Хелен Бассет Хорнби
1917–1992
Хелен Луиза Бассет родилась в 1917 году в Гейгере, штат Алабама, в семье Альфреда Бассетта, каменщика, и Лейлы Киркланд, профессиональной официантки. Она выросла в соседнем Причарде в эпоху сегрегации и расовых предрассудков.
Хелен впервые рассказал о Вере Бахаи ее страховой агент, Лео Шульц. Ранее она читала статью одного автора-бахаи в «Чикаго Трибьюн», но предположила, что это причуды богатых. Заинтересовавшись, она испытывала терпение Элсворта и Рут Блэквелл, посещая собрания и мучая их своими сомнениями, вопросами и поддразниваниями в течение восьми лет, прежде чем стать бахаи. Хелен работала секретарем в управлении социального обеспечения в Чикаго, когда объявила о своей вере.
Примерно в 1960 году Хелен обнаружила в библиотеке школы бахаи Лухелен пухлые папки с копиями писем за авторством Шоги Эффенди или от его имени, из которых она для себя сделала выдержки. Хелен Эгглстон также разрешила Хелен попользоваться своей личной библиотекой, работа с которой и дала начало ее собственной компиляции, которая воплотилась в справочник «Светочи руководства».
В начале своей жизни бахаи Хелен познакомилась с Эрвином Томасом, который пригласил ее служить пионером в Картахену. Она сказала ему, что не готова поехать, и что она устала заводить новых друзей среди бахаи, когда они только и делают, что уезжают пионерами. Вдохновленная зимней школой бахаи в Лухелене, она объявила сотрудникам Национального центра, что поедет на пионерское служение в Картахену, в Испанию. У нее поинтересовались подробностями, и она упомянула Эрвина. Когда ей сказали, что Эрвин находится в Картахене, что в Колумбии, она тогда сказала, что именно туда она и отправится.
Хелен училась в Университете Рузвельта в Чикаго с целью получения степени. Она отказалась от этой цели, а также от хорошей работы с устроенностью в жизни, первоклассной квартиры в многоэтажке и круга друзей и родственников. Она обналичила свою пенсию и отправилась в неизвестность на удаленный пионерский пост.
В Картахене она быстро нашла работу преподавателя английского языка в Колумбийско-американском языковом центре. Когда центр закрылся, ей предложили аналогичную должность в Барранкилье, где она познакомилась с пионерами Лу и Бетти Тумс. Чарльз Хорнби, пионер, который преподавал в Боготе, примерно в это же время получил работу в Барранкилье. Они встретились и в конце концов поженились. Вскоре после этого они посетили Первый всемирный конгресс в Лондоне.
Через год Чарльз стал директором частной двуязычной школы в Букараманге. Он и его жена работали вместе, Хелен обучала английскому языку колумбийских детей. Когда срок их двухлетних контрактов истек, так совпало, что Национальное Собрание попросило их отправиться на остров Сан-Андрес.
Они поселились в глубине острова среди потомков рабов. Пост в Сан-Андрес идеально подходил для характера Хелен; островитян влекло к ней, и почти ежедневно устраивались собрания или встречи для друзей. Ионита Райт (подробнее о ней в The Baha’i World, т. 15, стр. 434) стала первой уроженкой Сан-Андреса, принявшей Веру благодаря усилиям Хелен. Хорнби также начали обучать на острове Провиденсия. Через три месяца в 1966 году они отправились на Национальный Съезд в Уилметте, в паломничество в Хайфу и Акку и путешествие по Ирану.
В то время группы паломников были небольшими, и внимание, которое им уделяли, было более личным. За день до отъезда из Хайфы их пригласили на чай к Рухийе Ханум. В ожидании транспорта Хелен решила помолиться в месте упокоения Величайшего Святого Листа и попросить совета о том, должны ли они вернуться в Сан-Андрес. Она попросила дать ей «знак», после чего присоединилась к группе и присутствовала на чаепитии. Когда они прощались, Рухийи Ханум повернулся к ней и сказала: «Когда вернетесь в Сан-Андрес, передайте друзьям мою любовь». Это стало «знаком» для Хелен.
За их два года пребывания там, Духовные Собрания были избраны как на острове Сан-Андрес, так и на острове Провиденсия, и более сотни человек стали бахаи на первом острове и более пятидесяти на втором. Хелен и Чарльз не собирались уезжать, но, когда Чарльза назначили членом Вспомогательной Коллегии, Десница Дела Джалал Хазе попросил их переехать в Кито, Эквадор.
В Кито Хелен возобновила работу над компиляцией, называя проект своим справочником. Советник Масуд Хамси предложил ей поделиться компиляцией с другими, и сто экземпляров предварительной версии были отпечатаны дома на ротаторе. Когда компиляция стала близка к завершению, Хелен отправилась в Анн-Арбор, штат Мичиган, где Хелен МакКласки арендовала несколько электрических пишущих машинок, наняла студенток университета в качестве машинисток и превратила свой дом в машинописное бюро. Рукопись была наспех составлена, фотокопирована и с паломником отправлена на Святую Землю.
Хелен приснился сон, в котором Шоги Эффенди сидел у нее на кухне, пил кофе и изучал, страница за страницей, компиляцию. В какой-то момент он повернулся к ней и, ласково улыбаясь, сказал, что труд нуждается в редактировании. Паломник вернулся с тем же советом от рецензентов во Всемирном Центре. Молодые машинистки были не особо внимательны, а профессиональный рецензент, которого наняла МакКласки, позволил себе изменить грамматику в текстах Хранителя. Хелен пришлось начинать заново.
Когда следующий черновик был готов, она отправила рукопись в издательство George Ronald. Они отклонили его, и Десница Дела доктор Мухаджир предложил ей отправить текст в Издательский фонд в Индии, где его приняли.
Еще до того, как первое издание вышло в свет, Хелен уже начала собирать материал для расширенного издания. Некоторое время она провела в Уилметте, занимаясь исследованиями, а также работая над Heroes of God — историей Веры в Перу с 1940 по 1979 год. (Перед смертью она также завершила написание истории Веры в Эквадоре, которая пока не опубликована.) Позже ее пригласили во Всемирный Центр для продолжения работы. Она и Чарльз были ошеломлены объемом писем Шоги Эффенди и вернулись с баулом фотокопий, помеченным агентами авиакомпании как «превышение веса».
В 1992 году Хелен и Чарльз собирались посетить мероприятия в честь столетия Вознесения Бахауллы на Святой Земле. Хелен, обнаружив недопустимое количество ошибок, усердно, ни на что не отвлекаясь, работала над пересмотренным текстом «Светочей руководства», чтобы завершить его до отъезда. По пути в Израиль она сделала остановку в Анн-Арборе для медицинского осмотра. Десять лет назад она перенесла аневризму, которую успешно вылечили. Теперь ей потребовалась операция на сердце, которая и была проведена. После чего последовали осложнения. Хелен провела в реанимации более пяти недель до своей кончины 17 октября 1992 года.
Хелен просила, если по прогнозам ее смерть будет в скором времени неминуема, перевезти ее обратно в Эквадор, чтобы она могла умереть на своем пионерском посту. Поскольку она была подключена к аппаратуре жизнеобеспечения, ее желание не могло быть исполнено.
Всемирный Дом Справедливости написал Национальному Духовному Собранию бахаи Соединенных Штатов 20 октября 1992 года:
Наши сердца наполнились скорбью, когда мы узнали о смерти Хелен Хорнби, стойкой и непреклонной поборницы Веры Бахауллы. Почти три десятилетия обучения Вере и пионерства оставили неизгладимую память о ней в обеих Америках; венцом же всего стало успешное составление обширной компиляции по разным темам бахаи. Мы молимся в Святых Гробницах, чтобы её благородная душа была щедро вознаграждена в Царстве Абха. Пожалуйста, передайте наши соболезнования её дорогой семье.
На основе статей Чарльза Д. Хорнби
The Baha’i World: In Memoriam, 1992-1997, стр. 20-23.
Полный текст «Светочей руководства» на английском по этой ссылке: Lights of Guidance: A Bahá'í Reference File