Торнбург-Кроппер, одна из первых бахаи Запада
Торнбург-Кроппер была первой бахаи в Англии и одной из первых на Западе, признавших Откровение Бахауллы. Она получила имя «Марьям Ханум» от Абдул-Баха. Миссис Бэзил Холл* пишет: «Она предоставила свою машину в распоряжение Учителя во время Его визитов в Лондон. Я так и вижу ее высокую, изящную фигуру с безмятежным ангельским лицом, сияющим под короной из серебряных волос, ее голубые глаза и мягкое сочетание синего и пурпурного в ее платье, любезную со всеми и готовую постоянно услужить нашему высокому Гостю».
В письме к Леди Бломфилд, опубликованном в The Chosen Highway, Торнбург-Кроппер рассказывает, как она узнала о новом Откровении. «В начале 1900 года я получила письмо от Фиби Херст, моей давней подруги из Калифорнии, в котором говорилось о чудесном новом религиозном учении, с которым она познакомилась. Она написала, что чувствует, что это будет мне очень интересно, и что, когда она приедет в Лондон, она расскажет мне все об этом. Некоторое время спустя я искала в энциклопедии информацию о царе Давиде, о котором у меня случилась дискуссия. Перелистывая страницы, мне на глаза попалось имя “Баб”. ... В этой истории мученика за Его веру было что-то настолько трогательное, что меня так зацепило, что я отправилась в Британский музей за дополнительной информацией о Нем и Его учении».
Торнбург-Кроппер сопровождала Ф. Херст в Акку в 1902 году**, а затем совершила еще одно паломничество в 1906 году, оба раза ее принял Учитель. О своей первой встрече с Ним она рассказала следующее: «Кто-то освещал нам путь маленьким огарком свечи, который отбрасывал причудливые тени на стены этого тихого места. Внезапно свет упал на фигуру, которая сначала показалась видением из тумана и света. Это был Учитель, которого нам явил свет свечи. Его белый халат, серебристые ниспадающие волосы и сияющие глаза производили впечатление духа, а не человека из плоти. Мы попытались выразить, как глубоко мы благодарны Ему за то, что Он принял нас. Он ответил, что это мы были столь добры, чтобы прийти. Это было тщательно произнесено на английском. Затем Он улыбнулся, и мы ощутили свет, которым Он обладал, в сиянии, озарившем Его прекрасное и благородное лицо. Это был удивительный опыт. Мы, четверо гостей из западного мира, почувствовали, что наше путешествие со всеми сопутствующими неудобствами было небольшой платой за такое сокровище, которое мы получили от духа и слов Учителя, встретиться с Которым, мы пересекали горы, моря и страны. Это положило начало нашей работе по распространению учения для того, чтобы упоминать Имя Бахауллы и познакомить мир с Посланием».
Многие бахаи нынешнего поколения не были лично знакомы с Торнбург-Кроппер. Телесная немощь в ее преклонные года не позволяла ей активно общаться с друзьями, но она была известна как стойкая и преданная служанка, и было радостно услышать от Леди Бломфилд историю о том, как она отправила посланника к великому Толстому.
Она скончалась 15 марта 1938 года.
Следующие строчки написаны другом, который пожелал остаться неизвестным.
Почти сорок лет назад (1902 г.) Торнбург-Кроппер в компании друзей совершила паломничество в Хайфу. Об Абдул-Баха она впервые услышала во время обычного разговора со знакомой в отеле. Несколько недель спустя, проведя независимое исследование и тщательно обдумав истинный смысл рассказа об этой замечательной Личности, она решила отправиться в путешествие с близкими друзьями, которые были воспламенены ее энтузиазмом.
Сначала они отправились в Александрию, где им удалось получить места на пароходе, который должен был заходить в Акку, древний морской порт Сирии. В спокойную погоду это был довольно трудный морской переход, но в день их высадки судну пришлось спустить лодки, так как оно не могло войти в порт.
Можно представить себе смелое приключение этих дам, одетых в объемные наряды, принятые в том времени, когда им пришлось совершить сложный спуск в весельную лодку, которая колебалась вместе с кораблем на гребне волн! За исключением того, что они промокли до нитки, добираясь до пирса, путешествие для группы было благоприятным. Они переночевали в Акке, а на следующий день проехали около дюжины миль до Хайфы на громоздком ландо, запряженном резвыми арабскими лошадьми.
В этот период своей жизни Абдул-Баха фактически был узником в Своем большом сероватого цвета каменном доме в Хайфе. Хотя не было явных стражников, обеспечивающих это заключение, считалось, что с Него было взято честное слово не покидать здание без разрешения турецких властей.
Несколько членов Его семьи жили с Ним, и когда путешественники прибыли, их любезно встретили хозяйки дома, которые провели их в просторную комнату, обставленную только несколькими маленькими столиками и обитыми стульями у стен. Стулья привезли специально для западных посетителей. Затем подали кофе и разнообразные сладости. Им не пришлось долго ждать, пока в дверном проеме появилась фигура в тюрбане, одетая в развевающиеся белые одежды. Это был Учитель.
Было бы сложно описать эффект, вызванный присутствием Учителя. Когда Он сидел там, свет из противоположного узкого окна сфокусировался на Его лице, открывая хорошо сложенные мужественные черты лица и большие приковывающие внимание серо-голубые глаза. В этих глазах была таинственная глубина; сияние светящейся внутренней силы, хранящей секреты великой души.
С помощью одной из Его дочерей, которая говорила по-французски, Абдул-Баха сначала поприветствовал Своих гостей, а затем начал рассказывать об учении Бахауллы.
Эта встреча продлилась около часа. Когда пришло время уходить, Учитель встал и прошел через комнату легким, бесшумным шагом, больше похожим на шаги сверхъестественного существа, чем человека. Они наблюдали, как Он задержался некоторое время во дворе среди Своих цветов под ярким солнечным светом, а затем, наконец, перешел в Свои личные покои для отдыха и размышлений.
На следующий день по приглашению Абдул-Баха друзья вернулись и имели честь сидеть с Ним за столом. Подали простую трапезу, состоящую из прекрасно приготовленного риса и нарезанного кусочками мяса, а также множества небольших тарелочек со специями, после чего последовали сладости и свежие фрукты.
В течение большей части трапезы Учитель более подробно и глубоко пояснял слушателям Дело Бахаи.
Перед тем, как посетители ушли, Абдул-Баха попросил их распространять Слово среди своего народа. Он также сделал определенное пророческое заявление, общая тенденция которого в значительной степени осуществилась в мировой истории. Суть Его слов состояла в том, что между народами будет великая борьба за материальную выгоду; бездонная тьма окутает народы почти на полвека, прежде чем Свет снизойдет, чтобы указать им истинный путь к духовному развитию.
Когда эта группа друзей вернулась в Европу, они рассказали заинтересованным о своих визитах к Учителю и поделились тем, что почерпнули из учения Бахауллы.
В 1906 году Торнбург-Кроппер снова отправилась в Хайфу. В этот раз она смогла обрести более обширное понимание Послания. Присутствовало несколько переводчиков со знанием английского языка, которые могли сделать более полные переводы.
С этого периода усердные помощники в Париже, Лондоне и Америке не только оказывали материальную помощь, но и неустанно трудились для продвижения Дела. Многие собрания верующих стали регулярно проводиться в великих столицах мира.
Рост Движения Бахаи вместе с записями о поездках Учителя за границу довольно полно представлены в брошюрах и книгах.
На протяжении многих лет Торнбург-Кроппер безмерно помогала Делу и поддерживала тесные контакты с Абдул-Баха и Его семьей, не забывая о молодом поколении, которое получало образование в Англии. Последние всегда находили в ней понимающего, щедрого друга, который полностью выкладывался, чтобы помочь им с их трудностями.
Сокращенный перевод из The Baha’i World, №8, стр. 649-651.
* Мария Бэзил Холл — дочь Леди Бломфилд.
** По другим данным эта поездка состоялась в 1898 г. См. Фиби Херст.
Торнбург-Кроппер была американкой, вышедшей замуж за англичанина, и проживающей в Лондоне. Поэтому ее можно считать первой бахаи в Англии. При этом также будет верным говорить, что первой англичанкой-бахаи была Этель Розенберг. Также читайте о первом бахаи-англичанине, Томасе Брейквелле.
Присылайте свои материалы для дополнения уже опубликованных биографий бахаи и размещения новых жизнеописаний!