Home

Коллекции

База знаний

МСБ

СНМБ

BahaiArc

Вера Бахаи

Блог

Планируемые к изданию

Марш бахаи России

Российские мы бахаи
Сплотили мы ряды свои.
Дорогой Божией идём
И людям Веру светлую несём.
 
С Небес был первым послан Баб,
Священный Он открыл этап
Он Дверь широко отворил
Пред тем, кого Всевышний Бог явил.
 
Явился вслед Бахаулла --
Ему и слава и хвала --
Он Веру Бахаи создал
И новый облик Делу Бога дал.

Теперь настал и наш черёд
Господь с святым делам зовёт,
Чтоб мы, отринув ложный страх,
С любовью в первых шли к Нему рядах.

Шагаем радостно вперёд
Великая победа ждёт
Святого Духа обретём
И дружно в Царство Божие войдём.

 

В.Н. Номоконов, 27 мая 2016

 


Бахаи России

Настал благодатный День Божий священный:

Врата распахнулись над нашей Вселенной

И Бахаулла с Новым Словом явился,

И светом Его целый мир озарился.

Россия сердечно Его привечала, —

Защиту и помощь Ему предлагала,

Взялась за великое Божие Дело

И храм, самый первый, построить сумела.

Мы Божьи заветы храним нерушимо;

И в мыслях, и в деле — всегда мы едины.

Мы знаем — воспрянет Россия духовно

И Веру Бахаи воспримет любовно.

Чтоб наша земля стала Раю подобна,

Мы всё выполняем, что Богу угодно;

Мы братство в Общине своей воплощаем,

И Царствие Божие здесь созидаем!

 

В.Н. Номоконов

Также смотрите страницу Бахаи в России

ЧИТАЙТЕ ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ БАХАИ

bahai principles

«Прежде, чем выбирать жену, человек должен трезво поразмыслить»

  Журнал Star of the West, Vol. 6 (21 марта 1920 г.), стр. 20.
  Использованы материалы официального интернет-сайта общины последователей Веры Бахаи в России www.bahai.ru - официальный веб-сайт общины последователей Веры Бахаи в России (скачано: декабрь 2011)

Обращение Абдул-Баха к Ахмаду Сохрабу 22 декабря 1918 г., накануне его отъезда из Святой Земли

 

Ныне, возвращаясь в Америку, ты должен подумать о том, чтобы найти себе жену. Выбирай же такую девушку, которая будет соответствовать твоим интеллектуальным и духовным идеалам. Она должна быть мудра, интеллигентна, и быть символом стремления к совершенству. Она должна интересоваться всеми проблемами твоей жизни и быть твоим спутником и партнером на каждой стадии твоего существования. Она должна быть человеком благожелательным, добросердечным, счастливым, и обладать приятным нравом. Ты же должен посвятить себя её счастью и любить её сияющей, духовной любовью.

Прежде, чем выбирать жену, человек должен трезво и серьёзно поразмыслить о том, что эта девушка будет его другом на протяжении всей его жизни. Это не мимолётный предмет. Она будет той душой, с которой он будет общаться каждый день своей жизни; она будет его супругой и его самым доверенным лицом; поэтому день за днём их любовь и привязанность друг к другу должны возрастать.

Величайшая связь, которая скрепит сердца мужа и жены — это верность и преданность. Оба должны выказывать друг к другу верность и преданность и не позволять, чтобы в их отношения вкрался даже малейший след ревности; ибо это чувство, подобно яду, разрушает самые основы любви.

Муж и жена должны посвятить все свои знания и таланты, состояние и имя, свои тела и души, прежде всего, Бахаулле, а затем друг другу. Их мысли должны быть возвышенны, их идеалы — лучезарны, их сердца — духовны, и их души — местами восхода сияния Солнца Действительности. Они не должны обижаться друг на друга из-за мимолётных событий и происшествий сей изменчивой жизни. Их сердца должны быть широки, словно Божия Вселенная. В случае, если между ними возникает любое различие во взглядах, они должны приложить все усилия к тому, чтобы разрешить его самостоятельно, и не позволять сведениям об этом просачиваться за пределы семьи; ибо люди склонны делать из пылинки гору. Опять же, в случае, если обстоятельства приводят к действительной обиде друг на друга, они не должны скрывать это в своём сердце, но должны объяснить природу этой обиды друг другу, и попытаться рассеять её как можно скорее. Они должны предпочитать товарищество и дружбу ревности и лицемерию, и уподобиться двум чистым зеркалам, что отражают друг для друга свет звёзд любви и красоты.

Вы должны рассказывать друг другу обо всех своих благородных и небесных мыслях. Не держите между собой секретов. Превратите свой дом в гавань покоя и мира. Будьте гостеприимны, и пусть двери вашего дома будут открыты пред лицами друзей и незнакомцев. Приветствуйте каждого с улыбкой на лице, и пусть все они почувствуют, что они — у Меня дома.

Бог сотворил такое единство между мужем и женой с тем, чтобы никто в мире сём не мог представить более великого уровня единения. Вы должны постоянно поливать древо своего союза водой любви и привязанности, дабы зеленело оно и цвело во всякое время года, принося самые сочные плоды для исцеления народов.

Вкратце говоря, вы двое должны жить такой жизнью, чтобы ваш дом стал образом рая Абха; дабы всякий входящий в него прикоснулся к самой сути чистоты и непорочности, и воскликнул из самой глубины сердца: «Здесь — дом любви, дворец любви, сад любви, здесь любовь свила себе гнездо»; и вы вдвоём, словно сладкоголосые птицы, должны обитать на высочайших ветвях древа жизни, наполняя воздух песнями любви и счастья.

Всеми силами пытайтесь заложить основание вашей любви в самом средоточии вашего духовного существа, в самом сердце вашего сознания, и не позволяйте, чтобы это основание любви было поколеблено даже в малейшей степени.

А когда Бог даст вам милых и очаровательных детей, направьте все силы на их воспитание и образование, дабы превратились они в нетленные цветы Божественного розового сада, соловьёв совершенного рая, слуг мира человечества и плоды Древа Жизни.

Живите так, чтобы другие могли брать с вашей жизни пример, и могли сказать друг другу: «Смотрите! Они живут, подобно голубям в гнезде, в совершенной любви, симпатии и гармонии. Словно Бог изначально вылепил самую суть их существ для любви друг к другу».

Когда установятся такие обстоятельства, и такие идеи будут преобладать безраздельно, тогда, значит, вы во многом приобщились к вечной жизни, щедро испили из родника Истины, и провели дни свои в раю славы, собирая бессмертные цветы Божественных тайн.

Будьте друг для друга небесными любящими и святыми возлюбленными. Живите в раю любви. Свейте своё гнездо на цветущей ветви древа любви. Парите в чистом воздухе любви. Плавайте в безбрежном море любви. Гуляйте по вечному розовому саду любви. Живите в ярких лучах солнца любви. Будьте тверды и непреклонны на стезе любви. Вдыхайте всей грудью сладкие благоухания цветов любви. Настройте свой слух на волнующие мелодии любви. Да будете вы опьянены вином любви. Пейте полной мерой эликсир любви. Пусть идеалы ваши превратятся в букет любви, и ваша беседа да станет белым жемчугом океана любви.

(Перевёл на английский Мирза Ахмад Сохраб, 6 декабря 1919 г., г. Себастополь, Калифорния).

 

1291. Так называемая «Брачная Скрижаль»

Что касается вашего вопроса о так называемой «Брачной Скрижали», опубликованной на стр. 47 приложения к британскому молитвеннику, то это не Скрижаль, но речь, приписываемая Учителю Мирзой Ахмадом Сохрабом. Она была произнесена примерно в декабре 1918 г. по поводу брака Сохраба. Она не может считаться Священным Писанием Бахаи, поскольку, как указал возлюбленный Хранитель, «ничто не может считаться Писанием, если у нас нет исходного текста этого». Друзья могут использовать эту речь, но не следует относить её к разряду Писаний.

(Из письма Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Южной и Западной Африки от 18 января 1971 г.; опубликовано в Lights of Guidance №1291).


На тему поиска партнера, создания семи и семейных отношений рекомендуем сборник Брак и семейная жизнь Бахаи: Выдержки из Писаний Бахаи. 2-е изд. испр. Пер. с англ. – СПб.: Единение, 2004. – 104 с.

Краткая справка

Община бахаи Москвы одна из самых старых и развитых общин в России. В Москву приезжало много известных бахаи. Соответственно, можно ожидать наличие интересного материала, связанного с известными бахаи. Например, документы, связанные с приездами в СССР и Россию А.Фурутана и Рухийи Ханум.

Документы, хранящиеся в московских архивах, представляют ценность для понимания и документирования развития не только общины бахаи Москвы, но и развития национальной общины и, развития общин в странах бывшего СССР.

Постоянная архивная работа с материалами общины не ведется. Материалы хранятся в домах верующих. Значительная часть архивных материалов содержится в частных архивах.

Контактные адреса для связи с общиной бахаи Москвы: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. и Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. или Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Рекомендации

  • Найти желающих работать в архивном комитете Москвы
  • Внутри комитета выбрать/назначить главного архивиста
  • Провести поиск архивных материалов с целью составления описи
  • Наладить сотрудничество с Независимой архивной службой «Архивы – память общины»
  • Начать комплекс мер по сохранению истории общины бахаи Москвы

 

Некоторые направления действий по работе с архивами бахаи Москвы

В виду того, что в ранние годы в Москве печаталось много книг бахаи, а Местное Духовное Собрание одобряло их тексты, было бы интересно собрать имеющийся материал о развитии книгоиздательства бахаи в России. Для начала можно было бы выбрать все книги, изданные в Москве, и методично попытаться собрать всю имеющуюся информацию об издании каждой книги. В качестве отправной точки в плане имен, можно воспользоваться статьей «Особенности издательства бахаи», опубликованной в «Экспресс Бахаи», март-апрель 2006 (№1-163).

Записать истории первых бахаи Москвы.

Собрать подшивку вестников бахаи, издававшихся в Москве.

В Москве часто жили пионеры-бахаи. Необходимо составить подробный список пионеров и годы их проживания в Москве и России (Кстати, на эту тему решением Национального Духовного Собрания России был инициирован проект "Пионеры Бахаи в России").

 

Рекомендуемые материалы

 

Также см.:

 

"... мы не просто живем в историческое время, мы творим историю собственными руками. И только будущие поколения будут в состоянии оценить наши сегодняшние труды. Да поможет нам Бог быть достойными подобной чести – жить в эпоху перемен." – НДС России.

Bahais of Moscow \ Бахаи Москвы не позднее 1928 года.

Шоги Эффенди

 

Возлюбленным Господа и служанкам Милостивого в США и Канаде.

 

Друзья и соратники в продвижении Веры Божией!

В конце наступающего лета исполнится сорок лет со дня, когда имя Бахауллы было впервые упомянуто на американском континенте. Каждому наблюдателю, глубоко размышляющему над значительностью этой вехи в духовной истории великой Американской Республики, довольно странными должны будут показаться обстоятельства, сопутствовавшие этому первому публичному упоминанию о Создателе нашей возлюбленной Веры. Ещё удивительней должны казаться ассоциации, которые та краткая речь, должно быть, пробудила в умах тех, кто слышал ее.

Это первое сообщение гражданам Америки о существовании провозглашённого Бахауллой Откровения и о его целях не сопровождали никакие торжественные или пышные церемонии, никакие проявление общественного ликования или всенародного одобрения [1 Имеется ввиду выступление д-ра Генри Х. Джессапа в Религиозном Парламенте, Колумбийская выставка, Чикаго, 1893 г. – прим. ред.]. Даже тот, кто явился избранным его инструментом, не исповедовал веру в потенциальное могущество переданной им благой вести и не подозревал о величии тех сил, высвободить которые было суждено столь мимолётному упоминанию.

Провозглашённое устами признанного поборника той ограниченной церковности, которую сама Вера отвергает и пытается искоренить, описанное в момент своего зарождения как малоизвестное ответвление презренного вероучения, Послание Величайшего Имени, вскормленное потоками непрекращающихся гонений и согретое солнечным светом нежной заботы Абдул-Баха, смогло глубоко укорениться в благодатной американской почве, менее чем за полвека протянуло свои ростки и побеги до самых отдалённых уголков земного шара, и теперь, облачённое величием святого Храма, воздвигнутого им в сердце этого континента, готово провозгласить своё право и доказать свою способность исцелить страдающие народы. Не располагая ни одним из тех преимуществ, что даруются талантом, высоким положением и богатством, община американских верующих, несмотря на свой нежный возраст, малую численность и ограниченный опыт, благодаря ниспосланной свыше мудрости, единой воле и неподкупной честности своих администраторов и учителей, добилась неоспоримого лидерства среди братских общин Востока и Запада в деле ускорения пришествия Золотого Века, предсказанного Бахауллой.

И тем не менее, какие жестокие кризисы пережила эта юная, эта благословенная община на протяжении своей бурной истории! Каким медленным и болезненным был процесс, постепенно выведший её из мрака глубочайшего презрения на яркий свет общественного признания! Какие тяжелейшие удары вытерпели ряды её преданных приверженцев из-за предательства трусов, злобы смутьянов, вероломства гордецов и честолюбцев! С какими бурями насмешек, оскорблений и клеветы пришлось столкнуться её представителям, стойко хранящим целостность и храбро защищающим доброе имя принятой ими Веры! Как часты были превратности и какое разочарование приносили неудачи, которым должны были противостоять те, что удостоились привилегии быть её членами,— как молодые, так и пожилые, как самостоятельно, так и коллективно,— в своих героических усилиях покорить высоты, достичь которых призвал их любящий Учитель!

Многочисленны и могущественны были её враги, которые, получив свидетельства растущего влияния её официальных сторонников, старались превзойти друг друга, бросая ей в лицо самые отвратительные обвинения и изливая на Объект её поклонения потоки своей жесточайшей ненависти. Как часто они насмехались над скудостью её средств и кажущимся застоем в её жизни! Как едко они высмеивали её происхождение и, неверно представляя себе её предназначение, объявляли никчёмным придатком умирающего вероисповедания! Разве не клеймили они в своих письменных нападках героическую личность Предтечи столь святого Откровения, называя его трусливым отступником и извращённым изменником, и не объявляли весь многотомный свод Его писаний пустой болтовнёй глупца? Разве не решили они приписать её божественному Основателю самые низменные мотивы, которые только могут прийти в голову беспринципному интригану и узурпатору, и не назвали Средоточие Его Завета олицетворением беспощадной тирании, подстрекателем смуты и отъявленным воплощением расчётливости и обмана? Объединяющие мир принципы этой неуклонно развивающейся Веры её бессильные враги снова и снова объявляли глубоко порочными, её всеохватную программу — совершенно фантастичной, а её видение будущего — химерическим и абсолютно лживым. Основополагающие ценности, составляющие её учение, недалёкие злопыхатели представили как покров пустых догм, поставили знак равенства между её административным аппаратом и подлинной душой Веры, а таинства, которые она чтит и хранит, они назвали грубыми суевериями. Принцип объединения, который она поддерживает и с которым она неразрывно связана, они искажённо восприняли как суетную попытку добиться однообразия, её неоднократные утверждения о реальности сверхъестественных сил они заклеймили как безосновательную веру в волшебство, а славу её идеалов отвергли как простую утопию. Каждый процесс очищения, посредством коих время от времени Непостижимая Мудрость решала очистить сообщество Своих избранных последователей от скверны нежелательных и недостойных, эти жертвы неумолимой зависти провозглашали симптомом наступления сил раскола, которым вскоре предстояло подорвать её силу, отнять её жизнеспособность и завершить её развал.

Горячо возлюбленные друзья! Не в моих силах — и, наверное, не в силах кого-либо из ныне живущего поколения — отследить точную и полную историю подъёма и постепенного укрепления этой необоримой длани, этого могучего органа непрерывно развивающегося Дела. Было бы преждевременным на этой стадии её развития пытаться произвести всесторонний анализ или же составить справедливое суждение о движущих силах, что вели её вперёд, позволив занять столь возвышенное место среди различных инструментов, созданных, а теперь совершенствуемых Десницей Всемогущества для осуществления Его божественного Предначертания. Будущие историки этого могущественного Откровения, наделённые писательским даром в степени гораздо большей, чем кто-либо из его теперешних поборников, без сомнения оставят потомкам мастерское описание истоков тех сил, которые, словно бы невиданным взмахом маятника, побудили административный центр Веры перенестись из своей колыбели на берега Американского континента и далее к самому его сердцу — сегодняшнему источнику и основному оплоту её быстро развивающихся институтов. Именно им достанется задача изложения истории и определения важности этого крутого поворота в судьбе медленно взрослеющей Веры. Именно им будет дана возможность превознести добродетели и увековечить свершения тех мужчин и женщин, что участвовали в его осуществлении. На их долю выпадет честь дать оценку тому вкладу, который каждый из этих героев-строителей Мирового Порядка Бахауллы внес в наступления Золотого Тысячелетия, обетование о котором запечатлено в Его учении.

Не представляют ли история раннего Христианства и летопись подъёма Ислама, каждая по-своему, поразительную аналогию этому странному явлению, начало которого мы сейчас наблюдаем в этом первом веке Эры Бахаи? Не устремился ли Божественный Импульс, породивший все эти великие религиозные системы, под воздействием сил, высвобожденных самим непреодолимым ростом Веры, на поиски, вдали от земли своего зарождения и в более благоприятном краю, подготовленной почвы и более подходящей среды для воплощения своего духа и распространения своего дела? Разве не были вынуждены азиатские церкви Иерусалима, Антиохии и Александрии — состоявшие в основном из обращённых иудеев, чей характер и нрав заставлял их симпатизировать традиционным ритуалам Законоцарствия Моисея,— по мере своего упадка, согласиться с растущим влиянием своих греческих и римских собратьев? Разве не пришлось им признать большее мужество и навыки дисциплины, позволившие этим знаменосцам Дела Иисуса Христа воздвигнуть символы Его всемирного господства на руинах слабеющей империи? Разве не был животворящий дух Ислама вынужден, под давлением сходных обстоятельств, покинуть негостеприимные пустыни своей арабской родины, сцену своих величайших страданий и подвигов, чтобы в далёкой земле принести прекраснейшие плоды своей медленно взрослеющей цивилизации?

«Испокон веку и по сей день,— заверяет Сам Абдул-Баха,— светоч Божественного Откровения вставал на Востоке и озарял своим сиянием Запад. Вместе с тем, сияние это приобретало на Западе исключительную лучезарность. Вспомните о Вере, провозглашённой Иисусом. Хотя впервые она открылась на Востоке, но до тех пор, пока свет её не осиял Запад, не была явлена полная мера её могущества». «Приближается день,— уверяет Он нас в другом отрывке,— когда вы узрите, как благодаря сиянию Веры Бахауллы Запад заменит Восток, излучая свет Божественного Водительства». «В книгах Пророков,— вновь утверждает Он,— записаны некоторые благие вести, абсолютно истинные и не подвергаемые никакому сомнению. Восток всегда был местом восхода Солнца Истины. На Востоке появились все Пророки Божии... Запад получал просвещение от Востока, но в некоторых аспектах отражение этого света было ярче на Западе. Особенно ярко это проявилось в отношении Христианства. Иисус Христос появился в Палестине и Его Учение было основано именно в этой стране. Хотя двери Царства были впервые распахнуты именно там и дары Божии распространялись из этого средоточия, народ Запада принял и возгласил Христианство усерднее, чем народ Востока».

Неудивительно, что из-под того же непогрешимого пера изошли, вскоре после памятного визита Абдул-Баха на Запад, эти часто цитируемые слова, значимость которых я не смог бы переоценить: «Американский континент,— провозгласил Он в Скрижали, раскрывающей Его Божественное Предначертание перед верующими, проживающими в северо-восточных штатах Американской республики,— в глазах единого Бога истинного есть та самая земля, где будут явлены яркие лучи Его света, где раскроются тайны Его Веры, где будут обитать праведные и собираться свободные». «Пусть эта американская демократия,— публично отметил Он, находясь в Америке,— станет первой нацией, заложившей основание международного согласия. Пусть она станет первой нацией, провозгласившей единство человечества. Пусть она первой развернёт хоругвь "Величайшего Мира"... Американский народ воистину достоин первым воздвигнуть скинию великого мира и провозгласить единство человечества... Пусть Америка станет центром распространения духовного просвещения, чтобы весь мир обрёл это небесное благословение. Ибо могущество и способности Америки развиты больше, чем у других наций, и более удивительны... Пусть обитатели сей страны уподобятся ангелам небесным, чьи лица постоянно обращены к Богу. Пусть все они станут слугами Всемогущего. Пусть от своих материальных достижений поднимутся на такие высоты, чтобы небесный свет устремился из этого центра ко всем народам мира... Эта американская нация обладает силами и средствами исполнить то, что украсит страницы истории, ей будет завидовать весь мир и она будет благословлена и на Востоке, и на Западе благодаря триумфу своего народа... Американский континент выказывает знаки и свидетельства величайшего прогресса. Ещё большие надежды подаёт его будущее, ибо его влияние и свет распространяются очень далеко. Он станет духовным лидером всех народов».

Будет ли чрезмерно ожидать, в свете таких возвышенных слов, что в сердце этого столь выдающегося региона планеты, внезапно начнётся, посреди страданий и разрухи беспрецедентного кризиса, духовное возрождение, которое, распространяясь с помощью американских верующих, откроет новые перспективы для этой эпохи упадка? Как подтверждают Его самые близкие сторонники, Сам Абдул-Баха не раз говорил о том, что утверждение Веры Его Отца на североамериканском континенте расценивается как самая выдающаяся из трёх задач, которые, как Он полагал, составляли основную цель периода Его служения. Это Он, пребывая в лучшей поре Своей жизни, практически сразу же после вознесения Своего Отца, задумал ознаменовать начало Своей миссии привлечением жителей столь многообещающей страны под хоругвь Бахауллы. Именно Он, в Своей непогрешимой мудрости и от широты Своего сердца, изливал на возлюбленных учеников, до последнего дня Своей жизни, знаки неизменной заботы и неизменно выказывал им Своё особое благоволение. Именно Он, на склоне лет, едва освободившись от оков долгого и жесткого заточения, решил посетить ту землю, которая долгие годы была объектом Его непрестанной любви и заботы. Именно Он, могуществом Своего присутствия и очарованием Своих слов, вселил во всех Своих последователей те чувства и принципы, которые только и могли придать им сил в тех испытаниях, кои непременно повлекло бы исполнение стоявших перед ними задач. Исполняя во время пребывания среди них некоторые церемонии, будь то заложение первого камня Дома Поклонения или же Праздник, который Он для них устроил и где лично служил им, или же то, как Он, в более торжественном случае, подчеркнул следствия Своего духовного положения,— разве Он, таким образом, не завещал им сознательно все существенные элементы того духовного наследия, которое, как Он знал, они смогут надёжно хранить, непрестанно обогащая посредством своих деяний? И, наконец, кто может усомниться в том, что в Божественном Предначертании, которое на закате Своей жизни Он раскрыл пред их глазами, Он наделил их тем правом духовного первородства, на которое они могли опереться, воплощая свою великую судьбу?

«О апостолы Бахауллы! — так обратился Он к ним в одной из Своих Скрижалей.— Да будет жизнь моя пожертвована за вас!.. Узрите врата, открытые перед вами Бахауллой! Подумайте, сколь велико и возвышенно положение, коего вам суждено достичь; какими уникальными дарами вы были наделены!» «Мысли Мои,— говорит Он им в другом месте,— обращены к вам, и сердце моё сильнее бьётся при упоминании о вас. Если бы вы знали, как моя душа сияет вашей любовью, то ваши сердца затопило бы столь великое счастье, что вы исполнились бы любовью друг к другу». «Полная мера вашего успеха,— объявляет Он в другой Скрижали,— ещё не явлена, и значение его не постигнуто. Вскоре вы собственным глазами увидите, как ярко, подобно лучезарной звезде, воссияет светом Божественного Водительства на небосклоне вашей страны каждый из вас, одаряя народ её славой вечной жизни». «Размах ваших грядущих свершений,— Он ещё раз подтверждает,— остаётся пока нераскрытым. Я пламенно надеюсь, что в ближайшем будущем вся земля будет потрясена и взволнована результатами ваших свершений». «Вседержитель,— уверяет Он их,— без сомнения, ниспошлёт вам поддержку через Свою благодать, облачит вас знаками Своего могущества и наделит ваши души укрепляющей силой Своего святого Духа». «Не думайте,— увещевает Он их,— о своей малочисленности, и пусть не подавляют вас людские множества неверующего мира... Приложите все усилия; ваша миссия несказанно славна. Если ваши предприятия увенчаются успехом, Америка, без сомнения, превратится в центр, из коего устремятся волны духовной силы и где будет прочно установлен престол Царствия Божиего во всём великолепии его славы и величия».

«Надежда, кою Абдул-Баха лелеет касательно вас,— увещевает Он их,— состоит в том, что успех, сопутствовавший вашим усилиям в Америке, увенчает также и ваши труды в других частях света, дабы через вас слава о Деле Божием разнеслась по Востоку и Западу и установление Царствия Господа Сил было провозглашено на пяти континентах земного шара... До сих пор вы трудились неустанно. Пусть отныне ваши усилия умножатся тысячекратно. Призывайте людей этих стран, столиц, островов, собраний и церквей войти в Царство Абха. Размах ваших усилий должен обязательно возрасти. Чем шире их охват, тем поразительнее будут свидетельства Божественной поддержки... О, если бы я мог совершить путешествие, даже пешком и совершенно нищим, во все эти области и, возвышая зов "Йа Баха-ул-Абха" в городах, деревнях, горах, пустынях и океанах, провозглашать Божественное учение! Сего, увы, я сделать не могу! Сколь сильно я оплакиваю это! При поддержке Божией вы сможете достичь этого». И, наконец, как бы венчая все предыдущие Его увещевания, следует такое торжественное утверждение, воплощающее Его видение духовной судьбы Америки: «Как только американские верующие понесут сие Божественное Послание от берегов Америки, провозгласят его на европейском, азиатском, африканском и австралийском континентах и донесут его до островов Тихого океана, община сия прочно утвердится на престоле нескончаемого владычества. Тогда все народы мира увидят, что такая община озарена духовно и направляется свыше. Тогда вся земля воздаст хвалу её величию и благородству».

Именно в свете приведённых выше слов Абдул-Баха должен каждый внимательный и сознательный верующий вдуматься в смысл такого чрезвычайно важного изречения Бахауллы: «На Востоке занялся рассвет Откровения Его; на Западе явились знаки владычества Его. Задумайтесь о сём, о люди, и не будьте из тех, кто пренебрёг увещеваниями Того, Кто есть Всемогущий, Достохвальный... Если они попытаются сокрыть свет его на континенте, оно непременно поднимет голову свою в самом сердце океана и, возвышая голос свой, провозгласит: "Я — жизнедатель мира!"»

Горячо возлюбленные друзья! Могут ли наши глаза быть слабы настолько, чтобы не распознать в страданиях и беспорядке, поразивших сейчас американское государство сильнее, чем какую-либо иную страну, и так, как этого ещё никогда не случалось в её истории, первые свидетельства того духовного возрождения, которое так ясно предсказано было этими многозначительными словами Абдул-Баха? Горести и мучительные страдания, что начинает сейчас испытывать душа нации, пребывающей в родовых, без тени сомнения провозглашают это. Сопоставьте печальную судьбу народов земли, и, в частности, этой великой республики Запада, со взлётом судеб той горстки ее граждан, чья миссия — если они будут стойки в исполнении своего долга — исцелить её раны, восстановить её уверенность в себе и укрепить её пошатнувшиеся надежды. Сопоставьте чудовищные потрясения, междоусобные конфликты, мелкие разногласия, надоевшие всем споры и бесконечные революции, сотрясающие массы, со спокойным новым светом Мира и Истины, который охватывает, направляет и поддерживает этих доблестных преемников законов и любви Бахауллы. Сравните распадающиеся институты, дискредитированную правящую верхушку, отвергнутые теории, отвратительную деградацию, безрассудство и бешенство, уловки, ухищрения и компромиссы, характеризующие наш век, с неуклонно идущими процессами консолидации, священной дисциплиной, единством и связностью, нерушимой убеждённостью, бескомпромиссной преданностью и героическим самопожертвованием, характерными для этих верных попечителей и предвестников золотого века Веры Бахауллы.

Неудивительно, что Абдул-Баха изрёк такие пророческие слова: «Восток,— заверяет Он нас,— воистину озаряется светом Царствия. Вскоре такой же свет ещё ярче озарит Запад. Тогда сердца его обитателей исполнятся жизни благодаря могуществу учения Божиего, и души их воспламенятся негасимым пламенем любви к Нему». «Престиж Веры Божией,— заявляет Он,— неизмеримо возрос. Величие её ныне стало очевидным. Близится день, когда она породит невероятное смятение в сердцах человеческих. Посему радуйтесь, о жители Америки, радуйтесь всем сердцем!»

Бесценные и возлюбленные братья! Оглядываясь на сорок лет, что прошли с тех пор, как благотворные лучи Откровения Бахаи впервые обогрели и осветили американский континент, мы видим, что их вполне можно разделить на четыре отдельных периода, каждый из которых венчался столь значительным событием, что оно становилось важной вехой на дороге, ведущей американских верующих к обетованной победе. Можно сказать, что кульминацией первого из этих четырёх десятилетий (1893-1903), характеризовавшегося медленным и постепенным брожением умов, стали исторические паломничества американских учеников Абдул-Баха к гробнице Бахауллы. Последующее десятилетие (1903-1913), наполненное столькими испытаниями и злоключениями, взволновавшими, очистившими и зарядившими энергией самых первых пионеров Веры в той стране, достигло своей счастливой кульминации во время памятного визита Абдул-Баха в Америку. Неизбежным результатом третьего периода (1913-1923), периода спокойной и непрерывной консолидации, стало рождение богоданной Администрации, основы которой безошибочно заложило Завещание ушедшего в мир иной Учителя. Оставшиеся десять лет (1923-1933), отличительной чертой которых стало дальнейшее внутреннее развитие, а также заметное увеличение международной деятельности растущей общины, увидели завершение надстройки Машрикул-Азкара — могущественного оплота Администрации, символа её силы и знака её будущей славы.

Каждый из этих последовательных периодов, очевидно, вносил свой особый вклад в обогащение духовной жизни этой общины и подготовку её членов к выполнению огромного круга обязанностей, проистекающих из их уникальной миссии. Паломничества, которые наиболее выдающиеся её представители решили предпринять в этот ранний период её истории, зажгли души её членов такой любовью и таким рвением, которых не смогли бы потушить никакие бедствия. Испытания и несчастья, постигшие её вслед за этим, помогли пережившим их обрести такое глубокое понимание своей веры, которого не смогла ослабить никакая оппозиция, сколь угодно решительная и организованная. Учреждения, которые позднее основали её испытанные и верные последователи, обеспечили их членам равновесие и стабильность, которых настойчиво требовал рост её численности и непрерывное расширение круга её деятельности. И, наконец, Храм, который представители уже крепко установившейся администрации вдохновенно воздвигли, дал им видение, которого не могли затмить ни ветры внутренних беспорядков, ни ураганы международных смут.

Слишком много времени заняла бы у меня попытка даже краткого описания первых начинаний, которые немедленно породило знакомство Нового Света с Откровением Бахаи, задуманное, начатое и направленное нашим возлюбленным Учителем. Не хватит мне места и для того, чтобы поведать обстоятельства эпохального визита первых американских паломников к священной гробнице Бахауллы, рассказать о деяниях, что ознаменовали возвращение этих носителей новорожденного Евангелия в их родную страну, или дать оценку немедленным последствиям их достижений. Моих слов не хватит, чтобы описать, с какой скоростью потрясающие известия о надеждах, ожиданиях и замыслах Абдул-Баха в отношении пробуждающегося континента наполнило энергией умы и сердца тех, кому выпала честь слышать Его, кто обрёл Его бесценные благословения и стал Его избранным наперсником и доверенным. Не представляется возможным адекватно передать чувства, что объяли эти героические сердца, когда они сидели у ног своего Учителя, под кровом Его дома-тюрьмы, готовые впитать и исполненные решимости сохранить излияния Его Божественной Мудрости. Я никогда не смогу воздать должное тому духу несгибаемой устремлённости, который, благодаря магнетизму Его личности и силе Его могущественного слова, возгорелся во всей группе возвращавшихся паломников, этих преданных вестников Завета Божиего, в ту решающую эпоху их истории. Такие имена, как Луа, Чейс, Макнатт, Дили, Гудол, Додж, Фармер и Бриттингем – упоминаю лишь нескольких из той бессмертной плеяды, что теперь присоединилась к Бахаулле в Его чертогах славы – навсегда будут связаны с подъёмом и утверждением Его Веры на американском континенте, и будут вечно изливать на её анналы сияние, которое никогда не потускнеет от времени.

Именно благодаря этим паломничествам, которые следовали одно за другим в первые годы после вознесения Бахауллы, величие Завета, на время омрачённое кажущимся превосходством его Главного Нарушителя, триумфально воссияло среди окруживших его злоключений. Именно прибытие этих паломников, и только оно, в конце концов рассеяло тьму, окутавшую безутешных членов семьи Абдул-Баха. С помощью этих сменявших друг друга посетителей Величайший Святой Лист, которая, вместе со своим Братом, единственная из всего семейства её Отца должна была противостоять всем своим родственникам и их споспешникам, нашла то утешение, которое так мощно поддерживало её до самого конца жизни. Благодаря силам, которые та небольшая группа паломников по возвращении сумела высвободить в сердце этого континента, прозвонил погребальный колокол по всем козням несостоявшихся разрушителей Дела Божиего.

Скрижали, впоследствии открытые неутомимым пером Абдул-Баха, в которых пылким и недвусмысленным языком излагались Его указания и советы, Его призывы и комментарии, Его надежды и пожелания, Его опасения и предупреждения, вскоре стали переводиться, публиковаться и распространяться по всему североамериканскому континенту, обеспечивая постоянно расширяющийся круг первых верующих той духовной пищей, без которой они не смогли бы пережить те жестокие испытания, что вскоре должны были обрушиться на них.

Однако час небывалого кризиса неумолимо приближался. Симптомы раскола, спровоцированного гордыней и амбициями, уже начинали затмевать сияние и мешать росту новорождённой общины, в создание которой апостолы-учителя этого континента вложили столько сил. Человек, который способствовал началу этой замечательной эры в истории Веры, которому Средоточие Завета Бахауллы пожаловал титулы «Пётр Веры Бахаи», «Пастырь Божиего Стада», «Покоритель Америки», которому была дарована особая честь – помочь Абдул-Баха заложить камень в основание Гробницы Баба на горе Кармель,— этот человек, ослеплённый своим исключительным успехом и стремящийся к абсолютной власти над мыслями и делами своих сотоварищей, дерзко поднял знамя бунта. Отколовшись от Абдул-Баха и заключив союз с Главным Врагом Веры Божией, этот сбившийся с пути изменник пытался, искажая учение и развернув кампанию безжалостного поношения личности Абдул-Баха, подорвать веру тех друзей, над обращением которых он, на протяжении не менее восьми лет, так энергично работал., Публикуя при активном содействии эмиссаров своего главного Союзника богословские трактаты и воспользовавшись поддержкой врагов Откровения Бахаи среди христианских священников, которые начали в то время активно действовать, он сумел нанести развивающейся Вере Божией такой удар, от которого она оправлялась медленно и болезненно.

Мне нет нужды особо останавливаться на непосредственных следствиях этого серьёзного, но всё же преходящего раскола в рядах американских сторонников Дела Бахауллы. Не буду я и распространяться по поводу содержания клеветнических сочинений, обрушившихся на них. Не кажется мне необходимым также упоминать о мерах, к которым бдительный Учитель прибег для того, чтобы успокоить, а потом и окончательно рассеять их опасения. Пусть будущие историки оценят значимость миссий каждого из четырёх избранных посланников Абдул-Баха, которые, один вскоре после другого, были отправлены Им в ту обеспокоенную общину с целью разрядить напряжение и влить в неё новые силы. Именно им нужно будет проследить по задачам, порученным этим посланникам Абдул-Баха, начальные моменты возникновения величественной Администрации, краеугольный камень которой этим вестникам было предписано заложить — Администрации, чьё Здание-символ Он впоследствии лично начал строить, и базис и масштабы которого позже были расширены благодаря положениям Его Завещания.

Достаточно сказать, что на этой стадии развития деятельность непобедимой Веры приняла такие масштабы что, с одной стороны, заставила ее врагов изобретать новое оружие для планируемых ими атак, а с другой — побудила её верховного Покровителя обучить её последователей, опираясь на квалифицированных представителей и наставников, основам Администрации, которая, по мере своего развития, могла бы как воплотить, так и сохранить и укрепить её дух. Труды таких упрямых противников, как Ватральский, Уилсон, Джессап и Ричардсон, соперничали друг с другом в тщетных попытках запятнать его чистоту, задержать его шествие и принудить его сдаться. На обвинения в нигилизме, ереси, магометанском гностицизме, аморальности, оккультизме и коммунизме, с такой лёгкостью бросаемые против них, неунывающие жертвы этих вопиющих инсинуаций, действуя под руководством Абдул-Баха, ответили тем, что инициировали ряд кампаний, по самой сути своей ставших предтечами постоянных, официально признанных административных институтов. Открытие первого Дома Духовности в Чикаго, названного Абдул-Баха «Домом Справедливости» этого города, основание Издательского Общества Бахаи, учреждение «Содружества Грин Эйкр», издание «Звезды Запада» (Star of the West), проведение первого Национального Съезда Бахаи, совпавшего с перемещением святых останков Баба к их вечному месту упокоения на горе Кармель, возникновение Храмового Союза Бахаи и создание Исполнительного Комитета Машрик аль-Азкара,— вот некоторые из наиболее выдающихся достижений американских верующих, обессмертившие память о самом бурном периоде их истории. Пущенный этими самыми деяниями в плавание по беспокойным морям непрекращающихся злоключений, управляемый могучей рукой Абдул-Баха и укомплектованный отважной, инициативной и полной энтузиазма командой испытанных в бурях учеников, Ковчег Завета Бахауллы, с тех самых дней и поныне, неуклонно следует по своему пути, презрев бури горьких неудач, что бушевали тогда и непременно продолжат атаковать его, в то время как он будет продвигаться к обетованной гавани, где царят безмятежная безопасность и мир.

Не удовлетворившись достижениями, коими увенчались совместные усилия избранных ею представителей на Американском континенте, и ободрённая первыми успехами своих учителей-пионеров за его пределами — в Великобритании, Франции и Германии — община американских верующих решила призвать в наступающую армию Бахауллы новобранцев из далёких стран. Отправившись с западных берегов своей родины и воодушевляемые неукротимой энергией новорождённой веры, эти странствующие учителя Евангелия Бахауллы предприняли форсированный бросок на острова Тихого океана, дойдя даже до Японии и Китая, полные решимости установить аванпосты возлюбленной ими Веры за самыми далекими морями. Как на родине, так и заграницей эта община к тому времени доказала свою способность расширять спектр и укреплять основы своих многочисленных начинаний. Голоса недовольных, протестовавшие против её возвышения, утонули в хоре одобрительных восклицаний, которыми Восток приветствовал её новые победы. Опасные тенденции, вызывавшие такое беспокойство, постепенно сходили на нет, открывая этим доблестным воинам ещё большие возможности для проявления доселе спавшей в них энергии.

Вера Бахауллы на американском континенте воистину воскресла. Подобно фениксу, она восстала во всей чистоте, мощи и красоте, и теперь, голосами своих победоносных сторонников, настойчиво звала Абдул-Баха, умоляя Его предпринять путешествие к её берегам. Первые плоды миссии, доверенной её достойным приверженцам, придали их призыву такую весомость, что Абдул-Баха, только что освободившийся из плена жестокой тирании, не смог устоять. Его огромная, ни с чем не сравнимая любовь к Его любимейшим чадам заставила Его ответить на призыв. Их страстные мольбы, более того, были поддержаны приглашениями представителей многочисленных заинтересованных организаций, как религиозных, так и образовательных и гуманитарных, выражающими пылкое желание услышать об учении Его Отца из Его Собственных уст.

Несмотря на преклонный возраст, несмотря на страдания, что причиняли Ему болезни, накопившиеся после пятидесятилетней ссылки и заключения, Абдул-Баха отправился в Своё памятное путешествие через несколько морей в страну, где Он смог благословить Своим присутствием и освятить Своими делами могущественные деяния, совершённые направляемыми Его духом учениками. Моё перо ни в коей мере не способно описать обстоятельства Его победоносного путешествия по главным городам Соединённых Штатов и Канады. Радость от Его прибытия, популярность Его дел, силы, высвобожденные Его речами, оппозиция, вызванная осмыслением логических следствий Его учения, важные события, постоянно случавшиеся благодаря Его словам и делам,— всё это будет, без сомнения, подробно и подобающим образом записано будущими поколениями. Они скрупулёзно опишут их аспекты, будут лелеять и хранить мемуары о них и передадут достоверные и подробнейшие записи о них своим потомкам. Без сомнения, с нашей стороны было бы слишком самонадеянно пытаться сегодня набросать даже в самых общих чертах описание этого обширного, этого увлекательного предмета. Размышляя, почти двадцать лет спустя, об этой важной вехе в духовной истории Америки, мы по-прежнему вынуждены признать свою неспособность охватить его сущность или постичь его тайну. На предшествующих страницах я уже упоминал некоторые наиболее выдающиеся аспекты этого незабываемого визита. С нынешней точки зрения, эти события красноречиво свидетельствуют о том, что Абдул-Баха целенаправленно стремился, посредством этих символических деяний, поручить этому первенцу среди общин Запада духовное лидерство, которое навсегда останется правом первородства американских верующих.

Семена, так щедро посеянные неустанными трудами Абдул-Баха, открыли перед Соединенными Штатами и Канадой,— а скорее даже перед всем континентом — возможности, каких они никогда не знали за всю свою историю. Маленькой группе возлюбленных и опытных учеников, а через них — и их последователям, Он завещал этим визитом бесценное наследие — наследие, влекущее за собой священную и наиглавнейшую обязанность восстать и продолжить на сём плодородном поле работу, так славно начатую Им. Мы можем отчасти представить себе пожелания, которые, должно быть, поднимались в Его страстном сердце, когда Он в последний раз прощался с этой многообещающей страной. Мы легко можем представить себе, что накануне отъезда Он говорил Своим ученикам: «Непостижимая Мудрость, в Своей бесконечной милости, избрала вашу родину для исполнения величайшего замысла. Посредством Завета Бахауллы я, словно пахарь, был призываем, с самого начала моего служения, поднять и вспахать её почву. Могучая поддержка, что в начале вашего служения щедро пролились на вас, подготовила и оживила эту землю. Невзгоды, что вам пришлось пережить вслед за этим, провели глубокие борозды на поле, подготовленном моими руками. Семена, вверенные мне, я теперь повсюду посеял перед вами. При вашей любовной заботе, вашими неусыпными трудами, каждое из этих семян должно прорасти, каждое — принести положенный ему плод. Скоро настигнет вас невиданно лютая зима. Её грозовые тучи быстро собираются на горизонте. Буйные ветра налетят на вас со всех сторон. Я уезжаю, и Свет Завета помрачится. Эти могучие шквалы, это зимнее запустение, тем не менее, пройдут. Дремлющее семя внезапно пойдёт в рост. Из него появятся почки, могучие учреждения Веры станут его листьями и цветами. Весенние ливни, что прольются на вас благодаря нежной заботе моего небесного Отца, помогут этому нежному растению раскинуть свои ветви в пределы, лежащие гораздо дальше границ вашей родины. И, в конце концов, неуклонно восходящее солнце Его Откровения, сияющее в своём полуденном великолепии, позволит этому могущественному Древу Его Веры принести, в назначенное время и на вашей почве, свой золотой плод».

Смысл этого прощального обращения недолго оставался скрытым от первых учеников Абдул-Баха. Как только Он завершил Своё долгое и трудное путешествие по американскому и европейскому континентам, начали случаться те самые ужасные события, о которых Он говорил. Конфликт, именно такой, как Он и предсказывал, прервал на время всякую связь с теми, кому Он оказал такое безусловное доверие, и от кого Он так много ожидал в ответ. Зимнее запустение, со всеми его разрушениями и кровопролитием, в течение четырёх лет шло своим безжалостным путём, тогда как Он, пребывая в тихом уединении Своего дома в непосредственной близости от священной гробницы Бахауллы, продолжал передавать Свои мысли и пожелания тем, кого Он оставил и кому выказал уникальные знаки Своего расположения. В бессмертных Скрижалях, которые Он являл в долгие часы размышлений о Своих возлюбленных друзьях, Он разворачивал перед их глазами Свою концепцию их духовной судьбы, Свой План миссии, которую Он хотел им поручить. Семена, посеянные Его руками, Он поливал теперь с той же заботой, с тему же любовью и терпением, что отличали Его предыдущие действия в то время, когда Он трудился среди них.

Трубный зов, возглашённый Абдул-Баха, стал сигналом для нового всплеска активности, которая, как в отношении вдохновлявших её мотивов, так и разбуженных ею сил, едва ли была знакома Америке ранее. Сообщив невиданный импульс трудам вестников Послания Бахауллы в далёких землях, это могучее движение продолжает расширяться и по сей день, набирая силу по мере своего распространения по всему земному шару, и будет и впредь ускорять своё шествие, покуда не будут полностью исполнены все пожелания его Зачинателя.

Оставив дом, родных, друзей и положение в обществе, горстка мужчин и женщин, горящих такими энтузиазмом и уверенностью, каких не смогла бы зажечь ни одна человеческая сила, восстали, чтобы исполнить поручение Абдул-Баха. Отправившись морем на север и доплыв до самой Аляски, совершив марш-бросок на острова Вест-Индии, пройдя Южно-американский континент до берегов Амазонки и выйдя через Анды к самым отдалённым южным пределам Республики Аргентина, продвинувшись на запад до острова Таити и далее на Австралийский континент, и даже ещё дальше — до самой Новой Зеландии и Тасмании,— эти бесстрашные вестники Веры Бахауллы подают, каждым своим действием, такой пример нынешнему поколению своих сотоварищей по Вере на Востоке, которому те смело могут подражать. Возглавляемые своей прославленной представительницей, которая с тех пор, когда прозвучал призыв Абдул-Баха, уже дважды обошла земной шар и, по-прежнему выказывая изумительную смелость и стойкость, продолжает пополнять уникальный список своих заслуг, эти мужчины и женщины помогли расширить сферу всемирного владычества Бахауллы в таких масштабах, которых ещё не знала история бахаи. Перед лицом почти непреодолимых препятствий они смогли, почти во всех странах, через которые они прошли или в которых жили, провозгласить учение своей Веры, распространить её литературу, защитить её дело, заложить основы её учреждений и увеличить число её признанных сторонников. В столь кратком повествовании у меня нет возможности пересказать историю этих героических деяний, и никакая дань моего уважения не воздаст должное тому духу, что позволил этим знаменосцам Религии Божьей возможность заслужить подобные лавры и облечь такой славой поколение, к которому они принадлежат.

Дело Бахауллы к тому времени уже обошло весь земной шар. Его свет, рождённый в мрачной Персии, был успешно принесён на европейский, африканский и американский континенты, а теперь проникал в сердце Австралии, окружая, таким образом, всю землю гирляндой сияющей славы. Насколько эти выдающиеся, эти стойкие ученики помогли наполнить радостью последние дни земной жизни Абдул-Баха, только Он Сам по-настоящему осознавал и смог верно оценить. Труды будущих поколений, безусловно, откроют уникальное и непреходящее значение подобных достижений, а их произведения достойным образом сохранят и прославят память о них. Какое глубокое удовлетворение, должно быть, чувствовал Абдул-Баха, осознавая приближение Своего последнего часа и наблюдая первые плоды международного служения этих героев Веры Своего Отца! Он поручил их заботам великое и прекрасное наследие. На закате Своей земной жизни Он мог исполниться уверенности в том, что эти умелые руки действительно смогут сохранить его целостность и укрепить его репутацию.

Кончина Абдул-Баха, такая внезапная с точки зрения вызвавших её обстоятельств и вызвавшая такие далеко идущие следствия, не смогла ни воспрепятствовать действию этой могучей силы, ни затмить её цели. Пылкие призывы, воплощённые в Завещании отошедшего в иной мир Учителя, только подтвердили её задачи, определили её характер и подкрепили обещания окончательного успеха.

Администрация непобедимой Веры Бахауллы рождалась в муках тоски Его последователей, оплакивающих Его уход, и посреди сумятицы, возникшей из-за нападок недремлющего врага. Могущественные силы, высвобожденные благодаря вознесению Средоточия Его Завета, оформились для достижения Божественной Цели в этом верховном, этом непогрешимом Органе. Завещание Абдул-Баха раскрыло его характер, вновь подтвердило его основополагающие принципы, дополнило его основы, провозгласило его необходимость и перечислило его основные институты. С той же непосредственностью, что характеризовала её отклик на Послание, провозглашённое Бахауллой, Америка теперь поднялась на поддержку дела Администрации, надёжно установленной в Завещании Его Сына. Именно ей, и ей одной, было дано в неспокойные годы, последовавшие за открытием этого важнейшего Документа, стать бесстрашным поборником этой Администрации, опорой её новорождённых институтов и главным распространителем её влияния. Американские верующие, предвестники золотой эпохи Веры, стали достойными наследниками своих персидских собратьев, которые удостоились венца мученичества в её героическую эпоху; теперь именно им была отдана пальма давшейся с таким трудом победы. Непрерывный список их прославленных деяний без тени сомнения свидетельствует об их первостепенном вкладе в формирование судеб их Веры. В мире, корчащемся в муках и сползающем к состоянию хаоса, эта община, идущая в авангарде освободительной армии Бахауллы, смогла за годы, последовавшие за вознесением Абдул-Баха, высоко вознести над учреждениями, созданными братскими общинами Востока и Запада, [такой институт,] который вполне может послужить главным столпом будущего Дома [Справедливости],— Дома, который потомки назовут последним прибежищем гибнущей цивилизации.

В исполнении их задачи ни нашёптывания вероломных, ни ожесточённые нападки заклятых врагов не могли отвратить их от высокой цели или подорвать их веру в возвышенность своего призвания. Смятение, спровоцированное человеком, который в своей неуёмной и постыдной погоне за земным богатством запятнал бы,— если бы не предупреждение Абдул-Баха,— доброе имя их Веры, их почти не потревожило. Наученные невзгодами и надёжно защищённые бастионами своих быстро развивающихся учреждений, они презрели его инсинуации и сумели, своей неколебимой верностью, расстроить его планы. Они не позволили ни признанному авторитету, ни предыдущим заслугам его отца и его сторонников ослабить их намерение полностью проигнорировать человека, которого Абдул-Баха так решительно осудил. Скрытные нападки, с помощью которых горстка обманутых энтузиастов впоследствии пыталась, на станицах своего периодического издания, задержать рост и воспрепятствовать продвижению нарождающейся Администрации также не сумели достичь своей цели. Отношение, которое позже выказала одна потерявшая разум женщина, её нелепые утверждения, её дерзостное глумление над Завещанием Абдул-Баха, сомнения в подлинности этого документа и попытки низвергнуть его принципы также оказались неспособны произвести даже малейший раскол в рядах его бесстрашных защитников. Злокозненные интриги, порождённые амбициями ещё одного коварного врага, появившегося относительно недавно, с помощью которых он и поныне пытается уничтожить благородные труды Абдул-Баха и исказить установленные Им административные принципы, ещё раз терпят полное поражение. Защитники Веры с самого начала совершенно пренебрегали этими кратковременными и бесплодными попытками её противников заставить сдаться её нововозведённую крепость. Какими бы яростными ни были нападки врага или искусными — его уловки, они отказались и на йоту поступиться своими святыми убеждениями. Его инсинуации и требования они неизменно игнорировали. Мотивы, сопровождавшие его действия, методы, которых он постоянно придерживался, необоснованные привилегии, которыми он, казалось, наслаждался краткое время,— всё это они глубоко презирали. Временно преуспевая благодаря махинациям, измышленным их интриганскими умами, и за счёт поддержки, которую им обеспечивали эфемерные преимущества, дарованные славой, способностями или богатством, эти законченные образчики порочности и ереси сумели на время показать свои уродливые черты, только для того, чтобы в конце,— так же быстро, как и появились,— погрузиться в трясину бесславного исчезновения.

Американские верующие вновь с победой вышли из этих тяжких испытаний, что в некоторых своих аспектах напомнили ту яростную бурю, которая сопровождала рождение Веры на её родине; их курс не отклонился, их слава не была запятнана, доверенное им наследие не пострадало. Череда величественных достижений, где каждое следующее было значительнее предыдущего, добавили славы и так уже славному списку заслуг. В бедственные годы, последовавшие сразу за вознесением Абдул-Баха, их деяния сияли столь ярко, что стали объектом зависти и восхищения со стороны их менее привилегированных собратьев. Вся община, свободная и в высшей степени уверенная, единодушно ответила на открывшуюся перед ней великую и славную возможность. Силы, благодаря которым она родилась и которые помогли её подъему, теперь ускоряли ее рост, так и с такой скоростью, что ни муки всемирного катаклизма, ни непрекращающиеся конвульсии обезумевшей эпохи не могли ослабить её усилий или воспрепятствовать её продвижению.

Внутри общины было инициировано несколько начинаний, которые, с одной стороны, позволили ей ещё больше расширить границы своей духовной юрисдикции, а с другой — подготовить необходимые орудия для создания и консолидации учреждений, которых такое расширение настоятельно требовало. Её внешние дела вдохновлялись двойной целью: продолжить, ещё интенсивнее, чем раньше, замечательную работу, начатую её международными учителями на всех пяти континентах, и всё более активного участия в рассмотрении и решении тонких и сложных проблем, к которыми сталкивалась недавно повзрослевшая Вера. Сигнал к началу этих достойных похвалы усилий дало рождение Администрации на этом континенте. Её постепенное укрепление было призвано обеспечить их продолжение и увеличить их результативность.

Всё, что я могу сделать в данный момент,— это перечислить лишь самые выдающиеся достижения, которые, как в их собственной стране, так и за её пределами, значительно повысили авторитет американских верующих и способствовали прославлению и возвышению Величайшего Имени; задача объяснения их смысла и надлежащего определения их значения останется будущим поколениям. Орган избранных ими представителей по праву должен быть назван первым среди братских Собраний Востока и Запада, кто разработал, развил и узаконил необходимые инструменты действенного выполнения их коллективных обязанностей — инструменты, которые каждая правильно сформированная община бахаи должна считать моделью, достойной принятия и подражания. Подобным же образом, именно их усилиям следует приписать историческое достижение — построение долговременной и нерушимой основы поддержания своего национального имущества, и создание соответствующего ведомства для формирования вспомогательных органов, занимающихся управлением, от имени их доверенных лиц, той собственностью, которую они могут приобрести вне рамок своей непосредственной юрисдикции. Благодаря весомой моральной поддержке, так щедро оказанной ими своим братьям в Египте, они смогли убрать некоторые из самых труднопреодолимых препятствий, с которыми пришлось столкнуться Вере в её борьбе за освобождение от оков мусульманской ортодоксии. Посредством эффективного и своевременного вмешательства те же самые избранные представители смогли предотвратить несчастья и опасности, что угрожали их преследуемым сотоварищам в Советских Республиках, и отразить яростный натиск, чреватый разрушением одного из самых драгоценных и благородных учреждений бахаи. Только чистосердечная помощь, моральная и финансовая, которую американские верующие, как по отдельности, так и совместно, решили оказать в ряде случаев нуждающимся и изнурённым среди своих собратьев в Персии, смогла спасти этих несчастных жертв последствий тех бедствий, что выпали на их долю после вознесения Абдул-Баха. Именно общественное внимание, привлечённое усилиями их американских братьев, протесты, которые они направляли, воззвания и петиции, которые они подавали, смягчили эти страдания и обуздали насилие худших и самых деспотичных противников Веры в той стране. Кто, как не один из их самых выдающихся их представителей, поднялся для того, чтобы заставить Трибунал — величайший из всех, которые до сих пор видел мир,— обратить внимание на беды, что претерпела от руки узурпатора Вера, лишённая одного из своих самых важных святилищ? Кто ещё сумел заручиться, посредством терпеливых и упорных усилий, письменными подтверждениями, свидетельствующими о справедливости гонимого движения и подразумевающими её право на независимый религиозный статус? «Комиссия,— говорится в резолюции, принятой Постоянной Мандатной Комиссией Лиги Наций,— рекомендует Совету попросить британское Правительство выступить с протестом к иракскому Правительству с целью немедленного восстановления справедливости, в которой было отказано подателям петиции (Духовному Собранию бахаи Багдада)». Смог ли кто-нибудь, кроме американской верующей, получить от члена королевской семьи такие выдающиеся и многократные свидетельства возрождающей мощи Веры Божьей, такие замечательные признания всеохватности её учения и возвышенности её миссии. «Учение Бахаи,— говорится в письменном свидетельстве этой королевы,— несёт мир и понимание. Оно подобно распростёртым объятиям, собирающим вместе всех, кто так давно ищет слов надежды. Оно принимает всех великих Пророков, бывших ранее, оно не разрушает ничьих убеждений и оставляет все двери открытыми. Опечаленная постоянными раздорами между верующими многих конфессий и утомлённая их нетерпимостью друг ко другу, я обнаружила в учении Бахаи истинный дух Христа, так часто отвергаемый и понимаемый неверно: Единство вместо раздоров, Надежда вместо осуждения, Любовь вместо ненависти, и огромное утешение для всех людей». Разве не помогли американские приверженцы Веры Бахауллы — благодаря смелости, выказанной одним из самых блестящих членов своей общины,— создать условия для удаления тех барьеров, которые, на протяжении почти целого века, препятствовали росту их сотоварищей-верующих в Персии и подтачивали их силы? Не Америка ли, всегда помнившая о страстной мольбе Абдул-Баха, отправляла во все концы земли всё большее число своих самых преданных граждан,— мужчин и женщин, единственным стремлением в жизни которых было укрепление основ всемирного владычества Бахауллы? В самых далёких северных столицах Европы, в большинстве её центральных государств, по всему Балканскому полуострову, вдоль берегов Африканского, Азиатского и Южноамериканского континентов сегодня можно найти небольшую группу женщин-пионеров, которые, без посторонней помощи и при ограниченных ресурсах, трудятся во имя наступления Дня, предсказанного Абдул-Баха. Разве отношение Величайшего Святого Листа, в завершающие дни её жизни, не несёт в себе красноречивого свидетельства о том уникальной роли, которую сыграли её стойкие и самоотверженные возлюбленные на этом континенте, облегчив бремя, которое так долго и тяжко лежало на её сердце? И, наконец, кто отважится отрицать, что завершение надстройки Машрикул-Азкар — наиболее славное свершение как среди прошлых, так и нынешних достижений Америки,— выковало ту таинственную связь, которая должна соединить, гораздо крепче, чем когда-либо, сердца его победоносных строителей с Тем, Кто есть Источник и Средоточие их Веры и их искреннейшего поклонения?

Сотоварищи-верующие Американского континента! Воистину, велики ваши прошлые и нынешние достижения! Но неизмеримо величественнее те чудеса, что готовит вам будущее! Здание, воздвигнутое благодаря вашей жертвенности, всё ещё нужно облачить в одежды. Дом [Справедливости], который должен будет опираться на важнейший административный институт, воздвигнутый вашими руками, до сих пор не построен. Положения главного Вместилища тех законов, что должны управлять его работой, таким образом, по большей части ещё не раскрыты. Знамя, которое, во исполнение желания Абдул-Баха, должно взвиться в вашей стране, всё ещё нужно развернуть. Единство, символом которого это знамя должно стать, ещё отнюдь не утверждено. Аппарат, который должен воплотить и сохранить это единство, ещё даже не был создан. Кто восстанет и примет на себя лидерство, необходимое для определения судеб этого неспокойного века — Америка или какая-нибудь из европейских стран? Позволит ли Америка какой-либо из братских общин Востока или Запада достичь такого влияния, которое отнимет у неё то духовное превосходство, которым она была облечена, и которое она до сих пор с таким достоинством сохраняла? Не предпочтёт ли она вместо этого, через дальнейшее раскрытие сокрытых к ней сил, формирующих её жизнь, внести свой вклад в обогащение того бесценного наследия, которым любовь и мудрость вознёсшегося Учителя одарили её?

Её прошлое свидетельствовало о неистощимой жизненной силе её веры. Неужели её будущее не подтвердит этого?

 

Ваш истинный брат,
ШОГИ.

Хайфа, Палестина,
21 апреля 1933 г.

 

Использованы материалы официального интернет-сайта общины последователей Веры Бахаи в России www.bahai.ru - официальный веб-сайт общины последователей Веры Бахаи в России (скачано: декабрь 2011)


Также смотрите работы Шоги Эффенди:

Информация о другой литературе бахаи доступна в библиографии на нашем сайте.

Ольга Михайловна Алексеева

Рубеж 80-90-х годов прошлого двадцатого века для многих людей в нашей стране был временем глубокого духовного кризиса. Я тоже пребывала в состоянии поиска, предчувствия перемен. Сорока лет отроду и будучи пассивным диссидентом, я восприняла крах советской системы вполне оптимистично. Но дальнейшее развитие нашего общества, моей семьи и моей собственной души представлялись мне зыбкими и неясными. В поиске ориентира я стала посещать лекции на религиозные и философские темы, чаще ходить в церковь, читать книги соответствующего толка. Но все было не то, не мое… Но надо было делать хоть что-то. И этим что-то стало намерение улучшить свой английский язык. В течение лета 1990-го года, которое я проводила с восьмилетним сыном на даче, я серьезно самостоятельно занялась английским, а осенью пошла на курсы — занятия 1 раз в неделю. Надо сказать, что в моей семейной ситуации эти скромные, казалось бы, шаги требовали больших усилий. Работа. Дети. Напряженные отношения с мужем — непросто было выкроить время и силы на что-то еще.

 В самом начале 91-го года сидя дома на кухне, я включила ТВ и увидела передачу, где известная журналистка беседовала с неким канадцем. Он приехал в Россию для того, чтобы познакомить людей в нашей стране с новой религией, название которой я не расслышала. Этот канадец, славный парень, простыми и безыскусными словами заговорил о том, что было у меня на душе, что казалось мучительным и неразрешимым. В том, что он говорил, был смысл, было предчувствие ответов на мои вопросы. Я не запомнила имени этого канадца, и когда передача закончилась, я подумала: «Как жаль, что никогда мне не встретить этого человека, не узнать это учение, о котором он толковал, как жаль…»

Примерно через неделю одна моя родственница, учительница английского, зная о моих опытах самообучения, звонит мне и говорит, что ее отправили на курс повышения квалификации и что если я хочу, то можно ходить и мне, т.к. у них недобор желающих. «Кстати, — говорит она мне — Там устную практику ведет какой-то канадец, какую-то новую религию приехал сюда проповедовать…»

Вспоминая эти времена сейчас, я снова ощущаю то волнение, тот постоянный душевный подъем, которые сродни предчувствию любви.

На первом же занятии, в конце урока я подошла к Питеру (Питер Идзинга — так звали канадца из телевизора) и на своем неуклюжем английском сказала, что меня привело сюда не только стремление усовершенствовать язык, но скорее то, что я услышала в передаче. Глаза Питера просияли в этот момент, он расспросил о моих воззрениях и пригласил на встречу у него дома, «фаэр сайд». А еще он сказал, что, к сожалению, у него есть только один экземпляр книжки «Розы любви» на русском, поэтому он не может подарить, а только даст почитать.

Я пришла домой, прочитала ее много раз, и поскольку не могла с нею расстаться, то решила всю ее переписать. Думаю, что именно в время этого переписывания и произошло обращение моей души в Веру Бахаи.

Официально я стала членом общины и была занесена в список в Ризван 1991 года, на собрании, которое проходило в Доме Писателей. Несмотря на весеннее время, была метель, многочисленные люди, пришедшие на встречу, были мне еще незнакомы, было страшновато, но чувство счастья не покидало меня.

Нужно заметить, что петербургская община в 1991 году уже сложилась, духовное собрание было выбрано, праздники проходили, но главными в то время были фаэрсайды, встречи, когда можно и нужно было задавать вопросы, обсуждать Писания, делиться своими мыслями и переживаниями. Когда я пришла в общину, в Петербурге было четверо пионеров из Канады — уже упомянутый Питер Идзинга с женой Мэрилин и Дэвид и Мэрилу Нэйлоры. Нэнси Аккерман, которая приехала еще раньше, в тот момент отсутствовала, поэтому я увидела ее позже. Со стороны советников нашей общине помогали Павел Семенов и Музафар Намдар. Каждый из этих людей был по-своему замечателен, каждый был отважным и самоотверженным и главное, воспламененным. Сейчас не хочется перечислять бытовые трудности, обрушившиеся на плечи пионеров, но о чем нельзя не сказать, это психологическое напряжение. Тотальная паника пронизала все наше общество и каждого отдельного человека. С этими чувствами приходили люди, пытаясь найти выход из мучительного тупика, не зная Бога и молитвы. В этот период мне особенно помогли фаэрсайды Дэвида Нэйлора. По характеру человек суховатый, но мудрый и отважный, он хорошо знал писания и умел помочь их понимать. Ему очень трудно было в России из-за языка, совсем другой культуры, а так же личных обстоятельств. Но я думаю, что его вклад в начальные этапы развития Веры в Петербурге чрезвычайно велик.

Другой фигурой, ярко окрасившей это время, был Музафар Намдар. Человек весьма пожилой, перс по национальности и наследственный бахаи, он очень много делал для нашей молодой общины. Его участие было тем более ценно, что будучи беззаветно преданным Вере и обладая огромным жизненным опытом, он к тому же говорил на прекрасном русском языке. Сама же наша община проходила период становления вместе с каждым из своих членов. В то время, когда я пришла, в их числе уже были Вадим Номоконов, Фарида Полоскина, Лена Прокопенко, Жанна Калугина, Игорь Дюков. В целом община показалась мне собранием интеллигентных, ищущих, неуспокоенных людей, среди которых было немало молодежи. Интересно, что знание английского, в тот момент столь важное, для некоторых оказалось неприемлемым, а для некоторых Вера стала стимулом его освоения. В этом видно значение принципа универсального вспомогательного языка, провозглашенного Бахауллой. Вообще говоря, многие люди, которые были в общине тогда, не нашли себя в этом учении, по тем или иным причинам не стали бахаи. Тем не менее атмосфера тех лет запомнилась мне как яркая, даже эйфорическая, наполненная событиями.

Одним из таких событий стал Национальный Съезд в 1992 году, который провели в Петербурге. Впервые воочию мы смогли увидеть национальную и мировую общину. Было много участников, гостей, советников. Стал понятен масштаб явления, в которое ты, волею небес, вовлечен. Слова «мировая религия, мировые процессы» обрели для меня реальный смысл. Запомнилась речь Фарзама Арбаба, тогда еще не члена ВДС. Тогда я впервые увидела Уильяма Хетчера, впоследствии сыгравшего большую роль в жизни нашей петербургской и национальной общин.

Не менее значительным этапом нашей истории мне представляется начало работы детских классов. Дело в том, что в общине на тот момент оказалось немало детей и подростков, чьи родители или уже стали бахаи, или были близки к Вере. Как всякое хорошее важное дело, организация классов требовала большой подготовки и напряжения сил, настоящего бахайского сотрудничества и любви. К этому времени в нашей общине появилась еще одна пара канадских пионеров — Кэтрин и Дэлл Кэрри с их двумя дочками. Дэлл принял активное участие в работе уже созданного к тому времени издательства «Единение», (это отдельная страница нашей истории, которую напишут ее непосредственные участники). А Кэтрин стала основным идеологом и организатором наших классов. Первые десять занятий состоялись весною 1992 года в моей мастерской на Пушкинской 11. Художественная мастерская — место, весьма относительно пригодное для детских уроков. Тем не менее, при явной нехватке стульев, столов, чашек атмосфера на наших занятиях была чудесная. Дети со своими учителями располагались на полу в большой комнате, а родители со своими руководителями горячо дискутировали в маленькой. Дети той поры ныне взрослые молодые люди: Андрей и Наташа Ткачевы, Саша и Катя Васильевы, Аня Ветрова, Леня Алексеев, Миша Прокопенко…. Может быть, я не помню всех, но они сами, наверное, помнят эти уроки. Не все эти ребята стали бахаи, но я верю, что в душе каждого остался некий след. В следующем сезоне наши классы выросли — больше стало ребят, и мы стали заниматься в помещении детского клуба на Литейном 9. К героическим эпизодам истории детских классов относится наш майский турпоход, завершивший учебный сезон. Из взрослых были Дэвид Нейлор, Людмила Филипповна и я, детей же было человек десять, не меньше. Ночевали в палатках, холод был адский, но было здорово. Дружба, завязавшаяся тогда, для некоторых продолжается и по сей день.

В этот же период летом, в ходе мирового путешествия к нам приезжала Рухие-Ханум. Это событие было очень значительным как для внутренней жизни общины, так и для ее внешних контактов. В числе других друзей мне пришлось сопровождать Рухие-Ханум на официальной встрече с депутатами городского собрания в Мариинском дворце. Какое искреннее уважение и дружелюбие читалось на лицах высокопоставленных политиков, когда она кратко, но емко обрисовала цель своего визита и принципы Веры.

Так получилось, что моей семье выпала особая честь: 6 августа — день рождения Рухие-Ханум, и наше МДС выбрало мой дом для этого праздника. Так что Рухие-Ханум и сопровождающие ее друзья и, конечно, члены нашей общины были в этот день нашими гостями.

Думаю, все петербургские бахаи согласятся со мною в том, что Билл Хетчер и его жена Джудит были счастливым билетом нашей общины. Они уже не были пионерами в буквальном смысле слова, но служение их было подвижническим. С другой стороны, по их собственным словам, пребывание в России было очень счастливым временем в их жизни. Ведь труды их упали на благодарную почву, люди в Петербурге слушали лекции Билла с открытым сердцем и умом. Я же лично думаю, что повстречать человека такого интеллекта и духовной мощи, сотрудничать и дружить с ним — просто огромная радость и удача. С Биллом и Джудит связаны многие дела и прекрасные проекты. Один из важнейших — создание нашей газеты «Зеркало». Как это бывает при правильном сотрудничестве, яркая личность вызывает к жизни новые таланты. Они не преминули явиться: Аня Жукова, Игорь Верещагин и другие молодые бахаи оказались замечательными журналистами.

Все, о чем я вспоминаю, окрашено радостными, позитивными тонами. Но были и трудности, и неудачи. Хочу рассказать об одной из них. В конце 90-х годов наша община существенно выросла, и интересующихся на наших встречах тоже было много. Среди них частой посетительницей стала некая женщина средних лет по имени Вера. Очень худая, с длинными полуседыми волосами, образованная и умеющая говорить, она сначала проявляла большой интерес к религии. Но раз от раза ее высказывания становились все более странными и назойливыми, а поведение агрессивным. С нею стало трудно справиться. Как, например, быть с человеком, который походит к столу с угощением раньше всех и старается съесть как можно больше, ни мало не заботясь о других? Очевидно, Бог послал общине испытание на зрелость. Увы! Реакция наша была не на высоте. Раздражение возникало при каждом появлении этой женщины и отравляло атмосферу наших встреч. Скверно то, что наших сил не хватило на нейтрализацию вредоносного воздействия одной несчастной болезненной души. Дело кончилось скандалом и изгнанием возмутительницы спокойствия из общины. Почему я вспомнила этот случай? Наш личный духовный рост и рост общины, я думаю, проверяется в самых разных обстоятельствах. Важно запомнить, что было трудно, чтобы в следующий раз быть готовым и справиться с препятствием.

Важнейшей вехой в начальном периоде нашей истории было приобретение своего дома — нашего дорогого и любимого центра. Поиски подходящей квартиры, а затем ее покупка были не только сложным, но и рискованным делом. В то раннее постсоветское время вся деятельность, связанная с недвижимостью и финансами, была рискованной. Всемирная община выделила немалые деньги, чтобы у набирающей силу петербургской общины появился свой кров. Этой задачей вплотную занялось МДС и особенно замечательная наша бахаи Ира Груздева. Сама Ира, ее взрослые дети Игорь и Маша и ее пожилая матушка Мария Сергеевна стали бахаи, а муж Анатолий, не будучи членом общины, тем не менее очень помогал во всех делах.

Когда в 1993 году квартира в центре города была куплена, множество новых возможностей открылось перед нами: детские классы выросли, праздники собирали больше народу, множество лекций и семинаров происходило регулярно. Я уж не говорю о такой уникальной традиции, как молитвы в ночь рождения Бахауллы, сопровождаемые прогулкой при свете белых петербургских ночей. Вообще, сами улицы, набережные, сады вокруг нашего центра, я думаю, являют образ зримой гармонии. Мы привыкли к этому, не очень ценим эту радость, но и для нас, и для наших гостей из других городов и стран это обстоятельство является истинным подарком.

Вот еще одно воспоминание. Прошлые годы частым делом бывали совместные проекты нескольких общин. То мы едем на семинар, то сами проводим его в другой общине, то зимняя школа под Петрозаводском, то проект по распространению в Новгороде с участием американских друзей, то выставка в Вологде. Особенно запомнилась поездка в Мурманск. Из тамошних бахаи нас встречали Оля Гутаева и Лейсан и ее матушка и вся небольшая мурманская община. А наш состав был — Аня Жукова, Миша Прокопенко, Кирилл Фетисов, Леня Алексеев и я. Честно говоря, не помню, какова была тема нашей поездки, но все было так чудесно: и трудно, и весело, и душевно.

Советником в течение нескольких сроков служила Лариса Цуцкова. Как ей удавалось сочетать глубокое понимание Веры и жизнерадостный, всегда творческий подход к делу при том, что она проводила очень большую работу, для меня до сих пор загадка. Но факт то, что советником она была замечательным.

Двадцать лет — большой срок. Ясно, что я описала лишь малую часть событий, упомянула далеко не всех хороших людей, встреченных на бахайских дорогах.

Завершая свои непричесанные мемуары, скажу: Вера Бахаи для меня не просто учение, это способ жизни. Не всегда получается ему соответствовать, но община — это то место, где можно подзарядить аккумулятор, где участвуя в сугубо религиозных делах — молитвах, проектах, семинарах, — получаешь силы жить в миру. Конечно, главная духовная работа происходит внутри личности, но помощь и поддержку в этом процессе и его направление мы находим в общине. А потому — ДА ЗДРАВСТВУЕТ НАША ОБЩИНА, ДА ТОРЖЕСТВУЕТ ВЕРА БАХАИ НА РАДОСТЬ ВСЕМ НАМ И ВСЕМУ МИРУ !!!!!  

 

Дата написания: конец 2011- начало 2012


 

Об истории общины бахаи Санкт-Петербурга также читайте воспоминания Вадима Номоконова "О зарождении и развитии местной общины бахаи в Санкт-Петербурге"

"Вероучение Бахауллы внесло свет и радость в мою жизнь"  — воспоминания Н.Н.Сазеевой

 

Основные каталоги книг на сайте «Архивы — память общины»