Стэнвуд Кобб
1881–1982
В связи с кончиной нашего горячо любимого Стэнвуда Кобба, известного лектора, педагога и автора бахаи, из Всемирного Дома Справедливости была получена следующая телеграмма:
СКОРБИМ УХОДЕ СТЭНВУДА КОББА. ЕГО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ ДЕЛУ НАЧИНАЯ С МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ «СТАР ОФ ЗЭ ВЕСТ» И ПОТОМ СОРЕДАКТОРОМ УОРЛД ОРДЕР МЭГАЗИН УДОСТОИЛОСЬ ВЫСОКОЙ ОЦЕНКИ ВОЗЛЮБЛЕННОГО ХРАНИТЕЛЯ. ЕГО НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ, ОСОБЕННО ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, ВЕЛИКОЛЕПНО ОБОГАТИЛИ ЛИТЕРАТУРУ ВЕРЫ. МОЛИМСЯ СВЯТЫХ ГРОБНИЦАХ ПРОДВИЖЕНИИ ЕГО ДУШИ ЦАРСТВЕ АБХА.
31 декабря 1982 г.
Доктор Кобб скончался в возрасте ста одного года в своем доме в Чеви Чейз, штат Мэриленд, 29 декабря 1982 года, достигнув своей цели прожить целое столетие. В последние недели своей жизни он часто вспоминал свою последнюю встречу с Абдул-Баха, которая произошла в Вашингтоне: «. . . В конце он обнял меня, поцеловал и трижды сказал: “Пылай любовью Царства!”» Стэнвуд Кобб действительно горел любовью Царства до последнего вздоха все семьдесят пять лет служения Вере Бахаи.
Сделать обзор жизни C. Кобба — означает совершить прекрасное и восхитительное путешествие через те чудесные годы, начиная с раннего рассвета Веры Бахаи в Соединенных Штатах, когда новости об этом «новом Откровении» и о присутствии Абдул-Баха на Святой земле достигли ушей нескольких «готовых душ», пробудили их любопытство, оживили их сердца и привели к тому, что они устремились в Акку постоянно увеличивающимся потоком, чтобы побывать в присутствии Учителя.
Рассказ о том, как С. Кобб узнал о Вере Бахаи в 1906 году содержится в его Воспоминаниях об Абдул-Баха и в «Стар оф зэ Вест», т. 15, № 1, апрель 1924 г.: В то время он учился на унитаристского священника в Гарвардской школе богословия, но в результате серии еженедельных статей в Boston Transcript заглянул в «Грин Эйкр» в штате Мэн. Мисс Сара Фармер познакомила С. Кобба с певицей Мэри Лукас, которая только что вернулась от Абдул-Баха. «… через полчаса с того момента я стал убежденным бахаи и остался им с тех пор», — написал С. Кобб.
После окончания Дартмутского колледжа и получения степени магистра философии и сравнительного религиоведения в Гарварде, С. Кобб работал инструктором в колледже Роберта в Константинополе с 1907 по 1910 год, что привело к публикации его первой книги The Real Turk («Настоящий турок»). Во время этого периода С. Кобб дважды встречался с Абдул-Баха. Первая встреча произошла в 1908 году, когда Абдул-Баха все еще был узником турок. В этот раз паломник переоделся турком, чтобы попасть к Учителю, и провел несколько дней в качестве гостя в Его доме в Акке. Миссис Луа Гетсингер, с которой С. Кобб случайно повстречался в Каире, пригласила его сопровождать ее в этом важнейшем путешествии.
«Мне снова выпала честь посетить Абдул-Баха летом 1910 года, — пишет С. Кобб, — и на этот раз по Его собственному приглашению ... провести там неделю в персидском гостевом доме на склонах горы Кармель… Он показался мне более благородным лицом, более царственным в поведении, более могущественным в силе Его присутствия, чем когда-либо прежде».
Позже С. Кобб снова посетил Абдул-Баха во Франции и Соединенных Штатах во время исторических путешествий Учителя. Доктор Кобб упоминал, что, преподавая в колледже Роберта, он страдал от тяжелой депрессии. Во время одного из посещений им Учителя Абдул-Баха отвел его в сторону, взял его за руку и тихо посидел с ним. Депрессия прошла и больше не возвращалась. Действительно, сияние нрава, жизнерадостность и безропотное принятие стали выдающимися чертами характера Стэнвуда Кобба.
Он вернулся в Соединенные Штаты из Константинополя, чтобы продолжить карьеру в области образования и на писательском поприще. Он опубликовал около двадцати книг по религии, образованию и философии и несколько томов стихов. Он поселился в Чеви Чейз, штат Мэриленд, где в 1918 году организовал Ассоциацию прогрессивного образования[i], оказавшую серьезное влияние на образование в Соединенных Штатах. Он основал дневную школу Чеви Чейз, где смог претворить в жизнь свои идеи об образовании. Его жена, Наям Уитлам, канадская бахаи, оказывала существенную помощь в этой деятельности до их выхода на пенсию в 1958 году. В 1935 году доктор Кобб основал издательство «Авалон» (Avalon Press), где он публиковал свои работы. Некоторые из его наиболее известных трудов, посвященных принципам Веры Бахаи, — это Security for a Failing World, Tomorrow and Tomorrow, Islam’s Contribution to Civilization, и брошюра America’s Spiritual Destiny. Среди его книг, посвященных развитию личности, — Discovering the Genius Within You — книга, которая оказалась очень популярной, и Character: A Sequence in Spiritual Psychology. Его автобиография Saga: A Tale of Two Centuries вышла в 1977 году.
В 1924 году[ii] д-р Кобб был приглашен в качестве редактора «Стар оф зэ Вест», и до 1939 года он исполнял обязанности соредактора Уорлд Ордер — преемника этого издания — наряду с различными выдающимися бахаи, в том числе Мариам Хейни, Хорэсом Холли, Эдной Тру и Джинаб-и-Фадилом. Почти в каждом номере этого издания имеется редакционная статья, подписанная доктором Коббом, и освещающая одну из широкого спектра важных тем, отражающих его обширный круг интересов. Он был популярным лектором о Вере на общественных мероприятиях и неформальных встречах, а также востребованным учителем на летних школах. До конца своей жизни он обладал удивительной памятью на имена, даты, места и исторические факты, и редко, если вообще когда-либо, использовал записи при произнесении речей. Он был в курсе текущих и мировых событий. Он был членом Духовного Собрания Вашингтона, округ Колумбия, на момент его создания в 1933 году и до своего столетнего дня рождения часто читал лекции на еженедельных публичных собраниях, проводимых в местном центре бахаи. Он общался с известными авторами в Вашингтонском клубе «Космос», членом которого он был, и у него было много выдающихся друзей среди духовенства.
Шоги Эффенди высоко ценил служение С. Кобба Вере, о чем свидетельствует следующий отрывок из надписи, сделанной рукой Хранителя к письму, написанному от его имени 5 сентября 1943 года:
«... Ваше служение нашей возлюбленной Вере таково, что озарило ее институты и литературу, и я всем сердцем молюсь, чтобы Бахаулла милостиво направил Вас и помог Вам оказать посредством Вашего умелого и острого пера еще более выдающееся служение».
Хотя доктор Кобб удовольствовался простым образом жизни, он был очень образованным человеком и имел художественный вкус. Он твердо верил в силу молитвы и высоко ценил ее, и многие из его друзей обращались к нему с просьбой помолиться за них. Часто его можно было увидеть сидящим на крыльце в Чеви Чейз или на крытой веранде в «Грин Эйкр», размышляющим и молящимся за своих близких. Молодежь ценила его, и он был кем-то вроде умудренного опытом старца среди нас. Он любил молодежь и непоколебимо верил в их потенциал. Он всегда призывал их погрузиться в Учение, обрести духовные добродетели и, в соответствии со словами Абдул-Баха, пылать любовью Царства. Он был счастливым человеком, и все, что он делал, казалось, свершалось без нервов, напряжения или борьбы. Энергичный и молодой душой, он был частым гостем на молодежных конференциях.
Уход С. Кобба в царство вечности лишил нас еще одной бесценной связи с ранним периодом развития Веры Бахаи, когда искатели спешили в присутствие Абдул-Баха и потом возвращались домой, чтобы вдохновлять других Благою Вестью и ревностно стремиться заложить основы зарождающегося Мирового Порядка Бахауллы.
(По материалам мемуаров Руты Л. Данбар)
The Baha’i World, т. 18, стр. 814-816.
[i] Еще одним сторонником прогрессивной педагогики была другая известная бахаи — Мэй Максвелл.
[ii] По другим данным в 1923 году.