Всемирный Дом Справедливости
29 декабря 2015 г.
К конференции Континентальных Коллегий Советников
Горячо любимые друзья!
План, к которому мир бахаи приступил почти пять лет назад, подходит к своей за-ключительной стадии; счет его достижений еще увеличивается, но вскоре будет подведен итог. Вдохновленное им коллективное усилие потребовало искреннего упования на те силы, которыми благожелательный Господь наделил Своих возлюбленных. Собравшись с вами в этот момент размышления, мы осознаем твердое намерение друзей привести текущий План к подобающему завершению и горячее желание продвигаться дальше по тому пути, что обозначен опытом.
Значительное расстояние, уже пройденное по этому пути, различимо в самых поразительных результатах нынешнего Плана. Смелая цель, заключающаяся в увеличении до 5000 числа кластеров, где развивается программа роста, на разных уровнях интенсивности, по всей вероятности, будет выполнена в оставшиеся до Ризвана 2016 г. месяцы. Во многих десятках кластеров более тысячи жителей — иногда несколько тысяч — участвуют в прочно установленной модели деятельности, охватывающей увеличивающееся число людей, поднимают общины, чьи привычки мысли и действия уходят своими корнями в Откровение Бахауллы. На данный момент полмиллиона человек по всему миру получили возможность завершить по крайней мере первую книгу в последовательности курсов, — это выдающийся прорыв, который заложил прочное основание для системы развития человеческих ресурсов. Поколение молодежи побуждается к действию благодаря захватывающему видению того, каким образом она может внести вклад в построение нового мира. Восхищаясь тем, что они наблюдают, облеченные властью лидеры общества в некоторых местах настаивают на том, чтобы бахаи сделали широко доступными свои программы для воспитания юных душ. Сталкиваясь с повышающейся сложностью, институты бахаи и их службы находят способы, чтобы организовывать действия растущего числа друзей, продвигая сотрудничество и обоюдную поддержку. И способность к научению, представлявшую столь бесценное наследие предыдущих Планов, переносят за рамки сферы расширения и консолидации, дабы охватить другие области начинаний бахаи, в особенности социальное действие и участие в преобладающих дискурсах общества. Мы видим общину, укрепленную дарами силы и трудно обретенного опыта, которые появились в течение двух десятилетий неослабного усилия, что сфокусировано на общей цели: значительное продвижение процесса вступления в Веру отрядами.
Нет сомнения в том, что этот процесс должен пойти намного дальше; тем не менее, развитие ситуации показывает, что значительное продвижение уже произошло. Оно подготовило друзей Бога к более строгому испытанию их способностей, которое также будет выдвигать серьезные требования к вашему институту, по мере того как вы сплачи-ваете друзей, чтобы ответить на его вызовы. В этом грядущем Плане, который завершится на пороге второго столетия Века Становления Веры, мы призовем верующих повсюду к огромному старанию, необходимому для того, чтобы стали плодоносить семена, которые с такой любовью и столь старательно высеивались и поливались в течение пяти Планов, что ему предшествовали.
Зарождение программы роста
Разворачивание в кластере процесса роста, хотя по природе своей обладающего уникальными чертами, которые в каждом случае обусловлены восприимчивостью тех, перед кем открыли божественное учение, согласуется с определенными общими характеристиками. Многие из них обсуждались в нашем послании к вашей конференции в 2010 г., где была упомянута серия вех, которые отмечают прогресс на пути развития. За этот период возросло коллективное понимание того, что требуется от друзей в кластере, дабы пройти первую из описанных нами вех, а затем и вторую.
Задача, стоящая перед верующими в ныне завершающемся Пятилетнем Плане, заключается в том, чтобы применять то, чему научились в предыдущих Планах, к работе по распространению процесса роста на тысячи новых кластеров. Это показало, что многое зависит от умения институтов Веры обращаться за помощью к друзьям из других кластеров для укрепления действий существующей общины бахаи, например, привлекая поддержку приезжих групп по обучению Вере или ведущих. Во многих местах процесс института запускается при содействии верующих из более сильных соседних общин, которые находят творческие способы для установления контактов с местным населением, в частности с молодежью, и для оказания им поддержки, когда они начинают вовлекаться в служение. Усилия по стимулированию деятельности в кластере, в особенности который еще не был открыт для Веры, чрезвычайно укрепляются, если один или несколько человек поселяются там в качестве местного пионера, сосредотачивая свое внимание на части деревни или даже на одной улице, где наблюдается повышенная восприимчивость. Более 4500 верующих уже восстали на такое служение в течение нынешнего Плана, что является поразительным достижением.
Каким бы ни было сочетание используемых стратегий, главная цель — положить начало процессу взращивания способностей в кластере, благодаря которому его жители, побуждаемые желанием вносить вклад в духовное и материальное благосостояние своих общин, получают возможность приступить к служению. Как только выполнено это основополагающее требование, программа роста зародилась. Конечно же, крайне важна поддержка членов Вспомогательной Коллегии и их ассистентов, чье активное участие с первых проявлений деятельности помогает друзьям удерживать ясное и объединенное видение того, что необходимо.
Укрепление модели действия
В скором времени в кластере формируется ядро друзей, которые работают и совещаются вместе, и организовывают деятельность. Чтобы процесс роста продвигался вперед, должно приумножиться число людей, разделяющих эту приверженность, и соответствующим образом должна увеличиться их способность предпринимать систематическое действие в рамках Плана. И, подобно развитию живого организма, рост может произойти быстро, когда сложились подходящие условия.
Первейшее среди этих условий — набирающий силу процесс института, учитывая его центральную роль в содействии движению групп населения. Друзьям, которые уже приступили к изучению материалов института и также вкладывают свою энергию в ор-ганизацию детских классов, подростковых групп, встреч для коллективного поклонения или других, связанных с этими, видов деятельности, помогают двигаться вперед по последовательности курсов, в то время как количество тех, кто начинает их изучение, продолжает увеличиваться. При обеспечении потока участников через курсы института и на поприще деятельности расширяется команда тех, кто поддерживает процесс роста. Прогресс в значительной степени зависит от качества усилий тех, кто служит ведущим. На этой ранней стадии их бóльшая часть, вероятно, будет все также привлекаться из других кластеров, но, в то же самое время, ведется подготовка нескольких местных друзей, которые по мере роста своей способности к действию начинают помогать другим изучать материалы института. Усилия, направленные на то, чтобы в кластере появился первый состав ведущих, не должны на своем пути приводить к двум нежелательным итогам. Если люди проходят через курсы института излишне поспешно, то способность служить развивается недостаточно; и наоборот, если изучение чрезмерно затянуто, процесс утрачивает динамизм, жизненно важный для его продвижения. В различных обстоятельствах для достижения необходимого баланса применялись творческие решения, обеспечивая, что через разумный период некоторые из людей, проживающих в кластере, получают возможность служить в качестве ведущих.
Конечно, предоставление подготовки само по себе не приводит к прогрессу. Усилия по взращиванию способностей не достигнут цели, если сразу же не предприняты меры для сопровождения людей на поприще служения. Достаточный уровень поддержки далеко не ограничивается воодушевляющими словами. Работа рядом с человеком, у которого есть какой-то опыт, при подготовке к выполнению незнакомого задания увеличивает осознание того, что возможно. Уверенность в практической помощи может дать робкому инициатору смелость предпринять какой-то вид деятельности в первый раз. Затем души вместе продвигают свое понимание, смиренно делясь озарениями, которыми каждый обладает в данный момент, и горячо стремясь научиться у странников, идущих рядом по пути служения. Нерешительность отступает, и способность развивается до такой степени, что человек может самостоятельно выполнять действия и, в свою очередь, сопровождать других на этом же пути.
Что касается института по подготовке, поток участников через его курсы создает растущую потребность в том, чтобы их систематически поддерживали, когда они начинают служить в качестве учителей для детей, вожатых и ведущих. Возможности возникают естественным образом для тех из ядра верующих, кто уже обрел некоторую долю опыта в образовательных видах деятельности, дабы оказывать содействие тем, кто только недавно о них узнал. Готовность человека помогать другим продвигаться вперед в их усилиях служить может привести к тому, что ему или ей будут поручены определенные обязанности. Следовательно, координаторы каждой из трех стадий образовательного процесса появляются постепенно, по мере возникновения потребности. Их действия всегда мотивированы желанием видеть, как в других развивается способность, и пестовать дружбу, основанную на сотрудничестве и взаимности.
Несомненно, в процессе института взращивается способность к широкому спектру дел; на самых ранних курсах участников воодушевляют посещать своих друзей в их домах и изучать вместе молитву, либо делиться с ними темой из учения Бахаи. Меры по оказанию поддержки друзьям в этих начинаниях, которые могли быть преимущественно неформальными, в конечном итоге становятся недостаточными, указывая на то, что необходимо появление Кластерного комитета по обучению Вере. Его главный фокус заключается в мобилизации людей, зачастую через формирование команд, на непрерывное распространение модели деятельности в кластере. Его члены начинают смотреть на каждого как на потенциального сотрудника коллективного предприятия, и они постигают свою собственную роль во взращивании духа общего предназначения в общине. Теперь с возникновением комитета могут значительно расшириться уже прилагаемые усилия по созыву встреч для поклонения, проведению домашних посещений и обучению Вере. Вам будет необходимо поощрять Национальные Духовные Собрания и Региональные советы бахаи, а также институты по подготовке, внимательно следить за тем, чтобы организационные механизмы принимали определенный вид, когда того требуют условия в кластере, при этом не действуя преждевременно, но и не откладывая чрезмерно появление формальных структур.
Зарождающимся в кластере службам, равно как и людям, нужна поддержка, по мере того как они берут на себя выполнение своих задач. Та помощь, которую в этом отношении оказывают члены Вспомогательной Коллегии, жизненно необходима, но это столь же важная обязанность Региональных советов бахаи или, где нет советов, самого Национального Духовного Собрания, и также неотложная забота институтов по подготовке. Способность умело служить на уровне кластера увеличивается, когда создаются пространства, в которых задействованные верующие могут изучать руководство, размышлять о своих действиях в его свете и извлекать из этого озарения, а также приобщаться к более широкой совокупности знаний, которые формируются в близлежащих кластерах и далеко за их пределами. Вместо того чтобы абстрактно формулировать планы, в таких пространствах проводят совещания, нередко с целью запечатлеть реальность кластера в тот конкретный момент и определить ближайшие шаги для содействия прогрессу. Те, кто служит на региональном или национальном уровнях, могут многое сделать, советуя друзьям и расширяя их видение того, чего можно достичь, но они не станут стремиться навязывать свои собственные ожидания в процессе планирования; скорее, они помогают верующим, которые трудятся в кластере, постепенно укреплять свое умение составлять и воплощать курс действия, основанный на опыте, что накапливается на местном уровне общины, и на осведомленности о реальных условиях. Чтобы развивать способность кластерных служб научаться и действовать систематически, региональным и национальным институтам Веры нужно быть основательными и методичными в своих собственных усилиях, направленных на то, дабы оказывать им содействие. Поддержка этой работы со стороны ваших помощников будет обеспечивать, чтобы каждый элемент процесса роста обретал необходимые характеристики и чтобы целостность и слаженность всех начинаний сохранялись.
Конечно, с самого начала у друзей есть побуждение научаться через действие. Введение поквартальных циклов деятельности наилучшим образом использует эту зарождающуюся способность и позволяет ей неуклонно укрепляться. Хотя эта способность конкретно ассоциируется с фазой размышления и планирования цикла, в особенности со встречей-размышлением, что настраивает его пульсирующее сердцебиение, она также начинает применяться во все другие моменты цикла теми, кто занимается сопутствующими линиями действия. Мы отмечаем, что по мере ускорения научения друзья становятся все более способными преодолевать спады, незначительные или крупные, — распознавая коренные причины, исследуя лежащие в их основе принципы, применяя подходящий опыт, определяя корректирующие шаги и оценивая прогресс, пока процесс роста полностью не возобновится.
Центральное значение для зарождающейся в кластере модели действия имеет индивидуальное и коллективное преображение, происходящее посредством силы Святого Слова. С начала последовательности курсов участник соприкасается с Откровением Бахауллы, рассматривая такие весомые темы, как поклонение, служение человечеству, жизнь души и образование детей и молодежи. По мере того как человек взращивает привычку изучать Созидательное Слово и глубоко размышлять над ним, этот процесс преобразования проявляется в умении выражать свое понимание глубоких концепций и исследовать духовную реальность в значимых разговорах. Эти способности заметны не только в возвышенных обсуждениях, которые все больше характеризуют взаимоотношения в общине, но и в постоянных разговорах, которые выходят за ее рамки, — и не в последнюю очередь между молодежью бахаи и их сверстниками, распространяясь на родителей, чьи дочери и сыновья получают пользу от образовательных программ общины. Подобный обмен поднимает осознание духовных сил, с его помощью очевидные дихотомии уступают место неожиданным озарениям, упрочивается чувство единства и общего призвания, крепнет уверенность в том, что можно создать лучший мир, и приверженность действию становится явной. Такие отличительные разговоры постепенно привлекают еще более значительное число людей к участию в ряде видов деятельности общины. Естественным образом поднимаются темы веры и несомненности, побуждаемые восприимчивостью и опытом тех, кто вовлечен. Поэтому ясно то, что по мере наращивания скорости процесса института в кластере, акт обучения Вере начинает занимать все более видное место в жизни друзей.
По мере продолжения прогресса институты Веры основывают свои планы на растущей способности к содержательному разговору. К тому моменту как циклы деятельности обретают форму, эта способность еще сильнее стимулируется на фазе расширения, которая очень во многом определяет итог каждого цикла. Конкретные задачи каждой фазы расширения различаются, конечно, в зависимости от условий в кластере и обстоятельств общины бахаи. В одних случаях ее главная цель — увеличивать участие в основных видах деятельности, в других обнаруживается готовность вступать в Веру. Разговоры о Личности Бахауллы и предназначении Его миссии происходят в разнообразной обстановке, включая встречи для друзей и посещение домов. Действия, предпринимаемые во время этой фазы, позволяют применять и оттачивать умения, что были развиты при изучении соответствующих материалов института. По мере накопления опыта друзья всё более умело распознают, что им встречается внемлющая душа, решают, когда более прямо делиться посланием, устраняют препятствия на пути понимания и помогают ищущим принять Дело. Подход работы в командах позволяет друзьям вместе служить, выказывать обоюдную поддержку и взращивать уверенность, но, даже выполняя действия индивидуально, они координируют свои усилия с большей эффективностью. Эта короткая, но решающая фаза цикла наделяется необходимой ей интенсивностью благодаря их сфокусированности и вложению времени. Дух высшей решимости благоприятствует умножению сил общины, и в каждый цикл друзья учатся все больше и больше полагаться на мощные подтверждения из божественного царствия, что привлекают их действия.
Пять лет назад в большинстве кластеров с установленными интенсивными программами роста уже проживало достаточное количество бахаи, зачастую географически разбросанное. Усилия этих верующих по продвижению работы через приглашение к участию друзей, коллег, членов расширенной семьи и знакомых сильно повлияли и на подъем уровня активности по всему кластеру. В самом деле, расширение круга участия таким способом стало привычным аспектом жизни бахаи и продолжает быть столь же необходимым. В то же самое время опыт показывает, что для продвижения роста с помощью постоянного потока новых участников, присоединяющихся к процессу института, требуется большее. Модель общинной жизни должна развиваться в тех местах, где восприимчивость бьет ключом, в тех небольших центрах населения, где можно поддерживать интенсивную деятельность. Именно здесь, при выполнении работы по построению общины в таком узком масштабе, все переплетающиеся измерения жизни общины проявляются более слаженно; здесь процесс коллективного преобразования ощущается намного острее, — здесь, со временем, созидающая общество сила, что заложена в Вере, становится наиболее различима.
Поэтому значительная задача, стоящая перед вами и вашими помощниками в начале грядущего Плана, будет заключаться в том, чтобы помочь друзьям повсюду признать, что, дабы программа роста продолжала набирать силу, необходимо широко принять и систематически воплощать стратегию запуска деятельности по созданию общины в подающих надежды соседствах и деревнях. Люди, служащие на таких территориях, научаются, как объяснять предназначение этих видов деятельности, как проявлять в делах чистоту своих мотивов, как взращивать среду, где нерешительный может быть подбодрен; как помогать жителям увидеть богатые возможности, создаваемые совместной работой, и как поощрять их восставать на служение лучшим интересам их общества. Все же, признание истинной ценности этой работы должно также повысить осознание ее деликатного характера. Зарождающуюся модель действия на небольшой территории можно с легкостью подавить чрезмерным вниманием извне; соответственно, число друзей, которые переезжают в такие местности или часто посещают их, не должно быть значительным, ибо, в конечном счете, этот запускаемый в движение процесс по сути таков, что он зависит от самих жителей. От тех, кто вовлечен, тем не менее, требуется долгосрочная приверженность и сильное желание так ознакомиться с реальностью этого места, чтобы стать частью местной жизни и, избегая любого следа предрассудков или покровительственного отношения, формировать узы истинной дружбы, которые подобают спутникам по духовному путешествию. Динамика, которая развивается в такой обстановке, создает сильное чувство коллективной воли и движения. Со временем весь кластер и его центры интенсивной деятельности будут способствовать появлению друг у друга повышенного понимания, которое возникает, когда прилагаются усилия для применения принципов Учения в разных контекстах.
По мере того как друзья в кластере продолжают укреплять и расширять деятельность по построению общины, формирующуюся вокруг них, становится очевидным, что сделаны явные успехи. Все элементы системы, необходимой для поддержания роста, сейчас сложились. Достижение второй вехи на континууме развития, которые мы описали вам пять лет назад, сопровождается качественными успехами, но и количественными тоже — как, например, повышение числа тех, кто вовлечен в разговоры, позволяющие обнаруживать и пестовать восприимчивость; количества посещаемых домов, видов деятельности и участия в них; количества людей, начинающих последовательность курсов или поддерживающих других, по мере того как они обретают уверенность, чтобы служить. Местные Духовные Собрания содействуют посещению встреч, что проводятся, дабы отмечать Праздник Девятнадцатого дня и Святые дни бахаи. Такие успехи — более различимые знаки весьма существенного развития: постепенное распространение среди населения модели общинной жизни, основанной на учении Бахауллы. И, естественно, количество верующих растет.
В течение пяти прошедших лет путь, ведущий к зарождению интенсивной программы роста, становился все легче различимым. По нему нужно неотступно следовать. В Плане, который запустится в этот Ризван, мы призываем к тому, чтобы был ускорен рост во всех кластерах, где он начался. Невзирая на естественные взлеты и падения, характеризующие органический процесс, должна появиться четкая дуга прогресса на протяжении двадцати циклов. Это объединенное усилие должно быть направлено на повышение до 5000 количества кластеров, где программы роста станут интенсивными к Ризвану 2021 г.
Мы ставим эту задачу перед миром бахаи, осознавая, что она поистине внушительная; что потребуется титанический труд; что многим придется пожертвовать. Но перед лицом бедственного положения мира, который день ото дня все больше страдает, лишенный эликсира Бахауллы, мы не можем, по совести говоря, просить чего-то меньшего от Его преданных последователей. Будет на то воля Бога, их напряженные усилия окажутся достойными, чтобы увенчать столетие тяжелого труда и положить начало невообразимым пока подвигам, которые должны украсить второе столетие Века Становления.
В грядущие месяцы вы будете инициировать совещания с Национальными Духовными Собраниями, чтобы оценить вместе с ними последствия, которые эта глобальная цель имеет для их соответствующих общин, — процесс совещания, который следует стремительно расширять, пока он не дойдет до местного уровня. Затем должно последовать действие. Мы ожидаем, что прогресс будет быстрее достигнут в тех регионах, где некоторое время поддерживались одна или несколько программ интенсивного роста, ибо они предлагают ценный источник знания и опыта и представляют собой резервуар человеческих ресурсов, по мере того как предпринимаются усилия для укрепления близлежащих территорий. Следование этой цели также приведет к зарождению новых программ роста, зачастую в неоткрытых кластерах, которые находятся по соседству с теми, где произошло значительное продвижение. Такой поток поддержки берет свое начало в повелениях, изложенных в Скрижалях Божественного Плана.
Охватывая большие массы людей и справляясь со сложностью
Таким образом, когда программа роста в кластере еще находится в стадии возникновения, там может быть горстка людей, вовлеченных в ее продвижение, и те, кто участвует, вероятно, представляют лишь несколько семейств, но к моменту, когда программа становится интенсивной, эти цифры, как ожидается, вырастают: возможно, появятся десятки людей, активно работающих по расширению и консолидации, в то время как число участвующих, наверно, превысит сотню. Но умение выходить на контакт с большими массами людей — мобилизуя сто или более человек, связанных через свое служение с многими сотнями или даже тысячами, — требует способности адаптироваться к существенному изменению сложности.
По мере того как процесс роста продолжает набирать интенсивность, усилия друзей, направленные на вовлечение в содержательные разговоры, приводят их во многие социальные пространства, позволяя более широкому кругу людей знакомиться с принципами учения и серьезно задумываться над вкладом, который они могут внести в улучшение общества. К тому же все больше домов становятся местом проведения видов деятельности, нацеленных на построение общины, каждый из которых становится точкой распространения света божественного водительства. Процесс института начинает получать поддержку растущего числа друзей, которые умело служат в качестве ведущих, цикл за циклом совместно предлагая полную последовательность курсов, иногда с явной интенсивностью. Таким образом, развитие человеческих ресурсов продолжается с минимальной заминкой и создает постоянно расширяющийся резерв тружеников. В то время как в него продолжают вливаться разнообразные жители кластера, нередко бóльшая часть проходящих его курсы — это молодежь. Многие люди, чья жизнь каким-то образом затронута деятельностью общины, испытывают на себе преобразующее влияние изучения Слова Бога. И по мере того как начинает нарастать поток людей, вступающих на путь служения, во всех аспектах усилий друзей по построению общины происходит значительные прогресс. Увеличивается количество вожатых подростковых групп и учителей детских классов, что подпитывает расширение этих двух жизненно важных программ. Детям дают возможность переходить с одного уровня программы на другой, в то время как группы подростков из года в год идут вперед и применяют в служении обществу то, чему научились. Кластерные службы, получая поддержку Местных Духовных Собраний, поощряют и пестуют естественное продвижение участников с одной стадии образовательного процесса на следующую. Образовательная система со всеми составляющими ее элементами, способная расширяться, чтобы принимать большие массы людей, теперь прочно укоренилась в кластере.
Такого рода прогресс требует согласованных усилий друзей, где бы они ни жили в кластере. Тем не менее, опыт текущего Плана показывает, что модель действия, имеющая возможность охватывать значительные массы людей, проистекает, главным образом, из работы, направленной на то, чтобы привести все больше соседств и деревень — мест, где сосредоточение духовных сил вызывает быстрое изменение в группе населения — к такому моменту, когда они смогут поддерживать интенсивную деятельность. Ядро друзей в каждом из них берет на себя ответственность за процесс взращивания способностей в его жителях. Более широкое разнообразие всех слоев населения вовлекается в разговоры, и виды деятельности открываются сразу для целых групп — компаний друзей и соседей, отрядов молодежи, целых семей — давая им возможность осознать, как можно переустроить общество вокруг них. Практика встреч для коллективного поклонения, иногда для рассветных молитв, взращивает у всех более глубокую связь с Откровением Бахауллы. Преобладающие привычки, нравы и способы выражения — все становятся подвержены изменению, — а это внешние проявления более основательного внутреннего преобразования, затрагивающего многие души. Узы, которые связывают их воедино, перерастают в более задушевные. Качества обоюдной поддержки, взаимности и служения друг другу становятся более явными среди тех, кто вовлечен в виды деятельности, как черты зарождающейся, динамичной культуры. Друзья в таких местностях помогают кластерным службам расширять процесс роста на различные части кластера, ибо они горят желанием познакомить других с видением преобразования, которое они сами уже немного приоткрыли для себя.
В ходе своих начинаний верующие соприкасаются с восприимчивостью отдельных групп населения, которые представляют определенное племя, этническую или другую группу и которые могут быть сосредоточены на небольшой территории или по всему кластеру, а также за его пределами. Предстоит многому научиться в отношении возникающей динамики, когда такая часть населения вступает в Веру и претерпевает оживление благодаря ее облагораживающему влиянию. Мы подчеркиваем важность этой работы для продвижения Дела Бога: каждый народ имеет свою долю в Мировом Порядке Бахауллы, и все должны собраться вместе под стягом единства человечества. На своих ранних стадиях систематическое усилие по установлению контакта с группой населения и поощрения ее участия в процессе взращивания способностей ощутимо ускоряется, когда члены этой части населения сами находятся в авангарде такого усилия. Эти люди будут обладать особым озарением о тех силах и структурах своего общества, которые могут различными способами укреплять происходящие начинания.
По мере того как рост в кластере продвигается вперед, на организационную схему института по подготовке возлагаются бóльшие требования. Теперь нужны дополнительные координаторы, некоторые из них могут сфокусировать свои усилия на определенной части кластера. Тем не менее, это не должно привести к появлению другого слоя администрации. Многого можно достичь через сотрудничество, когда координаторы начинают работать вместе в командах, иногда опираясь на помощь других способных людей. Непрерывные взаимодействия и обмен опытом в этих командах постоянно обогащают понимание и увеличивают эффективность их служения. Координаторы также обнаруживают, что их усилия могут быть сильно подкреплены, если друзья, служащие в качестве учителей детских классов, вожатых и ведущих, которые живут в непосредственной близости друг от друга, имеют возможность встречаться в небольших группах в местности, где они служат, и помогать друг другу.
Тем временем Кластерный комитет по обучению поднимается на новый уровень функционирования. Он вовлечен в более тщательное чтение положения дел во всем кластере: с одной стороны, достоверно оценивая способности общины и результаты воздействия устойчивого роста, а с другой, понимая последствия разных социальных реальностей для построения общины в долгосрочной перспективе. При составлении планов каждый цикл комитет в значительной степени опирается на тех, кто берет на себя самую большую долю работы по расширению и консолидации, но, учитывая, что теперь велико количество тех, кто каким-то образом связан с моделью деятельности, ряд вопросов становится более неотложным: как мобилизовывать все сообщество верующих на поддержку целей по обучению Вере; как организовывать систематичные домашние посещения друзей, которым пойдут на пользу углубления и обсуждения, что связывают их с общиной; как укреплять духовные узы с родителями детей и подростков; как закрепить интерес тех, кто выказал доброжелательность к Вере, но еще не начал участвовать в ее видах деятельности. Продвижение масштабного проведения молитвенных встреч — это еще одна забота, чтобы сотни людей, а в конечном итоге и тысячи, были вовлечены в поклонение в компании своих семей и соседей. В итоге, конечно, комитет следит за тем, чтобы постоянно расширять охват начинаний общины, чтобы все больше душ знакомилось с посланием Бахауллы. Справляясь с усложнением своей собственной работы, которая включает сбор и анализ статистических данных, а также другие разнообразные задачи, комитет опирается на помощь людей, не входящих в его состав. Такая усложненность также требует все более тесного сотрудничества с Местными Духовными Собраниями.
Со своей стороны, и в ответ на рост количества людей, посещающих виды деятельности, Местное Собрание укрепляет свою способность осуществлять многочисленные обязанности, которые оно выполняет от имени растущей общины. Оно стремится создать среду, в которой все вдохновляются на то, чтобы вносить вклад в совместное предприятие общины. Оно горит желанием увидеть, как кластерные службы успешно выполняют свои планы, а его полная осведомленность об условиях на своей территории способствует подпитке развития взаимодействующих процессов на местном уровне. Помня об этом, оно сподвигает друзей к искреннему участию в кампаниях и встречах по размышлению и предоставляет материальные ресурсы и другую помощь инициативам и событиям, которые организуются в местности. Собрание также внимательно относится к необходимости чутко пестовать новых верующих, размышляя, когда и как им должны быть представлены разные грани общинной жизни. Поощряя их участие в курсах института, оно намеревается обеспечить, чтобы они изначально считали себя поборниками благородного усилия заново отстроить мир. Оно заботится о том, чтобы встречи, на которых отмечаются Праздники Девятнадцатого дня, проводятся ознаменование Святого дня и выборы бахаи, предоставляли возможности для упрочения высоких идеалов общины, усиления ее коллективного чувства приверженности и укрепления ее духовного характера. По мере значительного роста численности общины Собрание обдумывает, когда было бы целесообразным децентрализовать такие встречи, дабы содействовать более широкому участию в этих важных событиях.
Примечательная характеристика продвинутых кластеров — это режим научения, который пронизывает всю общину и служит толчком к росту институциональной способности. Сообщения, в которых содержатся озарения по поводу метода, подхода или всего процесса, непрерывно стекаются в очаги деятельности и расходятся из них. Встреча-размышление на уровне всего кластера, где представляются многие из этих научений, зачастую дополняется встречами на меньших территориях, которые вызывают у присутствующих более сильное чувство ответственности. От цикла к циклу это чувство коллективной сопричастности становится более явным — сила, высвобождаемая объединенной группой людей, берущих на себя ответственность за свое духовное развитие на многие поколения вперед. И в этом процессе получаемая от региональных и национальных институтов бахаи поддержка ощущается как непрестанный поток любви.
Естественный итог увеличения ресурсов и осознания последствий Откровения для жизни населения — это первые проявления социального действия. Нередко инициативы такого рода зарождаются органично из программы по взращиванию духовных сил подростков или побуждаются совещаниями о местных условиях, что происходят на встречах общины. Формы, которые такие начинания могут принять, различны и включают, например, предоставление репетиторской помощи детям, проекты по улучшению окружающей среды и деятельность, направленную на улучшение здоровья и предупреждение болезней. Некоторые инициативы обретают устойчивость и постепенно растут. Открытие общинной школы в различных местах на местном уровне происходило в результате повышения озабоченности по поводу надлежащего образования детей и осознания его важности, возникающих естественным образом при изучении материалов института по подготовке. Время от времени усилия друзей могут быть значительно подкреплены благодаря работе сформировавшейся организации, вдохновленной принципами бахаи, которая существует рядом. Сколь бы скромным ни был случай социального действия вначале, он служит показателем того, что народ развивает в себе крайне важную способность, обладающую бесконечным потенциалом и значимостью для грядущих столетий: научиться, как применять Откровение к различным измерениям социального бытия. Все подобные инициативы также служат тому, чтобы обогащать участие, на личном и коллективном уровнях, в преобладающих дискурсах широкой общины. Как и ожидалось, друзья больше вовлекаются в жизнь общества — это развитие событий, которое было заложено в модель действия в кластере с самого начала, но которое сейчас намного ярче выражено.
То, что движение населения прошло так далеко, указывает на достаточную прочность процесса, который его запускает, чтобы достичь высокого уровня участия во всех аспектах начинания по взращиванию способностей и удерживать его, а также справляться с вызванной этим усложненностью. Это еще одна веха, которую должны пройти друзья, третья по очереди с начала процесса роста в кластере. Она указывает на появление системы для распространения, в одном центре за другим, динамичной модели общинной жизни, которая может вовлечь народ — мужчин и женщин, молодежь и взрослых — в работу по их собственному духовному и социальному преобразованию. Это уже произошло примерно в двухстах кластерах, охватывающих спектр социально-экономических условий, и мы ожидаем, что к завершению грядущего Плана это можно будет наблюдать еще в нескольких сотнях кластеров. Это будущее, к которому могут стремиться друзья, трудящиеся в тысячах кластеров в других местах.
В некоторых кластерах, где рост продвинулся до такой степени, произошло еще более захватывающее развитие событий. В этих кластерах есть местности, где значительный процент всего населения сейчас вовлечен в деятельность по построению общины. Например, есть небольшие деревни, где институт по подготовке сумел привлечь к участию в своих программах всех детей и подростков. Когда охват деятельности широкий, общественное воздействие Веры становится более явным. Община бахаи обретает более высокое положение как отчетливый нравственный голос в жизни народа и имеет возможность вносить содержательную перспективу в дискурс, который происходит вокруг нее, например, о развитии молодых поколений. Авторитетные лица из широкого общества начинают обращаться к озарению и опыту, что появляются в инициативах социального действия, вдохновленных учением Бахауллы. Разговоры, на которые это учение оказывает влияние, касающиеся всеобщего блага, пронизывают все более широкий спектр населения до такой степени, что можно почувствовать их воздействие на общий дискурс в местности. Люди за пределами общины бахаи начинают считать Местное Духовное Собрание сияющим источником мудрости, к которому они также могут обращаться за просвещением.
Мы признаем, что для многих подобные достижения — еще отдаленное будущее, даже в тех кластерах, где модель деятельности охватывает большие массы людей. Но в некоторых местах — это уже текущая работа. В таких кластерах, хотя друзья и продолжают заниматься поддержанием процесса роста, другие грани начинания бахаи требуют от них все больше внимания. Они стремятся понять, как процветающее местное население может преобразовывать общество, частью которого оно является. Это новый передовой рубеж научения в ближайшем будущем, где будут получены озарения, что в конечном итоге пойдет на пользу всему миру бахаи.
Высвобождая потенциал молодежи
Изумительные подвиги молодежи на поприще служения представляют собой один из самых прекрасных плодов текущего Плана. Если и была необходимость хоть в одном доказательстве невероятного потенциала, которым обладает молодежь, то оно неопровержимо предъявлено. Как следствие молодежных конференций, созванных в 2013 г., волна энергии, которая наполнила работу, осуществлявшуюся в кластерах, ясно показывает, как община Величайшего Имени может направлять высшие устремления молодых людей. Сколь нам приятно видеть, что вслед за участием более 80 000 молодых людей в этих конференциях, к ним присоединился дополнительный отряд из более 100 000 человек, принимая участие в многочисленных встречах, что проводятся с тех пор.
Важнейшим компонентом нового Плана должны стать меры, направленные на то, чтобы поощрять полное вовлечение этих растущих отрядов в виды деятельности общины.
Полное энтузиазма участие молодежи также подчеркнуло тот факт, что она представляет самый отзывчивый слой каждого восприимчивого населения, с которым друзья пытались установить контакт. В этом отношении научились, как помогать молодым людям узнавать о том вкладе, который они могут внести в улучшение своего общества. По мере того как растет осознанность, они все больше отождествляют себя с целями общины бахаи и выражают горячее желание устремить свою энергию в происходящую работу. Разговоры на подобные темы воспламеняют интерес к тому, как физические и духовные силы, имеющиеся в их распоряжении в этот момент их жизни, можно направить на обеспечение нужд других людей, в особенности младших поколений. Специальные встречи для молодежи, все чаще теперь происходящие на уровне кластера и даже соседства или деревни, оказались идеальным событием для того, чтобы внести интенсивность в этот непрерывный разговор, и они во все большей степени становятся общей чертой циклов деятельности во многих кластерах.
Опыт показывает, что обсуждение вклада в улучшение общества не сможет затронуть самые глубинные источники мотивации, если оно исключает исследование духовных тем. Важность «действия», восстания на служение и сопровождения душ ближних своих, должна быть согласована с понятием «бытия», увеличения понимания принципов божественного учения и отображения духовных качеств в своей жизни. Действительно, познакомившись с видением Веры для человечества и возвышенным характером ее миссии, молодежь естественным образом чувствует желание служить, желание, на которое без промедления отвечают институты по подготовке. Поистине, высвобождение способности молодежи — священная обязанность каждого института по подготовке. Тем не менее, пестование этой способности, по мере того как она развивается, — ответственность каждого института Дела. Выказываемая молодежью готовность взять на себя инициативу, какие бы линии действия она ни выбрала, может скрыть тот факт, что ей нужна устойчивая поддержка от институтов и служб кластера и после этих первых шагов.
Молодежь также поддерживает друг друга в этом отношении, собираясь вместе в группы, чтобы заниматься дальнейшим изучением и обсуждать свое служение, укреплять усилия друг друга и взращивать решимость, заботясь о постоянном более значительном расширении круга дружбы. Воодушевление, предлагаемое таким способом через сеть сверстников, дает молодым людям столь необходимую альтернативу тем искушающим голосам, которые манят в западню потребительства и навязчивых отвлекающих факторов, а также средство противодействия призывам очернять других. Именно в таких декорациях обессиливающего материализма и раскалывающихся обществ подростковая программа являет свою особую ценность в этот момент. Она предлагает молодым людям идеальное поприще, чтобы помогать тем, кто моложе их, сопротивляться разъедающим силам, которые специально нацелены на них.
По мере того как молодые люди продвигаются по пути служения, их начинания плавно вливаются в деятельность кластера, и, в результате, вся община процветает как сплоченное единое целое. Установление контакта с семьями молодых людей — это естественный способ укреплять построение общины. Институты Веры и службы испытывают потребность увеличивать свою собственную способность, дабы находить пути для систематической реализации потенциала молодежи. Сильнее осознавая обстоятельства и динамизм этой возрастной группы, они могут учитывать это при планировании — например, предоставляя молодежи возможности интенсивно изучать курсы, скажем, сразу после завершения молодежной встречи. Прилив энергии от динамичной компании молодежи позволяет темпу работы ускоряться.
В то время как справедливо ожидать великих дел от тех, кто многое может отдать на пути служения, друзья должны остерегаться, чтобы не принять узкую точку зрения о том, что подразумевает достижение зрелости. Свобода передвижения и наличие времени дают возможность многим молодым людям служить таким способом, который имеет прямое отношение к нуждам общины, но после двадцати лет их горизонты расширяются. Другие измерения слаженной жизни, в такой же мере трудоемкие и в высшей степени похвальные, начинают все сильнее привлекать их внимание. Для многих ближайшим приоритетом будет продолжение образования — академического или профессионально-технического — с учетом имеющихся у них возможностей, и тут открываются новые пространства для взаимодействия с обществом. Более того, молодые девушки и парни начинают остро осознавать увещевание Верховного Пера «вступать в брак», дабы от них «произошел тот, кто помянет Меня среди слуг Моих», и «избрать ремесло или занятие». Взявшись за определенную профессию, молодежь естественным образом старается вносить вклад в свою сферу деятельности или даже продвигать ее в свете тех озарений, которые она получает благодаря постоянному изучению Откровения, и молодые люди стремятся быть примером целостности и совершенства в своей работе. Бахаулла возвышает тех, «что зарабатывают на пропитание ремеслом своим и тратят на себя и на родственников своих из любви к Богу, Господу всех миров». Это поколение молодежи будет строить семьи, которые оберегают основы процветающих общин. Благодаря их растущей любви к Бахаулле и личной приверженности тому стандарту, к которому Он их призывает, их дети будут впитывать любовь к Богу, «смешанную с молоком их матери», и всегда искать убежища в Его божественном законе. Поэтому очевидно, что ответственность общины бахаи по отношению к молодым людям не заканчивается, когда те впервые начинают служить. Значимые решения, которые они принимают по поводу направления своей взрослой жизни, будут определять, было ли служение Делу Бога лишь краткой и памятной главой их молодости или же это неизменный центр их земного бытия, линза, через которую фокусируются все действия. Мы полагаемся на вас и ваших помощников в том, дабы гарантировать, что придается должное внимание духовным и материальным планам молодежи на будущее при обсуждениях в семьях, общинах, службах и институтах Веры.
Укрепляя институциональную способность
Нужды текущего Плана — установление тысяч новых программ роста и укрепление существующих — требовали от национальных и региональных институтов Веры, как и от вас, прорыва силы и координации. На них стало возможным откликнуться благодаря общему духу сотрудничества среди трех поборников Плана — человека, общины и институтов Веры. Этот дух был предпосылкой каждого важного начинания, включая особые инициативы для поселения пионеров в некоторых странах и, конечно же, организацию 114 молодежных конференций. Преобладающее отношение радостного служения, гибкости и отрешения от личных предпочтений придавало даже рутинным административным задачам священное качество. Новые нужды грядущего Плана, несомненно, еще сильнее подвергнут испытанию способности институтов бахаи, но, невзирая ни на что, они безусловно сохранят этот объединенный дух среди всех тех, кто вместе работает.
Как отмечалось ранее, продвижение кластеров по континууму зависит от того, существует ли там приверженность институтов Веры тому, чтобы направлять и поддерживать кластерные службы и по мере необходимости предоставлять ресурсы. Эта работа — жизненно важная обязанность Региональных советов бахаи и региональных институтов по подготовке. Количество советов в мире увеличилось с 170 до 203 за последние пять лет, отражая растущую потребность и усиливающуюся способность вести работу на этом уровне, и в некоторых странах, где советы еще только будут установлены, были предприняты определенные шаги, чтобы накапливать опыт, предвосхищая их появление, например, через назначение региональных команд. В отдельных регионах, простирающихся на огромной территории, советы принимали меры для того, чтобы взращивать развитие групп граничащих кластеров. Тем временем, в небольших странах, где нет необходимости создавать Региональные советы, Национальные Собрания все чаще обдумывают способы, как помочь кластерам продвигаться, в некоторых случаях формируя рабочую группу и поручая ей эту задачу; мы поощряем вас стимулировать научение в этой области с целью, чтобы, в свое время, можно было определить формальные структуры, которые возьмут на себя эту обязанность аналогично тому, как это делают советы в других странах. И, как и в случае с советами, мы предвидим, что любая такая структура, зарождающаяся на национальном уровне, получит пользу от взаимодействия с институтом Советников.
Чтобы региональные и национальные институты Веры могли эффективно выполнять свои обязанности, им нужно будет оставаться полностью осведомленными о развитии событий на местном уровне и о том, чему научаются в кластерах, за чьим прогрессом они наблюдают. Институтам Веры необходим своевременный доступ к информации о движении кластеров и о работе института по подготовке в их юрисдикции, чтобы поддерживать свои службы и принимать многие решения, которые касаются, например, размещения пионеров, распределения фондов, создания и продвижения литературы бахаи и планирования институциональных встреч; это позволяет им достоверно читать реальность своих общин и действовать на основании ясно понимаемых нужд, устремляя энергию друзей на то, чтобы откликаться на веления времени. В различные промежутки какое-либо Национальное Собрание, в консультации с вами, может посчитать целесообразным формально принять и распространить некоторые аспекты извлеченных уроков, особенно в отношении организационных схем на кластерном и региональном уровнях. Необходимость оставаться хорошо информированными о накапливаемом общиной опыте имеет особые последствия для Национальных Собраний в больших странах, где есть несколько Региональных советов, в частности, когда Собрание поручило советам работу по курированию института по подготовке. В таких случаях иногда появлялась необходимость в новых механизмах на национальном уровне, чтобы предоставлять Собранию обоснованный анализ того, чему научились в разных регионах.
Бесспорно, у Национального Собрания в конечном итоге есть обязанность поощрять все аспекты развития общины бахаи. Хотя оно само следует различным линиям действия, во многих случаях оно выполняет эту обязанность, обеспечивая возможность Региональным советам или специальным службам предпринимать шаги для продвижения тех областей начинаний, которые им доверены. По мере роста способности друзей и увеличения размера общины, работа Национального Собрания в ее разнообразных измерениях соразмерно становится более сложной. Поэтому, и с точки зрения колоссальности задачи перед институтами Веры в грядущем Плане, Национальные Собрания — как и советы бахаи — получат пользу, периодически рассматривая, в сотрудничестве с вами, можно ли откорректировать или укрепить их административную работу, и в действительности элементы их собственного функционирования, таким образом, чтобы они лучше поддерживали процесс роста.
Достижение более высокого уровня функционирования — столь же настоятельная забота институтов по подготовке. Усилия общины по укреплению программ роста в тысячах кластеров и поддержанию их интенсификации возложат на эти службы нелегкие требования. Их фокус, несомненно, — разворачивание трех стадий образовательного процесса, которое они отслеживают, и укрепление процесса научения, связанного с каждой из них, чтобы непрерывно упрочивались и качество деятельности института, и способность распространять их на неуклонно растущее число людей. Хотя важно, чтобы институты по подготовке занимались ежедневными рабочими вопросами, масштаб того, что должно быть достигнуто, требует, чтобы они также озаботились рассмотрением стратегий. Советам института по подготовке нужно проводить постоянные совещания с национальными или региональными координаторами, а также с членами Вспомогательной Коллегии, о том, каким образом набирает силу деятельность в кластере, как в достаточной мере предоставлять для нее ресурсы, какие подходы доказывают свою эффективность в различных обстоятельствах и как можно делиться опытом. Мы имеем в виду систематическое и сконцентрированное усилие со стороны этой сотрудничающей группы, чтобы собирать и применять озарения, появляющиеся на местном уровне касательно продвижения детских классов, подростковых групп и учебных кружков. Управление другими аспектами работы института — как, например, схемы координации на уровне кластера, укрепление способностей координаторов и курирование статистики и финансов — также будет крайне необходимым. В вашей работе с институтами по подготовке вы, несомненно, захотите устроить так, чтобы они опирались на опыт других институтов в той же части мира. Площадки для распространения научения в сфере подростковой программы равным образом предлагают богатый источник озарения для институтов по подготовке из близлежащих стран или регионов.
По мере того как институты Веры и службы стремятся повсюду ускорять процессы расширения и консолидации, вопрос финансовых ресурсов, безусловно, будет требовать повышенного внимания. Поистине, важный аспект укрепления институциональной способности в грядущие годы — это постоянное развитие местных и национальных Фондов. Дабы это произошло, бóльшую часть друзей следует пригласить к тому, чтобы вновь обдумать обязанность всех верующих поддерживать работу Веры с помощью своих средств и, более того, управлять своими финансовыми делами в свете принципов учения.
Будущая цивилизация, которую предвидел Бахаулла, — процветающая, где обширные ресурсы мира будут направлены на возвышение и возрождение человечества, а не на его унижение и разрушение. Акт пожертвования в Фонд поэтому наделен глубоким смыслом: это практический способ, чтобы ускорить приближение этой цивилизации, и весьма необходимый, ибо Бахаулла Сам объяснил: «Тот, Кто есть Вечная Истина — да будет возвышена Его слава — повелел, дабы исполнение всякого начинания на земле зависело от материальных средств». Бахаи живут в обществе, чьи материальные дела крайне разупорядочены. Процесс построения общины, который они продвигают в своих кластерах, воспитывает виды отношения к богатству и имуществу, совершенно отличные от тех, которые господствуют в мире. Привычка регулярно отдавать в Фонды Веры, включая в частности неденежные пожертвования в некоторых местах, возникает из чувства личной озабоченности благополучием общины и прогрессом Дела и подкрепляет это чувство. Долг жертвовать, как и долг распространять Дело, — это основополагающий аспект самоопределения бахаи, который укрепляет веру. Жертвенные и щедрые вклады индивидуального верующего, коллективное осознание нужд Фонда, которое продвигает община, и бережное распоряжение финансовыми ресурсами со стороны институтов Веры можно считать выражениями той любви, которая более тесно связывает этих трех действующих лиц. И, в конечном итоге, добровольное жертвование способствует осознанию, что управление своими финансовыми делами в соответствии с духовными принципами — непременный аспект слаженной жизни. Это вопрос совести, это путь, с помощью которого приверженность улучшению мира воплощается на практике.
Мы обращаем к вам эти слова, признавая уникальную обязанность, которую выполняете вы, ваши помощники и их ассистенты, помогая друзьям расширять свое понимание в многочисленных областях, не в последнюю очередь, конечно, того, что относится к динамике роста. Как мы уже отметили ранее, с помощью института Советников община бахаи обрела систему, через которую полученные уроки в самых отдаленных частях планеты могут принести пользу всемирному процессу научения, в котором каждый последователь Бахауллы может принимать участие. По мере появления со временем у верующих все более глубокого понимания Пятилетнего Плана, озарения, возникающие при применении руководства, признаются, формулируются, впитываются и распространяются. В этом отношении огромную дань признательности общины Величайшего Имени следует отдать Международному Центру обучения, который за последние годы столь многое и с таким усердием сделал, чтобы с любовью взращивать и энергично распространять режим научения, сейчас уже хорошо отработанный.
Основные элементы грядущего Плана, как и те, что были ранее, просты. Тем не менее, глубокое понимание его разных граней требует осознания разветвленного набора действий, при помощи которого развивается кластер. Мы уповаем на ваш институт, столь знакомый с соответствующим руководством, дабы друзья в общем, а также институты Веры и их службы в частности, могли полагаться на вас в том, чтобы проливать свет на их обсуждения через привлечение внимания к соображениям, относящимся к делу. Ясно, тем не менее, что необходимость поддерживать друзей по крайней мере в 5000 тысячах кластеров, где интенсифицируется модель действия, будет значительным вызовом, который имеет последствия для вашего собственного образа функционирования, но особенно — для образа функционирования членов Вспомогательной Коллегии. Кластеры, что находятся в первых рядах процесса роста на их территории, неизбежно будут требовать огромную часть их времени; административные механизмы на региональном уровне также будут чаще нуждаться в их поддержке. Их заботит многое, что происходит в общине; будучи внимательными как к развитию каждой стадии образовательного процесса, так и к укреплению циклов деятельности, они содействуют слаженности линий действия, которые продвигаются в кластере, и раздувают в пламя страсть к обучению Вере. Когда они выполняют свою обязанность пестовать научение и помогать друзьям вступать на поприще служения, они в значительной степени опираются на институт по подготовке, аспекты чьей работы тесно сопряжены с их собственной. Но их другие обязанности столь же трудоемкие. В силу этого, им нужно обдумать, как они могут более всесторонне и более творчески опираться на помощь своих ассистентов для выполнения этих обширных обязанностей. Ассистентам, конечно же, можно поручить любую задачу — простую или сложную, общую или совершенно конкретную — и это разнообразие представляет собой отличительную силу. В то время как отдельные ассистенты могут заниматься развитием местной общины, другим можно дать задачи, которые имеют отношение ко всему кластеру. Должным образом ориентируя их, направляя их по мере роста способностей и постепенно расширяя их обязанности, члены Вспомогательной Коллегии могут лучше использовать существующие возможности. Несомненно, в результате можно многому научиться, и мы поощряем вас извлекать озарения из опыта ваших помощников.
Период, обладающий особой силой
Систематическое осуществление Плана во всех его измерениях порождает модель коллективного начинания, отличающуюся не только своей приверженностью служению, но и тягой к поклонению. Интенсификация деятельности, которая потребуется в следующие пять лет, сильнее обогатит молитвенную жизнь тех, кто служит бок о бок в кластерах по всему миру. Этот процесс обогащения уже достаточно продвинулся: посмотрите, например, как встречи для поклонения вплетены в сердцевину общинной жизни. Молитвенные встречи — это события, куда может войти любая душа, вдохнуть небесные благоухания, ощутить сладость молитвы, поразмышлять над Созидательным Словом, взлететь на крыльях духа и общаться с Возлюбленным. Рождаются чувства товарищества и общего дела, особенно в духовно возвышенных разговорах, которые естественным образом возникают в такие моменты и через которые «город человеческого сердца» может быть открыт. При созыве встречи для поклонения, на которой приветствуются взрослые и дети разного происхождения, в любой местности порождается дух Машрикул-Азкар. Укрепление молитвенного характера общины также оказывает влияние на Праздник Девятнадцатого дня и может ощущаться в других случаях, когда друзья собираются вместе.
Празднование Святых дней в этом отношении занимает особое место. Читаются Скрижали и молитвы, звучат истории, песни и выступления, — все это выражения любви к тем священным Фигурам, Чья жизнь и миссия вспоминаются — они волнуют сердце и наполняют душу благоговением и изумлением. В течение Пятилетнего Плана, который скоро начнется, пройдут два знаменательных события подобного рода: двухсотлетние годовщины Рождества Бахауллы и Баба в 2017 и 2019 гг. соответственно. Эти славные Празднества предоставят бахаи в каждом краю возможность привлечь наибольшее количество верующих, их семей, друзей и сотрудников, а также других людей из широкого общества к чествованию тех моментов, когда появилось на свет бесподобное во всем творении Существо, Посланник Бога. Поминание этих двухсотлетних годовщин всенепременно увеличит осознание того, как празднование Святых дней, ныне согласно календарю, повсюду объединяющему друзей Бога, усиливает самоопределение бахаи.
В грядущие годы община отметит серию годовщин, завершающихся Столетием Вознесения Абдул-Баха в ноябре 2021 г., которое приведет первое столетие Века Становления к окончанию. В будущем году мир бахаи отметит сто лет со дня, когда первая из Скрижалей Божественного Плана стекла с пера Учителя. В этих четырнадцати Скрижалях, явленных в один из самых мрачных периодов человечества, Абдул-Баха изложил хартию для работы по обучению Вере, в которой планета указана как поле действия. Божественный План — отложенный до 1937 г., когда первый в последовательности Планов, запущенной по указанию Хранителя, был назначен для бахаи Северной Америки, — продолжал разворачиваться в течение десятилетий с тех пор, как коллективная способность последователей Бахауллы росла, давая им возможность брать на себя еще более трудные задачи. Сколь удивительно видение Автора Плана! Раскрывая перед друзьями перспективу того дня, когда свет Откровения Его Отца озарит всякий уголок мира, Он изложил не только стратегии для достижения этого прорыва, но и руководящие принципы и неизменные духовные требования. Всякое усилие, приложенное друзьями для систематического распространения божественного учения, берет свое начало от сил, запущенных в движение в Божественном Плане.
Предстоящее глобальное начинание, к которому будут призваны друзья, требует применения зарекомендовавших себя стратегий, систематического действия, обоснованного анализа и проницательного озарения. Однако помимо всего прочего — это духовное предприятие, и его истинный характер ни в коем случае не следует затмевать. Неотложность действия диктуется безвыходным состоянием мира. Все, чему научились последователи Бахауллы за последние двадцать лет, должно достичь своей кульминации в достижениях следующих пяти лет. Масштаб того, что от них просят, воскрешает в памяти одну из Его Скрижалей, где Он описывает, в поразительных выражениях, трудную задачу, которую предстоит выполнить при распространении Его Дела:
Сколь много земель пребывало невозделанными и невспаханными; и сколь много земель, что были возделаны и вспаханы, все же оставались без воды; и сколь много земель, в коих, когда приходило время урожая, ни один сборщик не показывался для жатвы! Однако, чрез чудеса благоволения Бога и проявления Его чуткой заботы, Мы лелеем надежду, что предстанут души, кои есть воплощения небесной добродетели, и займутся обучением Делу Бога и воспитанием всех, кто обитает на земле.
Систематические усилия Его возлюбленных по всему миру нацелены на исполнение надежды, такими словами высказанной Благословенным Совершенством. Да укрепит Он их Сам на каждом шагу.
[подписано: Всемирный Дом Справедливости]
С пронумерованными абзацами (удобно при изучении в группе) MS Word \ PDF
Оригинал послания Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library