Крачковский И. Аббас-Эфенди Абд-Аль-Беха // Восток. Журнал литературы, науки и искусства. Книга третья. М.; Пб.: Всемирная литература, 1923. С. 209—210.
27 ноября 1921 года скончался в Хайфе (Палестина) Аббас Эфенди Абд-Аль-Беха, глава религиозного учения бехаидов, хорошо известного в Европе и Америке. Он родился в 1844 году; его отец Бехаулла (1817 — 1892) произвел реформу учения бабидов, которое получило от него имя бехаизма и, выйдя из рамок ислама и других откровенных религий, превратилось в общечеловеческую универсальную систему, нашедшую много последователей не только на востоке, но и в западном мире, особенно в северной Америке. По смерти своего отца Абд-аль-Беха стал во главе движения. Турецкая революция 1909 года освободила его от необходимости жить без права выезда в Акке; после этого он предпринимал большие путешествия по Европе и северной Америке, произнося речи в различных протестантских церквах и публичных собраниях Парижа, Лондона, Эдинбурга, Соединенных Штатов. По возвращении в Палестину он поселился в Хайфе, у подножия горы Кармель, и пользовался большим влиянием среди представителей всех наций и религий, равно как всех классов населения, благодаря обаянию своей выдающейся личности. Внешним образом это проявилось на его похоронах 29 ноября, в которых приняли участие все жители Хайфы и ближайших местностей. В 40-й день после его кончины, на торжественных по восточному обычаю поминках его преемником был объявлен его внук Шауки Раббани, студент в Оксфорде. Это по-видимому грозит некоторым расколом, так как одна партия среди бехаидов более достойным преемником покойнаго считает его брата Мухаммеда Али, живущего в Акке.
Бехаидов, как и бабидов связывают с Россией тесные духовные узы. Изгнанные из Персии бабиды нашли убежище на Кавказе и в Средней Азии, где в Асхабаде была воздвигнута их первая мечеть. Русские востоковеды первыми обратили внимание на их учение и посвятили исследованию и истории его ряд капитальных работ. В русской изящной литературе оно нашло себе отклик в двух драматических произведениях И. Гриневской («Баб» и «Бехаулла»). Бехаиды любили Россию, и автор этих строк живо вспоминает тот интерес, с которым расспрашивал его в 1910 году Аббас Эффенди при первом знакомстве в Хайфе. Разговор шел на арабском языке, которым покойный владел так же свободно, как и родным персидским, но говорил с некоторым акцентом, смягчая на персидский лад гортанные арабские звуки. На первом плане стоял Толстой, но Аббас Эфенди хорошо знал и труды русских ученых, писавших о бабидах и бехаидах, произнося с особым чувством, как родные, имена академиков Б. Розена и А. Туманского, покинувших этот мир раньше его. Во всей его фигуре и обращении чувствовалось внутреннее величие и великая духовная сила, которая обаятельно действовала на всех, даже случайно с ним встречавшихся.
И. Кр.
Крачковский Игнатий Юлианович (1883–1951) — ученик В. Р. Розена, крупнейший российский арабист-филолог, основоположник советской арабистики, академик Российской академии наук. Лауреат Сталинской премии, дважды награжден орденом Ленина. Перевёл на русский язык Коран. Автор более 450 опубликованных трудов. Стал редактором первого полного издания «1001 ночи» на русском языке.
Информация о некоторых работах Б. Розена и А. Туманского, а также И. Гриневской, собрана в библиографии исследований религий Баби и Бахаи на нашем сайте.