В календаре бахаи имеются так называемые Вставные дни, или Аййам-и-Ха. Это дни веселья, гостеприимства и дарения подарков. Помимо социальной функции и мистического значения, Аййам-и-Ха выполняют и чисто практическую роль, придавая завершенность календарю бахаи. Дело в том, что у бахаи календарь состоит из 19 месяцев по 19 дней в каждом. А 19х19=361, получается, что до солнечного года ему не хватает четырех (в високосный год пяти) дней. Вот тут-то и возникает необходимость во Вставных днях.
Но вставные дни вовсе не изобретение бахаи, как могут некоторые подумать.
Дополнительные дни имелись еще в древнеегипетском календаре. Подобные дни существовали в календарях ацтеков и майя. А в науке у такого дня даже имеется специальное название — эпагомен, что с древнегреческого так и переводится — «дополнительный день».
Интересна история появления дополнительных дней в календаре зороастрийцев.
Персы знали о египетском календарном годе, насчитывавшем 365 дней, поделенном на двенадцать месяцев по тридцать дней каждый (как у иранцев и у их соседей), но с пятью дополнительными днями в конце двенадцатого месяца. Когда римляне при Юлии Цезаре тоже приняли календарный год из 365 дней, предполагают, что это побудило персидских жрецов разработать реформу зороастрийского календаря. Они взяли за образец египетский календарь и прибавили пять дополнительных дней к обычному году из 360 дней. Жрецы назвали эти дни «днями Гат» по пяти группам гимнов Зороастра. Авестийские названия пяти Гат стали использоваться в качестве имен дней.
Подобно тому, как у бахаи Вставные дни «не связаны ограничениями года и месяцев его», предполагалось, что «дни Гат» будут оставаться вне религиозного года, чтобы не нарушать его давно установленных обрядов. Новые дни даже получили название «украденные», так как оставалось ощущение, будто они выкрадены из обычного года.
Но сразу возникло одно большое осложнение. По традиции возвращение усопших душ в свои прежние дома отмечалось в последнюю ночь года. Считалось, что они проводят ночные часы в домах, получая дары и пользуясь поклонением своих потомков, а затем, на заре следующего дня, удаляются до того, как взойдет солнце первого дня Нового года. А когда между последним днем года и началом нового года вдруг поместили еще пять дней, то возникла страшная неразбериха. Раньше все знали, что душа родственника приходит в последний день месяца и рано утром первого числа уходит. То теперь стало непонятно, остаются ли души в домах на все пять дней, дожидаясь Нового года, или же уходят после окончания последнего дня последнего месяца?
Поэтому, когда в Персии «дни Гат» ввели в первый раз, то их, насколько это оказалось возможным, игнорировали. Соблюдение официального Навруза и остальных праздничных дней согласно новому календарю должно было вводиться силой, вполне возможно, под страхом смерти. Но народ в целом, судя по всему, придерживался празднования тех дней, которые считал действительно святыми, то есть на шесть дней раньше в каждом случае. Естественно, началось двойное празднование, подобно тому, как в России до сих пор празднуют Новый год и старый Новый год. Такая практика настолько закрепилась, что персидские реформаторы календаря были вынуждены объединить празднование священных дней по «старому» и «новому стилю» в продолжающееся шестидневное празднество. Но если это объединение и можно было проделать с дополнительными днями, то Новый год — это единичное событие по своей сути. (Хотя это и не мешает отмечать его в России две недели.) Поэтому споры, в какой же день наступает настоящий Навруз, продолжались несколько сотен лет. И даже до сих пор зороастрийцами отмечаются отдельно две даты.
Любопытно, что Вставные дни у бахаи тоже не избежали приключений. Баб, разработав календарь, хотя и предусмотрел вставные дни, но не стал указывать для них точное время, когда они начинаются. Поэтому некоторые верующие помещали их в месяц поста. Другие, подобно зороастрийцам, помещали эти дни перед Наврузом, прекращая поститься за 4-5 дней до Нового года. В Китаб-и-Агдас, книге законов, Бахаулла определил местоположение Вставным дням, поместив их перед месяцем поста.
Статья основывается на тексте книги: Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. Пер. с англ. и примеч. И.М. Стеблина-Каменского. – СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1994. – 288 с.
Статьи и материалы об Аййам-и-Ха смотрите в базе знаний на сайте "Архивы — память общины"