Роль женщины в религиозной и общественной жизни One Country, январь–март 2002, № 1 (14), стр. 15-16 |
Известная китайская поговорка гласит, что женщинам принадлежит половина неба. Однако эта идея не всегда приветствовалась руководством большинства религий, где главенствующую роль всегда играли мужчины.
Новая книга, опубликованная Всемирной Конференцией по религии и мирному сотрудничеству, обращается к этому несоответствию, показывая участие верующих женщин в общественной деятельности.
«Роль женщины в религиозной и общественной жизни» представляет собой сборник из 11 очерков, авторы которых — женщины, представляющие широкую палитру вероисповеданий: африканские и китайские традиционные культы, буддизм, христианство, индуизм, ислам, иудаизм и веру бахаи.
Каждый очерк пытается отразить достижения обычных женщин, членов своих религиозных общин, и показать, что женщины «талантливы, красноречивы, активны, отзывчивы и преданны».
Книга, выпущенная под редакцией Аззы Карам, директора женской программы Всемирной Конференции по религии и мирному сотрудничеству, с успехом добивается не только этих целей. Очерки значительно различаются по своему стилю и подходу: в некоторых на первый план выступает широкий исторический обзор роли женщин в своих религиозных общинах, тогда как другие опираются на священные книги, предлагая их новое толкование в свете того, что женщинам должно отводиться более важное место. Если же рассматривать сборник в целом, то он весьма убедительно доказывает, что основополагающая идея всех основных мировых религий может быть воспринята без каких-либо ссылок на половую принадлежность.
Рита Гросс в своем очерке «Буддистское отношение к женщинам» отмечает, что «по своей сути это учение, история которого насчитывает 2,5 тыс. лет, свободно от упоминаний о половой принадлежности и нейтрально в этом отношении», однако «это не означает, что женщинам и мужчинам был дан одинаковый статус, или что от них ожидались одинаковые действия на протяжении большей части истории буддизма».
Г-жа Гросс говорит, что возникновение патриархальной, если не женоненавистнической, религиозной практики было обусловлено доминированием мужчин в рамках той культуры, в которой возник буддизм. Несмотря на это, пишет она, сегодня открывается возможность дать другое толкование буддизма, чтобы его практика не руководствовалась более «скрытым или явным предпочтением мужчин и их интересов».
Это стало возможным, поясняет она, в том числе и благодаря возникновению больших групп буддистов, которые считают себя серьезными верующими, но вместе с тем принимают участие в обычной домашней и экономической деятельности. Эти мирские виды деятельности, указывает г-жа Гросс, традиционно были «женской вотчиной», что и привело к возникновению «большого и сильного ядра женщин — духовных учителей, хорошо образованных, глубоких в своей практике, умеющих хорошо выражать свои мысли, но ни в чем не похожих на мужчин».
Анализируя протестантское христианство, Нелиа Бет Сковилл утверждает, что фундаменталистские христианские доктрины, отчуждающие женщин, также основаны на патриархальном толковании священных книг и не всегда находят подтверждение в Библии.
«Теологический взгляд на подчиненное положение женщины доминировал на протяжении всей истории христианства, однако он был не единственным, — пишет преподобная Сковилл, священник церкви Апостолов Христа. — В христианстве всегда были как мужчины, так и женщины, настаивавшие на том, что замысел Божьего творения — равенство, а не иерархия».
Она цитирует апостола Павла (Гал.3:28): «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».
В очерке об исламе Суад Ибрахим Салех подобным же образом утверждает, что хотя обращение с женщинами в исламе было далеко не на равных, тем не менее Коран и предания о Мухаммеде можно истолковать иначе – по крайней мере они предписывают считать женщину мусульманку равной мужчине-мусульманину по моральным качествам.
«Ислам возлагает долг реформирования общества на всех верующих, как мужчин, так и женщин, — пишет г-жа Салех, профессор Женского Колледжа при университете Аль-Азхар в Каире. — Ответственность лежит на всех, и никто не может избежать ее, потому что она основывается не на половой принадлежности, а на том, что мужчины и женщины — две части человечества… Иными словами, мусульманские женщины и мужчины должны играть в обществе равную роль».
Заключительный очерк книги «Женщины, общественная деятельность и общее благо» Джанет Хан, сотрудника Исследовательского отдела во Всемирном Центре Бахаи, представляет точку зрения бахаи на роль женщин в общественной жизни. Очерк составляет разительный контраст по отношению к другим рассказам, поскольку в нем нет извинений или оправданий. Это объясняется тем, что в Писаниях веры бахаи не только открыто говорится о духовном равенстве женщин и мужчин, но и однозначно утверждается, что это равенство сегодня должно быть «выражено как на личном уровне, так и в общественной деятельности», как формулирует это д-р Хан.
«В действительности, — пишет она, — провозглашение и реализация принципа равенства полов в мире — одна из главных целей веры бахаи».
Она отмечает, что мировая община бахаи живет согласно этому принципу, и женщины составляют значительный процент среди членов выборных органов управления бахаи как на местном, так и на национальном уровнях – выше, чем в обществе в целом. «В 1997 г., — пишет она, — женщины составляли 32% членов 172 Национальных Духовных Собраний бахаи, тогда как в национальных парламентах мира женщины составляют 13%».
Д-р Хан отмечает, что Писания бахаи отводят женщинам решающую роль в установлении мира во всем мире: «С точки зрения бахаи, равенство мужчин и женщин является важным и неотъемлемым компонентом духовного и социального прогресса человечества».
В целом книга «Роль женщины...» дает мощный отпор сторонникам идеи о том, что процессу многовекового угнетения женщин религиозными лидерами мужчинами невозможно дать новое направление. Бахаи верят, что человечество вступило в новую эру, когда равенство женщин и мужчин стало очевидным духовным принципом, который в конечном итоге будет полностью реализован в общественной практике. Очерки, собранные в данной книге, показывают, что и прежние религии, явленные до того, как человечество вступило в эту новую эпоху, можно истолковать в полном согласии с новыми реалиями.