Рой С. Вильгельм
1875-1951
Сердце наполнено горем (из-за) потери высоко ценимого, сильно любимого, высоко почитаемого глашатая Завета Бахауллы, Роя Вильгельма. Выдающийся послужной список обогатил анналы завершающих лет Героического и начальных лет Века Становления Веры. Его превосходные качества расположили (к) нему возлюбленного Учителя, Абдул-Баха. Его святость, непоколебимая вера, выдающееся служение — местное, национальное, международное, (его) образцовая преданность, дают ему право быть зачисленным (в) ряды Десниц Дела, гарантируют ему вечную награду (в) Царстве Абха. Рекомендую провести поминальное собрание (в) Храме подобающее его незабываемым заслугам (и) высокому рангу.
– Шоги, 24 декабря 1951 года.
В истории Веры Бахаи в первой половине двадцатого века Рой С. Вильгельм занимает важное место. Твердость его веры, чистота его преданности, его самопожертвование и его неустанная деятельность позволили ему внести уникальный вклад в установление Веры в Северной Америке и косвенно, благодаря его щедрой помощи госпоже Марте Рут и распространению им литературы бахаи на многих языках, на других континентах. Чрезвычайно скромный, он выполнял тяжелые административные обязанности с очаровательным шармом, который завоевал ему множество друзей.
Рой Вильгельм был прежде всего честным человеком, который применял высокие стандарты поведения бахаи к себе, прежде чем применять их к другим.
Родившийся в Зейнсвилле, штат Огайо, 17 сентября 1875 года, Рой Вильгельм и его родители переехали в Уэст-Энглвуд, штат Нью-Джерси, и открыли в Нью-Йорке свою фирму по импорту, делами которой он активно занимался до последних нескольких лет своей жизни. Именно в этом доме в Уэст-Энглвуде Абдул-Баха в 1912 году во время своего визита в Северную Америку провел праздник единства для бахаи Нью-Йорка и его пригородов, на котором он объявил, что в эту дату Вера Бахауллы была действительно установлена в Америке. Место этого собрания в будущем будет отмечать единственный публичным мемориал, который американским бахаи разрешено построить в память о визите Абдул-Баха с апреля по декабрь 1912 года.
Бахаи, который был тоже связан с группой, которая много лет после 1900 года встречалась в доме Доджей в Нью-Йорке, дал такое описание:
Встречи были чрезвычайно интересными и полными рвения. Это была счастливая группа, и наличествовало явное духовное понимание, если так можно выразиться, даже если наши знания об Учении были ограничены. Крещение Святым Духом должно быть стало чистой щедростью Господа для этой группы. Все без исключения имели великое и искреннее желание служить Делу таким образом, как каждого, словно, направляли. Рой (Вильгельм) регулярно посещал эти встречи ...
В то время было мало доступной литературы бахаи, а копии молитв и скрижалей печатались на машинке и передавались от одного к другу. Одна из самых ранних попыток сделать священные тексты более доступными была самостоятельно предпринята и осуществлялась Вильгельмом. Его компиляции, последовательно переведенные на ряд языков, широко использовались на встречах для друзей (в домах) и на общественных собраниях, проводимых все чаще и чаще, поскольку в Северной Америке увеличивалось число центров бахаи. Одним этим преданным тружеником выполнено большое служение по печати и выпуску легкодоступных сотен тысяч буклетов бахаи в течение его жизни. Кроме того, его деловая реклама в журналах о торговли стала выделяться использованием краткого текста бахаи в каждой публикации.
Много можно было бы написать о его посещениях центров бахаи во время его деловых поездок по всей стране, неся великое Послание к бесчисленным интересующимся и поддерживая энтузиазм самих активных тружеников-бахаи. «Бахаи повсюду с нетерпением ожидали его приезда и готовили для него встречи ...» — написал один из его современников. 1907 год был ознаменован величайшим опытом за годы становления его жизни бахаи. В апреле того года Рой Вильгельм в сопровождении своей матери отправился в паломничество, чтобы достичь присутствия Абдул-Баха в Акке на Святой земле. В следующем году Рой Вильгельм подготовил и распространил буклет, рассказывающий о его паломничестве, который он озаглавил «Стучите, и отворят вам (Мф. 7:7)».
На обложке была воспроизведена фотография двери, ведущей в комнату Абдул-Баха. Вот цитата из текста:
То, что больше всего впечатляет паломника в «Величайшую тюрьму» в Акке — это дух жертвенности. Нигде я не был свидетелем такой любви, такой совершенной гармонии. Желание тех, кто находился в этой тюрьме, состояло в том, чтобы служить друг другу. Посреди нашей западной свободы трудно понять острый антагонизм и ненависть, которые существуют на Востоке между последователями нескольких великих религиозных систем. Например, еврей и мусульманин отказались бы вместе кушать мясо, а индус взять воду из колодца любого из них. Тем не менее, в доме Абдул-Баха мы видели христиан, евреев, мусульман, зороастрийцев, индусов, объединившихся вместе как дети единого Бога, живущих в совершенной любви и гармонии ...
В доме Абдул-Баха в Акке мы повстречали многих из этих народов, но у них исчезли все следы разногласий и ненависти, которые закладывались и культивировались на протяжении веков, и теперь они словно члены одной Семьи. Они жертвуют своими жизнями друг за друга. Чему приписать такое чудо единения? ... Мы много слышали о любви и доброте, проявляемой братьями с Востока к паломникам с Запада — после нашего визита ... мы поняли ... Во встрече Запада с Востоком исполнились пророчества Книг ... Во время нашей последней трапезы Абдул-Баха наломал куски хлеба в Свою миску, затем попросил тарелки паломников. Он дал каждому из нас кусочек. Когда еда была закончена, Он сказал, что дал нам поесть из Своей чаши, теперь же мы должны раздать Его Хлеб среди людей.
Послание бахаи о единстве человечества и сущностного единства Откровения навлекло свои суровые испытания на последователей во всех странах, чтобы искренние были отделены от неискренних. Буря ожесточенных противоречий бушевала вокруг спокойного и сияющего Присутствия Абдул-Баха, Центра Завета Бахауллы человечеству. Жертва официального преследования и находившийся в заключении до 1908 года, Абдул-Баха также подвергался нападкам со стороны неверных из Его собственной семьи, и эти враги пытались сформировать основу для повсеместной нелояльности в общинах бахаи Востока и Запада. Вместе с другими верными душами своего поколения Рой Вильгельм был выше запутанных и подчас неуловимых разногласий и излучал дух стойкости в этом Завете.
Он был очень дорог Абдул-Баха и получил множество знаков доверия и уважения от своего Учителя. Долгое время телеграммы и письма (скрижали), отправляемые Абдул-Баха группам бахаи и отдельным лицам в Северной Америке, присылались на адрес Роя Вильгельма и затем рассылались им по месту назначения.
В 1909 году американские бахаи по инициативе чикагской группы избрали национальный орган бахаи, который должен был представлять всех бахаи Северной Америки в их совместных усилиях по приобретению земли и планированию строительства Дома Поклонения в Уилметте, штат Иллинойс.
С этого года и до отхода от активного служения бахаи в 1946 году, за исключением одного года по болезни, Рой Вильгельм ежегодно избирался в Храмовый союз бахаи и позднее в Национальное Духовное Собрание и в течение многих лет служил в качестве его казначея. Ни один другой американский верующий не достиг сопоставимого результата. В роли казначея, присущая ему честность и простая, прямолинейная человечность изложения им финансовых дел, привели к быстрому развитию фонда бахаи как органичного института общины.
После кончины Абдул-Баха в 1921 году Хранитель, который был назначен в Его воли и завещании, вызвал двух американских бахаи на конференцию в Хайфу — Роя Вильгельма и Маунтфорта Миллса.
Сокращенный перевод из The Baha’i World, №12, стр. 662-664. Фотография © Bahá'í International Community
Рой Вильгельм скончался 20 декабря 1951 года. Шоги Эффенди посмертно возвел его в ранг Десницы Дела Божьего.