7 апреля 1999 г.
Всем Национальным Духовным Собраниям
Вопросы, связанные с изучением Веры Бахаи
В мае 1998 года журнал «Бахаи Канады» издал подборку писем на тему академического изучения Веры бахаи, которые Всемирный Дом Справедливости писал различным лицам. Впоследствии канадское Национальное Духовное Собрание отправило копии этой подборки другим братским Собраниям. Издательство бахаи Америки выпустило эту компиляцию в форме брошюры. Дом Справедливости попросил нас отправить Вам копию последнего издания с нижеследующими комментариями.
Ряд друзей знают, что кампания внутренней оппозиции Учению в настоящее время осуществляется через Интернет, систему связи, доступ к которой имеется фактически в любом уголке планеты. В отличие от подобных атак в прошлом, она стремится представить Веру в целом как новую форму социально-политической идеологии, чуждой намерениям Бахауллы. Вместо власти Институтов, установленных Его Заветом, она провозглашает нечто вроде толковательного авторитета, которым стоящие за всем этим люди облекают мнения личностей, получивших формальное образование в области исследований Среднего Востока.
В начале 1996 года предумышленный характер этого плана выяснился в результате послания, случайно проявившегося в одной из дискуссионных групп Интернета, которую подписчики-бахаи считали посвященной научному исследованию Веры. Некоторые люди, несшие ответственность за это, вышли из Веры, когда Советники указали им, какое направление приняла их деятельность. Небольшое число других продолжает осуществлять кампанию внутри общины бахаи.
В прошлом в подобных ситуациях терпение и сострадание, проявленные Абдул-Баха и Хранителем, в конце концов, помогли различным верующим, введенным в заблуждение злоумышленниками, выйти из своего затруднительного положения. Проявляя аналогичную выдержку, Всемирный Дом Справедливости вмешивался в нынешнюю ситуацию, только когда это становилось неизбежным, доверяя тому, что здравый смысл и добрая воля вовлеченных в это верующих пробудят в них чувство духовной опасности, которой они подвергают себя. Тем не менее, ряд Советников и Национальных Духовных Собраний тщательно следят за этой проблемой, и друзья могут быть уверены, что любые шаги, необходимые для защиты целостности Дела, будут своевременно предприняты.
Как ясно свидетельствуют отрывки, приведенные в прилагаемой перепечатке, эта кампания внутренней оппозиции, делая вид, с одной стороны, что признает законность Хранительства и Всемирного Дома Справедливости как двуединого преемника Бахауллы и Центра Его Завета, вместе с тем пытается бросить тень сомнения на природу и пределы авторитета, которым Они наделены в Писаниях. Когда другие бахаи указали, что такие аргументы противоречат ясным утверждениям Учителя, личности, стоящие за этим планом, поставили под сомнение здравость суждения Абдул-Баха и Его вдения. Постепенно подобные аргументы выявили, что стоящие за этим люди полагают, что Сам Бахаулла был не гласом Бога для нашей эпохи, но всего лишь весьма просвещенным философом-моралистом, главной заботой которого было преобразование существующего общества.
Сама по себе такая оппозиция имеет мало шансов оказать влияние на достаточно информированных бахаи. Как указывается в одном из писем в прилагаемой перепечатке (от 20 июля 1997 г.), эта стратегия стремится воспользоваться путаницей, созданной в современном мышлении господствующей доктриной материализма. Хотя суть непрерывной связи Бога со Своим творением и Его вмешательство в человеческую жизнь и историю лежат в основе всех учений Основателей религий откровения, догматический материализм сегодня настаивает, что даже сама природа религии может быть адекватно постигнута только через использование той самой академической методологии, что разрабатывалась с целью игнорировать истины, которые и делают религию тем, чем она является.
Говоря в общем, выбранная ими стратегия заключалась в том, чтобы избегать прямых нападок на Центральные Фигуры. Вместо этого они пытались, скорее, посеять семена сомнения среди верующих относительно Учения Веры и ее институтов, апеллируя к не подвергшимся еще анализу предрассудкам, которые бахаи могли неосознанно впитать из общества небахаи. Например, вопреки ясным толкованиям Абдул-Баха и Хранителя, то, что Бахаулла ограничил членство во Всемирном Доме Справедливости мужчинами, ложно трактуется как просто «временная мера», которая может быть пересмотрена, если оказать достаточное давление. Подобным же образом, разъясненное Шоги Эффенди представление Бахауллы о будущем Мировом Содружестве бахаи, которое объединит духовные и гражданские институты, отбрасывается в пользу утверждения, что Бахаулла заложил в основание Своего Мирового Порядка принцип, согласующийся с современной политической концепцией «отделения церкви от государства». Особенно тонкой является попытка предположить, что Машрику’л-Азкар должен развиться в центр квази-доктринотворческой власти, параллельной Местному Дому Справедливости и по существу независимой от него, что позволило бы различным людям продвигать свои интересы в управлении жизненно важными процессами Дела.
Обычно, как только подобные искажения ставились под сомнение, те, кто стоит за этой кампанией, немедленно заявляли, что их гражданские права поставлены под угрозу, — утверждение, конечно же, бессмысленное в свете абсолютно добровольной природы членства бахаи. Значительный акцент также делается ими на академической свободе, которая на поверку оказывается всего лишь их личной свободой искажать научное рассуждение для продвижения собственных идеологических планов, при одновременных попытках исключить из обсуждения черты Веры бахаи, которые являются центральными для Писаний Ее Основателей.
Эффект длительного воздействия такой неискренности в вопросах, жизненно важных для благосостояния человечества, является духовно разрушительным. Когда мы встречаем закрытые умы, и сердца, омраченные очевидной враждебностью, Бахаулла настоятельно советует нам предоставить таких людей Богу и обратить внимание на день ото дня возрастающие возможности раскрытия истин, которым Он учит. Как сказал Хранитель в письме, написанном от его имени в ситуации подобной, хотя и менее серьезной, чем эта: « ...друзьям необходимо посоветовать просто предоставить этих людей самим себе, поскольку их влияние может быть лишь негативным и разрушительным...»
Прилагаемый материал посылается вашему Собранию не столько из-за озабоченности по поводу нынешней ситуации, которая уже находится под внимательным контролем, сколько с целью раскрыть, таким образом, видение более стратегических вопросов. То, что мы в настоящее время наблюдаем, есть возникновение, в относительно зародышевой форме, нового рода внутренней оппозиции Миссии Бахауллы. Хотя со временем она, без сомнения, приобретет также и иные черты, уже сейчас видно, что этот тип оппозиции прямо нацелен на учение Бахауллы о духовной природе реальности и зависимости человечества от вмешательства Божественного Откровения.
Подобные события не будут неожиданностью для друзей, которые знакомы с разъяснением Хранителя о последовательных волнах «кризисов» и «побед», характерных для истории Веры с самого дня ее основания. Именно этот циклический процесс, говорит Шоги Эффенди, является движущей силой неуклонного раскрытия цели Бахауллы, испытывая нашу преданность Его Учениям, очищая Его общину и постепенно высвобождая потенциал, сокрытый в Его Откровении. То, что сопротивление Бахаулле ныне вынуждено проявиться в новом облике, уже есть признак растущей силы Дела, и эти события предоставляют всем друзьям новые возможности для углубления их Веры и придания большей энергичности их служению.
С любящими приветствиями бахаи,
Отдел Секретариата.
Оригинал письма от имени Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library
Текст, упоминаемой в письме брошюры "Вопросы, связанные с изучением Веры Бахаи", доступен на русском языке на отдельной странице.