Хасан М. Бальюзи
Десница Дела Божьего, сокровище всего человечества
Ричард Фрэнсис
1998
- Выдержки из рассказов о жизни ранних последователей Веры Бахаи: Хасан М. Бальюзи, Десница Дела Божьего, сокровище всего человечества.
© Copyright 1993, 1998, by N. Richard Francis
Хасан Бальюзи родился 7 сентября 1908 года в семье Мирзы Али Ака и Мунаввар Ханум в Ширазе, Иран. По линии отца он приходился родственником Хранителю Веры, а именно, происходил от того же прапрадедушки, Хаджи Мирзы Абдул-Казима, одного из двух братьев Хадидже Багум, жены Баба. Его дочь, Фатими Султан Багум была бабушкой Хасана Бальюзи по лини отца. Его мать тоже могла проследить свою родословную к обоим братьям жены Баба. Таким образом прочно, через обоих родителей, устанавливался род, о котором Бахаулла говорил как о семье Афнан.
Большую часть своего детства Хасан провел в Бушире, где его отец работал дипломатом, а позже управляющим портов и островов Персидского залива. Именно там в возрасте 4 лет Хасан начал изучать английский язык.
Во время Первой мировой войны Бушир был оккупирован британскими войсками, и его отец был отправлен в ссылку в Индию, где его семья прожила сначала 4 года в Бомбее, а потом еще 4 года в Пуне. Здесь два выдающихся ученых, друзья отца, которые также находились в ссылке, обучали Хасана фарси, арабскому и истории. В Пуне он поступил в Епископский колледж, английскую старшую школу, где он смог улучшить свой английский. Он также изучал урду.
После войны он смог вернуться в Тегеран, где его отец стал министром внутренних дел. Он посещал киприотскую школу, директором которой был профессор Садик-Алам, который позже стал персидским послом в Лондоне и министром образования. Его отец умер в мае 1921, после чего его мать вернулась обратно в Шираз. Из-за ограниченных возможностей для продолжения образования, его дядя договорился с профессором Э.Г. Брауном, что тот позаботится об его образовании в Англии. Однако здоровье старого профессора ухудшалось из-за перенесенного ранее инфаркта, и, к его большому сожалению, он не был в состоянии взять на себя эту ответственность. На следующий год, в 1926, профессор Браун скончался.
Хасан Бальюзи слишком молодой для того чтобы посещать занятия в университете в Англии, отправился в Бейрут, чтобы учиться на подготовительных курсах Американского университета. В 17 лет на пути в Бейрут ему был оказан незабываемый радушный прием в Хайфе у Шоги Эффенди, молодого Хранителя Веры. Ранее в библиотеке отца он нашел экземпляр книги «Ответы на некоторые вопросы» и прочитал ее с намерением написать опровержение. Он также получил манускрипт Тарик-и-Джадид, но остался скептичным, считая себя мусульманином. Именно из-за влияния Хранителя он поменял свои интересы и принял Веру Бахаи в возрасте 17 лет. Он описал это событие: «Мой путь в Бейрут лежал через Красное море, Порт-Саид и Хайфу. Это было в конце ноября 1925 года, и Джон Эбенезер Эсслемонт, обессмерченный автор Бахаулла и Новая Эра, лежал смертельно больной в старом доме паломников. Его болезнь очень беспокоила Хранителя Веры Бахаи. Во время моего пребывания на горе Кармель (в ночь с 21 на 22 ноября) два известных иранских врача бахаи, которые находились там, Юнис Хан Афрухтих и Арасту Хан Хаким, были рано утром призваны к лежащему больным Эсслемонту. Шоги Эффенди просидел с ним всю ночь. На следующий день я поехал в Бейрут в обществе доктора Афрухтиха и доктора Хакима. Именно та встреча с Шоги Эффенди, и все, что я увидел в нем, побудили меня принять Веру Бахауллы. Направление моей жизни изменилось».
Когда он приехал в Американский университет в Бейруте, в анкете на вопрос о религиозной принадлежности он ответил: «Бахаи».
Он провел 7 лет, обучаясь в Бейруте, с 1925 по 1932, сначала год на подготовительных курсах, потом — на бакалавра по химии, и наконец — на магистра искусств по истории дипломатии. Он активно участвовал в студенческой жизни: играл в футбол и теннис, а также занимался в драматическом кружке, в клубе дебатов и обществе бахаи. Это было счастливое время в его жизни. Большое количество студентов участвовало в деятельности Веры Бахаи, часто посещая Хранителя во время каникул.
Окончив обучение в Американском университете, он продолжил обучение в Лондонской школе экономики. Он изучал историю дипломатии с уклоном на отношение Европейских держав к странам Персидского залива. В 1935 году он получил магистерскую степень в области естественных наук. В докторантуре он изучал британское общественное мнение по вопросу франко-германских отношений после Первой мировой войны, но получение степени было отложено из-за сложностей с подбором научного руководителя и начала Второй мировой войны.
В то время (8 февраля 1934 года) Хранитель написал предупреждение относительно вмешательства в политику. Это был ответ на статью, которую Хасан опубликовал в персидской газете о современной политической ситуации в Европе. Это событие изменило направление его жизни.
В Ризван 1933 года Хасан был избран в Национальное Духовное Собрание бахаи Британских островов, а также в Духовное Собрание Лондона. Более 25 лет он отдавал себя развитию администрации Веры Бахаи на Британских островах; начиная с 1936 года, он тесно сотрудничал с английским бахаи, Дэвидом Хофманом, который вернулся из Америки в Лондон. Хасан получил разрешение от Шоги Эффенди работать администратором в офисах Лиги Наций в Женеве, и тот также ему посоветовал оставаться членом Национального Духовного Собрания и Собрания в Лондоне, утверждая, что его труд высоко ценится английскими друзьями. В том же году там отмечается значительный рост активности в деятельности бахаи. В Ризван 1940 Хасан становится заместителем председателя Национального Собрания. Работая в только что образованном отделении персидской службы Би-би-си, он на некоторое время переехал в Вустершир, где он женился на Мэри (Молли) Браун; и в августе 1942 он вернулся в Лондон сразу после рождения их первенца Хушанга.
Он продолжал работать в Би-би-си до 1958 года; он писал короткие рассказы, пьесы и выступления на актуальные темы, выпустив более 1000 радиопрограмм об Иране и персидской истории. У него родилось еще четыре сына: Роберт, Феликс, Ричард и Симеон. Он часто говорил по этому поводу, что «за 200 лет в их роду не появилась ни одной девочки».
По возвращении в Лондон, он стал председателем Национального Духовного Собрания, ездит и читает лекции по всей стране. Он принимал участие в таких комитетах бахаи, как Программа развития Собраний, Обзор литературы Нового мирового порядка, архивного и связей с общественностью. Он также оказал значительное влияние на работу Десятилетнего всемирного крестового похода, 1953-1963 гг.
В 1938 году Хасан Бальюзи публикует свою первую литературную работу о Вере Бахаи, сочинение о жизни Бахауллы. Вдохновленный Хранителем, позже он опубликовал сочинения о жизни Баба и Абдул-Баха. Однако наваливающиеся обязанности в общине бахаи мешали ему продолжать литературную работу в течение многих лет вплоть до 1958 года, когда по причине слабого здоровья он был вынужден отказаться от большинства своих административных постов и связанной с ними деятельности.
Хасан Бальюзи, представитель Афнан, был назначен Шоги Эффенди Десницей Дела Божьего 11 октября 1957 года. Это было одно из последних посланий Хранителя миру бахаи перед его внезапной кончиной 4 ноября 1957 года. Хасан и другие 25 Десниц Дела Божьего собрались на Святой земле. Он был одним из девяти избранных обследовать квартиру Хранителя на предмет наличия завещания. После «тщательных поисков» такового не было обнаружено. Хасан стал одним из «Верховных Распорядителей», направляющих Веру Бахаи в следующие 6 лет, ставших известными как период попечителей, до появления Всемирного Дома Справедливости в Ризван 1963 года.
Одолеваемый проблемами со здоровьем и финансовыми трудностями, которые постигли его после ухода из Би-би-си на пенсию, Хасан неохотно отошел от большинства своей административной деятельности в Вере Бахаи. Он продолжил свою литературную работу в 1963 году, завершив трилогию о центральных фигурах Веры Бахаи.
Первой книгой стала биография Абдул-Баха, начатая более двадцати лет ранее под вдохновением, полученным от Шоги Эффенди. Параллельно с этой работой, он нашел, что связь профессора Брауна с верой достойна отражения в монографии. В 1970 он опубликовал Edward Granville Browne and the Bahá'í Faith («Эдвард Гранвиль Браун и Вера Бахаи»), а на следующий год он опубликовал `Abdu'l-Bahá: The Center of the Covenant of Bahá'u'lláh («Абдул-Баха: Центр Завета Бахауллы»). Он закончил свою трилогию книгой The Báb: The Herald of the Day of Days («Баб: Предвестник дня обетованного»), опубликованной в 1973, и ставшей первой книгой о Вере Бахаи, в которой использовалось большое количество официальных документов из правительственных архивов.
Понимая, что его произведения незавершенные, он вскоре обнаружил, что еще не было исторически верного описания Ислама. В 1976 он опубликовал Mohammad and the Course of Islam («Мухаммад и развитие Ислама»).
Хасан Бальюзи приглашает референта, Мужана Момена, чтобы тот помог довести до конца его монументальную работу. В октябре 1979 года в самый разгар работы над Bahá'u'lláh: The King of Glory («Бахаулла: Царь Славы») у Бальюзи случился инфаркт.
После некоторого восстановления он завершил первый том и добился значительного прогресса над вторым, но смерть застала его во сне 12 февраля 1980 года. Его земные останки были погребены недалеко от могилы его возлюбленного Хранителя.
Он оставил распоряжения учредить Доверительный фонд библиотеки Афнан для исследований Веры Бахаи, которому передал все свои документы и книги. Он надеялся, что однажды она станет исследовательской библиотекой для всех ученых. Мужан Момен написал о работе доктора Бальюзи: «Характер и талант доктора Бальюзи… нужно предоставить будущим писателям оценить это по достоинству… Многие из его сочинений не соответствуют современным стилям научной литературы. Но его работа проникнута двумя качествами, благодаря которым ее будут помнить… Первое — его неутомимый поиск истины. Он не останавливался ни перед какими трудностями, чтобы выяснить даже самый малозначительный факт или дату. Второе — это его честность. В его сочинениях нет никаких скрытых мотивов… Он писал только то, что после надлежащего изучения находил верным. Его книги ясно дают понять, что он бахаи, но ничего не было утаено или искажено, чтобы защитить Веру Бахаи, кого-нибудь или что-нибудь. Он всегда придерживался того, что надо говорить всё «без прикрас».
Список публикаций доктора Хасана М. Бальюзи
Труды на английском:
"Bahá'u'lláh," London: Baha’i Publishing Trust, 1938.
"A Guide to the Administrative Order," London: Baha’i Publishing Trust, 1941.
"Bahá'u'lláh: A Brief Life," followed by an essay on the Manifestation of God entitled: "The Word made Flesh." London: George Ronald, 1963.
"Edward Granville Browne and the Baha’i Faith," London: George Ronald, 1970.
"Abdu’l-Baha: The Center of the Covenant of Baha’u’llah," London: George Ronald, 1971.
"The Báb: The Herald of the Day of Days," Oxford: George Ronald, 1973.
"Muhammad and the Course of Islam," Oxford: George Ronald, 1976.
"Bahá'u'lláh: The King of Glory," Oxford: George Ronald, 1980.
"Khadijih Bagum: The Wife of the Báb," Oxford: George Ronald, 1981.
"Eminent Bahá'ís in Iran During the Time of Bahá'u'lláh," Oxford: George Ronald, 1985.
Труды на фарси:
"Nabaradari." Tehran: Chapkhanih Taban, 1351.
"Tundbad Havadith," Tehran: Chapkhanih Farus, 1353.
"Vazhih-hay-i Farsi dar Zaban Ingilisi," Tehran: Chapkhanih Farus, 2535.
Библиотека Афнан открыта в 2015 году и находится в г.Сэнди, Великобритания. Веб-сайт библиотеки Афнан www.afnanlibrary.org
Статья СНМБ об открытии библиотеки «Превосходная коллекция литературы бахаи обретает дом»