Размышления о щедрости
Аматуль-Баха Рухийя Ханум
Любого беспристрастного исследователя Веры Бахаи более всего поражает то, что эта Вера не только провозглашает своей величайшей привилегией давать что-то миру, но действительно воплощает благородную теорию на практике. Мы, бахаи, не только дарим наше духовное учение, наши принципы, наш уникальный Мировой Порядок, который, как мы совершенно убеждены, является единственным гарантом международной безопасности, устойчивого мира и всемирного братства, мы также предоставляем свободный доступ к преимуществам институтов нашей Веры и привилегии посещения и поклонения в Святилищах и храмах нашей Веры всем тем, кто ищет духовного обогащения и благословений. Более того, мы идем дальше, чем просто преподнесение таких даров: мы отказываемся принимать любую финансовую помощь от кого бы то ни было, если он или она не бахаи! Мы можем честно сказать, что быть бахаи — значит быть дающим, жертвующим на благо своих сограждан в полном смысле этого слова.
Есть религии, к которым можно принадлежать только от рождения, но я сомневаюсь в том, чтобы такие организации отказались принять хотя бы грош от какого-нибудь доброжелателя извне. Мы же, напротив, протягиваем руки и открываем двери любому, несмотря на цвет кожи, класс, убеждения, независимо от того, низкого или высокого он звания, мы никогда не вытесним его из своего общества, но никогда и не примем его денег для финансирования наших даров миру, если он не становится одним из нас. Необычное отношение к вопросу финансирования также существует внутри сообщества бахаи. Ни одного бахаи не принуждают давать деньги Вере: нет каких-либо вступительных взносов, сборов. Он или она свободны в своем решении — внести вклад в Фонд или нет, они поступают по своему усмотрению. Бахаи получает в свободное распоряжение все блага, которыми наделяет его Вера: помощь, оказываемая Местными Духовными Собраниями, Национальными Собраниями, всеми комитетами, являющимися частью администрации Бахаи, — все это предоставляется ему безвозмездно. Ему не нужно платить за Новости Бахаи, за послания руководства Хранителя Веры. Его с любовью благословляют на брак и с любовью отправляют в другой мир, не требуя при этом оплаты. Он может посещать бесплатно курсы различных школ, конференции. Это его храм, и там никто не будет протягивать к нему тарелку для милостыни. Он может родиться и умереть бахаи, так и не сделав даже грошового пожертвования в Дело Веры, которая оберегает его и заботится о нем, и никто не упрекнет его в этом. Я думаю, что в мире трудно найти какую-либо другую деноминацию, которая бы так относилась к своему приверженцу!
С другой стороны, материалисту-скептику может показаться, что этот способ приведения в действие такой обширной организации как Мировое Сообщество Бахаи, — довольно идеалистичный и недейственный, тогда как на самом деле в учении Веры отводится значимое место такой жесткой реалии как деньги.
Принципы нашего Учения не принуждают верующего ни к чему, они отчетливы, наглядны, уникальны и глубоки: ты не должен давать, если не хочешь, ты волен поступать по своему выбору, но если решаешь, внести свой вклад в Дело Веры, с тем, чтобы дать возможность поделиться своим светом с остальным миром, ты включаешь привод духовного механизма: ибо Бахаулла говорит, что отдавать, значит получать. Человек должен быть подобен роднику, который выплескивая свою драгоценную воду, обнаруживает, что отданное восполняется из глубокого источника. Таким образом, по большому счету, отдавать — значит одаривать себя. Бог, Всевладеющий, Богатый в Сущности своей, в высочайшем смысле этого слова, Заботящийся, Щедрый, Предвечный Даритель, в действительности, никогда не позволяет давать Ему что бы то ни было. Любой наш жест пожертвования Ему, даже жертвование своей жизнью, Он возвращает нам в тысячекратной мере, в благословениях, и материальных и нематериальных, которые Он щедро проливает на нас. Он никогда не может быть нашим должником, мы же навечно Его должники. Видимо, радость дарения — это одна из тех радостей, которые Он оставил для Себя Самого. Должно быть, наша радость от того, что мы преподносим подарки кому-либо, лишь слабое эхо Его радости, знак, символ той ценности, которой Он Сам наделил это действие.
Нам знакомо чувство радости и удовлетворения от того, что мы преподносим подарок, который с благодарностью принят и, в самом деле, очень необходим. Что же мы чувствуем, когда вносим свой вклад в Дело Бога? А то, что эти деньги, малые или большие, — поистине хорошо потраченные деньги, так как они отданы бескорыстно и беспристрастно. Они текут от нас туда, где они могут принести миру благо, позволить Делу Веры продолжаться, выполнять планы, издавать литературу, воздвигать сооружения, которые подобны маякам общества — идеала для отчаявшегося человечества.
Я думаю, что теоретически, каждый бахаи искренне желает внести какую-то меру финансовой поддержки в Дело, столь дорогое его сердцу, и в течение многих лет я пыталась найти ответ на вопрос, почему каждый из нас не всегда делает это. Я сделала вывод, что существует ряд причин, но прежде всего хотела бы сказать, что не верю, что есть хоть один бахаи, который не захотел бы внести свой вклад. Люди с такой психологией просто не становятся бахаи, — только те, кто имеет способность дарить, становятся бахаи, — люди, искренне желающие каким-либо образом облегчить участь человечества, приблизиться к Богу, предоставить Ему свои сердца, построить лучший мир. Хотя, став бахаи, во многом удовлетворяешь внутренние поиски, обнаружив то, к чему так стремилась душа — средство большего самовыражения, нового и более глубокого счастья, атмосферу дружелюбия и терпимости, стабильности и направления в жизни; но все же те, кто приходит под сень этой Веры, — истинные дающие, в самом прекрасном смысле этого слова. Они также желают принести в жертву многие свои слабости, какие-то плохие привычки, предрассудки, для того, чтобы стать бахаи. Нет, качества настоящего бахаи не являются чем-то данным, напротив, это далеко не так.
Как я заметила, мы, или в любом случае, большинство из нас, не очень методичны и организованы в своих делах (я часто замечаю это в себе). И поскольку от нас лично никогда не требуется какая-то конкретная сумма, у нас никогда не просят напрямую дать деньги, никогда не заставляют заполнить бумагу с обязательством внесения какой-то суммы, то мы имеем слегка смутное представление о том, когда и сколько нам следует внести в Фонд. Как я завидую тем людям, которые настолько организованы, что все у них распределено, и в их бюджете, большом или малом, выделена статья для пожертвований в Фонд, и Фонд действительно получает эту сумму. Я думаю, что следует делать именно так. Но сама я никогда так не делала! Не думаю, что смогу припомнить, что я когда-либо посылала хоть какой-то вклад в Национальный Фонд Бахаи будучи ребенком, кроме единственного случая. Я делала вклад на Праздниках Девятнадцатого Дня, но это был какой-то неопределенный, спонтанный способ, например, я могла внезапно обнаружить в кошельке какую-то сумму, а потом шла и отдавала ее Казначею. Мне и не приходило на ум, что это мой моральный долг; я не задавалась вопросом о том, что я намереваюсь сделать для его выполнения. Я также по-настоящему отчетливо не осознавала, что маленькие вклады — это всегда капли, вместе составляющие море — Фонд Бахаи. Какой-нибудь очень жертвенный или очень богатый верующий может время от времени произвести вливание, которое перенесет работу через кризис или позволит сделать огромный прогресс в работе какого-нибудь проекта. Но такие вливания никогда не следует считать источником денег Бахаи. Источником духовным и финансовым должен быть каждый отдельный верующий.
Помимо того, что мы не организуем свои систематические вклады в Фонд, есть еще и другая причина, почему многие бахаи не жертвуют — то, что они могут выделить лишь малые суммы. Я знаю, что это действительно происходит, поскольку они считают, что их вклад — всего лишь копейки, а не солидные суммы. И это кажется им недостаточным для настоящего вклада. Они, возможно, стыдятся или не решаются внести сумму, которую могут себе позволить. Но такие рассуждения неправильны. И я уверена в том, что чем меньше вы имеете в своем скудном запасе, но все-таки отдаете его, тем более драгоценен ваш вклад в глазах Бога, тем более нужен он Делу Веры. Ведь эти деньги поистине благословенны, их мало, но они отданы людьми, чьи средства ограничены — и это есть знак истинной любви и преданности. Этот вклад, как сказано в Библии, — драгоценный грош вдовы.
Этот «грош» напомнил мне об одной бахаи из Чикаго. Вероятно, многие вспомнят, о ком идет речь в этой истории. Эта одинокая женщина жила в бедной части города и зарабатывала на жизнь уроками игры на пианино. Все, что она могла делать на свои скудные заработки — едва обеспечивать свое хрупкое существование и, я подозреваю, она еще и недоедала. Когда перед нами стояла трудная задача построить внешнюю часть орнамента Храма, у нее не было возможности внести свои деньги, но она сказала моей маме, что нашла способ, как это сделать: вместо того, чтобы ехать на машине на свои уроки, она шла пешком. Такое самопожертвование со стороны хрупкой, болезненной, немолодой женщины выглядит несоизмеримым с той крошечной суммой, которую ей удалось накопить в течение долгого времени и послать в фонд строительства Храма. Работа была закончена, но она так и не увидела Храм в готовом виде. Можно ли сомневаться, что этот вклад увеличил духовное благословение, которым наделен наш Храм. Мы часто говорим, «дело не в том, что ты делаешь, но как ты это делаешь», или «не в том, что ты говоришь, но как ты это говоришь». Также справедливо было бы сказать: «не сколько ты даешь, но как ты это даешь».
Другой причиной, которая, я думаю, препятствует нам жертвовать, является такой образ мышления, которому, как я бы сказала, требуется чувство тесной сопричастности. Я знаю, что мой разум именно таков. Если я сталкиваюсь с чем-то, и это захватывает мое воображение, то я действительно по-настоящему заинтересовываюсь, но какая-то смутная абстракция не может захватить меня так просто. Я полагаю, что есть очень много людей, похожих на меня в этом смысле. Например, единственная сумма, которую я послала на строительство Храма — был подарок ко дню рождения, отданный мной для строительства купола. Я видела, или мне казалось, что я видела, небольшой фрагмент орнамента на куполе, который оказался там, наверху, благодаря моему вкладу. От этой мысли у меня захватывало дух. Я не считаю это зрелым подходом, но может быть и другим свойственно то же самое. Часто, когда я читаю в Новостях Бахаи общий призыв о вкладах в Фонды (который можно делать в любой институт Бахаи в соответствии с духом свободного выбора), я думаю, сможет ли абстрактность и обобщенность этого призыва привлечь внимание умов, такого склада как мой.
Мы знаем, что расходы на поддержку одного пионера обойдутся Фонду, скажем, минимум в 1200 долларов в год. Для большинства людей оказать помощь одному «целому» пионеру в течение всего года не по силам. Но представьте, если у кого-то спросят, сможет ли он оказывать помощь «одной четвертой пионера»? Тогда он сможет прочувствовать, что одна четвертая этого драгоценного верующего, который трудится в Чили, Аляске, Небраске или Люксембурге зависит при выполнении этой исторической миссии только от его вклада. Или почему бы маленькой группе верующих не принять такое решение: мы, 6 или 8 человек, делегируем одного странствующего учителя. Мы вместе примем решение вносить 100 долларов в месяц и попросим, чтобы они шли на поддержку одного пионера в Европе или каком-нибудь другом месте. Я не вижу причины, по которой нельзя было бы попросить направить эти деньги конкретному пионеру. А потом с интересом, но не вмешиваясь, наблюдать за деятельностью своего «депутата». Ведь Бахаулла четко установил: если вы сами не можете отправиться обучать, пошлите вместо себя другого.
Точно также и в случае с оформлением внутреннего убранства Храма: скажем вот целое окно, или свод, или секция внутренней части купола. Их можно разбить на единицы стоимости. Почему бы отдельному бахаи, или общине, или группе друзей не взяться за финансирование какой-нибудь конкретной секции. Естественно, при этом они не должны ожидать, что их имена будут вырезаны на кусочке, оформлению которого они способствовали! Но они будут знать, что именно они сделали всё, чтобы он там появился. Я понимаю, что это, возможно, призыв к незрелой стороне человеческой натуры. Но Фонды Дела должны быть всегда доступны, если необходимо обеспечить беспрерывную работу.
В нашей Вере есть место для всех типов людей, поэтому должен быть подход и для всех типов мышления. Мне кажется, что для каждой причины, препятствующей верующему делать свой вклад, должен быть особый подход, способный устранить это препятствие. И поскольку никому не разрешено подойти к другому бахаи и сказать: «Где твое пожертвование?», должен быть какой-то подход, общий в своей основе, но приемлемый для всех случаев. Исполнители продвижения Дела, местные и национальные, должны проложить путь к верующим. Кому-то не нужно никакой помощи, но кому-то другому она нужна, и они бы ее приветствовали.
Всегда будут существовать разные категории дающих бахаи: тонко чувствующие, сознательные, деловые души, которые жертвуют регулярно и являются основой Фонда. Те, кто, благослови их Бог, располагают средствами, а в придачу к этому мудростью и щедростью отдавать блага мира сего туда, где они принесут наибольшую пользу. Именно они на самом деле спасают ситуацию в большинстве случаев. Они помогли нам (я говорю «нам», потому что мы все едины в этом Деле) пройти через многие кризисы; кроме того, есть такие люди, всецело преданные души, что оставляют даже наследство Вере; есть те, кто должен бы давать и хочет давать, но почти никогда не отваживается на это; есть также и те, кто полагает, что их вклад слишком мал и бесполезен. Как раз эти последние должны любым путем явить этот благословенный знак жертвы и единства, даже если это всего лишь 5 центов в неделю.
В то время, когда перед нами стояла трудная задача по воздвижению основного строения Храма (а не по оформлению внешней отделки), мы, бахаи Монреаля, искали способ увеличения наших фондов. И одним из этих способов стало проведение еженедельного ужина для Храма. Происходило это следующим образом: на Празднике 19 Дня один из друзей предлагал свой дом для проведения такого ужина. А затем, те, кто планировал прийти, заявляли об этом своем желании хозяйке. Она готовила простое блюдо, например, макароны, или рис с фаршем, или рагу. Это было единственное блюдо, но его было достаточно на всех. Потом подсчитывали, сколько это стоит, делили на количество присутствующих, а затем каждый платил свою долю и прибавлял разницу стоимости этого простого ужина и того, что он тратит обычно. Часто еще добавляя немного. Суммы, собранные таким образом, никогда не были очень большими. Но одними из моих самых счастливых воспоминаний были как раз те «ужины для Храма», на которых мы все были так счастливы вместе и едины в своем желании жертвовать!
Если бы в Америке было только несколько сот верующих, то такие скромные усилия как «ужин для Храма» не были бы эффективным средством для завершения какого-либо проекта. Но учитывая то, что сейчас в Америке тысячи бахаи, можно предположить, что еженедельный «ужин для Храма», независимо от численности общины, которая его проводит, смог бы произвести небольшой, но ощутимый приток средств в Национальный Фонд и, более того, добавил бы нечто иное к обычному вкладу.
Мы все путешествуем по дороге жизни. Некоторые из нас продвинулись значительно дальше, чем другие. Но все мы, если мы истинные бахаи, должны делать прогресс, медленно или быстро, в зависимости от наших усилий. Жить в этом мире, но быть не от него, быть благодарными в достатке и терпеливыми в нужде, принимать земные радости, если они приходят к нам, но не привязываться к ним сердцем, — вот стандарт бахаи. Конечно, верхом восприятия является осознание того, что этот мир — горсть пыли, ловушка и иллюзия, сон, который проходит и оставляет нас посреди вечных реалий. Но, кажется, немногие души способны подняться до такой великой внутренней высоты, присутствуя в этом мире, а особенно те, кто молод. И все же, если смотреть духовным взором, — это и есть истинное видение. В этом заключается смысл мистических учений каждой веры, включая нашу, — только вечная, духовная жизнь и ее ценности являются реальностью, а эта жизнь — урок, испытательная площадка, но не цель сама по себе, а главное, что это жизнь, ускользающая, наполненная испытаниями и печалями, и, в большей степени, перемешанная радостями. Даже если мы еще не достигли этой наивысшей сознательности, это не означает, что мы больше не должны стремиться от простого выживания к тому, чтобы стать лучше, каким бы ни был уровень нашего развития. В этой борьбе должна быть и борьба за то, чтобы по-настоящему нести, хотя бы малую часть финансового бремени той Веры, которую мы любим и которой служим.
Мне часто кажется очень близоруким и странным то, как мало человеческая раса задумывается о смерти. Жить само по себе значит когда-то умереть. И, все же, мы так редко останавливаем свой взгляд на двери, называемой смертью, через которую однажды мы все должны пройти — когда? — неизвестно. Для бахаи это означает, что вы и ваше осознание себя окажетесь по ту сторону двери. Тело же, все его привычки, окружение, свойства (и, слава Богу, неудобства, связанные с ним) останутся по эту сторону. А истинный вы войдете в следующую комнату. Абдул-Баха заверяет нас в том, что в той другой комнате, другом мире, в той новой жизни, мы осознаем себя и тех, кого мы любили и знали. Мы будем снова с ними. Он также сказал, что те, кто умер, продолжают осознавать все, что происходит в этом мире. Это значит, что мы сможем оглянуться и увидеть то, что происходит в жизни, участником которой мы были раньше, на этой планете. И, конечно, мы будем способны думать. Но чего я боюсь, это не того, что мне придется увидеть свои ошибки (что будет достаточно трудным переживанием), а того, что я не сделала. Мне кажется, это угрожает стать самым настоящим страданием.
Даже задолго до того, как мы покинем этот мир, оглядываясь на прожитые годы, мы сожалеем об утраченных возможностях. Как ужасно, должно быть, в более высоком, ясном состоянии сознания оглянуться назад и увидеть те многочисленные свершения, которые были уже у нас в руках, но которых мы так и не смогли достичь из-за эгоизма, упрямства, лени и вседозволенности. И я думаю, одним из глубочайших сожалений, которые могут охватить нас, когда жизнь этого материального мира развернется перед нами как панорама, будет то, что мы тысячу раз могли, но не оказали помощи прогрессу Дела, включая осуществление финансовой поддержки.
Время от времени, уже в течение 20 лет, я задаюсь вопросом: что чувствуют сейчас те двое бахаи, которых я знала, супруги, жившие в полном благополучии и обладавшие значительным богатством. Что чувствуют по поводу того факта, что они не оставили Делу ни гроша, но завещали все свои деньги и без того благополучным родственникам? Конечно, я полностью осознаю, что это не мое дело! Но я не могу удержаться от того, чтобы не подумать, что произошло в их умах, когда они оглянулись назад. Я надеюсь, они оглянулись спокойно на этот мир. И более ясно, чем когда-либо в этой жизни, они осознали значение Дела Веры, увидели, какой большой прогресс был сделан с тех пор, как они ушли из этого мира, и как много хорошего делает каждый доллар бахаи. Я полагаю, они бы очень хотели иметь еще один шанс.
Мы знаем, что Бахаулла оставил за людьми свободный выбор в составлении своего завещания, предписал его необходимость и установил в Китаб-и-Акдас подробное завещание, применяемое в тех случаях, когда оно не было оставлено умершим. Никто никогда не должен ущемлять священную свободу человека в этом вопросе, поскольку она защищена Самим Явителем Бога. Я только стараюсь подчеркнуть, что бахаи должны быть зрелыми в суждениях и действиях, а не просто беззаботно и безответственно плыть по течению жизни. Они должны решить, делать или не делать свой вклад, а потом, после тщательного анализа, реализовывать свои решения, полностью осознавая то, что они свободны в своем выборе и используют это право так, как считают нужным.
В нашей Вере есть много прекрасных и глубоких положений, и одно из них особенно удивительно, но очень часто остается без внимания — это возможность измениться благодаря молитве. Конечно, простого проговаривания слов недостаточно. Очень важны желание молиться и воля. Но мы уверены в том, что если искренне просим о преобразовании себя, то действительно сможем измениться. Через молитву мы можем исправить и даже кардинально изменить характер к лучшему, а ведь большинство бед в современном мире как раз из-за плохих характеров некоторых его людей. Мы должны крепко ухватиться за сильный канат молитвы и взбираться по нему выше и выше. Все мы обладаем как хорошими, так и какими-то плохими качествами. Существуют всевозможные комбинации: щедрые сплетники, добродетельные скупцы, аморальные благодетели, целомудренные и прямые, но одновременно жесткие и нетерпимые души. Мы должны заглянуть внутрь себя, мудро и честно разобраться, в чем наша проблема, наше слабое место, а затем горячо молиться Богу для того, чтобы Он помог заменить недостаток противоположной ему добродетелью.
Если мы знаем или подозреваем, что низки, мы должны молиться и стремиться стать благородными, если нецеломудренны — стать целомудренными, если нетерпимы — стать терпимыми, если скупы — стать щедрыми. Мы можем и через молитву действительно помочь Делу Веры. Мы можем не только молиться с просьбой о том, чтобы располагать большими средствами и более свободно распоряжаться ими для поддержки Дела. Мы также можем молиться за то, чтобы те качества наших характеров, что препятствуют нам отдавать — будь то страх за будущее, беспокойство, жадность, эгоизм, потворство своим слабостям — чтобы они были преобразованы в противоположные — вера в Бога, доверие к Нему, щедрость, бескорыстие, самопожертвование.
Делу необходима финансовая помощь. У нас нет оправданий, чтобы не оказывать ее. Какой бы малой ни была сумма, но эта привилегия и долг дающего лежит на плечах каждого бахаи, я повторяю, какой бы малой ни казалась эта сумма. Потому что более всего мы должны думать не о благосостоянии, а о единстве. Это наше Дело, это тот океан, который омыл нас целительными водами, и в этот океан должен вернуться какой-то знак, будь он бесконечно малым, — знак нашей любви, что-то ощутимое, что позволит этому океану разлиться вширь, достичь другие души и оживить их водами вечной жизни также, как он оживил нас.
Перепечатано из «Свеча любви», №№ 27-29, 1997. (Перевод Some Thoughts on Giving by Rúḥíyyih Khánum, Baha'i News №№226-227, 1949-1950.)
Фотографии © Международного Сообщества Бахаи
Этот текст в удобной для распечатки форме (MS Word) Размышления о щедрости.
Дополнительно
Полезные материалы на тему фондов бахаи и жертвенности, а также Хукукулла, смотрите в базе знаний.
О том, кто такая Рухийя Ханум, есть отдельная статья.