Этель Дж. Розенберг
Апостол Абдул-Баха
1858 – 1930
Одна из пионеров Дела Бахаи в западном мире, Этель Дж. Розенберг, скончалась в своем доме в Лондоне 17 ноября 1930 года, увенчанная возрастом и служением Учителю. Конец был мирным для этой преданной служанки Абдул-Баха, которую Он знал и так сильно любил, и чьей преданности и неутомимому труду Он часто отдавал бесценную дань уважения устно и письменно.
Она родилась (6 августа 1858 г.) в Бате, Англия, и провела там первые годы своей жизни, а затем приехала в Лондон, чтобы изучать искусство у Легро в школе Слейда. Она специализировалась на портретной живописи, и ее портреты, выполненные красным мелом, были весьма примечательны, некоторые из них были переданы в академию; также были и портреты в стиле Даумана. Хотя она написала много красивых пейзажей, она практически забросила эту грань своего искусства, специализируясь в основном на миниатюрах.
Она пришла в движение через миссис Торнбург-Кроппер летом 1899 года и вскоре отправилась в Акку.
Известная и любимая всеми членами Святого семейства в Хайфе и Акке, где она пребывала в течение нескольких месяцев на ранних этапах излияния духа бахаи с Востока в Европу и Америку (январь 1901 и 1905-1906 гг.), мисс Розенберг сыграла немалую роль в адаптации Послания бахаи к западному сознанию. Всегда скромная и непритязательная, истинная ценность ее вклада в этом качестве редко оказывалось на виду, но те, кто хорошо ее знал и был в тесном контакте с ее деятельностью, были хорошо осведомлены о той огромной помощи, которую она оказала Учителю, и о том, насколько ценной была та помощь, которую она оказала в переводе и переписывании ряда выдающихся трудов, благодаря которым истины Послания бахаи стали известны народам западного полушария.
Одно время она изучала персидский, но другие интересы не позволяли ей овладеть языком. Она провела значительное время в Париже, работая на Движение. Она несколько раз ездила в Хайфу, по крайней мере трижды, и три раза в Америку, проведя там много месяцев. Она отправилась в Америку с Мирзой Абул-Фазлом и остановилась у миссис Фиби Херст. В первые дни Дела в Великобритании она заинтересовала многих; некоторые из наиболее важных членов Движения обращались к ней за ценным советом и помощью с английским, так как у нее был очень легкий и приятный стиль. На начальном этапе она проводила много встреч и обращалась к большим аудиториям. Она также писала о Деле. Она оказала большую помощь всем молодым персам и вела очень обширную переписку на Востоке. В течение многих лет она была одним из самых, если не самым, активных первопроходцев Движения в Англии.
Выдающимся моментом в ее жизни, связанной с Делом Бахаи, было ее глубокое, персональное знание Учения. Она слышала его прямо из уст Учителя во время своего длительного пребывания в Хайфе. Она часто зачитывала свои личные заметки на собраниях бахаи. Она до самой смерти служила Делу Бахаи на Британских островах.
Она хорошо знала Библию, а также другие священные книги. Она также обладала отличным знанием общей литературы. Ее английский был очень хорошим, а французский — почти идеальным. Она много сделала для исправления и редактирования писаний и переводов.
Никто не был осведомлен более полно о ценности трудов этой служанки для Дела Бахауллы, когда оно раскрывалось и разъяснялось Центром Завета, чем возлюбленный Хранитель Дела, Шоги Эффенди, который, когда узнал о ее кончине, немедленно отправил телеграмму друзьям в Лондоне с сердечными соболезнованиями.
«Глубоко опечален смертью Розенберг, — писал Хранитель, — выдающейся английской пионера-труженицы бахаи. Память о ее славном служении никогда не умрет. Семья Абдул-Баха присоединяется ко мне в выражении искренних соболезнований ее брату и родственникам. Призываю друзей провести подобающую поминальную службу».
(Подпись) ШОГИ.
Службы были проведены во второй половине дня 20 ноября, на них присутствовали лондонские бахаи, а в центре бахаи было организовано мемориальное собрание для надлежащего выражения любви, которую все члены общины бахаи испытывали к этому старому другу и советчику. Здесь выражалась благоговейная признательность за ее ясное понимание Послания Бахаи и его целей, а также за четкие и авторитетные изложения, которые она была способна делать благодаря контакту с источником вдохновения и чистому духу, пылающему внутри нее.
Э. Розенберг, которой было семьдесят два года, родилась 6 августа 1858 года и много лет жила в Лондоне. Незадолго до своего перехода на высший план она была одной из самых видных и активных верующих в Великобритании.
За время ее долгой связи с Делом накопилась ее обширная переписка с Абдул-Баха. Ей Он явил множество драгоценных Скрижалей, многие из которых общего характера уже включены в писания бахаи.
The Bahai World, т. 4, 1930-1932, стр. 265-263 (Энни Б. Ромер).
Также см. Weinberg, Robert (1995). Ethel Jenner Rosenberg: England's Outstanding Baháʼí Pioneer. George Ronald Publisher Ltd.
Джон Эсслемонт в предисловии к своей книге «Бахаулла и новая эра» благодарил Э. Дж. Розенберг за неоценимую помощь в подготовке публикации. Он также неоднократно цитирует записи Э. Розенберг в своей книге. Этель Розенберг также принимала участие в составлении таких известных всем бахаи книг, как «Ответы на некоторые вопросы» и «Парижские беседы». Она также помогла Шоги Эффенди с переводом «Сокровенных слов» на английский.
Институт Рухи в восьмом курсе советует изучить жизнь кого-либо из ранних западных верующих и сделать небольшое выступление перед членами кружка. Среди рекомендуемых фамилий ранних бахаи есть и фамилия Этель Розенберг. Когда будете готовиться к рассказу об этой бахаи, пожалуйста, поделитесь своим опытом и материалами с нами!