухаммад-е Заранди, по прозванию Набиль-и А’зам, одном из известных Апостолов, сыгравшем большую роль в распространении Его послания и Его Слов. Он навечно останется в памяти как автор подробных повествований, часть из которых («Вестники рассвета»), рассказывающая главным образом о Бабе, переведена Хранителем Веры, Шоги Эффенди, на английский язык. Другая часть, повествующая о пастырстве Бахауллы, ждет своей публикации.
В юности Набиль был пастухом. Он страстно любил природу и часто один, лишь в вечном присутствии Творца, ночевал прямо под открытым небом, созерцая звезды. Погоняя свое стадо на пастбище, он обычно декламировал стихи из Корана или молился Господу, дабы тот помог ему обрести истину в жизни.
В 1847 году он как-то раз слышал от двоих собеседников историю о Бабе. Его душа незамедлительно потянулась к новому Посланию и спустя непродолжительное время он познакомился с последователем Баба, который обучил его Вере. Набиль стал горячим приверженцем и несмотря на встречавшиеся на его пути препоны, упорно распространял Послание Баба. Его первая встреча с Бахауллой произошла в Тегеране приблизительно в 1850 году. В тот раз, однако, Набиль не осознал всю высоту положения Бахауллы. Позднее, когда община бабидов лишилась своего руководителя и среди бабидов царило смятение и растерянность, Набиль по заблуждению объявил себя Тем, Кого Явит Господь и стал распространять среди членов общины собственные сочинения. После он прибыл в Багдад, где предстал пред Бахауллой. Во время этой встречи он узрел славу Его Откровения и ощутил в своей душе могущественный Дух. Он простерся у ног Бахауллы, моля о прощении за свою самонадеянность. В знак раскаяния и смирения он отрезал свою бороду, считавшуюся в те времена символом мужского достоинства, сделал из волос щетку и вымел ею все подходы к дому Бахауллы.
Воодушевленный твердым желанием служить Бахаулле и питаемый Его вечной милостью, Набиль смог принести огромную пользу Его Делу. Он являл собой удивительный пример преданности и набожности. Он был движим страстной любовью к Бахаулле, и это выделяло Набиля из всех спутников. Любовь была так сильна, что все, кто общался с Набилем, не могли не почувствовать жара огня, горевшего в его душе. Набиль был одаренным от природы поэтом, писавшим в самой изысканной манере. Некоторые его повествования в самом деле написаны в стихах. Эти произведения демонстрируют силу его веры и пылкость его любви.
Бахаулла много раз посылал Набиля с поручениями в Персию. Во время этих командировок он сообщал верующим новости о Бахаулле и подвигал их на служение Ему. Когда Бахаулла перебрался из Багдада в Константинополь, Набиль не мог не последовать за ним. Он переоделся в рубище дервиша, пешком и инкогнито отправился в Константинополь и нагнал на пути Бахауллу. Из Константинополя Бахаулла отправил его распространять веру в Персию. Из Персии он проследовал в Адрианополь, место провозглашения Послания Бахауллы. И вновь Бахаулла послал его в Персию, поручив распространять его Писания и помочь верующим оценить всю значимость Его Откровения. С огромным рвением и энтузиазмом Набиль путешествовал по градам и весям, помогая укрепиться растущей общине Бахаи, отличной от малочисленной группировки бездумных последователей Мирзы Йахья. Община, известная как Азали, в будущем пришла в упадок и предана забвению. Также следует заметить, что в это время слово «Бахаи», означающее приверженцев Бахауллы вытеснило слово «Баби».
Следующим поручением Набиля после его возвращения стала поездка в Египет, с петицией к Хедиву от имени семи верующих, содержащихся в заключении по навету одного из врагов Веры — персидского консул-генерала, аккредитованного в Египте. Однако едва Набиль ступил на землю Египта, как тут же был схвачен и заключен в александрийскую тюрьму. Здесь он сошелся с заключенным Фарисом Эфенди, христианским доктором богословия. Набиль рассказал ему о Вере, и Фарис Эфенди стал горячим и искренним приверженцем. Вероятно, он был первым христианином, признавшим Веру Бахаи.
Корабль, на котором Бахауллу переправляли в Акку, бросил якорь в Александрии, неподалеку от тюремных стен. По странному стечению обстоятельств об этом стало известно Набилю. Он вместе с Фарисом Эфенди послали Бахулле письмо, сообщая, что с ними случилось. В ответ от Бахауллы пришла Скрижаль, в которой он благодарил за письмо и заверял в своей любви. Главным образом он обращал свои слова ободрения к Фарису Эфенди, просящего славного Повелителя считать его одним из преданных слуг.
Одной из его последних работ стал волнующий душу рассказ о кончине Бахауллы. Кроме того, Абдул Баха избрал Набиля для подготовки текста Скрижали о Посещении, включающей ныне отрывки из Писаний Бахауллы.
Набиль внес огромный вклад в историю Баби и Бахаи. Верующие рассматривают его опубликованные работы не только как источник информации, но вдохновения и силы Веры. Он оставил после себя сокровищницу, над которой время не властно и откуда грядущие поколения будут снимать плоды своего знания и вдохновения.
Текст по Stories of Bahá’u’lláh and Some Notable Believers by Kiser Barnes, стр. 253-256.