Этот документ в формате MS Word
26 ноября 1992 года
Послание к бахаи мира
Ровно сто лет прошло с тех пор как был установлен и начал действовать Завет Бахауллы. По этому поводу мы шлем наши сердечные приветствия членам общины Его имени, всем тем, кто в эти дни собрался на Всемирный Конгресс бахаи в Нью-Йорке, на проходящие одновременно с ним спутниковые конференции, ко всем, кто так или иначе участвует в празднованиях, посвященных этому юбилею.
Мы особо рады этой редкой возможности остановиться на мгновение и вместе с друзьями по Вере собраться с мыслями, оглянуться на пройденный (с 1892 года) путь и задуматься о том, что лежит впереди.
Переживаемое событие дает нам возможность принять участие в символическом акте, который по своей сути воплощает цель Завета – Завета, который по замыслу его божественного Творца объединит все расы и все народы земли.
Высокие чувства переполняют наши сердца, когда мы оглядываемся на драматические события прошлого и грандиозные достижения этих ста лет. Во время ухода из жизни Бахауллы община бахаи существовала в пределах 15 государств, и большинство ее членов проживало в Иране – на родине Бахауллы. Сегодня эта община стала всемирной. Нас радует дух единства, постоянно и неизменно утверждаемый в среде бахаи с помощью Административного Порядка, порожденного Заветом. Наш совокупный опыт наглядно продемонстрировал могущество Завета. Истинное единство, которое он утверждает, укрепляет нашу уверенность в том, что человечество может и будет объединяться.
Мы созидали нашу общину в те самые годы, когда потрясенный мир стал свидетелем событий, которые в корне изменили характер общества и повергли его в невиданное до этого состояние тревоги и смятения. Мир напоминает сбившийся с пути корабль, который оказался в воле стихии, ни понять, ни совладать с которой он не в силах. Это был период, когда одна за другой рушились великие династии и распадались могучие империи. Период, когда казавшиеся всесильными идеологические системы овладевали умами миллионов людей, чтобы бесславно кануть в забвение. В это столетие прошли две мировые войны, сокрушившие человеческую цивилизацию в том виде, в котором она существовала в начале двадцатого столетия.
Эти же ужасающие потрясения привели к невиданному развитию науки, техники и организации общественной жизни; к взрывоподобному росту человеческого знания, и, что еще более поразительно, к стремительному росту самосознания широких масс людей, которые до этого, казалось, спали. Эти народные массы сегодня заявляют свои законные права на место в сообществе наций, которое за эти годы неизмеримо выросло.
С появлением средств связи, действующих со скоростью света и средств передвижения, осуществляемых со скоростью звука, человечество превратилось в одну большую деревню, в которой все мгновенно узнают о делах друг друга и могут также быстро связаться друг с другом.
Тем не менее, несмотря на этот чудодейственный прогресс, появление международных организаций, героические попытки и блистательные успехи на пути достижения международного сотрудничества, конфликты между нациями сохраняются, народы содрогаются от экономических кризисов, отчуждение между расами возрастает, и их взаимоотношения исполнены недоверия, унижения и страха. Все эти изменения сопровождались ломкой религиозных и политических институтов, которые традиционно были столпами стабильности в обществе. Даже самые стойкие из них, кажется, теряют доверие людей, так как они озабочены своим внутренним разладом. Нельзя не обратить внимание на царящее вокруг моральное опустошение и чувство горького разочарования, разрушающее жизнь отдельных людей. Вдумчивые аналитики выражают опасение по поводу падения культуры, которое влечет за собой исчезновение человеческих ценностей и приводит к обеднению внутренней жизни человека. Их тревожит то, что технологическая цивилизация терпит нарастающий кризис. Они пишут о том, что человечество вконец обезумело и потеряло контроль над собой. Они также пишут о том, что ему нужна божественная мудрость и предвидение, а человеческая психика еще далека от осознания этой потребности.
Эти мрачные комментарии отражают глобальные последствия неправильного понимания человечеством цели, поставленной перед ним Богом. Именно в этом смысле Откровение Бахауллы проливает новый свет на происходящее, обновляет наше мышление, проясняет и расширяет наши представления. Его Учение наполняет нас любовью Бога к Его созданиям. Оно убеждает нас в необходимости установить справедливость в человеческих отношениях и подчеркивает важность следования принципам при всех обстоятельствах. Из этого учения мы узнаем о том, что люди были созданы для того, «дабы двигать вперед вечно развивающуюся цивилизацию», а также о том, что среди добродетелей, составляющих достоинство человека, значатся «терпение, милосердие, сострадание и доброта ко всем народам и племенам земли». Члены всемирной общины бахаи в процессе осуществления Планов по распространению Веры научились более полно оценивать то, что стоит за теми неоднозначными процессами изменения мира, которые имели место за это столетие.
«Эти одновременные процессы подъема и упадка, интеграции и дезинтеграции, порядка и хаоса, с их постоянным и взаимным воздействием друг на друга», представляют собой то, что в нашем Учении понимается «как лишь некоторые проявления еще более крупного Плана – единого и неделимого, источник которого Бог, автор которого Бахаулла; театр действий которого вся планета, а конечная цель – единство человеческого рода и мир для всего человечества».
Разобщенность – вот причина болезненных проблем, одолевающих человечество. Разобщенность пронизывает все сферы жизни. Она причина конфликтов между нациями и народами. Еще более страшно то, что разобщенность стала нормой в отношениях между религиями и внутри них, делая невозможным то самое духовное и моральное воздействие, оказывать которое и есть их главная задача. «Если померкнет светоч религии, – писал Бахаулла, – то воцарятся хаос и смута и перестанут сиять лампады честности и справедливости, покоя и мира.»
Подробно разбирая эти ужасающие последствия разобщенности наше учение утверждает, что как только в результате человеческой порочности свет религии в людских сердцах гаснет, немедленно наступает упадок, который влечет за собой все зло на которое только способны заблудшие человеческие души. Извращение человеческой натуры, деградация нормы поведения, коррупция и роспуск человеческих институтов проявляются в эти периоды в их наиболее отвратительном и отталкивающем виде. Характер человеческий портится, доверие к человеку подрывается, дисциплина ослабляется, голос человеческой совести заглушается, притупляется чувство приличия и стыда, искажается понятие долга, солидарности, взаимности и преданности, постепенно угасает и само чувство миролюбия, радости и надежды.
Таково, к сожалению, состояние, к которому пришли сегодня человеческие институты и отдельные люди. На фоне этих обстоятельств требования, выдвинутые Заветом, приобретают еще большую значимость чем когда-либо ранее. Нет не малейшего сомнения в том, что, если нашей общине предназначено справиться со сложившейся ситуацией, она должна совершить стремительный рывок на пути своего собственного развития. Это будет период развития Веры Бахауллы, в который ей непременно нужно будет предвосхитить всю глубину столкновения с теми силами, которые с такой непостижимой жестокостью свирепствуют в современном мире. Давайте же в этот знаменательный день еще раз обратимся к тем установлениям Завета, которые порождают и поддерживают все наши действия.
Наша Вера основывается на признании Верховной власти Бога, Непознаваемой Сущности, Высшего Создателя, и на нашей покорности Его воле, открытой для данной эпохи Бахауллой. Принять Посланника Бога в Его День и пребывать в Его Завете – вот две главные нераздельно связанные между собой обязанности, для выполнения которых создана каждая человеческая душа. Мы выполняем эти две заповеди добровольно, в чем и есть высшее проявление свободной воли, которой каждый человек одарен Возлюбленным Создателем. Средством для выполнения этих обязанностей в нашу замечательную эпоху стал Завет Бахауллы, через посредство которого вера в Него воплощается в конструктивные дела. Единство человечества – основной принцип и конечная цель Его миссии. Этот принцип означает нечто большее чем пробуждение духа братства и доброй воли среди людей: «он воплощает в себе неслыханные до сих пор эволюционные изменения в структуре современного общества». Завет Бахауллы олицетворяет собой и дух, и метод, и способ достижения этой основополагающей цели. В Его Книге Законов, основе Нового Мирового Порядка – Бахаулла указал, а в Книге Завета еще раз подтвердил назначение своего старшего сына Абдул-Баха Толкователем Его Слова и Центром Его Завета. Как Толкователь Абдул-Баха стал живым языком Книги, разъяснителем Слова Божиего, как Центр Завета Он стал совершенным примером воплощения Слова в практические дела, ведущие к подъему новой цивилизации. Завет представляет собой уникальное богоданное явление, поскольку через него Бахаулла не только вручил Абдул-Баха все полномочия, необходимые для выполнения только Ему предназначавшейся миссии, но и наделил Его совершенными добродетелями в личном и общественном поведении, дав человечеству образец для подражания. Летописи прошлого не располагают свидетельствами подобного устройства для воплощения мисси Явителя Бога.
Завет – гарантия против раскола; поэтому все те, кто время от времени пытались расколоть общину, терпели неудачу. Равно как и те гонения, которым вот уже более ста лет подвергается община бахаи на родине Бахауллы, не преуспели в разрушении ее подлинного и постоянно укрепляющегося единства. Восхитительным итогом исполнения Завета станет установление на земле Царства Божиего, обетованного в священных Книгах прошлого и провозглашенного Бахауллой.
«День Обетованный настал, – однозначно утверждает Бахаулла, – «и тот, кто есть Обетованный во весь голос заявляет перед вами, перед всеми, кто есть на Небе и на Земле: Истинно, нет иного Бога кроме Него – Помощника в опасности, Самосущного! Клянусь Богом, то, что от вечности сохранялось как тайна Бога, Знавателя всего видимого и невидимого, отрыто. Блажен, кто узрил и обратил лицо свое к Лику Бога, Господа всего сущего».
Поистине, приход Бахауллы ввел мир в новую эпоху, сделав возможным начало совершенно новых отношений между человечеством и его Высшим Создателем. Отличительные черты этих взаимоотношений собраны воедино в Завете, открытом нам после ухода Бахауллы сто лет назад. Его духовная динамика и притягательная сила, его объединяющие принципы и конкретные указания, касающиеся создания практических институтов Веры и есть ключ к исцелению недугов, от которых страдает наше раздробленное общество и несовершенные социальные системы. Завет по новому трактует взлеты и падения человеческой истории и придает свежий импульс устремлениям людей. «Подобно артерии, – писал Абдул-Баха, – он бьет и пульсирует в теле человечества.» Его воздействие всепроникающе и затрагивает самое суть хаоса, царящего в делах человеческих; благодаря ему ускоряется переход от старого устройства мира к Новому Мировому Порядку, предначертанному Бахауллой. «Вскоре, – пишет Бахаулла, – нынешний порядок будет свернут, и на смену ему предстанет новый». Далее Он поясняет: «Равновесие мира нарушено сотрясающим действием сего величайшего, сего нового Мирового Порядка. Упорядоченная жизнь человечества совершенно преобразилась под влиянием сего невиданного, сего чудесного Устроения, подобного коему никогда еще не зрели очи смертных».
Пусть же те, кто серьезно обеспокоен положением и судьбой человечества, отдадут должное внимание заявлениям Бахауллы. Пусть же они поймут, что бури, расшатывающие основы общества, не успокоятся до тех пор, пока духовные принципы не станут активно применяться в поисках решений социальных проблем. Давайте же и мы, последователи Бахауллы, многократно умножим наши усилия, выполняя наш святой долг, состоящий в том, чтобы ознакомить всех людей с Законом Бахауллы, цель которого возрождение человечества. Пусть же все сами убедятся в том, что (этот Закон) «далекий от цели низвергнуть существующие устои общества, призван расширить его основу, преобразовать до некоторой степени его институты созвучно потребностям постоянно меняющегося мира». Давайте же, раскрывая цели этого Закона, с терпением и смирением встретим все вызывающие и скептические вопросы. Пусть все узнают о том, что он «не может противоречить разумным проявлениям верности, не может он подрывать лояльность. Его цель не в том, чтобы потушить в сердцах людей пламя здравого, подлинного патриотизма или упразднить столь необходимую систему национальной автономии, столь значимой для избежания губительных последствий чрезмерной централизации». Давайте и словом и делом покажем, что «этот Закон не игнорирует и не пытается подавить многообразие, обусловленное этническими особенностями, климатом, историей, языком и традицией, мышлением и обычаями, которые отличают народы и нации мира.» И, наконец, пусть будет оценено и то, что «он призывает к более широкой лояльности и к более возвышенным стремлениям, чем те, которые когда-либо воодушевляли род человеческий»; что он настоятельно требует подчинения национальных рефлексов и интересов интересам объединенного человечества. Пусть отметят и то, что «он, с одной стороны, отказывается от чрезмерной централизации, а с другой, от всяких попыток униформизма»; то, что его «ключевой принцип – единство в разнообразии».
Следует особо отметить, что одновременно со Священным Годом бахаи проходят юбилеи многих потрясших мир событий, которые столетия назад привели в действие процессы, которым суждено было исполниться в Обетованный День Господа. Разрешение глобальных, назревавших веками проблем, в основе которых лежат эти процессы, усматривается в установлении во всемирном масштабе Системы Бахауллы.
Наши мысли возвращаются к истории эпохальной поездки Абдул-Баха на Запад, особенно в Северную Америку, где Он, находясь в Нью-Йорке, раскрыл своим ученикам с Запада смысл Завета Бахауллы. В некотором смысле это был акт духовного обновления, который открывал перспективу нового мира, переход человечества в глобальное целое. Названный Абдул-Баха Городом Завета, сегодняшний Нью-Йорк испытывает на себе воздействие этого накопленного за восемьдесят лет опыта. В те далекие годы Нью-Йорк был воротами в «Землю Обетованную» для миллионов людей, стремившихся расширить свои жизненные горизонты. Сегодня этот город – признанное место проведения встреч глав государств, международный форум для достижения единства в сфере политики. Он дышит надеждой человечества упорядочить свои дела. Сегодня сердца бахаи во всем мире прикованы к городу Завета, куда для участия во втором Всемирном Конгрессе бахаи собрались многие тысячи друзей со всех уголков планеты. Само присутствие в Нью-Йорке такого разнообразия представителей человеческой расы есть подтверждение объединяющей силы Завета, для празднования которого и созван Конгресс. Сегодня, начиная новые дела и отмечая юбилеи начинаний прошлых эпох, мы, бахаи, устанавливаем для себя новую меру усилий, которые потребуют от нас большей смелости и настойчивости. Пусть наши слова провозглашают, а дела доказывают, что есть только один Бог, только одна религия, только одна человеческая раса. И пусть нас немного, дай нам Бог выполнить наш долг по отношению к Бахаулле, Его Завету, и, конечно же, по отношению ко всему человечеству.
Всемирный Дом Справедливости
Этот документ в формате MS Word