Роберт Хейден
1913 – 1980
Роберт Эрл Хейден родился 4 августа 1913 года в Детройте, штат Мичиган, США, в бедной, необразованной семье. При рождении его назвали Аса Банди Шеффи, «Аса» — имя его отца, а «Банди» — имя семейного врача, присутствовавшего при его родах. Родители развелись, когда он был еще младенцем, и его мать отдала его на попечение друзей, Уильяма и Сью Эллен Хейден, а сама занялась поиском работы, чтобы обеспечить сына. Работа была найдена в Буффало, штат Нью-Йорк, и она переехала туда, время от времени навещая Роберта и Хейденов. Хейденам не нравилось имя мальчика «Аса», и, надеясь, что им будет разрешено усыновить его, они переименовали его в «Роберт Эрл». Его мать не возражала против этого, тем более что считала, что ребенок находится в хорошем доме, пока она работает.
Уже в дошкольные годы выяснилось, насколько слабо его зрение. Тем не менее ему дали очки, и он охотно научился читать перед поступлением в школу. В начальной школе он читал словарь, энциклопедию и любой другой доступный материал, хотя его отдали в класс для слабовидящих. Когда Роберт пошел в школу, он был записан как Роберт Эрл Хейден. Лишь к сорокалетнему возрасту он узнал, что это не его официальное имя. Только в 1978 году он официально принял это имя.
Начальное образование он получил в Детройте. Поскольку по окончании средней школы денег на колледж не было, он оставил надежду получить высшее образование. Однако социальный работник, который наблюдал его семью, посодействовал ввиду очевидных способностей молодого человека и Р. Хейден получил четырехлетнюю стипендию в Детройтском городском колледже, ныне известном как Государственный университет Уэйна. Летом 1938 года, через четыре года после завершения учебы в колледже, он поступил в Мичиганский университет в Анн-Арборе для получения дальнейшего образования. Именно там он принял участие в конкурсе на премию Хопвуда и тем летом получил поощрительную награду за поэзию.
В 1940 году он женился на Эрме Инес Моррис. В следующем году они переехали в Анн-Арбор, где Роберт налег на учебу, а также воспользовался возможностью учиться у У. Х. Одена, который в то время был приглашенным преподавателем в Мичиганском университете. В 1940 году в Детройте небольшим тиражом вышла первая книга стихов Роберта Хейдена Heart-Shape in the Dust.
В 1942 году родилась дочь Майя, и в том же году Роберт получил главную премию Хопвуда в области поэзии. Он получил степень магистра гуманитарных наук по английскому языку в 1944 году и той осенью был назначен научным сотрудником по английскому языку. Он занимал эту должность два года, став первым чернокожим, получившим такую возможность в университете.
В 1946 году Роберт и его семья переехали в Нэшвилл, штат Теннесси, где он преподавал в Университете Фиск в течение двадцати двух лет. Одновременно он продолжал писать стихи — его главная страсть. Он не мог найти издателя, но время от времени его стихи появлялись в журналах, в том числе в Atlantic Monthly и Poetry. В 1962 году в Англии была опубликована Ballad of Remembrance. Затем, между 1966 и 1978 годами, нью-йоркские и другие издательства выпустили Selected Poems, Words in the Mourning Time, Angle of Ascent, Night-Blooming Cereus и American Journal. Эти достижения в конечном итоге привели к последующему признанию: Гран-при за поэзию на первом Всемирном фестивале искусств в Дакаре, Сенегал, 1965; премия Рассела Лойнса за поэзию, Национальный институт искусств и литературы, 1970; избрание в члены Академии американских поэтов, 1975; членство в Американской академии и Институте искусств и литературы; и назначение (1976–1978) на должность консультанта по поэзии в Библиотеке Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, — вот лишь некоторые из его достижений. На последнем посту он имел возможность ознакомить с учением бахаи управляющего сенатскими палатами и некоторых других правительственных чиновников. 3 января 1980 года он был вместе с другими поэтами приглашен в Белый дом для чтения и был встречен с искренней теплотой президентом и миссис Картер.
Роберт не был социально-активным человеком, и прошлый опыт научил его сторониться организованной религии. Однако Десница Дела Дороти Бейкер при содействии Кэтрин Миллс из Анн-Арбора убедила его в истинности Дела Бахауллы, и он присоединился к Вере в 1943 году. Во время своей жизни бахаи он служил в Местных Духовных Собраниях в Нэшвилле, штат Теннесси, и, пока он занимал должность консультанта в Библиотеке Конгресса, в Фолс-Черч, штат Вирджиния. Он также много раз говорил о Вере по телевидению и радио.
Роберта часто просили выступить с сообщениями о Вере. После нескольких таких выступлений он стал решительно отклонять такие просьбы, глубоко убежденный, что лучше послужит Делу в качестве поэта. В этой роли он всегда стремился к совершенству. Он получал много просьб прочитать свои стихи и всегда стремился их исполнить. Чтения приводили его в различные места в Соединенных Штатах. На этих встречах он обычно читал написанные им стихи, содержащие прямые ссылки на Веру, а также стихи на другие темы. Он предварял чтения разъяснительной информацией об Откровении Бахаи. Но более всего, однако, где бы он не появлялся, все, кто встречал его, видели в нем человека, отстаивающего универсальную точку зрения, заложенную в Вере Бахауллы — будь то в классе, на лекционной трибуне или на общественном собрании — это была единственная точка зрения, которую он считал действительной. Также было и в его работе. В письме, написанном в декабре 1970 года, он изложил следующее: «Я рассматриваю написание стихов как один из способов прикоснуться с внутренней и внешней реальностью — как духовный акт, своего рода молитву о просветлении и совершенствовании. Вера Бахаи с ее акцентом на сущностном единстве человечества и ее видением всемирного единства оказывает сегодня все более сильное влияние на мою поэзию — и единственное, чему я добровольно подчиняюсь».
С 1968 года и до своей смерти Роберт Хейден был помощником редактора World Order, периодического издания бахаи, выпускаемого под эгидой Национального Духовного Собрания Соединенных Штатов. Он прилагал постоянные усилия для повышения уровня поэзии, помещаемой в издании. World Order был очень дорог его сердцу, и свою работу в нем он воспринимал как действительное служение, которую он мог бы оказать Вере.
28 февраля 1980 года Всемирный Дом Справедливости телеграфировал:
ОПЕЧАЛЕНЫ УХОДОМ УВАЖАЕМОГО СЛУЖИТЕЛЯ ДЕЛА РОБЕРТА ХЕЙДЕНА. ЕГО МНОГОЧИСЛЕННЫЕ НАГРАДЫ И ВЫДАЮЩИЙСЯ ВКЛАД ПОЭЗИЮ АМЕРИКИ ДОБАВЛЯЕТ ВЕЛИКОЛЕПИЯ ЛЕТОПИСЬ ВЕРЫ. ПОЖАЛУЙСТА ПЕРЕДАЙТЕ СЕМЬЕ НАШИ СЛОВА СОБОЛЕЗНОВАНИЯ ЗАВЕРЕНИЯ МОЛИТВАХ ПРОГРЕСС ЕГО ДУШИ.
Эрма Хейден
The Bahá’í World, т.18, стр. 715-717.
В 2012 году почтовая службой США поместила портрет Р. Хейдена на одной из марок в серии, изображающей известнейших американских поэтов XX века. Подробнее читайте в статье Службы новостей мира бахаи по этой ссылке.
Фото © Bahá'í International CommunityРед Граммер — музыкант и певец, исполняющий для детей и семей в Америке. Журнал Parent’s Magazine назвал его «лучшим голосом в детской музыке». Его музыкальные альбомы отмечены наградами Parents Choice и номинированы на премию «Грэмми».
Альбом cELLAbration: A Tribute to Ella Jenkins получил в 2005 году «Грэмми» как лучший музыкальный альбом для детей (Р. Граммер в нем был ведущим исполнителем).
Дети и родители во всем мире любят его песни. Эти песни также являются ценным ресурсом для учителей, которые используют их, чтобы рассказывать о таких темах, как забота о людях, совершенство, единство и разнообразие. Такой рассказ идет посредством музыки — язык, который дети мгновенно понимают и охотно принимают.
21 и 22 апреля 1990 года Ред Граммер дал несколько выступлений в Москве. Он спел для друзей, собравшихся на празднование Ризвана, а также дал два концерта в этот день и на следующий. Говорят, одно из его выступлений, состоявшееся в московской школе, было заснято на видео. Было бы интересно узнать судьбу той записи и сохранилась ли она до наших дней. Кстати, по поездке Реда Граммера в СССР снят документальный фильм, который так и называется «За мир: Ред Граммер в СССР» (Zamir: Red Grammer in the U. S. S. R). Режиссер Shar Mitchell.
Обложки некоторых музыкальных альбомов Реда Граммера








Вебсайт Ред Граммера redgrammer.com
Это заготовка статьи о Реде Граммере. Присылайте свои тексты и фотографии о нем. Особенно ценны ваши, или записанные вами, воспоминания о встречах с Р. Граммером.
Кевин Лок
Кевин Лок исполняет танец с обручами.
Фотография © Bahá'í International Community1954 - 2022
68-летний посол культуры Кевин Лок провозглашал единство и способствовал сохранению культуры коренных народов. Кевин Лок, которого на языке лакота назвали Токейя Инажи («Первый взошедший»), посетил более 90 стран, провозглашая единство человечества и способствуя сохранению традиций коренных народов. Опираясь на наследие лакота и анишинабэ, он делился своим вдохновением через танцы с обручем, музыку и рассказывание историй для людей всех возрастов, уделяя особое внимание детям. Он выступал на фестивалях, пау-вау, конференциях и мероприятиях Организации Объединенных Наций; в школах, университетах, центрах исполнительского искусства, парках, у памятников и т. п.
Будучи культурным послом Информационной службы США с 1980 года, он был удостоен стипендии Национального наследия, высшей национальной награды в области народного и традиционного искусства, а также стипендии деятелей искусства США. Его записи песен и игры на флейте были отмечены многочисленными наградами Native American Music Awards.
Будучи бахаи более четырех десятилетий, он был членом Национального Духовного Собрания бахаи США в 1989–1991 годах; затем в течение 15 лет служил в районе северных Равнин в качестве члена Вспомогательной Коллегии. Он поддерживал огромное множество мероприятий, организованных бахаи, и участвовал в инициативах по обучению Trail of Light («Тропы Света») в Северной Америке.
Кевин скоропостижно скончался 30 сентября 2022 года в возрасте 68 лет во время поездки в Южную Дакоту для выступления у Мемориала Неистового Коня. Он много лет жил в Вакпале, Южная Дакота, в индейской резервации Стэндинг-Рок.
Среди бесчисленных посмертных высказываний в его честь было послание Всемирного Дома Справедливости, в котором, в частности, говорилось: «Пусть память о его приверженности распространению божественного учения и о его неустанных усилиях по продвижению и распространению культуры коренных американцев по всему миру, особенно посредством танца, музыки и историй, будет непреходящим источником вдохновения для всех, кто его знал».
В письме Национального Собрания отмечается: «Во всем мире его с любовью будут помнить за то, что он тронул сердца людей — своей характерной сияющей улыбкой, невероятной теплотой и восхитительным юмором — когда он делился красотой культуры коренных народов Северной Америки через танец, музыку, и рассказывание историй, смело и неустанно донося до всей своей аудитории послание о сущностном единстве человечества».
Среди выдающихся предков Кевина — как коренного, так и европейского происхождения — его мать, Патриция Энн Лок, посвятившая десятилетия созданию учебных заведений для американских индейцев и сохранению языков и культуры. Она была членом Национального Духовного Собрания в течение девяти лет.
Его автобиографическая книга Arising («Восхождение») прослеживает путь от его рождения в Калифорнии и воспитания в резервации Стэндинг-Рок, затем получения образования в Нью-Мексико и Дакоте и возвращения в резервацию в качестве школьного учителя и директора, до его вступления в силу в качестве посла культуры по всему миру и учителя Веры Бахаи.
Он писал, что его становление на духовные пути его предков хункпапа лакота произошло во многом благодаря получению наставничества, сновидениям, посту и медитации. С годами он стал свободно общаться на лакота и местном языке жестов. Он принял Веру Бахаи в молодости и часто говорил о том, как традиции коренных народов и учение Бахаи перекликаются друг с другом.
«У всех людей одинаковые побуждения, дух и цели», — сказал он, когда недавно его спросили о его миссии в жизни. «С помощью своей музыки и танца я хочу сформировать позитивное осознание единства человечества».
Он входил в правление Лакотского языкового консорциума и в консультативный совет Всемирного общества флейтистов. В 2018 году он основал Фонд Патриции Лок, цель которого предоставлять образовательные возможности малообеспеченным детям и молодежи.
У Кевина Лока осталась жена Цейлан Исгор; дети Патриция Хупаху Лок, Вания Лок, Охиеса Лок и Кимимила Лок; брат Чарльз Лок; сестры Конни Зупан, Карла Петерсон, Вайнона Флаин Ёс и Яна Лок; и 11 внуков.
Обложки некоторых музыкальных альбомов Кевина Лока
В 1995 году осуществлялся специальный проект имени Абуль-Фазла. В его основе был приезд ученых и выдающихся людей и встречи со специалистами в городах России и распространение Веры. В частности, приехали Кевин, Патрисия и Кимимила Лок. Они выступили в Якутске, Иркутске, Улан-Удэ, Москве и Котласе в июне – июле 1995 года. О пребывании Кевина Лока в России в 1995 году вы можете прочитать в Экспресс Бахаи № 9.152 (20.08.1995) стр. 8. (Про Абул-Фазла, Апостола Бахауллы, у нас на сайте есть отдельная страница).
В 1999 году Кевин Лок снова посетил Россию. В частности, был в Иркутске и Якутске.
Образцы музыки в исполнении Кевина Лока можно послушать на этой странице ВК
Также читайте:
- Warrior Grandma. The Story of Patricia Locke. By Dr. Littlebrave Beaston
- Indigenous Messengers of God: In Honor of Kevin Locke (1954-2022) by Christopher Buck (2022).
Джованни Балерио
1943 — 2001
13 (15?) декабря 2001 г. в Женеве, Швейцария, скончался от рака Джованни Балерио, представитель Международного Сообщества Бахаи при ООН с 1981 г.
Джованни Балерио, родившийся в Асмэре, Эритрея, 15 февраля 1943 года, стал бахаи в Эритрее в 1971 году и начал свое служение как бахаи в Местном Духовном Собрании Асмэры. Всю остальную жизнь он служил Вере Бахаи на многих должностях, в том числе в качестве члена Национального Духовного Собрания Италии и представителя отдела Международного Сообщества Бахаи при Организации Объединенных Наций в Женеве с 1981 по 2001. В 1998 году он также предпринял четырехмесячную миссию от имени и по поручению Всемирного Дома Справедливости, чтобы встретиться с главами государств и видными деятелями на островах Тихого океана. В ранние годы он работал учителем младших классов средней школы, но в конце концов ушел с этой должности, чтобы полностью посвятить свои труды Вере, сначала в НДС Италии в 1979 году, а затем в офисе МСБ при Организации Объединенных Наций. Он также служил в Местных Духовных Собраниях в Италии, куда переехал в 1978 году, и в Швейцарии, где жил с 1981 года до своей смерти. Его выдающаяся работа с Международным Сообществом Бахаи включала развитие рабочих отношений между МСБ и Всемирной организацией здравоохранения, а также создание постоянного представительства МСБ при Организации Объединенных Наций в Женеве. Д. Балерио был пламенным защитником прав человека, в частности равноправия женщин. С 1992 г. он представлял в Женеве Департамент по продвижению женщин Международного Сообщества Бахаи и был одним из немногих мужчин, представляющих неправительственные организации на конференциях ООН по равноправию женщин. Вскоре после его смерти, в марте 2002 г., Комитет НПО по положению женщин установил мемориальную доску в знак признания его достижений в МСБ, отметив «его выдающуюся работу по продвижению гендерного равенства, преданное служение Комитету и помощь отдельным членам без предпочтений и вне служебного долга».
Его теплота, жизнерадостность и ясный ум заслужили уважение и восхищение тех, кто знал его по совместной работе в отделениях ООН и в неправительственных организациях. Международный руководящий орган Веры Бахаи, Всемирный Дом Справедливости, назвал Д. Балерио «верным и пламенным служителем Бахауллы, неунывающий дух и чувство долга которого наполнили светом его преданный труд…».
У Джованни Балерио остались жена, Гейл Маджзуб, и трое детей от предыдущего брака: Лео, Уильям и Марион Балерио.
По материалам One Country, № 1 (14), январь–март 2002, стр. 13 и The Baha’i World, 2001-2002, стр. 302.
О важности служения Д. Балерио говорит уже тот факт, что о нем упоминается в послании к Ризвану 1999 года. Там говорится о четырехмесячной поездке «представителя Всемирного Дома Справедливости г-на Джованни Баллерио по островам Тихого океана, во время которой он встретился с двадцатью двумя главами государств, пятью главами правительств, а также с более чем сорока другими высокопоставленными официальными лицами…»
Уильям Х. Рэндалл
Апостол Абдул-Баха
1863 – 1929
11 февраля 1929 года Дело бахаи в Америке лишилось одного из своих величайших служителей — Уильяма Х. Рэндалла из Бостона, штат Массачусетс. Принятый в Веру Учителем в 1912 году, У. Рэндалл очень скоро стал фигурой национального масштаба в Деле. Яркий оратор, щедрый в поддержке всей деятельности бахаи, навсегда связанный с развитием «Грин Эйкр» и ее постепенным приближением к статусу признанного центра бахаи, в течение многих лет казначей Храмого союза и Национального Духовного Собрания, как и его председатель. Постоянная преданность У. Рэндалла Делу, широкое видение и понимание его основ, его достоинство и обаяние во всех общественных мероприятиях, а также его великодушная преданность своим друзьям и соратникам-бахаи в часы испытаний, оставили неизгладимый след в истории бахаи в Америке. Все области работы получали энергию и направление благодаря его неустанному служению. В среду, 13 февраля, в часовне Маунт-Оберн в Кембридже прошла служба бахаи, проведенная Альфредом И. Лантом, после чего последовало погребение с чтением молитв бахаи на кладбище в Медфорде. 12 февраля Национальное Собрание получило от Хранителя следующую телеграмму:
«Убитый горем ухода Гарри Рэндалла, выдающегося и возлюбленного слуги Бахауллы. Заверьте семью, друзей, горячих молитвах, искренние соболезнования от имени Святых Листьев и от меня. Проведите подобающие поминальные встречи. (подпись) ШОГИ».
Baha’i News Letter, № 30, март 1929, стр. 4-5.
В The Baha’i World, т. 3, на 213 странице есть такие слова Шоги Эффенди об Уильяме Рэндалле:
Ваш истинный брат,
Хайфа, Палестина.
27 февраля 1929 года.
Интересный факт: Уильям Рэндалл более 20 раз перечитал Китаб-и-Иган.