Всемирный Дом Справедливости
Отдел секретариата
19 октября 1993 г.
[Отдельному лицу]
Всемирный Дом Справедливости получил Ваше письмо … в котором задается вопрос о термине «наука бахаи» [Bahá’í scholarship]. Он сожалеет о задержке с ответом на Ваше письмо и просит нас предоставить Вам следующий ответ.
Дом Справедливости полагает, что вопросы, поднятые в Вашем письме, лучше всего рассматривать в свете утверждений, содержащихся в Писаниях бахаи, где объясняются отношения, существующие между Откровением Бахауллы и знанием, приобретаемым в результате научной деятельности. Бахаулла говорит:
Открыто и бесстрашно сей Гонимый неустанно возглашает пред лицом всех народов земли то, что послужит ключом, отворяющим врата наук, искусств, познаний, благополучия, процветания и богатства. …
Очевидно, что Писания бахаи проливают свет на все области человеческой деятельности и все академические дисциплины. Те, кому посчастливилось признать положение Бахауллы, обладают счастливой возможностью приобщиться к Откровению, освещающему все аспекты мысли и поиска, и на них возложена задача использовать понимание, обретенное погружением в глубины Священных Писаний, ради продвижения интересов Веры.
Верующие, обладающие необходимыми для этого способностями и возможностями, неоднократно поощрялись более активно вести свои академические исследования, которые не только дают им возможность выполнить для Веры столь необходимое ей служение, но и обеспечивают средства, с помощью которых они могут глубже проникнуть в значение и смысл Учения бахаи. Они также обнаруживают, что выводы, сделанные на основе более глубокого понимания Откровения Бахауллы, проясняют для них вопросы их научного поиска.
Полезно изучить ряд утверждений, сделанных по этому вопросу Шоги Эффенди. Обращаясь к верующему, который завершил глубокое научное исследование на тему, относящуюся к Учению, Хранитель в письме, написанном от его имени, сказал:
Есть надежда, что все студенты-бахаи последуют благородному примеру, поданному Вами, и отныне будут исследовать и анализировать принципы Веры, соотнося их с современными аспектами философии и науки. Всякий разумный и мыслящий молодой бахаи должен всегда подходить к Делу именно с такой точки зрения, ибо в этом заключается сама суть принципа независимого поиска истины.
Когда его известили о вступлении в Веру ученого, его ответ, изложенный в письме от его имени, был таков:
Мы весьма нуждаемся в трезвом, разумном элементе мышления, который может предложить научный ум. Когда такая сила интеллекта соединяется с глубокой верой, возникают огромные возможности для обучения Вере….
По другому случаю его секретарь написал:
Шоги Эффенди многие годы побуждал бахаи (если кто спрашивал его совета, а также и вообще) изучать историю, экономику, социологию и т.д., чтобы быть в курсе всех прогрессивных предложений и идей, высказываемых сегодня, и чтобы они могли связать их с учениями бахаи. Он хочет, чтобы бахаи учились больше, и ни в коем случае не учились меньше. Чем более общим знанием, научным или любым другим, они обладают – тем лучше. По этой же причине он постоянно побуждает их действительно более глубоко изучать принципы бахаи.
Пытаясь вести свои исследования, и одновременно с этим все глубже проникать в Учение бахаи, верующие должны ясно осознавать, что Откровение Бахауллы представляет собой эталон истины, относительно которого следует взвешивать все прочие мнения и умозаключения. Они должны смиренно относится к своим достижениям и всегда помнить утверждение Бахауллы о том, что:
Итак, сердце должно очиститься от праздных речений человеческих и освободиться от всякой земной привязанности, дабы постичь скрытый смысл Божественного вдохновения и стать сокровищницей таинств Божественного знания.
На текущей ранней стадии развития Веры не стоило бы предлагать на обсуждение в высшей степени ограниченное определение термина «наука бахаи». В письме, написанном недавно от имени Всемирного Дома Справедливости Ассоциации исследований бахаи, утверждается, что:
Дом Справедливости не советует вам определять слишком узко ту форму, которую должна принять наука бахаи, или подход, который эти ученые должны применять. Напротив, вам надлежит воспитывать внутри своей Ассоциации уважение к широкому разнообразию подходов и методов. Несомненно, будут появляться бахаи, которые захотят работать отдельно, тогда как другие будут стремиться к совещанию и сотрудничеству с теми, кто разделяет их интересы. Вы должны укреплять атмосферу взаимного уважения и терпимости, которая будет охватывать, в том числе, и ученых, занимающихся в основном теологическими вопросами, а также тех, чьи интересы лежат в области интеграции понимания, полученного при изучении Веры бахаи, и современной артистической и научной мысли.
Подобное же разнообразие должно характеризовать исследования, проводимые учеными-бахаи, в рамках которых их собственные интересы и навыки должны соединяться с нуждами Веры. Направление развития событий в мире, появление новых направлений мысли и расширение работы по обучению — все это ярко высвечивает притягательные и многообещающие области деятельности, на которые ученые-бахаи вполне могут направить свое внимание. Также и расширение деятельности Международного Сообщества бахаи, укрепляющего связи с подразделениями Организации Объединенных Наций и другими международными агентствами, создает для ученых привлекательные возможности сделать прямой и весьма ценный вклад в возрастание престижа Веры и провозглашение ее имени среди влиятельных и восприимчивых кругов общества. По мере того, как община бахаи будет продолжать неуклонно выходить из безвестности, она столкнется с противниками как внутренними, так и внешними, целью которых будет оклеветать и извратить ее принципы, дабы ее поклонники разочаровались, и вера ее приверженцев поколебалась; ученые-бахаи должны будут сыграть жизненно важную роль в защите Веры, предпринимая упреждающие меры, а также отвечая на дискредитирующие обвинения, выдвигаемые против Веры.
Таким образом, в науке бахаи должно найтись место не только для тех, кто интересуется теологическими вопросами и историческими корнями Веры, но и для тех, кого интересует связь между Учением бахаи и их конкретной областью академической или профессиональной деятельности, а также для верующих, которым, может быть, не хватает формальной академической квалификации, но которые, через внимательное изучение Писаний, пришли к идеям, могущим заинтересовать окружающих.
Поскольку Вы поднимали вопрос о том, не имеет ли физика весьма слабую связь с вопросами Веры бахаи, Вы можете рассмотреть в этой связи нижеследующий комментарий одного известного ученого и мыслителя, который сам не является бахаи, о соотношении между Учением бахаи и недавними достижениями физических наук:
В эту эпоху мы сможем выжить, а наша цивилизация — достичь процветания, только если мы переориентируем нашу житейскую мудрость и достигнем нового понимания, предлагаемого Верой бахаи и подтвержденного последними открытиями эмпирических наук.
Бахаи провозглашают, что самое важное условие установления мира — единство. Единство семей, наций и тех великих направлений мысли, которые мы обозначаем как наука и религия. В свою очередь, предпосылкой для подобного единства является зрелость. Это мышление — эволюционное, и его правильность продемонстрирована новыми теориями, возникшими в рамках неравновесной термодинамики, теории динамических систем, кибернетики и связанных с ними науках о сложных явлениях. Их также поддерживают детальные эмпирические исследования в таких областях, как физическая космология и теория палеобиологической макроэволюции, а также новыми направлениями в историографии.
Дом Справедливости хотел бы избежать использования терминов «наука бахаи» и «ученые-бахаи» в смысле исключительности, что, по сути, привело бы к размежеванию между теми, кто допущен в эту категорию, и теми, кому отказано в этом. Ясно, что термины эти носят относительный характер, и что некое вполне достойное, в сравнении с деятельностью окружающих, научное достижение какого-нибудь бахаи может вполне считаться отнюдь не столь важным, если его сравнивать с достижениями других выдающихся ученых, вышедших из рядов верующих. Дом Справедливости хотел бы создать такую общину бахаи, в которой ее члены поощряли бы друг друга, где царило бы уважение к достижениям друг друга и общее осознание того, что каждый по-своему пытается обрести более глубокое понимание Откровения Бахауллы и сделать свой вклад в продвижение Веры.
С приветствиями бахаи, исполненными любовью,
отдел секретариата
Оригинал письма от имени Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library