Забиулла Асадуллаев Намдар
1881–1936
Забиулла Намдар родился в Мешхеде в 1881 году. Его отцом был Асадулла Намдар, бахаи еврейского происхождения из Хорасана, который принял мученическую смерть в Мерве (Мары) в российском Туркменистане в 1891 году.
После мученической смерти своего отца Забиулла Намдар вместе со своими дядями отправился в Мерв и занялся с ними бизнесом, а позже продолжил работать в качестве торговца в партнерстве со своими братьями Файдуллахом и Нусратуаллой. Он совершил паломничество на Святую землю, где встретился с Абдул-Баха и пребывал там сорок дней. По возвращении он попросил Абдул-Баха о привилегии принять мученичество.
В 1916 году Забиулла Намдар переехал в Москву и основал торговую компанию. Через некоторое время его усилиями было образовано первое Местное Духовное Собрание Москвы, и он служил его председателем.
Одним из его отличительных качеств была щедрость, качество, которым он был известен среди людей. В 1917 году известная поэтесса Изабелла Гриневская написала пьесу «Баб», в которой рассказывается об истории Законоцарствия Баба. Пьеса была поставлена при финансовой поддержке Намдара и оказала глубокое влияние на зрителей, которые таким образом впервые познакомились с Верой. Также при финансовой помощи Намдара «Ответы на некоторые вопросы» Абдул-Баха были переведены с английского на русский язык. Еще одним из его благодатных начинаний было издание в Ташкенте книги Kashfu’l-Ghita («Срывая завесы с махинаций врага») [авторы Мирза Абул-Фазл и Сейид Михдий-и-Гулпайгани] через три года после ее написания (см. Fadil-i-Mazindarani, Zuhuru’l-Haqq, стр. 1131).
В 1929 году Намдар был вызван в Государственное политическое управление, где с ним говорили на предмет того, чтобы сообщать им конфиденциальную информацию, касающуюся посольства Ирана и иранских торговцев в Москве. Как бахаи, Намдар отказался выполнять это требование. В результате правительство арестовало его, конфисковало его имущество и заключило в тюрьму на шесть месяцев, после чего он и его семья были депортированы в Иран.
Когда Намдар находился в тюрьме, Шоги Эффенди написал Казему Каземзаде, секретарю Духовного Собрания Москвы:
«О духовный брат, весть об аресте и преследовании возлюбленного друга, Забиуллы, вызвала глубокую скорбь и печаль. Задействуйте все средства для спасения и освобождения этого активного и отважного служителя Дела Божьего. Этот слуга, посещая Святилища, будет горячо молиться и просить о помощи этой драгоценной душе».
По прибытии в Иран Намдар получил письмо от Духовного Собрания Тегерана, в котором говорилось, что Хранитель хотел бы получить описание событий и невзгод, которые пережили друзья в Туркестане, на Кавказе и в других частях России. В соответствии с инструкциями Хранителя Намдар написал отчет о событиях и отправил его ему. Он был удостоен следующего ответа:
О верный друг, прочтение твоего письма принесло нескончаемые печали и горе. Это бедствие на пути Красоты Абха. Поэтому мучения от него приятны, а его яд — сладок как нектар. Его награда изобильна, а вознаграждение значимо. Эти плотные тучи исчезнут с небосклона этой страны, и взойдет солнце чести и блаженства для возлюбленных в этой стране. Будьте уверены и надейтесь.
Шоги
Пробыв шесть месяцев в Тегеране, Намдар переехал в Хорасан и основал сельскохозяйственную компанию в Туркменсахре, где занимался сельскохозяйственными работами и нанял большое количество людей.
Последним сильным ударом, который причинил ему большое горе, стала смерть его верной жены, Ликаийи Намдар, благочестивой, досточтимой, милой и доброй женщины, которая была его спутницей на всех этапах его жизни. Она скончалась в Мешхеде в 1312 г. от хиджры (1933 г.).
Г-н Намдар удостоился чести быть избранным председателем Местного Духовного Собрания Боджнурда, Хорасан, а в 1315 году (1936 г.) он был избран делегатом от Хорасана на Национальный Съезд. Возвращаясь со съезда в Тегеране, он попал в автокатастрофу недалеко от Боджнурда в июле 1936 года и перешел из этого мира в Царство Абха. У него осталось трое детей: Асадулла Намдар, который скончался еще молодым человеком, Мунаввар Киани (Намдар) и Таразулла Намдар.
После его кончины следующее письмо от имени Шоги Эффенди было отправлено Асадулле, старшему сыну Забиуллы Намдара:
Несомненно, что он [Шоги Эффенди] не забудет служение этой души, которая была стойкой в Деле Бога, и будет помнить искренность, настойчивость и самопожертвование этой сущности любви и верности. Он будет специально молиться в Святых Гробницах и просить для того, кто взошел в Небесные Сонмы, прощения и милосердия и продвижения его души….
[Это сокращенный перевод рассказа, написанного на персидском языке Мунаввар Киани (Намдар) и опубликованного в Андалиб.
Эльхам Афнан
Саннвика, январь 2004 г.]
Дополнительно смотрите:
- Ашкинадзе Г.Б., Документы по истории религиозного общества бахаистов в Москве (1925-1929 гг.), выявленные в Центральном архиве города Москвы.
- Бахаи в России
- Гриневская И. Баб. Драматическая поэма из истории Персии.— СПб.: Т-во худож. печати, 1903.— 148 с.
У нас нет фотографии Забиуллы Намдара. Пожалуйста, пришлите нам его фотографию для публикации на этой странице.