Муса Банани
1886-1971
Муса Банани родился в еврейской семье в Багдаде в 1886 году. Ему было четыре года, когда умер его отец. Последовавшие за этим годы чрезвычайных трудностей и материальных и эмоциональных лишений были лишь частично облегчены заботой и состраданием старшего брата. Муса ушел из дома и перебрался в Персию, когда ему едва исполнилось двенадцать. Суровая борьба за существование не оставила ему возможности для учебы. До конца своих дней он мог читать и писать только на персидском и арабском языках используя написания букв на иврите, как его научили в детстве.
В Персии его старший брат познакомился с бахаи и принял Веру, но Муса Банани не интересовался духовными заботами своего брата. В 1911 году он, торговец, жил в персидском городе Керманшах, когда произошло событие, которое изменило его жизнь. Выдающийся учитель-бахаи Фадил Мазандарани в сопровождении Сейида Абдул-Хусейн Ардистани выполняли поручение Абдул-Баха, и их путь пролегал через этот город. На собрании бахаи их сфотографировали с членами общины Керманшах, среди которых был и старший брат Мусы Банани. Вскоре после этого двух учителей-бахаи арестовали и подвергли жестокому обращению. Фотография использовалась властями, чтобы устроить облаву на бахаи и заставить их отречься от своей веры. Муса Банани был ошибочно арестован вместо своего брата из-за их физического сходства. В тюрьме он стал свидетелем решительного и героического отказа его сокамерника, хрупкого старика Абрара, отречься от своей веры, несмотря на жестокие пытки. Но Муса Банани был рад освободиться, сказав властям, что он не является верующим, и осыпав ругательствами вероисповедание бахаи. С этого момента Муса Банани испытывал глубокое духовное потрясение и смятение души. Он горько упрекал себя за то, что поносил Веру, о которой так мало знал. Его попытки развеять свое невежество относительно Дела привели к тому, что он стал бахаи.
Преобразование его жизни и ценностей было настолько полным, что поразило многих его товарищей. Одним из его первых решений после принятия Веры было намерение вступить в брак только с девушкой-бахаи, чтобы его дети твердо воспитывались в Вере. По иронии судьбы, спустя несколько лет после того, как он женился, он узнал, что его тесть не кто иной, как Сейид Абдул-Хусейн Ардистани, тот самый учитель бахаи, чей визит в Керманшах в 1911 году вызвал цепь событий, которые привели к принятию им Учения Бахаи.
В 1934 году Муса Банани совершил свое первое паломничество на Святую землю. Двадцать шесть дней были проведены в присутствии возлюбленного Хранителя, опыт, который возжег интенсивное пламя любви и преданности, которое растопило и переплавило саму суть Мусы Банани. Его преданность Шоги Эффенди оставалась отличительной чертой его характера до конца его жизни. Хранитель, в свою очередь, видел простоту, прямоту, неограниченную энергию и духовный потенциал Мусы Банани и развивал эти качества, одаривая его своей любовью. Уже на том этапе Хранитель сказал группе паломников, что Муса Банани «один равен тысяче». Некоторые не могли понять, почему Хранитель так распрекрасно отзывался о неграмотном человеке.
В Персии Муса смог направить свой деятельный и решительный темперамент на службу Вере. Его работа в качестве члена национального комитета, на который была возложена ответственность за выявление и приобретение исторических мест, связанных с Делом, увенчалась приобретением и последующим восстановлением дома, где Бахаулла родился в Тегеране.
В 1950 году, вскоре после того, как Шоги Эффенди призвал открыть Африку для Веры, Муса Банани совершил самый решительный шаг в своей жизни. Хотя его предприятие и деятельность сделали его довольно состоятельным человеком, он внезапно прекратил все свои коммерческие дела и уехал из Персии. Вместе со своей женой Самиха, дочерью Виолеттой, своим зятем Али Нахджавани и своей внучкой Бахийи, он в 1951 году отправился в Африку пионером и поселился в Кампале, Уганда, стране, которая до тех пор не была открыта для Веры Бахаи.
Если бы можно было подытожить характер служения Мусы Банани в Африке, то это лучше всего выразить как «мгновенное, точное и полное послушание» желаниям Шоги Эффенди. Именно его уверенное, обильное, без колебаний и мгновенное выполнение инструкций Хранителя приносило огромную радость Шоги Эффенди и заставляло его с такой любовью рассказывать о Мусе Банани окружающим. В 1952 году, когда он совершил свое второе паломничество, усилия по обучению в Африке уже приносили свои плоды. Это был захватывающий период в развитии Дела, и состоялось радостное воссоединение. Ежедневно возлюбленный Хранитель давал ему конкретные и подробные инструкции для последовательных этапов расширения и консолидации Веры в Африке. Но только когда семья Банани приготовились к отъезду в последний день их паломничества, Хранитель известил их, что уже объявил миру бахаи о назначении Мусы Банани Десницей Дела Божьего. Верный своему скромному характеру и с отличительной прямотой, Муса Банани возразил: «Я не достоин, я не умею ни читать, ни писать. Я не обладаю красноречием. Передайте эту мантию Али Нахджавани, который выполняет львиную долю обучения в Африке». Но Хранитель ответил: «Это твое влияние покорило континент. Очередь Али придет позже».
Последовавшие за этим годы напряженной деятельности явили подлинное духовное завоевание Африки, строительство материнского Храма для этого континента и создание все большего числа Региональных и Национальных Духовных Собраний. Муса Банани всегда был способен передать другим свое чувство срочности и всеохватности усилий. Весной 1954 года Хранитель по телеграфу поручил ему купить участок для материнского Храма Африки. Хотя Муса Банани только что перенес серьезную операцию на глазах, требующую интенсивного послеоперационного ухода и покоя, он прервал свой период восстановления, инициировал поиск и лично руководил им, и в течение недели смог сообщить Шоги Эффенди, что участок выбран и приобретен, — новость, которой Хранитель смог поделиться с миром бахаи в своем послании от 4 мая 1954 года.
Смерть Хранителя в 1957 году стала для него невосполнимой потерей, но это сделало его вдвойне решительным в выполнении планов Шоги Эффенди. Бахаи, которые общались с ним, были глубоко впечатлены его простой, природной духовной силой. В течение последних десяти лет своей жизни, когда он все больше становится ограниченным в своих физических возможностях — страдал от паралича одной стороны тела, ампутации ноги и потери зрения в одном глазу — блистательно качество его веры ошеломляло и покоряло всех. Когда он больше не мог передвигаться, его ежедневные молитвы были за те общины бахаи, которые испытывали бедствия.
В конце своей земной жизни он был по-настоящему вдохновляющим примером торжества духа над любым земным ограничением. Ранее он разбогател и воспитал семью бахаи; теперь он потратил бо́льшую часть своего материального состояния в последние девятнадцать лет своей жизни, открывая для Веры континент и добавляя тысячи людей к всемирной семье бахаи.
Он смотрел на свою прожитую жизнь с глубоким чувством смирения и благодарности. Он чувствовал, что Бог был чрезвычайно щедр к нему. Бахаулла дал ему всё в этой жизни, чего он когда-либо желал, и ему была предоставлена возможность возвратить это Ему. Его смерть в Кампале 4 сентября 1971 года и его погребение в его любимом месте на земле Африки, в тени материнского храма на этом континенте, стало изобильным исполнением его последнего желания.
The Baha’i World, XV, стр. 421 – 423. Фотографии © Bahá’í International Community
Телеграмма Всемирного Дома Справедливости
ГЛУБОКО СКОРБИМ УХОДЕ ГОРЯЧО ЛЮБИМОГО ДЕСНИЦЫ ДЕЛА МУСЫ БАНАНИ С БОЛЬШОЙ ЛЮБОВЬЮ ВСПОМИНАЕМ ЕГО САМООТВЕРЖЕННОЕ ЛИШЕННОЕ ТЩЕСЛАВИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ КОЛЫБЕЛИ ВЕРЫ ЕГО ОБРАЗЦОВОЕ ПИОНЕРСТВО УГАНДЕ ДОСТИГШЕЕ НАИВЫСШЕЙ ТОЧКИ ЕГО НАЗНАЧЕНИЕМ В КАЧЕСТВЕ ДЕСНИЦЫ ДЕЛА АФРИКИ ПРИЗНАНИЕ ХРАНИТЕЛЕМ ДУХОВНЫМ ЗАВОЕВАТЕЛЕМ ТОГО КОНТИНЕНТА ПОГРЕБЕНИЕ ЕГО ОСТАНКОВ АФРИКАНСКУЮ ЗЕМЛЮ ВБЛИЗИ МАТЕРИНСКОГО ХРАМА ПОВЫШАЕТ ДУХОВНО СИЯНИЕ ТОГО БЛАГОСЛОВЕННОГО МЕСТА ГОРЯЧО МОЛИМСЯ СВЯТИЛИЩАХ РАЗВИТИЕ ЕГО БЛАГОРОДНОЙ ДУШИ ПУСТЬ АФРИКА СЕЙЧАС ЛИШИВШАЯСЯ ДОСТОЧТИМОГО СТОЙКОГО ПОБОРНИКА ЗАЩИТНИКА ВЕРЫ ПОСЛЕДУЕТ ЕГО ПРИМЕРУ ВОЗРАДУЕТ ЕГО СЕРДЦЕ В ЦАРСТВЕ АБХА ПЕРЕДАЕМ СЕМЬЕ САМЫЕ СЕРДЕЧНЫЕ СОБОЛЕЗНОВАНИЯ СОВЕТУЕМ ПРОВЕСТИ ПОМИНАЛЬНЫЕ СОБРАНИЯ ВСЕХ ОБЩИНАХ МИРА БАХАИ ПОДОБАЮЩИЕ СОБРАНИЯ МАТЕРИНСКИХ ХРАМАХ.
6 сентября 1971 г.
В Замбии существует школа, названная в честь Мусы Банани.
На нашем сайте имеются статьи о родственниках Мусы Бабани — Али Нахджавани и Бахийи Нахджавани