Хамид Пезешкиан
Издание подготовлено к печати Международным центром позитивной психотерапии (руководитель — доц. Н. Пезешкиан, г. Висбаден, Германия) и Русско-Германским Центром позитивной психотерапии (руководитель — проф. П. И. Сидоров, г. Архангельск).
Перевод Е. Э. Сысоевой и канд. мед. наук А. Г. Калинина.
ISBN 5-880-80-001-9 Также указан ISBN 588086-001-9
Содержание
Предисловие
Введение
Глава 1. Позитивная психотерапия
1.1. Транскультуральный и междисциплинарный подход в психотерапии
1.2. Позитивный подход
1.3. Позитивное представление на человека
1.4. Межкультуральный подход
1.5. Позитивная интерпретация заболеваний
1.6. функции историй
Глава 2. Четыре сферы разрешения конфликта честна жизни в свете интегрированной медицины
Глава 3. Схема конфликта в позитивной психотерапии
3.1. Актуальный конфликт
3.2. Личность пациента
3.2.1. Ситуация в данный момент
3.2.2. Основной конфликт (4 компонента, формирующие модели поведения)
3.2.3. Первичные вторичные актуальные способности
3.3. Ключевой конфликт
Глава 4. Пять уровней Б позитивной психотерапии
- Уровень наблюдения и дистанцирования
- Уровень инвентаризации
- Уровень ситуативного одобрения
- Уровень вербализации
- Уровень расширения целей
Глава 5. Первое интервью в позитивной психотерапии
Глава 6. Психосоматика
— общая психосоматика
— специальная психосоматика (психосоматика при люмбаго межпозвоночных хрящей)
Глава 7. В поисках смысла
— новая перспектива
— алкогольная п наркотическая зависимость
Глава 8. Религия и психология
Заключительная история
ПРЕДИСЛОВИЕ
Книга «Основы позитивной психотерапии» написана доктором медицины Хамидом Пезешкианом, сыном основателя этого метода известного психотерапевта Носсрата Пезешкиана. По существу, это учебное пособие, написанное понятным для непрофессионалов языком и ориентированное на самый широкий круг читателей. Важно подчеркнуть, что книга уже адаптирована к российской аудитории, так как составлена на базе курса лекций, прочитанных отцом и сыном Пезешкианами в ходе трехэтапного семинара в Архангельском медицинском институте. Семинар успешно завершился в конце декабря 1992 года. Все слушатели были искренне восхищены профессионализмом и обаянием своих наставников и единодушны в положительной оценке этого нового для российской психотерапии конфликт-центрированного метода. Этот метод оказался в равной мере привлекательным для психологов и психиатров, педагогов и социальных работников, бизнесменов и менеджеров, Его универсальность во многом заключается в транскультуральном и междисциплинарном подходе, стройной системе психологической помощи и самопомощи. Безусловными достоинствами этого метода является доступность для всех социальных и возрастных групп, профилактическая направленность и сочетаемость с любыми психотерапевтическими методиками, семейный подход и непродолжительность (20 сеансов). Предлагаемые методические подходы в равной мере применимы и на этапе функциональных донозологических-расстройств, и при коррекции психосоматических и соматических нарушений, поэтому книга будет интересна широкому кругу врачей-интернистов. Кстати, докторская диссертация Хамида Пезешкиана была посвящена оценке эффективности позитивной психотерапии в лечении люмбаго.
Позитивная психотерапия с равной актуальностью воспринимает и комплексно воздействует на все основные составляющие человека: тело, душу и дух, соответственно выделяя в лечении биологическое, психосоциальное и духовное направление. На последнем представляется важным остановиться чуть подробней, учитывая современный российский повышенный интерес к возрождающимся институтам веры и религии.
Позитивная психотерапия опирается на бахаистскую веру, являющуюся новейшей самостоятельной религией мира, зародившейся в Персии в 1844 г. Пророком-основателем являлся Баха-Улла, имя которого означает «Слава Божия». Им были сформулированы основные духовные принципы: единство Бога, единство религии и единство человеческого рода. Он объявил, что религиозная истина относительна, а не абсолютна, и она направляет духовную эволюцию человечества. Его учение направлено на объединение всех рас, народов религий мира в одном человеческом семействе, достижение прочного мира и всеобщего обязательного обучения, реализацию принципов социальной справедливости.
Интересно отметить, что первый в мире бахаистский молитвенный дом был сооружен в России в Ашхабаде в 1908 году, но, к сожалению, был полностью разрушен при землетрясении 1948 года. В настоящее время в мире насчитваетсяболее четырех миллионов бахаистов, объединенных в 148 национальных духовных собраний. Побывав недавно в «Храме Лотоса» в Дели я могу засвидетельствовать силу эмоционально-эстетического впечатления у посетителей этого бахаистского молитвенного дома индийского субконтинента.
Используемые в позитивной психотерапии восточные истории и сказки очень тонко и эффективно расширяют смысловой горизонт пациента и облегчают коррекцию ценностных приоритетов, вооружают пациента инструментом само- и взаимопомощи. Помощи, столь необходимой в современной российской социально-экономической и политической кризисной ситуации.
В самом деле, в России за последние годы создана уникальная экспериментальная модель социально-стрессовых расстройств. К сожалению, достоверной статистической картины психического здоровья нации сегодня нет, но выборочные исследования свидетельствуют о росте распространенности психосоматических заболеваний (каждый второй посетитель поликлиники нуждается в консультации психотерапевта) и посттравматических стрессовых расстройств (беженцы и мигранты, участники гражданских войн и афганские комбатанты, нищие и безработные). Меняется клиническая картина н динамика невротических расстройств. Так, крах коммунистической идеологии привел к появлению ноогенных неврозов, описанных Виктором Франклом, которые проистекают от крушения мировоззренческих и нравственных ценностей.
Если во времена так называемого застоя, общественная апатия была следствием в том числе социальной сенсорной депривации, то сегодняшние социально-стрессовые реакции — прямое следствие сенсорной гиперстимуляции по всем возможным каналам восприятия: от телевизионных новостей до тощих кошельков. На максимальном уровне обобщения с точки зрения экологии человека можно сказать, что вся страна находится в чрезвычайной экологической ситуации, если не в зоне социального экологического бедствия.
Дефицит средств и форм психологической защиты общественного здоровья, который продемонстрировали официальные здравоохраненческие структуры, подтолкнул интерес населения к различным альтернативным парапсихологическим и псевдонаучным учениям, колдунам и мессиям. Нынешний российский истеродемонический ренессанс прямое следствие краха прежних идеалов и ценностей, свидетельство масштабности взрощенной субпопуляции с невысокой культурой и отсутствием способностей к самостоятельным решениям, с рентными установками и потребительской психологией. Мифологическое мышление и в целом архаическая психика обнаружили высокую инертность и ригидность за концептуальными рамками отечественной социальной утопии, интолерантность к негативным социально-стрессовым воздействиям и шаблонность защитно-компенсаторных форм реагирования (агрессия, отрицание и т. д.). В этом отношении позитивная психотерапия реализует актуальную потребность коррекции мировоззренческой и нравственно-ценностной шкалы, расширения диапазона приемлемости разнообразных форм адаптивного поведения и санации общественного здоровья.
Позитивная психотерапия мобилизует пациента и дает видение перспективы. Я убежден, что и сам метод имеет большое будущее в нашей стране. По-видимому, в ближайшее время будет создана Российская ассоциация позитивной психотерапии, проведен цикл методических п научно-практических конференций, завершено формирование региональных центров (Архангельск, Екатеринбург, Казань и др.). Самостоятельное значение имеет технология интеграции западных психотерапевтических методик па отечественном медицинском рынке. На модели внедрения позитивной психотерапии русские психиатры, как мне кажется, обнаружили достойный уровень профессионализма и организованности.
Член-корреспондент
Академии Естественных Наук
Российской Федерации,
профессор П. И. Сидоров.
Также смотрите книги по позитивной психотерапии:
- Пезешкиан Н. Если ты хочешь иметь то, что никогда не имел, тогда сделай то, чего никогда не делал. Институт позитивной психотерапии, – 2010. –128 c.
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем. – М.: Смысл, 1993. – 332 с.: ил.
- Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. Тренинг в воспитании партнерства и самопомощи: Пер. с нем. – М.: Медицина, 1995. – 336 с.: ил.
- Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории в позитивной психотерапии: Пер. с нем./Общ. ред. А. В. Брушлинского и А. З. Шапиро, предисл. А. В. Брушлинского, коммент. А. З. Шапиро. — СПб.: Единение, — 1995. — 237 с.
- Пезешкиан Н. 33 - и одна форма партнерства: Пер. с нем. – М.: Медицина, 1998. – 288 с.: ил.