Молодежные конференции, июль–октябрь 2013
Материалы для участников
Эти материалы молодежных конференций в PDF формате \ в формате MS Word
Пора молодости Ранняя юность Взращивая взаимную поддержку и помощь Молодежь и построение общины Делая вклад в продвижение цивилизации
1
ПОРА МОЛОДОСТИ
Прочитайте следующий отрывок в большой группе. Может быть, следует остановиться после первого абзаца и коротко обсудить поставленные в нем вопросы, а потом продолжить чтение и обсуждение следующих абзацев.
Каждое поколение молодежи отличают определенные черты, и его жизнь формируют особые силы. Во время этого заседания вашу группу просят поразмышлять над этим жизненно важным вопросом. Какой вы видите роль вашего поколения в обществе? Какое высокое предназначение формирует ваши индивидуальные и коллективные действия?
Эти молодежные конференции собрали молодых людей разных возрастных категорий и с разным жизненным опытом. Многие из них — юноши и девушки, которые через школу, семью и жизнь в общине готовятся к выполнению обязательств совершеннолетия. Другие — молодые люди старшей возрастной группы, которые уже, возможно, учатся в высшем учебном заведении или работают, имеют свои семьи или находятся в процессе создания семьи. На некоторых социальные условия уже возложили обязанности более взрослого возраста, и обеспечение жизни семьи уже зависит от них. Настолько же разнообразны и общины, откуда они приехали, от маленьких деревень до соседств больших городских центров с миллионным населением.
Независимо от своих социальных обстоятельств молодые люди стремятся к духовному и интеллектуальному росту и хотят «внести вклад в судьбу человечества»[1]. Они обладают многими прекрасными способностями, направление которых в нужное русло — важная задача, так как они могут привести к большим социальным волнениям, если другие неверно направят их или будут ими манипулировать. Среди молодежи на планете есть те, кто ясно осознает видение Бахауллы о духовно и материально процветающем мире. Участие в программах института по подготовке позволяет им увидеть себя идущими по пути служения. На этом пути они повышают свою способность применять учение Бахауллы в жизни общества. Они понимают, по словам Абдул-Баха, что в мире нет занятия «благороднее, чем служение всеобщему благу»[2], что «наивысшая праведность»[3] заключается в том, чтобы «подняться на то, дабы всецело посвятить себя служению людям»[4].
Бескорыстное служение обществу дает возможность как для личного роста, так и для укрепления способности вносить вклад в социальный прогресс. Абдул-Баха подчеркнул: «Служение человечеству — это служение Богу»[5]. Он призывал тех, кто поднялся на служение: «Пусть любовь и свет Царствия сияют чрез вас, пока все, кто взирает на вас, не озарятся его отражением»[6]. Направляя свои таланты и способности на облагораживание общества, они «становятся источником спокойствия для мира творения»[7]. Когда они привносят в свои повседневные дела дух щедрого дарения и предлагают добровольные дела на благо других, они привлекают помощь и подтверждение Бога.
Поэтому жизненно важно, чтобы постоянно растущее число тех, что находятся в расцвете сил, «закаливали себя для жизни, посвященной служению»[8] обществу. Естественно, что их время и энергия расходуются на многие дела: образование, работа, отдых, духовная жизнь, физическое здоровье. Но они учатся избегать фрагментарного подхода к жизни, при котором теряется связь между ее различными сторонами. Из-за такого раздробленного взгляда на жизнь люди нередко становятся жертвами ложной дилеммы, предлагаемой в таких вопросах как: должен ли человек учиться или служить, продвигаться материально или вносить вклад в улучшение жизни других, иметь профессию или посвятить себя служению. Неспособность подойти к своей жизни как к связанному целому нередко приводит к тревоге и замешательству. Через служение молодые люди могут научиться формировать такой образ жизни, в котором разные стороны дополняют друг друга.
Уверенные в неисчерпаемых благословениях Бога тем, кто восстает на служение, молодые люди смотрят на среду, в которой они взаимодействуют с другими, — семья, группа сверстников, школа, место работы, средства массовой информации, община — и распознают те социальные силы, которые в ней действуют. Некоторые силы, как любовь к истине, жажда знаний, стремление к красоте, побуждают молодежь продвигаться по пути служения. Другие силы, например, усугубляющийся материализм и эгоизм — разрушительны и, искажая взгляд молодых людей на мир, препятствуют индивидуальному и коллективному росту. По мере того как они продвигаются в своих начинаниях, направленных на то, чтобы содействовать построению лучшего мира, их способность использовать духовные и социальные силы, которые делают их строителями цивилизации, возрастает многократно.
После короткого обсуждения идей каждого абзаца разделитесь на небольшие группы и поразмышляйте над следующими вопросами:
- Подумайте о своих общинах и определите разные виды среды, где вы как молодежь взаимодействуете с другими. Какие положительные и отрицательные силы действуют внутри них? Можете ли вы описать, каким образом эти пространства влияют на вас?
- В вышеприведенном тексте большой акцент делается на том, как служение положительно влияет на духовный и интеллектуальный рост и на способность молодого поколения содействовать социальному прогрессу. Обсудите эту важную концепцию, которая опирается на двоякую нравственную цель, как можно больше используя примеры из вашей общины.
- Выдвигая на первый план важность того, чтобы молодые люди стремились вести слаженную жизнь, в тексте говорится о вопросах: учиться или служить, совершенствовать себя или содействовать благосостоянию других, как о «ложной дилемме». В чем заключается эта ложная дилемма, и каким образом подобные вопросы могут парализовать молодого человека? Какие еще есть примеры ложных дилемм, которых нужно избегать?
2
РАННЯЯ ЮНОСТЬ
Прочитайте следующий отрывок в большой группе. Возможно, вы захотите кратко обсудить вопрос из первого абзаца, прежде чем продолжить читать и размышлять над оставшейся частью документа.
На первом заседании конференции вы обсудили много важных концепций, относящихся к периоду молодости. Одна идея, которую вы рассматривали — это влияние созидательных и разрушительных социальных сил на молодых людей. Сейчас мы приглашаем вас подумать о подростках, которые находятся на особой стадии возраста ранней юности и представляют собой «залежь способности преображать мир, которая так и ждет, чтобы ее раскрыли»[9]. Что делает этот возраст особым?
Находясь в возрасте между 12 и 15 годами и олицетворяя собой переход от детства к юности, подростки переживают стремительные физические, интеллектуальные и эмоциональные изменения. Их духовные силы возрастают. Новый уровень осознания взращивает в них повышенный интерес к глубоким вопросам, к своим талантам и способностям. Их «способности к наблюдению расширяются и углубляются»[10], по словам Абдул-Баха, и «вырабатываются и пробуждаются»[11] их интеллектуальные способности. Во время этого короткого и переломного трехлетнего периода складываются идеи о личности и обществе, которые могут сформировать их последующую жизнь. Однако восторг от этих новых сил нередко смешивается с чувством беспокойства, дискомфорта и сомнений, которые могут вызвать противоречивость в поведении. Следовательно, в этом возрасте необходимо направлять их новые способности на бескорыстное служение человечеству. Для этого требуется, чтобы они получили правильное образование и воспитание, иначе их «качества будут подавляться в удушливой атмосфере себялюбия»[12].
Некоторые взгляды на подростковый возраст выставляют его в не очень положительном свете. Популярные точки зрения, например, считают этот возраст полным смятения и кризисов. Такие мысли способствуют созданию среды, в которой распространяются нежелательные модели поведения. Верное понимание этого возраста — это бескорыстные молодые люди с «обостренным чувством справедливости, стремлением больше узнать о Вселенной и желанием внести свой вклад в построение лучшего мира»[13]. Негативные черты, которые они иногда проявляют, конечно же, не предопределены для этой поры человеческой жизни.
Ключевой вопрос, который в связи с этим следует рассмотреть — где кроются источники неприемлемых моделей поведения, которые иногда характеризуют отдельных подростков. В этом отношении необходимо особенно внимательно обдумать два фактора. Первый — это то, что воздействие негативных социальных сил на многие общины привело к распространению различных социальных бед, которые очень сильно влияют на то, как молодые люди видят себя и общество. Второй заключается в том, что на подростков сильно влияет поведение взрослых по отношению к ним. Несмотря на то что в этом возрасте они обретают озарения во многих глубоких вопросах, взрослые нередко упрямо относятся к ним как к детям. Кроме того, несогласованность между словами и делами, которую временами демонстрируют отдельные взрослые, может стать причиной смятения для молодых людей, которые ищут эталоны для формирования своей жизни.
Особое указание на воздействие негативных социальных сил на подростков не подразумевает, что молодые люди по своей сути уязвимы. Если им будет оказана поддержка, они могут смело противостоять этим силам. Они могут развить силы души и разума, которые не только позволят им преодолеть эти трудности, но также помогут им внести вклад в построение нового общества. В свете этого Всемирный Дом Справедливости призывает к подходам, «которые бы охватывали их интересы, формировали их способности обучать и служить и вовлекали их в общение с молодежью старшей возрастной группы»[14]. Им нужна среда, которая подпитывает их духовные качества и воспламеняет их рвение к научению и содержательным действиям. Молодежь старшего возраста, которой еще близок опыт ранней юности, может сыграть решающую роль в создании такой атмосферы. Поскольку подростки нередко ориентируются на них в поисках примеров того, как надо действовать, молодежи старшего возраста предстоит исполнить священную обязанность — помочь своим младшим товарищам укрепить их нравственные основы.
В связи с этим молодые бахаи и их друзья во многих общинах берутся служить в качестве вожатых подростковой программы по наделению подростков духовной силой. Эта программа дает молодым людям «инструменты, необходимые для служения общему благу и противостояния силам, которые могут затмить их подлинную сущность, заключающуюся в том, что они — благородные существа»[15]. С радостной и дружелюбной группой сверстников, служащей средой для взаимной поддержки, подростки изучают материалы, которые знакомят их с различными основополагающими концепциями. Им помогают обострить их духовное восприятие, чтобы они могли определять силы, формирующие общество, и обогащать выразительность речи, что, в свою очередь, позволит им понимать и ясно описывать окружающий мир. Через акты служения они учатся вносить ощутимый вклад в благосостояние общества.
Укрепляя нравственные структуры, которые развиваются в их сознании, идеи, рассматриваемые в каждом тексте, предлагают подросткам обнадеживающий взгляд на жизнь и общество. Вожатые, выступающие в роли их друзей, поддерживают и направляют их в этом процессе, внимательно следя за тем, чтобы относиться к ним не как к детям, а как к молодым людям с развивающимися умениями вносить вклад в возведение новой цивилизации. Благоприятствуя условиям, которые вдохновляют на бескорыстное служение общине, вожатые также зорко следят за тем, чтобы деятельность, которую они направляют, непреднамеренно не вызвала в их подопечных самолюбие или эгоистичность. Их взаимодействие с родителями подростков взращивает дух сотрудничества и помогает перенести позитивную среду, созданную в группе, на их дома и общество в целом.
Воздействие, которое эта программа оказывает на вожатых, в равной степени значительно. Были ли они членами подростковой группы или нет, на всех оказывает влияние способность программы формировать нравственное предназначение. Насколько они привержены своему духовному росту, настолько увеличится их эффективность в служении молодому поколению. Помня о концепциях, влияющих на их сознание, которые они унаследовали у общества, вожатые всегда осознают воздействие учения Бахауллы на свои мысли и поступки. Они также стремятся создать в своей среде и в своих общинах такую атмосферу, где величайшую радость обретают, помогая «друг другу подняться к новым высотам служения»[16].
После краткого обсуждения идей каждого абзаца разбейтесь на небольшие группы и поразмышляйте над следующими вопросами:
- В тексте высказывается предположение о том, что социальные силы, влияющие на молодежь, могут оказать даже большее влияние на подростков. Размышляя о подростках в вашей общине, обсудите, каким образом на них оказывают влияние разрушительные силы и порождаемые ими модели поведения.
- Некоторые из вас приехали из общин, где уже было сформировано по меньшей мере несколько подростковых групп, и вы, возможно, даже служите в качестве вожатых. Опишите, как вовлеченные в программу подростки продвигаются вперед духовно и интеллектуально и как они учатся содействовать прогрессу своих семей и общин.
- Каждая книга подростковой программы помогает молодым людям понять одну или несколько основополагающих концепций. Материал «Ветры подтверждения», например, помогает им оценить тот факт, что если они прилагают усилия в начинаниях по развитию как самих себя, так их общин, Бог посылает им подтверждения. Обсудите основные концепции как минимум трех других книг программы. Каким образом они влияют на то, как подростки видят себя и окружающий их мир?
- В вышеприведенном заявлении подчеркивается обоюдная связь между служением в качестве вожатого и духовным ростом. Обсудите, какие духовные качества и отношения, по вашему мнению, должен стремиться проявлять тот, кто поддерживает группу подростков, и каким образом служение помогает ему или ей в этом отношении.
3
ВЗРАЩИВАЯ ВЗАИМНУЮ ПОДДЕРЖКУ И ПОМОЩЬ
Прочитайте следующий отрывок в большой группе.
Первые два заявления, которые вы изучили, проясняют, что на нынешнее поколение молодежи возложена большая ответственность по внесению вклада в улучшение мира. На них также лежит долг обеспечивать такую среду, в которой более юные члены общества могут обретать духовные и интеллектуальные силы, необходимые для того, чтобы стать строителями новой цивилизации. Задача, без сомнения, колоссальная. Для того чтобы противостоять могущественным социальным силам, которые угрожают истощить их мощь и исказить их предназначение, молодежь может полагаться на неисчерпаемую помощь Бога. Они также должны укреплять свою способность создавать атмосферу взаимной поддержки и помощи в своей среде и в своих общинах, в которой их силы преображать общество преумножаются.
Ниже приведен воображаемый разговор четырех близких друзей — двух парней, Сампы и Санджива, и двух девушек, Кэролайн и Райен — которые живут в Спрингтауне, столичном пригороде с населением около 4 000 человек. Многим жителям Спрингтауна от 15 до 30 лет. Сампе — 18 лет, а Райен — 19, они только что окончили школу; Сандживу и Кэролайн по 21, они оба учатся в больших столичных университетах. Они все, кроме Кэролайн, с которой подружились недавно, знают друг друга уже много лет. Они вместе учились в пригородной начальной, а потом и средней школе, и последние три года служат вожатыми подростковых групп. В настоящее время они вчетвером поддерживают четыре группы, в которых занимаются около 50 подростков Спрингтауна. Совместное служение укрепило их дружбу, и они всегда с энтузиазмом разговаривают о своей деятельности и о прогрессе своей общины. Райен и Санджив — бахаи.
***
— Нам нужно больше говорить об идее следования по пути служения, — начинает Сампа. — Я знаю, что она подразумевает служение, которое кто-то предлагает, но также возникает вопрос, каким образом выполняется это служение.
— Мне нравится то, что мы служим вместе, — быстро отвечает Райен. — Служить одной было бы трудно. Рядом с такими прекрасными людьми как вы я нахожу смелость для дальнейшего служения.
— Точно! — добавляет Кэролайн. — Но я думаю то, что мы служим вместе, также помогает нам избежать отрицательных моделей поведения. Лично мне пришлось многое изменить с тех пор, как я начала служить с вами, и изменить это самостоятельно было бы трудно.
Санджив задумчиво улыбается Кэролайн и говорит: «Я вспоминаю о том, что говорит Всемирный Дом Справедливости, что путь служения "может быть испробован на опыте и знаком не только одному-двум человекам, но многим десяткам людей"[17]. Я думаю, это также означает, что служение дает возможность большому количеству людей продвигаться вперед и расти вместе».
— Для меня все это новое, — говорит Кэролайн,— но наше единство имеет большое значение. И это не только то, что мы не ругаемся, а то, что мы одинаково смотрим на вещи. Мы едины в том, к чему мы стремимся; мы идем в одном направлении. Я встречалась со многими людьми, хорошими и умными, у которых были хорошие помыслы и чистые намерения. Но они не могли продвигаться вместе; у них не было единого видения.
***
— Мне кажется, что один из аспектов единства — признавать, что мы все идем в разном темпе, — говорит Райен. — Что об этом говорит Всемирный Дом Справедливости, Санджив? — Спрашивает она, улыбаясь.
— Что этот путь «допускает различный темп и скорость прохождения»,[18] — говорит Санджив звонким голосом и неторопливо.
— Различный темп и скорость прохождения, — продолжает Райен. — Легко бежать на предельной скорости просто потому, что ты можешь, но остановиться, оглянуться и, может быть, вернуться назад, чтобы помочь своим друзьям — для этого требуется искренняя любовь и терпение. Иначе, как мы сможем продвигаться вместе?
— Но Райен, мы также должны помнить о том, что все это не только ради совместного служения нескольких очень хороших друзей, это еще воодушевление и приглашение присоединиться к нам тех, кто еще не встал на путь, — говорит Кэролайн. — Если бы Санджив не пригласил меня, я не была бы здесь с вами. Есть много молодых людей, которые действительно хотели бы вносить вклад в жизнь общества, но они не знают, как это сделать. Нам нужно учиться строить настоящие и прочные дружеские взаимоотношения с другими, кто также хочет улучшать общество.
***
— Мне действительно нравится, что сказала Кэролайн. Важно, чтобы наши усилия были искренними и чтобы мы упорно трудились. Но если мы не сможем помочь другим, которые также хотят пойти по пути служения, будет трудно достичь стабильных изменений, — говорит Санджив. — Но тогда мы действительно должны задуматься о наших качествах и отношении, как отдельные люди и как группа.
— Верно, — говорит Сампа. — Так много хороших усилий сводится на нет из-за эгоизма людей, вовлеченных в них. Иногда это приводит к тому, что слишком много внимания уделяется недостаткам других, и вместо того, чтобы вдохновлять тех друзей, кому, может быть, трудно, их начинают критиковать.
— Да, от критики никому пользы нет, — говорит Кэролайн. — Она душит рост. Но сейчас она — нормальное явление в обществе. Иногда кажется, что все критикуют друг друга.
— А иногда проблема не в критике других. Человек может сосредоточить свое внимание на своих недостатках так, что это его парализует, — говорит Санджив.
Сампа говорит: «Никто никогда не должен чувствовать себя беспомощным. Нам обещана Божественная поддержка — мы должны верить в это, я имею в виду, верить понастоящему,— и нас окружают друзья. Дружить — это не просто вместе смеяться и шутить, но искренне радоваться прогрессу друга, реально помогать друг другу расти».
Райен добавляет: «Я думаю, когда люди становятся настоящими друзьями и постоянно вдохновляют друг друга, даже то, что вначале казалось невозможным, становится достижимым. Тогда служение становится подлинной радостью, и круг друзей растет».
***
Четверо молодых людей некоторое время молчат, обдумывая эти идеи. Они смотрят друг на друга и улыбаются, так как их охватило сильное чувство духовного товарищества. Кажется, они все хотят что-то сказать, но не решаются. Оказывается, Санджив хочет высказаться больше всех.
— Ну, скажи, Санджив, скажи, — уговаривает его Кэролайн, когда все начинают смеяться.
— Я просто подумал, что нам нужно многое узнать об этих по-настоящему глубоких идеях. Давайте возьмем, к примеру, себя. Мы все вожатые, так? Теперь подумайте, что требуется, чтобы надлежащим образом поддерживать группу усердных, увлеченных и энергичных подростков в течение трех лет, иногда дольше. Потом подумайте о создании и поддержании по-настоящему хороших дружеских отношений с другими вожатыми и оказании постоянной помощи друг другу. Можем ли мы преуспеть в этом, если мы не готовы учиться?
Слова Санджива вновь заставляют группу размышлять в молчании. «Мне кажется, что начать нужно с того, о чем Кэролайн сказала раньше — иметь абсолютную веру в то, что если мы искренни, Бог нам поможет» — через некоторое время произнес Сампа.
— Нам также нужно быть смиренными и принимать, что мы всего не знаем — добавила Райан. — Мне кажется, что мы учимся тому, как научаться. Очень помогает то, что мы нередко учимся вместе, поддерживаем друг друга в работе с группами и регулярно встречаемся, чтобы размышлять и совещаться.
Кэролайн говорит: «Я думаю, что мы также учимся слушать друг друга. Одна моя подруга говорила: "Я знаю, что ты слышала меня, но слушала ли ты меня на самом деле?" Иногда люди больше значения придают красноречию, чем внимательному и непредубежденному выслушиванию. Люди могут лучше поддерживать друг друга, когда они по-настоящему слушают друг друга».
Санджив говорит: «Выслушивание также связано с тем, как мы совещаемся. Абдул-Баха говорит, что "назначение совещания — поиск истины"[19] и что "человек должен взвешивать свое мнение с полной безмятежностью, спокойствием и самообладанием"[20]. Я думаю, что один из аспектов научения — искренне озаботиться истиной, а не "просто высказывать личное мнение"[21]».
— Конечно же, нормально иметь собственное мнение, — говорит Кэролайн — но его следует выражать таким образом, чтобы приветствовать, а не подавлять мнение других. Хочу сказать, что когда мы собираемся на встрече-размышлении и говорим, я чувствую, что все наши мысли ценятся и что вы, ребята, на самом деле хотите узнать, что думает и чувствует каждый. Я учусь этому, и думаю, что это просто замечательно!
***
Друзья продолжают обсуждать, как они могут плодотворно поддерживать друг друга. Они думают о том, как возвышать взаимодействие среди друзей. «Сегодняшний мир очень сложен, посмотрите на все новые технологии, — говорит Райен задумчиво. — У многих из нас больше друзей в интернете, чем в реальной жизни. Порой взаимодействие в интернете может основываться на других ценностях, и в результате мы можем вести противоречивую жизнь. Наверно, если мы будем осознавать, что Бахаулла всегда незримо с нами, мы будем стремиться возвышать любое взаимодействие».
— На днях мы обсуждали, как люди иногда с большей охотой посылают текстовые сообщения кому-то на другом конце земли, чем ведут разговор с тем, кто сидит рядом с ними, — говорит Сампа. — Ничто не заменит истинной дружбы, которая построена на общем желании и стремлении улучшать свою общину. Это одна из самых важных мыслей, которые я вынес из этого обсуждения.
***
После короткого обсуждения идей, изложенных в каждой части беседы, разбейтесь на небольшие группы и поразмышляйте над следующими вопросами:
- Создание обстановки взаимной поддержки включает обретение видения большого количества молодых людей, которые, будучи истинными друзьями, работают вместе, чтобы преобразовывать свою общину. Как бы вы начали воплощать такое видение в вашем кластере или общине? Насколько важным будет разговор среди молодежи, и в чем будет заключаться его предназначение и содержание?
- Взаимная поддержка включает не только помощь друг другу в выполнении актов служения, но также затрагивает прогресс в других областях жизни. Рассмотрите, к примеру, как молодые люди могут помочь друг другу привести свое поведение в соответствие с законами и принципами Веры и продвигаться в области образования, работы и брака.
- Молодые люди много времени проводят вместе, и обязательно какая-то часть времени отводится развлечениям и досугу. Тем не менее, для их развития важно избегать пустой траты большого количества времени на тривиальные занятия, возвышая свои взаимоотношения в различных пространствах, включая электронные средства массовой информации. Как молодежь может этого достичь?
- Разговор выше делает акцент на важности взращивания сильных дружеских уз среди людей, которые служат вместе. Какова, на ваш взгляд, истинная природа дружбы? Как бы вы определили, какая дружба полезна, а какая разрушительна для прогресса молодых людей?
4
МОЛОДЕЖЬ И ПОСТРОЕНИЕ ОБЩИНЫ
Прочитайте следующий отрывок в большой группе.
На предыдущем заседании рассматривалась важность того, чтобы молодежь поддерживала друг друга и вместе продвигалась вперед в служении обществу. Было ясно, что построение нового общества во многом зависит от искренних усилий растущего числа людей, которые способны «вплетать личные инициативы и совместные мероприятия в эффективную модель согласованных действий»[22]. В свете этого мы просим вас сейчас поразмышлять о том вкладе, который ваше поколение может внести в построение жизнедеятельных общин в соседствах и деревнях, и в других местах, где можно встретить людей, желающих играть свою роль в коллективном преобразовании.
Чтобы рассмотреть этот вопрос, важно сделать короткий обзор некоторых элементов системы действий, которая направляет усилия всемирной общины бахаи. Действия общин бахаи по построению нового общества, вдохновленного учением Бахауллы, происходят, по большей части, в контексте кластера — поддающейся управлению географической области, состоящей из деревень и, возможно, небольшого города, или же большого города с пригородами. Основная задача в каждом кластере заключается в том, чтобы через применение учения Бахаи укреплять трех поборников в процессе перемен: отдельного человека, общину и институты Веры. Эта работа предполагает взращивание с помощью процесса института увеличивающегося числа людей, способных содействовать духовному и социальному прогрессу; построение жизнедеятельных местных общин, в которых «отдельные люди, семьи и институты… [работают] совместно с общей целью ради благосостояния людей как на ее территории, так и за ее пределами»[23], и развитие институтов, обладающих способностью мобилизовать, направлять и объединять энергию многочисленных друзей, жаждущих служить. Кластеры неизбежно находятся на разных стадиях развития в зависимости от числа и эффективности тех, кто трудится ради перемен, а также силы и прогресса местных общин и институтов. В некоторых кластерах бахаи еще предстоит начать прилагать усилия для построения нового общества.
В каждом кластере друзья сталкиваются с различными обстоятельствами. Многие из них живут в преимущественно однородных деревнях, расположенных в сельских районах, или же нередко в разнородных по своему составу соседствах больших городов. Некоторые местности характеризуются сильным общинным духом, в других он явно отсутствует. Друзья в кластере могут общаться с другими и на основе определенных общих интересов, например, учебы в конкретном университете или членства в профессиональной или общественной организации, что не ограничивается каким-либо физическим местом. Чтобы строить новое общество, друзья в этих обстоятельствах и пространствах стремятся взращивать способность применять учение Бахауллы. Ни одно общество не может достигнуть возможного на данном этапе человеческой жизни духовного и социального прогресса без бескорыстного служения его членов.
Размышляя об усилиях молодого поколения, направленных на то, чтобы идти по пути служения, важно думать о том, как они могут «взращивать в своих соседствах и деревнях энергичную общинную жизнь».[24] Нижеприведенный рассказ и вопросы помогут вам посовещаться на тему вашего вклада в построение общин, которые во все большей степени будут отражать видение Бахауллы для человечества.
***
В восточном регионе Манджало в кластере Хери находится Джамбо — большая деревня с населением в 3000 человек, расположенная на пологом склоне горы Музе. Это красивая деревня с извилистыми улочками, вдоль которых растут великолепные жакарандовые деревья, и когда они расцветают сиреневыми цветами, то в сочетании с пышными зелеными полями создают ощущение энергичной жизни в деревне.
Многообразное население деревни, пятую часть которого составляют дети в возрасте до 11 лет, а десятую часть — подростки, происходит из разных племен, которые живут вместе уже много лет. Так как большей части жителей еще нет 30 лет, они во многом — деятельная группа населения.
Над Джамбо возвышается расположенная на склоне горы большая старая церковь с белеными стенами, а у подножия находятся начальная и средняя школы. Все остальное расположено между ними: небольшая аккуратная почта, обнесенные стенами дома богатых жителей, довольно большая клиника с красной крышей, оживленный спортивный центр, порядочного размера рынок с магазинами, имеющими полные кладовые, и ближе всего к школе раскинулся район, в котором проживает большинство обитателей Джамбо. Местные жители трудолюбивы. Каждая семья имеет участок, на котором выращивает богатую железом зелень и вкусные клубнеплоды. Малая экономика деревни подпитывается доходами мужчин, работающих на медных рудниках в десяти километрах к северу, и визитами людей из расположенной ниже жаркой и влажной долины. Вдоль извилистой главной улицы деревни открылись новые рестораны и несколько пивных, которые своей гремящей музыкой меняют тихие окрестности Джамбо.
Джамбо во многом отличается от близлежащих деревень, но главным образом тем, что около трети ее жителей работают вместе ради повышения благосостояния своей общины. Они, можно сказать, убежденно учатся тому, как применять учение Бахауллы для построения лучшего общества. Их зачастую пылкие разговоры свидетельствуют об одном: изучение Слова Бога во время участия в курсах института развило в них жажду понимания и желание служить. Они открыли свои дома для молитвенных встреч; дети с помощью подростков собираются каждую неделю под деревьями, в домах и в классных комнатах, чтобы получать духовное образование; подростки и их молодые вожатые служат источником непрерывной деятельности — иногда усердно изучая тексты в группах, в другое время на улице, убирая мусор, посещая больных, сажая деревья, служа всеми доступными им способами. Сияющие улыбки их родителей показывают — надежда на то, что их дети способны жить в быстроменяющемся мире, приходит на смену отчаянию по мере того, как день за днем растущая сила духа проявляется в словах и делах их юнцов. Огромная радость ощущается, когда те, кто вовлечен в деятельность, — дети и подростки, молодежь и взрослые, женщины и мужчины — собираются вместе. Здесь есть место и серьезному совещанию, ведь они стремятся повысить эффективность своей деятельности.
В Джамбо царит постоянное воодушевление. Координаторы института и Местное Духовное Собрание работают вместе с другими лидерами общины, поддерживая всех, кто восстает, чтобы вносить свою лепту. Независимо от возраста и пола, они совещаются о том, как взращивать тех, кто способствует прогрессу Джамбо, и как вовлечь в коллективное действие тех, кто пока еще находится на заднем плане.
Перемены в Джамбо начались несколько лет назад. После совещания с приехавшим к ним членом Вспомогательной Коллегии некоторые бахаи осознали, что в одиночку они не смогут воплотить надежды Бахауллы в своей общине. «Нам нужно найти в Джамбо других людей, которые готовы работать вместе ради перемен» — размышляли они. Разговаривая со своими соседями о том, какие возможности таит учение Бахауллы, они нашли много людей, которые беспокоились о Джамбо и желали помогать. Благодаря учебным кружкам несколько человек начали обучать детей и проводить молитвенные встречи. Но вскоре возникло множество препятствий — единство было непрочным, и часто разгорались споры; энтузиазм был утрачен, так как люди трудились без воодушевления, а когда открылся медный рудник, большинство надежных людей слишком погрузились в свою работу и не смогли сохранить свою приверженность общинной деятельности. Тем не менее, осталась небольшая группа друзей, которые в этих трудностях увидели возможность построить настоящую и прочную дружбу.
Три года назад в Джамбо случилось нечто очень важное. Несколько друзей, принявших участие в курсах института по подготовке вожатых подростковых групп, вернулись в деревню очень воодушевленными. Они посетили несколько семей, обсудили с ними то, что в Вере Бахаи говорится о раннем юношестве, исследовали те навыки, которые нужны молодым людям, чтобы противостоять разрушительным социальным силам, и рассмотрели вопрос о том, как они вместе с родителями могут создать духовно поддерживающую среду для молодых людей в Джамбо. Вскоре они уже работали с 20 активными подростками в двух группах. Затем они завели такие же беседы с молодежью старшего возраста в их общине. «Подростки смотрят на вас, — говорили они, — и так как вы понимаете суть их возраста, вы лучше всех можете помочь им». Они также обсуждали, как служение в качестве вожатого помогает человеку развиваться. «Помогая подросткам, вы будете одновременно развивать свои духовные и интеллектуальные способности, — объясняли они, — и мы вместе будем вносить вклад в построение лучшего общества».
Вначале вовлеклось лишь несколько молодых людей, но друзья с упорством продолжали взаимодействовать с молодежью. По мере продолжения этого разговора все больше молодых людей откликалось положительно. Со временем многие прошли подготовку в качестве вожатых. Когда сила программы стала очевидной, лидеры общины, даже те, кто первоначально сомневался, убедились, что посвященность работе с подростками крайне важна для будущего и благополучия Джамбо. Многие открыли свои дома для встреч групп и предложили свои ресурсы и таланты. В школах были созданы специальные условия, чтобы заинтересовавшиеся ученики старших классов формировали группы из своих младших друзей.
И таким образом община сплотилась. Через какое-то время, когда подростки завершили программу, многие из них решили изучать курсы института; некоторые из них продолжили вносить вклад в жизнь общины, обучая детей, а другие начали служить в качестве вожатых, внося вклад в дальнейшее расширение подростковой программы. Все больше и больше людей убеждалось в способности курсов института стимулировать приверженность долгосрочному действию и присоединялось к их изучению. Усилилось совместное поклонение, и появилось глубокое чувство миссии. Теперь в Джамбо ведутся разговоры не только о самом Джамбо, но и о том, как его жители могут помогать другим деревням в кластере Хери продвигаться по пути прогресса.
***
Вышеприведенная история иллюстрирует ряд важных принципов, о которых должны помнить молодые люди, стремящиеся вносить вклад в построение общин, находящихся под воздействием учения Бахауллы. Как уже говорилось ранее, имеющиеся у молодежи возможности вносить вклад в построение общины различны. Большинство могут трудиться в контексте соседства или деревни; другие могут также работать со студентами и преподавателями своих университетов. Те, чьи местности оказываются менее восприимчивыми к коллективному действию, могут на гораздо большей географической территории взаимодействовать с людьми, с которыми у них есть определенные общие интересы. Какими бы ни были эти обстоятельства, нижеприведенные вопросы помогут вам поразмышлять над конкретными шагами, которые молодежь может предпринимать, чтобы продвигать материальное и духовное благополучие той общины, в которой они находятся.
После краткого обсуждения идей каждого абзаца разбейтесь на небольшие группы и поразмышляйте над следующими вопросами:
- Вышеприведенная история начинается с описания Джамбо как физического и социального пространства. Важно, чтобы молодые люди понимали условия тех общин, в которых они живут, их население, организацию их физических пространств и учреждений и протекающие в них процессы. Помня об этих моментах, опишите местность, в которой живете вы, возможно, даже начертив ее карту.
- Как было показано в рассказе, в самой сердцевине процесса построения общины, вдохновленной посланием Бахауллы, должен быть разворачивающийся разговор об учении Веры и о том, как оно влияет на жизнь населения. Этот разговор продвигается по мере того, как растущее число людей, изучающих курсы института по подготовке, восстают, чтобы проводить виды деятельности — молитвенные встречи, детские классы, подростковые группы и учебные кружки. Что вы можете предпринять, чтобы воодушевить большое число молодежи на то, чтобы начать участвовать в этом разговоре и в необходимом процессе изучения и служения, который с ним связан?
- Как вы обсуждали на одном из предыдущих заседаний, наделение подростков духовной силой — крайне важный процесс в общине, поскольку он взращивает в молодых людях духовные и интеллектуальные способности по продвижению общества. Поэтому вы, возможно, захотите рассмотреть развитие этого процесса в вашей общине и определить, как вы можете помочь растущему числу молодежи подниматься на то, чтобы поддерживать подростков.
- Построение общин предполагает постоянное научение. Оно обогащается непрерывным диалогом между жителями кластера, деревни или соседства, благодаря которому они проясняют свое видение, оценивают свои возрастающие способности, выявляют препятствия, которые необходимо устранить, принимают решение по поводу следующего ряда шагов и укрепляют узы любви и дружбы. Какой вклад молодежь вносит или может вносить в укрепление совещательных процессов в вашей общине?
- Община представляет собой ячейку цивилизации. Ее члены и службы работают «совместно с общей целью ради благосостояния людей как на ее территории, так и за ее пределами».[25] Поэтому важно рассмотреть вопрос о том, как молодежь в развивающейся общине или кластере может распространять влияние учения Бахауллы, созидающее цивилизацию, помогая другой общине в кластере или даже другому кластеру начать свое движение на пути к устойчивому прогрессу.
5
ДЕЛАЯ ВКЛАД В ПРОДВИЖЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Прочтите следующий отрывок в большой группе.
Заявления, которые вы уже обсудили, были направлены на то, чтобы помочь вам подумать над некоторыми аспектами жизни поколения молодежи, сознающей видение Бахауллы о новом обществе. Перед тем, как продолжить изучение данного, последнего заявления, вам может быть полезным поделиться тем, как продвинулось ваше понимание.
Усилия бахаи и их друзей по построению общины — это не просто хорошие социальные проекты, выполняемые бескорыстными людьми. Они основаны на вере в то, что человечество переживает особое время в своей истории. Человечество в своем развитии прошло через стадии, схожие с младенчеством и подростковым возрастом, и теперь находится в начале периода зрелости. Два неразрывно связанных процесса — интеграции и дезинтеграции — продвигают человечество вперед. Процесс дезинтеграции заметен в насилии, войнах и коррупции, которые сопутствуют падению устаревшего порядка, неспособного ответить на нужды взрослеющего мира. Он вызывает немалое смятение и страдание, но также способствует устранению барьеров, стоящих на пути к достижению единства среди людей. Процесс интеграции связан с духовными силами, высвобожденными с приходом Бахауллы. С одной стороны, эти силы побуждают растущее число людей повсюду работать ради единства и прогресса. С другой стороны, они постепенно преображают облик общества посредством сознательных усилий бахаи и их друзей.
Цель обоих процессов — как дезинтеграции, так и интеграции — заключается в создании всемирной цивилизации, подобия которой еще никто никогда не видел. Их конечная цель — развитие объединенного и мирного глобального сообщества, которое продвигается и в духовном, и в материальном отношении. Абдул-Баха говорит:
Материальная цивилизация подобна лампе, а духовная цивилизация — свету в ней. Если материальная и духовная цивилизации объединятся в единое целое, то лампа озарится светом, и исход будет прекрасным[26].
Цель построения новой цивилизации требует совершенного изменения организации общества, а также поведения и манер людей. В этой связи учение Бахауллы направлено на «преображение рода человеческого, преображение как внешнее, так и внутреннее, касающееся как духовной жизни, так и внешних условий»[27].
Поэтому для построения цивилизации крайне важно признать, что люди всего мира, а в действительности каждой общины, едины. Признание этой важной истины имеет многочисленные последствия для жизни общины и общества в целом. В этот день все люди мира получают равную долю благосклонности и милости единого истинного Бога и во всем своем многообразии разделяют право и долг вносить вклад в создание нового мира. Когда отношения между членами какой-либо общины и между ними и институтами отличаются любовью и справедливостью, всем предоставляется возможность использовать свои дарованные Богом качества для продвижения общественного блага. Когда духовное и научное знание доступно всем, члены общины могут вместе учиться применять его к своей коллективной жизни. Это связано с обсужденными в предыдущих заявлениях начинаниями бахаи по построению общины, которые набирают интенсивность во многих кластерах, соседствах и деревнях по всему миру. Изменение в культуре, которое они несут, служит свидетельством того, как новое общество возникает благодаря усилиям растущего числа людей, направленным на применение учения Бога, явленного в наше время, к жизни все большего числа общин.
Последствия для жизни отдельного человека, жаждущего внести вклад в продвижение цивилизации, также значительны. Человек стремится обрести качества, отношение и способности, присущие эффективному участнику прогресса, и привносит в различные аспекты своей жизни — образование, работу, брак, семейную жизнь — сильное чувство миссии. Такой человек прилагает все силы к тому, чтобы соответствовать высоким идеалам Веры. Когда он учится избегать предрассудков любого рода, придерживаться высоких норм целомудрия и проявлять высокую нравственность во всех взаимодействиях с другими, он способен стать эффективным деятелем в начинании по изменению общества. В «усилиях, направленных на осуществление личного роста и соблюдение идеалов бахаи»[28], человек погружается в целеустремленную общину — среду, в которой истинное единство побуждает друзей всех возрастов помогать друг другу в достижении все более высоких уровней духовного, нравственного и интеллектуального совершенства.
Следовательно, с этой точки зрения человек, осознающий потенциал для создания нового мира, который таит в себе послание Бахауллы, будет, без всякого сомнения, находить великую радость в том, чтобы доносить его вдохновение до людей мира и давать им возможность восстать на исполнение своего долга в качестве сознательного строителя новой цивилизации.
***
После краткого обсуждения идей каждого абзаца разбейтесь на небольшие группы и рассмотрите следующие вопросы:
Существует много сфер начинаний, в которых люди учатся применять учение Бахауллы, чтобы вносить вклад в построение новой цивилизации. Нижеприведенные вопросы помогут вам поразмышлять над связью строительства цивилизации с работой и образованием, браком и семьей, и местной общиной.
Каждая группа может рассмотреть один из нижеприведенных вопросов:
- Образование, приобретение знания и работа жизненно важны для того, чтобы вносить свой вклад в построение цивилизации. Как молодые люди, живущие в разнообразных социальных условиях, могут позаботиться о том, чтобы получить наиболее эффективное доступное им образование? Каким образом работа или профессия человека служат средством для того, чтобы он вносил свой вклад в построение цивилизации? В каких случаях они становятся препятствием?
- Как молодые люди могут должным образом подготовиться к браку и семье, которые будут вносить значимый вклад в создание нового общества?
- Какой должна быть природа местной общины, которая умеет помогать своим членам в том, чтобы развивать качества и способности истинных созидателей цивилизации? Какие взаимодействия между жителями такой общины и между ними и их институтами помогли бы молодым людям повысить свою приверженность, скажем, тому, чтобы жить чистой и целомудренной жизнью?
- Построение новой цивилизации потребует напряженного труда в течение многих столетий. Чтобы построить прочное основание, необходима вовлеченность большого количества молодежи. Как молодежь, на которую возложена такая значительная работа по построению нового мира, может эффективно поддерживать друг друга, чтобы достигать прогресса во всех многообразных сферах своей жизни?
[1] Послание от 8 февраля 2013, написанное Всемирным Домом Справедливости для бахаи всего мира. С. 2.
[2] Абдул-Баха. Секрет Божественной цивилизации.— СПб.: Единение, 2002.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] ‘Abdu’l-Bahá, The Promulgation of Universal Peace: Talks Delivered by ‘Abdu’l-Bahá during His Visit to the United States and Canada in 1912, rev. ed. (Wilmette: Bahá’í Publishing Trust, 2007), from a talk in New York, 12 April 1912, at studio of Miss Phillips, para. 2.
[6] Там же.
[7] Абдул-Баха. Избранное из Писаний. Абз. 120.2.
[8] Послание от 8 февраля 2013. С. 2.
[9] Послание от 12 декабря 2011, написанное Всемирным Домом Справедливости для бахаи всего мира. С. 7.
[10] ‘Abdu’l-Bahá, The Promulgation of Universal Peace, from a talk in New York, 17 November 1912, para. 3.
[11] Там же.
[12] ‘Abdu’l-Bahá, ‘Abdu’l-Bahá on Divine Philosophy (Boston: Tudor Press, c.1918), p. 132.
[13] Послание к Ризвану 2010, написанное Всемирным Домом Справедливости для бахаи всего мира.
[14] Послание к Ризвану 2010, написанное Всемирным Домом Справедливости для бахаи всего мира.
[16] Там же.
[17] Послание от 12 декабря 2011 г. С. 2.
[18] Там же.
[19] ‘Abdu’l-Bahá, The Promulgation of Universal Peace, from a talk in Chicago, 2 May 1912, at Hotel Plaza, notes by Joseph H. Hannen, абз. 2.
[20] Там же.
[21] Там же, абз. 1.
[22] Послание к Ризвану 2007 г., обращенное Всемирным Домом Справедливости к бахаи всего мира. С. 1
[23] Послание к Ризвану 153 [1996 г.] обращенное Всемирным Домом Справедливости к бахаи всего мира. С. 6.
[24] Послание к Ризвану 2010 г. С. 2–3.
[25] Послание к Ризвану [1996 г.]. С. 6.
[26] ‘Abdu’l-Bahá, The Promulgation of Universal Peace, from a talk in New York, 14 April 1912, at Church of the Ascension, para. 2.
[27] Бахаулла, Китаб-и-Иган: Книга Несомненности.
[28] Письмо от 19 апреля 2013 г., написанное от имени Всемирного Дома Справедливости трем индивидам.
Материалы молодежных конференций взяты с сайта бахаи Молдовы https://bahai.org.md (май 2020) и использованы с разрешения Национального Духовного Собрания бахаи Молдовы.
Фото © 2020 Bahá’í International Community
Эти материалы молодежных конференций в PDF формате \ в формате MS Word
Дополнительно на тему молодежи
- Что изучают на молодежных конференциях и слетах бахаи?
- Обращение Всемирного Дома Справедливости к участникам молодежных конференций 2013 года
- Цитаты на тему молодежи
- Молодежь. Сборник цитат из Писаний Бахауллы и Абдул-Баха, писем Шоги Эффенди. (Подборка исследовательского отдела Всемирного Дома Справедливости)