Коринн Найт Тру
1861-1961
Коринн Найт Тру родилась в округе Олдем, штат Кентукки, 1 ноября 1861 года и со своей семьей переехала в Чикаго, когда была маленькой девочкой. 22 июня 1882 года она вышла замуж за Мозеса Адамса Тру. Она перешла в Царство Абха 3 апреля 1961 года — трудившись для Царства Божьего на земле до достижения возраста в сто лет.
За свою жизнь она родила восемь детей — четыре мальчика и четыре девочки. Старшая дочь (Харриет Меррилл) умерла в 1892 году, когда ей было девять лет, в результате несчастного случая. В глубоком горе Коринн Тру начала поиски Истины и свои изучения «Единства», «Божественной науки» и «Христианской науки». В 1899 году она впервые услышала о Послании Бахауллы от группы персидских учителей в Чикаго. Она сразу заинтересовалась Учением Бахаи и начала его изучать.
Последовательная смерть четырех сыновей и ее мужа между 1899 и 1909 годами* заставляла ее все больше и больше обращаться к Вере и все глубже погружаться в нее. Среди ее более пятидесяти Скрижалей от Учителя одни из самых красивых и, безусловно, самых нежных — это те, которые Он послал во время этих непрекращающихся утрат.
Ее воспитание в детстве было строго традиционным, с отцом, который был пресвитерианским священником. Она со смехом объясняла, что ее необычное знание Библии объясняется тем, что ее заставляли читать эту книгу в качестве наказания — «должно быть, я была озорной маленькой девочкой». Она всегда отличалась своей независимостью мышления и часто как ребенок повторяла: «Как должно быть замечательно было жить в те дни, когда Христос был на земле».
В 1899 году Абдул-Баха отправил в Соединенные Штаты ряд учителей — Хаджи Абдул-Карима, Мирзу Асадуллу, Мирзу Абул-Фазла и других из-за отступничества доктора Хейралла. Тру рассказали об этих учителях, которые были тогда в Чикаго. Приняв Веру, она сразу же обратилась к Абдул-Баха, попросив у Него ряд руководящих принципов, по которым нужно жить. И получила от Него соответствующую Скрижаль.
Она сразу же отошла от традиций и ортодоксальных учений своей прежней жизни и с тех полностью посвятила свою жизнь служению Вере Бахаи, следуя до конца своих дней тем руководящим принципам, которые дал ей Учитель.
Последовательность Скрижалей показывает, что она обращалась к Абдул-Баха на каждом этапе своей жизни и безоговорочно следовала Его любящим увещеваниям и советам. Ее полное принятие и послушание руководству Учителя, а также ее стойкость в Завете, помогли ей в переходный период после неописуемой потери Учителя в 1921 году понять и полностью принять положение Хранителя. Потом она встретила непоправимую потерю Хранителя с той же силой, мужеством и верой. Когда ей сообщили о его кончине, он сказала: «Но мы должны знать, что это воля Божья».
Несмотря на выдающееся духовное величие, она обладала бесконечной любовью и нежностью ко всем, постоянно оказывая небольшие знаки внимания в соответствующий момент, после чего это действие навечно оставалось жить в сердце человека. Будучи финансовым секретарем Храмового союза бахаи, она в ответ на каждое пожертвование отправляла написанную с любовью записку, делясь с друзьями информацией о ходе Храмового проекта и новостями о об особенностях развития событий — письма, которые получатели хранили годами.
Друзья по всему миру относились к ней с такой любовью и привязанностью, что за ней совершенно спонтанно закрепился этот драгоценный и очаровательный титул «Мать Тру».
Ее дом в Уилметте стал «меккой» для ищущих душ, и все, кто туда приходил, возрождались, ободрялись и вдохновлялись любовью, добротой и мудростью, которые она дарила им.
В начале 1907 года (с 27 февраля по 24 марта) Мать Тру исполнила желание своего сердца и совершила первое паломничество к Абдул-Баха. Это было во время второй комиссии по расследованию учиненной турками, когда Абдул-Баха снова был заключен в тюрьму-Акку по приказу султана Турции. Во время этого визита Тру доставила к Учителю прошение от американских бахаи дать разрешение начать планировать возведение «Дома Поклонения». Эта петиция была в форме пергамента с подписями более тысячи американских верующих**. Она рассказывает историю о том, как положила пергамент позади себя на диван и сначала стала презентовать маленькие подарки, отправленные любящими друзьями. Но Учитель пересек комнату, дотянулся до пергамента, схватил его и, высоко держа его в воздухе, воскликнул, что вот это доставляет ему большую радость. Он отправил ее домой со словами о том, чтобы она занималась вопросами храма. Она хотела выполнять эту работу, но ей казалось это неподъемным. Абдул-Баха, пристально посмотрев ей в глаза, сказал, чтобы она посвятила себя этому проекту, начала действовать, и все получится. Затем он перечислил основные требования к проекту. У храма должно было быть девять сторон, девять садов, девять фонтанов, девять дверей, девять дорожек и т.д. Так зародилось представление о первом храме бахаи на Западном полушарии.
Всего Тру совершила девять паломничеств, из которых, по-видимому, особое значение имели следующие. Ее первое, в 1907 году, по причинам, уже перечисленным. Ее паломничество в 1919 году в конце Первой мировой войны — это было последний раз, когда она увидела своего возлюбленного Учителя. В начале 1922 года она снова совершила паломничество. Это произошло вскоре после того, как Шоги Эффенди стал Хранителем Дела Божьего, и тогда он поручил ей вместе с Роем Вильгельмом, Маунтфортом Миллсом и другими, находящимися тогда в Хайфе, вернувшись в Соединенные Штаты, созвать в Ризван первый съезд по выборам первого Американского Национального Духовного Собрания. Коринн Тру стала первой, кто был избран в этот орган.
29 февраля 1952 года Хранитель жаловал Коринн Тру высшей честью, возведя ее в ранг Десницы Дела Божьего, поэтому она в этом году совершила свое последнее паломничество, как приглашенный гость Хранителя и как Десница Дела Божьего. Возлюбленный Хранитель был особенно любезен с ней во время этого последнего визита, не упуская возможности выказать свою любовь и высокое уважение к ней, сделав ей драгоценный подарок — кошелек Учителя, который тот носил в Соединенных Штатах (1912 г.), и в котором содержалась золотая английская монета того же года (1907 г.), что и ее первый визит к Учителю. Именно в это время Хранитель высказал ей самую возвышенную похвалу, произнеся: «Госпожу Тру следует считать самой почтенной фигурой среди пионеров Веры Бахауллы на Западе».
Хотя Коринн Тру была, пожалуй, более всего известна во всем мире бахаи благодаря ее беспрецедентному служению по созданию первого Храма в Западном мире, ее достижения в области обучения столь же выдающиеся. В первые две трети своей жизни бахаи она, участвуя в Храмовом проекте, также уделяла время обучению Вере в Чикаго и в городах между Чикаго и Милуоки — Кеноша, Расин и Уокиган. Она была первой, кто рассказал о Вере в штате Мичиган. Кроме того, у нее было много публичных выступлений о Вере — трудная задача для нее. Когда Учитель попросил ее это сделать, она объяснила, что у нее нет специальной подготовки, и она стесняется перед аудиторией. Тогда Учитель велел ей говорить свободно, никогда не беспокоясь, а обратить свое сердце и разум к Нему, и Он никогда не подведет ее. Что она и сделала с полной уверенностью и верой и стала выдающимся и действенным оратором. Для тех, кто присутствовал на Европейской конференции по обучению в 1950 году в Копенгагене, было незабываемым услышать слова Матери Тру, когда она говорила на банкете единства в Хельсингёре, что недалеко от Копенгагена. Друзья слушали завороженные. Атмосфера была наполнена светом и духом. Мать Тру преобразилась, и слова слетали с ее губ, каждое как драгоценность. Когда ее спросили, где она почерпнула такую мудрость, она ответила: «Говорил Абдул-Баха, а не я. Когда я рассказала Ему, что я не могу говорить перед публикой, Он сказал мне, чтобы я устранила себя с пути, и тогда Он сможет пройти. Я только что так и сделала».
В последующие годы, поощряемая Хранителем, она сосредотачивала свои усилия больше на обучении потенциальных учителей и регулярно проводила встречи для друзей в формате изучения у себя дома, где основные и самые глубокие аспекты Учения изучались с энтузиазмом и тщательно.
Хранитель всегда просил ее по возвращении с паломничеств в Хайфу поговорить с друзьями о Завете. Что она добросовестно выполняла, и это стало предметом, который она передала другим с удивительной мудростью и ясностью.
В период 1948–1952 гг. Коринн Тру посетила много новых центров в Западной Европе. В апреле 1957 года, когда ей исполнилось девяносто пять лет, Хранитель попросил быть его представителем на историческом съезде Больших Антильских островов, который должен быть состояться в Порт-о-Пренсе, в Гаити. (По политическим причинам съезд фактически проводился в Кингстоне, Ямайка.)
Вся жизнь бахаи Матери Тру была тесно связана со строительством Машрикул-Азкара на Западе. Со времени ее первого паломничества, когда она представила Учителю прошение американских верующих начать это предприятие, до выбора и покупки участка и различных этапов строительства, и самого завершения постройки, она была пылким и стойким участником многих побед и возникающих трудностей. Определенные события, связанные с этим служением, оказались особенно важными.
С самого начала Коринн Тру чувствовала, что Храмовый проект не может быть полностью осуществлен местными верующими в Чикаго, поэтому она написала Учителю, предлагая разделить административную работу с верующими из других частей Соединенных Штатов. Абдул-Баха это одобрил.
В ноябре того же года представители из различных частей страны встретились в Чикаго и назначили «Земельный комитет Храма», чтобы найти подходящий участок земли для строительства Храма. Коринн Тру вместе с Сесилией Харрисон нашли участок (где теперь стоит Храм), представили его комитету, и он был принят единогласно. Бахаи Чикаго немедленно отреагировали и, по словам Хранителя, «несмотря на малочисленность общины и скудость ее средств, взялись за предприятие, которое должно рассматривать как величайший, уникальный вклад, который бахаи Америки и даже, пожалуй, всего Западного полушария, внесли в дело Бахауллы».
В 1909 году представители всех центров Соединенных Штатов Америки, следуя указаниям Учителя (39 делегатов из 36 городов), собрались в Чикаго в тот самый день, когда останки Баба были помещены в гробницу на горе Кармель, и «учредили постоянную организацию, известную как “Храмовый союз бахаи”, функционирующую в соответствии с законами штата Иллинойс и обладающую полным правом на владение Храмом и на то, чтобы самостоятельно изыскивать средства и способы его возведения». Коринн Тру была избрана финансовым секретарем этого Храмового союза бахаи и служила таковым до избрания первого Национального Духовного Собрания в 1922 году.
В мае 1912 года выбранное место было благословлено посещением Абдул-Баха, который заложил первый камень Храма. Во время этого визита в Чикаго Коринн Тру испытала высшую радость — принять возлюбленного Учителя в качестве гостя в своем собственном доме на Кенмор-авеню, 5338.
Ее главная радость от достижений состояла в том, что этот Дом Поклонения, материнский Храм Запада, был завершен в 1953 году, и она присутствовала на его торжественном открытии 2 мая того же года.
Через несколько недель после ее кончины и по просьбе Десниц Дела в Хайфе была проведена панихида по этой уважаемой и почтенной служанке, Коринн Найт Тру, в Машрикул-Азкаре во время 53-го Национального Съезда бахаи Соединенных Штатов.
Сокращенный перевод из The Baha’i World, № 13, стр. 846-849
* По другим источникам четвертый сын умер в 1912 году. (прим. пер.)
** Практически весь состав общины бахаи. Интересно, что в книге «Бог проходит рядом» Шоги Эффенди датирует это событие 1903 годом. (прим. пер.)