Home

Коллекции

База знаний

МСБ

СНМБ

BahaiArc

Вера Бахаи

Блог

Планируемые к изданию

О Вере Бахаи на страницах "Архивы - память общины"

Основные принципы Веры Бахаи

Религия Бахаи обращена ко всем жителям Земли и предлагает человечеству путь к единству, любви и миру.

Бахаи убеждены, что человечество достигло стадии, когда стало возможным и необходимым объединение людей и построение мирного, единого общества. Неудивительно, что Вера Бахаи содержит принципы, которые позволят человечеству жить в мире и единстве. Так, кроме духовных истин общих для вех религий, в Вере Бахаи существуют законы и предписания, предназначенные для решения проблем, с которыми сталкивается человечество именно в нашу историческую эпоху.

 

Принципы Веры Бахаи

  • Бог един для всех людей.
  • Человечество едино.
  • Все боговдохновенные религии едины в своей основе.
  • Религия должна быть источником любви и дружбы.
  • Религия призвана находится в гармонии с разумом и наукой.
  • Мужчины и женщины равны.
  • Любые разделяющие людей предрассудки — расовые, национальные, классовые или религиозные — должны быть изжиты.
  • Человек должен самостоятельно искать истину.
  • Социальные и экономические проблемы могут быть решены только с учетом духовных принципов.
  • Крайние проявления бедности и богатства должны быть устранены.
  • Миру необходим международный вспомогательный язык.
  • Каждому ребенку должно быть доступно получение общего образования.
  • Работа в духе служения приравнивается к молитве.
  • Настало время объединения всех людей планеты во всемирное сообщество.

 

Ниже даны краткие пояснения к некоторым принципам и цитаты из Писаний Бахаи. Приглашаем вас копировать их и делиться ими в своих социальных сетях.

 

 

Основные положения Веры Бахаи

Бог один для последователей всех религий и для всего человечества. Все богооткровенные религии имеют в своей основе один источник.

oneness of religions

Не может быть никакого сомнения в том, что народы земли, к какой бы расе или религии они ни принадлежали, черпают вдохновение из одного небесного Источника и подвластны одному Богу. Различие между заповедями, коим они следуют, объясняется меняющимися требованиями и нуждами той эпохи, когда они были явлены. Все сии законы, кроме немногих, что порождены человеческой порочностью, заповеданы были Богом и отражают Его Волю и Замысел.

(Бахаулла, Крупицы из Писаний, CXI)

 

Человечество едино в своем многообразии. Любые разделяющие людей предрассудки, будь то расовые, национальные, классовые, политические или религиозные, должны кануть в прошлое.

oneness of mankind

Вы — плоды одного дерева и листья одной ветви. Относитесь друг к другу в духе величайшей любви и согласия, дружелюбия и товарищества. Тот, Кто есть Дневное Светило Истины, Мне свидетель! Свет единства столь могуществен, что способен озарить всю землю.

(Бахаулла, Крупицы из Писаний, CXXXII)

 

 

Истинная религия являет собой источник любви и дружбы. Она призвана объединять людей, а не сеять вражду между ними.

В сей День сущность Веры в Бога и Его Религии заключается в том, дабы различные общины земли и многочисленные вероучения никоим образом не порождали среди людей даже малейшего чувства вражды. Сии правила и законы, сии прочные и могущественные учения исходят из одного Источника и суть лучи одного Света. Отличия же их друг от друга объясняются разными потребностями эпох, в коих они были провозглашены… Религиозный фанатизм и ненависть суть всепожирающий огонь… Главный замысел, заложенный в основу Веры Божией и Религий Его, заключается в защите интересов рода человеческого и в укреплении его единства, в распространении духа любви и братства между людьми. Не позволяйте, дабы превратилась она в источ­ник раздоров и разногласий, ненависти и вражды.

(Бахаулла, Крупицы из Писаний, CXXXII и CX)

 

Религия призвана находиться в гармонии с разумом и наукой.

harmony of science and religion

Между истинной религией и наукой нет противоречий. Если религия противопоставляется науке, то она становится всего лишь предрассудком, ибо противоположность знания есть невежество... Если человек попытается полететь, опираясь лишь на крыло религии, он быстро угодит в трясину суеверий; если же он полетит лишь на крыле науки, то также не продвинется, но упадет в беспросветное болото материализма.

(Абдул-Баха, Парижские беседы.)

 Подробнее о принципе гармонии науки и религии...

 

Мужчины и женщины должны иметь равные права и возможности. Они подобны двум крылам птицы. Пока у одного из крыльев нет возможности проявить все свои возможности, птица человечества не взлетит в полную силу.

Equality of men and women

Божественная Справедливость требует, чтобы в равной степени соблюдались права обоих полов, поскольку в глазах Бога ни один из них не превосходит другой. Достоинство человека в глазах Бога зависит не от пола, а от чистоты и озаренности сердца.

(Абдул-Баха, Парижские беседы.)

Еще цитаты из Писаний бахаи на тему равенства мужчин и женщин…

 

 

Каждый человек способен и обязан самостоятельно искать истину; он не должен слепо принимать традиционные или новые учения.

Самостоятельный поиск истины

Поскольку истина едина, она не может быть разделена, и различия, существующие между нациями, порождены лишь их приверженностью к предрассудкам. Стоит только людям начать искать истину, как они обнаружат свое единство.

(Абдул-Баха, Парижские беседы.)

 

 

Миру нужен международный вспомогательный язык.

Существование универсального языка облегчило бы взаимоотношения всех наций; тогда человеку было бы достаточно знать всего два языка — родной и международный. Последний предоставил бы человеку возможность прямого общения со всеми людьми мира!

(Абдул-Баха, Парижские беседы.)

 

У всех людей должна быть возможность получить полноценное образование и воспитание.

Смотри на человека как на залежь бесценных самоцветов. Только образование может извлечь сии сокровища и позволит человечеству обратить их себе на пользу.

(Бахаулла, Крупицы из Писаний, СХХII)

Еще цитаты из Писаний бахаи о всеобщем образовании…

 

Необходимо создание всемирной федерации народов для достижения всеобщего мира и согласия на планете.

Благосостояние человечества, его мир и безопасность недостижимы до тех пор, пока не будет обеспечено его прочное единство.

(Бахаулла, Крупицы из Писаний, CXXXI)

 

Еще цитаты из Писаний бахаи о принципах установления всеобщего мира…

Вы можете прочитать разъяснения некоторых принципов, сделанное Абдул-Баха, сыном Бахауллы. Они опубликованы в книге «Парижские беседы», представляющей собой запись бесед и выступлений Абдул-Баха. Эту книгу вы можете бесплатно скачать с нашего сайта. Также смотрите страницу "Коротко о Вере Бахаи".

Абдул-Баха

1844-1921

Abdul-Baha / Абдул-Баха

Имя: Аббас

Титул: Абдул-Баха переводится как «Слуга Баха»

Годы жизни: 1844–1921.
Родился:
23 мая 1844 г., Тегеран, Иран.
Умер: 28 ноября 1921 г., Хайфа, Палестина
Место захоронения: Святилище Баба, г. Хайфа, Израиль

Литература: Воля и Завещание Абдул-Баха, Избранное из Писаний Абдул-Баха, Ответы на некоторые вопросы, Парижские беседы, Секрет Божественной цивилизации, Скрижали божественного плана

 

С самого раннего детства, Аббас Еффенди, старший сын Бахауллы разделял тяжелые условия и ссылку Своего отца. Он взял титул «Абдул-Баха», что означает «слуга Баха». Бахаулла назначил Его толкователем учения и главой Веры. Бахаи считают Абдул-Баха образцом поведения бахаи.

За время Его жизни Вера Бахаи значительно упрочила свое основание и распространилась по планете. Абдул-Баха покинул этот мир в 1921 году. Его тело погребено в северной части Святилища Баба. Это место посещается паломниками, прибывающими на Святую Землю во Всемирном Центре Веры Бахаи.

 

29 ноября 1921 года десять тысяч людей — иудеи, христиане и мусульмане всех верований и убеждений — собрались на горе Кармель на Святой Земле оплакать того, Кого восторженно называли сутью «Благодетели и Мудрости, Знания и Великодушия[i] На этой церемонии Абдул-Баха — Сын Бахауллы и Его преемник — характеризовался лидером иудейской общины как «живой пример самопожертвования», христианским оратором как Тот, кто вел человечество «по Пути Истины», а известным мусульманским лидером как «столп мира» и воплощение «славы и величия».[ii] Его похороны, по описанию западного наблюдателя, собрали огромную толпу людей, которые «печалились о Его смерти, но также и радовались за Его жизнь[iii]

 

И на Западе, и на Востоке, Абдул-Баха был известен как посол мира, поборник справедливости и ведущий представитель новой Веры. В своих эпохальных поездках по Северной Америке и Европе Абдул-Баха, словом и делом, с силой и убедительностью провозглашал основные принципы религии Своего Отца. Утверждая, что «любовь есть величайший закон», лежащий в основании «истинной цивилизации», и что «Взаимодействие и согласие суть величайшая потребность человечества». [iv],[v] Абдул-Баха одинаково затрагивал сердца простых и великих, находил нужные слова для каждой души, что встречалась на Его пути.

 

Один американский обозреватель писал:

«большая, доброжелательно настроенная аудитория с нетерпением ожидала личной встречи с Ним, чтобы из Его собственных уст услышать весть любви и духовности... Помимо того, что Он говорил, было во всей Его внешности нечто такое, что трудно описать и что производило глубокое впечатление на всех, кто лично общался с Ним. Высокий лоб, борода патриарха, взгляд, казавшийся отрешенным от мира преходящих чувств, тихий, но ясный и проникновенный голос, сквозящая во всех Его чертах кротость, неугасимая любовь, но главное, одновременно ощущение силы и мягкости — вот что придавало всему Его облику исключительную возвышенность и духовность, которые и бесконечно отдаляли Его, и в то же время делали близким любому простому смертному, любой падшей душе, и это, и еще очень-очень многое, что не поддается определению, оставило в сердцах Его друзей неизгладимую, драгоценную память»[vi].

 

Однако, какой бы притягательной ни была Его личность или проникновенным Его понимание человеческой природы, эти качества не могут адекватно описать уникальное положение Абдул-Баха в истории религии. По словам Самого Бахауллы, Абдул-Баха был «Доверием Бога», «убежищем для всего рода человеческого», «величайшей Милостью» и «древняя и непреложная Тайна» Божия[vii]. В Писаниях бахаи сказано, что «в личности Абдул-Баха абсолютно гармонично соединились несовместимые качества человеческой природы и сверхчеловеческое знание и совершенство[viii]

 

Гарантия от раскола

Вопрос преемственности руководства всегда был важнейшим для всех религий. Неудача в решении этого вопроса неизбежно вела к раздорам и разделению. Неоднозначность, окружавшая подлинных преемников Иисуса и Мухаммеда, например, привела к разночтениям священных текстов и глубоким разногласиям внутри христианства и ислама. Однако, Бахаулла предотвратил раскол и заложил неприступное основание Своей Веры в условиях Своего завещания, названного «Книга Моего Завета». Он писал: «”Когда отхлынет океан Моего присутствия и закончится Книга Моего Откровения, обратитесь к Тому, Кого назначил Бог, Кто есть Ветвь от сего Древнего Корня”. Предмет же сего святого стиха есть не кто иной, как Наимогущественная Ветвь [Абдул-Баха].»[ix]

 

Бахаулла писал об Абдул-Баха: «Слава Божия осеняет Тебя, и всякого, кто служит Тебе и пребывает близ Тебя. Горе, великое горе тому, кто восстанет против Тебя и причинит Тебе вред. Благо тому, кто присягнул на верность Тебе…»[x] Абдул-Баха, был Центром Завета Бахауллы — средства обеспечения единства общины бахаи и сохранения целостности учений Бахауллы.

 

Как полномочный толкователь учения Бахауллы Абдул-Баха стал «живым языком Книги, разъяснителем Слова Божиего»[xi]. Без Абдул-Баха колоссальная созидательная сила откровения Бахауллы не была бы донесена до человечества, а ее важность не постигнута в полной мере. Он разъяснил учение Веры Своего Отца, укрепил ее доктрины, и описал ключевые черты ее административной системы. Он был безошибочным наставником и строителем быстро растущей общины бахаи. Кроме того, Бахаулла наделил Абдул-Баха «совершенными добродетелями в личном и общественном поведении, дав человечеству образец для подражания.»[xii] Как совершенный образец учения Бахауллы и оплот Его Завета Абдул-Баха стал «совершенным примером воплощения Слова Божия в практические дела, ведущие к подъему новой цивилизации».[xiii]

 

Лидерство Абдул-Баха

Абдул-Баха родился 23 мая 1844 года, в ту самую ночь, когда Баб провозгласил начало нового религиозного цикла в истории. Ребенком Он страдал вместе с Отцом во времена преследования бабидов. Абдул-Баха было восемь лет, когда Бахаулла впервые был заключен в тюрьму как руководитель и защитник Веры бабидов. Он сопровождал Бахауллу во время Его долгой ссылки из Персии в столицу Оттоманской империи, и затем в Палестину. Повзрослев, Абдул-Баха стал ближайшим компаньоном Своего Отца и сформировался как Его заместитель, защитник и главный представитель в контактах с политическими и религиозными лидерами того времени. Проявленные Абдул-Баха выдающееся лидерство, знания и служение завоевали огромный престиж ссыльной общине бахаи. После кончины Бахауллы в мае 1892 года Абдул-Баха принял на Себя роль Главы Веры Бахаи.

Абдул-Баха стал главой общины бахаи после вознесения Бахауллы в 1892 году

В 1911 году, после более чем сорока лет тюремного заключения и страданий, Абдул-Баха предпринял поездку на Запад, где с блистательной простотой представлял, и высокопоставленным, и самым обычным людям, предписания Бахауллы для морального и духовного обновления общества. Этот «Глас Божий», — по утверждению Абдул-Баха, — «прозвучав, вдохнул новую жизнь в тело рода человеческого и вселил новый дух во все мироздание. Вот почему мир всколыхнуло до основания, и сердца и совесть людей проснулись. Скоро станут явными признаки этого возрождения, и восстанут даже те, чей сон непробуден...»[xiv]

Абдул-Баха в Париже, 1912 г.

Абдул-Баха неустанно провозглашал как среди выдающихся людей, так и среди бесчисленных групп широких масс, такие жизненно важные истины:

Независимый поиск истины, свободный от предрассудков и традиций; единство всего рода человеческого — центральный принцип и основополагающая доктрина Веры; единство всех религий по сути; осуждение всех форм предрассудков: религиозных, расовых, классовых или национальных; гармония, которая должна существовать между религией и наукой; равенство мужчин и женщин — двух крыльев, на которых сможет взлететь птица человечества; введение обязательного образования; принятие международного вспомогательного языка; искоренение крайностей богатства и бедности; учреждение всемирного суда для разрешения споров между государствами; превознесение работы, выполняемой в духе служения, до уровня поклонения Богу; прославление справедливости как руководящего принципа человеческого общества, а религии — как оплота безопасности для всех народов и стран; установление прочного и всеобщего мира как высшей цели всего человечества.[xv]

 

Он утверждал снова и снова, что Он — «глашатай мира и примирения», «защитник единства человечества», и посредник, призывающий человечество в «Царство Божие».[xvi] Несмотря на шумный успех и прекрасный прием, который Ему оказывался, Абдул-Баха всегда разъяснял, каков Источник Его мыслей и Его истинного положения. В письме своим последователям в Америке Он писал:

«Мое имя — Абдул-Баха [дословно, Слуга Баха]. Мое предназначение — Абдул-Баха. Моя суть — Абдул-Баха. Похвала мне — Абдул-Баха. Быть рабом Благословенного Совершенства [Бахаулла] — мой славный и сияющий венец, а служение всему роду человеческому — моя вечная религия… У меня нет и никогда не будет ни имени, ни титула, ни поминания, ни похвалы, кроме как Абдул-Баха. Это — мое страстное желание. Это — мое величайшее устремление. В этом — моя вечная жизнь. В этом — моя непреходящая слава.»[xvii]

О положении, занимаемом Абдул-Баха в религии Бахаи, можно рекомендовать соответствующую главу в книге Шоги Эффенди Законоцарствие Бахауллы.

 

Писания и речения Абдул-Баха

Большинство работ Абдул-Баха на персидском и арабском. Основной объем написанного составляют письма. Эти письма адресованы отдельным лицам и организациям. Например, Послание Абдул-Баха профессору Форелю. Имеются и письма, адресованные целым общинам. В частности, особо выделяется серия писем «Скрижали божественного плана», обращенная к бахаи Северной Америки.

Абдул-Баха написал четыре книги: Секрет Божественной цивилизации (1875), Записки путешественника (1886), Рисали-и-Сиясиих (Трактат о политике / лидерстве, 1892-3), Memorials of the Faithful (Вспоминая верных, 1914–15)

На русском языке опубликованы записи бесед и речей Абудл-Баха: Ответы на некоторые вопросы и Парижские беседы.

Также Абдул-Баха явил много молитв, часть из которых вошли в сборники (См. Молитвенник бахаи). Опубликовано и Воля и Завещание Абдул-Баха, о котором Шоги Эффенди говорил, что оно может рассматриваться в качестве «Хартии Нового Мирового Порядка».

 

Дополнительные сведения об Абдул-Баха

Аббас был назван в честь своего деда. Получил домашнее образование. Например, проводил время, заучивая Писания Баба. По существу, Он обучался у Своего отца, Бахауллы. Он часто выполнял обязанности Его секретаря, присутствовал при беседах Бахауллы, и прочитал практически всё Им написанное. Уже в силу этих причин Абдул-Баха лучше, чем кто-либо другой знал Учение Бахауллы.

В течение долгих лет тюремного заключения и изгнания Бахауллы на Абдул-Баха возлагалось управление делами Веры, а также обязанности представителя Своего Отца. В 1908 году Абдул-Баха обрел свободу в рамках общей амнистии после установления турецкой конституции.

27 апреля 1920 года Абдул-Баха получил рыцарский титул от британского правительства.

Абдул-Баха получает рыцарский титул 27 апреля 1920 г.

Абдул-Баха встречался с такими известными людьми как: шейх Мухаммад Абду — впоследствии муфтий Египта и ведущая фигура в университете Аль-Азхар; Анни Безант — президент теософского общества; изобретатель Александр Грэхем Белл; архидьякон Вильберфорс Вестминстера; писатель Халиль Джебран; Лии МкЛанг — казначей США; Эммелин Панкхёрст — лидер суфражисток; адмирал Роберт Пири — полярный исследователь; Теодор Рузвельт — бывший президент США; д-р Давид Старр — президент Стэндфордского университета.

 

Дополнительная информация:

 

Примечания


[i] Цит. по: H.M. Balyuzi, 'Abdu'l-Bahá, The Centre of the Covenant of Bahá'u'lláh (London: George Ronald, 1971), p. 466.

[ii] Там же, pp. 471, 467, 466

[iii] Shoghi Effendi, God Passes By, rev.ed. (Wilmette: Bahá'í Publishing Trust, 1987), p. 312.

[iv] Избранное из Писаний Абдул-Баха – Пер. с англ./ сост. Отдел исследований Всемирного Дома Справедливости. – СПб.: Единение, 1995. – 300 с. п. 12.

[v] Абдул-Баха, Провозглашение всеобщего мира

[vi] God Passes By, p. 290.

[vii] Шоги Эффенди. Законоцарствие Бахауллы. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2004. – 88 с. Стр. 56.

[viii] Там же, стр. 53-54

[ix] Бахаулла. Скрижали, явленные после Китаб-и-Агдас / Духовное Собрание Бахаи России; Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2004. – 240 с. Стр. 193.

[x] Цит. по: Шоги Эффенди. Законоцарствие Бахауллы. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2004. – 88 с. Стр. 55.

[xi] Всемирный Дом Справедливости, Послание всем бахаи мира от 26 ноября 1992 г.

[xii] Там же.

[xiii] Там же.

[xiv] Шоги Эффенди. Призыв к народам. Пер. с англ. СПб.: ИМПАКС, 1993, 106 с. обл. Стр. 83.

[xv] Цит. по: Столетие света / Национальное Духовное Собрание Бахаи России; Пер. с англ. – М.: Единение, 2004. – 208 с.

[xvi] Balyuzi, p. 380.

[xvii] Шоги Эффенди. Законоцарствие Бахауллы. Стр. 61.

Фотографии на этой странице © Bahá’í International Community

Его жизнь представляет собой один из великолепнейших примеров мужества, которое человечество удостоилось чести лицезреть...[i]

Так выдающийся французский писатель А.Л.М. Николя выразил свое восхищение пророческой фигурой девятнадцатого века, известной в истории под именем Баб.

 

Баб

(1819-1850)

 

Святилище Баба, Хайфа, Израиль.В первой половине девятнадцатого века тысячелетнее ожидание мессии достигло своего апогея, религиозный пыл охватил народы мира; христиане ожидали второе пришествие Христа, а по исламскому миру прокатилась волна надежд на появление «Господа Времен». И христиане, и мусульмане надеялись, что исполнение пророчеств из их писаний даст начало новой духовной эпохе.

В Персии это мессианское воодушевление достигло апогея 23 мая 1844 г., когда Баб, молодой торговец, объявил, что Он является Носителем давно обетованного Божественного Откровения, которому суждено преобразить духовную жизнь рода человеческого. «О народы земли! — провозгласил Баб, — Склоните слух к святому Гласу Божиему... Воистину, лучезарный Свет Божий воссиял среди вас, наделенный сей непогрешимой Книгой, дабы вывести вас прямо на мирные пути...»[ii]

На фоне глубочайшего морального разложения персидского общества провозглашенные Бабом духовное возрождение и социальное развитие, основанные на «любви и сострадании», а не на «насилии и принуждении», породили надежды и воодушевеление во всех классах общества, и вскоре привлекли к Нему тысячи последователей.

Этого молодого купца звали Сейид Али-Мухаммад. После объявления о Своей Миссии Он взял себе имя «Баб», титул, который в переводе с арабского означает «Врата».

 

Миссия Баба

Баб провозгласил, что Он призван подготовить путь для явления всему человечеству долгожданного Божественного Откровения. Центральной темой основного Его писания — Книги Байан — было приближающееся появление следующего Посланника Господа, более великого, чем Баб, и Чья миссия будет заключаться в провозглашении эры мира и справедливости, предсказанной в исламе, иудаизме, христианстве, и всех других мировых религиях.

Баб называл этого грядущего Божественного Учителя «Тем, Кого явит Бог» и утверждал, что «ни одно Мое слово не может достойно описать Его и ни одно упоминание о Нем в Моей Книге, Байане, не воздает должное Его Делу».[iii] Объясняя предназначение Своей миссии, Он говорил, что «Целью сего Откровения, равно как и предыдущих, было возвестить о пришествии Веры Того, Кого явит Бог».[iv]

Основание для всех последующих свершений человеческих обнаружится в учении этого обетованного вселенского Богоявления, и «суть религии Бога в том, дабы помогать Ему».[v]

С приходом Баба была достигнута критическая точка в истории человечества, Он был «Гласом Вопиющего в пустыне Байана», возвестившим человечеству о том, что оно вступает в период своей коллективной зрелости.[vi]

Во всех Своих писаниях Баб призывал Своих последователей быть внимательными, и как только объявится Обетованный Учитель, признать Его и последовать за Ним. Баб увещевал их взирать «глазами духовными», а не сквозь призму своих «вздорных мечтаний».[vii] Дабы стать достойным «Того, Кого явит Бог» потребуется совершенно иной, новый стандарт поведения, благородство характера, коего представители рода человеческого пока еще не достигли:

Очистите свои сердца от мирских вожделений, — призывал Баб своих первых последователей, — пусть украшением вашим будут ангельские добродетели… Настало время, когда ничто, кроме чистейших побуждений, сопровождаемых делами безупречной святости, не сможет вознестись к престолу Всевышнего и не будет принято Им.[viii]

 

В нескольких местах писаний Баба встречаются ясные намеки на личность Обетованного: «Благо тому, кто устремляет свой взор к Порядку Бахауллы и возносит благодарения Господу своему. Ибо Он, несомненно, будет явлен[ix] И еще: «Когда Дневное Светило Баха воссияет на небосклоне вечности, вам надобно предстать перед Престолом Его».[x] Хуссейн-Али, выдающийся последователь Баба, известный как Бахаулла, взял имя «Баха» (по-арабски «Слава») на встрече сторонников Баба в 1848 г.; титул этот был впоследствии подтвержден Самим Бабом.

В некотором отношении роль Баба можно сравнить с ролью, которую сыграл Иоанн Креститель в зарождении христианства. Баб был провозвестником Бахауллы: Его главная миссия заключалась в том, чтобы подготовить пришествие Бахауллы. Соответственно, момент возникновения Веры Баби рассматривается в истории бахаи как начало Веры Бахаи. Миссия Откровения Баба завершилась, когда Бахаулла в 1863 г. провозгласил, что Он и есть Обетованный, предсказанный Бабом. Впоследствии Бахаулла подтвердил, что Баб был «Глашатаем Имени Его и Предвестником Его Великого Откровения, что заставило … великолепие света Его воссиять над окоемом мира».[xi] Появление Баба ознаменовало окончание «Пророческого Цикла» в истории религии и начало «Цикла Исполнения».

 

Религия Баби

Баб основал вполне самостоятельную и независимую религию. Известное в истории как Вера Баби, это религиозное откровение, со своей активно действующей религиозной общиной и своими Писаниями, оставило собственный неизгладимый след в истории человечества. Писания бахаи свидетельствуют, что «величие Баба определяется прежде всего не тем, что Он был посланным свыше Предтечей несравненного Откровения, а тем, что Он Сам был наделен той силой, которая присуща основателю отдельного религиозного Законоцарствия, и что Он как независимый Пророк облечен большей властью, чем Посланники, приходившие до Него».[xii]

Со Своим призывом к духовному и нравственному преобразованию персидского общества, со Своей настойчивостью в улучшении положения женщин и бедняков, Баб занимает положение напоминающее таковое среди пророков прошлого. Но в отличие от этих древних провидцев, что могли лишь заглядывать в далекое будущее, во времена, когда «земля будет наполнена ведением Господа»[xiii], Баб самим Своим появлением ознаменовал рассвет «Дня Божьего».

Сердца и умы тех, кто слышал послание Баба, были заключены в рамках предрассудков, которые не сильно изменились со средневековых времен. Наряду с требованием духовного обновления Его призывы к продвижению образования и полезных наук были поистине революционны. Таким образом, провозгласив абсолютно новую религию, Баб сумел помочь своим последователям выйти за рамки исламского образа мыслей и подготовиться к пришествию Бахауллы.

house of the bab

Дом Баба в Ширазе, в настоящее время разрушенный, где Он объявил о Своей миссии 23 мая 1844 г.

Мулла Хусейн-и-Бушруи, представитель персидского религиозного сословия, так описывал эффект, который произвела на него первая встреча с Бабом: «Я чувствовал такое мужество и такую силу, что если бы весь мир, все его народы и правители поднялись против меня, я бы в одиночку, стойко и без малейшего страха выдержал их натиск. Вселенная казалась мне не более чем пригоршней праха в моей руке. Я казался себе воплощением Гласа Гавриила, взывающего ко всему человечеству: “Проснитесь, ибо взошла утренняя Заря!”».[xiv]

Учение Баба распространялось главным образом с помощью Его посланий, комментариев и других работ, посвященных как основополагающим доктринам, так и мистическим аспектам Его Веры. Однако некоторым, как мулле Хусейну, довелось услышать Его Самого. Воздействие голоса Баба на слушателя один из Его последователей описал таким словами:

Мелодичное пение и ритмичное течение стихов, исходивших из Его уст, дарили наслаждение слуху и глубоко проникали в душу. Гора и долина откликались на величие Его голоса. Сама суть наших сердец трепетала, откликаясь на призыв Его изречений.[xv]

 

Дерзновение, с которым Баб провозгласил образ совершенно иного нового общества, серьезно обеспокоило религиозные и светские власти. Очень скоро начались преследования бабидов. Тысячи последователей Баба погибли в результате ужасающих актов массовой резни. Многие западные наблюдатели отмечали необычайную душевную стойкость, проявленную бабидами перед лицом этого натиска. Выдающиеся мыслители Европы, такие как Эрнест Ренан, Лев Толстой, Сара Бернар и граф де Гобино были глубоко тронуты духовной драмой, что развернулась в стране, считавшейся отсталой и непросвещенной. Величие жизни и учения Баба, героизм Его последователей были частой темой для обсуждения в салонах Европы. История Тахире, великой поэтессы и героини движения бабидов, заявившей своим палачам: «Вы можете убить меня, когда вам будет угодно, но не в ваших силах помешать освобождению женщин», распространилась также стремительно и также широко, как и история жизни Самого Баба.

В конце концов, противники Баба заявили, что Он не просто еретик, а весьма опасный бунтовщик. Власти приняли решение о Его казни. 9 июля 1850 года этот приговор был приведен в исполнение в городе Тебризе, на площади перед казармой. Около 10 тысяч человек собралось на крышах казарм и окрестных домов, чтобы увидеть казнь. Баб и один юный последователь были подвешены веревками к стене казармы. Армянский полк, состоявший из 750 солдат, выстроенных в три шеренги по 250 человек, произвел выстрел тремя последовательными залпами. Завеса из образовавшихся дыма и пыли была настолько густой, что вся площадь погрузилась во тьму.

Отчет об этой казни, написанный 22 июля 1850 г. лорду Палмерстоуну, cекретарю Министерства иностранных дел Великобритании, сэром Джастином Шилем, полномочным представителем Ее Величества Королевы Виктории в Тегеране, сообщает: «Когда рассеялся дым и осела пыль после залпов, Баба нигде не было видно, и толпа вскричала, что он вознесся на небеса. Пули перебили веревки, на которых он был подвешен, однако его выволокли из укрытия, где после некоторых поисков его обнаружили, и застрелили».[xvi]

После первой попытки расстрела Баб был обнаружен в своей камере, где Он отдавал последние распоряжения одному из своих последователей. Ранее в тот день, когда тюремщики пришли за Ним, чтобы отвести к месту казни, Баб предостерег, что никакая «земная сила» не сможет заставить Его замолчать, пока Он не закончит говорить то, что должен сказать. Когда же за Ним пришли во второй раз, Баб спокойно объявил: «Можете теперь приступать к тому, что задумали».[xvii]

Снова Баб и его молодой спутник были приведены к месту казни. Солдаты-армяне отказались стрелять повторно, и был срочно призван отряд стрелков, состоявший из мусульман, и отдан приказ стрелять. В этот раз тела обоих были так изрешечены пулями, что превратились в одну бесформенную массу. Ко всеобщему удивлению, их лица были абсолютно нетронуты. Свет «Таинственного Храма», как Баб называл Себя, был погашен при самых драматических обстоятельствах.[xviii] Последними словами Баба, обращенными к толпе, были: «Если бы вы уверовали в Меня, о заблудшее поколение, все вы последовали бы примеру сего юноши, который по положению выше большинства из вас, и охотно пожертвовали бы собою на Моей стезе. Придет день, когда вы признаете Меня, но в тот день Меня уже не будет с вами».[xix]

Бахаулла отдал дань уважения Бабу такими словами: «Убедись, какая стойкость была явлена сей Божией Красотой. Весь мир восстал, дабы воспрепятствовать Ему, но потерпел сокрушительное поражение. Чем суровей преследовали сию Садру [Ветвь] Блаженства, тем сильнее росло Его рвение и тем ярче разгоралось пламя Его любви. Сие очевидно, и истинность сего никто не оспаривает. В конце концов Он отдал душу Свою и устремил Свой полет в горнюю обитель».[xx]

 

А.Л.М. Николя, описавший историю жизни Баба, засвидетельствовал:

Он пожертвовал собой ради человечества; ради него он отдал свое тело и душу, ради него терпел лишения, оскорбления, пытки и принял мученическую смерть. Собственною кровью он скрепил завет вселенского братства. Подобно Иисусу, он заплатил своею жизнью за провозглашение царства согласия, справедливости и братской любви.[xxi]

 

Краткая справка о Бабе (Сейиде Али-Мухаммаде) — Пророке-Провозвестнике

Имя: Сейид Али-Мухаммад

Титул Баб означает «Врата»
Основатель религии Баби (в 1844 г.). Предтеча Бахауллы.

Годы жизни: 1819–1850.
Родился:
20 октября 1819 г., Шираз, Иран.
Умер: 9 июля 1850 г., Тебриз, Иран
Место захоронения: Святилище Баба, г. Хайфа, Израиль

Литература: Баб. Избранное из Писаний [Текст] = Selections from the Writings of the Báb / пер. с англ. — 2-е изд., испр. — М.: Централизованная религиозная организация «Община последователей веры Бахаи в России», 2019.— 176 с.

Краткость шестилетнего периода осуществления Бабом Своей миссии в некотором смысле символизирует резкий и удивительный переход к глобальному сознанию, к которому Баб призывал человечество. С момента Его смелого провозглашения в середине девятнадцатого столетия беспрецедентные достижения в области науки и технологии действительно дали возможность проявиться первым росткам глобального сообщества. В Своей роли «Исходной Точки, от коей произошло на свет все сотворенное» Баб положил начало новому волнующему периоду человеческой истории — циклу созидания и открытий.[xxii] «Дуновения» Божественного «знания» «возбудили умы людей» и позволили «воспарить духу».

Почти одновременное возникновение двух Богоявлений, по выражению Бахауллы, это «загадка, кою смертный разум не в силах разгадать».[xxiii] Для бахаи этот факт — подтверждение того, что установление всеобщего мира, «Царствия Божия», недалеко, и в то же время — свидетельство величия Откровения Бахауллы. Абдул-Баха, преемник, назначенный Бахауллой, объясняет это такими словами:

«Баб, Возвышенный — это Утро Истины, Чей свет озарил своим великолепием все земли. Он также есть предвестие Ярчайшего Светоча, Сияния Абха [Бахауллы]. Благословенная Красота [Бахаулла] есть Тот, Кто обещан в священных книгах прошлого, Он есть явление Источника Света, Который сиял над Синаем, Чей огонь пылал в Неопалимой Купине».[xxiv]

 

Дополнительно:

 

 

Примечания


[i] A.L.M. Nicolas, Siyyid Ali-Muhammad dit le Bab (Paris: Librairie Critique, 1908), pp. 203-4, 376. Цит. По: The Dawn-Breakers, p. 515 (footnote).

[ii] Баб. Избранное из Писаний / [ЦРО «Община последователей Веры Бахаи в России»]. – М.: Единение, 2006. – 176 с. Стр. 48 и 56.

[iii] Бахаулла. Крупицы из Писаний, VI

[iv] Баб. Избранное из Писаний. Стр. 89.

[v] Там же, стр. 75.

[vi] Бахаулла. Скрижали, явленные после Китаб-и-Агдас / Духовное Собрание Бахаи России; Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2004. – 240 с. Стр. 13.

[vii] Баб. Избранное из Писаний. Стр. 119.

[viii] А’зам Набиль-и Вестники Рассвета. Повествование о ранних днях Откровения Бахаи: в 2т. Пер. с англ. – М.: Единение, 2005. – Т. I. – 284 с. Стр. 101.

[ix] Цит. по Бахаулла. Китаб-и-Агдас, п.189

[x] Баб. Избранное из Писаний. Стр. 133.

[xi] Бахаулла. Скрижали, явленные после Китаб-и-Агдас. Стр. 90.

[xii] Шоги Эффенди. Законоцарствие Бахауллы. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2004. – 88 с. Стр. 40.

[xiii] Исайя 11:9

[xiv] А’зам Набиль-и Вестники Рассвета. Повествование о ранних днях Откровения Бахаи. Т. I. Стр. 81.

[xv] Там же, стр. 214.

[xvi] Цит. по: John Ferraby, All Things Made New: A Comprehensive Outline of the Bahá'í Faith (London: Bahá'í Publishing Trust, revised edition 1975), p. 199.

[xvii] Набиль-и А’зам Вестники Рассвета. Повествование о ранних днях Откровения Бахаи [Текст]: в 2 т. Том II = The Dawn-Breakers. Nabíl's Narrative of the Early Days of the Bahá'í Revelation / Набиль-и А’зам; пер. с англ. — М.: Централизованная религиозная организация «Община последователей веры Бахаи в России», 2014. — 260 с. Стр. 150

[xviii] Баб. Избранное из Писаний. Стр. 65.

[xix] Набиль-и А’зам Вестники Рассвета. Повествование о ранних днях Откровения Бахаи. Том II. Стр. 151.

[xx] Бахаулла. Китаб-и-Иган / Духовное Собрание Бахаи России – СПб.: Единение, 2000. – 213 c. п. 262.

[xxi] A.L.M. Nicolas, см. сноску 1.

[xxii] Баб. Избранное из Писаний. Стр. 18.

[xxiii] Цит. по: Шоги Эффенди. Законоцарствие Бахауллы.— СПб.: Единение, 2004.—88 с. Стр. 40.

[xxiv] Цит. по: Шоги Эффенди. Законоцарствие Бахауллы. Стр. 46.

 Фотографии на этой странице © Bahá’í International Community

Администрация бахаи

Непреложная Воля Божия, открытая ныне человечеству, — прочное основание, на котором зиждется этот Порядок. Источник его вдохновения — Сам Бахаулла.

— Шоги Эффенди

В Вере Бахаи отсутствует профессиональное духовенство. Властные полномочия в административной системе бахаи сосредоточены в руках избираемых советов местного, национального и всемирного уровня. Местные и национальные административные институты, называемые Духовными Собраниями, отвечают за развитие Веры в своей местности, стране.

Основные положения Административного порядка бахаи были сформулированы Бахауллой, пророком-основателем религии Бахаи. Бахаулла также назначил Абдул-Баха единственным толкователем Своего Слова и наделил полномочиями Всемирный Дом Справедливости. Абдул-Баха назначил Своего внука Шоги Эффенди Хранителем Веры Бахаи. Шоги Эффенди развил Административный порядок и создал условия для выборов Всемирного Дома Справедливости.

 

Всемирный Дом Справедливости

Резиденция Всемирного Дома СправедливостиЦентральный административный орган общины бахаи, Всемирный Дом Справедливости, руководит делами Веры и определяет ее развитие. Он выносит решения по вопросам, прямо не упомянутым в Священных Писаниях. Впервые Всемирный Дом Справедливости был избран в 1963 году. Девять членов Дома Справедливости избираются каждые пять лет членами Национальных Духовных Собраний.

Очередные выборы состоялись в апреле 2018 года. Членами нового состава Всемирного Дома Справедливости стали: Пол Лампл, Чуунгу Малитонга, Пейман Мохаджер, Шахриар Разави, Стивен Холл, Эйман Рухани, Стивен Бёркланд, Хуан Франсиско Мора и Правин Маллик.

По причинам исторического характера Всемирный Дом Справедливости находится в городе Хайфа, на территории сегодняшнего Израиля. Бахаулла в 1868 году был сослан на Святую Землю (Палестину), где и умер в 1892 году, оставаясь узником Оттоманской империи. Он завещал, чтобы духовный и административный центр Веры был расположен на горе Кармель в Хайфе. Палестина в те времена была провинцией Сирии.

Письма и послания Всемирного Дома Справедливости собраны на специальном разделе сайта.

 

Национальное Духовное Собрание

Национальное Духовное Собрание управляет делами общины бахаи в своей стране. Избирается из числа всех взрослых бахаи страны. Выборы проходят на национальном съезде делегатами. Делегаты, в свою очередь, избираются на местных уровнях всеми взрослыми бахаи из числа всех взрослых бахаи данной местности.

Смотрите типовой устав Национального Духовного Собрания по этой ссылке.

 

Местное Духовное Собрание

Местные Духовные Собрания координируют и направляют жизнедеятельность общины в своей местности.

Для более подробного изучения этой темы можно порекомендовать компиляцию «Местное Духовное Собрание», подготовленную исследовательским отделом Всемирного Дома Справедливости.

 

Количество членов в Национальных и Местных Духовных Собраниях составляет девять человек. Духовные Собрания избираются на срок в один год, весной, из числа всех взрослых верующих соответствующей общины. 

Отличительные черты администрации бахаи: беспартийные выборы без выдвижения кандидатур или кампаний, проводимые тайным голосованием, а также коллективное принятие решений.

 

Также смотрите сборник Духовные Собрания. Выборы бахаи. Подборка выдержек из Писаний бахаи. С.-Петербург, 1992. – 48 с.

Кроме Духовных Собраний различного уровня, которые представляют собой выборные административные институты, у бахаи имеются и назначаемые структуры. В отличии от Собраний, они не обладают властью принимать решения, а имеют консультативные возможности. Среди назначаемых институтов в Вере Бахаи самыми значимыми являются Континентальные Коллегии Советников с Вспомогательными Коллегиями.

Более подробно об институте Советников вы можете прочитать по этой ссылке или в сборнике Институт советников / Духовное Собрание Бахаи России. - СПб.: Единение, 2003. – 56 с.

 

Тема Административного порядка в Вере Бахаи теснейшим образом связана с таким понятием, как Завет. На нашем сайте в разделе библиография вы можете найти компиляцию цитат из Писаний Бахаи о Завете. В общинах бахаи вам могут предложить более детальное изучение этой темы на курсах Института Рухи (второй, восьмой и девятый курсы).

 

Официальные международные веб-сайты бахаи:

 

Представленное здесь описание административной системы не претендует на полноту. Для дальнейшего чтения об администрации бахаи и ее основах рекомендуем книгу, написанную Хранителем Веры: Шоги Эффенди. Законоцарствие Бахауллы. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2004. – 88 с.

Отдельное обращение адресуем бахаи. Если у вас есть, что дополнить, и вы можете предложить текст или иллюстрации для этой и других страниц сайта «Архивы — память общины», пожалуйста, напишите нам по адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Обобщенное представление структуры администрации бахаи

Baha'i administrative structure

Также смотрите Всемирный Центр Бахаи

Баб (Сеид Али-Мухаммад) словами Бахауллы и Абдул-Баха

Воистину, мы веруем в Того, Кто в лице Баба был ниспослан Волею Единого Бога истинного, Царя Царей, Достохвального.

Бахаулла, Крупицы из Писаний, XXX

 

Сей великий Человек есть Владыка праведных, и все обязаны уверовать в Него.

Бахаулла цитируется по Абдул-Баха, Ответы на некоторые вопросы

Свидетельствуй же, что, воистину, Он есть Бог и нет Бога, кроме Него, Царя, Покровителя, Несравненного, Всесильного. А также, что Тот, Кого послал Он под именем Али, истинным был от Бога, Чьим велениям все мы следуем.

Скажи: О люди, повинуйтесь заповедям Бога, что предписаны в Книге Байан Славным, Мудрым. Воистину, Он есть Царь Посланников, и Книга Его есть Матерь-Книга, да будет вам ведомо сие.

Бахаулла, Послание к Ахмаду

Только после того как человечество вступило в пору зрелости, явило Слово пред людскими очами сокрытые силы, коими оно наделено, — силы, проявившиеся в полноте своей славы тогда, когда открылась Предвечная Красота, в год шестидесятый, в лице 'Али Мухаммада, Баба.

Бахаулла, Крупицы из Писаний, XXXIII

Если бы сердце Баба не было исполнено чувства любви к людям, то очевидно, что Он не пошел бы на верную смерть, не подставил бы свою грудь под пули.

Абдул-Баха, Провозглашение всеобщего мира

Баб, Возвышенный — это Утро Истины, Чей свет озарил своим великолепием все земли. Он также есть предвестие Ярчайшего Светоча, Сияния Абха.

Абдул-Баха

Что же касается Баба … то в молодом возрасте, то есть когда Он достиг двадцать пятого года Своей славной жизни, Он явился, чтобы возгласить Свое Дело. Все шииты признавали, что Он никогда не посещал школы и не учился ни у одного учителя; все жители Шираза свидетельствовали об этом. Тем не менее Он вдруг предстал перед людьми, наделенный всей полнотой знания. Хотя Он был лишь купцом, Он посрамил всех улемов Персии. В одиночку, в условиях, которые трудно вообразить, Он утвердил Дело среди персиян, которые известны своим религиозным фанатизмом. Сия великая Душа обладала такой мощью, что под ее влиянием были потрясены основы религии и морали, подверглись изменению традиции, устои и обычаи Персии, были установлены новые правила, новые законы, новая религия. Хотя важнейшие государственные лица, почти все духовенство и общественные деятели ополчились против Баба, чтобы погубить и уничтожить Его, Он в одиночку сумел противостоять им и привел в движение всю Персию.

Сколь много людей, среди которых были и улемы, и государственные деятели, с радостью пожертвовали жизнью ради Его Дела и не колеблясь приняли венец мучеников.

Правительство, власти, богословы, великие деятели хотели загасить Его огонь, но не смогли этого сделать. И в конце концов взошла Его луна, воссияла Его звезда, Его принципы прочно утвердились, и ослепительно разгорелась Его зарница. Он просветил божественным наставлением темные массы, и поистине чудесным было Его влияние на мысли, нравы, устои и обычаи персиян. Он объявил Своим последователям благую весть о явлении Солнца Баха и подготовил их к тому, чтобы они уверовали.

Столь дивные знамения и великие последствия; мощное воздействие на умы людей и господствующие в обществе идеи; закладка основания для прогресса; формулировка принципов, гарантирующих успех и процветание — все это, совершенное молодым человеком из купеческого сословия, представляет собой величайшее доказательство того, что Он был совершенным Просветителем, Наставником. Справедливый человек, не колеблясь, поверит в это.

Абдул-Баха, Ответы на некоторые вопросы

Небольшая часть персиян стала последователями Его учения. За это их жестоко мучили и подвергали жесточайшим пыткам. С удивительной стойкостью и высоким героизмом противостояли они всем испытаниям. Тысячи людей бросали в тюрьмы, наказывали, преследовали, казнили. Их дома были разграблены и разрушены, их имения конфискованы. Они с радостью жертвовали своими жизнями, и до самого конца оставались преданными своей вере. Эти удивительные души стали светильниками Господа, святыми звездами, воссиявшими на вечном небосводе Божией Воли.

В Ширазе, где Баб впервые провозгласил Его миссию и предсказание, он подвергся жесточайшим гонениям. Пора тяжких испытаний и лишений пришла в те края, и Баба отправился в Исфахан. Тамошние ученые мужи встретили Его с острой враждебностью. Он был арестован и выслан в Тебриз. Оттуда Его перевели в тюрьму города Ма-Ку, и в конце концов отправили в неприступную крепость города Чихрага. Позже Он был переведен в Тебриз, где состоялась его казнь.

Это лишь краткий очерк жизни Баба. С непоколебимой силой противостоял Он всем гонениям и переносил тяжелейшие испытания. Чем упорнее его враги старались погасить свет Его учений, тем ярче он разгорался. День за днем росло и крепло Его Дело. Встречаясь с людьми, Он постоянно возвещал будущий приход Бахауллы. Во всех Его Книгах и Скрижалях Он упоминал Бахауллу и объявлял радостную весть о грядущем Посланнике, предрекая, что Ему назначено явиться через девять лет. Баб говорил, что через девять лет «вы приобщитесь к вечным радостям»; через девять лет «вам будет ниспослано счастье встретить Обетованного Посланника, о котором возвещаю я». Он называл Бахауллу, Благословенное Совершенство, титулом — «Тот, Кого откроет Бог». Воистину, сия Благословенная Душа посвятила всю жизнь распространению Божественного учения, Он подготовил мир к приходу Бахауллы, все Его слова записаны в исторических документах и посланиях. В Его первой Книге, Лучшие Истории, говорится, «О, Ниспосланный Господом! Я посвящаю свою жизнь Тебе; Я приму любые испытания во имя Твое; Мое самое горячее желание принять смерть во имя любви к Тебе; лишь Господь, Всевышний, может дать нам вечную защиту».

Обратите внимание с какой стойкостью переносил Баб все трудности и бедствия; как Он отдал жизнь за Дело Божие, как велика была сила Его любви к Совершенной Красоте, к Бахаулле; и как Он возглашал радостную весть о грядущем явлении Божественного Посланника. Мы должны следовать священному примеру Его жизни; мы должны научиться жертвовать собой и стать яркими светильниками, озаренными огнем Божественной любви. Мы должны приобщиться к щедротам и добродетелям Царствия Всевышнего, ибо Баб призывал нас встать на высокий путь служения Делу Божию, призывал отрешиться от всех мирских соблазнов и, обратив взоры к Господу, внимать учению Благословенного Совершенства, Бахауллы; исполниться искренней любовью, познав величие заветов Бахауллы, возлюбить все человечество во имя Его, быть терпимыми и милосердными ко всем людям во имя Его, и стремиться к установлению единства мира человеческого.

Абдул-Баха, Провозглашение всеобщего мира

Shrine of the Báb and Lower Terraces / Святилище Баба.

Готовая распечатка слов Бахауллы и Абдул-Баха о Бабе (файл MS Word)

29 октября 2019 года отмечается 200 лет со дня рождения Баба. Смотрите на отдельной странице полезные материалы для организации празднования юбилея.

Также обратите внимание на распечатку молитв и писаний Баба.

Подкатегории

Основные каталоги книг на сайте «Архивы — память общины»