Всемирный Дом Справедливости
Отдел секретариата
19 мая 1995 г.
[Отдельному лицу]
Дорогой друг бахаи!
Всемирный Дом Справедливости совещался по Вашему электронному письму от 4 апреля 1995 года относительно характера некоторых публикаций по темам бахаи в электронных дискуссионных группах и попросил нас сообщить Вам следующее.
Ваши опасения в контексте, в котором Вы их описали во втором абзаце своего письма, являются обоснованными для бахаи, и Вы не должны стесняться выражать их, как Вы считаете нужным, таким образом, чтобы обогащать обмен идеями в любой дискуссии, в которой Вы участвуете.
Возможности, предоставляемые электронными средствами связи для более быстрого и глубокого обмена мнениями между друзьями, имеют огромную важность. Вне всякого сомнения, в этом состоит еще одно проявление процесса развития, предвосхищенного Хранителем, когда он говорил о «механизме всемирной связи … объемлющем всю планету, свободном от национальных барьеров и ограничений и функционирующем с удивительной скоростью и безукоризненной регулярностью».
Как Вы великолепно понимаете, степень, в которой эта технология окажется полезной для работы Веры, зависит, конечно же, от того, каким образом она будет использоваться. Будучи средством обмена мнениями, она накладывает на участников те же самые требования умеренности, искренности и вежливости, как и в случае любой другой дискуссии. Подобным же образом, вовлеченные в это обсуждение люди должны избегать принижать мнения друг друга. В этом отношении Дом Справедливости отметил Ваше вполне понятное отвращение к явно наметившейся тенденции поддаваться искушению использовать вводящие в заблуждение и оскорбительные ярлыки наподобие «традиционалистов» и «либералов», что ведет к расколу в общине бахаи. Насколько бы ни преобладал в общине бахаи этот раскольнический склад ума, он, несомненно, является наследием общества небахаи и проявлением незрелого мировоззрения. Если бахаи будут упорствовать в таком направлении мысли, это сведет на нет даже самые ценные интеллектуальные достижения, как это было ярко продемонстрировано обществами прошлого.
Самым важным, как и в случае с любым другим исследованием, которое проводят бахаи относительно верований и практик своей Веры, является то, что электронные дискуссии послужат интересам Дела и его членов, только если они будут вестись в рамках Учения бахаи и в согласии с истинами, заключенными в нем. Пытаться обсуждать Дело Божие в отрыве от авторитетного руководства, являющегося неотъемлемой частью этого Учения, или относиться к этому руководству с пренебрежением, было бы совершенно нелогично. Если вспомнить первый вопрос, поднятый в Вашем письме: очевидно, что попытки наложить ограничения на всеобщность власти Богоявления приведут к краху серьезной научной работы и породят разлад внутри дела, успех которого зависит исключительно от духа единства и взаимного доверия. Стандарт здесь был установлен Самим Бахауллой:
Истинно верить в Божественное единство значит взирать на Того, Кто есть Богоявление, и на Того, Кто есть незримая, непостижимая и неисповедимая Сущность, как на одно и то же. Сие подразумевает, что все исходящее от первого, все поступки Его и деяния, все, что Он разрешает или запрещает, надлежит при всех обстоятельствах, целиком и полностью и безо всяких ограничений считать тождественным Воле Самого Бога.
Что касается гармонии науки и религии, то Писания Центральных Фигур и комментарии Хранителя совершенно недвусмысленно разъясняют, что задача человечества, — включая общину бахаи, выполняющую роль «закваски» внутри него, — состоит в создании всепланетной цивилизации, воплощающей в себе как духовное, так и материальное измерение бытия. Природа и масштабы такой цивилизации по-прежнему находятся за пределами постижения кого бы то ни было в современном поколении. Осуществление этого гигантского мероприятия будет зависеть от всё более тесного соединения истин и принципов религии и открытий и идей научных исследований. Следствием этого будет признание того, что неоднозначность — это естественная и неизбежная часть процесса познания реальности. Это также потребует от нас не ограничивать науку какой-то конкретной школой мысли или методологическим подходом, постулированным в ходе ее развития. Перед мыслителями-бахаи стоит задача обеспечить мудрое лидерство в этом процессе, ибо именно они обладают и бесценным пониманием Откровения, и теми преимуществами, которые дает научное исследование.
Легкость и относительная безличность электронной связи требует, в определенном смысле, даже еще более высокого уровня самодисциплины, чем в случае прямого личного контакта и обычного общения. Устанавливая такой дух единства, бахаи, конечно же, пожелают укрепить совещательный процесс, делясь друг с другом подходящими текстами бахаи и обсуждая их. Это, в свою очередь, должно вести к тому, что обсуждение будет вновь возвращаться в рамки принципов Веры.
Дом Справедливости заверяет Вас о своих молитвах в Святых Усыпальницах от Вашего имени, чтобы обильные подтверждения Бахауллы всегда поддерживали Вас.
С приветствиями бахаи, исполненными любовью,
отдел секретариата
Оригинал письма от имени Всемирного Дома Справедливости на английском смотрите в библиотеке бахаи Bahá'í Reference Library