Шейх Салман был из деревни Хиндайн, расположенной на юго-западе Персии. Бахаулла адресовал ему, одному из Своих стойких и верных учеников, Скрижаль «Мадинат-ут Тоухид» (Град Единства). При рождении он получил имя Шейх Ханджар, но Бахаулла нарек его Салманом, в память о персе Рузбихе, ученике Мухаммада, которому любящий Пророк и даровал новое имя.
Сорок лет Бахаулла провел в ссылке, вдали от родины, где оставалось огромное число Его последователей. Поэтому крайне важная задача заключалась в том, чтобы установить связь, по которой Скрижали и Послания Бахауллы могли попадать к друзьям. Он часто поручал посещавшим Его верующим доставить Скрижали адресатам. Но подобные поручения не всегда удавалось легко исполнить, поскольку враги Дела не дремали ни в Персии, ни в соседних странах. Бдительный дозор был выставлен не только вдоль границ Персии, но действовал и внутри страны, и любой материал, имеющий отношение к Вере, конфисковался.
Шейх Салман исполнил главную роль в распространении Писаний Бахауллы среди персидских верующих, снискал почет среди друзей и был занесен в анналы Веры под именем «Вестник Милости». Ему было суждено первым посланником прибыть в Ирак вскоре после Бахауллы. С этого времени и до конца Его пастырства он в течение сорока лет передавал Скрижали Бахауллы верующим, а от них приносил Ему письма и послания. Ежегодно он навещал Бахауллу, преодолевая тысячи километров пути и зачастую пешком. За все эти годы он никогда не обосновывался в одном месте, а постоянно перебирался из города в город, и в каждом, по обыкновению, встречался с друзьями, сообщал им новости о Бахаулле, вручал Его Скрижали и Послания. А после вознесения Бахауллы он продолжил свое многолетнее путешествие, оставаясь на службе у Абдул-Баха. За время пути его не покидали благоразумие и мудрость, и ни одна из Скрижалей не попала из-за него в руки врагов.
Шейх Салман обладал огромной физической выносливостью. За всю свою жизнь он неоднократно подвергался жестоким преследованиям, но сила воли помогала ему встречать все невзгоды со стойкостью и смирением. Проживал он в бедности. Его пища была незамысловата и часто состояла из каравая хлеба да нескольких луковиц. Он был неграмотен, но Бахаулла даровал ему знание Бога. От этого щедрого дара к нему пришло глубокое понимание истин Божьего Дела и ясное видение духовных миров.
Верующие, желающие навестить Бахауллу обычно испрашивали у Него позволения, и Бахаулла в значительной степени полагался на мнение Шейха Салмана, которому вменил в обязанность давать разрешения от Своего Имени.
Существует немало историй о жизни Шейха Салмана. В них живо повествуется о его простой и чистой душе, ясном взгляде, мудрости и такте, проявленных им в опасных и сложных ситуациях, но прежде всего рассказывается о его вере в Бахауллу. Интересный эпизод описан в мемуарах Хаджи Мухаммада Тахира Мальмири и свидетельствуют о здравомыслии и знании Шейха Салмана.
До нашего приезда в Шираз, в деревне Зарган, Шейх Салман обратился с письмом к Хаджи Сейид Исмаил-и-Азганди [бахаи], где он попросил его приехать и встретиться с нами за пределами города. Причиной этому были ряд Посланий Бахауллы и других реликвий Бахаи, которые вез с собой Шейх Салман и в качестве меры предосторожности он хотел, чтобы этот человек взял их с собой в Шираз, так как каждый пассажир, путешествующий в караване, подвергался обыску перед въездом в Шираз.
В ответ на это письмо Хаджи Сейид Исмаил приехал на осле в Зарган и взял Скрижали и другие предметы с собой в Шираз. Мы последовали за ним следом и после обыска на контрольно-пропускном пункте мы направились прямо в его дом в Ширазе. Наш хозяин проводил большую часть времени в компании с Машируль-Мульком. Последний недавно ушел в отставку с правительственной должности, и его племянник успешно сменил его на этом высоком посту. После ухода на пенсию Машируль-Мульк проводил большую часть времени в своем родном доме. И благодаря своему садовнику ... бахаи, привлекся к Вере. Вскоре после обращения в Веру Машируль-Мульк попросил своего друга Хаджи Сейида Исмаила предстать в присутствии Бахауллы и преподнести Ему от его имени тысячу туманов и изысканный чехол для перьев. Бахаулла любезно принял в дар пенал, но отклонил деньги и отдал их предъявителю. Он открыл Скрижаль для Машируль-Мулька, которую привез в Шираз Шейх Салман и передал ему через своего друга Хаджи Исмаила.
Узнав, что Шейх Салман был в Ширазе, Машируль-Мульк дал понять, что желает встретиться с ним и попросил его друзей привезти Шейха Салмана в его дом на следующий день. Но Шейх Салман не пожелал встретиться с Машируль-Мульком. Он отклонил приглашение, оправдываясь тем, что у него мало времени и он спешит покинуть Шираз. Машируль-Мульк, однако, сильно желал этой встречи и таким образом ответил на его сообщение: «Тогда, раз Шейх Салман так торопится, я сам приду к нему утром».
Когда это сообщение было передано Шейх Салману, тот повернулся ко мне и сказал: «Давайте собирать вещи. Мы покидаем дом Хаджи Сейида Исмаила и остановимся в караван-сарае в городе».
Хаджи Сейид Исмаил не понимал почему Шейх Салман отказывается встретиться с Машируль-Мульком и попросил изменить его намерения. Но он отказался, сказав: «Если Машируль-Мульк встретится со мной, он потеряет свою Веру и покинет Дело Бога». Когда было оказано некоторое давление на Шейха Салмана, тот ответил: «Машируль-Мульк слышал множество историй о Салмане, ученике Мухаммада. Например, он слышал фантастическую историю, что огонь не причинял никакого вреда стопам Салмана, и что он использовал их вместо дров в костре, подогревая свою чашку с их помощью. Несомненно, Машируль-Мульк ожидает увидеть подобные вещи от меня или же он думает, что у меня сияющее и прекрасное лицо как у ангелов. Когда он увидит мое уродливое лицо и грубый вид, он покинет Веру». Позже эта история была упомянута Бахауллой, Который подтвердил, что Шейх Салман был прав, и что Машируль-Мульк ушел бы из Веры, если бы встреча состоялась.
Благодаря длительным связям с друзьями и своему врожденному знанию духа Веры, Шейх Салман приобрел особое понимание Писаний Бахауллы. Известно, к примеру, что тот же Хаджи Мухаммад-е Тахир говорил о большом количестве Скрижалей, которые вез с собой Шейх Салман. Но все Скрижали были безымянными, на них не было указано ни имени, ни адреса, дабы обеспечить безопасность друзьям. Когда путешественники достигали укромного места, Шейх Салман вытаскивал Скрижали и просил Хаджи Мухаммад-е Тахира прочесть их, поскольку сам был неграмотен. По содержанию и интонации Шейх Салман понимал, кому адресована та или иная Скрижаль. Затем он просил своего спутника написать на них имя адресата.
Эти и многие другие примеры из жизни Шейха Салмана доказывают чистоту его сердца и ясность его взгляда. Будучи неграмотным, он достиг глубокого понимания духовных истин и божественных тайн, и его имя стоит в одном ряду с духовными титанами этого Промысла.
Бахаулла явил много Скрижалей для Шейха Салмана, в которых часто освещались весомые и важные проблемы.
Текст по Stories of Bahá’u’lláh and Some Notable Believers by Kiser Barnes, стр. 297-301.