ВСЕМИРНЫЙ ДОМ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ВСЕМИРНЫЙ ЦЕНТР БАХАИ
19 мая 1994 года
Национальному Духовному Собранию бахаи Соединенных Штатов
Дорогие друзья бахаи!
1. С радостью и глубокой благодарностью к Бахаулле вспоминаем мы ваше недавнее пребывание на Святой Земле в дни месяца Поста. Ваше обращение с просьбой о безотлагательной встрече и наше согласие встретиться со всеми девятью членами вашего Собрания, интенсивные трехдневные консультации — сам по себе новый факт в истории — положили начало новой фазе в эволюции вашего Собрания и укрепили узы, связывающие американскую общину бахаи со Всемирным Центром Веры. Наши сердца были тронуты той откровенностью, смелостью и искренностью, с которой члены вашего Собрания представляли то, что их тревожит, а также тем духом оптимизма, который вы проявили, несмотря на грандиозность задач и забот, которые побудили вас просить о встрече с нами.
2. Рассмотрев различные точки зрения и вопросы, поднятые вами, мы теперь можем ответить на те из них, которые подпадают под широкие категории обучения, касаются взаимоотношений между вашим Национальным Духовным Собранием и Континентальными Советниками, а также функционирования вашего Собрания.
***
3. Вы сообщили, что в связи с внедрением вашей инициативы под названием «Видение в действии», вами наблюдается невиданный ответ со стороны общины, некоторое движение, некоторый рост и, более того, заметно набираемый темп деятельности, стимулом к которому явилась конференция в Атланте, тон на которой задавали Советники. Если подвести итог: редко доводилось наблюдать подобную активность со стороны друзей, но рост идет медленно; вами владеет чувство того, что ваша община вот уже некоторое время стоит на пороге прорыва, но его момент остается неуловимым. Вы также ощущаете, что дегенерация общества, проявляющаяся в падении моральных норм и устрашающий рост насилия оказывают разрушительное воздействие на отдельного верующего. Вы жаждете найти способ, с помощью которого был бы высвобожден потенциал для обучения Вере, который в большой степени остается скрытым в отдельном человеке, оказывающимся перед лицом этих чудовищных обстоятельств.
4. Нам кажется, что излишнее беспокойство с вашей стороны по поводу затянувшегося прорыва и чрезмерная тревога относительно состояния общества могут иметь обратный результат. До тех пор, пока потенциальные возможности для роста превышают то, что есть на сегодняшний день, ни ваше Духовное Собрание, ни друзья не должны тяготиться чувством неудачи при каждом разочаровании, поскольку это чувство не оставляет место другим и легко может стать причиной застоя в распространении Дела Бога. Тенденции впадать в отчаяние, иногда под воздействием желания незамедлительно увидеть результат, должно быть противопоставлено усилие глубже понять Божественный процесс. Побуждая отдельного верующего к выполнению лежащей на нем духовной обязанности «превратить данный ему мандат на обучение, который столь жизненен и обязателен для всех, в то, что будет пронизывать всю его жизнь», Шоги Эффенди говорил, что «каждый носитель Послания Бахауллы должен почитать не только обязанностью, но привилегией возможность повсюду сеять семена Его Веры и пребывать в удовлетворении от неизменного осознания того, что независимо от непосредственного отклика на это Послание и при всем несовершенстве средства его передачи, могущество его Автора тогда, когда Он посчитает нужным, даст этим семенам прорасти и при обстоятельствах, которые никто не сможет предвидеть, поможет им дать богатый урожай, который будет собран трудами Его последователей». Вы можете пребывать в полной уверенности, что вашей отмеченной благословениями свыше общине не будет отказано в триумфальном росте ее рядов, если ее члены сохранят постоянство и уверенность в своей деятельности по распространению Веры.
5. Каким бы парадоксальным это не казалось, перспективы для ожидаемого вами прорыва в сфере обучения четко проглядывают в нынешнем скорбном состоянии общества. Вы, безусловно, понимаете, что чем хуже условия, тем больше возможностей для распространения Веры, тем выше восприимчивость к Божественному Посланию. Бахаулла, несомненно, дал исчерпывающие предсказания в отношении тех радикальных, охватывающих весь мир, сотрясений, которые будучи порожденными Его Откровением, составляют часть переходного периода, ведущего к установлению единства и мира, которые и есть конечная цель Его Веры. Ваше осознание того, что этот переходный период неизбежен, должно помочь членам вашего Собрания отрешиться от тех болезненных эмоций, которые возникают в ходе пертурбаций, сопряженных с этим процессом, и будет способствовать тому, что ваше Духовное Собрание как высший руководящий орган общины бахаи Соединенных Штатов сумеет продемонстрировать друзьям уверенность в завтрашнем дне, правомерность которой будет вполне доказана упорством и энергичностью друзей в их деятельности по распространению Веры.
6. Такое отрешение, которое по примеру вашего Собрания будет подхвачено друзьями во всей общине, кроме всего прочего ознаменует собой духовное достижение, которое предвосхищал Шоги Эффенди, когда в своем предупреждении к общине он сказал: «Яркую дань уважения, заслуженно и постоянно воздаваемую способностям, духу, поведению и высокому положению американских верующих — как индивидуально, так и всей общине как органичному целому — ни при каких обстоятельствах не следует смешивать с характером и природой того народа, из которого их поднял Бог». Другими словами, как раз достигнув «резкого отличия между этой общиной и этим народом» вы и друзья, которые полагаются на ваше руководство, признают, что американское общество не может быть свободным от тягот и последствий переходного периода, который оказывает воздействие на весь мир.
7. Как бы больно ни отзывались в вас картины духовного распада, как бы ни сочувствовали вы тем, кто страдает от ужасного упадка общества, вы должны видеть и те возможности, которые таким образом возникают для наращивания здоровых сил нарождающегося Мирового Порядка. В этом отношении Шоги Эффенди дал североамериканской общине однозначный совет: «Возможности, которые представляются сумятицей нынешнего века, со всеми порождаемыми ею печалями, со всеми вызываемыми ею страхами, со всем производимым ею разочарованием, создаваемой ею растерянностью, с производимым ею сопротивлением, с порождаемыми ею обидами и пробуждаемым ею духом беспокойного поиска», утверждал он, «должны быть в полной мере употреблены для широчайшего распространения знания о целительной силе Веры Бахауллы, а также для пополнения новобранцами постоянно растущей армии Его последователей».
8. Продолжая комментировать глобальную картину переворотов, катаклизмов и страданий, возникающих на фоне ухудшения дел человечества по мере неотвратимого приближения установления Царства Божиего на земле, Шоги Эффенди обратился к американским друзьям с такими словами проницательности и ободрения: «Ни мало не поступаясь своей решимостью, ни мало не забывая о своей задаче ни в какие времена, ни при каких грозных обстоятельствах не должны они забывать о том, что совпадение во времени этих сотрясающих мир кризисов с постепенным развертыванием и осуществлением назначенной им божественной задачи представляют собой работу Провидения, проект непостижимой Мудрости, целенаправленное действие всепокоряющей Воли, Воли, которая направляет и управляет со свойственной ей таинственностью как судьбами Веры, так и судьбами отдельных людей. Эти одновременные процессы подъема и упадка, интеграции и дезинтеграции, порядка и хаоса, с их постоянным и взаимным воздействием друг на друга, представляют собой ни что иное, как аспекты более масштабного Плана, единого и неделимого, Источник которого Бог, автор которого Бахаулла, театр действий которого — вся планета, конечная цель которого — единство человеческой расы и мир для всех людей».
9. Более того, возлюбленный Хранитель считал, что: «Размышления, подобные этим, должны закалить решимость всего сообщества бахаи, должны развеять их сомнения и побудить их с новым рвением посвятить себя исполнению всех до единого предписаний той Священной Хартии, набросок которой был начертан для них пером Абдул-Баха». Настроившись на эту божественную перспективу ваше Собрание сможет помочь друзьям увидеть, что они не просто сумеют справиться со всеми тревожными признаками социального упадка, ежедневными свидетелями которого они являются, но в добавление к этому с обновленным видением подвигнуться приглашать к членству в Вере все большее и большее число мужчин и женщин, чьи умы и сердца готовы ответить на Божественное Послание, и которые станут с ними в одни ряды в стремлении рассеять недоумение и отчаяние, охватившие их соотечественников и подрывающие структуру их страны.
10. Вашему Собранию жизненно важно постоянно помнить о том, что душевные муки, порождаемые усугубляющейся общей ситуацией, могут и должны быть преодолены через молитву и осознанное внимание, обращаемое на распространение Веры и строительство своей жизни на принципах бахаи, с учетом всемирной перспективы. Несомненно, что члены столь прочно установившейся общины, как ваша, пользующейся благоволением свыше, которое было излито на нее в Скрижалях Божественного Плана, конечно же, понимают безотлагательность и серьезность своей задачи. Они, конечно же, видят, с каким терпением их дорогие друзья в Колыбели Веры встречают посланный Богом вызов, и готовы отдать всю кровь до последней капли во имя того, чтобы этот мир стал лучше. Нет сомнения в том, что высоко почитаемые американские верующие, носящие звание «духовные потомки Вестников рассвета» хорошо знают, что в этот критический момент им необходимо не упустить возможность для того, чтобы доказать свою способность выдержать испытания жизнью, которое, по словам Шоги Эффенди, в отличие от испытания смертью, будет той их жертвой, которую им надлежит принести, если они намерены исполнить предсказания о той славной судьбе, которая назначена для них в Писаниях нашей Веры. Да будут дарованы им силы небесные, дабы снова и снова смогли они с честью выйти из тех психологических испытаний, которые Абдул-Баха обещал посылать им для их очищения, помогая им тем самым достичь назначенного им от Бога потенциала и стать одной из сил, которые изменят мир.
11. В сфере распространения пусть послужат для вас незыблемым мандатом и безошибочным источником, доступ к которому всегда открыт для вас — Скрижали Божественного Плана, написанные Учителем. Они наделяют вас и вашу сестринскую общину в Канаде особыми полномочиями. Заново познакомить американских друзей с их особой миссией как у себя в стране, так и за рубежом, миссией, которая предписывается им в этих плодотворных и нестареющих документах, связывание их содержания с текущим состоянием дел и есть ключ к оживлению работы по распространению и одерживанию выдающихся побед на внутренних рубежах Веры. Предпринимая усилия в этом направлении вы извлечете могучую поддержку из писем нашего дорогого Хранителя — таких как «The Advent of Divine Justice», «The Challenging Requirements of the Present Hour», «American Baha'is in the Time of World Peril». У нас есть полная уверенность в том, что совместно с Континентальными Советниками и членами Вспомогательной Коллегии вы сможете найти способ в дальнейшем высвободить могучую энергию друзей и повысить рвение, которое они так блестяще обнаруживали в работе по распространению в предыдущие годы.
***
12. Нас очень порадовало переживаемое вами чувство постоянного сближения между вашим Собранием и Континентальными Советниками и глубоко впечатлило ваше стремление узнать, как бы вы могли крепить эти взаимоотношения и в дальнейшем. Хорошо было бы начать исполнение вашего желания с получения целостного понимания об обязанностях Советников и сфере их деятельности по отношению к вашим собственным.
13. Как вы знаете, отличительной чертой Административного Порядка является существование, с одной стороны, избираемых институтов, которые функционируют как коллективное целое и наделены законодательными, исполнительными и юридическими полномочиями и, с другой стороны, лиц, назначаемых из числа выдающихся и преданных верующих, которые действуют прежде всего как индивидуальности, выполняя специфические задачи по защите и распространению Веры под руководством Главы Веры. Институты этих двух направлений сотрудничают там, где их функции совмещаются для того, чтобы Дело Бога продвигалось. Мы, несомненно, понимаем, что вы сведущи в предыстории вопроса, тем не менее предлагаем вам следующие комментарии для углубления понимания этих взаимоотношений.
14. Распространение и защита Веры входят в функции как Континентальных Коллегий Советников, так и Национальных Духовных Собраний, но Советники специализируются на ином уровне и действуют иным способом. Масштабы континента привносят в работу Советников более широкую перспективу, которая, будучи предложенной Национальному Собранию в виде советов, рекомендаций, предложений или комментариев, обогащает понимание Собрания, знакомит его с опытом более широким, чем его собственный и позволяет не упускать из виду общемировые перспективы.
15. Один из отличительных аспектов функционирования Советников восходит к указаниям, оставленным в Воле и Завещании Абдул-Баха Десницам Дела Божьего, чьи функции защиты и распространения Веры должны были в будущем быть переданы Советникам. Будучи назначенными Всемирным Домом Справедливости, Советники помогают Главе Веры расширять базу, развивать, укреплять и гарантировать безопасность Национальных Духовных Собраний, институтов Веры и общин, находящихся в их юрисдикции. Через Вспомогательные Коллегии Континентальные Советники благотворное действие своих функций распространяют на Местные Духовные Собрания и на членов общин на местах. Эти функции вытекают из их обязанностей, изложенных в Воле и Завещании и состоящих в том, чтобы «распространять Божественное Благоухание, наставлять души человеческие, способствовать просвещению, улучшать нравы всех людей и быть во всякое время и при любых обстоятельствах освященными и отрешенными от всего земного». Таким образом, становится понятно, что выполняя свою работу по распространению и защите Веры, Советники играют важнейшую роль в создании канвы и поддержании крепости всей ткани общины бахаи.
16. Гибкость и скорость, с которой Советники и члены их Вспомогательных Коллегий могут реагировать на осознаваемую в общине потребность — будь то необходимость воодушевить друзей, объяснить планы, провести углубления в Писания, защитить Завет — составляют те элементы в функционировании Советников, которые отличают их от Духовных Собраний; именно эта гибкость позволяет им действовать по потребностям конкретной ситуации, приходится ли им давать совет во время встречи бахаи или консультировать кого-то лично, помогать друзьям понять и следовать указанию Духовного Собрания или заниматься вопросами, имеющими отношение к Завету. Имея такой регистр действий эти официальные лица Веры могут привлечь внимание к соответствующим Текстам, распространять информацию, изучать ситуации и знакомиться со сложившимися условиями такими способами, которые невозможны для Духовного Собрания, но важны для успешного выполнения его планов. В силу этого они могут, по мере необходимости, поделиться с Духовными Собраниями идеями, аналитическими выкладками, своими ощущениями и дать совет, который непременно поможет этим Собраниям еще лучше служить своим общинам. Таким образом, они помогают Духовным Собраниям обретать зрелость. Там, где Местные Собрания только что возникли и слабы, члены Вспомогательной Коллегии помогают им понять их функции, побуждают их организовать работу и объединяют местных верующих для поддержания инициатив, выдвинутых их Собраниями.
17. Через разнообразные виды деятельности Советники с помощью членов своих Вспомогательных Коллегий инициируют и поддерживают рост и развитие Духовных Собраний, местных и национальных общин. С этой точки зрения становится понятным определение Шоги Эффенди, который назвал членов Вспомогательных Коллегий «главной опорой часто чрезмерно перегруженных работой и заботами Национальных Духовных Собраний». Не менее очевидна и обязательность подключения Континентальных Советников и членов Вспомогательных Коллегий к процессу планирования работы по распространению, ознакомление их с надеждами и заботами Национальных Духовных Собраний с целью получения от них совета.
18. С началом четвертой эпохи Созидательного Века нашей Веры была введена процедура, по которой цели национальных планов определялись в ходе совместных консультаций между Национальными Духовными Собраниями и Континентальными Советниками. Это положило начало новой фазе в процессе возмужания Административного Порядка. Это новшество знаменует собой два значительных достижения: оно дает возможность обоим институтам полагаться на опыт и интуицию, присущие друг другу, обеспечивая тем самым процесс планирования двумя отличными друг от друга каналами информации, исходящими от двух уровней администрации бахаи, и предоставляет им необходимые сведения о предыстории, ходе рассуждений и содержании национальных планов, поддержку которым они должны принципиально оказывать. Оба института только выигрывают от такого содружества, становясь сильнее, и мы особенно удовлетворены тем, что процесс создания Трехлетнего Плана в Соединенных Штатах, по вашему описанию, проходил с вовлечением в него обеих ветвей администрации.
19. Хотя Советники и члены их Вспомогательных Коллегий, наряду с уже имеющимися у них специфическими обязанностями, будут поддерживать инициативы, предпринимаемые Национальным Духовным Собранием, Собранию следует признать, что Советники должны быть свободны, полагаясь на свое усмотрение решить, каким образом будет оказываться эта поддержка. В этом смысле существуют достаточные различия в том, как функционируют национальные комитеты и члены Вспомогательной Коллегии. В то время как Духовное Собрание может попросить комитеты соблюдать определенную процедуру, оно не может потребовать этого от членов Вспомогательной Коллегии, при этом члены Вспомогательной Коллегии не должны делать ничего такого, что может подорвать деятельность Национального Духовного Собрания или его структур. Это не означает, что члены Вспомогательной Коллегии не вольны по просьбе Собрания или без таковой принимать участие в выполнении той или иной программы или проекта по обучению, разработанного национальным комитетом и даже вносить свой вклад в разработку концепции и успешное завершение проекта. Это тем не менее означает, что следует уважать их право действовать в более широких рамках, чем те, что доступны национальным комитетам.
20. Работая непосредственно с верующими, член Вспомогательной Коллегии часто может отреагировать на потребность, которая не охватывается ни одной национальной или местной программой, но по мере работы члена Вспомогательной Коллегии в данном направлении, даст друзьям бо́льшую возможность достичь цели, поставленные общиной. Однако, линия действий члена Вспомогательной Коллегии или даже кого-то из Советников, которая, как может показаться Национальному Собранию, будет серьезно отвлекать внимание от принятых общиной планов должна без каких-либо колебаний стать предметом консультации с Советником для того, чтобы поправить положение.
21. Советники представляют континентальный, то есть отличный от национального, институт и стоят рангом выше, чем Национальное Духовное Собрание. При всех иных доводах, такое положение этих официальных лиц Веры, в практическом смысле, определяется их функциональными потребностями, если предполагается, что они должны иметь свободный доступ к общине на всех уровнях, а их совет и все иные функции должны приниматься с серьезностью. Мы уже говорили в предыдущем письме, что «существование институтов столь высокого ранга, в которые входят люди, играющие столь важную роль, и при этом не обладающие никакой законодательной, исполнительной или юридической властью и совершенно лишенные священнических функций или права давать авторитетные толкования, является особой чертой администрации бахаи, не имеющей аналогов в прошлых религиях». Это понятие трудно охватить умом. За время, истекшее после того, как был назначен первый состав корпуса Континентальных Советников, в этом вопросе появилось значительное понимание.
22. Шоги Эффенди категорически написал вашему Собранию: «Не может быть никакого конфликта власти, ни при каких обстоятельствах не должно быть никакой двойственности в любой сфере юрисдикции бахаи, будь то местная, национальная или интернациональная». Авторитет Национального Собрания, таким образом, не умаляется, но скорее увеличивается в силу существования Континентальных Советников, самый характер обязанностей которых, как защитников Веры, накладывает на них долг поддерживать статус и авторитет Духовных Собраний. Подобным же образом, Национальное Собрание, как в соблюдение принципа, так и во благо себе, должно сделать так, чтобы Советники и члены Вспомогательной Коллегии могли безо всяких помех исполнять свои священные обязанности, а их право и свобода действовать были бы поддержаны.
23. Мотивом взаимоотношений этих двух институтов должно быть не только формальное соблюдение правил, которые определяют сферу их общих функций. Требуется много больше, так как они должны в первую очередь подходить к своим совместным обязанностям в рамках духовных требований, которыми будут определяться все последующие взаимоотношения бахаи. Там, где любовь, уважение и вежливость находят искреннее и взаимное выражение, нет места отчуждению и проблемы превращаются в разрешимые задачи. Бахаулла дал по этому поводу поучительное наставление. Он говорит: «Не принижайте положения ученых в мире Баха и не умаляйте сана правителей, кои судят по справедливости меж вами».
24. Достижение более тесного и эффективного сотрудничества между вами и Континентальными Советниками будет зависеть от установления между вами все более гармоничных отношений и от открытости в ваших совместных действиях, которой эти гармоничные взаимоотношения, безусловно, будут способствовать. Взаимоотношения между вами должны быть взаимоотношениями товарищества, исполненного уважения, но лишенного жестких формальностей, ассоциируемых со многими общественными организациями. Когда у вас есть сомнения или вас что-то беспокоит в отношении ваших планов, поведайте об этом Советникам; если у вас вызывает тревогу то, что делают Советники, поговорите с ними об этом в духе совещательности бахаи. Помните, что они также, как и вы, загружены работой во имя Веры и в этом служении на них обрушивается много забот, им нужно от вас понимание стоящих перед ними нелегких задач. Откройтесь им сердцем и умом, смотрите на них как на ваших наперсников, ваших любящих друзей. Будьте готовы в любую минуту протянуть им руку помощи.
25. Существование такой атмосферы любви, доверия и отсутствие официальности в ваших взаимоотношениях с Советниками не должно, между тем, допустить послаблений в отношении правил, которыми регулируются рабочие взаимоотношения между Континентальной Коллегией Советников и членами их Вспомогательной Коллегии, с одной стороны, и Национальным Духовным Собранием и его комитетами, с другой. Эти вопросы подробно разъяснены в письме от 1 октября 1969 года, которое вы уже опубликовали.
***
26. Теперь нам хотелось бы обратиться к тому, как вы функционируете в качестве Национального Духовного Собрания. Ваш анализ ситуации определил следующие безотлагательные вопросы, относящиеся к администрированию Веры на национальном уровне, прежде всего это касается: чрезмерной централизации, особенно в отношении администрирования работы по распространению; вашего опасения относительно того, что осуществляемый вами уровень административного контроля возможно таков, что он душит индивидуальную инициативу по всей стране; а также взаимоотношения между вашим Собранием и общиной.
27. Вы живете в обществе, которое находится во все более сжимающихся тисках морального разложения, охватившего многие сферы жизни. Но вас это не должно удивлять. Это неизбежное следствие всепроникающего безбожия: его симптомы и отголоски были описаны в тягостных подробностях Шоги Эффенди в нескольких письмах, адресованных друзьям на Западе. Неизбежно, что в какой-то степени американская община бахаи также подвержена влиянию этого фактора. Разъединяющее воздействие торжествующей и безудержной секуляризации инфицирует и стиль администрирования Веры в вашей общине, грозя подорвать ее эффективность.
28. Агрессивность и конкурентность, составляющие дух собственно капиталистической культуры; политическая борьба, являющаяся составной частью бурно проявляющейся демократической системы; подозрительность по отношению к общественно-политическим институтам и скептицизм по отношению к официальной власти, укоренившийся в политическом сознании людей, происхождение которого прослеживается в самом генезисе американского общества; циничное игнорирование принципов умеренности и правил цивилизованных человеческих взаимоотношений, проистекающее от чрезмерного либерализма и связанных с ним аморальных последствий — вот те неблаговидные характеристики, подпитывающие закостенелые привычки американской жизни, которые вначале незаметно, но, в конце концов, более явно начали оказывать значительное влияние на способ управления общиной бахаи и на отношение к Вере со стороны некоторых ее отрядов на местах. Это нездоровое воздействие необходимо остановить с помощью немедленных и целенаправленных действий — усилие к этому, конечно же, прежде всего должно быть приложено внутри вашего Собрания. Продолжение теперешнего положения вещей опасно затруднит развитие вашей общины, несмотря на наличие обильных возможностей для близкого и неизбежного прорыва. Наша озабоченность по этому поводу и послужила, в частности, тому, что мы безотлагательно удовлетворили вашу просьбу о встрече с нами.
29. Гарантия благополучия и успеха во всех ваших стараниях на пути служения Делу Бога может быть определена одним словом — единство. Это есть альфа и омега всех устремлений бахаи. В одном из своих первых наставлений, обращенном к Национальным Духовным Собраниям, Шоги Эффенди утверждал: «Я твердо верю, что дело чрезвычайной и безотлагательной важности — в единстве цели и действия, прочно установившимся среди нас, без следа враждебности и недоверия в наших сердцах, сформировать единый фронт и отражать с мудростью и тактом любую силу, способную омрачить дух Движения, привести к расколу в его рядах и сузить его за счет догматических и сектантских представлений». Далее он пишет, что «в первую очередь этот высокий и важный долг во всем мире бахаи ложится на избранных членов Национальных Духовных Собраний» и предупреждает, что «в том случае, если эти представительные и ответственные органы не смогут понять, что это требование лежит в основе всех успехов и достижений, то и структура в целом непременно рухнет».
30. Единство внутри самого вашего Собрания, безусловно, — дело первостепенной важности, так как от него зависит более широкое единство, на укрепление и поддержание которого нацелены все ваши действия. Ни на мгновение ни один из членов вашего Собрания не может позволить себе забыть об этом основополагающем требовании или не работать во имя его поддержания. Особое значение имеет отношение членов Собрания к членству в этом высоко поставленном органе. Необходимо, чтобы все члены Собрания признавали духовный характер этого института, и чтобы в их сердце чувство уважения к этому институту основывалось на понимании того, что это есть нечто, существующее вне и помимо них самих, как сакральное целое, чьими полномочиями они имеют честь пользоваться и распоряжаться, пребывая друг с другом в согласии и действуя в соответствии с богооткровенными принципами. Встав на эту точку зрения, они смогут занять правильную позицию в отношении к самому Собранию, оценить свою роль как Поверенных Милосердного и снять впечатление о том, что они вступили во владение этим институтом и управляют им подобно группе основных пайщиков делового предприятия.
31. В обретении единства также важно отношение друзей, независимо от того служат ли они в Духовных Собраниях или нет, к тому как осуществляется управление в общине бахаи. Люди, как правило, подозрительно относятся к тем, кто стоит у власти. Причину этого понять нетрудно, поскольку человеческая история изобилует примерами чудовищных злоупотреблений силой и властью. Повернуть эту тенденцию вспять нелегко, но друзьям бахаи следует освободиться от подозрений по отношению к своим институтам для того, чтобы колеса прогресса поворачивались, не нарушая скорости. Для преодоления этого барьера как друзьям, так и Национальному Собранию будет необходима дисциплина мысли и действия; как те, так и другие должны выполнять свои обязанности в этом отношении, исходя из признания основополагающих реальностей.
32. Единство человечества, как первостепенный принцип и конечная цель Дела Бахауллы, предполагает, по словам Шоги Эффенди, «органическое изменение в структуре современного общества». Столь фундаментальная перестройка в структурной концепции общества не может не подразумевать наличие новой административной структуры для управления делами общины в контексте бахаи. Некоторые принципиальные мысли, высказанные Шоги Эффенди и переданные его секретарем в письме от 14 октября 1941 года, проливают свет на этот жизненно важный предмет:
Друзья ни в коем случае не должны считать администрацию бахаи самоцелью. Она — ни что иное, как орудие духа Веры. Господь явил это Дело для всего человечества. Оно предназначено принести пользу всему роду человеческому, а достичь этого оно может, лишь преобразив общественный уклад жизни людей, а также стремясь возродить каждого отдельного человека. Администрация бахаи — лишь первый набросок того, что в будущем станет общественной жизнью и социальными законами.
Совет, данный Шоги Эффенди одному верующему по другому поводу, позволяет увидеть проблему еще в одном ракурсе: «Он призывает Вас сделать все возможное, чтобы в Вашей общине воцарились любовь и согласие, ибо очевидно, что именно в этом более всего нуждаются Ваши братья по вере. Сколь часто молодые общины, ратуя о Деле, совершенно забывают о том, что духовное единство верующих неизмеримо важнее, чем правила и предписания, регулирующие деятельность общины».
33. Следовательно, можно сделать вывод о том, что значимость и ценность администрации бахаи заключается как раз в том, что она способствует появлению и поддержанию общинной жизни совершенно нового образца и отвечает духовным запросам, вытекающим из взаимоотношений любви и единства между друзьями. Это касается одной из отличительных особенностей жизни бахаи, развивающихся в русле духовных взаимоотношений, а именно, духа служения Богу, которое выражается в служении Делу, друзьям и человечеству в целом. Отношение отдельного человека к самому себе как к слуге, выдающимся примером которого была жизнь и личность Абдул-Баха, становится движущим моментом, присущим всей деятельности Веры; коллективной трансформирующей силой в нормальном функционировании общины. В этом смысле, институты Веры выступают в качестве каналов для развития этой выдающейся характеристики. Это и есть те рамки, внутри которых могут быть правильно поняты и осуществлены на практике концепции управления, лидерства, авторитета и власти.
34. Появление сплоченной, твердо стоящей на своих ногах, самодостаточной общины должно быть наиважнейшей целью любого Духовного Собрания. Состав общины, отражающей разнообразие личностей, талантов, способностей и интересов требует такого уровня внутреннего взаимодействия между Собранием и самими верующими, в основе которого должна лежать обоюдная приверженность служению и чувство партнерства, основывающееся на признании за обеими сторонами их отличительных сфер действия и на неизменной взаимной поддержке, исключающей появление малейших признаков противопоставления. В такой общине руководство становится тем выражением служения, с помощью которого Духовное Собрание приветствует и поощряет использование разносторонних талантов и способностей, которыми оделена данная община, стимулирует и направляет разнообразные элементы общины, на выполнение таких целей и задач, в русле которого только и может возникнуть та спаянная сила, которая способная двигать прогресс.
35. Поддержание атмосферы любви и единства в большой степени зависит от того, есть ли среди отдельных членов, составляющих общину, чувство, что Собрание — часть их самих, что их коллективные взаимоотношения с этим назначенным Богом институтом оставляют им достаточно места для проявления инициативы и, что качество их взаимоотношений как с этим институтом Веры, так и с их друзьями-верующими, поощряют в них дух предприимчивости, укрепленный пониманием революционизирующей природы Откровения Бахауллы и сознанием своей привилегии вносить свой вклад в осуществление этого плана, а также от того, есть ли при этом постоянное чувство радости. Если такой климат в общине устанавливается, то община из обычной суммы ее составных частей превращается в единое целое, обладающее своей собственной индивидуальностью, целое, члены которого, хотя и спаяны воедино, не потеряли своей личностной уникальности. Хотя возможности для проявления такой трансформации непосредственно существуют на местном уровне, дело особой важности для Национального Собрания создать благоприятные условия для рассвета таких взаимоотношений.
36. Божией волей направлять дела Веры на местном, национальном и международном уровнях уполномочены выборные институты. Выполнить же задачи, намеченные для общины, в первую очередь — во власти масс верующих. Наделение институтов властью — неизбежная необходимость для прогресса человечества; отправление власти — искусство, которым им предстоит овладеть. Способность верующих к действию раскрывается на уровне индивидуальной инициативы и поднимается до уровня коллективного волеизъявления. В потенциале, эта сила масс, представляющая собой смесь возможностей отдельных людей, существует в пластичной форме, чувствительной к многообразным реакциям отдельных личностей на всевозможные влияния, действия которых ощущается в мире. Для того, чтобы исполнить свое высокое предназначение, эта сила должна выразить себя через упорядоченные направления деятельности. Даже в тех случаях, когда отдельные друзья стремятся руководствоваться в своих действиях своим личным пониманием Божественных Текстов, достигая при этом значительных результатов, эти действия, выходя из общего направления, предложенного авторитетными институтами, не способны действовать с той силой, которая необходима для беспрепятственного продвижения вперед цивилизации.
37. Индивидуальная инициатива — главенствующий аспект этой силы; следовательно, важнейшая ответственность институтов в том, чтобы охранять и стимулировать ее. Подобным же образом, для отдельных верующих важно понять и принять, что институты должны действовать как направляющая и уравновешивающая сила на марше цивилизации. В этом смысле, Божественное установление о том, что отдельные верующие должны подчиняться решениям своих Собраний, видится как неотъемлемая предпосылка общественного прогресса. Поистине, нельзя предоставлять отдельных верующих самим себе в том, что составляет благополучие общества в целом, в той же мере, в какой недопустимо, чтобы они задыхались от диктаторской позиции, занимаемой членами институтов.
38. Успешное отправление власти в общине бахаи подразумевает признание суверенных, но взаимоподкрепленных прав и обязанностей институтов и друзей в целом, признание, которое в свою очередь, приветствует необходимость сотрудничества между этими взаимодействующими силами общества. Вот как советовал Шоги Эффенди: «Отдельные верующие и собрания должны научиться сотрудничать и сотрудничать умно, если они искренне желают исполнять свой долг и свои обязанности по отношению к Вере. Такое сотрудничество невозможно без взаимного доверия».
39. Руководство происходит из решений Собрания, но его эффективность зависит не только от ясности, с которой оно изложено, но и от определенного числа духовных и нравственных факторов, которые должны быть сопряжены с общим отношением отдельных верующих, с одной стороны, и с манерами и стилем функционирования Собрания с другой. Эти два аспекта затронуты в совете, который Шоги Эффенди дал Западным друзьям в одном из своих первых писем:
Давайте будем также помнить о том, что лейтмотив Дела Бога — не диктаторская власть, но смиренное товарищество, не власть произвола, но дух искренней и благожелательной консультации. Лишь следуя духу истинного бахаи, можно уповать на примирение принципов милосердия и справедливости, свободы и подчинения, святости прав личности и смирения, принципов бдительности, осторожности и благоразумия, с одной стороны, и принципов товарищества, искренности и смелости — с другой.
Обязанности тех, кого друзья свободно и сознательно выбрали своими представителями, столь же существенны и непреложны, как и обязательства тех, кто их избрал. Их дело не диктовать, а совещаться, причём совещаться не только между собой, но и в максимально возможной степени с друзьями, которых они представляют. Они должны считать себя не иначе, как избранными орудиями более эффективного и достойного представления Дела Бога. Они не должны воображать, что они — главное украшение Дела, по сути превосходящие других в способностях или заслугах, единственные поборники его учения и принципов. Им следует подойти к своей задаче с величайшей смиренностью и тщанием, чтобы своей открытостью, высоким чувством справедливости и долга, своей искренностью, скромностью, полной самоотдачей во имя интересов друзей, Дела и всего человечества, заслужить не только доверие, искреннюю поддержку и уважение, но также почтение и истинную любовь тех, кому они служат.
40. Эти наставления возлюбленного Хранителя касаются внутренней сущности того, что должно быть глубоко осознано сейчас членами вашего Собрания. Мы повторяем из сказанного как особо значимое: «величайшей смиренностью», «открытостью», «искренностью», «скромностью» и подчеркиваем открытость, которая подразумевается в искренности, поскольку то сотрудничество, которое должно укрепляться между вашим Собранием и друзьями будет в значительной степени зависеть от того, насколько, с мудрой осмотрительностью, вы будете делиться с общиной тем, что вас беспокоит. Наилучшая возможность для этого представляется во время ежегодного Национального Съезда, представители всей общины собираются вместе для того, чтобы держать с вами совет. В отчетах делегатам недостаточно ограничиваться только хорошими новостями и ободряющей статистикой. Поступайте так, как советовал вам Шоги Эффенди: «Изгоняя малейший след секретности, чрезмерной скрытности, высокомерной отчужденности, должны они в духе радости и щедрости делиться с избравшими их делегатами своими планами, надеждами и заботами. Им следует знакомить делегатов с разнообразными вопросами, которые необходимо рассмотреть в текущем году, а также спокойно и добросовестно изучать и взвешивать мнения и суждения делегатов».
41. Даже если делегаты окажутся не в состоянии предложить полезные рекомендации по разрешению отдельных проблем, в свете оказанного им доверия, они смогут выработать свои оценки серьезных проблем, стоящих перед Делом, что при других обстоятельствах было бы невозможным. Приобретая такое понимание, они будут готовы помочь общине правильно реагировать на ваши, пусть даже самые смелые, решения. Более того, сознание того, что вы поделились своими глубоко внутренними переживаниями со столь ответственной группой верующих, снимет с вас ощущение давящей заботы; к тому же, результатом вашей открытости станет усиленная поддержка авторитета вашего Собрания со стороны делегатов, оказывать которую вам является их священным долгом. Кроме того, поскольку для вашего Собрания и невозможно, и нецелесообразно встречаться со всеми верующими, как невозможно и нецелесообразно для отдельных членов вашего Собрания постоянно путешествовать по общине, чувство вашей отчужденности, которое испытывают в силу этого друзья, может быть, хотя и не вполне, но все-таки сглажено, если вам удастся установить эффективное взаимодействие с делегатами.
42. Ваша открытость и откровенность, несомненно, не будут иметь ничего общего с тем, что выдается за норму свободы слова, расхожую в вашей стране. В обществе, где практика «говорить как оно есть» приобретает стиль выражения, который лишает язык приличия, во времена, когда резкость полагается обычным атрибутом лидерства, откровенность становится грубостью, а голос власти звучит громко и вульгарно. Люди, зачастую, вынуждены получать руководство от своих лидеров в подобной неуважительной форме; это одна из причин неприязни и подозрительности по отношению к стоящим у власти. В противовес этому, задача институтов бахаи приучить друзей признавать руководящие указания, выраженные умеренным языком.
43. Невозможно переоценить те обязанности, которые ложатся на вас в деле совершенствования ваших взаимоотношений с общиной на путях, описанных выше. Вы не можете ни на минуту позволить себе забыть о том, что то, как вы пользуетесь властью, имеет решающее значение для успешности вашей работы. Памятуя об этом, необходимо обратить серьезное внимание на поведение тех друзей, особенно ответственных лиц вашего Собрания, которые в силу необходимости, призваны от вашего имени исполнять ваши решения и передавать другим ваши указания. Кроме того, есть случаи, когда штатные сотрудники вашего Национального Центра в своем рвении в точности исполнить указания вашего Собрания, делают это в такой резкой манере и таким тоном, которые обижают людей и вызывают неприязнь к тому самому институту, служить которому они стремятся столь преданно. Сотрудники должны быть в курсе этой ситуации и вам предстоит мягко, но настойчиво привести их к пониманию того, что применение духовных постулатов добронравия и уважительное отношение к другим должны осознанно применяться ими в их взаимодействии с друзьями не только потому, что это само по себе добродетельно, но и потому, что сведет к минимуму случаи отрицательного отношения к самому Собранию.
44. Темперамент власти в отправлении справедливости варьирует в соответствии со степенью тяжести каждого отдельного случая. Иногда требуется, чтобы Собрание приняло твердые и решительные меры. Но даже в этих случаях члены Собрания всегда должны помнить о том, что власть, которой они облечены должна всегда осуществляться с любовью, смирением и подлинным уважением к другим. Отправляемая таким образом власть естественна и согласуется с тем, что приемлемо для духовно настроенных и правдолюбивых душ. Особо уместным в связи с этим кажется нам следующее замечание Шоги Эффенди, переданное его секретарем: «Администраторы Божьей Веры должны уподобиться пастырям. Цель их — рассеивать все возможные сомнения, устранять недоразумения и болезненные разногласия, могущие возникнуть среди верующих в общине. В полной мере достигнуть этого они могут, если ими движет чувство подлинной любви к своим собратьям вкупе с твёрдой решимостью действовать в согласии со справедливостью во всех случаях, которые представляются на их рассмотрение».
45. Мы настоятельно просим вас учесть, что тот акцент, который мы делаем на духовные атрибуты вашей деятельности, не есть всего лишь выражение набожного идеализма. Нет, вовсе нет. Ведь ничто иное как отсутствие духовных критериев в общественном диалоге и в размышлениях мировых лидеров в большой степени объясняет текущее состояние дел в мире. Поистине, они столь же практичны на деле, сколь духовны по сути. Применяйте их сознательно, постоянно, уверенно; и вы увидите, как ваши действия привлекут благословения Святого Духа в отношении к вам со стороны общины.
46. Что касается вашей тревоги по поводу чрезмерного администрирования вами действий друзей: всесторонне оценивая природу энергии действия, которой обладают верующие, вы сумеете определить как лучше всего направлять их и руководить ими. Им следует дать широкий диапазон действия и учесть в нем достаточно большое поле для возможных ошибок. Ваше Национальное Духовное Собрание и Местные Собрания не должны автоматически реагировать на всякую ошибку, но различать между теми, которые по прошествии времени допускают самокоррекцию и не наносят особого вреда общине и теми, которые требуют вмешательства Собрания. С этим же связана тенденция среди друзей критиковать друг друга по малейшему поводу, в то время как Учение призывает их воодушевлять друг друга. В этом своем стремлении друзья движимы глубокой любовью к Вере, желанием видеть ее свободной от малейшего изъяна. Но человеческие существа несовершенны. Своим примером и доброжелательными наставлениями вы должны помочь Местным Собраниям воздерживаться от подобного шаблона критики, который тормозит рост и развитие общины. Вам самим также следует опасаться устанавливать слишком много правил и уложений. Дело Бога и не такое уж хрупкое, чтобы не выдержать некоторого количества ошибок. Когда вы чувствуете, что определенные действия принимают характер тенденции, которая угрожает неблагоприятными последствиями, вы можете, вместо того, чтобы выпускать очередную инструкцию, обсудить вопрос с Советниками и заручиться их поддержкой в разъяснении ситуации друзьям таким образом, который углубит их понимание вопроса и исправит их поведение.
47. Новый прилив энергии влился бы в русло трехлетнего плана, если бы друзья и индивидуально, и все вместе могли бы ощутить большее чувство свободы, которое дало бы им возможность участвовать в широком регистре деятельности, источником которого были бы они сами. Даже если вы не предпринимаете ничего намеренно для обуздания подобной свободы, у них накопилось чувство, неважно каким образом, что институты Веры выразят свое недоверие и их боязнь критики столь велика, что она в значительной мере сдерживает действенность их инициативы. В данный момент истории, когда народы мира согнулись под гнетом душераздирающих трудностей и тень отчаяния угрожает затмить свет надежды, среди отдельных верующих должно возродиться чувство своей миссии, чувство, что им дано удовлетворить насущные запросы человечества в руководстве, и таким образом одержать победу для Веры в сфере их собственной жизни. Община в целом должна быть вовлечена в процесс поиска решений подобных проблем. Однозначного ответа быть не может, поскольку община представлена множеством элементов и интересов. Эти вопросы требуют как вашей собственной консультации, так и совещания с Советниками. Хотя Духовные Собрания хорошо умеют определять цели, они еще не вполне овладели искусством ставить на пользу дела таланты отдельных верующих и поднимать массы друзей в едином порыве на выполнение поставленных задач. Избавление от этого недостатка ознаменовало бы новый этап в возмужании институтов. Мы надеемся, что ваше Собрание будет идти впереди и в этом движении.
48. Дальнейшая децентрализация национальной администрации увеличит возможности ослабления контроля сверху и будет стимулировать вовлечение отдельных верующих в работу общин на местах. Вследствие вышесказанного мы приветствуем ваше намерение предпринять необходимые действия в этом направлении. Вполне возможно, что вы решите действовать шаг за шагом, нежели чем совершить одну всеохватывающую акцию. Этот вопрос всецело остается на ваше усмотрение. Возможно вас воодушевит сообщение о том, что в ряде стран, где администрирование Веры в целом и в вопросах ее распространения в частности, встретилось с большими трудностями, были использованы различные подходы для достижения определенной меры децентрализации. Подобное описание некоторых из этих подходов будет направлено вам отдельно.
***
49. Сказав все предыдущее, мы останавливаемся для того, чтобы заверить вас в том, что нам вполне известна та огромная ноша, которую вы несете, и нескончаемые призывы к вам об оказании помощи в отсутствии необходимых ресурсов. Не отчаивайтесь. Ваша возможность с честью ответить на любой вызов, который поставит перед вами наше беспокойное время, будет соразмерна этому вызову; вам только следует не отступать от принципов. Прошлое вашей общины овеяно славой; величие ее в будущем не поддается подсчету. Обетования свыше несомненны; благословения Бахауллы будут посещать вас по мере того, как вы будете стремиться выполнить Его предначертание. Возлюбленный Учитель простирает над вами крылья, чтобы вы могли успешно справиться с теми задачами, которые он поручил вашему особому попечительству. И наша любовь, которая всегда окутывает вашу бесконечно дорогую для нас общину, растет час от часу. Шагайте же навстречу требованиям дня с неизбывной надеждой и уверенностью.
50. Энергия, высвобожденная Бахауллой, работает во все убыстряющемся темпе, подгоняя процессы перемен, которые должны стать преддверием провозглашенного Им нового порядка. Это наглядно проявляется в постоянно ухудшающемся состоянии общества и подтверждается в характерным для всего мира стремлении найти новые решения человеческих проблем. Многое поставлено на карту: судьбы человечества висят на волоске. По мере того как ускоряется движение к Малому Миру община бахаи несет все большую ответственность как за ближайшее, так и за отдаленное будущее. Пришло время друзьям ухватиться за новые возможности для того, чтобы расширить сферу влияния Веры, достичь нового уровня действия по расширению общины и укреплению ее основ. Поистине, наступило время действовать смело, не отступать перед страхом ошибиться, загораясь неотложной необходимостью ответить на злободневные потребности человечества. Неужели американские бахаи не увидят для себя возможность ответить на вызов времени? Неужели члены американской общины не станут снова первопроходцами на пути, ведущем к мириадам побед?
51. Наши пылкие молитвы у Святого Порога о том, чтобы ответ прославленных первостроителей Нового Мирового Порядка был бы быстрым, искренним и снискал обильное благословение.
С сердечными приветствиями бахаи,
Всемирный Дом Справедливости.
Этот документ в формате MS Word
Оригинал письма Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library