С заходом солнца 25 февраля мы вступили в волшебную череду дней, называемых мистическим словом «Айам-и-Ха».
Нам хорошо известно, что по календарю бахаи год состоит из 19 месяцев по 19 дней в каждом и, таким образом, до солнечного года ему не хватает четырех (в високосный год пяти) дней. Эти дни, называемые также вставными днями, помещены между предпоследним и последним месяцами года и носят название Айам-и-Ха - дни веселья, гостеприимства и подношения подарков.
Об этих днях Бахаулла писал:
Во дни сии людям Баха подобает устраивать хорошее угощение для себя и своих родных, а кроме них – для бедных и нуждающихся, и с радостью и ликованием приветствовать и славить Господа своего, петь ему хвалу и возвеличивать Имя Его.
Но что значат дни Айам-и-Ха для каждого из нас? И много ли мы знаем об этих днях? Быть может, обращение к истории нашей Веры поможет лучше понять их значение и положение.
В таком случае, начать стоит с самого календаря, введенного Бабом и утвержденного Бахауллой.
У суннитов есть прекрасная молитва, обычно читаемая во время поста в месяц Рамазан, в которой к Богу обращаются по Его именам. В этой молитве 19 обращений, каждое из которых упоминает одно из имен и первым является имя «Баха» (Слава). Баб употребил эти имена в том же порядке и присвоил их 19 месяцам календаря (например, «Величие», «Совершенство», «Воля», «Знание», «Честь», «Красота», «Милость»). Позже Бахаулла отметил, что календарь ведет отсчет с 1844 г. (года декларации Баба). Интересно, что и дни недели в календаре бади (теперь ставшем календарем бахаи) названы качествами Бога, вместо простого использования порядковых чисел (от которых происходят названия дней недели в принятом сегодня календаре: вторник – второй и т.д.).
Явив календарь бади, Баб не указал точное место для вставных дней. Некоторые из ранних верующих включали их в месяц Поста, другие прекращали поститься за 4-5 дней до Навруза. В Китаб-и-Агдас Бахаулла именовал вставные дни «Айам-и-Ха» и определил их местоположение:
Дни, остающиеся от месяцев, да будут помещены перед месяцем Поста. Мы распорядились, дабы они среди всех ночей и дней были проявлениями буквы «Ха», и посему они не связаны ограничениями года и месяцев его. …а когда закончатся сии дни даяния, что предшествуют дням воздержания, да приступят они к Посту.
Получается, что Айам-и-Ха отчасти предназначены для духовной подготовки к Посту, служат напоминанием о его приближении и способом воспитания отрешенности от материального, так необходимой во время Поста.
Айам-и-Ха буквально означает «дни Ха». «Ха» – буква в арабском языке, соответствующая русской «Х», и одна из трех арабских букв, составляющих слово «Баха». И Баб, и Бахаулла следовали арабской традиции, по которой каждой букве присваивалось соответствующее численное значение, и цифрам и буквам придавался духовный смысл. В системе абджад эта буква арабского алфавита имеет численное значение 5, что соответствует нумерологической сумме букв в слове «Баб» и наибольшему возможному числу вставных дней.
Но, оказывается, буква «Ха» таит в себе ещё немало интересной символики. «Ха» - также первая буква арабского местоимения, которое обычно используется в религиозных писаниях при ссылке на Бога или «Сущность Божью». Буква «Ха» сама по себе использовалась как символ «Сущности Божьей» и стала предметом множества сочинений на арабском, посвященных разгадке ее тайн.
Бахаулла сделал вставные дни «проявлениями буквы “Ха”», то есть согласно символике – Днями Сущности Божьей. Получается, что эти дни стоят в стороне от обычного цикла недель и месяцев и системы измерения времени, используемой людьми. Они «не связаны ограничениями года и месяцев его» - подобно тому, как безгранична абсолютная по своей природе священная Сущность Бога.
Таким образом, Айам-и-Ха можно считать днями вне времени, символизирующими вечность, бесконечность, таинство и непознаваемую Сущность Бога.
Задумывались ли вы когда-нибудь о подобном положении Айам-и-Ха?
Но давайте теперь вернёмся в день сегодняшний. Стремительно развивающуюся сегодня общину бахаи вполне можно назвать обществом нового типа. Неотъемлемой частью любого общества является культура. Значит, и бахаи вполне могут иметь свою культуру. Но есть ли она сегодня – культура бахаи? И из чего она складывается?
Эта тема довольно обширна и данная статья не ставит цели развить её. Однако было бы хорошо, если бы каждый из нас задумался о понятии «культура бахаи» и о её составляющих.
Я же заговорила о понятии культура бахаи в связи с календарём бахаи и днями Айам-и-Ха. Мы уже достаточно много знаем о нашем календаре, но насколько широко мы используем его? И нужно ли прививать его использование? Ответ на этот вопрос в понимании того, чем является календарь. Столь хорошо разработанный и несущий в себе глубинный смысл прославления Бога (вспомните об именах месяцев и дней недели в календаре бади), не должен ли он стать немаловажным элементом культуры общины бахаи?
Мне кажется, что подобный подход к календарю позволил бы нам глубже понять духовный смысл Праздников Девятнадцатого Дня, поразмыслить над именами и качествами Бога и сделать наше празднование дней Айам-и-Ха так же более богатым духовно.
(По материалам статьи “Ayyám-i-Há: Days Outside of Time” By Karla Jamir.)
К.Зайцева
Луч - Новости со скоростью света! Международный вестник бахаи. # 42 26/02/06
"Айам-и-Ха: Дни вне времени" статья из вестника бахаи. (в формате MS Word)
Песня к празднику Аййам-и-Ха
Много идей и материалов к празднованию Вставных дней вы найдете в базе знаний на нашем сайте.