Всемирный Дом Справедливости
27 августа 1989 г.
Последователям Бахауллы
Дорогие друзья бахаи!
В последние годы у верующих возникает все больше вопросов, связанных с Праздником Девятнадцатого Дня, его организацией, предназначением и возможностями. Этой теме было уделено особое внимание во время обсуждений на Шестом Международном Съезде бахаи, состоявшемся в прошлом году, и, мы думаем, настало время представить наши разъяснения по этому вопросу.
Мировой Порядок Бахауллы охватывает все стороны жизни человеческого общества; в его рамках духовные, административные и социальные процессы сливаются в единое целое; благодаря ему все многообразие форм человеческого самовыражения устремляется в общее русло созидания новой цивилизации.
«Если Праздник этот проводится должным образом, — говорит Абдул-Баха, — то раз в девятнадцать дней друзья чувствуют себя духовно возрожденными и исполненными силы, что исходит от иного мира». Для достижения столь блистательного результата необходимо, чтобы все друзья глубоко осмыслили суть Праздника. Как известно, Праздник состоит из трех отличных друг от друга, хотя и взаимосвязанных частей: молитвенной, административной и дружеского общения. Первая часть посвящается чтению молитв и отрывков из Святых текстов. Вторая часть — это общее собрание верующих; здесь представляется отчет о деятельности Местного Духовного Собрания, рассказывается о его планах и трудностях, с которыми пришлось столкнуться, сообщается о новостях, поступивших от Национального Собрания и из Всемирного Центра Бахаи, а также проводится общий совет общины, когда друзья получают возможность выносить на рассмотрение Духовного Собрания свои предложения и рекомендации. Третья часть Праздника — это когда подается угощение, когда можно выступить или представить какую-нибудь программу, и проводится эта часть Праздника для того, чтобы укреплялась дружба, чтобы каждый народ мог следовать своим культурным традициям — конечно, если они не противоречат принципам Веры и духу самого Праздника.
Хотя организация Праздника предусматривает строгое соблюдение последовательности трех его частей в указанном выше порядке, все же, как показывает опыт, Праздник открывает широкие возможности для многообразия и творчества. Так, во время любой из частей Праздника, включая и молитвенную, может звучать музыка; Абдул-Баха советует верующим выступать с красноречивыми, возвышающими душу рассказами; оригинальными и разнообразными могут быть формы выражения гостеприимства; чрезвычайно важно, на каком уровне проводится общий совет и как широко на нем представлены темы. Нужно поощрять использование элементов местных культурных традиций при проведении каждой из частей Праздника, ибо это придает ему должное своеобразие и отражает неповторимость каждого социума, в котором проводится Праздник, а также способствует созданию приподнятой атмосферы и хорошего настроения у собравшихся.
Интересно отметить, что концепция Праздника не оставалась неизменной на протяжении истории Веры. На ранних ее этапах бахаи Ирана, следуя повелению Бахауллы, раз в девятнадцать дней собирались дома — эти встречи позволяли верующим проявлять гостеприимство и служили источником вдохновения, ибо на них читались и обсуждались фрагменты Учения. Когда община разрослась, то по настоянию Абдул-Баха в Праздник были введены молитвенная часть и общение друзей, и им стали придавать большое значение. А после учреждения Местных Духовных Собраний Шоги Эффенди включил в программу Праздника административную часть и объявил Праздник институтом Веры. Развитие концепции Праздника завершилось, и он стал подобен симфонии, исполнение которой включает в себя три части.
Развитие этой концепции следует рассматривать в гораздо более широком контексте, нежели просто как становление Праздника в качестве института Веры. Праздник в его неповторимом сочетании разнообразных элементов можно рассматривать как кульминацию длительного исторического процесса, в ходе которого основные формы общинной жизни — акты богослужения, празднования и другие виды общения — слились в единое и блистательное целое. В сей просвещенный век Праздник Девятнадцатого Дня являет собой новую ступень, на которую поднялась общинная жизнь в основных формах ее проявления. Шоги Эффенди назвал эту ступень фундаментом нового Мирового Порядка. В одном из писем, написанном от его лица, говорится, что Праздник является «жизненно необходимым для общины средством поддержания тесных и постоянных контактов между верующими, а также между ними и органом, состоящим из выбранных ими представителей».
Более того, на Празднике у верующих есть возможность услышать сообщения администрации национального и международного уровней, а также направить туда свои рекомендации, и потому Праздник становится соединительным звеном, живой связью между местной общиной и всей системой Административного Порядка. Но даже если отвлечься от этого и задуматься о том, какое значение имеет Праздник для жизни местной общины, то многое поразит нас и взволнует наше сердце. Например, благодаря Празднику человек начинает участвовать в коллективном процессе созидания и обновления общества. На самом глубинном уровне общественной жизни Праздник являет собой арену для демократии, ибо именно здесь Местное Духовное Собрание и члены общины встречаются на равных, и всем предоставляется полная свобода для выражения своих взглядов — выдвижения новых идей или конструктивной критики, которые должны послужить делу созидания новой цивилизации. Следовательно, будучи духовным по своему назначению, этот общечеловеческий институт одновременно является школой общественной активности, помогающей людям освоить те элементарные социальные дисциплины, без которых не может сформироваться гражданское сознание человека.
Чтобы Праздник действительно стал замечательным событием в жизни общины, одно лишь понимание концепции является недостаточным — Праздник нужно готовить и к нему нужно готовиться. Хотя официально за проведение Праздника отвечает Местное Духовное Собрание, часто подготовка его поручается отдельным людям или группе — это соответствует духу гостеприимства, заложенному в самой природе этого события. Кто-то из них может взять на себя роль хозяина Праздника; они могут подбирать молитвы и отрывки для чтения во время молитвенной части, а также готовить заключительную часть. В небольших общинах нетрудно сохранить на Празднике дух домашнего гостеприимства, тогда как в многолюдных общинах Местному Духовному Собранию, возможно, придется прибегнуть к каким-то другим формам проведения Праздника, хотя в любом случае принцип гостеприимства должен быть основой встречи.
Готовя Праздник, прежде всего необходимо подобрать подходящие случаю молитвы, заблаговременно найти людей с хорошей дикцией, которые будут их читать, и подготовить все так, чтобы молитвенная часть прошла в атмосфере торжественности, и программа была бы достойно представлена и должным образом воспринята. Следует придавать большое значение обстановке Праздника, проводится ли он в закрытом помещении или на открытом воздухе, ибо от этого во многом зависит его атмосфера. Чистота, правильное использование пространства для размещения участников и его украшение — все это играет немаловажную роль. Своевременное начало Праздника — также признак хорошей подготовки.
Более же всего успех Праздника зависит от того, как к нему подготовится и что в него внесет каждый из участников. Возлюбленный Учитель дает такой совет: «Придавайте величайшее значение собраниям Девятнадцатого Дня, дабы во время этого события возлюбленные Господа и служительницы Всемилостивого обращали лица свои к Царствию, распевали священные гимны, просили Бога о помощи, дабы сердца их наполнялись радостью и любовью друг к другу и устремлялись к чистоте и святости, дабы помнили они о страхе Божием и отвергали страсти и себялюбие. Тогда смогут они отрешиться от сего бренного мира и возгореться от пламени духа».
Чтобы проникнуться духом этих слов, полезно обратиться к самым истокам Праздника Девятнадцатого Дня. Праздник был предписан в «Китаб-и-Акдас», где сказано следующее: «Предписывается вам раз в месяц выказывать гостеприимство, даже если угощением будет простая вода, ибо Господь возжелал связать ваши сердца воедино средствами и небесными, и земными». Из этих слов становится ясно, что корнем, питающим Праздник, является гостеприимство, естественные проявления которого — приветливость, учтивость, забота, щедрость и праздничная веселость. Тот факт, что именно гостеприимство стало животворящей духовной основой столь важного института, знаменует совершенно новый поворот в развитии человеческих отношений на всех уровнях, поворот к тому единому миру, во имя приближения которого претерпевали столь многие труды и переносили столь жестокие страдания Основатели нашей Веры. Именно это божественное празднество есть тот краеугольный камень, что был заложен в основание новой, не виданной доселе цивилизации.
Мы будем и дальше горячо молиться у Святого Порога, дабы у всех вас Праздник достиг той высокой отметки, на которой свершится его предназначение как «источника радости», «основания для согласия и единства», «тропы, ведущей к любви и братству».
С приветствиями бахаи,
Всемирный Дом Справедливости
Этот документ в формате MS Word
Оригинал послания Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library
Также смотрите письмо от имени Всемирного Дома Справедливости о том, как Национальные Собрания могут содействовать общинам в соблюдении Праздника Девятнадцатого Дня (28 августа 1989 года).